Судьба человека в тоталитарном государстве сочинение шаламов

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Судьба человека в тоталитарном государстве (по книге В. Т. Шаламова «Колымские рассказы)

Урок – лабораторное занятие

Методический замысел урока и обоснование его темы:

Учитель использует широкие возможности урока для постижения учащимися не только нравственных уроков, но и литературных приемов, составляющих характерные особенности авторского стиля и манеры В. Т. Шаламова. Учитель обращает внимание на образность языка писателя (эпитеты, метафоры, сравнения), дает задания творческим группам по их нахождению в тексте, что позволяет ученикам ощутить сильное эмоциональное воздействие не только от самого содержания рассказа, но и от особенностей шаламовской прозы, отличающей его от других писателей. Домашнее задание творческого характера позволяет педагогу лучше выявить личностные особенности детей, развивать их креативные способности, проявить литературные таланты.

-урок закрепление знаний и выработка умений по их применению; усвоения способов деятельности с художественным текстом; формирование важнейших ценностных ориентаций и личностных качеств.

ФОРМА УРОКА:

-урок - лабораторное занятие.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УРОКА:

- формировать у школьников чувства собственного достоинства, ценности свободы, уважения к личности, способной проявлять несгибаемость человеческого духа, сохранять человеческое начало в нечеловеческих условиях жизни;

-обучать школьников подходить к тексту литературного произведения как к сложному информационному ресурсу, его художественным особенностям, позволяющим глубже проникать в творческий замысел автора и раскрывать характеры литературных героев;

- пробуждение чувств сострадания к жертвам репрессий, веры в добро, справедливость, содействовать сохранению исторической памяти.

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- овладение гуманистическими и демократическими ценностными ориентациями; принятие ценностных идеалов гражданского общества, формирование осознанной мотивации к выбору общечеловеческих ценностей;

-самоуважение и позитивная самооценка, чувство собственного достоинства, протеста против насилия над личностью;

- уровень освоения нравственной культуры, соответствующий возрастным возможностям старшеклассника; умение оценивать с позиций морально-нравственных и этических норм поступки людей;

-овладение умением оценивать с точки зрения произведение литературы и результаты творческого труда писателя;

- овладение умениями и навыками, способами творческой деятельности, отражающими индивидуальные способности и творческий потенциал личности;

- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для изучения новых тем.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (ВОСПИТАНИЯ):
- описания(словесный);

-исследовательских и проблемных заданий;

- оценки творческих процессов, явлений, событий;

- локализация исторических событий в пространстве и времени.

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ:

- организация работы с текстом;

-организация работы в группах.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения поставленной задачи;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- учет выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- смысловое чтение и выделение существенной информации художественных текстов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- слайд с эпиграфами;

- мартиролог репрессированных деятелей искусства и литературы;

Кто клеймен статьею полсотни восьмою,

Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,

Кто по суду, без суда, совещаньем особым

Был обречен на тюремную робу до гроба,

Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями.

Наши слезы и скорбь, наша вечная память!

Словарь эпохи

Тоталитаризм- политический режим, характеризующийся полным контролем со стороны государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных свобод и прав.

Диктатура – ничем не ограниченная власть.

Репрессии –карательные меры, наказания со стороны государственных органов.

Репатриация -возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов.

Террор - политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами.

ГУЛАГ - главное управление лагерей.

Зек – заключенный.

По этапу –под конвоем.

(Слайд 3: список репрессированных деятелей литературы и искусства.)

Ученик: В Доме литераторов в Москве висит мемориальная доска в память о тех писателей, кто погиб на войне -70 имен. Предложили повесить такую же доску с именами репрессированных. Но ведь места не хватит, все стены будут исписаны.

- Кто попадал в 1930 годы в лагеря?

- Что и кого увидели репатриированные?

-Что отличает их от тех, кто здесь был давно?

- Очень кратко, но в то же время достоверно и точно, показана писателем лагерная жизнь. Что вы узнали о жизни заключенных?

- В центре рассказа майор Пугачев. Какое мнение у вас сложилось о нем?

- в какие минуты автор показывает улыбку майора Пугачева? Что он хочет этим сказать?

( Следует отчет творческих групп)

Анализ портретных зарисовок, характеров героев

Пейзажные зарисовки

Вывод: природа одушевлена, она живая, переживает за беглецов, помогает им, но и предупреждает об опасности, трудности пути. Природа отражает и душевные переживания героя. Она не только фон, на котором происходят действия, но и участница событий.

Особенности художественной манеры В. Шаламова

Оксюморон- живые мертвецы;

Метафоры – всю зиму плелась сеть этого, чуть не единственного за 20 лет заговора;

Сравнения – снег лежал , как слитки серебряной руды, они вошли в тайгу, как ныряют в воду.

Эпитеты – огромный молчаливый лес, северный ад

Вывод: художественные тропы помогают ярче, полнее раскрыть и характеры героев, их и стремление к свободе, т. К. конец трагический. Поэтому олицетворения, сравнения, эпитеты создают тяжелую картину происходящих событий, как бы нагнетают обстановку.

Рассказ заканчивается трагично. Беглецы убиты, Пугачев предпочел самоубийство, и другого выхода у него не было. Солдатова вылечили, чтобы расстрелять.

Итак, сегодня вы открыли для себя новое имя и новую тему в литературе – лагерную

Учитель: Что дало вашей душе, сердцу, уму это знакомство? (Следуют ответы). И как напутствие вам, ребята, строчки Александра Галича:

Если правда у нас на знамени,

Если смертной гордимся гордостью,

Так чего ж мы в испуге замерли

Перед ложью и перед подлостью?

Не замирайте, друзья мои, ни пред ложью, ни перед подлостью. Учитесь мужеству, будьте порядочными людьми!

Цель: формирование представления о судьбе человека в годы репрессий.

Задачи: познакомить учащихся с трагической судьбой В.Шаламова; дать анализ рассказов писателя; воспитывать чувства милосердия, справедливости, гуманизма, любви к своему народу и Родине.

Нет, ты вовеки не гадала
В судьбе своей, Отчизна-мать,
Собрать под небом Магадана
Своих сынов такую рать.
А.Т. Твардовский

1. Организационный момент.

2. Слово учителя:

- Сегодня урок внеклассного чтения мы посвятим “Колымским рассказам” В.Шаламова, написанным по личным впечатлениям почти 20-летней лагерной жизни, и поговорим о судьбе человека в тоталитарном государстве.

3. Работа со словарем.

Тоталитарный режим – режим, при котором государственная власть устанавливает полный контроль над всеми сферами жизни общества. (Большой справочник школьника. 5-11 классы.- 3-изд.- М.: Дрофа, 2000.-с.302)

4. Историческая справка.

Тоталитарное общество отличается наличием только одной официальной идеологии. Среди них выделяется главная “историческая” идея, которая может быть религиозной (Иран), коммунистической (бывший СССР, Куба, КНДР), националистической (фашистская Германия). Эта идея формулируется просто и доступно для простого человека в виде лозунга.

Телевидение, радио, газеты представляют только официальную идеологию. Люди искренне в нее верят. Таким образом, сфера сознания оказывается под влиянием государственной власти.

В тоталитарном государстве существует одна правящая партия, исповедующая государственную идеологию. Ей в руки отдается управление обществом. Партийные органы подменяют государственные.

Государственные должности могут быть заняты только людьми, состоящими в партии.

Во главе партии и государства стоит вождь. Его воля является законом для граждан государства. Он объявляется мудрым и непогрешимым.

В таком государстве, где подавляется всякая оппозиция (противодействие, сопротивление), нарушаются права и свободы человека, существует сильный карательный аппарат, ведь при тоталитаризме террор носит массовый характер.

5. Работа с эпиграфом.

В 30-ые годы масштаб сталинских репрессий принял огромный размах. Началом можно назвать 1928 год. До этого в политических изоляторах сидели эсеры, участвовавшие в контрреволюционных заговорах, меньшевики, монархисты и другие “враги революции”.

В 1929 году в Соловецких островках Белого моря организуются отдельные лагеря. В 1929 году в исправительно-трудовые лагеря отправляются всемирно известные академики; в 1930 году прогремело дело Промпартии; 1930-1932 годы характерны судебными процессами по делу военных специалистов. Таким образом, жертвы сначала насчитывались десятками, затем – тысячами, миллионами жизней.

Поэтому не случаен сегодня такой эпиграф к уроку. Действительно, к 1937 году под небом Магадана оказалась “сынов такая рать” (чтение эпиграфа).

В.Шаламов считает лагерь отрицательным опытом для человека - с первого до последнего часа: “Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь – отрицательный опыт, отрицательная школа. Растление для всех – для начальников и заключенных, конвоиров и зрителей, прохожих и читателей беллетристики”.

Несмотря на такое заявление Шаламова, мы познакомимся с его произведениями о лагерной жизни, чтобы вызвать именно отрицательное отношение к этому белому пятну нашей истории. И на отрицательном опыте можно и нужно воспитывать милосердие, справедливость, гуманность, любовь к своему народу и Родине.

В.Шаламов был одним из многих осужденных, затем оправданных, - одним из первых, кто стал давать показания о том времени и бремени страданий, которые выпали на долю безвинных жертв.

7. Обобщающий вопрос: “Какой оказалась жизнь писателя В.Шаламова в тоталитарном государстве?”

Судьба В.Шаламова была трагической. Она отразилась в “Колымских рассказах” и в стихах.

Почти 20 лет тюрьмы, лагерей, ссылки, одиночества, и забвение в последние годы жизни. Как венец всех мытарств 0 смерть в психушке, куда писатель был насильственно перевезен из своего дома, чтобы вскоре умереть от воспаления легких.

Искрометная человеческая жизнь, непосильные человеческие страдания, самые страшные испытания – результат тоталитарного режима.

Что помогало Шаламову в его жизненной борьбе, так это поэзия. “Стихи – это боль и защита от боли”, - пишет он.

8. Чтение наизусть стихотворения В.Шаламова “Сумеешь, так утешь…”

Сумеешь, так утешь
И утиши рыданья.
Увы! Сильней надежд
Мои воспоминанья.
Их ворон бережет
И сам, поди, не знает,
Что лед лесных болот
Вовеки не растает.
Под черное стекло
Болота ледяного
Упрятано тепло
Несказанного слова.

“Колымские рассказы” писались и публиковались Шаламовым после освобождения. Они жгут, саднят душу. Но знание и понимание достоверных фактов, по мнению Шаламова, могут предостеречь людей от повторения прошлых ошибок.

Надежды Шаламова связаны с будущим народа: не должна повториться бессмысленная гибель миллионов людей.

9. Анализ рассказов В.Шаламова. Индивидуальное задание учащихся.

10. Работа в группах: “Каковы характерные особенности рассказов В.Шаламова?”

1) Едина тема (лагерная жизнь зеков);

2) нравственный смысл рассказов;

3) проблема гуманизма, человечности, справедливости, милосердия;

5) небольшие по объему;

7) малочисленность героев;

8) трагизм (заканчиваются смертью героя);

9) натуралистичность описания;

10) стремится сохранить до мелочей все подробности жизни зека, не смягчает красок;

11) “неприкрытая” правда.

11. Обобщающий вопрос: “Какой оказалась судьба многих людей тоталитарного государства?”

Через лагеря в нашей стране прошли миллионы безвинных, многие там и сгинули, расстрелянные, замученные, погибшие от истощения и непосильного рабского труда. Среди них: и профессора, и инженеры, и крестьяне, и партработники, и люди, прошедшие Великую Отечественную войну, - никого не миновала сия чаша. Они не были ни врагами народа, ни государственными преступниками и, умирая, не знали, в чем их вина.

12. Фрагмент из к /ф “Холодное лето пятьдесят третьего”.

- Какой будет судьба главного героя фильма после освобождения? Почему?

В.Шаламов… Его судьба затем и послана была ему, чтобы, вместив в себя самые страшные испытания, которые нес человеку в нашем многострадальном отечестве тоталитарный режим, стать вместе с тем и непреложным приговором этому режиму.

В том и суть, что трагедия Варлама Шаламова отнюдь не была уникальной. Через лагеря в нашей стране прошли миллионы безвинных, многие там и сгинули, расстрелянные, замученные, погибшие от истощения и непосильного рабского труда. Остались лежать в безымянных могилах.

Прав был А.Т. Твардовский, когда писал, что “под небом Магадана” собралась “сынов такая рать” (обращение к эпиграфу).

В лице Шаламова, в его даре большого писателя, общенародная трагедия получила своего бескомпромиссного свидетеля, мученика-летописца, собственной душой и кровью заплатившего за страшное знание. В нем она обрела чистый и мощный голос.

14. Оценки за урок. Домашнее задание:

1) выучить наизусть стихотворение В.Шаламова;

2) написать сочинение-рассуждение “Судьба человека в тоталитарном государстве”.

Литература эта хотя и писалась она много лет назад, опубликована была гораздо позднее. Большинство произведений, рассказывающих о судьбе человека в тоталитарном государстве, о тех людях, которые в страшное лихолетье сталинских репрессий попадали в Гулаг по доносам за инакомыслие, им предъявлялись нелепые обвинения. Литература, вышедшие из-под пера В. Шаламова не грешит не приукрашиванием, не подачей и выгодном свете. Это документальная проза, отличается натурализмом, который сочетается с исповедальностью. Именно это переплетение придает "Колымском рассказам" особый колорит.

Критика часто обвиняла Шаламова в чрезмерной жестокости, описание лагеря действует угнетающе. Идея Шаламова сформирована им самим: "Разумного основания у жизни нет - вот, что доказывает наше время" . В его рассказах большое значение имеет художественное пространство и время. Можно сказать, что это книга - плач растоптанной человеческой души.

Действия происходят в ограниченном колючей проволокой пространстве. Человек без свободы теряет свою сущность, ломается, а если он лишён свободы полностью, то по мнению Шаламова в нем проявляются лишь животные инстинкты - выжить любой ценой. Каждый выбирает для этого свои средства, причём они диктуются далеко не нравственными законами, а случайными обстоятельствами. Случай - либо убийца, либо удача. Шаломовская проза поражает своей бескомпромиссностью и суровостью. человек не может выдержать эту "мясорубку" , в нём обязательно разобьется внутреннее ядро, сломается стержень души. Человек не может жить без души, без друзей, но в лагере никому доверять нельзя.

Для доказательства этого может служить рассказ "Сгущённое молоко". Два человека сидят в одной камере, вместе переносят невзгоды, вместе отправляются на Колыму, мечтают о побеге, но один голоден и изнемождён, а у другого щёки лоснятся. И за две банки сгущёнки доходяга решил осуществить побег, но он просто хотел вдоволь наесться, подкрепить силы. После расстрела бежавших, герои терзается угрызениями совести, что он невольно стал причиной смерти других, но в лагере это быстро проходит, потому что каждый сам за себя. И как доказательство этого Шаламов ещё раз сталкивает своего героя с агитатором побега. Не осуждение, ни злости герой не испытывает, ведь "каждый выживает, как может" .

В людских душах селится вечная мерзлота. Мародерство осуждалось и преследовалась на любой войне, а здесь оно процветает. Писатель утверждает, что на Колыме происходит "расчеловечивание" душ, но этот процесс начался еще раньше - в нормальной жизни, где уже потерялись нравственные принципы. Герой-рассказчик Шаламова одинок, его чувства притупились, ничто не приносит радости, лишь голод руководит человеком.

В рассказе "Ягоды" голод заставил человека рисковать. Пространство, ограниченное колючей проволокой, сторожевые вышки и ряды бараков. А за колючей проволокой Рыбаков увидел ягоды, но за территорию лагеря выходить нельзя. И Рыбакова убивают, когда он сквозь проволоку пытается дотянуться до куста.

Судьба писателя как бы продолжает судьбу его героев. Сам он прошёл 20 лет тюрьмы и ссылки, растеряв за эти годы всех друзей и родных. Последние годы жизни провёл в доме для престарелых, откуда его перевели в психушку. Там на следующий же день он скончался. Страшный пафос шаламовской прозы передаёт Роберт Рождественский: "Лейтенант в окно глядит, пьёт не остановится. Полстраны уже сидит, полстраны готовится" .

На данном уроке мы знакомимся с биографией писателей,исследуем особенности представления"лагерной темы" в творчестве каждого;формируем чувство сопричастности и ответственности за судьбу своей страны и чувства уважения к людям,сумевшим выстоять в нечеловеческих условиях сохранить высокий моральный облик,нравственную чистоту.На уроке используются фрагменты произведений этих авторов,стихи,выставка книг,презентация,фонограммы песен "Песня о Родине" и "Россия" И.Талькова.

ВложениеРазмер
sudba_cheloveka_v_totalitarnom_gosudarstve.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховская средняя общеобразовательная школа

Тайшетского района Иркутской области

Урок-семинар по литературе в 11 классе.

Судьба человека в тоталитарном государстве.

1.Знакомство с биографией и творчеством писателей А.Солженицына, В.Шаламова,

3.Формирование чувства сопричастности и ответственности за судьбу своей страны.

4.Воспитание чувства уважения к людям, сумевшим выстоять в нечеловеческих условиях и

сохранить высокий моральный облик, нравственную чистоту.

Оформление урока : выставка книг названных авторов, презентация, муз.сопровождение-

20-30-х годов. (см. рисунки.)

II. Работа по теме урока.

Вот некоторые факты ( историческая справка может быть подготовлена учащимся) .

Послевоенное время исследователи считают апогеем сталинизма, когда количество политзаключенных резко возросло. На 1 января 1950 г., по данным В. Н. Земскова, насчитывалось 2,6 млн. зэков (в 1946 г. почти в 4 раза меньше), в том числе 1,4 млн. лагерников, из которых 60 тыс. - каторжане. В тюрьмах - до четверти миллиона. В ссылке и высылке - 2,7 млн. человек. К ним прибавьте 2-3 млн. пленных. В 1947 году смертную казнь отменили, заменив 25-летним заключением. Через три года казнь восстановили, а срок оставили.

Тоталитарный режим достиг верхней планки, невозможность его движения далее по нарастающей стала если не осознаваться, то ощущаться. Писатель К. М. Симонов (1915-1979) заметил, что с конца войны множились иллюзии: должно случиться нечто, двигающее страну в сторону либерализации. Возникла атмосфера ожидания обновления. Это понимал Сталин. Поэтому репрессивная машина стала усиливать свои обороты.

2. Слово о писателе и его творчестве.

Себя как художника он относит, безусловно, ко второму типу, что и определяет целиком его творческую позицию.

Дополнения учителя: «Как попадают на этот таинственный Архипелаг? Туда ежечасно летят самолёты, плывут корабли, гремят поезда, — но ни единая надпись на них не указывает места назначения. И билетные кассиры, и агенты Совтуриста и Интуриста будут изумлены, если вы спросите туда билет. Ни всего архипелага в целом, ни одного из его бесчисленных островков они не знали, не слышали.

. Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ. Каждый из нас — центр Вселенной, и мироздание рушится, когда вам шипят: "Вы арестованы".

Если уж вы арестованы, — то разве что-нибудь ещё устояло в этом землетрясении?

Что же такое арест? Арест — это мгновенный, разительный переброс, перекид, перепласт из одного состояния в другое. По долгой кривой улице нашей жизни мы счастливо неслись или несчастливо брели мимо каких-то заборов — гнилых, деревянных, глинобитных дувалов, кирпичных, бетонных, чугунных оград. Мы. не задумывались, что за ними. Ни глазом, ни разумением мы не пытались за них заглянуть — а там-то и начинается страна ГУЛАГ.

Учитель : Что же такое арест?. За что можно было попасть в Архипелаг? Вслушайтесь в голоса страшного прошлого.

Вот как отвечает на этот вопрос А.И.Солженицын: «. арест: это ослепляющая вспышка и удар, от которых настоящее разом отодвигается в прошлое, а невозможное становится полноправным настоящим. Это резкий ночной звонок, или грубый стук в дверь. Это бравый вход невытираемых сапог оперативников. Это взламывание, вспарывание, сброс со стен, выброс на пол из шкафов, столов, вытряхивание, разрывание, рассыпание — и нахламление горами на полу, и хруст под сапогами! И ничего нет святого во время обыска!

При аресте паровозного машиниста Инохина у него в комнате на столе стоя гробик с только что умершим ребёнком. Юристы выбросили ребёнка на пол, они искали в гробу.

И вытряхивают больных из постели, и разбинтовывают повязки. |

В 1937 году громили институт доктора Казакова. Сосуды с лизатами, изобретёнными им, "комиссия" разбивала, хотя вокруг прыгали исцелённые и исцеляемые калеки, и умоляли сохранить чудодейственное лекарство. А ведь по официальной версии лизаты считались ядами. Так почему же их не сохранили хотя бы как вещественные доказательства?!

А дети, которые обвинялись в его убийстве- Костя и Ника, — погибли на Колыме в 1938 году. Погибли, хотя и работать-то их особенно никто не заставлял. Погибли от холода.

4. Вступительное слово учителя о В.Шаламове.

«Есть люди, встречи с которыми вызывают не только сочувствие и сострадание, но и жгучее ощущение своей вины перед ними. Вины из-за того, что на твою долю не досталось и сотой доли перенесенных ими бед и унижений.

Я общался с Варламом Шаламовым после его реабилитации, когда уже были опубликованы его первые книги, сразу замеченные и получившие признание.

У Варлама Тихоновича слегка дергалась голова, и слушал он собеседника напряженно - следствие побоев, навсегда повредивших его слух. Выдавал и нездоровый, желтовато-бледный цвет лица - из-за длительного пребывания на сорокаградусном морозе, продубившем кожу на всю жизнь. Ходил он, прихрамывая и опираясь на палку. И в условиях однокомнатной московской квартиры Шаламов выглядел зэком, привыкшим к алюминиевой кружке и миске, нарезанным на столе ломтям хлеба, который он ел, держа кусок в одной руке, а другую подставляя горстью, чтобы не ронять крошек. В комнате было голо, хозяин не хотел заботиться о комфорте. Неприхотливая меблировка -железная кровать, не слишком аккуратно застеленная, кухонный стол и тройка разнобойких стульев - составляла убранство комнаты, однако пол был чисто выметен и книги на полке аккуратно составлены. На единственном столе, за которым мы чаевничали, стояла сверкающая чистотой новенькая пишущая машинка.

Измученным инвалидом подошел писатель к концу своею трагического пути. Брали свое недуги: крепкий от природы организм, подточенный пытками и лишениями, не выдержал.

Неслучайно фамилия организатора вооружённого побега — бунтарская. Бежавшие бойцы пробыли на свободе несколько дней. Они решили умереть свободными, в бою, с оружием в руках.

-А кто же эти люди?

Смерть, унижения, холод, голод, воскрешения и казни, превращение в животных, переоценку ценностей, крушение привычных представлений о мире, о человеке, о его возможностях. Шаламову ничего не надо было придумывать. Выстраданное собственной кровью оборачивается обвинительным документом. Максимальная убедительность прозы достигается документальной верностью фактов и простотой, ясностью и безыскусностью изложения.

Шаламов считал: важно воскресить чувство, которое испытывал человек в нечеловеческих условиях. Он воскрешал это чувство, воскрешал убитых, замученных, умерших от голода холода, изнеможения.

Произведения Шаламова заставляют задуматься о цене человеческой жизни. Его проза и стихи- памятник жертвам ГУЛАГА. Проза Шаламова воспринимается и постигается глубже и полнее, если её рассматривать в соединении с лирикой в переплетении с ней.

(произведения перечислены на слайде)

Для учителя дополнения : « В1949 году он привлечён к суду и приговорён к отправке в лагерь в Прибайкалье на строительство железнодорожной ветки Тайшет –Братск, а затем на Колыму. Восемнадцатилётнему юноше довелось испытать все тяготы лагерного быта, строительства железной дороги, работ на лесоповале, на Колымских рудниках.

Учитель: Ему в полной мере пришлось испытать издевательства и лагерного начальства, и охраны, и тяжелейший физический труд, часто опасный для жизни. Лагерные лишения и мучения не сломили дух Жигулина, он не озлобился на весь белый свет и не проклял родную землю. С мудростью много испытавшего человека он утверждал, что проходят личные обиды на людей.

( читают наизусть подготовленные учащиеся)

Произведения актуальны и сегодня, т.к. в них поднимается вечная проблема жизни и смерти, свободы и рабства, истины и лжи, добра и зла, честности и подлости, мужества и трусости, смысла

(мой взгляд на эпоху и на произведения).

1.Семинар проводится в два урока.

2.Во время работы учащиеся делают записи в тетради, (об этом сообщает учитель в начале урока) накапливая материал для эссе.

и возвращается слайд с перечнем произведений лагерной тематики.

5.Материал сопроводительных статей к произведениям А.Солженицына.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Ход урока:"Маленький человек: тип или личность".(по творчеству Ф.М. Достоевского)

Цели: -Развивать исследовательскую культуру 9-и класснкиов- Отработка навыков анализа художественного текста Технология: обучение в сотрудничестве (групповая работа).


Слайды к уроку "Маленький человек: тип или личность "(по творчеству Ф.М. Достоевского)

Материалы для интеракивной доски.


Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Урок знакомит детей с жанрами утопии и антиутопии, развивает навыки анализа художественного текста, развивает общечеловеческие ценности.


же спасёт человека в бесчеловечной жизни, каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению.



Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана.


  • Сочинения
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения 5 класс
  • Сочинения 6 класс
  • Сочинения 7 класс
  • Сочинения 8 класс
  • Сочинения 9 класс
  • Сочинения 10 класс
  • Сочинения 11 класс
  • Сочинения про весну
  • Сочинения про лето
  • Сочинения про осень
  • Сочинения про зиму
  • Сочинения по картинам
  • сочинение про школу
  • Сочинения про животных
  • Сочинения описания
  • Рефераты
  • Краткие содержания
  • Украинская литература
  • Сочинения, рефераты, краткие содержания
  • Шпаргалки по философии
  • Шпаргалки по истории
  • Биографии
  • Анализ стихотворения
  • Пословицы
  • Cчиталки для детей
  • Поздравления учителям
  • Поздравления ученикам
  • Сочинения ОГЭ и ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии

Главная Сочинения ОГЭ и ЕГЭ Проблема детства в тоталитарном государстве. Сочинение по тексту В. Шаламова

Проблема детства в тоталитарном государстве. Сочинение по тексту В. Шаламова

Сочинение по тексту:

В.Т. Шаламов обращается к проблеме детства в тоталитарном государстве. Безусловно, эта проблема не утрачивает своей актуальности и сегодня, во-первых потому что через застенки лагерей прошли миллионы детей; во-вторых, потому, что нельзя человечеству забывать о том, какой нечеловечески тяжёлой была жизнь самых маленьких узников, у которых было отнято детство.

Главная мысль текста и позиция автора заключается в следующем: тоталитарное государство губительно для самых незащищённых и самых безвинных его граждан — для детей.

Невозможно не согласиться с позицией В.Т. Шаламова: в тоталитарном государстве были сломаны и разрушены миллионы человеческих жизней. Но страшнее всего осознавать, что и ни в чём не повинные дети становились врагами государства и на их долю выпадали тяжкие физические и нравственные страдания.

Текст В. Шаламова:

(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка, детская тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, тщательно и трудолюбиво.

(3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

(4)И я рисовал когда-то — давно это было, — примостясь у семилинейной керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (6)Иван Царевич на сером волке скакал по еловому лесу. (7)Ёлки были меньше серого волка. (8)Иван Царевич сидел верхом на волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. (9)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

(10)И чем сильнее я вспоминал своё детство, тем яснее понимал, что детство моё не повторится, что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради. (11)Это была грозная тетрадь.

(12)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот жёлтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих. (13)В тетрадке было много, очень много заборов. (14)Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми черными линиями колючей проволоки. (15)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

(16)Около забора стояли люди. (17)Люди тетрадки не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками — это были солдаты, это были конвойные и часовые с винтовками. (18)Дождевые будки-грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек. (19)И на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы. (20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.

(21)Яркая земля, однотонно-зелёная, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное. (22)Закаты и восходы были добротно алыми, и это не было детским неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени. (23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.

(24)Я вспомнил старую северную легенду о боге, который был ещё ребёнком, когда создавал тайгу. (25)Красок было немного, краски были по-ребячески чисты, рисунки просты и ясны, сюжеты их немудрёные.

(26)После, когда бог вырос, стал взрослым, он научился вырезать причудливые узоры листвы, выдумал множество разноцветных птиц. (27)Детский мир надоел богу, и он закидал снегом таёжное своё творенье и ушёл на юг навсегда. (28)Так говорила легенда. (29)И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. (30)Зелень исчезла. (31)Деревья были черными и голыми. (32)Это были даурские лиственницы, а не сосны и ёлки моего детства.

(33)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. (34)Иван Царевич был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах, крагах, как их называют на Дальнем Севере:. (35)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (36)Голые треугольные деревья были натыканы в снег.

(37)Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего, синего неба.

Читайте также: