Стресс на экзамене сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Как понять, что у меня стресс?

Стресс — это состояние нервной системы в периоды, когда с человеком происходит что-то необычное. Он бывает положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс).

С эустрессом ничего делать не надо, потому что обычно он оказывает позитивное воздействие на психофизиологическое состояние человека. Дистресс связан с негативными эмоциями и оказывает вредное влияние на здоровье.

Распознать дистресс можно по реакции организма.

  • Учащённому сердцебиению.
  • Частым головным болям.
  • Неконтролируемому голоду или беспричинному отсутствию аппетита.
  • Проблемам со сном.

Особо опасным проявлением дистресса являются панические атаки. Это приступы сильного беспричинного страха, внешне выражающийся в треморе рук, затруднённом дыхании и других симптомах.

Первый шаг в борьбе с дистрессом — распознать врага. Проанализируйте своё физическое состояние. Есть вы здоровы, а организм ведёт себя странно, скорее всего, так проявляется тревога о предстоящих экзаменах.

Почему я стрессую?

Дистресс возникает, когда школьник понимает, что приближается затруднительная ситуация. Например:

  • Первый экзамен в жизни. Подросток не знает, что его ждёт, как себя вести, достаточно ли у него знаний.
  • Второй и последующие экзамены. В первый раз школьник чувствовал себя дискомфортно и не хочет, чтобы это повторилось.
Шаг номер два — осознать природу стресса.

Если вы никогда раньше не сдавали экзамен, то знайте — делать что-либо в первый раз страшно всегда и всем. Даже тем, кто внешне — скала. Неандертальцу было страшно впервые сражаться с мамонтом, Колумбу ступать на неизвестный материк, а Гагарину лететь в космос. Но они справились, и вы тоже справитесь. Если же вы не хотите повторения неприятного опыта, то вспомните о том, что любой опыт уникален. Вряд ли в этот раз вы будете чувствовать то же самое, что в предыдущий.


Я разобрался с природой стресса. Делать-то что?

Затем сформулируйте конкретные задачи, которые вам предстоит решить. Посмотреть такой-то курс, поучаствовать в такой-то олимпиаде, прорешать столько-то заданий на ФИПИ. Это не только элемент планирования, но и усмирение панических атак, которые поглощают концентрацию внимания и рациональность мышления.

Шаг третий — ищем мотивацию и боремся с самокритиком.

В каждой тетради по экзаменационным дисциплинам напишите для чего вы изучаете этот предмет. Не для кого, не потому что, а для чего это лично вам. Выпишите достижения, имеющиеся у вас на данный момент. Периодически перечитывайте это.

Как вести себя перед экзаменом?

Примерно за два с половиной месяца до ОГЭ, ЕГЭ или любого другого испытания вам предстоит изменить свою жизнь, чтобы в день Х продемонстрировать максимум своих возможностей.

Планирование

У вас есть цель и вы уже умеете формулировать конкретные небольшие задачи. Теперь возьмите в привычку каждый вечер буквально по минутам расписывать свой день: в 11:00 — урок по алгебре, в 12:25 — чай с печенюшками, в 12:45 — урок по русскому, в 14:00 — созвон с другом, и так далее.

Да, да, отдых тоже нужно планировать, пренебрегать им нельзя. Можно даже заводить себе будильник, чтобы напоминать, когда нужно оторваться от учебников, а когда пора вернуться к работе.

Чем меньше времени остаётся до дня Х, тем больше тревоги. Кажется, что ничего не успеваешь. Сосредотачиваться помогают физические упражнения. Приседайте, отжимайтесь, подтягивайтесь, держите планку, прыгайте через скакалку или танцуйте. Перезагружая таким образом мозг, вам будет проще возвращаться к учёбе и методично решать стоящие перед вами задачи.

Режим сна

Как уже говорилось, бессонница или, напротив, постоянное желание спать — ничто иное, как физические проявления дистресса.

Хорошая новость: стоит только пересмотреть график, как продуктивность тут же пойдёт в гору.

Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут вам отрегулировать режим сна и бодрствования.

Режим питания

В период дистресса крайне важно правильно сбалансировано питаться.

В рационе подростка, готовящегося к экзаменам, обязательно должны быть фрукты, овощи и белок, желательно животного происхождения, то есть мясо. Необходимо следить за потреблением сахара. Долька тёмного шоколада в день или несколько грамм сухофруктов дадут заряд энергии.

Для нормального функционирования мозга нужно пить воду утром, днём и вечером — 4-5 стаканов в день. Клетки мозга нуждаются в кислороде, а в воде его довольно много.

Физическая активность

Дополнительная физическая нагрузка, необходима если:

  • вы не занимаетесь спортом на постоянной основе, не ходите в бассейн или какую-нибудь секцию;
  • вы мало передвигаетесь по городу, большую часть дня проводите дома.

В этих случаях хорошо бы выходить минимум на пятнадцатиминутную прогулку. Каждый день. Даже если на улице мороз, снег, дождь, ветер. Стоять на балконе — не считается. Сходите в магазин за продуктами, встретьте кого-то из родителей с работы, просто пройдитесь вокруг дома. Что угодно, лишь бы была дополнительная физическая нагрузка и свежий воздух.

Репетиция экзаменов

Хотите знать, что вас ждёт на ОГЭ и ЕГЭ? Изучите процедуру экзаменов. Это поможет побороть волнение и страх. Ведь предупреждён — значит, вооружён.

Но можно пойти ещё дальше и приучить себя к экзаменационной обстановке. Итоговая аттестация будет проходить в специальных пунктах проведения экзаменов. Вам придётся решать задачки несколько часов подряд в присутствии десятка других людей. Вероятно, вы наденете брюки и рубашку и уложить волосы.

Потренируйтесь уже сейчас — выйдите из зоны комфорта! Оденьтесь так, как оделись бы на ОГЭ или ЕГЭ, и отправляйтесь в библиотеку или коворкинг-центр решать тренировочные варианты.

Это позволит вам лучше понять себя. Быть может, в незнакомом месте вы не знаете, куда деть ноги, и постоянно отвлекаетесь на это? Возможно, вы боитесь видеонаблюдения и всё время смотрите на камеры?

Обратите внимание, фуд-корт в торговом центре для имитации экзамена не подойдёт — там слишком шумно. По этой же причине не рекомендуется заниматься под музыку. Мозг может привыкнуть работать с определённым фоном и впасть в ступор в тишине реального экзамена. Наушники и гаджеты на это мероприятие брать нельзя.

Выражение эмоций

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.


На поведенческом уровне стресс выражается в неконтролируемых движениях. Человек может кусать ногти, накручивать волосы, постукивать пальцами или скрежетать зубами. Многие отмечают, что в процессе подготовки к испытанию теряется интерес к внешнему миру, нет желания следить за собой.

Причина стрессового напряжения

Волноваться перед любыми испытаниями абсолютно естественно. Для некоторых людей это необходимый стимул для успешной сдачи экзамена. Но для большинства экзаменуемых ситуация проверки оказывается сильным стрессом, они забывают выученный материал, начинают заикаться, не могут сформулировать ответ, краснеют, у них трясутся руки и накатывает тошнота.

Представляйте себе процесс экзамена, ваша речь четкая и без запинок, испытание проходит легко и непринужденно. Визуализируйте экзаменатора, обстановку, билеты, помещение. В воображении должна присутствовать уверенность и спокойствие.

Устранение нервного напряжения

Снять нервное напряжение поможет упражнение с орехом. Ладонью левой руки необходимо прижать орех к правой ладони. Начинайте делать круговые движения по часовой стрелке, а через три минуты повторите манипуляцию, но уже в обратную сторону.

Как бороться с экзаменационным стрессом

Признаки экзаменационного стресса

Признаки стресса ощущаются на физическом, поведенческом и эмоциональном уровне. На физическом уровне присутствуют боли в животе, потливость, учащенное сердцебиение, появляются симптомы кожного зуда, астматические проявления.

При этом у экзаменационного стресса есть и положительная сторона. В малых пропорциях он обеспечивает организм адреналином, что поддерживает человека в необходимой форме и мотивирует к действиям.

Чтобы снять признаки стресса необходимо учиться владеть собой. Основная причина стресса – неизвестность и ситуация оценивания.


Пугает дальнейшее развитие событий, мучает страх. Чтобы легче было взять себя в руки существуют несколько способов:

Психотехники для снятия экзаменационного стресса

Как снять стрессовое состояние? Существует большое число психологических техник для снятия эмоционального напряжения. Рассмотрим основные способы.

Визуализация

Ее желательно делать в расслабленном состоянии, можно практиковать упражнение в вечернее время перед сном.

Регулировка дыхания – важный момент для снятия симптомов волнения. Попробуйте на вдохе сначала наполнить живот, а только затем грудную клетку. На выдохе расслабляем живот, а затем грудь. Дыхание должно быть медленным и спокойным.

Вербальное самовнушение

В психотерапевтической практике часто используются игры-формулы. Фраза для самовнушения может быть любой. Главное, чтобы она придавала уверенности.

Экзаменационная проверка кажется весомым событием, но если посмотреть на нее в разрезе всего жизненного пути, то она окажется лишь небольшим кусочком биографии. Будьте смелее, испытание позволит получить необходимый опыт для дальнейшей жизни.

Стресс перед экзаменом


Нередко сдача экзамена является не столько проверкой знаний студента, сколько мощным психологическим испытанием. Многие переживают очень сильное волнение, страх перед возможным провалом. Ведь нередко от успеха во время сдачи экзамена зависит будущее – поступление в желаемое учебное заведение, размер стипендии, оценки в дипломе.

Подготовка к экзамену зачастую требует длительного сидения за учебниками, чревата нарушением режима отдыха и учёбы, сопровождается эмоциональным перенапряжением. Как следствие, нервная система работает на пределе.

Стресс перед экзаменом вызывает целую кучу побочных эффектов. Это расстройства работы органов пищеварения, бессонница, тревожность, чрезмерное потовыделение.

Таких неприятных состояний можно избежать, если научиться правильно организовывать своё время и владеть собой.

Дисциплина и организованность уменьшат стресс перед экзаменом

Две главных условия успеха на экзамене — хорошее владение материалом того предмета, который проверяется и умение владеть собой.

Чтобы хорошо знать сдаваемый материал, нужно начать готовиться заранее, а не откладывать всё на последнюю ночь.

Поэтому, необходима хорошая организация времени , выделенного на подготовку. Помогут простые советы.

Если Вы хорошо освоили материал, это придает уверенность. Вы более спокойны и не так сильно ощущаете стресс перед экзаменом.

Советы владения собой

Но, даже хорошо изучив нужный материал, можно плохо сдать экзамен по причине большого волнения, нервозности. В таком состоянии кажется, что все знания просто вылетели из головы, не получается правильно сформулировать свои мысли. Поэтому важно научиться владеть собой, быть сосредоточенным, внимательным, спокойным.

Правильное питание уменьшит побочные действия стресса

Самое главное — не допустите обезвоживания организма. Следите, чтобы в день Вы выпивали не менее одной-полтора литров воды. Как профилактика быстрой утомляемости и стресса, рекомендовано употреблять воду, богатую магнием.

В период повышенной умственной и эмоциональной нагрузки очень важно правильно питаться. В рационе обязательно должны быть овощи, постное мясо, рыба, жирных сортов: лосось, тунец. Отдавайте предпочтение блюдам, содержащим сложные углеводы. Это каши: гречневая, рисовая, овсяная, макароны. Не забывайте есть свежие фрукты, по возможности выпивайте хотя бы стаканчик свежего сока в день.

Накануне экзамена важно употреблять на ужин блюда, которые не будут мешать здоровому сну. Это может быть овощной салат, рагу с рыбой или птицей. Полезным будет и ужин, состоящий из молочных блюд. Например, йогурт с крекерами, творог с фруктами, молоко.

Не рекомендуется кушать на ночь блюда с жирного мяса, копчености, колбасные изделия, сосиски. А также сладости, острые блюда, продукты, содержащие много крахмала, консервы.

Хорошо отдохнувши и вооружившись позитивным настроем, Вы точно сможете победить стресс перед экзаменом и достичь желаемого успеха!

Стресс перед экзаменами


Стресс и его признаки

Волнение перед экзаменами испытывает большинство учеников разных возрастов. Конечно, экзаменационный стресс – явление временное, однако пребывание в состоянии напряжения для детского организма нежелательно. Именно поэтому важно вовремя заметить признаки стресса у ребенка.

Со стороны физиологических процессов стресс проявляет себя как бессонница, частое сердцебиение, головные боли, несварение желудка, спазмы, потеря аппетита. Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность.

– Неуверенность в знаниях или боязнь неизвестного
Одной из них является неуверенность в собственных знаниях, которую, к счастью, можно устранить с помощью дополнительных занятий. Однако существует и ложный страх, когда ребенок, вызубрив весь учебник, боится провалить экзамен. Это скорее боязнь неизвестного. Чтобы ее преодолеть, разыграйте экзамен дома. Такая репетиция поможет не испугаться предстоящей проверки знаний.

– Переоценка важности экзамена
Другая причина стресса перед экзаменами – переоценка важности экзамена. Ребенок считает, что если плохо его сдаст, то вряд ли сможет получить хорошее образование и найти достойную работу. В таком понимании виноваты взрослые, чье давление ребенок хорошо чувствует и которых боится разочаровать. Объясните ребенку, что исход экзамена не делает его плохим или хорошим, и вы в любом случае будете на его стороне.

– Неравномерная нагрузка на организм
Еще одной причиной стресса перед экзаменами является неравномерная нагрузка на организм. Как правило, дети начинают подготовку незадолго до экзамена, пытаясь за короткий промежуток времени усвоить весь пройденный материал. Посоветуйте ребенку этого избегать, объясните, что лучше учить материал в течение учебного года. Так он убережет себя от ненужных переживаний.

– Повышенная тревожность
Кроме того, есть дети с повышенной личностной тревожностью. Они очень сильно переживают любое ответственное событие в их жизни. Поговорите с ребенком, успокойте его. Если тревожность ребенка зашкаливает и самостоятельно решить эту проблему невозможно, обратитесь к психологу.

Как помочь ребенку, испытывающему стресс перед экзаменами

Правильный эмоциональный настрой – залог успеха на экзамене. Во время подготовки к экзаменам ребенок должен представлять картину только успешной его сдачи.

Подготовьте дома место для самоподготовки ребенка. Пусть он сам решит, где ему комфортнее заниматься, и организует свое место. Снизить напряжение помогут стоящие на столе семейные фотографии или его любимые вещи.

Не стоит обещать ребенку материальное вознаграждение. Даже если вы считаете, что он его заслужил, разговор об этом лучше отложить до того времени, когда все экзамены останутся позади – это убережет его от лишних волнений.

Неплохо помочь ребенку освоить методику расслабления, дыхательную гимнастику, аутотренинги. В интернете очень много соответствующей информации. Возможно, какие-то методы помогут вашему ребенку.

Режим отдыха и питания готовящегося к экзаменам

Экзамены – это не только проверка знаний ученика, но и серьезная проверка его организма. Важно соблюдать режим сна и отдыха. Не позволяйте ребенку целыми днями сидеть за учебниками — избегайте перегрузок. Ежедневные прогулки очень полезны, особенно в этот период. Накануне экзамена обязательно должны быть полноценный отдых, сон и прогулка на свежем воздухе.

Кроме того, важно чередовать умственные и физические нагрузки. Оптимально заниматься по полтора часа и делать пятнадцатиминутные перерывы, которые желательно потратить на физзарядку, гимнастику или танцы.

Уже скоро ТО самое, наше любимое время года. Нет-нет, мы не о лете. Мы об экзаменах. Ты же любишь их так же, как и мы, верно?

Или ты действительно любишь грызть гранит науки и экзамены для тебя настоящий праздник? Тогда эта статья не для тебя (и мы, конечно, все немножко завидуем, ха-ха). Большинство девушек сталкивается с предэкзаменационным стрессом в конце каждого учебного года. Что уж говорить, если речь идет о выпускных экзаменах. Тут сила стресса просто зашкаливает. Еще бы! Вместо того, чтобы наслаждаться отличной погодой и нежиться с друзьями на солнышке, ты вынуждена сидеть над скучными учебниками и зубрить с утра до ночи. Это способно свести с ума кого угодно.

Вот что советуют нам специалисты:

  • Всевозможные техники расслабления сейчас твой главный помощник. 15-минутная медитация в тишине тебе точно не помешает, хотя бы раз в день. И, еще раз, ни одной мысли об экзаменах. Кстати, медитировать можно и под душем. Вода великолепно помогает снять стресс.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

исследовательская работа по психологии

Плисова Ирина Александровна

I . Экзаменационный стресс. Теоретические аспекты данной

1.1 Особенности экзаменационного стресса 6стр.

1.2.Причины экзаменационного стресса 7стр. 1.3.Симптомы экзаменационного стресс 8стр.

II . Эмпирическое изучение экзаменационного стресса среди

учащихся 9 классов 10стр.

III . Организация профилактических мероприятий. - стр.

Список источников - стр.

Почти каждый школьник, завершая образование, испытывает сильные переживания из-за экзаменов. Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом.

Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год .

И для большинства выпускников экзамены становятся не только проверкой знаний, но и показателем стойкости, умения справится с экзаменационным стрессом.

Возникает вопрос, а действительно ли, что почти каждый школьник, завершая образование, испытывает сильные переживания из-за экзаменов? Или рассуждения о стрессе это лишь дань моде. Я захотела разобраться в природе такого явления, как экзаменационный стресс, обратившись к литературным источникам и Интернет-ресурсам.

Объект: выпускники 9 классов, в процессе подготовке к экзаменам .

Предмет исследования: психоэмоциональное состояние выпускников.

Гипотеза: можно предположить, что многие учащихся 9 классов находятся в состоянии экзаменационного стресса.

Цель исследовательской работы : выявить, испытывают ли экзаменационный стресс учащиеся 9-х классов.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

Изучить литературу по данной проблеме.

Выяснить какие факторы вызывают экзаменационный стресс у учащихся 9-х классов.

Выявитьподверженность экзаменационному стрессу учащихся 9-х классов нашей школы.

Разработать и систематизировать практические рекомендации для учащихся по психологической подготовке к экзаменам.

В данной работе мы применяли следующие методы : работа с литературными и интернет источниками, анкетирование, аналитико-синтетические методы, проектный метод, коммуникативные методы.

Эта тема актуальная для меня в первую очередь потому, что я сама учусь в 9 классе, и в этом учебном году мне предстоит сдавать экзамены, от которых во многом зависит мое будущее.

Мысль о том, что экзамены совсем скоро, порой приводит меня в замешательство, и кажется, что совсем ничего не знаешь, не помнишь, а самые простые задания оказываются непосильными.

Экзаменационный стресс. Теоретические аспекты изучения данной проблемы.

Впервые концепцию стресса сформулировал Ганс Селье(1907-1982).Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо стрессовым фактором. Стрессовый фактор - это любое воздействие на психику человек, которое вызываетстрессовый ответ. Существует множество потенциальных стрессоров: перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, усталость, резкое изменение шумового фона, заболевание и т.д. стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает сотни измеряемых изменений в организме(повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление или остановка пищеварения, изменения характера дыхания, увеличение сахара в крови и т.д.).

Приходится признать, что проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. Сегодня ряд ученых в качестве одной из наиболее актуальных тенденций выделяют изучение стресса в молодежной среде.

Данные психологических служб по России в целом свидетельствуют о том, что наиболее часто за помощью обращаются лица от 15 до 23 лет. Основной круг типичных психологических проблем можно свести к следующему:

Широкий круг проблем связанных с межличностными, коммуникативными проблемами. Первое место- взаимоотношения полов, затем взаимоотношения с родителями, одноклассниками, преподавателями, ровесниками;

Проблемы внутриличностного характера.

Наиболее распространенными являются проблемы, связанные с какой – либо деятельностью, в основном учебной. Это проблемы неудовлетворенности учебной деятельностью, проблемы значительных учебных перегрузок, проблемы экзаменов.

Экзамены в ряду стрессовых ситуаций для молодежи занимают одну из верхних позиций первого десятка .

Особенности экзаменационного стресса

Некоторые зарубежные и отечественные исследователи, досконально изучавшие эту проблему, вообще пришли к выводу, что с психогигиенических позиций экзамены нежелательны и должны быть отменены. В то же время, существует и другая точка зрения, утверждающая, что экзамены стимулируют деятельность мозга и повышают познавательную активность.

Эверли Дж. и Розенфельд Р. установили, что боящиеся экзамена ученики могут заметно улучшить свои достижения и даже превзойти тех, кто экзаменов не боится. Только для этого, по мнению ученого, необходимо благожелательное отношение к ним со стороны экзаменаторов - нужно щадить самооценку учеников, меньше ругать их и больше хвалить. Только в этом случае экзамен может быть полезен.!

1.2.Причины экзаменационного стресса.

Перечислим причины экзаменационного стресса. Они разнообразны: интенсивная умственная деятельность, нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, также нарушения режима сна и отдыха.

Но главный фактор, провоцирующий возникновении экзаменационного стресса, – это отрицательные переживания.

Интересно отметить, что все эти факторы в той или иной степени встречаются у выпускников при подготовке и сдаче ими экзаменов. Ожидание сначала самого экзамена, а потом и оценки вносит элемент неопределенности, способствующий развитию стрессовых реакций. Длительное ограничение движений, связанное с повторением большого количества материала и необходимость уложиться в жесткий лимит времени, отпущенный на подготовку к экзаменационному ответу, создает дополнительное напряжение. К этому надо добавить нарушение режима сна и бодрствования, особенно в ночь перед экзаменом. С учетом всего вышеизложенного придется согласиться, что во время подготовки к экзаменам выпускникам приходится сталкиваться сострессогенными факторами, приводящих в итоге к развитию выраженного стресса.

Таким образом,экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы и проверка не только знаний выпускника, но и его психологической устойчивости.

1.3.Симптомы экзаменационного стресса

Рассмотрим типичные симптомы экзаменационного стресса, которые могут быть отнесены к одной из четырех групп:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект можно использовать для психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ или ЕГЭ.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Каменская средняя общеобразовательная школа №1

с углублённым изучением отдельных предметов

Каменского муниципального района Воронежской области

Экзаменационный стресс: миф или реальность?

Савченко Максим Владимирович

Сушкова Валентина Васильевна,

Калинин Александр Александрович

п.г.т. Каменка, 2019

II. Теоретические аспекты изучения проблемы экзаменационного стресса в психологической науке

Понятие и сущность стресса

Физиологические проявления стресса

Познавательные процессы при стрессе

Особенности экзаменационного стресса

III. Эмпирическое изучение экзаменационного стресса среди учащихся 11 классов.

Изучение экзаменационного стресса среди учащихся

IV. Профилактика экзаменационного стресса

V. Заключение

VI. Список литературы

Заканчивается учебный год. Но, несмотря на приближающиеся каникулы, это очень непростая пора для тех, кому предстоит пройти выпускные экзамены, а многим и вступительные в учебные заведения. От отрицательных последствий предэкзаменационного стресса не застрахованы ни отстающие, ни отличники… Казалось бы, все предусмотрено: успеваемость на должном уровне, дополнительные занятия, консультации, посещение элективных курсов – и победа, без сомнения, уже в руках! Но… откуда-то непроходящая усталость, бессонница, раздражительность, полная потеря уверенности в своих силах. Знакомо?

Экзамены дают двойную психологическую нагрузку, ведь, помимо самого периода прохождения испытания, школьник переживает и время перед экзаменом. Это могут быть день, два, неделя или даже месяц. И весь этот период психически и физически человек находится в состоянии стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, страдают от головной боли, тошноты, у них обостряются кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх.

Возникает вопрос, а действительно ли, что почти каждый школьник, завершая образование, испытывает сильные переживания из-за экзаменов? Или рассуждения о стрессе это лишь дань моде. Я захотел разобраться в природе такого явления, как экзаменационный стресс, обратившись к литературным источникам и Интернет-ресурсам.

Цель: выявить, испытывают ли экзаменационный стресс учащиеся 11-х классов.

Гипотеза: можно предположить, что многие учащиеся 11-х классов подвержены влиянию экзаменационного стресса.

Изучить литературу по данной проблеме.

Выяснить какие факторы вызывают экзаменационный стресс у учащихся 11-х классов.

Выявить подверженность экзаменационному стрессу учащихся 11-х классов.

Разработать и систематизировать практические рекомендации для учащихся по психологической подготовке к экзаменам.

Разработать индивидуальную программу по психологической подготовке к ГИА.

Объект: экзаменационный стресс.

Предмет исследования: факторы вызывающие стресс (стрессоры).

1. Изучение литературы, подбор диагностических методик.

2. Психодиагностика учащихся.

3. Разработка и систематизация практических рекомендаций для учащихся.

Разработка индивидуальной программы по психологической подготовке к ГИА.

изучение литературы по проблеме исследования;

Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций для учащихся по психологической подготовке к экзаменам, индивидуальной программы саморегуляции.

II. Теоретические аспекты изучения проблемы экзаменационного стресса в психологической науке

Слово "стресс" пришло к нам из английского языка и в переводе означает "нажим, давление, напряжение". Стресс – это состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

В настоящее время ученые выделяют 3 основные стадии развития стрессового состояния у человека: нарастание напряженности, собственно стресс, снижение внутренней напряженности.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность, как положительное влияние, так и отрицательное.

Экзаменационный стресс

Одним из довольно распространённых видов стресса является экзаменационный стресс, то есть стресс в преддверии экзамена. Откуда берется экзаменационный стресс?

По мнению специалистов, он порождается:

интенсивной умственной деятельностью;

нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, пособиями;

а также нарушением режима сна и отдыха.

Экзаменационный стресс - один из самых распространенных видов стресса.

Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба.

Согласно результатам опросов выпускников школ, чаще всего экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх.

При этом они становятся чрезмерно самокритичными, их мучат кошмарные сновидения и неприятные воспоминания о прошлых провалах на экзаменах (причем, не, только своих, но и чужих).

Стресс оказывает негативное влияние на психику человека. Это ухудшение памяти, затруднение речи, сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса – нарушается гармоничная работа полушарий мозга.

Есть у стрессового состояния и четкие симптомы:

- это сильное сердцебиение, повышенная потливость, раздражительность, чувство сильной усталости, потеря аппетита, головокружение. Могут возникать неадекватные эмоциональные всплески, бессонница, мигрени, астматические явления, нарушения пищеварения, общее плохое самочувствие и неспособность расслабиться.

Стресс может вызвать и депрессию, при которой у человека наблюдается резкая смена настроений, ухудшается аппетит и сон, занижается самооценка. Депрессия очень коварна, ибо воздействует на мотивацию поступков, затрудняя тем самым подготовку к экзаменам.

Симптомы экзаменационного стресса могут быть отнесены к одной из четырёх групп:

Эмоциональные симптомы: — чувство общего недомогания — растерянность — паника — страх — неуверенность — тревога — депрессия — подавленность — раздражительность.

Интеллектуальные симптомы: — чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете — неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих) — воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене — кошмарные сновидения — ухудшение памяти — снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.

Поведенческие симптомы: — стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену — избегание любых напоминаний об экзаменах — уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период — вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах — увеличение употребления кофеина и алкоголя — ухудшение сна — ухудшение аппетита.

Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса - это отрицательные переживания.

Страх перед экзаменами многолик. Иногда мы просто не осознаем, что страдаем страхом перед экзаменами. Мы чувствуем себя физически не очень хорошо и внутренне напряженно. Страх перед экзаменами может очень сильно сказываться на нашем физическом и психическом самочувствии, на нашем духе и на нашем поведении. Каждый испытывает только часть этих симптомов, и они варьируют по силе.

Также проявляются симптомы страха у разных людей в разное время. Так, например, у некоторых людей симптомы страха с каждым днем усиливаются, возрастают. И перед самым экзаменом они проявляются наиболее сильно. Другие находятся во время подготовки к экзаменам в состоянии высокого напряжения. Поэтому существует опасность полного истощения.

Люди, которые испытывают страх перед экзаменом, различаются также и тем, перед, чем конкретно они имеют страх. Страхи перед экзаменами могут быть связаны с различными областями:

1) страх перед подготовкой к экзамену,

2) страх перед ситуацией,

3) страх перед экзаменатором,

4) страх перед последствиями в случае провала: перед профессиональными потерями, перед потерей уверенности в себе, страх опозориться,

5) страх перед последствиями выдержанного экзамена: перед более высокими требованиями деятельности и ожиданиями со стороны других .

В то же время, следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер. В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач.

Успехи деятельности зависят от ситуации, в которой эта деятельность осуществляется, от способности и мотивации человека, который ее осуществляет.

III. Эмпирическое изучение экзаменационного стресса среди учащихся 11 классов

Для того чтобы выявить испытывают ли учащихся 11-х классов экзаменационный стресс я использовал методы психодиагностики.

Чтобы выяснить, какие факторы вызывают у учащихся экзаменационный стресс, я провел устный опрос среди одноклассников

Опрос показал, что к стрессорам можно отнести: страх, усталость, неопределенность, тревожность, не уверенность в себе, необходимость запоминать большое количество материала по разным предметам, давление со стороны взрослых, нарушение режима труда и отдыха, сна и питания и др.

Я распределил ответы учащихся в соответствии с видами стресса: конструктивный и деструктивный.

Влияние экзаменационной ситуации на учащихся 11-х классов

Мобилизирующее

Дезорганизующее

На 8% экзаменационная ситуация оказывает смешанное влияние в зависимости от ситуации.

По результатам в целом на многих учащихся 11-х классов 48% экзаменационная ситуация оказывает дезорганизующее действие, вызывает большую тревожность.

Однако в процессе анализа результатов данного теста я обратил внимание, что, несмотря на то, что учащихся подверженных экзаменационному стрессу на 4% больше, группа учащихся, не испытывающих экзаменационный стресс также достаточно большая 44% .

В связи с этим фактом я решил провести дополнительное исследование по изучению стрессоустойчивости учащихся . Так как, по мнению ряда исследователей люди с развитой психотехникой личной саморегуляции менее подвержены стрессу.

При исследовании стрессоустойчивости учащихся по тесту Шрайнера, выявлены следующие результаты.

Cтрессоустойчивость

Не эффективны

Не умеют владеть собой

Вывод: 68% учащихся ведут себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеют регулировать свои собственные эмоции, а 32% не всегда эффективны в стрессовой ситуации.

Так как меня особо интересовал результат тех учащихся, которые не подвержены экзаменационному стрессу. Я сравнил результаты двух тестов по каждому респонденту, и выявить их эффективность в стрессовой ситуации. Сравнение данных показало, что 11 из 16 учащихся эффективны в стрессовой ситуации.

В результате исследования проведенного среди учащихся выяснилось, что практически на половину учащихся 11-х классов (48%) от количества обследуемых экзаменационная ситуация оказывает дезорганизующее действие, вызывает большую тревожность, то есть учащиеся испытывают экзаменационный стресс.

В результате проведенного исследования мы можем сделать вывод, о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, исследованиями многих авторов по данной проблеме и результатами тестирования. Дополнительные исследования показали нам, что если у человека развита психотехника личной саморегуляции, то он умеет эффективно управлять стрессом.

Профилактика экзаменационного стресса

Изучив литературу, я систематизировал ряд рекомендаций для учащихся по саморегуляци, разработал индивидуальную программу по психологической подготовке к ГИА. Также предлагаю учащимся основные стратегии подготовки к экзаменам, которые им помогут быть успешными как при подготовке, так и в ситуации экзамена.

На классном часах я ознакомили учащихся с результатами тестирования и с рекомендациями по психологической подготовке к экзаменам. Разместил наши буклеты и брошюры в кабинете психологии для того, чтобы все желающие старшеклассники могли ознакомиться с ними и подобрать для себя наиболее эффективные способы саморегуляции и стратегии по подготовке к экзаменам.

Как психологическая установка по отношению к себе и к экзамену, так и знания, наличие навыков работы играют значительную роль. Любой человек может изменить свои установки и психологическое самочувствие, определить оптимальные для себя стратегии по подготовке к экзаменам

Главная задача: научиться справляться со своим внутренним напряжением впервые минуты или даже секун­ды стресса, на первой его стадии, не теряя самоконтроля.

Все люди без исключения могут регулировать свое по­ведение в стрессовой ситуации. Имеющиеся методы саморегуляции в стрессе можно разделить на две группы: естественные и искусственные (10, 25).

Искусственные методы - это способы са­морегуляции в стрессе, которые разработаны в практиче­ской психологии.

Средства самопомощи в стрессе:

• На первом месте по эффективности стоит различная фи­зическая нагрузка (спорт, прогулки и др.) Большинство людей отмечает, что важно немного физически устать и тогда психологиче­ская усталость проходит, раздражение заметно снижает­ся, а то и совсем исчезает.

• Довольно часто люди отмечают, что быстро успокоиться и привести свои нервы в порядок помогает вода: плавание в бассейне, различные водные процедуры - ванная, душ, баня, сауна.

• Хорошо, если человек имеет какое-либо увлечение, хобби помо­гающее ему расслабиться и получить удовольствие. Не­которые отдыхают в кругу семьи (особенно благотворно действует общение с детьми), гуляют с собакой. Кроме этого, мужчины пред­почитают заниматься машиной в своем гараже. Женщи­ны любят ходить по магазинам.

• Важно не забывать доставлять себе удовольствие - время от времени делать то, что приятное.

Искусствен­ные методы, целенаправленно созданными человеком для управле­ния самим собой в стрессовой ситуации (различные психотехнические упражнения).

Формирование эффективных средств саморегуляции необходимо начать с обучения способам снятия усталости, успокоения и релаксации. Мы все знаем, что больше нерв­ничают переутомленные люди. Поэтому в период интенсивной работы следует больше внимания уделять психотехниче­ским упражнениям успокоения и релаксации с целью про­филактики возможных нервных срывов.

V. Заключение

Проводя анализ моих исследований, я узнал, что немалый процент обучающихся 11 класса школы при подготовке и во время экзаменов подвержены неблагоприятным эмоциональным состояниям: волнению, тревоге, сомнениям в своей успешности при подготовке и сдаче экзаменов, большинство не знают приемов активизации умственной деятельности. Это позволяет сделать вывод о том, что достаточно высокий процент учащихся подвержены экзаменационному стрессу. В практической части работы предложено несколько способов, которые помогают уменьшить воздействия экзаменационного стресса: релаксация, дыхательные техники, диетотерапия. ароматерапия, точечный массаж, гимнастика мозга, позволяющая улучшить межполушарное взаимодействие. В приложении представлены памятки, которые помогут школьникам при подготовке к экзаменам улучшить работоспособность, узнать приемы успешного запоминания и поведения.

Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех!

Наши рекомендации помогут не волноваться на экзамене

"Удача всегда улыбается тем, кто много потрудился", — гласит английская пословица. Хочется добавить: "и тем, кто умеет показать результаты своего труда". На экзамене ты делаешь именно это — демонстрируешь то, что усвоил. Так делай это спокойно и уверенно. Постарайся изменить свое представление об экзамене — это не пытка, не казнь, а просто проверка твоих знаний, тем более, ты же все (ну или почти все) знаешь.

Сдаем экзамен без страха

В день экзамена

1. Предэкзаменационный стресс часто сопровождается отсутствием аппетита. Но даже если тебе "кусок не лезет в горло", нужно обязательно хоть немного поесть. Иначе в состоянии стресса может произойти резкое снижение уровня сахара в крови и возникнуть сопутствующие ему симптомы — дрожь, потливость, слабость, головокружение, головная боль, тошнота. Так недолго и в обморок упасть.

2. Не стоит отправляться на экзамен и с переполненным желудком. Завтрак должен быть легким, содержащим блюда, богатые белком и углеводами. Утром перед экзаменом лучше всего съесть йогурт, а также творог, яичницу, молочную кашу или мюсли, бутерброд с сыром или с медом и выпить чай с лимоном и сахаром. Не стоит "взбадривать" себя крепким кофе. Если нервы у тебя на пределе, но ты осознаешь, что организм нуждается в пище, съешь 1 ч.л. меда, 2 грецких ореха, 3 штуки кураги и выпей стакан биокефира. Поддержать твои силы помогут также горсть изюма и фруктовый молочный коктейль.

3. Исключительно эффективным средством избавления от предэкзаменационного стресса является музыка. Собираясь на экзамен, включи записи бравурного марша, чардаша или энергичного гитарного фламенко, и ты убедишься, что твой страх и внутреннюю дрожь как рукой снимет. Если ты любишь классическую музыку, тебе помогут прелюдии и фуги для органа Баха, Пятая симфония Чайковского, все оркестровые произведения Александра Скрябина. Музыка Баха, кстати, весьма эффективна, если предстоит напряженная интеллектуальная работа. На боевой лад настраивают также композиции Брайана Адамса, Тины Тернер, Бон Джови и Риккардо Фольи.

4. А вот чего ни в коем случае делать не следует, так это принимать успокоительные средства. Результат может оказаться плачевным. Вялость и заторможенность не позволят сосредоточиться!

Перед выходом из дома нанеси на виски или запястья несколько капель эфирного масла лаванды, базилика или мяты, обладающего успокаивающими свойствами. Можно также капнуть это масло на носовой платок и затем, во время экзамена, периодически вдыхать его аромат.

Как побороть страх перед экзаменом: полезные приемы

2. Выполняй дыхательные упражнения. Это самый быстрый, простой и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники. Закрой глаза и дыши медленно и глубоко. Выдох должен быть в раза продолжительнее, чем вдох. Вдыхая, представь себе, что втягиваешь носом свой любимый аромат. Выдыхай через слегка сомкнутые губы так, словно хочешь задуть пламя свечи или подуть на ложку с горячим супом.

Через минут после начала дыхательных упражнений можно добавить к ним формулы самовнушения: "Я расслабляюсь и успокаиваюсь", синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова "я" и "и" следует произносить на вдохе, а слова "расслабляюсь" и "успокаиваюсь" — на выдохе.

Можно также проговорить про себя:

  • "Я спокоен и уверен в себе"
  • "Моя память работает хорошо. Я все помню"
  • "Я могу доказать, что много работал и все выучил"

Аутотренинг — эффективная техника: мозг прекрасно подчиняется подобными командами.

3. Научись никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат. И чтобы результат этот нас удовлетворял, думать надо о хорошем, настраивая себя на успех: "У меня все получится, в нужный момент я все вспомню".

4. Не заражайся чужим волнением. Как правило, перед дверью аудитории, в которой проходит экзамен, толпятся трясущиеся от страха учащиеся, обсуждающие, насколько строг и придирчив тот или иной экзаменатор и время от времени приговаривающие: "Ой, я сегодня точно провалюсь! У меня все вылетело из головы! Меня уже всю трясет!". Не кучкуйся вместе с ними, чтобы не "заразиться" их страхом. Переживай свое волнение в одиночку, отойди в сторону, поброди по коридору, посмотри в окно.

5. Сбрасывай напряжение. Избавиться от мучительного дискомфорта помогут простейшие движения. Сделай несколько круговых движений головой, разомни руки, пожми плечами. Если есть возможность, побоксируй, нанося удары по пустому месту и представляя, что бьешь свой страх.

В стрессовой ситуации полезно позевать. Сладко зевнув три-пять раз, ты не только уменьшишь волнение, но и активизируешь работу головного мозга. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать мышцы между ухом и щекой.

6. Займись самомассажем. Легкий массаж затылочной области головы отвлекает от навязчивого страха, а также помогает существенно повысить сообразительность. Снять эмоциональное напряжение помогает массаж кончиков мизинцев, а также выполнение йоги для пальцев, так называемых мудр. Этим словом обозначается соединение пальцев рук в определенной комбинации.

Так, мудра Земли помогает при стрессах, ухудшении психофизического состояния, повышает самооценку и уверенность в себе. Для ее выполнения безымянный и большой пальцы обеих рук плотно прижми друг к другу подушечками, остальные пальцы выпрями и слегка расставь. Такой жест полезно делать как можно чаще и держать пальцы в таком положении как можно дольше.

При сильном стрессе положи левую руку на стол ладонью вниз. Правой рукой в течение минут круговыми движениями по часовой стрелке массируй точку пересечения условных линий большого и указательного пальцев, при этом большой палец максимально отставь от указательного. Затем поменяй руку, но теперь уже совершай движения против часовой стрелки.

Уровень стресса значительно повышается на устных экзаменах, когда решающее значение имеют и психологическая устойчивость, и владение речью, и умение правильно построить свой ответ и продемонстрировать свои знания. Несколько меньше стресс на письменных экзаменах, в том числе и на ЕГЭ.

Поведение на письменном экзамене

  1. Если чувствуешь, что тобой овладевает паника, немедленно скажи самому себе "Стоп!" Это слово нужно произнести вслух как команду.
    Всегда помни: все, что происходит в твоем организме, полностью управляется твоими мыслями, нужно лишь правильно подобрать фразу, программирующую твое сознание, например: "Я спокоен", "Я легко отвечу на все вопросы", "Я все знаю".
  2. После этого приведи в норму свое дыхание: несколько раз сделай глубокий вдох и медленный выдох. Ты подготовился к экзамену, теперь настало время реализовать свои знания.
  3. Постарайся не реагировать на отвлекающие моменты (звуки и движение в аудитории и т.п.) и максимально сосредоточиться на выполняемой работе.
  4. Пробеги глазами весь тест, чтобы понять, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
  5. Не спеши с ответами, внимательно читай вопрос до конца, чтобы полностью понять его смысл.
  6. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен в нем, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
  7. Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, остается только положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Как успокоиться перед устным экзаменом

  1. Не пугайся, если окажется, что ты не очень хорошо знаешь билет. Максимально используй всю хранящуюся в твоей памяти информацию по вопросам билета. Сосредоточь свое внимание не на том, что ты не знаешь, а на том, что ты можешь сказать.
  2. Собираясь отвечать на билет, настрой себя, повторив несколько раз подходящую формулу самовнушения, например: "Я могу говорить спокойно, уверенно и внятно", "Я правильно отвечу на все вопросы".
  3. Поза при ответе должна быть свободной и естественной. Постарайся не проявлять свое волнение: тот, кто меньше волнуется, больше знает. Не прячь взгляд, установи зрительный контакт с преподавателем. Так ты сможешь контролировать ситуацию и показать, что не боишься. Не надо смотреть экзаменатору в лоб или насквозь. Взгляд должен быть внимательным и подвижным. Используй все свое обаяние, веди себя уверенно, но не развязно.
  4. Учти, что к четкому бодрому изложению даже нескольких тезисов преподаватель отнесется более благосклонно, чем пространному монологу, изложенному робким сбивчивым шепотом. Воспринимай свой ответ, как мысли вслух.
  5. Если ты полностью подготовился к ответу, но в решающий момент от волнения у тебя словно язык прилип к небу и ты не можешь связать двух слов, остановись на несколько секунд! Переведи дыхание, сосредоточься и начни говорить более медленно: быстрая, но бессвязная речь не даст хорошего результата.

Смотри на все в перспективе. В данный момент экзамены кажутся тебе самым значительным событием, но с точки зрения всей твоей дальнейшей жизни — это всего лишь решение очередной жизненной задачи.

Сколько их еще будет — этих задач! Подобный стресс испытывают не только школьники и студенты перед экзаменами, но и водители, впервые сдающие на права, начинающие хирурги, актеры перед выходом на сцену, люди, пришедшие на собеседование к потенциальному работодателю.

Волнение, будь оно вызвано предстоящим экзаменом или другим важным событием, вполне естественное явление. Главное, чтобы оно не "перехлестывало через край" и не превращалось в панику, а позволяло мобилизовать свои силы и добиваться наилучшего результата.

Читайте также: