Стереотипы и предрассудки сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Стереотипы и предрассудки, так часто используемые для оценки всего, что человек себе может только представить, на первый взгляд имеют связь только с человеческим обществом, но на самом деле это не совсем так. Например, в мире животных их стада, стаи и другие группы распределяют влияние по некоторым общим критериям, одним из основных ярко выраженных является здоровье, которое в свою очередь определяет силу, скорость, а так же наличие остальных физических способностей и уровень их развития. Это в свою очередь влияет на становление лидера в группе и общей иерархии и здесь, конечно же, чувствуется параллель с человеком. Но, все же, как именно проявляется влияние этих двух понятий у людей. Хорошим примером является звук. От музыки до неприятного шума. Но для понятного объяснения следует уточнить, что же такое музыка. Музыка - это такое сочетание звуковых частот и их высот, которое вызывает чувство удовольствия либо же хотя бы отсутствие негативных ощущений у слушателя. Неприятный шум, в свою очередь, является сочетание вызывающее негативное раздражение у слушателя, то есть противоположностью музыки. Эти два вида звуков классифицируются, название можно дать исходя из чувств, которые переживает человек в то время, когда их слышит. Таким образом, положительные(музыка) и отрицательные(неприятный шум) звуки. Эту закономерность можно назвать закономерностью звуков и ее идея распространяется на жизнь человека в целом. Положительным классом у человека будет стереотип, а отрицательным предрассудок. Следует отметить то, что количество единиц, входящие в каждый из этих двух классов, бесконечны. Еще важнее знать, что в обществе людей переход единицы из одного класса в другой является весьма распространенным случаем.

По Вашему мнению, стереотипы - это хорошо? Это музыка? Я правильно поняла?

Автор,
мне могут нравиться шум ветра и плеск морских волн и не нравиться громкие звуки, под которые дергаются некоторые эстрадные исполнители. Однако, шум ветра и моря - это, строго говоря не музыка (ну, разве что фигурально), а громкие звуки с эстрады - музыка, хотя и дрянная.
Со стереотипами и предрассудками Вы тоже, по-моему, перемудрили. Извините.

С уважением,
Степан Сказин

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

усваиваются ими очень рано и используются задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

Стереотипы существуют на протяжении всей жизни человечества. Человеку свойственно мыслить стереотипами. Мы все живём в мире стереотипов,

только кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени доверяет им.

ВложениеРазмер
stereotipy_sushchestvuyut_na_protyazhenii_vsey_zhizni_chelovechestva.docx 19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Стереотипы как шаблоны мышления и поведения людей, являющихся членами тех или иных групп, усваиваются ими очень рано и используются задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

Социальный стереотип является универсальным инструментом распознавания и передачи общественно значимой информации в процессах взаимодействия людей с окружающим миром и друг с другом. [1]

Существует две разновидности определения стереотипа:

1. Стереотип динамический - относительно устойчивая система условно- рефлекторных реакций высших животных и человека на привычные раздражители.

2. Стереотип социальный - схематизированный, стандартизированный образ или представление о соц. объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. [2]

Что думают иностранцы о Сибири? Насколько изменится их мнение о нас, посетив Сибирь?

Самые известный стереотип у иностранцев о Сибири - это край с суровым климатом, вечными снегами и морозами, поэтому они пьют спиртные напитки, чтобы согреться. Угрюмые, суровые люди и что, по улицам бродят медведи.

Их мнение абсолютно изменится, и они обязательно поменяют свое мнение о Сибири когда посетят ее. Потому что, они увидят край с красивыми лесами, полями и лугами, с ее множественными достопримечательностями. Заметят что, медведей на улицах нет и люди в здесь очень гостеприимные, доброжелательные. Зимы не такие и суровые, как их представляют иностранцы. Без сомнения прекрасное лето в Сибири.

Сибирь - экономически и культурно развитая цивилизация.

К примеру возьмем наш Новосибирск - культурный центр Сибири.

Его достопримечательностями являются театры, музеи, библиотеки, памятники. В Новосибирске живут иностранцы, которые приехали учиться, или по делам и остались здесь жить.

Каково иностранцам жить в Новосибирске? Подтверждаются ли стереотипы о Сибири?

Мнения приехавших иностранцев о Сибири. Вивек 28 лет. Индия (Хатима). Врач аюрведы, в Новосибирске уже 2 года.

«Когда ещё даже не планировал поездку в Сибирь, любил смотреть в Google картинки с Сибирью и Москвой. Мечтал о снеге.

У русских людей тоже существуют стереотипы о других странах. Например, о каких стереотипах знаю я.

Я считаю, что Италия – теплая, солнечная. Итальянцы эмоциональные, темпераментные. Едят спагетти и пиццу.

Франция – элегантная, романтичная. Люди питаются круассанами, и лягушачьими лапками.

Немцы – скупые, и что у них нет чувства юмора. Не гостеприимны, но пунктуальные.

Украинцы – любят сало, борщ, горилку.

Англия – страна вечного тумана. Англичане – чопорные, но при этом вежливые, любители чаепитий.

Кавказцы – вспыльчивые, шумные, громко говорят, танцуют лезгинку.

Низкий рост, все на одно лицо, а так же, мастера кун-фу. значит речь идет о китайцах.

Стереотипы существуют на протяжении всей жизни человечества. Человеку свойственно мыслить стереотипами. Мы все живём в мире стереотипов, только кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени доверяет им.

Список источников и литературы.

Современный мир – мир многообразных и разнохарактерных коммуникативных связей, сложных производственных, межличностных, семейных отношений.

Умному, доброжелательному, уравновешенному человеку всегда легче найти правильную модель поведения во взаимоотношениях с окружающими. Он создает вокруг себя атмосферу искренности, доверия и симпатии, что в свою очередь влияет на формирование его общественных связей и взаимоотношений.

Антипатия - нечто прямо противоположенное: в её основе часто ограниченность человека, эгоцентризм, а главное - неумение и нежелание понять другого, найти в нем лучшее. Это, в конечном итоге, проявляется в таких крайностях, как агрессивность, злость, фанатизм, склонность к антиобщественному поведению. Люди с подобной жизненной ориентацией неспособны к деловым партнерским отношениям и не умеют работать в коллективе, а потому крайне нежелательны в системе коллективной деятельности, их модель поведения всегда деструктивна, потому что она чаще всего вызывает ответную, негативную реакцию.

Так, склонность к антипатии становится причиной не успешности человека, что в свою очередь только преумножает его злобу, ненависть к окружающему миру, увеличивает его агрессивность и делая его социально опасным.

Наш интерес к данной теме обусловлен значимостью вопроса об основных принципах организации межличностных отношений, которые исключают антипатию как качество, совместимое с успешностью человека, и его социальной ролью.

В данной работе будут приведены рассуждения и анализ основных причин возникновения антипатий и предрассудков на основе взаимоотношений людей в различных сферах деятельности. Будут рассмотрены такие виды предрассудков, как расовые, религиозные и гендерные.

Предрассудки, стереотипы и предубеждения

Предрассудок – это установка, т.е. определенное сочетание чувств, склонностей к некоторым действиям и убеждениям. Следовательно, и предрассудок является сочетанием чувств, склонностей к определенным действиям и убеждений. Как и многие установки, предрассудки имеют сложную структуру; они могут включать такой элемент, как симпатию, выраженную в форме покровительства, которая, однако, лишь ухудшает положение того, на кого она направлена.

Негативные оценки как показатель предрассудка могут быть связаны с эмоциональными ассоциациями, потребностью оправдать собственное поведение или негативные убеждения, которые называются стереотипами. Мыслить стереотипно – значит обобщать. Мы прибегаем к обобщениям, чтобы сделать мир проще и понятнее.

Предрассудок, буквально – мнение, предшествующее рассудку усвоенное некритически, без размышления. Предрассудок называются иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания – суеверия, связанные с религией, и предубеждения.

Предубеждение – это неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанное на критически проверенном опыте, стереотипное и эмоционально окрашенное, оно тем не менее весьма устойчиво и плохо поддаётся изменению под влиянием рациональной информации. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения. Предубеждения существуют и в других сферах социальной психологии.

Эта тенденция изменилась только в 30–40-х годах в связи с развитием гражданских прав, удачными попытками потеснить колониализм ростом антисемитизма. Вслед за Холокостом, ряд влиятельных ученых пришёл к пониманию предрассудков как патологии, и пытались в этой связи обнаружить личностные синдромы, связанные с проявлениями расизма, антисемитизма и других форм предрассудков.

Расовые предрассудки

Согласно прогнозу американского исследователя С. Коэна к 2020-2025 гг. на нашей планете может появиться несколько десятков новых государств. Очевидно, что из космоса не опустятся новые материки и не всплывет из глубины океана Атлантида, а произойдет распад ныне существующих. Одна из причин подобного явления – наличие расовых конфликтов и предрассудков.

Нигде социальные контакты не вызывают конфликты так легко, как в отношениях между расами, в особенности если расовые различия усугубляются не только различиями в культуре, но и цветом кожи. Можно добавить, что нигде реакции на социальный контакт не выступают с такой очевидностью и в то же время не поддаются анализу и определению с таким трудом.

Расовые предрассудки - чувства, сопровождающие расовые табу, не являются, по крайней мере, в Америке, чем-то необычным. Но еще никому не удалось сделать их вполне понятными. В расовом предрассудке, в отличие от классового или кастового предрассудка, явно проявляется инстинктивный фактор, коренящийся в страхе перед незнакомым и непонятным. Цвет кожи или какой-либо другой расовый признак, подчеркивающий физические различия, становится символом моральной несовместимости, которой, возможно, и не существует. Чужак одновременно и привлекает нас, и вызывает страх, а индивид другой расы всегда кажется нам чужаком в большей мере, нежели человек одной с нами расы. Этот наивный предрассудок, если он не подкрепляется другими факторами, легко видоизменить, о чем свидетельствуют близкие отношения негров и белых в рабстве.

В условиях этой борьбы расовое и национальное сознание в таких его проявлениях, как, например, ирландский национализм, еврейский сионизм или расовое сознание негров, является естественной и очевидной реакцией на конфликтную ситуацию. Националистические движения в Европе, Индии, Египте, подобно войне, соперничеству и более личностным формам конфликта, есть в основном борьба за признание, т. е. за честь, славу и престиж.

Даже если явное проявление предрассудков идет на убыль, автоматические эмоциональные реакции все еще дают о себе знать. Результаты недавно проведенных исследований говорят о том, что осознание предрассудка способно повлиять на наши импульсивные реакции. Впрочем и люди с сильными предрассудками, и люди, не имеющие предрассудков, иногда демонстрируют сходные автоматические реакции. Отличие между ними в том, что последние сознательно стараются подавлять в себе те мысли и чувства, к которым их подталкивают предрассудки. Такое поведение можно сравнить с поведением человека, который старается избавиться от дурной привычки. Однако как бы мы ни старались отогнать непрошеные мысли порой они просто отказываются покидать нас.

Сказанное выше – иллюстрация двойственности нашей системы установок. Относительно одного и того же предмета у нас могут быть разные явные (осознанные) и неявные (автоматические) установки. А это значит, что с детства у нас может сохраниться привычный, автоматический страх перед теми («или неприязнь к тем), кому мы сейчас демонстрируем уважение и одобрение. В реальной жизни любое столкновение с представителем меньшинства может активизировать подсознательный стереотип, предрассудки порой проявляются автоматически и бессознательно. Хотя явные установки могут кардинально изменяться под влиянием воспитания, неявные установки способны сохраняться, и изменяются они только тогда, когда благодаря тренировке у нас формируются новые привычки.

Религия и предрассудки

С научной точки зрения, а вернее с точки зрения атеизма, более всего предрассудки характерны для тех областей человеческой деятельности, которые изначально связаны с предметами и обстоятельствами, о которых нет (или в принципе не может быть) достаточно полной информации, например, для религии (строго говоря, любая религия есть набор предрассудков — учение о том, как человеческими делами угодить Богу, достигнуть праведности). Но и там, где, казалось бы, на первое место ставится точность, логичность и обоснованность (например, в науке), предрассудков существует множество.

Лидеры большинства стран привлекают религию для освящения существующего строя. Использование религии для оправдания несправедливости помогает объяснить происхождение двух результатов и имеют отношение к христианству (больше всего исследований в области предрасссудков) — господствующей конфессии Северной Америки: 1) у верующих расовые предрассудки выражены более сильно, чем у неверующих; 2) люди, исповедующие традиционную христианскую религию, так называемые христианские фундаменталисты, в большей степени привержены предрассудком, чем те, кто придерживается менее традиционных взглядов.

Факт, что религия и предрассудки связаны между собой, существует, но ничего не говорит о том, что является причиной, а что — следствием. Возможно, причинно-следственная связь между ними и вовсе отсутствует. Не исключено, что малообразованные люди одновременно исповедуют более традиционную религию и имеют более выраженные предрассудки. Возможно, предрассудки приводят к религии: люди обращаются к религии, желая найти в ней поддержку своим предрассудкам. А может быть и наоборот: религия становится источником предрассудков, так как верующим внушается мысль о том, что коль скоро все люди обладают свободой воли, меньшинства сами виноваты в своем положении.

Если религия есть путь к предрассудкам, значит, чем религиознее человек, тем более ему присущи предрассудки.

В то же время многие ревностные борцы за гражданские права религиозно мотивированны. Примеры от Христа до Ганди и Мартина Лютера Кинга демонстрируют нам, что принятие всеобщего равенства связано с искренней религиозностью.

Какова же в итоге связь между религией и предрассудками? Получаемый ответ зависит от того, как задать вопрос. Если определить религиозность как принадлежность к какой-либо церкви или готовность согласиться, как минимум поверхностно, с традиционными догматами, ответ будет таким: чем религиознее человек, тем сильнее его расовые предрассудки, ибо фанатики нередко оправдывают свой фанатизм религиозностью. Однако если для оценки глубины религиозности воспользоваться какими-нибудь иными способами, то окажется, что такая религиозность практически несовместима с предрассудками. Отсюда и религиозные корни современного движения за гражданские права, среди лидеров которого немало религиозных деятелей.

Гендерные предрасудки

Исследования указывают на два бесспорных факта: существуют сильные гендерные стереотипы, и, как часто бывает, эти стереотипы принимаются и членами той группы, в отношении которой они действуют. Положение женщины в современном обществе во многом определяется полоролевыми стереотипами, пришедшими из глубокого прошлого. Патриархальное разделение труда отвело мужчине роль добытчика и кормильца семьи. При этом женщина, занимаясь исключительно ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, находилась в материально зависимом, подчиненном положении.

Индустриальная эпоха, способствуя вовлечению женщин в производство, изменило ее место в общественном разделении труда. Женщина наравне с мужчиной начинает приносить доход семье. Однако изменение социальной роли женщины не привело к пересмотру традиционных полоролевых поведенческих установок.

Во-первых, это проявилось в сохранении за женщиной обязанностей по выполнению домашнего труда, как экономически менее значимого и второстепенного. Во-вторых, власть мужчины в семейных отношениях распространилась на сферу общественного производства, закрепив и здесь подчиненную роль женщины.

Говоря об источниках гендерных предрассудков, прежде всего, необходимо назвать неравный социальный статус мужчин и женщин в обществе: стереотипы помогают оправдывать экономическое и социальное доминирование тех, у кого в руках власть и богатство.

Существование гендерных стереотипов пока еще является неотъемлемой частью общественного сознания людей и соответствующего их поведения. Причинами здесь могут также быть исторически сложившаяся низкая оценка женщины в общественной жизни и слабость женских движений, борющихся за свои права. В советское время при политике формального равенства гендерная ситуация лишь ухудшилась, поскольку данная проблема продолжала существовать, но в скрытой форме. Поэтому женщины не могли открыто выступать против ущемления своих прав, ведь равные права с мужчинами им были гарантированы государством.

«Несмотря на устойчивость гендерных стереотипов в общественном сознании западный мир продемонстрировал возможности успешного их преодоления. Так, в 1960-70-е годы в странах Запада активно развивалось массовое феминистское движение, ставшее кульминационной точкой в ликвидации дискриминации по признаку пола. Итогом таких изменений стало не только официальное, но и фактическое признание равных прав и возможностей мужчин и женщин. Известно, что произошло некое перераспределение ролей в семье, женщины начали принимать активное участие в политической жизни и в экономической деятельности.

Вышесказанное не означает, что проблема существования гендерных предрассудков в развитых странах Запада решена окончательно. Притеснения женщин стали встречаться крайне редко, но во многих случаях проявляется некая дискриминация мужчин. Это вызвано скорее тем, что, к примеру, руководители порой отдают предпочтение при приеме на работу женщине исключительно из-за опасения быть обвиненным в дискриминации по признаку пола. В таком случае дискриминируемым полом становится уже мужской.

Эйджизм

Следует отметить, что, как правило, когда мы говорим об эйджизме, мы, в первую очередь, имеем ввиду негативное отношение к людям пожилого возраста. Проявления эйджизма весьма разнообразны. Во многом негативное отношение к людям пожилого возраста проистекает из убеждения, что пожилые люди – бесполезный балласт общества. По крайней мере, если говорить, о развитых странах Европы, дискриминирующее поведение по отношению к лицам пожилого возраста во многом вызвано именно этой идеей, убеждением, предрассудком о том, что пожилые люди, которые живут на социальные пособия, по сути дела являются лишними членами общества, иначе говоря, бесполезными.

Дискриминирующее поведение может быть разнообразным. Дело в том, что с пожилыми людьми сложнее общаться, чем с людьми молодыми по ряду физиологически обусловленных причин: пожилые люди медленнее молодых воспринимают информацию, они медленнее двигаются, часто они уже имеют определенные проблемы с памятью и им тяжело учиться.

С учетом вышесказанного становится вполне очевидно, каким образом может происходить дискриминация людей пожилого возраста. Пожалуй, прежде всего, следует отметить тот факт, что на многие должности берут претендентов не старше определенного возраста. Если кандидат старше, то, даже несмотря на его опыт и прочие несомненные достоинства, он может быть дискриминируем исключительно по возрастному признаку - то есть, просто, не быть принятым на ту должность, которой он вполне заслуживал. Также пожилые люди могут быть дискриминируемы в своей семье – скажем, более молодые родственники могут не прислушиваться к их мнению, игнорировать.

Заключение

Проанализировав основные причины возникновения предрассудков на основе взаимоотношений людей в различных сферах деятельности, а именно рассовые, религиозны и гендерные, можно сделать вывод, что антипатия, как и симпатия, является во многом безотчётным чувством и не обусловливается волевым решением, но она может возникать и сознательно, в результате моральной оценки по отношению к тем людям, существам или явлениям, которые порицает принятая в данном обществе система взглядов. Так, склонность к антипатии становится причиной неуспешности человека, что в свою очередь только преумножает его злобу, ненависть к окружающему миру, увеличивает его агрессивность и делая его социально опасным.

Перед тем как начинать писать про стереотипы сочинение, стоит разобраться с тем, а что это вообще такое? Проще всего понять на примере: было ли у вас такое, что какая-то мелодия или навязчивый рекламный слоган буквально засел в голове? Еще интереснее то, что он не обязательно всегда нам нравиться. Именно это свойство “придирчивости” лежит в основе рекламной коммерции и текстов многих музыкальных треков. Некоторые громкие имена в музыкальной индустрии неоднократно заявляли, что им известна эта формула хитрости. Что ж, повезло им, если это действительно так.

По подобной схеме, кстати, и вырос когда-то весь Голливуд со своими, как теперь уже говорят, всевозможными навязчивостями. И во что он превратился? В мощнейший механизм, который в прямом смысле повелевает умами людей, влияние которого больше чем все религии вместе взятые. И это за столь короткий срок, учитывая что религии развивалась не одну тысячу лет. Пошли, что называется, по пути наименьшего сопротивления.

сочинение на тему стереотипы

Так из чего же состоит подобная формула успеха? И состоит она, конечно, как и из компонентов творческих, так и технических – прежде всего из частоты появления в СМИ. Или, как бы сказали физики, от “резонанса в ноосфере”. Чем чаще мелькает та или иная картинка, играет мелодия, упоминается бренд тем лучше воспринимает их наш мозг и не позволяет этой информации выйти из нашего разума. Причем подобные “внедрения в мозг” становятся всё более “неотмазочными”, от них уже практически невозможно скрыться современному человеку. А что? Давно доказано, что мозг имеет определённую ёмкость как та же обычная карта памяти или жёсткий диск.

сочинение про стереотипы

Заканчивая сочинение на тему стереотипов, хотелось бы отметить, что именно из-за свойства мозга воспроизводить то, что находится у нас в голове мы часто говорим разными рекламными штампами, прибегаем к фразам из популярных всё тех же голливудских фильмов, не изобретаем велосипед, а пользуемся готовыми решениями. Так ведь проще и понятнее и вашему собеседнику и вам. Опять же – наименьшее сопротивление. Даже из физики известно, что работа минимальна, когда движешься по пути меньшей противоборствующей силы, а человек порой всё больше проявляет свой инстинкт самосохранения, такова его природа.

В настоящее время проблему влияния стереотипов на процесс межкультурной коммуникации принято рассматривать как негативное явление. Существуют разнообразные подходы и взгляды на стереотипы. Одни считают, что стереотипы могут основывать проблемы в межкультурном общении, другие – что стереотипы могут влиять положительно на межкультурную коммуникацию, помогая одолеть культурный шок в неизвестной этнической среде.

В условиях межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль, так как они являются неотъемлемой частью систем ценностей, обеспечивая оригинальную защиту наших взглядов в обществе. Механизмы межкультурного восприятия приводят в действие избирательное применение норм и ценностей родной культуры. Без употребления этих предельно общих культурно специфических способов оценки, как собственной группы, так и других культурных групп, невозможно обойтись.

В современном обществе проблема эффективной коммуникации с использованием стереотипов является очень существенной. Необходимо исследовать мoменты, когда стереотипы спосoбствуют или мешают эффективной кoммуникации, проанализировать, почему люди вынуждены использовать стереотипы в общении с представителями других культур и поднимается вопрос о возможности корректировки стереотипов и предрассудков. Особенное внимание необходимо уделить вопросу о том, как следует обходиться со стереотипами и предрассудками в процессе межкультурных контактов.

Актуальность исследовательской темы обуславливается тем, что в современном мире смешение народов, языков, культур достигло небывалого размаха и особенно остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним.

Цель данной работы – выявить положительные качества и показать необходимость стереотипов при межкультурной коммуникации.


  1. Исследовать понятие стереотип в межкультурной коммуникации;

  2. Выявить роль стереотипов в межкультурном общении.

Определение понятия стереотип

Система социальных стереотипов представителей разных культур отражает особенности национального характера. Поэтому они представляют особый интерес для исследования.

Существуют различные виды стереотипов, например, автостереотипы (как и что люди думают о себе), гетеростереотипы (отношение к другому народу). Гетеростереотипы наиболее критичны. Например, то, что одним народом воспринимается как расчётливость и бережливость, для другого – жадность.

Различают две категории стереотипов: поверхностные и глубинные.

Поверхностные стереотипы – это такое представление о той или иной народности, которое обусловлено исторической, международной, внутриполитической ситуацией или другими временными факторами. Эти стереотипы изменяются в зависимости от ситуации в мире и обществе. Длительность их существования зависима от общей стабильности общества. Это, как правило, образы-представления, связанные с конкретными историческими событиями. Поверхностные стереотипы представляют бесспорный интерес прежде всего для историков, а также всех, кто интересуется социально-политическими процессами, происходящими в обществе.

В отличие от поверхностных глубинные стереотипы неизменны. Они не изменяются с течением времени. Глубинные стереотипы располагают удивительной устойчивостью, и именно они больше всего интересуют исследователей особенностей национального характера: сами стереотипы являются материалом для изучения того народа, который является объектом стереотипизации, а оценки характеризуют особенности той группы, в которой они распространены [2].

Стереотипы можно классифицировать по объекту стереотипизации (Рис. 1):

Рисунок 1. Классификация стереотипов по объектам стереотипизации

Подводя итоги, можно сделать вывод, что существуют различные виды стереотипов. Стереотипы могут быть индивидуальными и социальными, выражающими представления о целой группе людей. К социальным стереотипам относятся как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов. Этнические стереотипы для нас представляют наибольший интерес. Этнические стереотипы — это образы типичных представителей определенной нации, наделенных национальными чертами внешности и особенностями характера.

Роль стереотипов в межкультурном общении.

Формирование стереотипов связано с историей межнационального и межкультурного взаимодействия разных народов.

Устройства межкультурного восприятия приводят в действие избирательное использование норм и ценностей своей культуры. Без употребления этих общих культурно специфических методов оценки, как собственной группы, так и других культурных групп, невозможно обойтись.

Можно сделать вывод, что стереотипы оказывают большое влияние на восприятие, осмысление и оценку окружающей среды, прогнозирование событий и реакцию на них. Наличие стереотипов, как правило, не формируются сознанием, они воспринять как нечто объективное и редко подвергающееся переосмыслению, они принимаются и используются в повседневном общении даже при полном отсутствии конкретного личного опыта с представителем другой национальности. Однако, в межкультурном общении нельзя полагаться только на стереотипы. Они рассматриваются как фактор, дающий начальное представление о том или ином народе. Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

Заключение

В настоящее время все больше ученых обращается к теории и практике межкультурной коммуникации, поскольку стало ясно, что для разрешения проблем межкультурного общения необходимо объединить усилия представителей разных наук. Ученые и исследователи изучают влияние стереотипов на процесс межкультурного общения.

Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действительность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуации межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действительности [5].

Я работаю на стройке, где работают люди разных национальностей. Нам очень важно уметь обходится со стереотипами, учитывать как отрицательные, так и положительные психологические последствия стереотипизации. Несмотря на наше отношение к стереотипам, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры, и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

Читайте также: