Среди проблем сегодняшнего дня связанных с музыкальным воспитанием юношества и молодежи сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Оценить 686 0

Доклад

преподавателя отделения народных инструментов

Головиной Натальи Михайловны

У египтян была священная музыка, домашняя и военная. Для концертов священной музыки употреблялись лира, арфа и флейта, для празднеств - гитара, свирели, кастаньеты; войска в течение службы пользовались трубами, тамбуринами, барабанами.
Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием юношества и молодежи, педагогов волнует проблема легкой, развлекательной музыки и того места, которое эта музыка занимает в жизни юных поколений. В чем же заключается эта проблема, каковы возможные пути ее решения?

Интерес подростков и молодежи к легкой, развлекательной, особенно танцевальной музыке - явление само по себе столь естественное, что делать из него проблему равносильно тому, чтобы превращать в проблему саму молодость. Трудно представить себе девушку или юношу, не способных веселиться, не любящих потанцевать, не понимающих ни прелести озорной шутки, ни очарования лирической грусти!

Анализ результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Обнаруживая тягу к музыке, молодые люди часто подражают модным стилям западной рок-музыки, зачастую не понимая смысла произведения. Возникает социальная дезорганизация, то есть состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют.

В современном мире существует великое множество разнообразной музыки, у каждой есть свое место и предназначение, есть свои слушатели и исполнители, свои учителя и своя педагогика. Есть высокая музыка, художественная ценность которой общемировая, - ее произведения величественны, как горные вершины, возвышаются над миром людей; есть примитивная, она исчезает раньше, чем ее успеваешь заметить. Есть музыка высокодуховная и одновременно очень простая. Это древнейшая, первичная музыкальная стихия, элементарная по своей природе.

На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда. Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времен. Это непреложный закон: так всегда было и так будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.
Музыкальное произведение не подвержено старению, подобно многим другим явлениям жизни, оно переживает своего создателя, наделяет бессмертием его имя, оно переживает поколения, эпохи, - оно властвует над временем. И получается так, будто прошлое, это далекое, давным-давно отшумевшее время, обладает какой-то странной, непостижимой и вместе с тем очень реальной силой, заставляющей нас и снова обращаться к древнему опыту и там искать ответы на вопросы, которые ставит перед нами современность.

Традиция как фонд непрерывно расширяющейся общественной памяти хранится в сознании музыкантов и слушателей. Для слушателей традиция — это прежде всего память о высоких возможностях искусства, память о тех мгновениях, когда музыка была понятна и проникла в самые глубины сердца. Слушатели — любители серьезной музыки — ждут от нее больших откровений, таких страниц, где обнажен нерв сегодняшнего дня, где передаются тончайшие движения человеческой души. В своих ожиданиях слушатели опираются на гуманистическую традицию искусства, зная, что музыка утверждает и защищает духовную красоту человека. Все пришедшие в концертный зал или включающие проигрыватель, чтобы услышать сочинение, созданное сегодня, помнят мгновения, когда осознали откровения искусства. С этой памятью они сообразуют новое произведение и ждут от него подобных же впечатлений.

Особенно сложные процессы в освоении опыта культуры протекают в наши дни. Однако, как показывает практика, особенно опыт нашей многонациональной страны, разумное общение культур необходимо и живительно, как воздух. Оно все больше утверждает себя в качестве новой традиции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес детей и молодежи к легкой развлекательной музыке – явление само по себе очень естественное. Этот интерес вызван желанием повеселиться, потанцевать и не быть скучными. И если любовь и тяга к современной эстрадной музыке существует параллельно с другими увлечениями, то проблемы в этом нет никакой. Она возникает лишь тогда, когда обстоятельства или чьи- либо сознательные действия оборачивают любовь к развлекательной музыке против других важных интересов и потребностей, раздувая и эксплуатируя стремление молодежи к веселью и беззаботности.

Проблема развлекательной музыки.

Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием детей и молодежи, педагогов многих стран мира волнует проблема развлекательной (в основном эстрадной) музыки и того места, которое эта музыка занимает в жизни юных поколений. В чем же заключается сама проблема?

Интерес детей и молодежи к легкой развлекательной музыке – явление само по себе очень естественное. Этот интерес вызван желанием повеселиться, потанцевать и не быть скучными. И если любовь и тяга к современной эстрадной музыке существует параллельно с другими увлечениями, то проблемы в этом нет никакой. Она возникает лишь тогда, когда обстоятельства или чьи- либо сознательные действия оборачивают любовь к развлекательной музыке против других важных интересов и потребностей, раздувая и эксплуатируя стремление молодежи к веселью и беззаботности.

Искусство – богатейший мир. Оно способно и увлекать человека, и развлекать. Увлечь можно только глубокими мыслями и глубокими чувствами. Развлечь же можно чем угодно, любым пустячком. Подлинное искусство неподвластно влиянию времени, оно способно жить веками, как до сих пор живут великие творения И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского и др. Развлекательная музыка, как правило, подчиняется гибким законам моды. Жизнь даже самых удачных эстрадных хитов измеряется годами, а иногда и месяцами. Они быстро приедаются, вызывая потребность в чем- то новом, возможно, более развлекательном.

Можно ли научиться понимать язык музыки в том же смысле, как мы понимаем язык литературы или конкретные образы живописи?

Для того, чтобы должным образом воспринять смысл музыки, следует ясно отдавать себе отчет в том, какова специфика этого искусства, каким способом музыкальные звуки отображают нашу жизнь. Отличие музыки от других видов искусств заключается в том, что ее выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра или кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка оперирует чисто эмоциональными способами воздействия на слушателей, обращаясь к чувствам и настроениям людей. В кинофильмах или спектаклях часто бывают моменты, когда героя охватывает волна сильного чувства. Герой, умолкая, погружается в свой внутренний мир, а на первый план выступает музыка, передавая без всяких слов глубину его переживания. Именно в этом проникновении в душу человека заключается особая сила и очарование музыки.

Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

У египтян была священная музыка, домашняя и военная. Для концертов священной музыки употреблялись лира, арфа и флейта, для празднеств - гитара, свирели, кастаньеты; войска в течение службы пользовались трубами, тамбуринами, барабанами. Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием юношества и молодежи, педагогов волнует проблема легкой, развлекательной музыки и того места, которое эта музыка занимает в жизни юных поколений. В чем же заключается эта проблема, каковы возможные пути ее решения?

Интерес подростков и молодежи к легкой, развлекательной, особенно танцевальной музыке - явление само по себе столь естественное, что делать из него проблему равносильно тому, чтобы превращать в проблему саму молодость. Трудно представить себе девушку или юношу, не способных веселиться, не любящих потанцевать, не понимающих ни прелести озорной шутки, ни очарования лирической грусти!

Анализ результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Обнаруживая тягу к музыке, молодые люди часто подражают модным стилям западной рок-музыки, зачастую не понимая смысла произведения. Возникает социальная дезорганизация, то есть состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют.

Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III веке до нашей эры в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

У египтян была священная музыка, домашняя и военная. Для концертов священной музыки употреблялись лира, арфа и флейта, для празднеств - гитара, свирели, кастаньеты; войска в течение службы пользовались трубами, тамбуринами, барабанами.
Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием юношества и молодежи, педагогов волнует проблема легкой, развлекательной музыки и того места, которое эта музыка занимает в жизни юных поколений. В чем же заключается эта проблема, каковы возможные пути ее решения?

Интерес подростков и молодежи к легкой, развлекательной, особенно танцевальной музыке - явление само по себе столь естественное, что делать из него проблему равносильно тому, чтобы превращать в проблему саму молодость. Трудно представить себе девушку или юношу, не способных веселиться, не любящих потанцевать, не понимающих ни прелести озорной шутки, ни очарования лирической грусти!

Анализ результатов социологического исследования показал, что приобщение молодежи к музыкальной культуре осуществляется стихийно, неуправляемо. Обнаруживая тягу к музыке, молодые люди часто подражают модным стилям западной рок-музыки, зачастую не понимая смысла произведения. Возникает социальная дезорганизация, то есть состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют.

Под звуки современной "попсы" коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз - "музыкальный наркоман". Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на природные раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу. Американские врачи во главе с ученым Р. Ларсеном утверждают, что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови.

Т.Э. Тютюнникова говорит, что в современном мире существует великое множество разнообразной музыки, у каждой есть свое место и предназначение, есть свои слушатели и исполнители, свои учителя и своя педагогика. Есть высокая музыка, художественная ценность которой общемировая, - ее произведения величественны, как горные вершины, возвышаются над миром людей; есть примитивная, она исчезает раньше, чем ее успеваешь заметить. Есть музыка высокодуховная и одновременно очень простая. Это древнейшая, первичная музыкальная стихия, элементарная по своей природе.

  1. раскрыть позитивные представления о связи музыкального искусства с жизнью человека и общества и всеми доступными художественно-воспитательными средствами развивать у подростков готовность к самостоятельному участию в музыкальной жизни сверстников и взрослых;
  2. вооружить подростков эстетически необходимыми, прочувствованными и актуальными для самообразовательной деятельности музыкальными знаниями и умениями;
  3. сформировать их оценочные суждения о месте, значении и возможностях музыкального искусства в развитии духовной культуры, в проектировании гуманных отношений между людьми;
  4. вызывать у подростков эмоциональный положительный отклик на высокохудожественные образцы музыки, развивать их стремление к эстетическому анализу музыкальных произведений, вдумчивому, эмоциональному, насыщенному, многократному и разностороннему их воспитанию;
  5. пробудить их стремление к музыкальному самообразованию.

К традициям мы можем отнести трактовку роли увертюры оперного спектакля как краткого конспекта, использование классических жанров (ария, речитатив, хор), деление оперы на музыкальные сцены (сцена молитвы, сцена бала), система лейттем (Лейттема судьбы, любви, Пречистой девы), полифонический способ развития - финал.

Новаторство заключено в трактовке жанра оперы - рок-опера, которая соединяет в себе черты классической оперы, мюзикла и рок-музыки.

Что же в рок-опере от мюзикла? .

1. Обращение к литературным первоисточникам (А.Вознесенский), спасающее сюжет от Банальности.
2. Переплетение "вечных тем" со злободневными проблемами.
3. Переплетение романтического (любовь графа Резанова и Кончитты) и трагического (рок, судьба).
4. Соединение современной и классической музыки (русская духовная музыка).
5. Музыка - активное действующее лицо.
6. Упрощение музыкальных жанров до песни, баллады ("Баллада о белом шиповнике").
7. Хор - как характеристика окружающей среды, как действующее лицо - "танцующий хор" - вследствие чего хоровая партия значительно облегчена.
8. Манера пения, близкая к бытовому исполнению, как бы "между прочим" (ритмическая неточность, мелодическая неточность - "невыпевание мелодии", хрип, крик).
9. Зрелищность, картинность, эффектность постановки.

Что же вносит в оперу рок-музыка?

Теперь проанализируем образный строй оперы.

Развитие образов судьбы главных героев продолжается в "Романсе морских офицеров" (стихотворение А.Вознесенского "Сага"). Рефреном романса звучат две фразы: "Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу". Стоит обратить внимание на видоизменение эти фраз в романсе:

Ты меня никогда не забудешь
Ты меня никогда не увидишь (Кончитта)

Я тебя никогда не забуду
Я тебя никогда не увижу (Резанов)

Возвращаться плохая примета.
Я тебя никогда не увижу (Резанов)

Я тебя никогда не забуду
Я тебя никогда не увижу (Кончитта)

3 и 4 куплеты - смысловая кульминация - смерть помешает графу увидеться со своей возлюбленной, она же будет ждать графа 35 лет, после чего даст обет молчания и уйдет в монастырь. В сцене прощания эта мысль звучит определенно, так как рефрен разделяется:

Граф: Я тебя никогда не увижу.

Кончитта: Я тебя никогда не забуду.

Но в судьбе Н.П.Резанова есть одно таинственное предчувствие, котopoe вселил в него "взгляд Казанской божьей матери". В сцене молитвы есть такие слова:

Меня по свету гонит страшный бред.
Душой я болен с отроческих лет,
Когда на мне остановился взгляд
Казанской божьей матери!
Увидел в ней не Вседержительницу Деву,
А женщину с вишневыми глазами.
Хотелось защитить ее, спасти!

Тема судьбы: увертюра, романс морских офицеров, сцена прощания.

Многогранность оперы будит ассоциации с другими произведениями искусства.

Все мои мысли и усилия направлены на то, чтобы вырастить творчески мыслящих любителей музыки, чтобы именно музыка стала важнейшей духовной потребностью, чтобы современный молодой человек стал творцом, мыслителем, активным созидателем новой жизни.

Литература:

Читайте также: