Среди хронологической пыли каким то чудом уцелела история сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в угл станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом висящими полосами проносились зимние шквалы.

Старик зашёл в буфет, очевидно, погреться. Он ничего 4 заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руг в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. О сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.

Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откус сразу половину, собачка не выдержала. Она подошли столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотр в рот молодому человеку.

— Пети! — тихо позвал старик. — Как же тебе не стыд| Зачем ты беспокоишь людей, Пети?

м-' I Icth продолжала стоять, и только передние лапы у неё • и|н'М)| дрожали и опускались от усталости. II" молодые люди не замечали её.

11сти! — снова позвал старик. — А, Пети! Ступай сюда!

пса несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы


Маргарита изменилась в лице и села.

нибудь хотите сказать на прощанье? ,.

— Нет, ничего, мессир, — с гордостью ответила Maprapj фогиул от огорчения.

К Пети! Пети! — шёпотом сказал старик, и голос его

но

I I I 1 I II I ШМШ JDnaonj^lU — , v


  • •• 1ч.I н(> крайность, никогда бы, конечно, не стала просить • мфнч людей.

н пни 1 , hi мстил собаку.

11 рисишь? — спросил он. — А где твой хозяин? Ili I и радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и

Ч и I нее :>то вы, гражданин! — сказал молодой человек. — Нм IN ' Iimii у держите, так должны кормить. А то некультурно in ' I t чш п м. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищен- 1*н \ mil ;шпрещено законом. Мп пни.к- люди захохотали.

11 \ и отмочил, Валька! — крикнул один из них и бросил

мАи *••■• t vcoic колбасы.

Hi т. in ; смей! — крикнул старик. Обветренное его лицо


  • mOm ' iiui « жалась и, опустив хвост, подошла к старику, • * ♦ ч лянув на колбасу.

I щг обижается! — сказал скуластый молодой Какой независимый, скажи пожалуйста.

(Чи| роронил ни слова. Он подошёл к стойке и поло-

| н п.ко монет на мокрый прилавок.

Инн и Путерброд! — сказал он хрипло.

— Сядьте-ка, — вдруг повелительно сказал Волан) пять старику, что она его слышит и извиняется,

(К. Паустовский. Старик в станционном буф

Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, но зато умрёшь как человек


  • И Аксёнов. Завтраки 43-го года.

  • I. Ккимов. Фетисыч.

| | I «дый человек когда-то оказывается в ситуации выбора. Сде-

i. порой бывает очень трудно. Особенно, когда этот выбор

h i повлиять на твою собственную судьбу.

||. | in п. чю он говорил о кесаре, и намекает ему, чтобы он ответил как

тдданный империи, Иешуа не лжёт даже для спасения своей

11. .и I ии Пилат тоже делает свой выбор, этот выбор не противоре- Н нПщппринятым нормам, но противоречит нормам нравствен- 4М in ( пою трусость он будет расплачиваться всю жизнь муками

|i. "I пасен с автором, что наш выбор определяет нашу жизнь, по- |, ..и должен отвечать нормам нравственности. В любой ситуации Ml сохранить чувство собственного достоинства.

«• I я согласна с автором в том, что человек должен уметь

■ фннмп. чувство собственного достоинства.

порой ставит нас в такие ситуации, когда мелкое, казалось

•ирм п. и себе молодые люди смеются над нищим стариком и его

| а |алось бы, сила на их стороне. Но старик с достоинством

in iситуации. Более того, он и свою собачку учит быть гордой

[ ни .ни 11И.СЯ. Его поведение заставляет задуматься о многом.

4)1 шиная человеческая сущность проявляется не в твоей ус-

in а в том, насколько ты умеешь уважать себя и тех, кто

• бы думать, что и каждый из нас в трудные минуты жизни

ЩМяи человеком, сохранит своё достоинство.

Думается, не случайно русская литература уделяла проблеме че( и человеческого достоинства такое большое внимание: именно уме сохранить своё достоинство и делает человека человеком.

Понимание того, что черновик несовершенен, что его по определению придется переработать, помогает при написании любой творческой работы. Поначалу я всегда прошу учеников приносить и свои черновики. Бывает, что именно в черновике были правильные мысли, удачные формулировки. И очень важно проанализировать, на каком этапе работы произошла логическая ошибка.

Не будем становиться невеждами и отрицать черновик (а такое бывает нередко). Помните, что ни Гоголю, ни Пушкину, ни Толстому, ни Прилепину не удавалось обойти работы с черновиком.

Черновики не проверяются экспертом, черновики не принимаются в качестве оправдательного документа на апелляции.

Пишем сочинение на черновике.

А теперь поговорим о том, что именно вы будете писать на черновике. Как вы уже знаете, тему сочинения на ЕГЭ вам всегда задаёт текст. Поэтому в любом случае начинать нужно не с написания, а с чтения. Прочитайте сейчас исходный текст, предложенный вам, и постарайтесь сделать это внимательно и не торопясь.

Прочитали. Как вы думаете, о чём этот текст? Если вы поняли и сформулировали тему текста – поздравляю, у вас уже есть готовое начало сочинения.

ВСТУПЛЕНИЕ

Для композиционной стройности вашего сочинения во ВСТУПЛЕНИИ в 1-2 предложениях укажите тему предложенного текста. Да-да, просто описание, определение самой темы, не нужно тут выдумывать ничего другого. Посмотрите, как просто это выглядит в нашем эталонном сочинении:

Даниил Гранин, известный современный публицист, пишет о чести человека - важнейшем в нашей жизни нравственном понятии.

И всё, первый абзац и вступление у вас есть!

Примерный план сочинения 1. Вступление (тема текста) · Обычно формулируется уже в первых предложениях текста

И только после этого мы начинаем обдумывать прочитанное. Как вы могли бы охарактеризовать предложенный нам текст? Что это: публицистическое высказывание, научно-популярная статья, рассказ-эпизод из жизни или художественное описание какого-то явления – картинка, остановленное мгновение?

(1) Среди хронологической пыли каким-то чудом уцелела история об одном русском солдате, стоявшем однажды на посту в Петергофе. (Н Агафонов)

Формулировка проблемы исходного текста

Посмотрим, как это выглядит в нашем образце:

Очень важно понимать, что эта часть может быть вполне короткой, но нужно следить, чтобы она содержала формулировку проблемы так, как эта проблема представлена в тексте, тут ещё не время высказывать своё мнение.

Примерный план написания сочинения 2. 1.Формулировка проблемы · То, что написано в тексте, без собственного мнения. · Подсказка: задание 20 и 21. · Если есть частный случай – ищем и описываем общее явление.

Сделав это правильно, вы порадуете эксперта, который проверяет ваше сочинение, и дадите ему возможность записать в вашу пользу первый балл за выполнение первого критерия. Теперь вы должны будете прокомментировать выявленную проблему. Какая она – философская, социальная, политическая, экологическая, нравственная? Для научно-популярного текста будет нелишним сказать о логичности изложения. Если перед вами публицистический текст, вспомните, что характерными особенностями этого стиля являются эмоциональность и оценочность: возможно, автор саркастичен (сарказм – злой смех); может быть, он иронизирует (ирония – легкая насмешка), призывает к чему-то. Анализируя художественный текст, не забудьте отметить, что автор создает зрительные или звуковые образы и что благодаря им читатель воспринимает картину целостно.

Вот как это выглядит в нашем примере:

Прокомментировав указанную проблему, вы заработаете ещё 3 первичных балла за выполнение второго критерия.

Примерный план сочинения 4. 3.Определение авторской позиции (1 балл) · В тексте доказывается мысль о том, что… · По мнению автора… · Автор не высказывает свою позицию прямо, но можно предположить, что…

Написав довольно коротко, но отразив позицию автора примерно так, вы ещё один балл возьмете себе в копилку:

К3)Позиция автора по данному вопросу однозначна. Чувство чести, собственного достоинства – это нравственная основа человека, его нравственный стержень, данный с именем, с рождением и не подвластный времени. Это понятие устареть не может!

Примерный план сочинения 4.Согласие или несогласие с автором, своя позиция+ 2 аргумента в подтверждение (3 балла) · Я полностью поддерживаю эту позицию/ С этим мнением можно согласиться лишь частично. · Действительно,…/ Я тоже считаю, что…/ На мой взгляд,….

Но это ещё не всё. Недостаточно просто заявить о своём мнении, нужно его обязательно аргументировать.

Если вы разделяете мнение автора, то приводите доказательства в поддержку этой позиции. Если не разделяете – выдвигайте контртезис и подтверждайте его примерами. Аргументируя свое мнение, не забывайте о корректности.
Оценка по критерию К4 — аргументация собственного мнения - от 1 до 3 баллов. Максимум баллов (3) вы получите за два аргумента в том случае, если первый из них взят из художественной, научной литературы или публицистики (2 балла), второй же независимо от источника будет оценен 1 баллом. Если оба аргумента не имеют конкретных литературных источников, получите 2 балла (по 1 баллу за каждый). Если приведете только один аргумент, можете получить от 1 до 2 баллов. Отсутствие аргументов будет оценено 0 баллов.

Помните, что любой приводимый пример нужен не сам по себе, а как довод, либо показывающий важность и значимость позиции автора исходного текста (в случае, когда вы с ним согласны), либо подтверждающий вашу позицию (если она не совпадает с позицией автора). В любом случае аргумент не должен дублировать ситуацию, описанную в исходном тексте, и должен завершаться вашим выводом.

Посмотрите на пример аргументации в образце, обратите внимание, как в нём воплощено всё, о чём мы говорили:

Аргументация собственного мнения · Два аргумента. · Хотя бы один аргумент из художественной, научной литературы или публицистики.

Концовка вашего сочинения должна подводить итог изложенному и связывать текст воедино. Желательно, чтобы в ней были сконцентрированы все ключевые слова вашей работы.

Вывод и подведение итогов в конце сочинения обязательно должны быть, но при этом нет отдельного критерия, который оценивает именно этот аспект, поэтому можно концовку сочинения не затягивать:

Достойные нравственные качества должны воспитываться в каждом из нас с детства. В течение всей жизни они помогают нам сохранить в себе Человека.

В итоге наше сочинение написано по плану, который требуется на экзамене, лишь формулировка проблемы может находиться в любом месте вашей работы. При этом стоит привыкать работать по единой схеме, для того чтобы исключить возможность пропустить что-нибудь при написании реального сочинения.

Примерный план сочинения Вывод

И только после всех этих проверок вы сможете переписать ваш текст на экзаменационный бланк. Делая это, обратите внимание на графическое оформление – особенно если знаете за собой свойство писать размашисто, выходя за поля, или если у вас небрежный почерк. Пишите аккуратно и разборчиво. Проверьте текст еще раз.

Итог.

Вы ознакомились со схемой строения сочинения, которая не только поможет вам правильно и связно начать писать работу, но ещё и не даст вам допустить глупую ошибку и пропустить какой-нибудь из первых четырёх критериев оценки задания 25. Начиная с этого дня, вы пишете сочинения только по этой схеме, и уже в первом домашнем задании сможете отработать её, написав первое домашнее сочинение. О том, как работать с остальными критериями, читайте в следующих уроках.

1. Критерии оценивания задания с развернутым ответом. ФИПИ 2017.

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

Как развитие техники повлияло на человечество? Над этим вопросом размышляет В. А. Солоухин.

Эти два примера дополняют друг друга. Первый пример показывает, как на смену старинным предметам приходят усовершенствованные технологии. Второй пример показывает, как технический прогресс не освободил человека, а сделал его более зависимым от времени. Дополняя друг друга примеры показывают отрицательное воздействие технического прогресса на жизнь людей.

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно. Автор считает, что техника сделала могущественнее каждое государство и человечество в целом, но не сделала сильнее простого человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что у технологического прогресса есть не только преимущества, но и недостатки. Несомненно, технологии упростили нашу жизнь и сделали ее комфортнее, но в тоже время технологии отрывают нас от реальности, делая человека беспомощным, зависимым.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста : + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена неверно: в первом примере показано положительное влияние технологий (появление более усовершенствованных предметов), а во втором - отрицательное влияние (человек не стал совершеннее). Примеры противопоставлены.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста : + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста : + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения : + 1 балл.

Эти два примера дополняют друг друга. Первый пример показывает, как на смену старинным предметам приходят усовершенствованные технологии. Второй пример показывает, как технический прогресс не освободил человека, а сделал его более зависимым от времени. Дополняя друг друга примеры показывают отрицательное воздействие технического прогресса на жизнь людей.

Выделенные фрагменты являются противоречащими друг другу: непонятно, почему усовершенствованные технологии являются примером отрицательного воздействия на людей.

K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм : + 2 балла.

Несомненно, технологии упростили нашу жизнь и сделали ее комфортнее, но в тоже время технологии отрывают нас от реальности

K8 - Соблюдение пунктуационных норм : + 1 балл.

Дополняя друг друга ЗПТ примеры показывают отрицательное воздействие технического прогресса на жизнь людей.
Не могу не согласиться с позицией автора и тоже считаю, что, завися от современных технологий человечество , забывает про духовный мир.
Однако у людей не появилось больше свободного времени: «дай нам волю ТИРЕ просуетимся и сорок восемь часов в одни сутки…

K9 - Соблюдение грамматических норм : + 1 балл.

Эти автор подчеркивает, что устаревшие предметы перестали
Второй пример показывает, как технический прогресс не освободил человека

K10 - Соблюдение речевых норм : + 2 баллф.

Первый пример показывает, как на смену старинным предметам приходят усовершенствованные технологии. Второй пример показывает, как технический прогресс не освободил человека, а сделал его более зависимым от времени. Дополняя друг друга примеры показывают отрицательное воздействие технического прогресса на жизнь людей.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи примеров-иллюстраций. Удачи!


Требования к написанию сочинения и критерии оценивания его в 2019 году значительно изменились. Предлагаю рекомендации по написанию сочинения в свете данных изменений.

1.С чего начать?

Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь не нужно приводить аргументы из литературы и жизненного опыта. Поэтому начинаете, ребята, с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

Пример.

(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.

− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.

(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.

− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.

− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!

(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.

(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.

− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!

(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.

− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.

− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.

(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.

(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.

(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.

(по Ф.М. Достоевскому*)

*Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,

Источник текста: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа № 4 по рус­ско­му языку 23.10.2013 ва­ри­ант РУ10103.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

2.Определяем проблему текста, пишем вступление.

Приступаем к самой важной части сочинения – определяем проблему. Если неверно будет указана одна из проблем, по которой вы будете писать сочинение, то такая работа НЕ будет засчитана.

Вспомним, что проблема текста – это то, над чем размышляет автор, что его волнует; это вопрос, понять ответ на который пытается автор.

В данном случае речь идёт об оценке человека, о его восприятии другими людьми. Как нужно оценивать людей? Всегда ли по внешности можно верно понять человека?

3.Следующий этап сочинения – комментарий проблемы.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

За него можно получить 5 баллов.

  • Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  • Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  • Определение смысловой связи данных примеров для раскрытия проблемы текста.
  • просто пересказывать текст, не анализируя его.
  • использовать в анализе большое количество цитат.

В критериях чётко указано, что если сочинение представляет собой пересказ текста без анализа, то оно оценивается 0 баллов.

Если пересказа слишком много, но в то же время экзаменуемый приводит свои размышления над прочитанным, то при подсчёте слов учитываются только эти размышления. Сочинение, в котором менее 70 слов, не засчитывается.

Необходимо выделить эти два аргумента. Постарайтесь подобрать примеры, с разной точки зрения освещающие проблему.

В нашем тексте можно чётко определить, что 1-ый аргумент будет подтверждать то, что ребёнок судил крепостных только по внешности, а 2-ой – как изменилось его отношение к крепостным, а позже к каторжникам, вообще к людям с трудной судьбой и неприглядной внешностью.

Приведя два противоположных по смыслу аргумента, вам будет легко определить их смысловую связь, ведь оба они, но с разных точек зрения более полно раскрывают проблему.

Размышляя над проблемой, автор вспоминает эпизод из своего детства, когда он, будучи девятилетним ребёнком, вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру.

Будучи на каторге, уже известный писатель, вспоминает этот эпизод, по-иному смотрит на каторжан, окружающих его, пытаясь в каждом понять его сердце, душу.

  1. Отражение позиции автора исходного текста.1 балл.

Позиция автора – это его ответ на решение проблемы, поднятой в тексте.

Однако он не только высказывает свою точку зрения, а ставит для себя более важную цель – донести это до читателей, взволновать души людей, привлечь их внимание к проблеме, даже призвать к каким-то определённым действиям.

  • автор считает, что…
  • автор хочет, чтобы…; автор стремится к тому, чтобы…
  1. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.1 балл.

В данной части работы необходимо выразить своё согласие или несогласие с позицией автора и обосновать свою точку зрения.

6.Заключение.

Необходимо подвести итог, отметить важность проблемы, если возможно, предложить своё видение решения проблемы.

Таковы рекомендации по содержанию сочинения.

Долгий путь мы прошли, проехали с вами, ребята. Спасибо экспрессу, весело нам было в нём и комфортно двигаться от станции к станции, к конечному пункту пути. Буду рада, если мои рекомендации помогут вам на ЕГЭ.

Читайте также: