Старый повар паустовский сочинение

Обновлено: 04.07.2024

1786 год. Ветхая деревянная сторожка в саду графини Тун на окраине Вены. Рядом с ней будка, где доживает свой век пес. Его хозяин, как указывает Константин Паустовский, старый повар графини, умирал. Он ослеп от жара печей и несколько последних лет находился на содержании хозяйки. Вместе с поваром жила его восемнадцатилетняя дочь Мария. Главным богатством девушки являлся старенький клавесин, который выделялся на фоне убогой обстановки. Он чутко реагировал на каждый звук, издаваемый в доме, за что повар прозвал инструмент сторожем.

Желание открыть душу

Девушка умыла умирающего отца и надела на него чистую рубашку. В этот момент, отмечает К. Г. Паустовский, старый повар сказал, что нужно бы исповедаться перед смертью. Он никогда не любил священников, потому попросил дочь выйти на улицу и позвать к нему первого человека, который будет проходить мимо. Старик хотел открыть душу незнакомцу и был уверен, что умирающему никто не откажет. Мария засомневалась, однако выбежала на улицу. Ждать пришлось долго. Наконец она увидела мужчину и изложила ему просьбу отца. Тот спокойно выслушал девушку, после чего направился к сторожке.

Исповедь

Воскрешение прошлого

Художественное своеобразие

Объём короткого рассказа вмещает содержание целого романа, жизнь старого венского повара Иоганна Мейера развёрнута перед читателем как длинный свиток – и всё это благодаря повышенному символизму и реминисцентности текста, причём то и другое развивается как бы в двух уровнях.

По писателю: Паустовский Константин Георгиевич

Тайна раскрыта

Фантастическое исполнение невозможного

Молодой человек, казалось, принес в сторожку свет: его черный камзол с хрустальными пуговицами отражал отблески свечи. Он был весел и по-мальчишески тряхнул головой. Когда заиграла музыка, темная ночь (так же как и небо) для старика превратилась сначала в синюю, а потом в голубую. А сад в его воображении наполнился белыми цветами. Да и дождь на улице сменился мокрым снегом, который в финале рассказа засиял на ветках деревьев. Таким образом, антитеза становится основным средством выразительности, помогающим понять авторскую позицию: истинное искусство способно окрасить все вокруг лучезарным светом и возродить жизнь.

константин паустовский старый повар


Смотреть галерею

В своем рассказе писатель рассматривает две проблемы. Одна – это муки совести и совершенный грех, а вторая состоит в том, может ли музыка очистить душу человека от наслоений, которые нанесла жизнь. Автор с блеском раскрывает перед нами душу честного старого повара, а также показывает, как душа и сердце откликаются на чарующие звуки музыки, как высоко она поднимает их и рисует чистые и прекрасные картины.

Образ композитора

Незнакомец с самого начала производит приятное впечатление. Он радушен и без лишних вопросов откликается на просьбу Марии. Его игра на клавесине наполняет спокойствием и счастьем последние минуты жизни старика. По сути, на глазах читателя вершится глубокое таинство: умирающий под воздействием божественной музыки ощущает данное свыше всепрощение, его совесть наконец-то успокаивается.

паустовский старый повар жанр


Смотреть галерею

Сюжет и композиция

В старом графском домике доживают три существа: клавесин, собака и повар. Их жизнь бессмысленна, хотя каждый отслужил хозяевам настолько добросовестно, насколько это возможно. Старик, клавесин и собака умрут, а на смену им придёт новое поколение. Дочь повара Мария будет влачить такое же жалкое существование, родит детей, а сама будет стареть и умирать, повторяя этот бессмысленный сценарий. Таково вводное условие. Вот что должен почувствовать читатель согласно авторскому замыслу:


  • уныние;
  • тоску;
  • беспросветность;
  • беспощадность бытия.

Экспозиция и завязка

В произведении Паустовский указывает, что действие происходит за 3 года до того, как произошла Великая французская революция. Вдумчивому читателю этого достаточно, чтобы почувствовать веяние перемен. С другой стороны, по тому, что автор не раскрывает тему революции, можно понять: он не верит в насильственное свержение власти.

За свою жизнь Паустовский видел перевороты, и все они приводили лишь к бессмысленной гибели людей. Ни одна революция не смогла поспособствовать созданию идеального мира. Паустовский, как и немалая часть населения страны, желает перемен, но не верит в то, что они произойдут.

Завязка начинается с того момента, когда повар отправляет Марию на улицу, так как его гложет совесть. Душа не зависит от политического строя и капризов религии. Перед лицом смерти каждый думает о вечности, образом которой в этом произведении выступает совесть.

Кульминация рассказа

Незнакомец сел на табурет перед клавесином и начал играть. Сначала послышалась россыпь звуков, а потом старый человек увидел всё, что хотел, и даже гораздо больше. Вот что открылось его взору:

Проблемы совести и истинной любви в рассказе

К встрече великого композитора и старого повара привело желание последнего признаться в единственном грехе, который он совершил в своей жизни. Это кража золотого блюдца у хозяйки. Долгие годы она не дает покоя Иоганну Мейеру. К тому же он хотел покаяться перед дочерью, которую учил никогда не брать чужого. Мучило и то, что золото не помогло излечить Марту, а значит, воровство было напрасным.

Цель урока: обучение сочинению - рассуждению по данному тексту.

  • Образовательные – закрепление умения анализировать текст художественного стиля речи, выделять ключевые слова, определять тему текста, формулировать проблему, комментировать текст, выявлять авторскую позицию.
  • Развивающие – развитие навыков литературоведческого анализа текста, формирование представлений о роли и значении искусства в жизни человека;
  • Воспитательные – воспитание таких нравственных качеств человека, как совесть, честь, внутренней потребности в духовной стороне жизни.

Оборудование: презентация к уроку, композиционная схема сочинения, текст отрывка из рассказа К.Г.Паустовского “Старый повар”, музыкальный фрагмент симфонии Моцарта № 41 (Andante cantable).

2. Чтение рассказа К.Г.Паустовского “Старый повар”. Приложение 3

Чтение прерывается в тот момент, когда незнакомец – Вольфганг Амадей Моцарт – играет на клавесине. В это время звучит фрагмент из симфонии Моцарта. По окончании музыки учитель завершает чтение рассказа. На экране портрет Моцарта.

3. Смотрим композиционную схему сочинения.

Первый этап работы: сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Учитель. Чтобы сформулировать проблему, необходимо понять содержание текста. Попытаемся это сделать.

– Каков жанр этого произведения? (Рассказ.)

– К какому типу речи можно отнести этот текст? (Повествование.)

– Определите стиль текста. (Художественный.)

– Какова тема текста? О чем данный текст? Как определить тему текста? (Найти ключевые слова.)

– Попробуйте найти ключевые слова. (Совесть, подвиг любви, последняя воля, власть искусства.)

– А теперь попробуем сформулировать тезисы. О чем это рассказ? Смотрим на ключевые слова. (О совести, которая мучает человека, совершившего кражу; об истинной любви, о власти искусства над человеком, его влиянии на человека.)

Наша задача – сформулировать проблему. Проблема – это вопрос, который автор ставит перед собой и читателем.

– Определите, сколько микротем в тексте? Одна микротема может включать несколько абзацев. (Две микротемы: первые шесть абзацев – первая микротема, седьмой и восьмой абзацы – вторая.)

Сформулируйте вопрос к первой микротеме.

Может ли человек поступиться своей совестью ради спасения своих близких?

– Есть ли в тексте ответ на этот вопрос?

Цель кражи, совершенной стариком, не корысть, а спасение больной жены. Возможности раздобыть деньги иным путем у старого повара не было. Но, тем не менее, совершенный поступок тяжелым грузом лежал всю жизнь на душе честного человека.

Итак, автор рассматривает проблему совести.

Сформулируйте вопрос ко второй микротеме.

Действительно ли искусство обладает силой, способной вернуть прошлое человеку, сделать счастливым умирающего, воскресить черты любимой женщины?

Да. Старик умирает счастливым: с его души снят камень, он снова смог увидеть свою Марту, почувствовать себя молодым, ощутить дыхание весны.

Запишите формулировку проблемы, используя речевые клише.

(У каждого учащегося на столе рабочие материалы к уроку с композиционной схемой сочинения и речевыми клише к каждой его части.)

Проблема (какая?) – сложная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, неразрешимая…

Проблема (чего?) – совести, влияния искусства на человека.

К.Г.Паустовский предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

Текст К.Г.Паустовского заставил меня задуматься над проблемой… (см. рабочие материалы) Приложение 2

Второй этап. Прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Теперь вам следует определиться с выбором проблемы и прокомментировать ее.

– Объясните лексическое значение слова комментарий.

Комментарий – пояснения, разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту; рассуждения, критические замечания о чем-нибудь.

Выбираем текстовый комментарий художественного текста.

Обращаю внимание учащихся на речевые клише.

Автор заставляет читателя задуматься (над чем?)…

Проблема раскрывается автором на примере…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В размышлениях автора звучит мысль…

Автор искренне восхищен (огорчен) (чем?)…

Автор сочувствует своему герою…

Писатель убежден в том, что…

Работа в группах.

Учащиеся делятся на две группы и пишут комментарии по двум разным проблемам, намеченным в тексте. Каждая группа выступает со своим комментарием. Анализируем один из них.

Рассказывая историю старого повара, автор заставляет читателя задуматься о том, как важно сохранить свою совесть и честь, как тяжело бывает человеку всю жизнь носить груз вины перед теми, кого он обманул. Вот и старый повар, кристально честный человек, не мог больше вспоминать о краже, совершенной им много лет назад, скрывать это от дочери. Искренне сочувствуя своему герою, писатель волшебным образом разрешает трагическую ситуацию. Не случайно в доме старика появляется Моцарт, который не только причащает повара, отпускает ему грех, но и своей удивительной музыкой, силой искусства возвращает навсегда утраченное – образ любимой Марты. Автор восхищен честностью и благородством старого повара и все же он пытается предостеречь читателя от поступков, за которые всю жизнь будет мучить совесть

Вторая группа комментирует проблему влияния искусства на человека.

К.Г.Паустовский пишет о великой силе искусства, которое способно совершать чудеса, об огромных возможностях, таящихся в музыке. На примере истории старого повара автор показывает, как искусство великого мастера помогло умирающему осуществить самое заветное желание – увидеть зримый образ любимой жены, вернуться на несколько мгновений в прошлое и заново прожить его, почувствовать себя счастливым, как много лет назад. Писателю удалось и нас, читателей, околдовать волшебством музыки Моцарта и убедить во всепобеждающей власти истинного искусства. Он убежден в том, что искусство очищает и духовно возвышает человека.

Третий этап работы. Выявление и формулировка позиции автора.

Снова возможна групповая работа . Каждая группа выявляет авторскую позицию по выбранной ранее проблеме.

  1. В тексте нет четко выраженной позиции автора, но она очевидна. К.Г.Паустовский сочувствует старому повару, но дает читателю понять, что самый страшный судья – наша совесть.
  2. Автор понимает, что не все и не всегда можно выразить словами и тогда на помощь приходит музыка, особенно если ее исполняет великий мастер. Она утешила бедного старика, принесла ему облегчение. Бесспорно, писатель уверен в волшебной силе настоящего искусства.

Четвертый этап. Подготовка к выполнению домашнего задания.

Выразите собственное мнение относительно позиции автора, согласившись или не согласившись с ним, аргументируйте его.

Выбираем проблему влияния искусства на человека.

Вопросы, помогающие аргументировать собственную позицию.

  1. Насколько актуален разговор о влиянии искусства на человека? Насколько он необходим?
  2. Помогает ли вам соприкосновение с искусством, общение с людьми искусства? Открывает ли это общение что-то новое в окружающем мире, в вас самих?
  3. Был ли в вашей жизни момент, когда под воздействием произведений искусства вы ощутили себя счастливыми ?
  4. В каких произведениях литературы герои испытали на себе положительное влияние искусства?

Прочитайте финал рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”.

Что поняла Вера Николаевна Шеина, прочитав письмо Желткова и прослушав по его просьбе вторую сонату Бетховена?

Прочитайте эпизод из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, когда Николай Ростов, проиграв немалые деньги, испытывая угрызения совести, возвращается домой в удрученном состоянии. Но уже через несколько минут, завороженный пеним Наташи, счастливый от того, что удалось взять ноту, недоступную ему ранее, он совершенно меняется.

История создания, направление и жанр

  • нейтральный стиль изложения;
  • отсутствие психологизма;
  • острый сюжет;
  • лаконичность.

 Константин Георгиевич Паустовский

Автор сделал главным героем простого человека, что сразу создаёт ощущение, будто в произведении говорится о представителе рабочего класса. Но это впечатление обманчиво: на самом деле этот персонаж работал не на благо социализма, а на престарелую графиню. Так хитро Паустовский обошёл условности, не нарушая их. Авторы рецензий отмечают, что это было сделано намеренно.

Другая черта, присущая произведениям, созданным в духе соцреализма, заключается в том, что события должны вписываться в историческую действительность. И здесь автор ничего не нарушил: действие происходит незадолго до Великой французской революции, которая началась в 1789 году.

Характеристика героев

В новелле всего четыре героя: три человека и одна собака. Пёс так же стар, как и его хозяин, и потихоньку доживает свой вес, не умея даже лаять. Люди, о которых ведётся повествование:

В то время, о котором идёт речь в новелле, Вольтер пропагандировал отказ от религии. Образ повара отчасти собирательный. Старик относится к церкви непримиримо, однако перед смертью понимает, что ему нужно исповедаться, так как на душе лежит тяжесть от совершённого греха.

Мария останавливает человека и просит пойти с ней

Старик попросил прохожего позаботиться о дальнейшей судьбе Марии, и незнакомец пообещал это сделать. На самом деле он мог помочь девушке только в том, чтобы она смогла заниматься музыкой, ведь клавесин был единственным богатством дочери повара.

По классике жанра, по мере развития сюжета главным героем становится идеализированный человек. В этом произведении центральный образ — незнакомец, который, конечно, исполнит обещание, данное старику.

Тема и проблематика

Основная тема произведения — музыка. Она настолько сильна, что способна снять с души огромную тяжесть. В центре повествования — эстетика, но ей противоречит другая тема — греховность. Учитывая советский атеистический контекст, грех не вписывается в мировоззрение труженика. Таким образом, можно выделить несколько тем:

  • противоречие между этикой и религией;
  • классовая гордость;
  • сила музыки.

Поскольку повар постоянно занят работой, у него нет времени думать о совершении поступков, идущих вразрез с совестью. Однако есть то, что его мучает. Когда жена этого честного работника была больна чахоткой, он решил её спасти. На лечение были нужны деньги, и повар украл из хозяйского сервиза золотое блюдце.

Прохожий отпустил грехи повару

Прохожий сделал всё, чтобы старик поверил, что его грехи действительно будут отпущены. Он великолепно сыграл свою роль, спросив у старика, не пострадал ли кто из невинных графских слуг. Умирающий клятвенно заверил, что его поступок не причинил другим зла. Только тогда человек согласился отпустить ему этот грех.

Чтобы сформулировать аргументы для ЕГЭ и написать сочинение-рассуждение, стоит детально изучить следующие темы:

  • влияние искусства на человека;
  • любовь;
  • проступок, чувство вины и раскаяние;
  • сила таланта.

Сюжет и композиция

В старом графском домике доживают три существа: клавесин, собака и повар. Их жизнь бессмысленна, хотя каждый отслужил хозяевам настолько добросовестно, насколько это возможно. Старик, клавесин и собака умрут, а на смену им придёт новое поколение. Дочь повара Мария будет влачить такое же жалкое существование, родит детей, а сама будет стареть и умирать, повторяя этот бессмысленный сценарий. Таково вводное условие. Вот что должен почувствовать читатель согласно авторскому замыслу:

  • уныние;
  • тоску;
  • беспросветность;
  • беспощадность бытия.

Экспозиция и завязка

В произведении Паустовский указывает, что действие происходит за 3 года до того, как произошла Великая французская революция. Вдумчивому читателю этого достаточно, чтобы почувствовать веяние перемен. С другой стороны, по тому, что автор не раскрывает тему революции, можно понять: он не верит в насильственное свержение власти.

За свою жизнь Паустовский видел перевороты, и все они приводили лишь к бессмысленной гибели людей. Ни одна революция не смогла поспособствовать созданию идеального мира. Паустовский, как и немалая часть населения страны, желает перемен, но не верит в то, что они произойдут.

Завязка начинается с того момента, когда повар отправляет Марию на улицу, так как его гложет совесть. Душа не зависит от политического строя и капризов религии. Перед лицом смерти каждый думает о вечности, образом которой в этом произведении выступает совесть.

Юная Мария и прохожий

Кульминация рассказа

Незнакомец сел на табурет перед клавесином и начал играть. Сначала послышалась россыпь звуков, а потом старый человек увидел всё, что хотел, и даже гораздо больше. Вот что открылось его взору:

Незнакомец играл, и клавесин пел

Художественное своеобразие

Своеобразие новеллы заключается в том, что при внешней лаконичности она вмещает события, которых хватило бы на целый роман. Здесь показаны и чистая совесть, и классовая гордость, и нелюбовь к священникам, но это только внешний уровень. Глубинный смысл открывается, если учесть, что имена Марта и Мария в религии символизируют возвышенность, духовность, оторванность от мирской суеты. Старый повар на рисунках выглядит как евангельский персонаж, с благообразными чертами и смиренным выражением лица.


История создания, направление и жанр

  • нейтральный стиль изложения;
  • отсутствие психологизма;
  • острый сюжет;
  • лаконичность.

Автор сделал главным героем простого человека, что сразу создаёт ощущение, будто в произведении говорится о представителе рабочего класса. Но это впечатление обманчиво: на самом деле этот персонаж работал не на благо социализма, а на престарелую графиню. Так хитро Паустовский обошёл условности, не нарушая их. Авторы рецензий отмечают, что это было сделано намеренно.

Другая черта, присущая произведениям, созданным в духе соцреализма, заключается в том, что события должны вписываться в историческую действительность. И здесь автор ничего не нарушил: действие происходит незадолго до Великой французской революции, которая началась в 1789 году.

Фантастическое исполнение невозможного

Характеристика героев

В новелле всего четыре героя: три человека и одна собака. Пёс так же стар, как и его хозяин, и потихоньку доживает свой вес, не умея даже лаять. Люди, о которых ведётся повествование:

В то время, о котором идёт речь в новелле, Вольтер пропагандировал отказ от религии. Образ повара отчасти собирательный. Старик относится к церкви непримиримо, однако перед смертью понимает, что ему нужно исповедаться, так как на душе лежит тяжесть от совершённого греха.

Старик попросил прохожего позаботиться о дальнейшей судьбе Марии, и незнакомец пообещал это сделать. На самом деле он мог помочь девушке только в том, чтобы она смогла заниматься музыкой, ведь клавесин был единственным богатством дочери повара.

По классике жанра, по мере развития сюжета главным героем становится идеализированный человек. В этом произведении центральный образ — незнакомец, который, конечно, исполнит обещание, данное старику.

Встреча с умирающим

паустовский старый повар анализ

Тема и проблематика

Основная тема произведения — музыка. Она настолько сильна, что способна снять с души огромную тяжесть. В центре повествования — эстетика, но ей противоречит другая тема — греховность. Учитывая советский атеистический контекст, грех не вписывается в мировоззрение труженика. Таким образом, можно выделить несколько тем:

  • противоречие между этикой и религией;
  • классовая гордость;
  • сила музыки.

Поскольку повар постоянно занят работой, у него нет времени думать о совершении поступков, идущих вразрез с совестью. Однако есть то, что его мучает. Когда жена этого честного работника была больна чахоткой, он решил её спасти. На лечение были нужны деньги, и повар украл из хозяйского сервиза золотое блюдце.

Прохожий сделал всё, чтобы старик поверил, что его грехи действительно будут отпущены. Он великолепно сыграл свою роль, спросив у старика, не пострадал ли кто из невинных графских слуг. Умирающий клятвенно заверил, что его поступок не причинил другим зла. Только тогда человек согласился отпустить ему этот грех.

Чтобы сформулировать аргументы для ЕГЭ и написать сочинение-рассуждение, стоит детально изучить следующие темы:

  • влияние искусства на человека;
  • любовь;
  • проступок, чувство вины и раскаяние;
  • сила таланта.

Как жил в старости повар

рассказ старый повар паустовский

Сюжет и композиция

В старом графском домике доживают три существа: клавесин, собака и повар. Их жизнь бессмысленна, хотя каждый отслужил хозяевам настолько добросовестно, насколько это возможно. Старик, клавесин и собака умрут, а на смену им придёт новое поколение. Дочь повара Мария будет влачить такое же жалкое существование, родит детей, а сама будет стареть и умирать, повторяя этот бессмысленный сценарий. Таково вводное условие. Вот что должен почувствовать читатель согласно авторскому замыслу:

  • уныние;
  • тоску;
  • беспросветность;
  • беспощадность бытия.

Экспозиция и завязка

В произведении Паустовский указывает, что действие происходит за 3 года до того, как произошла Великая французская революция. Вдумчивому читателю этого достаточно, чтобы почувствовать веяние перемен. С другой стороны, по тому, что автор не раскрывает тему революции, можно понять: он не верит в насильственное свержение власти.

За свою жизнь Паустовский видел перевороты, и все они приводили лишь к бессмысленной гибели людей. Ни одна революция не смогла поспособствовать созданию идеального мира. Паустовский, как и немалая часть населения страны, желает перемен, но не верит в то, что они произойдут.

Завязка начинается с того момента, когда повар отправляет Марию на улицу, так как его гложет совесть. Душа не зависит от политического строя и капризов религии. Перед лицом смерти каждый думает о вечности, образом которой в этом произведении выступает совесть.

Кульминация рассказа

Незнакомец сел на табурет перед клавесином и начал играть. Сначала послышалась россыпь звуков, а потом старый человек увидел всё, что хотел, и даже гораздо больше. Вот что открылось его взору:

Художественное своеобразие

Своеобразие новеллы заключается в том, что при внешней лаконичности она вмещает события, которых хватило бы на целый роман. Здесь показаны и чистая совесть, и классовая гордость, и нелюбовь к священникам, но это только внешний уровень. Глубинный смысл открывается, если учесть, что имена Марта и Мария в религии символизируют возвышенность, духовность, оторванность от мирской суеты. Старый повар на рисунках выглядит как евангельский персонаж, с благообразными чертами и смиренным выражением лица.

Изображение великого музыканта

Образ Моцарта раскрывается постепенно. Изначально этот незнакомец очень легко отзывается на просьбу девушки. Затем он расспрашивает страдающего старика о его грехе и утешает. Советь старого повара становится спокойной. Под влиянием музыки он наполняется счастьем. По сути Паустовский нам рассказал о таинстве перехода в иной непостижимый мир. Звуки, извлеченные из клавесина, помогли старику сделать его легким и безболезненным. Потому музыку и считают наивысшим из искусств, Таким, что даже самые проникновенные поэтические слова бывают бесполезны. Все произведения Моцарта полны радости жизни, гармоничны, исполнены изящества.

Читайте также: