Страданием и горем определено нам добывать крупицы мудрости сочинение

Обновлено: 06.07.2024

СОЧИНЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Сочинения на тему нравственно-этического, философского характера

Как уже отмечалось, при написании сочинения ученики должны понимать, что главное требование к его содержанию заключается в умении раскрыть тему сочинения и, следовательно, в умении понять предложенную тему. Поэтому первый этап работы над сочинением — анализ темы. Ученик должен осмыслить содержание каждого понятия, входящего в её формулировку. При этом он должен помнить, что ключевыми словами могут быть литературоведческие термины, философские понятия, нравственные категории.

В первое десятилетие нынешнего столетия, когда письменный экзамен по литературе был обязательным для всех одиннадцатиклассников, несколько лет практиковались открытые комплекты тем для выпускного сочинения.

Последней предлагалась так называемая свободная тема, которая давалась в виде цитаты. Но свобода ученика была относительной, потому что в подзаголовке темы указывалась необходимость выбрать и автора, и произведение, на основе которого ученик должен раскрыть идею сочинения, определённого предложенной цитатой. Ученик должен был рассуждать на различные темы философского, нравственного характера не на житейском материале, а на примере классического произведения. Свобода заключалась лишь в том, что произведение выбиралось самим учеником.

Задание интересное, но сложное, не всем ученикам под силу.

Трудность заключалась в том, что идея сочинения уже была сформулирована и определена цитатой. (Мысль, которая содержалась в цитате, нужно было понять и провести через всё сочинение.)

Недостаток подобных тем заключается в том, что утверждение в них даётся как бесспорная истина. А с некоторыми утверждениями можно было бы и поспорить. Поэтому, если ученик был не согласен с подобным утверждением, то ему не советовали браться за свободную тему.

Другой недостаток свободных тем: цитата иногда оказывалась слишком сложной для осознания её старшеклассниками.

Достоинство же заключалось в том, что подобные темы особенно способствовали развитию самостоятельности мышления и учили смотреть на произведение под определённым углом зрения, иногда совершенно неожиданным, творчески подходить к изученному материалу.

Кроме того, на данные темы не было шпаргалок. Ученики избегали соблазна найти в Интернете готовый текст. Учитель без опаски и всерьёз мог заниматься с учениками, вырабатывая у них навык самостоятельного мышления.

Поскольку темы сочинений публиковались заранее, учитель имел возможность проводить подготовительную работу в процессе анализа произведений и отрабатывать умение понимать тему, отбирать материал для её раскрытия, подчинять логику изложения материала заданной мысли.

В начале изучения произведения учитель отбирал темы, которые можно было раскрыть на его основе, и знакомил с ними учеников. Причём учитель стремился к тому, чтобы список тем был достаточно широк и исключал повторы. Ученик выбирал интересующую его тему, осмысливал и постепенно собирал для неё материал.

Во время изучения произведения учитель проводил так называемые пятиминутки, на которых вместе с учениками анализировал тему по ключевым словам, а способ раскрытия и образы, позволяющие аргументировать утверждение, предложенное в цитате, выбирались учениками самостоятельно. Желающим предлагалась и индивидуальная консультация. В результате получались интересные, творческие, не хрестоматийные сочинения, затрагивающие различные проблемы классических произведений.

Странно, но я никогда не задумывалась, отчего я так люблю перечитывать сказки, мифы, легенды, старинные предания.

Вначале было слово. Действительно, всё начинается именно с него. Познание человеком духовного, неосязаемого мира начинается со слов, которые он впервые слышит: с волшебного созвучия его имени, тихих разговоров родителей у его колыбели, нежного маминого голоса, произносящего любимые строки из старенькой книжки. И перед глазами появляются прекрасные замки, добрые и злые волшебники, строгие короли и забавные шуты, прекрасные принцессы и кошмарные чудовища .

Сказкиэто целый мир, у каждого народа он свой, особенный. Но все они служат одной цели: показать, что есть добро, а что — зло, что настоящее, а что — нет. Сказочный мир — упрощённая модель взрослой жизни, взрослых взаимоотношений. Я благодарна этому миру за то, что он научил меня видеть то, что порой бывает незаметным, хорошо скрытым под толстым слоем мнимой добродетели.

Мировая классическая литература продолжает дело сказок в обличении истинного зла. Русская классическая литература полностью построена на психологии человеческих взаимоотношений. Это уже модель реального мира, такого, каков он есть, со всеми его пороками и соблазнами, лицемерием и обманами. Мы живём вместе с героями, радуемся их победам, учимся на их ошибках, переживаем за своих любимцев. Ситуации, в которых они оказываются, довольно типичны для нашей жизни. И, попав в похожее положение, мы имеем возможность просчитать свою игру на несколько ходов вперёд, не поддаться на соблазн, не сделать того, о чём впоследствии будем жалеть.

В другой раз прочитав текст полностью и с большим вниманием, мы получим полную противоположность первому впечатлению. Сейчас, кроме обманчивого внешнего блеска и благополучия, мы намного лучше понимаем истинную сущность князя Василия.

Добро и зло, по-моему, испокон веку существуют как нечто нераздельное и вытекающее одно из другого. И примеры из мировой истории и мой, пусть пока небольшой, опыт личной жизни, привели меня к выводу, что оторвать одно от другого невозможно. Так же, как тень не существует без света, и наоборот, так же, как от любви до ненависти всего один шаг. Зло по отношению к человеку есть некое деяние, сломившее его волю, толкнувшее на совершение противоестественного воззрениям этого человека деяния.

Естественно, что в костёр поддельной доброты необходимо подкладывать постоянно новых дров, постоянно раздувать, иначе трухлявые брёвна слишком быстро погаснут.

Подобное испытание приходится и на долю ещё одной любимой героини Толстого — Наташи. И связано оно опять с представителями семейства КурагиныхЭлен и Анатолем. Элен, как настоящая хищница, почувствовав, что потенциальная жертва не искушена в светских интригах, ожидает подходящего момента, когда не нужно будет много сил для того, чтобы столкнуть её с истинной дороги.

В Анатоле Наташу также привлекает физическая красота. Она, как и Пьер, чувствует что-то неправильное, неестественное в отсутствии преград между ней и этим мужчиной. Она принимает страстное увлечение Анатоля за любовь, которая ей так необходима. На своём вечере Элен не выпускает Наташу из рук, зорко следит за тем, что происходит в её душе. Впечатления от прикосновений и пылких взглядов Анатоля делают своё дело. Элен мило разговаривает с Наташей, заботится о дорогой гостье, а, почувствовав, что последняя самая тонкая, но самая стойкая преграда в душе Наташи пала, толкает её в объятия брата, бросает в омут разврата.

Вот только два эпизода совершения зла, облачённого в лохмотья добродетели. А сколько их было на самом деле? А сколько их совершается сегодня? Наверное, не зря при первом появлении князя Василия в романе Толстой сравнивал его с часами. Он и его детибездушные механизмы, существование которых подчинено одной целивращению стрелок по замкнутому кругу. Это вращение невозможно остановить. Зацепившись хотя бы краешком одежды за одну из шестерёнок этого механизма, несчастный обречён на то, чтобы стать источником силы для него.

Екатерина Х. раскрыла её на примере сопоставления образов Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.

Я попыталась и не смогла представить и малой части тех чувств, что испытывает приговорённый к смерти человек, помилованный прямо перед казнью. Как он смог преодолеть естественный животный инстинкт самосохранения и найти в себе силы встретить смерть (как он думал) настоящим человеком, верующим и до последнего момента пытающимся понять смысл жизни?

Семилетний Родя проходит мимо кабака и церкви. Церковь символизирует всё самое святое, духовное, дорогое человеческому сердцу. Мальчик очень любил её. А кабаксимвол пошлой, угнетающей повседневной жизни, где нет места ничему духовному. Родя очень боится этого места, отвергает его.

Жизньнеобычайно интересная штука. Она от начала до конца таит в себе миллион загадок. Как зародилась жизнь? Есть ли жизнь после смерти? Кто управляет жизнью людей? Каждого интересует, существует ли фатум, рок, нечто судьбоносное. Каждый в своё время задаётся вопросом: в чём смысл жизни? Но ответить на него под силу не каждому, для этого необходимо жизненную мудрость иметь. Должно сформироваться сознание, душа, несущая эту мудрость, как бесценный клад.

Но что такое мудрость? Мудрость — это умение чувствовать, думать, способность воспринимать саму жизнь как счастье, как возможность мыслить, творить, видеть солнце и самое небо, наслаждаться каждым вздохом, каждым глотком воды. Но если мудрость — это счастье, то почему же мы приобретаем её крупицы, переживая горе, роняя слёзы, теряя родных, друзей, отдавая взамен кровь, терпя страдания? Потому, что лишь переживая страдания, человек понимает, в чём счастье, как мало нужно для того, чтобы быть счастливым.

Потому старцев и называют мудрецами, что они прожили долгую жизнь, они видели войны, чувствовали горечь утрат, потерь, познали беды и лишения, теперь они понимают, что на самом деле нужно ценить. Возможно, они совершали в жизни много ошибок, и, храня их в памяти, живут с чётким пониманием каждого необдуманного шага в прошлом. Именно к родителям мы идём за советом, зная о тяжёлой ноше прошлого в их сердцах.

Мы стараемся учиться, постигать жизнь, черпать мудрость от других, не ступая ещё на путь собственных несчастий. Но мы всё же хотим слишком многого, забывая о мелочах. Мы летим вперёд и спотыкаемся о пропущенное когда-то мимо ушей, мимо сердца. Не прочувствовав чужую боль однажды, мы постигаем её самостоятельно. И только тогда ещё одна маленькая капелька горячей горькой крови оседает в сердце. Так мы шагаем к мудрости, добывая её крупицы страданием.

Но, не осмыслив, не прочувствовав до конца горечь жизненных катаклизмов, человек не сможет постигнуть, добыть для себя крупицы мудрости. Ведь мудростьэто особое миропонимание, мироощущение.

Пройдя череду бед и лишений ГУЛАГа, А. И. Солженицын передаёт особенности жизни заключённых, добытые им в застенках крупицы мудрости в своего рода автобиографическом произведении.

Наша проблема в том, что мы хотим слишком многого, и, не получая этого, чувствуем себя несчастными, и это глупо. Способность видеть радость в малейшей удачевот мудрость.

Страшные, но, кажется, не значимые для нас события, словно семена: попав в душу, они дают начало развитию массы различных чувств, переживаний, мыслей, анализируя которые, человек создаёт спектр воззрений. Так вырастает древо мудрости. Плоды его человек должен отдать другим людям, чтобы не случилось в их жизни дождя из горьких слёз.

Крупицы мудрости даются нам дорого, высока их цена, и мы должны сохранить их, чтоб человечество избегало несчастий в таких масштабах, в каких они обрушились на наши плечи.

Приведённые сочинения писались дома сразу после изучения произведения. У учеников было время, чтобы отобрать материал, обдумать его, при необходимости отложить сочинение, чтобы продолжить работу над ним позже.

Естественно, что эти минуты могут быть как минутами счастья, так и несчастья.

Можно увидеть, что именно минуты стали поворотными в сознании человека, ведь всё, что князь Андрей обдумывал годами, опроверглось всего несколькими минутами.

Н.В.Гоголь просил своих соотечественников и просто неравнодушных людей опубликовать те фрагменты его писем к друзьям, которые могли бы помочь человеку в его нравственном развитии, приближении себя к Всевышнему и процветанию общества. Несмотря на то, что большая часть образованного населения Петербурга во главе с Виссарионом Григорьевичем Белинским не была согласна с прощальной повестью Николая Васильевича, хотя с большим рвением обсуждала её на любом светском вечере, труд великого писателя не получил однозначной оценки.

Отречение Гоголя от своих предыдущих произведений, нравоучительный тон писем, неожиданные рекомендации драматурга в делах семейных и хозяйственных, впервые проявившая себя во всей силе набожность поэта, оставили читателей в недоумении.

IV. О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ СЛОВО

Это утверждение можно с одинаковой справедливость отнести как и к рецензии В.Г.Белинского, так и к самому произведению Н.В.Гоголя. Оба деятеля литературы на рубеже 1848 года находились в трудных жизненных обстоятельствах. Несли ли их слова истину или же были порождением мимолетного затемнения рассудка: ослепительной ярости, как у Белинского, или упаднического мироощущения Гоголя? Правда в том, что писатель всегда оголяет свою душу перед читателем, выставляя напоказ все своим чувства и помыслы, и потому невероятной кажется мысль, что в такой сакральный момент творец способен притворяться, лукавить, в стремлении к достижению каких либо целей, кроме той, что диктует ему вдохновение. Гоголь действительно верит в справедливость сказанных им слов, как и Белинский не верит правдивости веры писателя.

Тем не менее, некоторые биографы Н.В.Гоголя отмечают, что писателю тяжело далось примирение с В.Г.Белинским. Черновую версию своего второго письма к критику Гоголь, вероятно в порыве сильных эмоций, разорвал на маленькие кусочки, но не сжег, как обычно он поступал с рукописями, недостойными, по мнению гения, взгляда других. Он собрал их и сохранил. Маленькие фрагменты изорванного письма позже были найдены в опечатанном доме погибшего поэта.

В исследовательской работе ученица прослеживает судьбы героев, рассуждает над тем, каск жизенные обстоятельства помогают людям обрести мудрость.

ВложениеРазмер
stradaniem_i_gorem.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ст. Воровсколесская, Андроповский район, МОУ СОШ №2, 9 класс, н. рук. Глухова М.В., учитель русского языка и литературы.

Цель работы: проследить судьбы героев, попытаться ответить на вопрос, как жизненные обстоятельства помогают человеку обрести мудрость.

Методы и примеры, используемые в работе: репродуктивный (работа с художественным произведением, критическими статьями); проблемно-обобщающие (доказательство путем сравнения); частично-поисковый (поиск примеров); исследовательский (анализ событий, поступков героев).

При знакомстве с рассказами В.И. Туренской поняла, что ее произведения являются своеобразной школой жизни, отмечены глубиной чувств, переживаний, исканий.

В ходе исследования я увидела горькую судьбу Марии Сергеевны, ее умение мудро принять выбор сына, помочь ему не упустить миг счастья. Познакомилась со старой дворянской семьей Огаревских, которые помогли своему сыну приобрести крупицы мудрости и не потерять любимую женщину и сына. Поняла, как важно бережно хранить прошлое, чтить память тех, кто отдал свои жизни за наше счастье.

Знакомясь с произведениями, вместе с героями шла их нелегкими дорогами, испытывая муки совести, страдания и радость.

Темы, затронутые в рассказах, актуальны сегодня, поэтому я и решила на них остановиться.

Новизна работы заключается в том, что с этой точки зрения произведения В.И.Туренской ещё не анализировались.

Материалы исследовательской работы могут использоваться при изучении регионального компонента на уроках литературы.

3.Заключение. Значение рассказов В.И.Туренской

Человек стал Человеком, потому что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях росы, серые нити дождя. Увидел и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту.

Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание первого весеннего ручейка и звон серебряного колокольчика жаворонка в горячем летнем небе, шорох снежинок в завывании вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Кем ни пытайся зваться,

Но сводится к единому игра:

Должно зерно остаться,

Рассказ написан в 1962 году. Главный герой – Александр Александрович Огаревский – родился в интеллигентной семье. Его дед – историк, отец – литературовед, мать – дочь генерала.

Александр стал переводчиком. В двадцать пять лет защитил диссертацию. Воевал. Вернувшись с войны, принял кафедру в институте одного из больших областей городов.

Огаревский просит супругу остановиться в гостинице, а старикам соврет, что приехал с сыном.

Но как-то утром в дверь номера кто-то постучал. На пороге стоял Александр Всеволодович, отец мужа. От внука он узнал, что мама приехала с ними. Мальчик был живой, с доброй душой и переживал за родителей.

Старики забрали Марию в дом. Они сумели разглядеть за ее простотой огромную человеческую душу. «Александр Всеволодович шагнул к ней, положил руки на плечи, слегка притянул к себе, не давая еще раз уклониться взгляду.

- Вот оно что, - дрогнувшим голосом сказал он, - твои глаза врать не умеют. И обиду спрятать не смогли. Значит, не ты? Александр?

Как-то ночью, стоя у открытого окна, Мария услышала разговор между отцом и сыном.

Чтобы озарять светом других,

Нужно носить солнце в себе.

Сын приглашает Марию Сергеевну на концерт Галины, своей невесты. Женщина смотрела на девушку, а сердце переполняла тоска, мысли уносили в далекое прошлое.

Горький напев скрипки звучал в душе Марийки, плакала она об утраченной, поруганной любви!

В сердцах молодых людей вспыхнула любовь, но не знали они, что придется им страданием и горем пробивать себе дорогу.

Читая эти строки, понимаешь, что классовые предрассудки ломают человеческие судьбы.

Мать Василия тайно посылала дочь в дом к Марийке, когда узнала о ее беременности. Собирала сумки с едой, чтобы как-то поддержать возлюбленную сына.

Спустя некоторое время люди принесли в дом Булатовых весть о внуке. Пуще прежнего лютовал отец, а сердце Василия рвалось от горя, что не может он быть с любимыми людьми.

В день свадьбы неслась Марийка со свертком к дому Василия. Бросилась под копыта лошадей. Кони свернули, люди схватили ребенка. Это какое же чувство переполняло человека, что она способна была ради любимого отдать жизнь?! Что переживал в это время Василий?

И пусть коротким было счастье, но они были вместе, радовались каждому дню, прожитому вместе, лепету ребенка, их ребенка.

Но как же вы, Карп Силантьевич, не разглядели счастья в глазах сына, не дали ему насладиться живительной влагой любви?! Вы убили и любовь, и сына!

И вот теперь, спустя много лет, Мария Сергеевна, сидя в концертном зале и слушая песнь скрипки невесты сына, думала о том, как сберечь то хрупкое чувство, которого лишили ее.

Одна из самых мудрых истин

Нас убеждает с давних пор:

Лишь тот богат, кто бескорыстен…

Анна пела и не знала, что совсем рядом стоял тот, кто страдал от неразделенной любви к ней, от желания стать необходимым её сыну. Он прошел горнило войны, испытал немало бед и лишений, и теперь эта песня задела его за живые струны души.

-А у меня батя на Украине погиб. Вырасту. Поеду туда.

Как важно было для Василия, что эти ребята, пережившие боль потерь, не очерствели, не озлобились на жизнь. Их детские души оказались по- взрослому мудрыми.

Книги – реки, наполняющие вселенную мудростью. И произведения Валентины Ионовны тому подтверждение.

В.И. Туренская любит своих героев беззаветно, сильно. Искренне, часто с восторгом любуется их непримиримостью к злу, их преданностью.

В основу рассказов положены судьбы реальных людей. По оценкам коллег, ее произведения выражают позицию активного, не равнодушного к жизни человека, непримиримого с нечестностью, подлостью, бездушием. Ее книги являются своеобразной школой жизни, отмечены глубиной чувств, переживаний, исканий. Герои В.И. Туренской, испытав страдания, обретают мудрость.

Остановитесь на минуту и окиньте взглядом окружающий мир. Можете ли вы сказать себе, что ваша жизнь течет плавно? Есть ли у вас ощущение, что вы сами четко управляете ее ходом. Или иногда встречные ветры сбивают с курса ваш жизненный корабль, и он натыкается на подводные рифы?

Любой человек — это живая загадка. Он совершеннейшее творение природы. Ни одно существо на нашей земле не обладает такой палитрой разума, как человек. Он создает себе преграды, подрывает землю под своими ногами, проваливаясь все глубже. Люди собственноручно окрашивают

дни в яркие и радостные тона, а иногда в мрачные и серые. В последнем случае и жизнь их становится блеклой. Человек не должен быть один. Он должен распространять на кого-то любовь и, заглядывая в свою душу, находить отражение этой любви в себе самом. Но есть люди, неспособные любить, удерживать подле себя верных друзей, не стремящиеся добиться гармонии с окружающими:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Разочарование в жизни, скука, одиночество преследуют героя:

Сложный персонаж, совершающий подчас не совсем понятные поступки. Таков Печорин.

Читатель впервые видит героя заинтересованным. Печорин заинтригован загадочностью встретившихся ему людей. Он не довольствуется ролью простого наблюдателя, а сам становится участником событий. Его вмешательство в чужую жизнь определяет конфликт в повести. Однако Печорин действует не ради стремления принести пользу людям, не ради своей выгоды, ему просто впервые становится интересно; загадочность происходящего взволновала его. Здесь мы видим уже не скучающего героя, равнодушного ко всему, а действующего.

Мне кажется, если бы Лермонтов пытался создать какой-то идеал человека, он бы никого не заинтересовал. Ведь художник, рисуя прекраснейшее лицо, не боится самых глубоких теней, от них только жизненнее и загадочнее становится портрет. Печорин в романе показан живым, падающим, ошибающимся, путающимся и непоследовательным, колючим и по-мальчишески задорным, самоуверенным и сомневающимся одновременно. Он настоящая живая загадка. И многие из нас находят в герое свои черты. Мы такие же, как и он, подчас одинокие в кругу людей и потерявшие веру в лучшее.



Н. В. Гоголь († 1852 г.)

ВЫБРАННЫЯ МѢСТА ИЗЪ ПЕРЕПИСКИ СЪ ДРУЗЬЯМИ.

XVI.
СОВѢТЫ.
Письмо къ С. П. Шевыреву.

У ча другихъ, также учишься. Посреди моего болѣзненнаго и труднаго времени, къ которому присоединились еще и тяжелыя страданія ду /с. 110/ шевныя, я долженъ былъ вести такую дѣятельную переписку, какой никогда у меня не было дотолѣ. Какъ нарочно, почти со всѣми близкими моей душѣ случились въ это время внутреннія событія и потрясенія. Все какимъ-то инстинктомъ обращалось ко мнѣ, требуя помощи и совѣта. Тутъ только узналъ я близкое родство человѣческихъ душъ между собою. Стóитъ только хорошенько выстрадаться самому, какъ уже всѣ страдающіе становятся тебѣ понятны и почти знаешь, что нужно сказать имъ. Этого мало; самый умъ проясняется: дотолѣ сокрытыя положенія и поприща людей становятся тебѣ извѣстны, и дѣлается видно, что кому изъ нихъ потребно. Въ послѣднее время мнѣ случалось даже получать письма отъ людей, мнѣ почти вовсе незнакомыхъ, и давать на нихъ отвѣты такіе, какихъ бы я не сумѣлъ дать прежде. А между прочимъ я ничуть не умнѣе никого. Я знаю людей, которые въ нѣсколько разъ умнѣе и образованнѣе меня, и могли бы дать совѣты въ нѣсколько разъ полезнѣйшіе моихъ; но они этого не дѣлаютъ и даже не знаютъ, какъ это сдѣлать. Великъ Богъ, насъ умудряющій! И чѣмъ же умудряющій? — тѣмъ самымъ горемъ, отъ котораго мы бѣжимъ и хотимъ сокрыться. Страданіями и горемъ опредѣлено намъ добывать крупицы мудрости, не пріобрѣтаемой въ книгахъ. Но кто уже пріобрѣлъ одну изъ этихъ крупицъ, тотъ уже не имѣетъ права скрывать ее въ себѣ отъ другихъ. Она не твое, но Божіе достояніе. Богъ ее выработалъ въ тебѣ; всѣ же дары Божіи даются намъ затѣмъ, чтобы мы служили ими собратіямъ нашимъ: Онъ повелѣлъ, /с. 111/ чтобы ежеминутно учили мы другъ друга. Итакъ, не останавливайся, учи и давай совѣты! Но, если хочешь, чтобы это принесло въ то же время тебѣ самому пользу, дѣлай такъ, какъ думаю я и какъ положилъ себѣ отнынѣ дѣлать всегда. Всякій совѣтъ и наставленіе, какое бы ни случилось кому дать, хотя бы даже человѣку, стоящему на самой низкой степени образованія, съ которымъ у тебя ничего не можетъ быть общаго, обрати въ то же время къ самому себѣ, и то же самое, что посовѣтовалъ другому, посовѣтуй себѣ самому; тотъ же самый упрекъ, который сдѣлалъ другому, сдѣлай тутъ же себѣ самому. Повѣрь, все придется къ тебѣ самому и я даже не знаю, есть ли такой упрекъ, которымъ бы нельзя было упрекнуть себя самого, если только пристально поглядишь на себя. Дѣйствуй оружіемъ обоюдоострымъ. Если даже тебѣ случится разсердиться на кого бы то ни было, разсердись въ то же время и на себя самого, хотя за то, что сумѣлъ разсердиться на другого. И это дѣлай непремѣнно! Ни въ какомъ случаѣ не своди глазъ съ самого себя. Имѣй всегда въ предметѣ себя прежде всѣхъ. Будь эгоистъ въ этомъ случаѣ. Эгоизмъ тоже не дурное свойство; вольно было людямъ дать ему такое скверное толкованіе, а въ основаніе эгоизма легла сущая правда. Позаботься прежде о себѣ, а потомъ о другихъ; стань прежде самъ почище душою, а потомъ уже старайся, чтобы другіе были чище.

Читайте также: