Страстное признание чайковский фортепиано сочинение

Обновлено: 21.05.2024

Особенностью творческого метода Чайковского является наличие у каждого крупного сочинения, оперы или симфонии, произведений-спутников малых форм. Так случилось и с циклом романсов ор.73 на стихи молодого тогда поэта Д.Ратгауза, еще студента Киевского университета. Чайковский, получив летом 1892 года письмо от киевского студента с его стихами и предложением написать на них романсы, был занят сочинением симфонии, которая впоследствии стала предшественницей Шестой "Патетической". Первое письмо Ратгауза не сохранилось. Остается догадываться, какие именно стихи в нем содержались. Предположительно в них находились тексты двух будущих романсов Чайковского "Ночь" и "Мы сидели с тобой". В следующем, сохранившемся письме, на тексте "Закатилось солнце" Чайковский сделал нотный набросок будущего романса. Позже, параллельно с сочинением и инструментовкой Шестой симфонии, весной 1893 года, Чайковский написал весь цикл из шести романсов для тенора и фортепиано. Посвятил их Н.Н.Фигнеру, первому исполнителю партии Германа в "Пиковой даме".

Весь цикл романсов в форме вокальных зарисовок в миниатюре воспроизводит идеи Шестой симфонии. И даже последний в цикле романс "Снова как прежде один", завершающийся словами: "Друг, помолись за меня, я за тебя уж молюсь" совпадает по своему трагическому характеру с финалом Шестой симфонии. Все шесть романсов связаны между собой неким внутренним сюжетом, рисующим картину человеческой жизни, её светлых и трагических сторон.

Так случилось, что Чайковский был первым композитором, написавшим романсы на стихи Д.Ратгауза. Такое сочетание стихов начинающего поэта и музыки уже достигшего вершины своей славы Чайковского принесло огромный успех стихам Ратгауза. После Чайковского к его творчеству обращались многие русские композиторы.

Но для Чайковского романсы ор.73 стали не только последними произведениями в его жизни в этом жанре, но и последними автобиографическими признаниями, сделанными композитором в форме вокальных миниатюр - психологических зарисовок разных душевных состояний: светлой грусти ("Мы сидели с тобой"), трагической картины ночного одиночества, олицетворяющего как бы конец жизненного пути человека, сравнимого с догорающей свечой ("Ночь"), страстных признаний с горечью трагической развязки ("В эту лунную ночь", "Закатилось солнце", "Средь мрачных дней") и скорбного прощания - ухода из жизни ("Снова как прежде один").

Примечательно, что в романсе "Ночь" настолько автобиографически точно композитор рисует картину человеческого одиночества, что даже запечатлел в фортепианной партии звук боя каминных часов клинского дома.

Сочиняя романсы на стихи Д.Ратгауза, Чайковский, как и в случаях с фортепианными пьесами ор.72 и Шестой симфонией, скрывал подробности хода сочинения этой музыки. Он даже старался бравировать, как и в случае с фортепианными пьесами ор.72, некой необходимостью через силу писать ради денег. Однако история создания романсов, как и фортепианных пьес, показывает, как постепенно Чайковский пришел к их созданию, как образы этих сочинений созвучны были его собственным переживаниям, отраженным не только в фортепианных и вокальных миниатюрах, но и в таком великом шедевре Чайковского, как Шестая симфония.

Впервые романсы стали звучать уже после смерти Чайковского. Причем первые из них были исполнены в концертах памяти композитора осенью 1893 года.


Имя П.И. Чайковского – одно из самых славных имен в истории русской и мировой культуры. Трудно представить себе столь громкую и столь заслуженную славу. Немногим художникам довелось при жизни познать не только восторги творчества, но и восторги благодарных слушателей. Чайковский познал и то, и другое.

  1. Музыкальные жанры и стилевые особенности фортепианных произведений Чайковского.

2.Пьесы в русском народном духе

3.Фортепианные циклы

4.Крупные произведения концертного жанра

5.Обзор фортепианных сочинений

Созданию фортепианных произведений Чайковский уделял внимание на протяжении всей жизни. Характерные черты его фортепианной музыки уже отчетливо определились в 60-х годах, т.е. в ранний период его творческой деятельности. Рассмотрим некоторые произведения этого периода:

Приступая к работе над сборником, Чайковский стремился воссоздать первозданную красоту песни, раскрыть и подчеркнуть своеобразие и неповторимость народного напева. Песни, взятые из сборника Вильбоа, нуждались в существенных и глубоких коррективах. А вот запись, мастерская гармонизация, отличающая песни балакиревского сборника, в основном были сохранены Чайковским. Он отказался от наиболее распространенной формы обработки песен – для голоса и фортепиано. Сборник составлен в виде двух сюит для фортепиано в 4 руки. Подобная форма музицирования была очень распространена в начале и середине XIX века. Создав серию запоминающихся жанровых зарисовок – лирических и протяжных, шуточных и хороводных, он внес существенный вклад в дело широкой пропаганды народной песни.

Конечно, в этих сочинениях, как и в пьесах начала 70-х годов, еще не полностью раскрыт творческий диапазон Чайковского, не представлены все стороны его фортепианного стиля, но все же в лучших произведениях этого периода композитор выявил свое отношение к инструменту и свой подход к использованию художественных средств фортепиано.

70-е годы – наиболее плодотворный период фортепианного творчества. Рассмотрим некоторые опусы этого десятилетия:

Большая соната Соль мажор, соч. 37 (1878) – первая классическая русская фортепианная соната, она положила начало плодотворному развитию в отечественной музыке этого жанра, к которому вслед за Чайковским обращались Рахманинов, Скрябин, Глазунов, Мясковский, Прокофьев и другие крупнейшие композиторы.

В следующее десятилетие фортепианные сочинения были представлены в более скромных масштабах.

Сочинения, венчающие фортепианное творчество Чайковского.

III. Заключение.

Чайковский оставил после себя огромное музыкальное наследие, которое вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже с конца XIX века, а в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров. Его фортепианное творчество сыграло огромную роль в дальнейшем развитии русской фортепианной музыки, определив, таким образом, дальнейшие пути развития отечественной пианистической школы. Влияние наследия Чайковского сказалось не только через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений. Музыка Чайковского принадлежит к тем явлениям искусства, которые имеют непреходящее значение в истории культуры всего человечества.

Читайте также: