Способен ли к нравственному возрождению чичиков сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В поэме “Мертвые души” Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, — это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно “лишним людям”, Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не исключительностью натуры и не стремлением преобразить мир, а своей активностью, деятельностью и предприимчивостью.
Что же за человек Чичиков? В поэме “Мертвые души” Гоголь показывает, что старая патриархальная дворянская Россия умирает. Неумолимый ход истории порождает людей иной жизненной ориентации, дельцов-предпринимателей.
Раскрывая образ главного героя, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков — единственный, за исключением Плюшкина, персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы поэмы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье, чья усадьба перестала быть источником доходов. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и нат чальникам и, самое главное, — беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. В отличие от Гринева, Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели.
Вот почему Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Но благополучие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне — орудия Чичикова. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит оправдание.
Гоголь, тщательно анализирующий не только поступки, но и мысли героя, с грустной иронией говорит, что в его “рассуждениях была некоторая сторона справедливости”. Чичиков по-своему способен к сочувствию, по-своему переживает, что в мире торжествует глупость и несправедливость. Герой знает, что такое жалость и сострадание, более того, он “чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме”. Итак, основу комизма и одновременно трагизма этого образа составляет то, что смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Это еще не плюшкинская мания обогащения ради обогащения. Для Чичикова деньги — средство, а не цель. Он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей, но в этом-то и ловушка: человек, лишенный нравственной основы, обманывает себя, считая деньги средством.
От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает и сила характера. Поставив себе цель, он проявляет для ее достижения громадную энергию, упорство и невероятную изобретательность. Автор говорит о нем: “Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера. После всего того, чтобы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть”. Жаль только, что страсть эта была далеко не самая благородная.
Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, в котором он оказывается. Даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: “не красавец, но и не дурной наружности”, “не слишком толст, не слишком тонок”, “человек средних лет” — все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Чичикову не откажешь в знании людей. Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке, на близкие собеседнику темы. Более того, именно Чичиков — единственный персонаж, способный на проявление движений души. “Видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов”, — говорит автор, наблюдая, как его герой останавливается, “будто оглушенный ударом”, перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а “человеческое” движение души послужило причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие — самые опасные. Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно замыслу, автор собирался “провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзкость к нравственному возрождению”. Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России. Но история второго и третьего томов поэмы известна. Гениальный художник, Гоголь понял невозможность воплощения первоначального замысла. Чичиковы не могут, да и не хотят спасать Россию, их мир неизбежно замкнется на идее накопительства.
Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в поэме “Мертвые души” впервые в русской литературе был выведен тип людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период зарождения капитализма, тип дельца-предпринимателя, человека “новой формации”. леньких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой-то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума”.
Так что же? Чичиков — пошляк? Да. Только ли? Нет. Снова приглядимся к названию: есть ли у него скрытый смысл? Конечно: из бюрократически-бездушного значения слова “душа” (некая абстрактная человеческая единица, за которую с помещика взимается налог) выглядывает прямое значение — “душа человека”, в бессмертие которой автор не мог не верить. Даже цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, сказали Гоголю, не может бытъ мертвой. Вслед за цензурой должен был испугаться читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, о котором исследователь Гоголя Ю. Манн пишет следующим образом: “Чичикова интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность — “смерть”. Ловец мертвых душ, следопыт смерти, Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной кульминации. Уже первые же расспросы Чичикова в городе NN фиксируют необыкновенное умонастроение, превышающее степень традиционного интереса к скрытой стороне жизни: приезжий “расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно простое любопытство”. В дальнейшем “странное направление интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется”.
В этом контексте “пошлость” выходит за грань просто комического и начинает восприниматься как атрибут “смерти” (в предельном смысле этого слова — “смерть души”). Тема пошлости, удвоенная (“пошлость пошлого человека”) и абсолютизированная (еще о “Ревизоре” Гоголь говорил, будто публику испугала “пошлость всего вместе”), ведет человека вниз по лестнице мирозданья: лица превращаются в животные “рыла”, “рыла” — в бездушные вещи. А самый “низ” этой лестницы — в аду. Если так, кто же тогда Чичиков? Не просто подлец (“пора припрячь и подлеца”), а еще и мелкий бес, адский прислужник.
Но это еще не все — далеко не все. Ассоциация с адом возникает не случайно. Вдумаемся: “Мертвые души” — не плутовской роман, да и не роман вовсе, а поэма. Вот как об этом пишет сам Гоголь: “Вещь, над которой сижу и тружусь теперь. не похожа ни на повесть, ни на роман. Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение”. Почему поэма? “Мертвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте — в трех частях: первая часть — “Ад”, вторая часть — “Чистилище”, третья часть — “Рай”. Замысел, таким образом, не ограничился изображением “ада”, “пошлости пошлого человека”, предел его — спасение этого самого “пошлого человека”. Кого же конкретно из первой части “Мертвых душ”? Чичикова прежде всего. Что же указывает (на это в тексте первойчасти?
Первое, что отличает Чичикова (наряду с Плюшкиным) от остальных персонажей поэмы, это наличие у него прошлого — биографии.

Похожие сочинения

Поэма "Мертвые Души" - гениальная сатира на крепостническую Русь Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений. Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом. смотреть целиком

Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать судьбу России и объяснить положение, создавшееся в стране. Так и Н. В. Гоголь отразил в своих произведениях наиболее важные черты эпохи, современной писателю. смотреть целиком

Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось, Россия вступила на новый блестящий. смотреть целиком

Эпитеты в поэме Гоголя выполняют функцию реалистического уточнения изображаемой действительности. Гоголь — исключительный мастер создавать эпитеты огромной ёмкости и содержательности, отличающиеся новизной и поэтому прочно запоминающиеся. Например: ожесточающее. смотреть целиком

Николай Васильевич Гоголь — прекрасный сатирик, увидев ший сам и показавший широкой читательской аудитории щ бельность крепостнического строя, его пагубное влияние на души помещиков и крестьян. Народ, удрученный непосильной работой и нищетой, теряет. смотреть целиком

В начале VII главы Гоголь раскрыл суть своего отношения к различным принципам отражения действительности в литературе. Он сравнивает два типа писателей. Один — возвышенный романтик, воспевающий лишь нечто возвышенное, вечно прекрасное: он «не спускался. смотреть целиком

Главным героем поэмы Гоголя “Мертвые души” является Павел Иванович Чичиков – авантюрист, осуществляющий на страницах произведения гениальную аферу. Подробно автор представляет нам своего героя только в одиннадцатой главе “Мертвых душ”. До этого Гоголь изображает среду, в которой действует герой; раскрывает суть его “дела”, ради которого Чичиков колесит по всей Руси; представляет его героем фантасмагористических слухов (будто Чичиков – это и Ринальди, и Наполеон, и даже сам Антихрист).
Кто же такой Чичиков на самом

деле?
Историю Павла Ивановича писатель предваряет емкой характеристикой, демонстрирующей отношение автора к нему: “Итак, припряжем подлеца!” Значит, по мнению Гоголя, Чичиков – явный антигерой.
Чтобы понять истоки характера Павла Ивановича, автор описывает его детство, те условия, в которых он воспитывался: “Темно и скромно происхождение нашего героя”. И действительно, юные годы Павлуши были окрашены в серые и унылые тона. У него не было друзей, дома мальчик не знал тепла и ласки, а слушал лишь наставления и упреки.
Когда наступил положенный срок, Чичикова определили в городское училище,

где он должен был существовать совершенно самостоятельно. Перед отъездом отец, “благословляя” Павла на взрослую жизнь, дал ему несколько наставлений. Он велел мальчику угождать учителям и начальникам: “Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь”. Кроме того, отец наказал сыну не иметь друзей, а уж если с кем и водиться, то только с состоятельными людьми, которые смогут ему в чем-то помочь.

А главное, он велел Павлуше “беречь копейку”. По мнению Чичикова-старшего, только деньги являются истинными друзьями в жизни.
Эти слова Павел сделал своим жизненным кредо. Может быть, это были единственные слова, который отец сказал герою в теплой дружеской беседе. Именно поэтому, как мне кажется, Чичиков запомнил их на всю жизнь.
Итак, наш герой стал воплощать отцовский завет в жизнь. Он лебезил перед преподавателями, старался быть самым послушным и примерным учеником, пусть и в ущерб своим одноклассникам. Кроме того, Павлуша имел дело только с детьми богатых родителей.

И – копил каждую копейку. Чичиков стремился заработать деньги всеми возможными способами, и у него это получилось.
После окончания училища Павел Иванович “ступил на гражданскую стезю”. Идя к своей цели – обогащению, Чичиков сменил несколько мест службы: казенную палату, комиссию по постройке казенного здания, таможню. И везде герой считал возможным преступить любой моральный закон: он единственный не дал денег больному преподавателю, обманывал девушку, притворяясь влюбленным, ради “хлебного местечка”, разворовывал казенное добро, брал взятки и так далее.
Судьба много раз жестоко нарушала планы героя, оставляла его у “разбитого корыта”. Но Чичиков не сдавался – его упорство и вера в себя вызывают невольное восхищение. После нескольких крушительных неудач, в результате которых герой потерял буквально все, в голову ему приходит гениальная по своей простоте идея – обогатиться за счет “мертвых крестьянских душ”.

И он начинает осуществлять свою авантюру, описанию которой и посвящен первый том поэмы.
Ради достижения своей цели Чичиков демонстрирует буквально чудеса – он виртуозно приспосабливается к каждому из продавцов “мертвых душ”, с каждым говорит на его языке. Так, с Маниловым, например, он сама любезность, изысканность и сентиментальность. Беседуя с Собакевичем, герой резко меняет “маску” и уподобляется этому помещику – становится грубоватым, нахрапистым, прагматичным.
Кроме того, Чичиков досконально знает жизнь, законы в тех социальных сферах, которые нужны ему для осуществления аферы. Он целеустремлен, энергичен, предприимчив. Чем не идеальный бизнесмен?

Да и его жизненные цели также “не вызывают нареканий” – Чичиков хочет обогатиться, чтобы спокойно и комфортно жить, ни в чем себе не отказывая. В дальнейшем он планирует жениться, завести детей и дать им все, что может.
Однако, на мой взгляд, Чичиков все же антигерой, его возрождение невозможно. Талантливость, неуемная энергия, интеллектуальный потенциал этого героя направлены лишь на одно – на собственное обогащение, удовлетворение эгоистических потребностей. Кроме них, герой никого и ничего не замечает. Больше того, для Чичикова не существует ничего святого: все, что мешает осуществлению его целей, вредоносно для героя, требует преодоления и уничтожения.

Бесспорно, такие люди не могут способствовать процветанию и возрождению России.

Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.

Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что "многоуважаемая" многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.

Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.

Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.

Близкие по названию сочинения:

  • 1. Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством"
  • 2. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (1 вариант)
  • 3. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (2 вариант)
  • 4. Сказочное в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
  • 5. Соединение реального и сказочного в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством" (2 вариант)
  • 6. Юмор в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Смотрите также:

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

образ руси в поэме гоголя мертвые души

Сочинения

Сложно представить писателя, который бы в своем творчестве не затронул тему Родины, и не попытался раскрыть образ России. Каждый из них ставил перед собой цель донести до читателя истину, стараясь изображать правду. При этом у каждого писателя имеется работа, которая стала смыслом всей его творческой деятельности, делом его жизни. Для Гоголя его выдающимся творением стала работа с названием Мертвые души, которая стала поэмой о России, о ее величии и ее пороках. Любопытно, что хоть поэма и изображала Россию девятнадцатого века, но многих персонажей можно встретить и по сей день.

Мертвые души — поэма о России

Сюжет произведения Гоголь строит на основе путешествия по усадьбам помещиков, куда отправился главный герой Чичиков, с целью выкупить души уже умерших крестьян с последующим их заложением в Опекунском совете, под видом живых. Таким образом герой продумал схему обогащения на умерших крестьянах.


Совсем немного времени проходит с момента, как Чичиков въехал в город, однако за этот небольшой период времени мы успеваем увидеть всю страну с разных сторон. С тем, что произведение Мертвые души поэма о России, согласились многие критики, назвав работу писателя русской Илиадой, или же социальной сатирой на Русь крепостную. С ними согласны и мы, ведь Гоголь раскрывает как тему будущего, так и настоящую жизнь страны. С одной стороны автор беспощадно бичует общественный порядок, и тут же полностью убежден в том, что будущее страны будет славным.

Мы видим образ России, как олицетворение чего-то великого, на которое способен народ. При этом образ России полностью окутан авторской любовью и патриотичностью Гоголя. Посвятив поэме семнадцать лет, писателю не удалось до конца осуществить свой замысел, и на свет появился лишь первый том. Несмотря на это, работа писателя стала настоящим шедевром и поэмой о величии России, в которую верил Гоголь. Он верил в лучшую судьбу Родины, поэтому стремился обличить тех, кто препятствовал развитию России, тех кто сковал творческие силы народа.

Образы Собакевича, Чичикова, Манилова, Плюшкина, Коробочки — это типичные люди своего времени, которые не могут стать воплощением разума и проявить свою творческую энергию, так как они нищие духом. Мало того, души этих людей давно стали мертвыми, несмотря на то, что они продолжают жить. Показывая персонажей в порядке возрастания моральной деградации, Гоголь изображает омертвение их душ. Ведь поначалу каждого из них мы видим обходительными и мечтательными, как Манилов, или же хозяйственными и гостеприимными, как Коробочка. Но стоит с ними познакомится поближе, как в их образе мы замечаем паразитизм, безволие, жадность и скупость. Ноздревы прожигают свою жизнь в кутежах и дебошах, имея целью нагадить ближнему даже без причины. Собакевичи давно одичали, став грубыми и циничными. Завершает же автор образы героев описанием Плюшкина и его жизни. Вот этот персонаж является примером последней степени деградации человечества.


Изображая в Мертвых душах Россию, автор рисует и образы крестьян, многие из которых являются не лучшим примером. Но для простых людей Гоголь находит хорошие слова, чем доказывает, что в стране все-таки можно найти и светлую сторону. И писатель в это верил, поэтому изображая Россию помещиков и Россию крестьян, автор создает и третий образ. Русь-тройка мчится вперед. Туда, где не будет чичиковых, коробочкиных, и тем более, плюшкиных.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Формы жизни, утверждаемые этими героями, находятся в резком противоречии с запросами и нуждами исторического развития России.

Не случайно застою поместных хозяев писатель противопоставляет стремительное движение России вперед. Здесь вера его в будущее страны, в будущее народа. Лирические размышления о живом, энергичном характере трудолюбивой русской нации принадлежат к числу наиболее проникновенных страниц, согретых неугасимым пламенем патриотизма. Гоголь хорошо понимал, что изобретательный ум и творческие таланты русского народа только тогда обратятся в могучую силу, когда они будут свободными.

Лирические страницы поэмы, посвященные народу, России, -лучшие в произведении. О высоком патриотизме Гоголя Чернышевский писал: «Ни в ком из наших великих писателей не выражалось так живо и ясно сознание своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо себя считал человеком, призванным служить не искусству, а отечеству… «.

1. Сочинение выдержано в композиционном отношении. В нем выделяются вступление (первый абзац), главная часть (рассуждения о том, что сдерживает развитие России и каковы ее истинные возможности, кроющиеся в русском национальном характере) и краткое заключение (последний абзац).

3. Автор сочинения постоянно обращается к тексту поэмы, подтверждая то или иное собственное рассуждение. Особо подчеркнем приводимые в сочинении высказывания русских общественных деятелей (Белинского, Герцена, Чернышевского) о поэме и ее создателе. Общая эрудиция, способность показать свои конкретные знания, связанные с работой над определенной темой — это всегда большой плюс для каждого абитуриента. Но необходимо при этом быть очень аккуратным, чтобы не допустить в цитате ошибку. Если вы не уверены в каком-либо знаке препинания или форме слова, лучше не искушать судьбу. В этом случае всегда оправдан перевод прямой речи в косвенную.

Все это дает возможность говорить о том, что абитуриент серьезно продумал тему, сумел выстроить ее согласно своему плану, привлечь необходимый дополнительный материал.

Однако этой работе присущи и те недостатки, которые нередко встречаются в сочинениях абитуриентов. Давайте определим их для себя и постараемся не повторять на вступительных экзаменах. Вот наши замечания и советы.

2. Было бы логично подтвердить мысль о духовной нравственной красоте русского народа двумя-тремя примерами из поэмы (размышления Чичикова или самого автора о русских крестьянах).

5. Очевидно, что автор сочинения видит лишь внешнюю разницу между деятельным Чичиковым и пассивными, бездеятельными помещиками. Это говорит о том, что общий план трехчастного произведения, глубинный гоголевский замысел не известен абитуриенту. В оправдание необходимо отметить, что в школе этому вопросу уделяется явно недостаточное внимание. О возможном будущем возрождении Чичикова, а также Плюшкина (что соответствует идее Гоголя) пишут, к сожалению не многие.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

образ руси в поэме мертвые души

Размышления о русском народе

образ руси в романе мертвые души

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

образ руси в поэме мертвые души краткое содержание

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль – во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Противоречия, отразившиеся в поэме

Юрьев Никита, учащийся 9 класса

Каждый гений неповторим в богатстве и разнообразии своего внутреннего мира. Но в главном — в любви к своей великой и многострадальной Родине. В завершении одиннадцатой главы первого тома Гоголь показывает образ величественной Родины.

Остается только удивляться прозорливости автора, сумевшего в своем далеком прошлом увидеть то, что произойдет лишь через сто лет. Только пламенный патриот, каким был Николай Васильевич Гоголь, смог увидеть и показать всему миру, что ждет Россию. А мы, читая его произведения, восхищаясь его юмором, чистотой и глубиной мыслей и языка, учимся у писателя любить родину и быть ей полезными.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Всех этих людей объединяет стремление к мнимым ценностям. Они все словно строят замки на песке, отказываясь от настоящих чувств, развития талантов, предаваясь пустословию, порокам. А ведь у каждого из них есть положительные черты. Манилов – добрый, щедрый. Чичиков – находчивый, целеустремленный. Ноздрев – смелый, Коробочка и Собакевич – хозяйственные. К сожалению, эти их качества не получили должного развития, не смогли принести пользы людям, стране. Таким образом, в поэме появляется проблема нереализованных возможностей.

Гоголю удалось воплотить свой замысел в жизнь и создать отрицательных героев. При желании можно продолжить путь главного героя и подумать через что он мог бы очиститься. Первое, что приходит на ум, это любовь, на которой держится все лучшее на земле. Возможно, она вдохновила бы его стать лучше и найти более благородное применение своим способностям, превратив жизнь в пространство великих возможностей.

образ руси в поэме мертвые души кратко

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ. Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы. Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.

Гоголь — патриот

образ руси в поэме мертвые души глава 11

Сочинение 3

Автор показывает частое невежество господствующих сословий на примере поместного дворянства. Гоголь описал целую галерею образов, полных пороков и невежества. Здесь расточитель Манилов и бережливая Коробочка, пройдоха Ноздрев и хозяйственный Собакевич. Особняком стоит скряга Плюшкин, до уровня ничтожности которого не смог опуститься еще никто из помещиков. Несмотря на все недостатки этих героев, каждый из них у автора – индивидуальность, неповторимая личность. Но у всех много общего: культурная необразованность, низкий интеллект, страсть к деньгам, жестокость к крепостным, безнравственность. В поэме автор характеризует не только отдельных помещиков, то и чиновников города в целом. Все они нечисты на руку, стремятся обогатиться за счет народа. Они не боятся наказания за свои деяния, потому что во всю силу работает круговая порука, потому что вся страна – подобие города N. На примере чиновников этой провинции Гоголь изображает пороки всего самодержавно-крепостнического строя.

В поэме автор не ограничивается обличением господствующих сословий. Он затрагивает тему путей исторического развития России. Становится понятно, что к середине XIX столетия деньги в стране встают для всех на первый план. Предприимчивые люди готовы на любые уловки ради материального блага. Примером такого предпринимателя становится главный герой поэмы – Чичиков. Он относится к сословию поместных дворян, но доход от усадьбы ему неинтересен. Главное его стремление – собрать капитал, причем делает он это незаурядными способами, удивляя своей изобретательностью. Но автор не восторгается своим героем, а высмеивает его пороки, как недостатки других помещиков.

Подводя итоги, автор рассуждает о судьбе России, утверждает, что есть в ней еще нерастраченные силы, которые смогут удержать ее на плаву. Несмотря ни на что, Гоголь верит в Русь, сравнивает ее с тройкой, которой уступают дорогу другие страны.

Читайте также: