Полтава сочинение битва в разгаре

Обновлено: 10.05.2024

В 1709 г. состоялась историческая битва русского войска со шведской армией под Полтавой. Спустя век в 1828 году этому значимому событию посвятил свое литературное произведение великий русский поэт А.С. Пушкин.

В своей поэме автор описал мужество и стойкость русского войска в тяжелом противостоянии, с одной из лучших на тот момент армий в Европе. Русская армия в то время находилась в стадии реформирования и становления, и сражение со Швецией было серьезной проверкой для неё в этой битве. Поэма раскрывает нам два переплетенных между собой сюжета. Первый это историческое событие – война между Россией и Швецией, а второй сюжет это любовные отношения гетмана Мазепы и молодой девушки Марии. События произведения происходят на Украине и Пушкин в поэме, передает всю красоту этой страны, восхищается великолепием ее природы. По моему мнению, автор попробовал изложить в своем творчестве идею о необходимости объединения двух братских народов – России и Украины.

В произведение описывается личность молодого русского царя Петра Первого и происходит его сравнение с украинским гетманом Мазепой, который оказался в конечном итоге предателем. Петр думает о стране, о том, как сделать ее великим и могущественным государством, а гетман преследует лишь собственные интересы и выгоду. Также автор сопоставляет поведение русского царя Петра с его противником шведским королем Карлом XII. Карл является уверенным в своей победе, он самолюбив, но при этом никогда лично не принимает участие в сражениях, наблюдая за своим войском со стороны. Петр наоборот принимает участие в битвах и своим примером настраивает русских солдат на победу. Он горяч и искренен в своем порыве прославить Россию и не прячется за спиной своих солдат.

Несмотря на то, что поэма посвящена непосредственно Полтавской битве и событиям, происходящим вокруг неё, в ней находится место и для любовной истории. Это история любви, возникшая между девушкой Марией и гетманом украинского войска Мазепой. История любви является очень трагичной, ведь девушке приходится сделать выбор между своим отцом и любимым мужчиной. К тому же поведение Мазепы в этих отношениях выражается в подлости и коварстве. Он играет с чувствами девушки, не рассказывая ей о своих действиях в отношении ее отца.

На мой взгляд, произведение "Полтава" по достоинству не оценили при жизни великого поэта. Объяснить это можно тем, что поэма по своему стилю написания и особого смысла в сюжете, намного опередила современников того времени.

По поэме Полтава

По поэме Полтава

Популярные сочинения

В середине девятнадцатого века ныне известный драматург затеял путешествие по Волге в рамках необычной, этнографической экспедиции. Его путевые заметки, содержащие в себе случаи из жизни

Когда ясная погода интересно смотреть на звёздное небо. Выискивать знакомые созвездия, ждать, а вдруг звезда упадёт, загадать желание. Я всегда загадываю желания, когда звезда падает.

Приступая к анализу Полтавской битвы, следует указать на историческую основу поэмы. В конце XVI века Швеция захватила исконные русские земли на побережье Финского залива. Она отрезала Русское Государство от выхода в Балтийское море, необходимого для экономического и культурного развития страны. Началась длительная война со
Швецией. Вторгшись в пределы России, шведы полагали, что им придется иметь дело только с русской армией, но на защиту родной страны поднялся весь народ, против захватчиков началась народная война.

Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.

27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.

Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.

Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.

Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.

Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки …

Пушкин подчеркивает здесь стремительность боевого удара. Говоря о далеком прошлом, поэт употребляет глаголы настоящего времени, тем самым как бы приближая к нам события; мы живее, ярче представляем их.

Наличие большого количества коротких предложений также дает возможность передать быстроту, силу действий. Следует понаблюдать, как в связи с содержанием у поэта меняется самое звучание стиха: волнуясь, конница летит: Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею. И тяжкой твердостью своею. Ее стремление крепит.

Мощь, величие Петра поэт перелает языковыми средствами. Рисуя его образ, Пушкин употребляет необычные, старинные формы слов, как бы подчеркивая этим, что Пётр — герой, человек необыкновенный.

В звучании самого стиха, в форме предложений используются короткие предложения. В ряде случаев предложение не укладывается, как обычно, в одну стихотворную строчку, а заканчивается в середине следующей строки. Такое построение стиха, сжатость предложений создают впечатление энергии, силы, быстроты движений, напряжённости действия.

Пушки уподоблены диким голодным зверям. Как дикий голодный зверь пожирает свою добычу, так выстрелы из пушек уносят много человеческих жизней. И вновь поэт рисует образ Петра: и в бою и в момент краткой передышки он с войсками, со своим народом. С чем сравнивается здесь Пётр?

И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой…

Далее следим, как рисует поэт появление полководцев перед своими войсками, как изображает появление Карла на поле боя. Образ Карла во всём противоположен образу Петра.

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.

Делаем вывод, что Петр у Пушкина сознает свою силу и правду, он вместе со своим народом. Карл — слабый, уже не верящий в свои силы и победу. Пушкин возвеличивает Петра как такого исторического деятеля, которому дороги интересы государства, и осуждает Карла, который воюет лишь для себя, для своей славы, а интересы государства для него ничто.

Сравним, как звучит стих, когда Пушкин говорит о Петре и когда он говорит о Карле. Налицо различное построение предложений: краткие предложения, создающие впечатление энергии, быстроты, силы, напряжённости действий, событий и длинная, медлительно развивающаяся фраза.

Новая картина — бой в разгаре. Победа. Что поражает в этом описании боя, как рисует поэт необычайную напряжённость, героизм борьбы? Выделим наиболее яркие картины схватки:

Изображая ожесточённый рукопашный бой, Пушкин вновь использует обилие глаголов, показывая напряжённость борьбы. Все дано в движении, в стремительности действий. Словами поэт рисует звуки боя (звукопись):

Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

В этих строках отражается любовь поэта к родине, радость и гордость, что победа осталась за русскими. Восклицательные предложения передают силу чувства поэта, его восторг, восхищение.

Наконец поэт вновь возвращается к образу Петра, мудрого государственного деятеля, который умеет учиться у своих врагов.

Пирует Пёцз. и горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.

Литературное произведение "Полтава", написанная великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в 1828 году посвящена одному из значимых событий в истории нашей страны.

В поэме описывается героизм русского солдата в труднейшем сражении молодой страны. По мнению автора, в этой битве петровская армия показала свою состоятельность, твердость характера, смогла на равных биться с лучшей армией Европы того времени и победить.

Пушкин в своем произведении яркими красками восхваляет личность молодого царя и проводит параллель между патриотом Петром Первым и гетманом Украины, предателем Мазепой.

Молодой царь находится в окружении единомышленников, чего нельзя сказать об украинском предателе. Мазепа увлечен идеей о собственной выгоде, Петр же думает о благе для государства.

Параллель между Карлом XII и Петром так же присутствует в произведении. Шведский король уверен в своей победе, он самолюбив, коварен и полон решимости, но сам никогда не пойдет в бой, чего не скажешь о будущем первом российском императоре. Тот среди солдат, он личным примером воодушевляет их идти на подвиг во славу России.

Пушкин пытается донести до читателя идею о том, что на поле боя важен каждый человек, каждое его действо. Он затрагивает и тематику судеб людей, которые не принимали непосредственного участия в Полтавской баталии. Яркий пример тому - возлюбленная Мазепы Мария. Вопреки различным тяготам судьбы, не смотря на лишения и проклятия, она находит свое женское счастье, доказывая читателю и самой себе, что человек сам волен строить и наслаждаться своим счастьем, своей судьбой.

К слову, "Полтава" не была оценена современниками поэта. Подобных произведений до этого в мире русской литературы не существовало, что послужило одной из главных причин тому. Однако, сам Пушкин восхищался своим творением и его огорчал факт того, что произведение не находит достойной оценки среди коллег по поэтическому цеху.

Поэма написана в необычном для XIX века стиле, что выделяет пушкинскую "Полтаву" на фоне остальных военных произведений первой трети позапрошлого века. Перечитывая ее вновь и вновь можно погрузить себя в самую гущу тех великих событий и прочувствовать торжество момента, когда Россия стала великой военной державой!

2 вариант

В поэме переплетаются между собой два стиля. В первом речь идёт о любовных романтических отношениях Мазепы и Марии, во втором – чисто исторические – между Петром, Мазепой и Карлом двенадцатым.

Так же А.С.Пушкин в описании своих персонажей делает акцент на внешний облик, вернее на разительное отличие в образах Петра 1 и Карла 12. Например в строках о Петре он пишет о его молниеносности, уверенности во взгляде, весь его вид дышит силой, решимостью и отвагой. Карл 12 полная противоположность. За ним он отмечает некую медлительность и неуверенность в себе.

Действие поэмы развязывается на Украине и автор с нескрываемым восхищением описывает красоты украинской земли, воспевает великолепие здешней природы, употребляет несколько слов украинского лексикона, такие как хата или рада. Тем самым Пушкин взывает к идее воссоединения двух великих государств, то есть России и Украины.

Хотя поэма посвящена именно красочному описанию Полтавской битвы и событиям, случившимся задолго до неё, в произведении присутствуют романтические нотки. Взять хотя бы Марию, любовницу Мазепы. Она так до конца поэмы и не подозревает, что ее возлюбленный замыслил предать казни её отца. Даже когда Мазепа как будто невзначай спрашивает Марию, кого бы она выбрала, если бы её поставили перед выбором: его или отца, она недолго думая, отвечала, что его. Вот такие лирические отступления придают всей поэмы особый колорит и насыщенность.

Сочинение на тему Полтава поэма Пушкина

Поэма посвящена исторической судьбе России, в частности, победе России над Швецией. И произошла она рядом со славным городом Полтавой, на Украине. Чтобы придать большую достоверность событиям, Пушкин специально употребляет многие украинские слова, описывает картины местной природы.

Первая тема, которую развивает Пушкин – тема судьбы России в мире, среди других европейских государств. Сможет ли Россия отстоять свою независимость и территориальную целостность? Как показала история, и не один раз – сможет, ещё как сможет.

Вторая тема, которую развивает Пушкин в поэме – тема совместного проживания в многонациональном российском государстве. На примере Украины он показывает что бывает, когда отдельные личности типа гетмана Мазепы пытаются при помощи войск иностранного государства тешить свои геополитические амбиции.

И это, увы, один в один повторяется на Украине в настоящее время. Их история так ничему и не научила. Есть и современный гетман Мазепа, и иностранные легионеры.

Третья тема – тема отдельного человека в истории, в частности, Марии. Она – натура сильная и страстная, борется за свою любовь. Эта борьба не принесла ей ничего, кроме разочарований и гибели. Мария тронулась умом.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по поэме Полтава Пушкина

Популярные сегодня темы

Картина выполнена вся в холодных, ледяных тонах, что соответствует ее названию. В ней преобладают белый цвет и различные оттенки синего. На суровом континенте нет места теплым тонам.

Константин Георгиевич Паустовский, является автором произведения Тёплый хлеб. Автор преследует главную цель этого произведения, а именно он хочет показать своему читателю, что нужно быть милосердным

Далеко не каждый человек способен любить по-настоящему. Многие принимают за настоящую любовь мимолётное влечение,

Главным героем произведения выступает Андрюша Рыженький - трусливый, неуверенный и хрупкий мальчик. Однажды назидания матери о необходимости мужской храбрости вынудили его попрактиковаться.

Крылов написал много басен, которые в простой форме описывают разные вариации человеческой глупости. Как реагируют многие люди, когда у них нечто не выходит, когда какая-то затея становится провальной?

Приступая к анализу Полтавской битвы, следует указать на историческую основу поэмы. В конце XVI века Швеция захватила исконные русские земли на побережье Финского залива. Она отрезала Русское Государство от выхода в Балтийское море, необходимого для экономического и культурного развития страны. Началась длительная война со Швецией. Вторгшись в пределы России, шведы полагали, что им придется иметь дело только с русской армией, но на защиту родной страны поднялся весь народ, против захватчиков началась народная война.

Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.

27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.

Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.

Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.

Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.

Горит восток зарёю новой. Уж на равнине, по холмам Грохочут пушки …

Пушкин подчеркивает здесь стремительность боевого удара. Говоря о далеком прошлом, поэт употребляет глаголы настоящего времени, тем самым как бы приближая к нам события; мы живее, ярче представляем их.

Наличие большого количества коротких предложений также дает возможность передать быстроту, силу действий. Следует понаблюдать, как в связи с содержанием у поэта меняется самое звучание стиха: волнуясь, конница летит: Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею. И тяжкой твердостью своею. Ее стремление крепит.

Мощь, величие Петра поэт перелает языковыми средствами. Рисуя его образ, Пушкин употребляет необычные, старинные формы слов, как бы подчеркивая этим, что Пётр — герой, человек необыкновенный.

В звучании самого стиха, в форме предложений используются короткие предложения. В ряде случаев предложение не укладывается, как обычно, в одну стихотворную строчку, а заканчивается в середине следующей строки. Такое построение стиха, сжатость предложений создают впечатление энергии, силы, быстроты движений, напряжённости действия.

Пушки уподоблены диким голодным зверям. Как дикий голодный зверь пожирает свою добычу, так выстрелы из пушек уносят много человеческих жизней. И вновь поэт рисует образ Петра: и в бою и в момент краткой передышки он с войсками, со своим народом. С чем сравнивается здесь Пётр?

И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой…

Далее следим, как рисует поэт появление полководцев перед своими войсками, как изображает появление Карла на поле боя. Образ Карла во всём противоположен образу Петра.

И перед синими рядами Своих воинственных дружин, Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. Вожди героя шли за ним. Он в думу тихо погрузился. Смущенный взор изобразил Необычайное волненье. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье… Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки.

Делаем вывод, что Петр у Пушкина сознает свою силу и правду, он вместе со своим народом. Карл — слабый, уже не верящий в свои силы и победу. Пушкин возвеличивает Петра как такого исторического деятеля, которому дороги интересы государства, и осуждает Карла, который воюет лишь для себя, для своей славы, а интересы государства для него ничто.

Сравним, как звучит стих, когда Пушкин говорит о Петре и когда он говорит о Карле. Налицо различное построение предложений: краткие предложения, создающие впечатление энергии, быстроты, силы, напряжённости действий, событий и длинная, медлительно развивающаяся фраза.

Новая картина — бой в разгаре. Победа. Что поражает в этом описании боя, как рисует поэт необычайную напряжённость, героизм борьбы? Выделим наиболее яркие картины схватки:

Изображая ожесточённый рукопашный бой, Пушкин вновь использует обилие глаголов, показывая напряжённость борьбы. Все дано в движении, в стремительности действий. Словами поэт рисует звуки боя (звукопись):

Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся сплеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

В этих строках отражается любовь поэта к родине, радость и гордость, что победа осталась за русскими. Восклицательные предложения передают силу чувства поэта, его восторг, восхищение.

Наконец поэт вновь возвращается к образу Петра, мудрого государственного деятеля, который умеет учиться у своих врагов.

Пирует Пёцз. и горд, и ясен, И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. При кликах войска своего, В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: Показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. Рассмотреть образ Петра I с исторической и художественной точек зрения. Познакомить учащихся с историческими документами, …

конспект бинарного урока по истории и литературе в 7 классе…

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр…

Ученикам 7 класса достаточно трудно писать сочинение — сравнительную характеристику двух литературных героев, При работе над подобными сочинениями необходими их образцы. Предлагаю один из них….

Пробиваясь к морю

Царь сосредоточил усилия на своей главной цели – выходе к Балтийскому морю. Весной 1703 года он направил значительные силы против маленькой цитадели Ниеншанц в устье Невы. Взятие этой незначительной крепости сыграло важнейшую роль в истории России и мира.

Мало того, что Петр очистил от шведов самую восточную оконечность Финского залива и построил там свои собственные военные укрепления, он заложил на одном из островов новый город, его будущую столицу Санкт-Петербург. На следующий год он решил, что достаточно силен, чтобы попытаться отбить Нарву. В одном из самых кровавых сражений этой войны 9 августа 1704 года Петр взял город.

Карл не был встревожен этой переменой. Он упорствовал в своей стратегии устранения союзника России как необходимого условия к решительному столкновению с Петром, в победе над которым он по-прежнему не сомневался. Благодаря захватывающему дух 1500-километровому маршу через Польшу в самое сердце Саксонии он заставил окончательно капитулировать курфюрста. В сентябре он подписал договор с Августом, по условиям которого последний был обязан отказаться от своего союза с Петром. Петр теперь был лишен союзников и вновь думал о возвращении к дипломатии.

Читайте также: