Специалист по работе с семьей сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта.

Наша задача определить те качества, которыми должен обладать психолог-консультант и которые он должен проявлять в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.

2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.

3. Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики.

4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.

5. Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.

6. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

9. Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.

10. Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.

Эмпатия – это основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время, забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

Открытость как свойство личности имеет несколько различных проявлений. Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не настолько, чтобы роли консультанта и клиента поменялись между собой и клиент, узнав о проблемах консультанта, стал сопереживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту. Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он считает психолога-консультанта открытым человеком и не испытывает боязни открыться перед ним – значит, в плане открытости консультанта клиенту все в порядке.

Во-вторых, открытость – это стремление психолога-консультанта в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя не только свои достоинства, но, возможно, и недостатки. Будучи вполне открытым человеком, психолог-консультант демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы эпатировать или шокировать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант – это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе консультирования играть не свойственную ему в жизни роль. В-третьих, открытость проявляется в том, что консультант показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы. Эмпатия сопутствует открытости, одно без другого существовать практически не может.

Под выражением личной заботы психолога-консультанта о клиенте понимается такое внешнее поведение психолога-консультанта, которое выражается в действиях и словах, демонстрирующих искреннюю заинтересованность, заботу консультанта о клиенте. Такая забота, однако, также не должна быть чрезмерной. Психологу-консультанту в общении с клиентом не рекомендуется быть слишком эмоциональным человеком, чтобы не оказывать возбуждающего влияния на психологическое состояние клиента.

Доброжелательность – это также важное психологическое качество консультанта. Хотя данное качество коррелирует практически со всеми перечисленными выше качествами личности, однако, оно имеет и свои собственные индивидуальные проявления. К ним, в частности, относится умение психолога-консультанта в любых ситуациях, что бы ни случилось и как бы ни вел себя сам клиент, сохранять ровный и, безусловно, доброжелательный стиль общения с ним.

Особое место в практике психологического консультирования занимает так называемое безоценочное отношение психологаконсультанта к клиенту. Поясним, что под этим имеется в виду. Прежде всего – это стремление психолога-консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности. Что бы клиент ни говорил о себе, какие бы внутренние чувства ни испытывал по отношению к нему психолог-консультант, одобряя или не одобряя про себя его поступки, консультанту следует воздерживаться от оценок поступков клиента. Главная его задача состоит в максимально глубоком понимании клиента, его проблемы и в том, чтобы помочь эту проблему решить.

Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороны консультанта в основном относится к моменту исповеди клиента, оценивания его проблемы и выработки рекомендаций по поводу того, как данную проблему решить. Консультирование – это процесс, в котором обе стороны – психолог-консультант и клиент – как личности равны. Данное равенство является фактическим и распространяется на все без исключения этапы консультирования. Если психолог-консультант прав, а клиент ошибается, то консультанту следует продолжить его убеждать и прекратить это делать лишь тогда, когда клиент начнет оказывать явное, труднопреодолимое сопротивление усилиям психолога. Далее консультанту следует предоставить клиенту возможность поступить так, как он сам считает нужным.

Доверие к клиенту – это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. Доверие консультанта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно сможет решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие также означает готовность психолога-консультанта разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, клиент прав.

Умение выбирать и сохранять оптимальную психологическую дистанцию в общении с клиентом надо понимать следующим образом. Консультант должен уметь так общаться с клиентом, чтобы сохранять доверие и открытость. Вместе с тем отношения психолога-консультанта с клиентом не должны переходить в слишком близкие, интимные. При этом у клиента не должно возникать ощущение, что консультант психологически то приближается, то удаляется от него. Стратегия консультанта в стремлении психологически сблизиться с клиентом должна быть следующей: консультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться все более близким для него человеком, однако как только психолог-консультант почувствует, что следующий шаг сближения может привести к интимности во взаимоотношениях, следует немедленно остановиться и далее держаться от клиента на той дистанции, которая к данному моменту времени образовалась.

Все сказанное выше, как отмечает Немов Р. С., касается внутренней позиции, отношения и внешнего поведения психолога-консультанта по отношению к клиенту. Есть, однако, и ряд специальных требований, предъявляемых к ситуации, к обстановке, в которой проводится психологическое консультирование. Оптимальными, касающимися обстановки, условиями проведения психологического консультирования являются следующие:

1. Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения, куда не доносятся посторонние, отвлекающие внимание консультанта и клиента звуки, – такого, куда нет доступа посторонним лицам во время проведения консультации.

2. Удобное размещение в этом помещении консультанта и клиента – лучше всего рядом друг с другом или напротив друг друга под небольшим углом, на расстоянии от 60–70 см до 100–110 см. При этом ничего, кроме небольшого письменного столика, не должно находится между консультантом и клиентом.

3. Организация и проведение консультации в такое время, когда клиент никуда не спешит и не находится в плохом физическом состоянии или настроении.

4. Клиент во время беседы с психологом-консультантом должен иметь возможность отвести взор, повернуться вполоборота или боком по отношению к психологу-консультанту.

5. Желательно, чтобы время начала и окончания консультации заранее было четко обозначено.

6. В помещении, где проводится консультация, могут находиться часы, но они не должны располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него и психолога-консультанта, не попадая на глаза клиенту во время консультации.

7. В помещении, где проводится консультация, не должно быть никаких посторонних предметов, которые отвлекали бы внимание клиента, настораживали его или настраивали отрицательно. В равной мере это касается всего того, что может происходить в помещении во время проведения консультации.

8. Рекомендуется, напротив, чтобы то, что находится в помещении или происходит в нем, успокаивало клиента, создавало у него хорошее, комфортное настроение.

9. На определенных этапах психологического консультирования допускается звучание в помещении негромкой, приятной музыки

Дни отдыха с семьей. Фотозарисовка

Дни отдыха с семьей. Фотозарисовка Предлагаю Вашему вниманию небольшой фотоотчет с небольшого семейного путешествия по просторам нашей Родины. На выходных мы с семьей посетили.

План работы педагога с неблагополучной семьей План работы с неблагополучной семьей педагога Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, называют семьями социального риска, поскольку.

Профессиональный и личностный портрет педагога, работающего в системе инклюзивного образования Одним из ключевых субъектов, происходящих изменений в образовании является педагог. Педагог должен хорошо знать и представлять деятельность.

 Образовательный центр


Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Многие семьи попадают в трудные жизненные ситуации, которые могут становиться для них критическими. Разрешением этой проблемы занимается специалист по работе с семьей. Не каждый человек знает, что это за профессия. Поэтому давайте разберемся, чем они занимаются, каков план их работы, и в чем потребность выполнения этих функций. О некоторых аспектах работы данных специалистов можно прочитать в статье по ссылке.

Специалисты занимаются социально-психологической помощью и поддержкой семьи, внутри которой возникли негативные факторы:

В профессиональном стандарте выделяют основные функции, которые выполняют специалисты данной профессии:

усиление степени ответственности родителей в отношении несовершеннолетних подопечных (кровных или приемных детей).

После назначения специалиста по работе с семьей на трудовую должность, он должен выполнять ряд должностных обязанностей. В первую очередь он выявляет семьи (с детьми или без них), находящихся в трудной жизненной ситуации.

Этот план он выполняет поэтапно:

Специалист обязан выявить причину, по которой люди оказались в трудной ситуации. Отдельной ступенью идет выявление фактов внутрисемейного насилия.

В базу данных вносят семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Система учета действует на региональном и муниципальном уровне.

Применяют методы для выявления семей, оценки факторов риска негативных ситуаций. Подбирают приемы социальной и психологической реабилитации.


После выявления людей, попавших в трудную ситуацию, приступают к предоставлению помощи.

Это функция социального работника, которая делится на несколько этапов:

Социальный работник должен выявить потенциал семьи. На основе этого ресурса вводят программу реабилитации.

Специалист по работе с семьей осуществляет социальную, бытовую, медицинскую, психологическую, педагогическую, правовую помощь. Ее предоставляют совершеннолетним лицам, детям. Важность работы заключается в своевременном выявлении лиц из группы риска, проведении профилактических мероприятий для предупреждения негативных последствий. Выявляют и устраняют тяжелые случаи, когда в семье уже возникли отклонения от нормы. Профессиональную переподготовку на специалиста по работе с семьей можно пройти здесь.

Человек должен получить высшее образование. После него проходят дополнительные профильные курсы повышения квалификации, предназначенные для социального работника.

Единственным критерием, по которому человек не допускается к работе, является наличие судимости. Причем судимость должна быть по пунктам, предусмотренному законодательством РФ.

После найма на рабочее место специалист ищет неблагополучные семьи. В группу риска входят социальные ячейки, в которых был обнаружен факт внутрисемейного насилия.

В процессе обучения работник должен получить ряд навыков, изучить нормативно-правовые документы, чтобы успешно выполнять деятельность:

Знание о потребности привлечения специалистов смежных профессий, для устранения проблемы (юрист, дефектолог, психолог).

Так как специалист по работе с семьей будет периодически проходить новые курсы повышения квалификации, его знания дополнятся.

Внедрение новых технологий по предотвращению распада семьи, формированию качественных взаимоотношений.

Создание благополучной атмосферы для встречи детей и родителей с целью обсуждения и решения проблемы.

Создание мотивационных факторов, консультирование с психологом или социальным работником, посредничество для семьи с целью ее сохранения.

Работник должен не только выявить людей из группы риска, но и помочь им предотвратить или устранить возникающие проблемы.

Недостаточно получить образование, чтобы выполнять работу по регулированию и устранению проблем внутри семей, попавших в трудную ситуацию.

Работник обязан использовать специальные умения, проводить профилактическую и регулирующую деятельность:

Оценивать самостоятельный ресурс для сохранения внутрисемейных связей и восстановления взаимоотношений с социумом.

Использовать специализированные учреждения, новые технологии для получения помощи и упрощения работы.

Специалисты должны использовать не только свои ресурсы, но и помощь от других ведомств и организаций. Это поможет решить проблемы быстрее.

Специалист по работе с семьей — это относительно новая профессия в области социальных работников. Чтобы выполнять ее, первоначально необходимо получить высшее образование в сфере социальной работы и далее пройти курс повышения квалификации. У соискателя на эту должность также не должно быть судимостей.

Основная функция специалистов данной профессии — выявлять семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и помогать им преодолеть кризисную ситуацию, предоставлять возможность самостоятельно воспитывать детей.

Социальная служба – совокупность государственных и негосударственных структур и учреждений, оказывающих населению социальную помощь и услуги, позволяющие преодолеть трудную жизненную ситуацию отдельного человека, семьи или социальной группы. Это организационная форма социальной работы, элементы которой отражают основные сферы жизнедеятельности современного российского общества, обеспечивающая реализацию социальной, в том числе семейной, политики государства.

Файлы: 1 файл

соц.работа с семьей.docx

1. Основные задачи и функции специалиста по социальной работе с семьей

Социальная служба – совокупность государственных и негосударственных структур и учреждений, оказывающих населению социальную помощь и услуги, позволяющие преодолеть трудную жизненную ситуацию отдельного человека, семьи или социальной группы. Это организационная форма социальной работы, элементы которой отражают основные сферы жизнедеятельности современного российского общества, обеспечивающая реализацию социальной, в том числе семейной, политики государства.

Для специалистов социальной службы главные задачи в работе с семьями – выявление источников и причин социальной дезадаптации семьи, диагностика микроклимата, выработка первичной программы реабилитации семьи в целом, что возможно только при получении полной информации о внутреннем потенциале семьи.

В социальных службах помощи семье и детям работают разные специалисты. Непосредственно с семьей как с клиентом сотрудничают специалист по социальной работе, социальный педагог и психолог. Их функциональные обязанности и методы помощи семье и ребенку различны. Вместе с тем нередко возникают разногласия по поводу должностных и профессиональных обязанностей социального работника и социального педагога. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно разграничить их функции.

Специалист по социальной работе – работник, профессионально занимающийся деятельностью, направленной на содействие гражданам в реализации своих социальных прав через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, педагогическую и психологическую поддержку, посредничество; координирует деятельность узких специалистов при решении проблем клиента.

Цели деятельности специалиста по социальной работе:

· установление социального статуса клиента;

· составление индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, программ по работе с семьей;

· управление реализацией данных программ с привлечением узких специалистов и заинтересованных ведомств;

· анализ социального положения различных категорий семей и детей с целью подготовки предложений по разработке социальных программ.

Для достижения указанных целей специалист по социальной работе выполняет различные функциональные обязанности.

1. Учет семей и отдельных лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

2. Осуществление первичного приема граждан, выявление их потребностей в различных видах социальной помощи, причин возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, подготовка проектов приказов директора учреждения на зачисление клиента на обслуживание.

3. Сбор документов клиентов, необходимых для организации работы по решению их проблем, предложений от узких специалистов и подготовка на их основе индивидуальных программ реабилитации, программ работы с клиентом, контроль за их выполнением.

4. Осуществление посреднических функций (функций социальных ходатаев) с целью решения проблем клиента (представление интересов клиента в органах социальной защиты населения, внутренних дел, образования, здравоохранения, службах занятости, миграционных службах, судах и т.д.).

5. Осуществление социального патронажа над клиентами, в том числе после выполнения программ работы с ними.

6. Проведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (выявление безнадзорных детей, информирование органов опеки и попечительства, содействие в дальнейшем жизнеустройстве, участие в защите их прав).

7. Консультирование клиентов по различным аспектам семьи и брака, по вопросам соблюдения социальных прав клиентов.

С целью обеспечения своих обязанностей специалист по социальной работе имеет право:

· от имени учреждения представлять интересы клиентов в различных инстанциях (в том числе в суде);

· запрашивать от клиентов информацию и документы, необходимые для организации работы по решению их социальных проблем в соответствии с действующим законодательством и внутренними нормативами, регламентирующими работу учреждения;

· готовить запросы от имени руководителя учреждения в различные организации в пределах своей компетенции;

· запрашивать в установленном порядке предложения и информацию от специалистов учреждения, необходимые для организации работы по решению проблем клиентов;

· посещать семьи клиентов для обследования условий их проживания;

· принимать участие в подготовке и проведении медико-психолого- педагогического консилиума;

· вносить предложения о постановке или снятии с учета клиентов.

Социальный педагог – специалист, основной задачей которого является преодоление негативных социальных факторов, влияющих на воспитание человека, его поведение по отношению к внешней среде.

Основные цели и функции социального педагога:

· формирование самостоятельно действующей, нравственной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, гармонизацию отношений в сферах взаимодействия: человек–человек, человек–природа, человек–семья, человек–общество, человек–здоровье, человек–труд, человек–нравственность;

· осуществление воспитательно-образовательной помощи социальному становлению человека, поддержка социально незащищенной личности;

· содействие в критических и экстремальных ситуациях развитию жизненных смыслов и отношений личности;

· изучение особенностей микросоциума, условий жизни и определение их влияния на развитие, уровень воспитания и поведение клиентов;

· выявление неформальных групп детей по месту жительства, учебы, их лидеров, работа по нацеливанию деятельности данных групп на социально-позитивную деятельность;

· определение задач, форм и методов социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем клиентов, мер по реализации прав и свобод личности клиентов;

· организация различных видов социально ценной деятельности клиентов, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ;

· установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

· проведение среди населения работы по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи и т.п.;

· содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников приютов, забота об охране их жизни, здоровья;

· совместно со специалистами по социальной работе осуществление деятельности по трудоустройству, патронажу, обеспечению социальных гарантий, использованию сберегательных вкладов, ценных бумаг воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· взаимодействие с другими специалистами, заинтересованными организациями в решении проблем клиента.

Социальная работа с семьей – это профессиональная деятельность, по своей сути направленная на решение социальных проблем семьи и ее социального окружения. Данная деятельность предполагает способность сопереживать, заботливо и чутко относиться к семье, человеку, а также умело применять общегуманистические и профессиональные знания, различные формы, методы и технологии оказания реальной, адресной и своевременной помощи в самых различных социальных конфликтах и проблемах как отдельных членов семьи, так и всей семьи в целом. Необходимо подчеркнуть, что налаживание позитивного контакта с семьей – обязательный элемент социально-реабилитационных программ и социальной работы с семьей в целом.

Специалист по социальной работе с семьей сталкивается как с типичными, так и со специфическими, индивидуальными проблемами, характерными для семей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Направления его работы связаны с разрешением комплекса социальных, экономических, психологических, педагогических, медицинских и иных проблем. В своей деятельности специалист по социальной работе должен руководствоваться следующими принципами.

Принцип гуманности. Подход к человеку как к главной ценности в системе социальных отношений.

Принцип фамилиоцетризма. В оказании помощи интересы семьи всегда стоят на первом месте, имея приоритет перед правами общества, государства или какой-либо группы.

Принцип социальной адекватности. Учет разнообразных факторов окружающей среды.

Принцип индивидуализации. Создание условий для самораскрытия и самореализации личности.

Принцип создания воспитывающей среды. Семья как коллектив – главный фактор развития личности.

Принцип системности. Семья – сложная система структурных элементов. Воздействуя на отдельный элемент, получаем изменения в системе.

В содержание деятельности специалиста по социальной работе с семьей включаются следующие основные формы социальной работы.

1. Составление социального паспорта семьи и ведение базы данных о ней.

2. Создание количественных и качественных аналитических показателей функционирования семей, которые включают в себя:

· социально- биографические данные;

· место работы и специальность супругов (родителей);

· взаимоотношения в семье;

· медико-социальное здоровье семьи;

· уровень образования и культуры;

· характеристику учебных заведений, в которых обучаются дети;

· наличие асоциального поведения и его типы;

· потребности и интересы;

3. Объем и качество необходимой социальной помощи. Деятельность специалистов по социальной работе с семьей должна быть направлена не только на решение существующих проблем семьи, но и на их профилактику и последующую терапию. Это позволит перейти от социального обслуживания отдельных категорий семей и их членов к комплексной профессиональной социальной работе как мощному и действенному инструменту социальной политики государства.

Специалист по социальной работе с семьей в своей профессиональной деятельности обычно выполняет задачи социального работника и социального педагога. Исходя из этого, Е.И. Холостова рассматривает следующие функции специалиста по социальной работе с семьей:

· прогностическую – прогнозирует развитие и совершенствование социальной политики, событий, процессов, происходящих как в семье, так и в группе людей, и влияет на выработку определенных моделей социального поведения;

· правозащитную – использует законы и правовые акты в интересах оказания помощи и поддержки семей, их защиты;

· организационную – привлечение к работе общественности в оказании различных видов помощи и социальных услуг нуждающимся семьям;

· предупредительно- профилактическую – приводит в действие различные механизмы (юридические, социальные, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений;

· социально-медицинскую – организует работу по профилактике болезней, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию;

· социально- педагогическую – выявляет интересы и потребности семей в разных видах деятельности: воспитательной, межличностного общения, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные общества, творческие союзы;

· психологическую – оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности;

· социально-бытовую – оказание необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалиды, люди пожилого возраста, молодые семьи) в улучшении их быта, жилищных условий;

· коммуникативную – устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией и выступает в роли агента для выработки единой стратегии взаимодействия, восприятия, понимания и социального контроля.

Специалисты по социальной работе с семьей заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций.
Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы.

Ø Воспитательный – специалист выступает в роли воспитателя, консультанта, эксперта. В таких случаях он дает советы, обучает умениям, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения.

Ø Фасилитативный – специалист играет роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности и семьи, когда им трудно это сделать самим. Деятельность его при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов; организацию применения метода социальной группы.

Ø Адвокативный – применяется тогда, когда он выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от собственного имени. Такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям и семьям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений [12].

Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада.

С появлением ребёнка на свет, его окружают близкие и родные люди, то есть его семья. Без семьи, родных людей, тяжело бывает. Семья даёт поддержку, опору, уверенность. Конечно, в семье бывают и разногласия, разные точки зрения на тот или иной вопрос. Но в ходе семейного совета всё разрешается благополучно. Каждый член семьи старается понять друг друга.

Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте "семья – дошкольное учреждение" – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.

Воспитание – процесс долгосрочный, трудоемкий и не обещающий быстрых результатов. Сколько нужно вложить любви, заботы, знаний в маленького человека, чтобы он вырос здоровым, развитым, радующим своих родителей и воспитателей достижениями и успехами в развитии и обучении.

Л. С. Выготский писал, что семья является важным элементом социализации развития и воспитания в семье. Социализация происходит наиболее активно и безболезненно, основной её механизм воспитание. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Здесь могут оказать помощь специалисты – педагоги дошкольных учреждений.

Л. Н. Толстой был тоже сторонником семейного воспитания и обучения детей. Воспитание считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием семейного воспитания видел в здоровом семейном укладе, в тесном общении родителей с детьми. Все свои взгляды на семейное воспитание отразил в своих рассказах и книгах.

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно-развивающим и досуговым семейным центром.

Для успешного развития ребенка необходимо вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Каждая из сторон воспитания – и педагоги, и родители вносят свой вклад в становление личности будущего гражданина своей страны. Но самый ценный вклад – это плодотворное сотрудничество обеих сторон, когда родители и педагоги не по разные стороны “баррикад” воспитания, а на одной стороне, в согласии и взаимодействии, едины в требованиях и методах воспитания. Именно атмосфера сотрудничества, единые требования со стороны взрослых, позитивное общение дают ребенку возможность почувствовать свою значимость, а родителям – отойти от всезнающего взрослого, позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей –установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к обучению в школе.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и поэтому испытывают трудности в целенаправленном и систематическом развитии ребенка.

Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка. Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.

Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений. Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективных результатов.

Из этогоследует, что семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь человека. Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Для маленького ребёнка семья- это целый мир, в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить.

Читайте также: