Спб исторический железнодорожный музей что запомнилось мне больше всего сочинение

Обновлено: 30.06.2024

История железных дорог России – это очень интересно и увлекательно. Причем не только для детей, но и для взрослых. Сегодня мы ее пересказывать не будет, а расскажем о месте, где можно не только посмотреть, но и потрогать эту историю в Санкт-Петербурге.

Первый музей в городе на Неве был создан в 1974 году. Его основная цель была хранить и собирать все данные, которые касаются роста железных дорог в регионе. Так было положено начало музея Октябрьское железной дороги. В дальнейшем начался активный сбор материалов и формирование коллекции и будущей экспозиции музея. В частности они рассказывали о строительство и эксплуатации Царскосельской и Николаевской железных дорог, об участии дороги в Великой Отечественной войне и в послевоенные годы, экспонаты не только со всей страны, но и из ближайшего и дальнего зарубежья.

Собрав существенную коллекцию, в 1991 году в Шушарах был открыт первый в России музей железнодорожной техники. Но количество экспонатов с каждым годом формировалась и требовала больших площадей. Поэтому через 10 лет на площадке перед бывшим Варшавским вокзалом коллекция обрела новый дом, что сделало музей популярным среди жителей и туристов.

Но фурор музей произвел в 2017 году, когда переехал к Балтийскому вокзалу. Само открытие нового помещения приурочили к 180-летию железных дорог в России. Именно сюда и предлагаем вам сходить на досуге.

Музейный комплекс раскинулся на более 50 000 квадратных метрах. Старое паровозное депо обрело новую жизнь в виде первого корпуса, вторым стало современное здание. Между ними стеклянная галерея с подвесным мостом. Также есть на территорию размером примерно 5 футбольных полей 118 уникальных экспонатов подвижного состава.

Вы можете самостоятельно совершить прогулку по музею, либо в экскурсионной группе. И удивительная услуга, для тех, кто любит интерактив. В кассе вы можете приобрести квест-карту, которая позволит вам в форме игры познакомиться ближе с железными дорогами, историей и узнать интересные факты.

Если вы не фанат такого вида транспорта, то ради интереса загляните на официальный сайт музея. Там вы найдете виртуальный тур, он даст вам представление, о том, что вы увидите в реальности. И после этого может, примите решение о его посещении. Мы бы хотели рассказать о многих экспонатах, потому что коллекция действительно интересная. Но за нас сделает это лучше экскурсовод.

Живете вы в Санкт-Петербург или просто приезжаете сюда, как турист, значения не имеет. Как неважно любите вы железнодорожный транспорт или нет. Современный музей прекрасное досуговое место для всей семьи. От нас однозначная рекомендация к посещению. Если вы уже познакомились с музеем, расскажите, что в нем понравилось больше и посетили бы еще раз?

Много интересных экспонатов, удобное местоположение, занимательные экскурсии, много интерактивных экспонатов.

Давненько я мечтала попасть в Музей железнодорожного транспорта, но все как-то было не досуг. В своем детстве мне довелось побывать только в Эрмитаже и в Русском музее (если брать Санкт-Петербург) и вот сейчас я наверстываю упущенное, заодно и дочурку просвещаю. Итак, воскресным утром мы поехали на Садовую 50, где и расположен этот музей.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Красивейшее историческое здание невозможно пройти мимо. Но имейте в виду, что выходной пт и сб.
Внутри музея, как положено, есть гардероб, туалет и касса. В воскресный день народу было совсем немного, так что в музее было комфортно.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Как и все исторические музеи в центре города, этот похож на своеобразный дворец. Все здесь такое царственное и помпезное (кроме туалета -это вообще атас).
В выходной день мне пришлось отдать 500 рублей за билеты (400 руб. взрослый и 100 р. ребенок 4 года). Не кисло, да? Искусство теперь не очень-то доступно народу и поначалу меня даже постигло некое разочарование потому, что на первый взгляд музей показался мне немножко скучноватым. Но это только на первый взгляд.

Бронепоезд времен ВОВ

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Экспозиции в музее разделены по залам. Каждый зал - это отдельная эпоха поездостроения. Начиная с царских времен и заканчивая новейшими технологиями РЖД.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Все экспонаты - это модели поездов, железных дорог и прочая атрибутика. Но миниатюры эти отнюдь не так малы, даже встречаются полноразмерные экспонаты.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Поначалу мы бродили с дочкой, пытаясь уловить информацию на табличках и вникнуть в весь этот вековой процесс создания железных дорого и поездов. Но дело это гиблое, скажу я вам. Никакого толку от самостоятельного просмотра не будет! Обязательно примкните к экскурсии! Экскурсии проводятся довольно часто, график можно на сайте музей посмотреть. Как оказалось, многие модели поездов движутся, многие вещи механизированы и автоматизированы и гораздо интереснее смотреть на экспонаты в действии. К тому же экскурсоводы очень интересно и доступно все рассказывают.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Мы захватили кусочек одной экскурсии и потом примкнули к другой. Так вот второй экскурсовод очень интересно и доступно рассказывал все для деток, вовлекая их в игру и интерактивные задания, поэтому даже моей мелюзге было интересно участвовать.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

А самостоятельно ознакомиться с экспонатами лучше уже после экскурсии, так будет гораздо продуктивнее.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Конечно, очень любопытно наблюдать, как эволюционировали поезда и железные дороги. Сколько все было изобретено, построено и не воплощено в реальность. Об этом чуть позже.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Это уже более современные тепловозы. Довольно много интересных фактов можно узнать во время экскурсии.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Также во время экскурсии экскурсовод запускает эти поезда! Они едут как настоящие и детям это очень нравится. Нам показывали, как раньше подавали сигналы на железной дороге, какими способами связи пользовались, показывали, как работает сортировочная станция, укладка железной дороги и все это в реальном действии. Дети были в восторге.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

А это уже современные поезда и электрички. Сейчас они ничем не напоминают паровозы царской эпохи.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Такие двухэтажные поезда ходят сейчас на юг. С 2013 года они выпускаются на заводе в Тверской области.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

А это поезд-пуля. Разработка 1929 года. Естественно, проект не воплощен в реальность. Также виднеется кусочек аэропоезда.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Различные цистерны и грузовые вагоны.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

А вот это вагон СВ в натуральную величину. Сейчас таких уже нет.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Можно пройтись внутри такого вагончика.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Еще один любопытный проект. Разработка 1957 года. Двухэтажный поезд с панорамной крышей для наилучшего обзора. Видели такой? Конечно, нет - ведь этот проект также остался в утопии. Наши дороги с высоковольтными проводами не предназначены для такой махины.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

А это допотопное сигнальное устройство для поездов.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Билеты царской эпохи представляли собой такие вот жетоны.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

А это срез лиственницы, которая использовалась при строительстве железной дороги.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Это фрагмент самой экскурсии. Эта тетенька очень интересно рассказывает.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Такие вагоны предназначались как для перевозки скота в количестве не более 80 голов, так и для перевозки людей (не более 40 чел).

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

А это вагоны третьего класса. Самый низший класс: каторжники, заключенные, солдаты, нищие. Отопления нет, туалета нет, деревянные шконки.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Это также вагон самого низшего уровня комфорта.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

А это уже вагон повышенного уровня комфорта. Отопление есть, буфет есть, а главное - отдельный и теплый туалет. Билетик в такой вагон стоил 45 рублей при средней зарплате в 17 рублей.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Отдельная комната досуга для уважаемых господ.

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей железнодорожного транспорта (Россия, Санкт-Петербург) фото

Часть экскурсии. Рассказ о локомотиве.

Подведу итог. Музей крайне интересный и занимательный. Интересно как взрослым, так и детям. Но посещать лучше с экскурсией, т. к. многие модели движутся и интереснее все это дело слушать, чем через раз читать на табличках и ничего не понимать. Но деткам совсем маленьким (лет до 3-х) будет неинтересно. Была там парочка таких детей, они орали всю экскурсию, пока их не попросили удалиться. Так что рассчитывайте свои силы. Школьникам так вообще крайне полезно окунуться в экскурс, особенно касательно войны. В общем, я не жалею этих 500 рублей за такую замечательную экскурсию и всем советую посетить этот замечательный музей.


Как вкусить железнодорожной романтики, если никуда не хочется ехать? Теперь это мой самый любимый музей Петербурга

Сейчас все уже совсем иначе, туалеты, наконец, приобрели приличный вид, в вагонах установлены кондиционеры, улучшилась эргономика, комфорт повысился, увеличились скорости, но с чего все начиналось, как путешествовали достопочтенные вельможи, а как переселенцы, как устроен паровоз, как он менялся с течением времени, какие существовали удобства в вагоне 100 лет назад, это и еще многое можно узнать, посетив Музей железных дорог России.

Скажу сразу, это невероятно интересный музей, я в него влюбилась, за реализованный в нем подход к экспозициям, за новаторские решения, за будущие проекты, которые на очереди к реализации, за атмосферу, за наполненность, а главное, за возможность все пощупать, которой очень не достает некоторым музеям.


Рабочий переезд. Если подойти поближе к рельсам, можно почувствовать поток воздуха, от проходящего мимо поезда

Очень интересно задействованы предметы. В двух чемоданах, поставленных друг напротив друга мы можем наблюдать беседу носильщика прошлого века и нынешнего. Тут у нас предок


Музей открылся сравнительно недавно в октябре 2017 года, но, в тоже время, он является одним из самых крупных железнодорожных музеев мира. Состоит из двух зданий: старого депо и нового, которые соединены друг с другом стеклянной галереей, так же есть обширная территория под открытым небом.

Экспозицию можно посетить, как с экскурсией, так и самостоятельно, желательно посвятить этому целый день, потому что очень много всего интересного.

Что касается интерактивности музея, то тут все на высоте: у каждого экспоната есть мультимедийный экран со справкой, так же есть несколько квест-маршрутов, которые помогут более глубоко погрузиться в ту или иную тему, можно даже попробовать себя в качестве машиниста тепловоза. А если, за время блуждания, у вас сядет телефон, то его можно спокойно подзарядить в специально оборудованных местах, коих тут очень много.


Экран с информацией можно продвигать вдоль макета, чтобы узнать все детали, которые видишь перед собой



Музей наполнен с виду непримечательными гипсовыми фигурами, которые оживают на интерактивных экранах, показывая жизнь и образы людей того времени, можно услышать диалоги и рассказы о работе на железной дороге от самих персонажей. Самое интересное, что, сравнивая гипсовый макет и видео версию замечаешь портретное сходство. Для изготовления этих фигур использовались реальные люди, что позволяет ощутить большую вовлеченность.

А вот интересный факт о том, как происходил процесс создания этих инсталляций. А он был довольно непрост. Сначала модель, облаченную в определенный костюм, соответствующий сюжету, заливали гипсом, причем поверх одежды, так человек должен был стоять до тех пор, пока гипс не схватится, а это, на секундочку, больше пары часов. И ладно бы, когда это была простая поза, а если на полусогнутых или еще что посложнее. Но модели стойкие, все терпели. Так же снимали слепки с лица, а если гипс приходилось накладывать на открытые участки тела, то его потом сдирали с волосяным покровом. Так один мужской персонаж, не знал этих тонкостей и ему сделали эпиляцию груди за одно. После заливки гипсом, само собой костюм приходил в негодность, а нужно было еще снимать оживляющий ролик, поэтому изначально шили два идентичных платья. Такая вот технология.





В музее есть два больших мультимедийных сканера, которые показывают поезд в разрезе. На одном можно увидеть жизнь дипломатического вагона, на втором внутренности тепловоза. Причем сначала сканер проезжает довольно быстро, показывая подноготную, потом с задержками, показывая более детальное устройство. Работают они раз в 10-20 минут, на табло сканера можно увидеть, сколько времени осталось до следующего прогона.



Кстати есть и настоящий поезд, который умудрились разрезать, чтобы наглядно показать, как внутри все устроено. Для удобства восприятия, разные системы выкрасили в свои цвета. Интересно то, что поезд доехал в таком виде до выставки в Москве и обратно, естественно не своим ходом, а с помощью буксира.


В музее есть несколько открытых для посещения вагонов: вагон 3 класса, почтовый вагон, планируются к ближайшему открытию вагон для переселенцев. Постоянно идет реставрация и подготовка экспонатов, так что, с каждым визитом там можно будет найти что-то новенькое. Занятный факт, в вагонах третьего класса того времени были туалеты, не то что в нынешних электричках. Так же там была оборудована система отопления от паровых котлов, чего не было в вагонах для переселенцев, где все отапливалось обычной буржуйкой. Вагоны для переселенцев очень напомнили мне наш плацкарт, только третья полка там тоже использовалась, очень спартанские условия там были. Так же я узнала, что тамбур в вагонах, по большей части русское изобретение, чтобы сохранить тепло, в Европе, в основном, были приняты вагоны каретного типа.




Резюмируя, могу сказать, что это пока лучший наш музей, в котором я побывала, хочется вернуться и пройти пару квестов, сводить туда племянников, затащить всех знакомых.


Я посетил музей в режиме пресс-визита организованного Сергеем (огромное спасибо ему за это)
у него и лучше прочитать про этот визит, он очень обстоятельно и системно сделал обзор - "Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала". Ещё рекомендую прочитать посты [Bad username: varlamov.ru] "Музей РЖД: самые интересные экспонаты" и Сергея Бабушкина babs71 про архитектурные особенности нового музея.


Важно отметить. что в посте Ильи можно прочитать про некоторые вещи, которые мы не видели (и соответственно Сергей не упоминает их в своём рассказе) - например, "сканер" тепловоза или про детскую зону. Ровно как и наоборот, кое о чём Илья не пишет. Это говорит о том, насколько разнообразная, но пока нестабильная экспозиция. Из-за поломок связанных с большим потоком посетителей многие вещи выходят из строя. Это нужно учитывать и приспосабливать под реалии. Сейчас проходит тестирование музея. Всё это тоже потребует времени для переделки и эта ещё одна причина из-за которой не факт, что к августу всё успеют доделать.



"Круг времени" как раз и был сломан и не работал во время нашего визита.



Очень много табличек "Экспонаты руками не трогать", такое впечатление, что они телепортировались сюда с какого-то советского музея. ЖК-панель вмонтированная в ящик из другого поколения музейного дела.

По-этому критиковать сейчас музей не видится большого смысла. Дуракам полработы не показывают. Те кто придумал и реализовал такую экспозиция настолько круты в своих компетенциях, что если и сделано что-то не так (или не сделано), то это было сделано в силу каких-то причин осознанно, а не потому что "подкачали" эти самые компетенции. Тем не менее пару замечания я озвучу.


Большая и очень наглядная секция про возникновение железных дорог и развитие их в нашей стране.

1. Это ресторанная зона. Невероятно, но здесь нет фудкорта или нечто подобного. Вместо этого небольшое кафе, место для которого кажется выделили по остаточному принципу - "Вон там вдоль стеночки давайте общепит приткнём. Вдоль стеночки, узко будет, не удобно. Вот, и отлично - вагон имитируйте - они же узкие и длинные, как раз!". Ну, во-первых если и имитировать (и это правильный подход!), то скорее ресторан на вокзале. Во-вторых даже если и вагон, то не так банально как сейчас. Фантазии хватило только на подвесной потолок в виде ската крыши. А где оригинальная мебель (вагонная), где титан, подстаканники, окна над столиками. При той крутой интерактивности, что есть в музее, можно было даже ожидать, что и окна будут интерактивными - проекция будет имитировать бег поезда. Справедливости ради скажу, что кофе здесь вкусный, а круассаны свежайшие.



Антисталлинисты скрывали от нас, что в каждой теплушке помимо буржуйки и нар были и большие ЖК-панели. Но так как Сталин был тираном, то показывались по ним только пропагандистские передачи и фильмы (а других и не было!)


Уже сейчас проводятся в музее специальные детские экскурсии. На снимке экскурсовод объясняет ребятам, кто такой "тормозной кондуктор", напевая песню "Постой, паровоз".

2. Сувенирный магазин - Это вообще "провал и позорище". Похоже, что при его проектировании, расположении и создании сувениров был учтён весь мировой опыт и сделано всё наоборот. Сейчас это скорее маловостребованный (при том гигантском потоке людей!) магазин дорогих и странных РЖД-сувениров, а так же игрушечных железных дорог.



Пожалуй, самый крутой экспонат нового ЖД музея - препарированный паровоз серии Эр 791-81. И очень "говорящий" пример всего музея и ситуации вокруг него. Этот экземпляр можно осмотреть со всех сторон в т.ч. сверху и снизу, изнутри. Скоро будет в виде проекции ещё и показываться как устроен паровоз, какие в нем протекают динамические процессы.

3. Санитарная зона. Сразу после входа, напротив гардероба находится туалет, отгадайте на сколько мест? На ДВА! Одно "Ж", второе "М". Да, далее в музее будет ещё туалет. Но, учитывая гигантский размер музея и количество посетителей этот как-то мягко говоря маловато.


Я вам даже больше скажу - сопоставляя размер гардероба, туалета, кафе, сувенирного магазина можно прийти к выводу, что организаторы никак не рассчитывали на большой поток посетителей. Они рассчитывали, что людей будет раз в 100 меньше. Возможно, в прежнем музее так и было и здесь несмотря на уникальные технологии придёт ненамного больше народу, думали они.



Очень обширная уличная экспозиция. Пока в ней есть тупики, но когда заработает музей в полную силу путь осмотра должен стать более удобным.


В любом случае нас всех и россиян и петербуржцев в особенности можно поздравить. У нас появился технический музей мирового уровня, приезжать в Питер и Россию с любой точки мира стоит только ради посещения его. Это именно мирового уровня музей, никак не меньше.

Читайте также: