Стремление изменить общественный строй базарова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.

Евгений все-таки сильная натура, он не раскис, но разочаровался в теории. Вед то, что он отторгал и презирал, завладело им. Герой понимает, что любовь выше, сложнее теорий, не подчиняется законам физики. Это говорит о несостоятельности нигилизма. Именно любовь привела к кризису взгляды и отношение Базарова к жизни. Неспособность любить Одинцовой, необходимость переосмысления своих ценностей и принципов привели к тому, что герой трагически погибает, ведь это единственный способ достичь спокойствия в полной мере.

И.С. Тургенев показывает, что невозможно бесследно отрицать то, что является основой существования человека. Духовное начало берет верх. Чувства, рождающиеся в душе даже самого ярого нигилиста, способны погубить любые устои и идеи. Настоящие ценности нельзя презирать, как бы люди ни старались это сделать. Такая позиция приведет только к противостоянию с самим собой, безграничной внутренней борьбе. И всегда нужно помнить, что сила любви в том, что каждый перед ней бессилен.

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Анны Одинцовой↑ ТургеневКонфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева →

Сочинение 2

Впрочем, подобный взгляд на вещи Евгений сохраняет относительно абсолютно всего, представая пред читателем законченным нигилистом. По сути, Базаров есть человек – отрицание, причем отрицание всего – плохого и хорошего, правильного и неправильного, логичного и неразумного, логичного и бессмысленного.

Порою кажется, герою абсолютно все равно против чего протестовать, он может найти лишенным логики абсолютно все – от сущей чепухи до действительно стоящих вещей. Евгений не верит ни во что: ни в поэзию, ни в музыку, ни в искусство, ни в существующий политический строй – для Базарова, по сути, ничего не имеет смысла.

Однако, не стоит думать, что Евгений в высшей степени маргинальная, не способная ни на что человеческое, личность. Повстречав Анну, в которую оказался не взаимно влюблен, Базаров показывает себя как весьма заботливый, галантный кавалер. Но его чаяниям не суждено сбыться: как он не старается добиться расположения и благосклонности своей избранницы, его сердце все же оказывается разбитым, что очень подкашивает его волю и жизненные силы.

Не такой уж плохой человек Базаров, если бы не его нигилизм, доведенный до абсурда, гипертрофированный до нечеловеческих размеров и масштабов. Но автор все таки дает герою шанс – перед смертью Евгений осознает многие вещи, которых ранее не видел, и согласен признать свои ошибки… Но увы… Теперь это уже мало что меняет…

В завершение хотелось бы отметить, что конфликт поколений является извечной темой, которая актуальна и по сей день. Ввиду различий жизненной позиции, крайне отличающегося мировоззрения, зрелые и молодые люди частенько не могут найти общий язык, либо же им довольно сложно достигнуть консенсуса. Так или иначе, Тургенев ставит своей целью не только освещение проблемы взаимоотношений между поколением родителей и поколением детей, а и попытку осмыслить мировоззрение нового человека, того самого в чьих руках будет судьба государства, и соответственно социума.

Другие темы: ← Что делает Базарова героем своего времени?↑ ТургеневЕвгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов →

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, „длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом“, „большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета“, лицо „оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум“. Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и „плебействе“, а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

У Базарова особые взгляды на жизнь: он — нигилист, то есть „человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип“. Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: „В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем“.

Популярные сочинения

Первоначальная авторская характеристика Базарова

нигилист базаров

Евгений Базаров как представитель поколения 1860-х годов

Нигилист Базаров, несмотря на весь свой дух отрицания и резкость, — типичный представитель поколения 60-х годов 19 века, разночинной демократической интеллигенции. Это независимая личность, которая не желает склоняться перед авторитетами. Нигилист Базаров привык подвергать все суду разума. Герой подводит под свое отрицание четкую теоретическую основу. Он объясняет общественные болезни и несовершенство людей характером общества. Евгений говорит, что нравственные недуги появляются от дурного воспитания. Большую роль при этом играют всяческие пустяки, которыми с малых лет набивают головы людей. Именно такой позиции и придерживались отечественные демократы-просветители 1860-х годов.

Революционность мировоззрения Базарова

действительно ли базаров нигилист

Отношение к окружающему миру

Автор на протяжении всего романа демонстрирует отношение Базарова ко многим жизненным ценностям. Главный герой не верит в любовь, на женщин смотрит только как на живых существ. Любовь для Базарова – это нелепая чепуха, которую придумали романтики.

Негативное отношение Базаров выражает относительно природы. Для него она всего лишь мастерская, в которой главным является человек-работник.

Евгений считает, что наука намного важнее творчества. Так выражается позиция Базарова относительно искусства. По его утверждению, Рафаэль и гроша медного не стоит.

Базаров отрицал не все окружающее, а только то, что не приносит конкретной пользы для человека: природа, искусство, любовь. Большое значение в жизни Евгения имела наука и медицина, которой он посвящает основную часть своего времени.

Отрицание Базарова

Иван Сергеевич правдиво изображает и то, что Евгений Базаров, ненавидя все дворянское, распространял свою ненависть и на всех поэтов, которые были выходцами из этой среды. Это отношение автоматически распространялось и на деятелей других искусств. Такая черта также была свойственна многим представителям молодежи того времени. И.И. Мечников, например, говорил, что среди молодого поколения распространилось мнение о том, что лишь положительное знание может привести к прогрессу, а искусство и иные проявления духовной жизни способны только тормозят его. Вот почему Базаров — нигилист. Он придерживается веры только в науку – физиологию, физику, химию – и не приемлет все другое.

Положительное в нигилизме Базарова

Базаров — незаурядная личность. Его взгляды для своего времени звучали революционно, ломали стереотипы. Не удивительно, что молодое окружение героя усматривало в нигилизме признаки нового времени, прогресса.

Долой авторитеты

Нет — суждениям, да — опыту

Давая характеристику своему другу, Аркадий Кирсанов назвал Евгения Базарова человеком, который ко всему относится с критической точки зрения, не принимает на веру. Сам Евгений признавал, что для него убедительны только суждения, подтвержденные опытным путем. Такой подход чрезвычайно полезен в практической науке, дает толчок исследованиям и открытиям. В них Базаров мог бы достичь успеха, если бы не преждевременная смерть.

Базаров

Профессиональная работоспособность

Базаров ценит практическую деятельность, которая приносит пользу. И профессию для себя избрал, руководствуясь этими соображениями. Для него медицина и другие естественные науки — это ремесла. В них он ежедневно совершенствуется. Базарова не обвинишь в безделье, как иных аристократов. Он бескорыстен в своем труде. Герой иронизирует над высокопарными словами, но последовательность и ответственность, с которыми он занимается практической наукой, заслуживают восхищения.

Критическое самоуважение

Сила духа и цельность личности

5 сочинений

У героя возникает конфликт с самим собой. Он пытался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь неподвластна сухой идее. Базаров, отрицая принцип чести, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича, где ведет себя благородно.

Финал романа грустный: Базаров умирает. Перед смертью он предстает перед нами совершенно с другой стороны. Евгений понимает, что ошибался и осознает, что нельзя отрицать все на свете. Потому что главные ценности, те от которых нельзя отказаться – это семья, любовь, дружба, героизм и благородство.

Пример сочинения 2

К концу романа герой меняется, сам того не принимая. Евгений вдруг почувствовал, что в нём присутствует многое из того, что он высмеивал в других людях: романтичность, глубокая любовь к родителям, сомнение в собственном предназначении, безответные чувства к женщине, красноречивость. Базаров не желает признать, что ему присущи эти качества, размышления и поступки. При этом Евгений всё больше ощущает, что что-то он не осмыслил в жизни, в чём-то он ошибся. Он начинает понимать, что не всё в жизни подчинено логическому расчёту, что существует нечто, что выше всяких наук. Но его озарение приходит поздно: смерть забирает его у тех, кому он так и не успел признаться в любви.

Образ Базарова очень трагичен, ведь перед нами человек с большими возможностями и природными задатками, который так и не реализовал свой потенциал. Его категоричность, несгибаемость, желание все разрушить и оспорить — это те качества, которые помешали ему стать счастливым и обрести свое значение в обществе и даже мире.
Пример сочинения 3

Евгений Базаров любит спорить с "аристократами" по рождению и приводит весомые аргументы, отражающие свое отношение к ним. Споры с Павлом Кирсановым тому доказательство. Ему не нравится его безделье, отношение к простому человеку. Павел Петрович же понимает, что Базаров - циник и его не уважает.Базаров - атеист, материалист. Он даже перед смертью не желает исповеди и прощения .Он - волевой, умный, искренний человек. С любовью к Одинцовой он "справляется", в истории с дуэлью ведет себя порядочно. Он не жалуется на страшную боль перед смертью и мужественно принимает ее. Странным ему кажется увлечение искусством , биографию Пушкина он совсем не знает. Он считает эмоции , чувства равными всем явлениям природы, а также полагает, что дружба, привязанность - это ощущения. Сие - грубый материализм. Тургенев субъективно относился к познаниям разночинской молодежи.В жизни ни Добролюбов, ни Чернышевский ( революционеры - демократы) такими не были.

Описания жизни героя Тургенев не дает. Сатирически изображает его сторонников : Ситникова и Кукшину. Да и приятелю, увлекшемуся его идеями Аркадию, как покажет время, с ним не по пути. Он - одинок. Время таких героев еще не пришло. Не может быть мира между " отцами" и "детьми", и конфликт между ними - не возрастной, а идейный.

Пример сочинения 4

Герой романа Евгений Базаров – человек простого происхождения, который не подчиняется ни каким принципам и авторитетам, он нигилист. Базаров очень уверен в своих убеждениях, силу его убеждений мы видим в сцене словестного поединка с Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров спокойно и хладнокровно рассказывает свои основные убеждения, Кирсанов же горячиться и пытается противоречить нигилисту, но все его примеры неудачны и он терпит поражение.
Несомненно, убеждения и доводы Евгения по поводу нигилизма справедливы, но не во всем. Он не признает творчества и красоту природы, неуважительно относится к великим писателям, таким как Пушкин, Гоголь, хотя толком и не знаком с их творчеством. Базаров отрицает все, что это непонятно – и это несомненно, минус нигилизма.В романе мы можем заметить весьма красочные и частые описания красоты природы, которые говорят нам, что природа – это храм божий, в то время как сам Базаров говорит, что природа не храм, а мастерская: то есть автор постоянно опровергает своего героя.

Герой достаточно скептически относится к любви: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина… “. Но в романе мы видим его горячее сердце, скрывавшееся за внешней холодностью, после того как он влюбляется в Одинцову. Его взгляды на любовь разбиты и он злиться на себя за это.

Базаров весьма мужественно переносит свою приближающуюся смерть. Он скрывал от матери свою болезнь, так как не хотел его огорчать, подбадривал своего отца и не внушал себе бессмысленных надежд на выживание. На исходе своих дней, герой понимает, что главное для него это любовь и ни что иное. Его смерть своего рода гибель не только героя, но и нигилистских убеждений.

Автор в романе подчеркивает в своем герое черты деятельного и сильного характера, с острым умом, гордостью, прямолинейностью. Этот человек был обречен на гибель, так как он стоял в преддверии чего-то нового. Такие люди подготавливают почву для великих дел, выдерживают все испытания с высоко поднятой головой, а когда наступит время борьбы, без колебаний вступят в нее.

На мой взгляд, Базаров, это герой который мог бы стать представителем разрушающей силы настоящего. Без таких людей было бы невозможно рождение нового.

Сочинение на тему базаров демократ разночинец

Сочинение на тему Демократизм Базарова

Базаров: характеристика героя

Автор делает акцент на происхождении героя. Базаров – разночинец. Из одного этого становится понятным, что он не относится ни к одному из сословий. Он человек дела и сделал себя сам. От своих предков он вынес трудолюбие и нравственный закал. Это отличает его от мягкотелых, ленивых и дряблых обитателей кирсановского дома и их окружения.

Базаров — человек цельный и трудолюбивый. Автор подчеркивает, что Аркадий бездельничает и сибаритствует, а Евгений работает. Чтобы чего-то в жизни добиться без посторонней помощи, без чинов и регалий, о чем свидетельствует происхождение Евгения Базарова, ему приходится постоянно трудиться и работать над собой. Это закалило его еще больше. Он не только разглагольствует о пользе труда, но и сам работает без устали.

Герой романа — очень сильный человек. Это чувствуют все действующие лица романа. Его внутренняя сила чувствуется во всем: в отношении к людям, в его категоричных утверждениях и, конечно же, в несчастной любви и смерти. Такие люди, как Базаров, не говорят пустых слов, а высказывают только то, что осознали, до чего дошли путем научного и жизненного опыта.

Базаров по-своему добр. Это видно из встречи Базарова с Фенечкой. Когда ее ребенок пошел спокойно к нему на руки, мать отмечает, что дети чувствуют, каков человек на самом деле. Здесь неважно, к какому сословию принадлежит Базаров, и каковы его убеждения.

Важно то, что доброта его проявляется во многом: он естественно относится к простому люду, и они отвечают ему любовью; после дуэли Евгений тут же кидается на помощь раненому Павлу Петровичу. Отношения с Одинцовой, его возлюбленной, после их объяснения вызывают искреннее уважение. Он трогательно относится к родителям, перед смертью он прежде всего думает о них.

евгений базаров образ

Демократ Базаров и либералы Кирсановы

Разночинец Евгений Базаров

Роман “Отцы и дети”, по определению нобелевского лауреата Владимира Набокова, — это “не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века”. Центральное место здесь занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова. Эти герои отличаются друг от друга всем: возрастом, социальным положением, убеждениями, внешностью.

Начнем с внешности. Вот портрет Базарова: “высокого роста в длинном балахоне с кистями”; лицо “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”; “темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа”; “обнаженная красная” рука. Это портрет человека несомненно умного, но плебейского происхождения и подчеркивающего свое пренебрежение социальными нормами.

А вот портрет главного базаровского оппонента: “человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки”; “на вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик… изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов”; Тургенев также отмечает “красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом”. Мы видим портрет человека незаурядного, но в отношении к собственной внешности — полную противоположность Базарову.

Старший Кирсанов — человек, чрезвычайно заботящийся о своей внешности, причем желающий выглядеть как можно моложе своих лет. Так и подобает светскому льву, старому сердцееду. Базаров, напротив, о внешнем виде нисколько не заботится. В портрете Павла Петровича писатель выделяет правильные черты и строгий порядок, изысканность костюма и устремленность к идеальным, неземным материям. Этот герой и будет отстаивать в споре порядок против базаровского преобразовательского пафоса. И все в его облике свидетельствует о приверженности норме. Даже рост у Павла Петровича средний, так сказать нормальный, тогда как высокий рост Базарова символизирует его превосходство над окружающими. И черты лица у Евгения подчеркнуто неправильные, волосы неухоженные, вместо дорогого английского костюма у него какой-то странный балахон, рука красная, грубая, тогда как у Кирсанова — красивая, “с длинными розовыми ногтями”. Зато широкий лоб и выпуклый череп Базарова говорят об уме и уверенности в себе. А у Павла Петровича лицо желчное, повышенное же внимание к туалету выдает в нем тщательно скрываемую неуверенность в собственных силах. Можно сказать, что это постаревший лет на двадцать пушкинский Онегин, живу щий в другую эпоху, в которой этому типу людей скоро уже не будет места.

Разница во внешности — разница в мировоззрении, которая проявляется в постоянных, по многим поводам, спорах героев. Так, Базаров утверждает, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Евгений глубоко убежден, что достижения современного естествознания в перспективе позволят решить и все проблемы общественной жизни. Прекрасное — искусство, поэзию — он отрицает как ненужное, в любви видит только физиологическое начало. Базаров “ко всему относится с критической точки зрения”, “не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Павел Петрович же провозглашает, что “аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди” (даже слово “принцип” герой произносит “на французский манер”). Однако впечатление от этой вдохновенной оды принципам заметно ослабляется тем обстоятельством, что оппонент Базарова на первое место ставит наиболее близкий себе “принсип” аристократизма. Павел Петрович, воспитанный в обстановке безбедного усадебного существования и привыкший к петербургскому светскому обществу, не случайно на первое место ставит поэзию, музыку, любовь. Он никогда в своей жизни не занимался никакой практической деятельностью, исключая короткую и необременительную службу в гвардейском полку, никогда не интересовался естественными науками и мало что в них смыслил. Базаров же, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не к праздности, кончивший университет, увлекающийся естественными науками, очень мало в своей короткой жизни имел дело с поэзией или музыкой, может быть, и Пушкина-то толком не читал. Отсюда и резкое и несправедливое суждение Евгения Васильевича о великом русском поэте: “…он, должно быть, в военной службе служил… у него на каждой странице: на бой, на бой! за честь России!”

Базаров не имеет и такого опыта в любви, как Павел Петрович, потому и склонен слишком упрощенно относиться к этому чувству. Старшему Кирсанову уже довелось изведать любовные страдания, именно неудачный роман с княгиней Р. побудил его на долгие годы осесть в деревне у брата, а смерть возлюбленной еще сильнее усугубила его душевное состояние. У Базарова любовные муки — столь же неудачный роман с Анной Сергеевной Одинцовой — еще впереди. Потому-то в начале романа он столь уверенно сводит любовь к известным физиологическим отношениям, а духовное в любви называет романтической чепухой. Базаров — приземленный реалист, а Павел Петрович — романтик, ориентированный на культурные ценности романтизма первой трети XIX века, на культ прекрасного. И его, конечно, коробит от базаровских высказываний насчет того, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта” или что “Рафаэль гроша медного не стоит”. Здесь Тургенев с базаровской точкой зрения, безусловно, не согласен. Однако он не дает победы в этом пункте спора и Павлу Петровичу. Беда в том, что рафинированный аристократ-англоман не обладает не то что способностями Рафаэля, но и вообще никакими творческими способностями. Его рассуждения об искусстве и о поэзии, так же как и об обществе, — пустые и тривиальные, часто комичные. Достойным противником Базарову Павел Петрович никак не может быть. И когда они расстаются, Тургенев подводит итог: Кирсанов “был мертвец”. Очевидно, споры с нигилистом хоть как-то оправдывали смысл его существования, буди ли мысли. Теперь же Павел Петрович обречен на застойное существование. Таким мы его и видим за границей в финале романа.

Прежде чем начать писать сочинение, необходимо выполнить большую подготовительную работу: следует внимательно прочитать художественное произведение, основную учебную и критическую литературу о нем, сделать по ходу чтения выписки или заметки, содержащие ни и более важные мысли, относящиеся к теме сочинения. Если произведение было прочитано раньше, нужно выборочным чтением восстановить его содержание в памяти-. Обдумав прочитанное, наметить предварительный план сочинения.

Планы не. строятся по какому-то шаблону, они даже по форме различны

дли сочинений разных типов – идет ли речь об одном действующем лице, или о сравнении двух действующих лиц, или о групповой характеристике, или об идее всего произведения, или о какой-нибудь стороне ее. Нужно уметь различать темы, близкие по содержанию, но требующие изложения материала в разном освещении. Например, очень близки по содержанию пмы “Образ Базарова ” и “Базаров – нигилист”, но было бы ошибкой писать по ним одинаковые сочинения.

В первом сочинении следует остановиться на индивидуальных чертах характера Базарова, фактах его жизни, подтверждающих эти черты. План в этом случае

I. Вступление. Основная тема романа И. С. Тургенева ” Отцы и дети “.

II. Главная часть. Характеристика Базарова как представителя революционно настроенной разночинной интеллигенции.

1. Социальные черты Базарова:

А) происхождение, воспитание, образование;

Б) привычка к труду и лишениям.

2. Общественно-политические взгляды Базарова:

А) стремление изменить общественный строй;

.6) отрицание прогрессивной роли дворянского класса;

В) уважение к трудовому народу (без его идеализации).

3. Философские взгляды Базарова:

А) материалистический взгляд на природу и человека;

4. Личные качества Базарова:

А) ум, знания, увлеченность наукой;

Б) сила воли, энергия;

В) резкость, прямота суждений;

Г) способность к глубокому чувству.

III. Заключение. Историческая роль Базаровых.

Сочинение на тему “Базаров – нигилист” лучше всего начать с определения нигилизма. В понятие “нигилизм” (от латинского шЫ1 – “ничто”) автор вкладывает революционное содержание. Н. А. Добролюбов с уважением писал о нигилистах как о людях с возвышенными стремлениями, бесстрашных борцах, отрицавших ложные понятия и посвятивших свою, жизнь поискам истины для блага человечества.

Взгляды и суждения Базарова выявляются в спорах с дворянами.

I. Вступление. Определение понятия “нигилизм” дворянами и революционными демократами. П. Главная часть.

Сущность нигилизма Базарова.

1. Материализм и атеизм Базарова.

2. Уважение к труду и пренебрежительное отношение к паразитическому образу жизни дворян.

3. Отрицание Базаровым дворянской культуры.

4. Стремление героя к коренной ломке существующего порядка.

5. Защита Базаровым интересов народа.

III. Заключение. Историческое значение нигилизма.

Сочинение на тему “Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов” основывается почти на том же материале, но здесь следует дать сравнительную характеристику двух действующих лиц, остановившись на чертах их сходства и различия. Рассмотрим примерный план сочинения на эту тему:

I. Вступление. Отражение в романе “Отцы и дети” общественной борьбы в 60-е годы.

II. Главная часть. Сравнительная характеристика Е. Базарова

1. Е. Базаров – интеллигент-разночинец. Принадлежность А. Кирсанова к паразитическому классу помещиков.

2. Волевая натура Е. Базарова. Мягкотелость А. Кирсанова, подчинение его влиянию любой сильной личности.

3. Самостоятельность суждений, самобытный ум Е. Базарова. Отсутствие умственной оригинальности у А. Кирсанова.

4. Последовательное и беспощадное отрицание Е. Базаровым всего отжившего. Показное стремление А. Кирсанова “идти в ногу со временем”.

5. Защита Е. Базаровым интересов народа. Превращение А. Кирсанова в “рьяного хозяина”.

Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему — Базаров нигилист. Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на эту тему.

Вариант 1

Роман отцы и дети Ивана Сергеевича Тургенева издан в 1862. Сюжет произведения строится на борьбе двух идеологий либерально дворянской и разночинно демократической , к приверженцам которой относится Главный герой романа Евгений Базаров. Он нигилист, то есть человек отрицающий всё – государственное устройство, церковь все основы буржуазного и дворянского общества, семью.

Не воспринимает он и искусство, ни музыку, ни поэзию, никакое либо другое. Он считает, что отмена крепостного права не сможет ничего изменить и не чувствует силы в народе. Он учится на врача и занимается естественными науками, признаёт лишь, то что потрогать, доказать опытным путём, то что может принести реальную ощутимую пользу.

Его друг Аркадий Кирсанов пытается быть во всём на него похожим. Евгений предстаёт перед нами в чуждой почти враждебной ему среде. Он старается выделиться во всем даже в одежде, носит балахон с кистями и большие бакенбарды. Евгений конфликтует с дядей своего друга Аркадия, аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

В их спорах показан конфликт поколений, конфликт отцов и детей, проблема смены поколений. У них разные взгляды на будущее России и на жизнь в целом, Главный герой не боится высказывать и отстаивать своё мнение. Но у Базарова не получается найти общий язык не только с Кирсановым, но и со своими родителями.

Его отношения к ним очень не однозначно, он любит их, но относится с презрением к их глупому, по его мнению образу жизни. Евгений свободомыслящий человек, несмотря на молодой возраст у него уже сформировано мнение на все вопросы. Полностью раскрыть его характер смогла лишь любовь. Отношения с Анной Одинцовой ясно показали что Базаров пылкая импульсивная и страстная личность, но к сожалению чувства героя оказывается не взаимны, что наносит Евгению сильнейший удар.

Автор романа показывает духовную революцию своего героя через разного рода жизненные испытания. Эпогеем духовного развития героя, является то что перед смертью Базаров смог признать свои ошибки. А ведь на это способны только очень сильные личности, да в Базарове нигилизм дошёл до крайности до абсурда.

Но тем не менее, именно благодаря таким революционерам, как Базаров общество может двигаться вперёд. Название романа может натолкнуть на мысль, что в произведении будет решаться извечный вопрос взаимоотношений поколений, но большее внимание автор произведения уделяет проблеме конфликта разных мировоззрений. Пытаясь, при этом осмыслить мировоззрение нового человека.

Вариант 2

Вариант 3

Нигилизм

Основные положения

Развенчание

И. С. Тургенев в романе дважды проводит героя по одним и тем же местам. Писатель демонстрирует, как меняются взгляды Евгения Базарова, как жизненные испытания делают теорию героя несостоятельной. Реальная жизнь сама развенчивает положения Базарова.

Базаров, отрицающий романтику, вдруг сам ищет в себе романтические черты, влюбившись в Анну Одинцову. Испытание героя любовью наиболее ярко показывает то, что теория Базарова-нигилиста потерпела крах.
Герой, отрицающий природу, оказывается похоронен в живописном месте, которое писатель описывает точно и детально.

Автор свое прямое отношение по поводу того, кто в споре дворян и разночинцев оказывается в выигрышном положении, не высказывает. Однако то, что он специально устраивает испытания своему герою, в ходе которых происходит развенчание теорий нигилизма, говорит о том, что для автора нигилистические взгляды не имели никакой истинности, что они были ненастоящими и наигранными.

Вариант 4

Впрочем, подобный взгляд на вещи Евгений сохраняет относительно абсолютно всего, представая пред читателем законченным нигилистом. По сути, Базаров есть человек – отрицание, причем отрицание всего – плохого и хорошего, правильного и неправильного, логичного и неразумного, логичного и бессмысленного.

Порою кажется, герою абсолютно все равно против чего протестовать, он может найти лишенным логики абсолютно все – от сущей чепухи до действительно стоящих вещей. Евгений не верит ни во что: ни в поэзию, ни в музыку, ни в искусство, ни в существующий политический строй – для Базарова, по сути, ничего не имеет смысла.

Однако, не стоит думать, что Евгений в высшей степени маргинальная, не способная ни на что человеческое, личность. Повстречав Анну, в которую оказался не взаимно влюблен, Базаров показывает себя как весьма заботливый, галантный кавалер. Но его чаяниям не суждено сбыться: как он не старается добиться расположения и благосклонности своей избранницы, его сердце все же оказывается разбитым, что очень подкашивает его волю и жизненные силы.

Не такой уж плохой человек Базаров, если бы не его нигилизм, доведенный до абсурда, гипертрофированный до нечеловеческих размеров и масштабов. Но автор все таки дает герою шанс – перед смертью Евгений осознает многие вещи, которых ранее не видел, и согласен признать свои ошибки… Но увы… Теперь это уже мало что меняет…

В завершение хотелось бы отметить, что конфликт поколений является извечной темой, которая актуальна и по сей день. Ввиду различий жизненной позиции, крайне отличающегося мировоззрения, зрелые и молодые люди частенько не могут найти общий язык, либо же им довольно сложно достигнуть консенсуса. Так или иначе, Тургенев ставит своей целью не только освещение проблемы взаимоотношений между поколением родителей и поколением детей, а и попытку осмыслить мировоззрение нового человека, того самого в чьих руках будет судьба государства, и соответственно социума.

Читайте также: