Создал самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению

Обновлено: 05.07.2024

Римская история насчитывает более тысячи лет и включает в себя историю города Рима от его основания (753 г. до н. э.) до разрушения созданной им империи (476 г. н. э.).

История медицины древнего Рима, как и его история, делится на три периода:

- царский период (VIII-VI вв. до н. э.): завершился переход от первобытно-общинного общества к классовому строю, появилось государство с присущими ему институтами и возникло рабство; на территории древней Италии существуют самостоятельные города-государства, в числе которых и Рим;

- период республики (510-31 гг. до н. э.): город Рим подчинил себе территории древней Италии и начал захватнические войны за пределами Апеннинского полуострова;

- период империи (31 г. до н. э. – 476 г. н. э.): время максимального территориального расширения и расцвета Римской империи, а затем еë кризиса и распада.

Источниками информации по истории медицины древнего Рима являются: письменные (труды учëных, врачей и философов древности) и вещественные (материальные) источники.

Медицина древнего Рима была тесно связана с медициной древней Греции, однако она имела свои особенности. Культ Эскулапа (заимствованный римлянами греческий бог врачевания Асклепий) и лечение при его храмах вошли в обычай римлян на многие века.

Медицину изучали в специальных школах, которые были учреждены в Риме и других городах империи. Анатомия преподавалась на животных, иногда на больных и раненых. Практическую медицину изучали у постели больного. Права и обязанности учащихся медицинских школ определялись строгими законами. Например, всë своë время они должны были отдавать изучению медицины, более того, им запрещалось участвовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства. Также в Римской империи наряду с государственными учебными заведениями существовали частные медицинские школы.

В древнем Риме огромное внимание уделялось соблюдению правил личной гигиены, что обусловлено, прежде всего, жарким климатом и большой скученностью населения городов. Это требовало частого мытья для поддержания чистоты тела, и римляне повсеместно строили бани, или термы (греч. thermae – горячие бани). Первые термы были построены в городе Риме в III в. до н. э. У римлян термы пользовались большой популярностью. Бани считались одним из действенных средств врачевания при лечении многих заболеваний. Термы были не только гигиеническими, но являлись также культурными и общественными центрами: при них располагались библиотеки, залы для собраний и пиров.

Древний Рим внëс существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требовала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех войсковых подразделениях и во всех родах войск. В военных лагерях устраивались военные учреждения (госпитали) для раненых и больных – валетудинарии (лат. valetudinarium). Штат валетудинариев включал врачей, экономов, инструментарщиков и младший обслуживающий персонал. Инструментарщики заведовали инструментами, лекарствами и перевязочным материалом. Младший персонал осуществлял уход за больными и ранеными воинами.

Асклепиад рассматривал болезнь как результат застоя твëрдых частиц в порах и канальцах тела и расстройства движения соков и пневмы, объединив таким образом гуморальное и солидарное представления о причинах болезней. Согласно этим воззрениям, большое значение придавалось правильному потоотделению и дыханию кожных покровов, следовательно, и лечение было направлено на восстановление нарушенных функций. Оно включало простые и естественные мероприятия: соблюдение диеты и чистоты кожи, водолечение и массаж, ванны и движения в самых различных вариантах (ходьбу, бег, езду верхом, в экипаже, на лодке, корабле и т. д.). Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально, при этом медикаменты назначались крайне редко. Асклепиад был твëрдо убеждëн: человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Считается, что Асклепиад ввëл в медицину трахеотомию.

Высшая ступень развития медицины античности связана с именем выдающегося древнеримского врача Галена (лат. Galenos, 129 – 199 гг.), по происхождению грека, родившегося в городе Пергаме. С 17 лет он начал изучать медицину в своëм родном городе, затем в Смирне, Коринфе, Афинах и Александрии. Гален много путешествовал, затем, вернувшись в Пергам, в течение ряда лет работает в должности врача-архиатра в школе гладиаторов. Позже он переезжает в столицу римской империи, где прославился своими лекциями по анатомии и успешной врачебной практикой. С 169 г. Гален стал придворным архиатром (лейб-медиком) римских императоров.

Естественно-научное мировоззрение Галена наиболее ярко проявилось в его обширной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии. К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов. Поэтому свои анатомические исследования он проводил на обезьянах, свиньях, собаках, иногда на слонах и львах. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, Гален переносил в анатомию человека. Отсюда – многочисленные анатомические ошибки, исправленные лишь в эпоху Возрождения Андреасом Везалием (лат. Vesalius, Andreas, 1514 – 1564 гг.).

Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь из двенадцати пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. При исследовании чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения он использовал поперечные и продольные сечения спинного мозга.

Гален, как и большинство врачей древности, признавал гуморальное учение о болезни. Его физиология, патология и фармакотерапия основываются на представлениях о четырëх главных соках организма: крови, слизи, жëлтой и чëрной желчи.

Гален широко занимался лечебной практикой и был опытным врачом. Анатомию считал фундаментом хирургии.

В средине века или эпоху феодализма, католическая церковь и схоластика использовали идеализм учения Галена и связали его с богословием. Так возник галенизм – искажëнное, одностороннее понимание учения Галена. В таком искажëнном виде научное наследие Галена стало знаменем схоластической медицины и в течение многих веков оказывало негативное влияние на развитие науки. Опровержение галенизма, исправление ошибок и восстановление истинного содержания учения Галена потребовали героических усилий от многих учëных и врачей мира в течение столетий.

Вклад Галена в развитие мировой медицины трудно переоценить. В истории науки Гален был и остаëтся основоположником экспериментальной анатомии и физиологии, выдающимся терапевтом, хирургом и фармацевтом. Его имя может быть поставлено рядом с именами Гиппократа и Авиценны.

Таким образом, медицина античности – древней Греции и древнего Рима, вобрав в себя достижения восточной медицины, достигла наиболее высокого развития и оказала огромное влияние на последующее развитие медицины в Западной Европе.

Часть 1. Первобытное общество

В наши дни, когда во всем мире на первый план выходит приоритет общечеловеческих ценностей, подготовка врачей во всех странах мира немыслима без широкого гуманитарного образования и развития исторического мышления, без плодотворного научного сотрудничества между народами различных государств.

Преподавание всемирной истории медицины закладывает основы этих понятий, вводит студентов в мир их будущей профессии, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Медицина как область человеческой деятельности и культуры по сути своей глубоко интернациональна: все народы мира в большей или меньшей степени внесли и продолжают вносить свой вклад в ее развитие, в становление современной медицины и международного сотрудничества в области здравоохранения. История медицины – яркое свидетельство все возрастающего единства развивающегося человеческого общества. Ее изучение неизбежно приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения, а в итоге – к осознанию собственной ответственности за судьбы нашей планеты, к поискам путей и средств их решения.

Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой, составной частью которой она является.

Преподавание на кафедре (курсе) истории медицины призвано раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара, познакомить студентов с историей врачебной этики в различных странах мира.

В наши дни, когда любая студенческая аудитория является многонациональной, а культура народов земного шара все чаще ощущается как единое целое – как достояние всего человечества, преподавание истории медицины не может ограничиваться рамками одной страны или одного народа в отрыве от всемирной истории культуры и медицины. В связи с этим данный учебник имеет три принципиальных отличия от предыдущих:

– в его основу положена новая периодизация всемирной истории медицины, разработанная автором в 1987 г. (схемы 1 и 2) и основанная на принятой в современной исторической науке периодизации и хронологии всемирной истории (табл. 1);

– история отечественной медицины излагается в контексте всемирной, что, во-первых, соответствует концепции исторического развития медицины как единого всемирно-исторического процесса, а во-вторых, позволяет продемонстрировать достижения отечественной медицины как составной части всемирной истории и культуры;

– история медицины излагается в связи с новейшими достижениями других наук (всемирной истории, археологии, палеопатологии, этнографии идо.).

Учебник содержит 160 иллюстраций, которые позволяют студентам лучше усвоить учебный материал и в то же время знакомят их с культурным наследием человечества – экспозициями музеев и фондами библиотек, произведениями живописи, ваяния и зодчества, имеющими непосредственное отношение к истории медицины.

Автор сердечно благодарит:

– рецензентов учебника П. Е. Заблудовского и В. В. Куприянова, плодотворное влияние которых на этот труд ощущалось в течение многих лет;

– коллег-специалистов в области истории науки и смежных дисциплин, которые приняли участие в обсуждении материалов рукописи и способствовали ее совершенствованию: К. Я. Арона, А. В. Белолапоткову, Д. Д. Бенедиктова, А. А. Вигасина, F. Guerra (Мадрид), А. А. Грандо, Э. Д. Грибанова, B. И. Гуляева, О. В. Гринину, Е. И. Данилишину, В. Г. Джангиряна, И. М. Дьяконова, Н. С. Елманову, X. И. Идельчик, А. А. Искендерова, А. И. Кардаш, В. Г. Кацуру, J. Kollesch (Берлин), М. В. Коркину, М. С. Лебедькову, Ю. П. Лисицина, Г. Л. Микиртичан, Т. А. Михайловскую, R. Nabielek (Берлин), C. В. Нечаева, G. E. Pentogalos (Фессалоники), Л. В. Пономаренко, П. И. Пучкова, Т. Н. Савельеву, Т. В. Степугину, В. А. Фролова, G. Harig (Берлин), О. Е. Чернецкого, С. А. Чеснокову, P. Schneck (Берлин), Ю. Ф. Шульца, В. А. Якобсона; – а также Т. А. Бажан, Э. Г. Базарона, Л. Г. Зарубинскую, В. И. Исхакова, Б. П. Крыштопу, М. К. Кузьмина, И. В. Лебедеву, Г. И. Мендрину, М. Я. Поддужную, Е. П. Попушоя, Л. Г. Розенфельд, Г. Н. Троянского, Н. А. Фролову, М. С. Шенгелия, учебно-методические публикации которых были использованы в работе над рукописью.

В медицине Древнего Рима имелось два направления: материалистический и идеалистический.

Мировоззрение древних римлян в значительной степени испытывало влияние древнегреческий философии. Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами-материалистами Левкиппом, Демокритом и Эпикурои, вошло в философию древнего Рима и нашло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма – поэта Тита Лукреция Кара. Его поэма “De retum natura” в шести книгах явилась энциклопедией того времени и отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, психологии и истории.

“Ею восхищались Цицерон и Вергилий, на нее раздраженно набрасывались отцы церкви, справедливо подозревая в Лукреции страшную для себя опасность. Эта поэма определила многие черты мировоззрения Ньютона и Ломоносова, приводила в восторг Герцена, глубоко интересовала молодого Маркса…” – писал в 1947 г. в предисловии к русскому изданию поэмы С. И. Вавилов.

В поэме “О природе вещей” Лукреций подходит к вопросам медицины и естествознания с точки зрения атомистического учения. В популярной форме он говорит о сложном строении живых организмов из мельчайших движущихся частиц – атомов, высказывает мысль о постепенном развитии растительного и животного мира, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы. В шестой книге поэмы Лукреций излагает общие положения о заразных болезнях, разбирая причины их возникновения:

Ну, а теперь, отчего происходят болезни, откуда Может внезапно прийти и повеять поветрием смертным Мора нежданного мощь, и людей и стада поражая, Как указал я уже, из которых одни животворны, Но и немало таких, что приводят к болезни и смерти, К нам долетая. Когда они вместе сойдутся случайно И небеса возмутят, зараженным становится воздух. Весь этот гибельный мор. Все повальные эти болезни Или приходят извне и, подобно туманам и тучам,
Сверху чрез небо идут, иль из самой земли возникают, Вместе сбираясь, когда загнивает промокшая почва… Новая эта беда иль зараза, явившись внезапно, Может иль на воду пасть, иль на самых хлебах оседает, Или на пище другой для людей и на пастьбах скотины, Иль продолжает висеть, оставаясь в воздухе самом; Мы же, вдыхая в себя этот гибельно смешанный воздух, Необходимо должны вдохнуть и болезнь и заразу.

Говоря о “гибельно смешанном воздухе”, который при вдыхании несет в организм человека семена “болезни и смерти”, Лукреций дает представление о миазматической концепции возникновения болезни (последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая внимание на возможность распространение заразы через воду, пищу и другие предметы, он намечает первые, пока еще неясные контуры контагиозной концепции передачи заразного начала. Она найдет свое дальнейшее, весьма глубокое развитие в трудах выдающегося итальянского ученого эпохи возрождения – Джироламо Фракасторо, и в частности в его трактате “О контагии, контагиозных болезнях и лечении”.

Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на Аслепиада из Вифинии – видного римского врача, грека по рождению. Развитие материалистического направления в медицине Древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. Успеху и славе Асклепида способствовало его простое и согласное с природой правило “Tuto, celeriter et incunde curare” (лечить безопасно, быстро и приятно). Такая система выгодно отличалась от методов врачевания “живодера” Архагата, греческого врача предыдущего столетия.

По представлениям Асклепиада, болезнь являлась результатом “застоя частиц” в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы. Согласно этим воззрениям большое значение имели правильные потоотделение и дыхание кожных покровов. Поэтому лечение Асклепиада было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдение чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошадях, путешествовать в кибитке и на корабле – словом, находиться в постоянном движении. Парализованных, он советовал носить на коврах и раскачивать. Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально. Медикаменты назначались крайне редко.

Асклепиад был твердо убежден, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Сам он был первым примером этому, потому что никогда не болел и умер в глубокой старости в результате несчастного случая.

Система Асклепида оказала большое влияние на дальнейшее развитие древнеримской медицины.

Систематическое описание лекарственных средств, известных со времен императоров Клавдия и Нерона, дал римский врач, родом из Киликии – Диоскорид. Его трактат “De materia medica” (О лекарственных средствах), первоначально составленный на греческом языке и известный в Европе в арабском переводе, вплоть до XVI в. пользовался широким признанием и сыграл значительную роль в разработке растений.

Из методической школы, основанной Асклепидом, вышел один из выдающихся представителей медицины Древнего мира – Соран из Эфеса. Он составил самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням раннего детского возраста. Соран учился в Александрии и, по всей вероятности, испытал большое влияние известного в этой области медицины врача александрийской школы Адриана.

Соран описал операцию эмбриотомии, приемы предупреждения разрыва промежности при родах, перевязку пуповины, поворот плода на ножку и головку, разнообразные приемы исследования: простукивание, прощупывание, выслушивание звуков в области расположения плода, исследование пульса, мокроты, мочи.

В процессе родовспоможения он старался максимально отойти от грубых и насильственных приемов, уделял большое внимание лечению женских болезней и уходу за детьми в раннем возрасте: диетике младенцев, правилам кормления и ухода.

В последующие эпохи сочинения Сорана из Эфеса получили широкое распространение в странах Европы и вплоть до XVIII в. считались основным источником знаний по родовспоможению, гинекологии, гинекологии и лечению болезней раннего детского возраста.

Обширную информацию о римской медицине до Галена дает энциклопедический труд Авла Корнелия Цельса, родившегося на рубеже I в. до н. э. Будучи широко образованным человеком и богатым рабовладельцем, он привлек большой штат переводчиков и создал обширный энциклопедический свод, в который входило более 20 книг по различным отраслям знаний: философии, риторике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу. Значительная часть этого выдающегося труда погибла. До нас дошли только книги VI – XIII под общим названием “De medicina”. В них изложены известные в то время знания по диетике, гигиене, патологии, терапии и хирургии.

При создании своего многотомного руководства Цельс подробно проанализировал и обобщил многочисленные труды греческих, александрийских и индийских врачей. Так, приведенное им описание четырех признаков воспаления (покраснение, припухлость, боль, жар), по всей вероятности, заимствовано из древнеиндийских рукописей. Благодаря Цельсу мы знаем о работах выдающихся врачей Древнего мира, сочинения которых не сохранились.

Особое место Цельс уделил хирургии. Без его энциклопедического свода наши знания о деятельности хирургов александрийской школы были бы значительно беднее. Цельс сам занимался врачебной практикой: он лечил рабов, считая их лечение более выгодным, чем потеря обученного и знающего свое дело специалиста.

Трактат Цельса внес существенный вклад в развитие научной медицинской терминологии. Язык его сочинений – классический. По мнению Плиния Старшего, это – золотая латынь в отличие от варварской латыни средних веков.

Плиний Старший – видный представитель энциклопедического направления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Из многочисленных трудов Плиния сохранились лишь “Historia naturalis” (Естественная история) в 37 книгах. В ней обобщены знания того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, минералогии. Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII – XXVII его труда. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII – XXXII.

Наряду со строго научными знаниями Плиний изложил и представления парадосографов и даже народные поверья. Это соответствует традиции книжного энциклопедического знания, характерного для поздней античности. Так, в книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы: о рождениях двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков по наследству в “четвертом колене”. Плиний пересказал также суеверия и предрассудки того времени: описал птицу-феникс и гиппокентавра, которого, как он утверждает, видел сам в бальзамированном виде.

Книжное энциклопедическое знание, широко распространенное в Римской империи в I – II вв. н. э., постепенно уступило место компилярным трудам. Это свидетельствует о снижении уровня научных знаний и постепенном нарастании теологической направленности.

3) период империи (31 г. до н.э.- 476 г. н.э.) -время расцвета, а затем и кризиса рабовладельческой формации в регионе Средиземноморья, находившемся под властью Рима.

Развитие врачевания и медицинских знаний в каждый из этих периодов имеет свои характерные особенности и существенные отличия.

Царский период (VIII-VI вв. до н. э.)

Временем основания г. Рима считается 753 г. до н.э., нокак город-государство Рим сложился в VI в. до н.э. Предание сохранило имена семи царей, из которых три последние происходили из этрусской династии Тарквиниев.

Культура этрусков оказала значительное влияние на культуру римлян: письменность, римские цифры, одеяние, навыки градостроительства, обычаи и религиозные верования. При царе Тарквинии Древнем (VI в. до н. э.) в городе началось осушение болотистых районов посредством каналов, была устроена сточная система и сооружена Cloacamaxima (которая действует и поныне).

Период республики (к. VI в. до н. э.- 31 г. до н. э.)

Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории древнего Рима считается 510 г. до н. э.- год восстания римлян, свержения этрусского царя Тарквиния Гордого и утверждения республики.

В области медицины этот период знаменуют: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалистического направления в медицине.

В период ранней республики в г. Риме началось сооружение акведуков, терм (III в. до н. э. Марк Агриппа).

Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств и при лечении некоторых болезней без нее не обходились.Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами.

Вплоть до II в. до н.э. в Риме отсутствовали врачеватели-профессионалы. Первыми врачами были рабы из числа военнопленных, главным образом греков. Высокий культурный и профессиональный уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки.

В конце III - начале II в. до н.э. в столице Римской республики стали проявляться свободные врачи греческого происхождения. Первым свободным греческим врачом в г. Риме считается пелопоннесецАрхагат. После указа Юлия Цезаря, который в 46 г. до н.э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам - выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций государства, так и местным жителям, обучавшимся медицине.

Государственных (гражданских) больниц в древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом.

В то же время в рабовладельческих поместьях устраивались специальные валетудинарии для рабов, которые обслуживались рабами-медиками.

Период империи (31 г. до н.э.- 476 г. н.э.)

Римская наука этого периода в целом сохраняла эмпирически-описательный характер и свойственный ей практицизм.

Развитие медицинского дела в период империи явилось одним из проявлений римского практицизма и наиболее ярко выразилось в становлении военной медицины.

В римской армии была сформирована самая настоящая медицинская служба, в ней появились специально обученные и оснащенные люди: младший медицинский персонал (капсиарии),эвакуационные мероприятия начинались только после завершения битвы, разворачивался валетудинарий по одному на каждые 3-4 легиона (обслуживавший персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала). К концу I в. во всех подразделениях римской армии были профессиональные военные врачи, medici. Первый документально зафиксированный военврач - Диоскорид, военный хирург армии Нерона.На флоте также были свои военврачи, по одному на каждом корабле.Кроме того, каждый римский воин должен был носить при себе прообраз индивидуального перевязочного пакета, для оказания само- и взаимопомощи.

Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей - архиатров (по 5-10 врачей в зависимости от количества населения), которые объединялись в коллегии. Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофон (I в. н. э.) - личный врач императора Клавдия. Объединенные в коллегию, архиатры находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые строго следили за их выборами и назначением. Процедура выборов напоминала строгий экзамен. Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах, цирках и т. д. Они имели постоянное жалование, но могли заниматься и частной практикой. В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в гг. Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других. Анатомия преподавалась на животных, а иногда - на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного. Наряду с государственными врачебными школами в Римской империи появилось небольшое число частных школ по подготовке врачей.

С временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Привилегии привлекали в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате - к узкой специализации.

Наиболее яркимиисточниками являются:

О развитии хирургии в период империи свидетельствуют наборы хирургических инструментов, найденные при раскопках древних городов. В наборы входили пинцеты, щипцы, захваты, ложки, рано расширители, пилы для костей, хирургические ножи и иглы, катетеры, акушерские зеркала и другие инструменты, использовавшиеся в хирургии и акушерско-гинекологической практике.

Гален

Галена с полным на то основанием можно назвать создателем этиологии как науки, поскольку он систематизировал учение о причинах болезней своего времени.

Гален разделял болезни на внешние и внутренние, их причины - на причины непосредственного и отдаленного действия. Он показал, что анатомия и физиология - основа научной диагностики, лечения и профилактики. Впервые в истории медицины ввел в практику эксперимент, много писал о функциях отдельных органов. Он описал многие подробности строения человеческого тела, дал названия некоторым костям, суставам и мускулам, сохранившиеся в медицине до настоящего времени. Ввел в медицину вивисекцию, эксперименты на животных, впервые разработал методику вскрытия мозга. Опыты производились на свиньях, коровах и др.

Гален одним из первых экспериментально установил отсутствие боли при рассечении мозгового вещества.

Он изучал вены головного мозга и подробно описал носящую его имя нижнюю полую вену. Гален внес вклад в описание нервной системы человека, он указал на зрительный нерв и установил, что нерв этот переходит в сетчатку глаза. Органами души Гален считал мозг, сердце и печень. Каждому из них приписывалась одна из психических функций соответственно разделению частей души, предложенному Платоном: печень - носитель вожделений, сердце - гнева и мужества, мозг - разума.

Дальнейшее развитие получило у Галена учение о темпераментах, которое базировалось на гуморальной концепции.

Отводит Гален место и практической медицине. В его трудах нашли место болезни большого числа органов человеческого тела; подробно описаны глазные болезни; даны ряд практических советов по лечебной гимнастике и рекомендации, как надо прикладывать компрессы, ставить пиявки, оперировать раны. Он лечил людей электричеством, пользуясь живыми электростанциями обитателей морских глубин - рыб. Лечение мигрени, по Галену, заключалось в закапывании в нос сока дымянки с маслом и уксусом. Приводит Гален и целый ряд рецептов на порошки, мази, настойки, вытяжки и пилюли.

Со II в. н.э. территория Римской империи начала сокращаться под натиском соседних государств и племен. В 395 г. после смерти императора Феодосия некогда могущественная империя разделилась на две части: Западную Римскую империю, которая пала в 476 г., и Восточную Римскую империю, которая существовала до 1453 г. Падение рабовладельческой системы Западного Средиземноморья означало начало нового периода истории человечества - средних веков и характерного для них нового общественного устройства - феодализма.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.

1. Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира.

2. Источники по изучению истории врачевания в древних цивилизациях.

3. Два направления врачевания получивших развитие в Вавилонии и Ассирии, их характеристика.

4. Периоды истории врачевания Древнего Египта.

5. Основные источники по изучению истории врачевания в Древнем Египте. Их характеристика, содержание и значимость для изучения истории врачевания.

6. Характерные черты развития врачевания Древнего Египта.

7. Периоды в истории врачевания Древней Индии.

8. Характерные черты развития врачевания в ведийский и классические периоды древнеиндийской истории.

9. Основные философские концепции, явившиеся основой развития традиций врачевания в обществах Древней Индии и Древнего Китая.

10. Основные периоды в истории врачевания Древнего Китая.

11. Основные источники по истории врачевания Древнего Китая.

12. Характеристика основ традиционной китайской медицины.

13. Источники информации о врачевании и медицине в Древней Греции.

14. Храмовое врачевание в Древней Греции. Асклепейоны.

15. Врачебные школы Древней Греции.

17. Хирургия и анатомияв эпоху эллинизма.

18. Периодизация истории и медицины в Древнем Риме.

19. Источники информации о развитии медицины в Древнем Риме.

20. Медицинское дело в городах и провинциях в Древнем Риме.

21. Становление военной медицины.

22. Вклад Галена в развитие анатомии, физиологии, фармакотерапии.

Список литературы

1. Бородулин Ф.Г. История медицины. Избранные лекции. - М.: Медицина, 1961. – 252 с.

2. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

3. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Материалы к курсу истории медицины: Ч 1. Период до 1917 г. - М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1969. – 400 с.

4. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: Учеб.пособие: Ч. 2. Медицина в СССР. - М.: Изд. ЦОЛИУВ, 1971. – 90 с.

5. Заблудовский П.Е., Крючок Р.Р., Кузьмин М.К. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

6. История медицины: Материалы к курсу истории медицины / Под ред. Б.Д. Петрова. - М.: Медицина, 1954. - 282 с.

7. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. – М., 1978. – 197 с.

8. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.

9. Медицинский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина. – М.: Оникс XXI век, 2002. – 704 с.

10. Мирский Б. М. История медицины в России в ХVI-ХIХ вв. – М.: РОССПЭН, 1996. - 400 с.

11. Мультановский М.П. История медицины: Учебник. - М.: Медицина, 1967. – 348 с.

13. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. В 2-х т. – М.: Изд-во РУДН, 1992. – 386 с.

15. Хрестоматия по истории медицины / Сост, Э.Д. Грибанов. Под ред. и с примеч. П.Е. Заблудовского. – М.: Медицина, 1968. – 359 с.

39. Основные достижения древнеримской медицины.

Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера является Законы Двенадцати таблиц. Начертанные на медных таблицах, они были вывешены на колоннах перед Римским сенатом. Их краткость и простота и по сей день восхищают юристов.Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на выборных чиновников – эдилов, которые следили за общественным строительством, городским благоустройством и организацией народных зрелищ.Для стока нечистот в столице империи г. Риме начиная с VI в. до н. э. Стали сооружать многочисленные каналы – клоаки. Подземные источники и небольшие речки не могли обеспечить водой всех жителей столицы, и поэтому с IV в. до н. э. В г. Риме началось сооружение акведуков – каменных арочных мостов и подземных труб для подачи воды из горных источников.

Широкое распространение римской империи получили термы. Их развалины находят в Азии и Африке, во Франции и Англии, в столице Риме и небольшом городке Помпеях.Первые термы в столице – г. Риме – были построены в III в. до н. э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование населению города. Многие богатые римляне, желая завоевать популярность среди сограждан, дарили им право на вечные времена бесплатно пользоваться построенными при них банями. Для их содержания они выделяли специальные поместья. Римские термы были не только гигиеническими сооружениями – они являлись также общественными и культурными центрами. При них располагались библиотеки, залы для пиров и собраний, где часами дискутировали философы.

В древней Италии вплоть до II в. до н. э. обходились без врачей профессионалов. Лечили дома народными средствами: травами, кореньями и плодами, настоями и отварами, часто совмещая это все с магией и наговорами.Первыми врачами здесь были рабы из числа рабов из Греции, Малой Азии, Египта. Каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачем. Раб лечил семью своего хозяина и его родственников.Высокий культурный уровень раба-врача постепенно поднимала его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-врачей стали отпускать на свободные заработки.Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего владельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов.

В конце III – начале II в. до н. э. в столице Римской империи стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первым греческим врачом в городе Риме считается пелопоннесецАрхагат.

Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требовала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех родах войск. После битвы раненых отвозили в ближайший город или в военный лагерь, где устраивались военные учреждения для больных, по одному на каждые 3-4 легиона. Обслуживающий персонал этих учреждений состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами и перевязочными материалами. Младший персонал, главным образом из рабов, использовался для ухода за больными.

Наряду с военной медициной развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти учредили оплачиваемые должности врачей – архиатров. В городах архиатры объединялись в коллегию и находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые следили за их выборами и назначениями. Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах и цирках. Выдающийся врач древности Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме.Архиатры имели постоянное жалование, но им разрешалась и частная практика.

Говоря о “гибельно смешанном воздухе”, который при вдыхании несет в организм человека семена “болезни и смерти”, Лукреций дает представление о миазматической концепции возникновения болезни (последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая внимание на возможность распространение заразы через воду, пищу и другие предметы, он намечает первые, пока еще неясные контуры контагиозной концепции передачи заразного начала. Она найдет свое дальнейшее, весьма глубокое развитие в трудах выдающегося итальянского ученого эпохи возрождения – Джироламо Фракасторо, и в частности в его трактате “О контагии, контагиозных болезнях и лечении”.Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на Аслепиада из Вифинии – видного римского врача, грека по рождению. Развитие материалистического направления в медицине Древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. Успеху и славе Асклепида способствовало его простое и согласное с природой правило “Tuto, celeriteretincundecurare” (лечить безопасно, быстро и приятно). Такая система выгодно отличалась от методов врачевания “живодера” Архагата, греческого врача предыдущего столетия.По представлениям Асклепиада, болезнь являлась результатом “застоя частиц” в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы. Согласно этим воззрениям большое значение имели правильные потоотделение и дыхание кожных покровов. Поэтому лечение Асклепиада было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдение чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошадях, путешествовать в кибитке и на корабле – словом, находиться в постоянном движении. Парализованных, он советовал носить на коврах и раскачивать. Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально. Медикаменты назначались крайне редко.Асклепиад был твердо убежден, что человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Сам он был первым примером этому, потому что никогда не болел и умер в глубокой старости в результате несчастного случая.Система Асклепида оказала большое влияние на дальнейшее развитие древнеримской медицины.Систематическое описание лекарственных средств, известных со времен императоров Клавдия и Нерона, дал римский врач, родом из Киликии – Диоскорид. Его трактат “Demateriamedica” (О лекарственных средствах), первоначально составленный на греческом языке и известный в Европе в арабском переводе, вплоть до XVI в. пользовался широким признанием и сыграл значительную роль в разработке растений.Из методической школы, основанной Асклепидом, вышел один из выдающихся представителей медицины Древнего мира – Соран из Эфеса. Он составил самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням раннего детского возраста. Соран учился в Александрии и, по всей вероятности, испытал большое влияние известного в этой области медицины врача александрийской школы Адриана.Соран описал операцию эмбриотомии, приемы предупреждения разрыва промежности при родах, перевязку пуповины, поворот плода на ножку и головку, разнообразные приемы исследования: простукивание, прощупывание, выслушивание звуков в области расположения плода, исследование пульса, мокроты, мочи.В процессе родовспоможения он старался максимально отойти от грубых и насильственных приемов, уделял большое внимание лечению женских болезней и уходу за детьми в раннем возрасте: диетике младенцев, правилам кормления и ухода.В последующие эпохи сочинения Сорана из Эфеса получили широкое распространение в странах Европы и вплоть до XVIII в. считались основным источником знаний по родовспоможению, гинекологии, гинекологии и лечению болезней раннего детского возраста.Обширную информацию о римской медицине до Галена дает энциклопедический труд Авла Корнелия Цельса, родившегося на рубеже I в. до н. э. Будучи широко образованным человеком и богатым рабовладельцем, он привлек большой штат переводчиков и создал обширный энциклопедический свод, в который входило более 20 книг по различным отраслям знаний: философии, риторике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу. Значительная часть этого выдающегося труда погибла. До нас дошли только книги VI – XIII под общим названием “Demedicina”. В них изложены известные в то время знания подиетике, гигиене, патологии, терапии и хирургии.При создании своего многотомного руководства Цельс подробно проанализировал и обобщил многочисленные труды греческих, александрийских и индийских врачей. Так, приведенное им описание четырех признаков воспаления (покраснение, припухлость, боль, жар), по всей вероятности, заимствовано из древнеиндийских рукописей. Благодаря Цельсу мы знаем о работах выдающихся врачей Древнего мира, сочинения которых не сохранились.Особое место Цельс уделил хирургии. Без его энциклопедического свода наши знания о деятельности хирургов александрийской школы были бы значительно беднее. Цельс сам занимался врачебной практикой: он лечил рабов, считая их лечение более выгодным, чем потеря обученного и знающего свое дело специалиста.Трактат Цельса внес существенный вклад в развитие научной медицинской терминологии. Язык его сочинений – классический. По мнению Плиния Старшего, это – золотая латынь в отличие от варварской латыни средних веков.Плиний Старший – видный представитель энциклопедического направления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Из многочисленных трудов Плиния сохранились лишь “Historianaturalis” (Естественная история) в 37 книгах. В ней обобщены знания того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, минералогии. Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII – XXVII его труда. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII – XXXII.Наряду со строго научными знаниями Плиний изложил и представления парадосографов и даже народные поверья. Это соответствует традиции книжного энциклопедического знания, характерного для поздней античности. Так, в книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы: о рождениях двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков по наследству в “четвертом колене”. Плиний пересказал также суеверия и предрассудки того времени: описал птицу-феникс и гиппокентавра, которого, как он утверждает, видел сам в бальзамированном виде.Книжное энциклопедическое знание, широко распространенное в Римской империи в I – II вв. н. э., постепенно уступило место компилярным трудам. Это свидетельствует о снижении уровня научных знаний и постепенном нарастании теологической направленности.

Читайте также: