Современная мода и личность человека сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Мода интересует многих людей, она завораживает своей быстротечностью и непредсказуемостью, неуловимостью и непременным влиянием на людей. Моде посвящено много книг, и каждая вносит свои коррективы в понимании этого явления.
В данной работе пойдет речь о том, как связана мода с человеком, какова ее роль в развития человеческого общества и человека в нем, и что, по мнению автора, можно ожидать от ее дальнейшего развития.

Глава 1. Что такое мода

Однако нельзя сказать, что мода принадлежит миру вещей, т.к. сами вещи не меняются под влиянием моды. Создаваемые дизайнером вещи могут быть в одно время модными и немодными в другое. Меняется отношение людей к вещам, приписываемое им значение.

Самый яркий пример модного влияния на вещи – это тенденции изменения костюма (одежда, манера ее ношения, макияж, прическа, аксессуары). Костюм ближе к человеку, чем другие вещи, даже в самом буквальном смысле. Многие называют костюм, одежду второй кожей человека, все остальные вещи, создающие среду человека, – третьей. Именно одежду мода затронула больше всего.

Мода возникла намного позже костюма как такового. Национальный костюм претерпевал изменения, но как правило этому способствовало появление новых материалов, коммуникация между разными регионами за счет торговцев и войн. Это привносило разнообразие в костюм, сохраняя и укрепляя красоту и самобытность его.
Временем зарождения моды, вероятно, следует считать средневековье, когда усилились международные связи и торговый обмен, и стали появляться такие элементы костюма, как, например, головные уборы высотой метр, очень узкие панталоны для мужчин, в которых трудно садиться. В 15в. при бургундском дворе мужчины носили по 2 шляпы – одна на голове, другая за спиной на ремешке. Позже стали появляться самые разнообразные весьма неудобные и отдаленные от тела элементы костюма. Например, прически - целые корабли или клумбы. В связи с этим появился аксессуар для того, чтобы разгонять блох. С такими прическами дама не помещалась в карету, и ей приходилось находиться в ней стоя на коленях.

В моду входили несуразные вещи. Но были и такие, который закрепились по сей день. Примером может служить английский костюм. Простоту и удобство английского костюма, в сравнении с французскими образцами модной одежды, вероятно, можно объяснить практичностью правящего класса страны. Даже дворяне занимались делами, зарабатывая деньги.

Важным этапом в истории моды стало развитие буржуазии. Бизнесмены старались одевать своих жен модно, это играло важную роль в формировании их репутации. А также некоторые профессии, осуждаемые раньше, стали определять моду. В театр приходили смотреть на то, как одевается актриса. Мода вышла в более широкий круг людей, стала массовой.

Двадцатый век завершает формирование модных образов. Он пробует все силуэты и формы, которых знала история. Именно двадцатое столетие дает начало дизайну костюма, который пробует заново все сложившиеся формы одежды, макияж, пирсинг и татуировки. Русские сапоги, бикини и юбка-брюки, кимоно как повседневная одежда, шубы и дубленки, расшитые бисером, плиссировка и четкие гладкие формы одежды. А также двадцатое столетие привносит моду-мини, после чего формирование модных инноваций в костюме кажется исчерпывающим. Все дальнейшие изменения в дизайне костюма есть переработка исторического материала, переосмысление его элементов, а также освоение новых материалов.

Глава 2. Поиск идеала

Эти слова очень точно определяют значение моды для общественного сознания. На протяжении нескольких веков жизни моды были воздвигнуты на трон идеала красоты самые различные образы. Больше всего, конечно, всегда интересовала женская красота. Костюм, являясь, как уже говорилось выше, второй кожей человека, повторяет формы тела или же стремится создать иную форму, иллюзию тела, соответствующего в данное время идеальному.

Мода знает и стройные тела, и рубенсовский идеал пышных форм женщины. Красота как сама жизнь – румяная, крепкая, широкоплечая, и болезненно-белая, тонкая, изящная.

Мужская фигура также не осталась без внимания. История костюма знает и ватные накладки, и картонные или металлические пластины для получения расширенной формы груди и широкие плечи и идеальной рыцарской осанки.

В угоду идеалу мода делала костюм неудобным и даже вредным для здоровья. Девушки во время господства стиля ампир оголяли свои тела до прозрачных тонких платьев в любую погоду. Корсет сдавливал женские тела так, что на балах красавицы теряли сознание. Да и в наше время есть примеры модных несоответствий, например, сильно заниженная талия джинсов, оголяющая живот и спину.

Двадцатый век, открывший миру моды все разнообразие исторического костюма, начиная с самых ранних форм, привнес новый идеал красоты – длинные ноги. Этот идеал красоты подарила мини-юбка.

В двадцатом столетии мода становится достоянием масс. Тиражирование модных журналов рисует женщину, которой все подражают. Дизайн костюма выходит из рук портных в огромную индустрию моды. Теперь история служит источником разнообразия образов, идеалов красоты. Совершенно разные красоты женщины сменяют друг друга на пьедестале самой модной. Рождается также и новый идеал – длинноногой девушки, парящей над городскими дорогами. Сексуальные или наивные платьица открывают стройные ножки молодой девушки. И уже в начале 60-х годов дизайнеры говорят о том, что ничего нового уже не будет придумано. Все новое – хорошо забытое старое.

Глава 3. Мода и индивидуальность

Следующим этапом после моды, вероятно, наступает период индивидуализации. Уже сейчас выделяют одним из направлений дизайна индивидуальный дизайн.

Личность индивидуальная, состоявшаяся и не утверждающаяся в обществе – вот новый потребитель дизайна. На этом этапе развития дизайна уже нет четкого разграничения на старое и новое как единственную ценность, нет и социальных разграничений на высшие и низшие слои общества.

Заключение

Мода на протяжении нескольких веков выполняла частичную роль социального регулятора в обществе, таким образом являясь продолжением обычая в традиционном обществе. На этом этапе истории человечества, вероятно, человек формовался как личность, исследуя и пробуя различные образы, идеалы красоты. Человеку необходимо было вписаться в общество, занять определенную нишу, показать свой статус или, подражаю, стремиться к желаемому.

Следующий этап развития мира вещей, среды человека, привычек и поведения (в настоящее время это дизайн) подразумевает обращение к человеку как к уникальному, индивидуальному и неповторимому. Все идеалы красоты сформировались, они сосуществуют в моде одновременно. По сути, каждый человек уже расценивает себя как индивидуальность, ему не нужно подражать кому-то, не нужно отстаивать свой социальный статус. Упор в дизайне в настоящий момент и в ближайшем будущем ожидается на индивидуальность. Обращение к новому и прошлому, массовое производство и индивидуальное, лояльное отношение ко всем социальным слоям, профессиям и т.п. Мода уже не властна над человеком. Ценна индивидуальность каждого.

Жизнь проходит, люди и их вкусы меняются. Когда у предыдущих поколений были другие ценности, мораль отличалась от современной. Очень давно наши предки одевались в кожу животных и добывали пищу охотой, а сейчас привычным способом является ежедневное посещение огромных офисов в дорогих костюмах с галстуком.

Мода - это мимолетное и изменчивое явление. Я считаю, что погоня за ней является бессмысленной, потому что в жизни должны быть другие ценности. Однако мода существует не только на одежду, но и на другие категории нашей жизни. С десяток лет назад модно было курить. Молодежь с юных лет затягивала сигарету с мыслью о том, что границы ее популярности непреодолимые. Эта вредная привычка ежедневно притягивала множество людей. Однако наступил такой момент, когда люди все-таки поняли, что эта забава может привести к смерти или тяжелым заболеваниям. Сначала это, кажется, модно и престижно, но затем эта петля курение затягивает тебя все глубже и глубже, и в результате - ты зависим от табачной трубки. Но потом из нее трудно выбраться и бросить курить навсегда.

Богатые толстосумы зарабатывают огромные деньги на рекламной агитации курения, а потом же продают курильщику методы борьбы с курением. Разве человек, начиная курить, никогда не задумывается над тем, что будет дальше. Желтизна на зубах, неприятный запах изо рта, быстрое старение лица и еще множество болезней не наталкивает на мысль, что эта игрушка является гадкой и вредной.

К счастью, в двадцать первом веке мода на курение постепенно исчезает. Все вредное уходит в прошлое и приходит время здорового образа жизни. Курить, употреблять алкоголь и наркотики становится немодно. Здоровое питание, спорт (эссе), путешествия – вот залог успеха здорового и счастливого человека современности. Эти вещи приносят человеку удовольствие и радость, а это – главные признаки здорового образа жизни. Спорт и здоровое питание укрепляют наш организм и увеличивают жизненные силы, а путешествия приносят вдохновение и спокойствие души. Я убедилась, что наибольшее удовольствие можно получить от новых впечатлений и знаний о какое-то интересное местечко.

На собственные глаза увидеть то, что захватывает дух и отнимает речь, почувствовать аромат воздуха другого уголка мира. У каждого человека есть свои увлечения и хобби, каждый человек по-своему ловит счастье от определенных моментов. Кто-то любит прыгать с парашютом, кто-то вышивать бисером, а кому-то приносит счастье разговор в кругу семьи возле горящего камина. В этом заключается мода современности – получать безграничное удовольствие от того, что ты любишь. И это не заменит одежду, сигареты или бутылку алкоголя. Выбирай для себя то, от чего ты получишь настоящий шквал эмоций и тогда ты будешь в тренде!

В современном обществе внешний вид становится все более важным в любой сфере: в бизнесе, в личной жизни, в общении с людьми в целом. Мы можем быть самыми талантливыми и невероятно замечательными людьми, но никто об этом не узнает, если забыть об уходе за собой. При первой встрече мы в любом случае судим человека по внешности, поскольку ничего больше о нем не знаем, а потому необходимо воспользоваться этим и научиться создавать привлекательный образ, который сам будет рассказывать о вас как об интересном человеке, отличном специалисте, творческой личности.

Содержание работы

Введение. 3
Часть I.
I.1. Мода как элементы культуры. 4
I.2. Творчество великих модельеров ХХ века. 9
I.3. Тенденции развития современной индустрии моды. 17
Часть II.
II.1. Влияние одежды на жизнь человека (на примере карье………………..20
Заключение. 24
Список использованной литературы. 26

Файлы: 1 файл

Тема 30 - Мода и ее влияние на повседневную жизнь человека.docx

I.1. Мода как элементы культуры. . . 4

I.2. Творчество великих модельеров ХХ века. . 9

I.3. Тенденции развития современной индустрии моды. . 17

II.1. Влияние одежды на жизнь человека (на примере карье………………..20

Список использованной литературы. . . 26

В современном обществе внешний вид становится все более важным в любой сфере: в бизнесе, в личной жизни, в общении с людьми в целом. Мы можем быть самыми талантливыми и невероятно замечательными людьми, но никто об этом не узнает, если забыть об уходе за собой. При первой встрече мы в любом случае судим человека по внешности, поскольку ничего больше о нем не знаем, а потому необходимо воспользоваться этим и научиться создавать привлекательный образ, который сам будет рассказывать о вас как об интересном человеке, отличном специалисте, творческой личности.

Актуальность темы работы обусловлена:

а) важной ролью моды как одного из элементов человеческой культуры, служащего источником социальных инноваций и основой установления устойчивых социальных связей между людьми;

б) недостаточной разработанностью данной темы в научной литературе.

Цель данной работы — изучить степень влияния моды на повседневную жизнь человека.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие моды как элемента культуры;

- изучить творчество современных модельеров и тенденции развития современной индустрии моды;

- определить влияние моды на карьерные перспективы в жизни человека.

Объектом исследования является мода. Предметом исследования является влияние моды на повседневную жизнь человека.

I.1. МОДА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ

Мода (лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительное господство определённого типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей.

Как массовое увлечение каким-либо явлением мода известна ещё с древности. Исторически мода выросла из обычая. Мода в том виде, в каком её понимают сегодня, появляется в Европе в XIV-XV вв. Возникновение и социальное утверждение моды — не событие, а процесс, причем, процесс длительный, постепенно развивавшийся внутри общества из старых социальных форм [5, стр. 581].

Мода присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры, прежде всего в оформлении внешности человека (одежда причёска, косметика и так далее) и непосредственной среды его обитания (интерьер, различные бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, художественной литературе, науке, речевом поведении и так далее.

Исследования моды и использование её механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и других областях. Значительный вклад в изучение феномена моды внесла целая плеяда видных социологов, культурологов и философов.

Например, Спенсер на основе анализа большого этнографического и историко-культурного материала выделил два вида подражательных действий:

1. Мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом.

2. Стимулируемые стремлением подчеркнуть своё равенство с ними.

Последний мотив, по мнению Спенсера, лежит в основе возникновения моды.

Зиммель связывал существование моды с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим на других. Он утверждал, что мода существует только в обществах с классовой бессословной структурой, с которой она тесно связана. Её развитие происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрировать своё отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, присваивают их; тогда представители высших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения (новые моды), которые вновь заимствуются низшими классами, и т. д.

Американский лингвист и культуролог Э. Сепир акцентировал роль моды как средства идентификации личности, её самовыражения и укрепления; эту функцию мода осуществляет благодаря социально санкционируемым отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм.

Перечисление подходов к изучению моды можно продолжать и далее, однако в последние годы преобладающее значение приобрёл подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. Общепризнано, что развитие и функционирование моды в широких социальных масштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление географической и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации. В отличие от обычая мода ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками является художественное творчество, научные открытия, технические изобретения, создание новых материалов и так далее [2, стр. 61].

Изучение моды не должно ограничиваться её сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей её природы и функционирования. Природе моды свойственны:

1. Релятивизм — быстрая смена модных форм.

3. Иррациональность — обращённость к эмоциям человека, предписания моды не всегда сообразуются с логикой и здравым смыслом.

4. Универсальность, так как сфера деятельности современной моды практически не ограничена, мода обращена ко всем сразу, и к каждому отдельно.

Однако существование такого феномена, как мода, возможно не в любом обществе. К числу характерных черт тех социальных систем, в которых действует мода, относятся:

1. Динамичность. Общество стремится к изменениям, осуществляет их, обладает достаточно высоким инновационным потенциалом.

2. Открытость. Общество стремится к разнообразным контактам с другими обществами, осуществляет их, обладает развитыми средствами и каналами коммуникации.

3. Избыточность. В обществе существует развитая система тиражирования материальных и духовных благ, некоторая избыточность разнообразных и конкурирующих между собой культурных образцов, из которых может осуществляться выбор индивидами, группами и массами (группами групп).

4. Социальная дифференциация и мобильность. Общество неоднородно в социальном отношении, оно раздельно на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий и каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами. Они могут подражать друг другу, заимствовать друг у друга культурные образцы, в них существует мобильность: вертикальная (переход индивидов из одной группы в другую с повышением или понижением социального положения) и горизонтальная (переход индивидов из группы в группу с сохранением прежнего социального положения).

Стремясь зафиксировать наиболее существенные черты тех, обществ, где мода отсутствует, социологи обозначали его по-разному.

Современная мода имеет две существенные особенности: мода XX-XXI вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная мода — это смена стиля, а не двух-трёх предметов или форм), ритм смены стилей в современной моде резко возрос (сейчас модный стиль держится в среднем 7-10 лет). Наряду с этими факторами указывают ещё на массовую привычку, на то, что мода выступает как оценивающая и предписывающая сила. Сила тех или иных факторов в каждый конкретный период определяется соответствующими общественными условиями [5, стр. 581].

I.2. ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКИХ МОДЕЛЬЕРОВ ХХ ВЕКА

Из немыслимого катаклизма первой мировой войны Европа вышла неузнаваемой. Изменилось все и, разумеется, одежда. Стремление к большей функциональности, удобству костюма, которое в предвоенные годы с трудом прокладывало себе путь, преодолевая сопротивление традиции "недейственного" костюма высших классов, наконец получило возможность реализоваться в условиях "немыслимого быта". Конечно, о моде во время войны не говорят, ею, кажется, некому и некогда заниматься. Дома моделей покинули Париж или закрылись, бросив своих заказчиц "на произвол судьбы" и тем самым поставив их перед необходимостью самим решать, как приспособить одежду к новым условиям, новому образу жизни. Новым в этом образе жизни было то, что женщинам пришлось занять рабочие места воюющих мужчин, освоить многие мужские профессии. Оказалось, что это вполне по плечу прекрасному полу и что не такой уж он и слабый. Женщины-парижанки не только успешно выполняли самую разнообразную работу, но покинутые своими диктаторами и наставниками, которые столько лет решали, как им надлежит выглядеть, справились с задачей создания принципиально нового стиля одежды со смелостью, достойной удивления. Новый художественный образ костюма был создан коллективно и анонимно.

"Женщины военного периода стремятся сами создать свой облик, отвечающий запросам их времени и жизни. Самыми смелыми были француженки-парижанки, которые отказались от слишком широких одежд предыдущих лет, сделали их еще более короткими, упростили силуэт и остригли волосы. Такой облик женщины был настолько нов и неожидан, что дома моделей, возвратившиеся в Париж после окончания войны, были поражены внешним обликом своих бывших заказчиц" [4, с.167].

Родился образ - "гарсонка" - это и стиль в одежде, и новый тип женщины. Перевести это слово нельзя, так как в русском языке от слова "мальчик" невозможно образовать женский род, "мальчишка", "мальчишечка" - все равно остаются мужской род. Впрочем, придуман довольно точный и остроумный русскоязычный вариант этого слова - "пацанка".

В современном обществе внешний вид становится все более важным в любой сфере: в бизнесе, в личной жизни, в общении с людьми в целом. Мы можем быть самыми талантливыми и невероятно замечательными людьми, но никто об этом не узнает, если забыть об уходе за собой. При первой встрече мы в любом случае судим человека по внешности, поскольку ничего больше о нем не знаем, а потому необходимо воспользоваться этим и научиться создавать привлекательный образ, который сам будет рассказывать о вас как об интересном человеке, отличном специалисте, творческой личности.

Содержание работы

Введение. 3
Часть I.
I.1. Мода как элементы культуры. 4
I.2. Творчество великих модельеров ХХ века. 9
I.3. Тенденции развития современной индустрии моды. 17
Часть II.
II.1. Влияние одежды на жизнь человека (на примере карье………………..20
Заключение. 24
Список использованной литературы. 26

Файлы: 1 файл

Тема 30 - Мода и ее влияние на повседневную жизнь человека.docx

I.1. Мода как элементы культуры. . . 4

I.2. Творчество великих модельеров ХХ века. . 9

I.3. Тенденции развития современной индустрии моды. . 17

II.1. Влияние одежды на жизнь человека (на примере карье………………..20

Список использованной литературы. . . 26

В современном обществе внешний вид становится все более важным в любой сфере: в бизнесе, в личной жизни, в общении с людьми в целом. Мы можем быть самыми талантливыми и невероятно замечательными людьми, но никто об этом не узнает, если забыть об уходе за собой. При первой встрече мы в любом случае судим человека по внешности, поскольку ничего больше о нем не знаем, а потому необходимо воспользоваться этим и научиться создавать привлекательный образ, который сам будет рассказывать о вас как об интересном человеке, отличном специалисте, творческой личности.

Актуальность темы работы обусловлена:

а) важной ролью моды как одного из элементов человеческой культуры, служащего источником социальных инноваций и основой установления устойчивых социальных связей между людьми;

б) недостаточной разработанностью данной темы в научной литературе.

Цель данной работы — изучить степень влияния моды на повседневную жизнь человека.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие моды как элемента культуры;

- изучить творчество современных модельеров и тенденции развития современной индустрии моды;

- определить влияние моды на карьерные перспективы в жизни человека.

Объектом исследования является мода. Предметом исследования является влияние моды на повседневную жизнь человека.

I.1. МОДА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ

Мода (лат. modus — мера, правило, образ) — обычно непродолжительное господство определённого типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое масштабное изменение внешнего (прежде всего предметного) окружения людей.

Как массовое увлечение каким-либо явлением мода известна ещё с древности. Исторически мода выросла из обычая. Мода в том виде, в каком её понимают сегодня, появляется в Европе в XIV-XV вв. Возникновение и социальное утверждение моды — не событие, а процесс, причем, процесс длительный, постепенно развивавшийся внутри общества из старых социальных форм [5, стр. 581].

Мода присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры, прежде всего в оформлении внешности человека (одежда причёска, косметика и так далее) и непосредственной среды его обитания (интерьер, различные бытовые вещи), а также в искусстве, архитектуре, художественной литературе, науке, речевом поведении и так далее.

Исследования моды и использование её механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и других областях. Значительный вклад в изучение феномена моды внесла целая плеяда видных социологов, культурологов и философов.

Например, Спенсер на основе анализа большого этнографического и историко-культурного материала выделил два вида подражательных действий:

1. Мотивируемые желанием выразить уважение лицам с более высоким статусом.

2. Стимулируемые стремлением подчеркнуть своё равенство с ними.

Последний мотив, по мнению Спенсера, лежит в основе возникновения моды.

Зиммель связывал существование моды с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим на других. Он утверждал, что мода существует только в обществах с классовой бессословной структурой, с которой она тесно связана. Её развитие происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрировать своё отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, присваивают их; тогда представители высших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения (новые моды), которые вновь заимствуются низшими классами, и т. д.

Американский лингвист и культуролог Э. Сепир акцентировал роль моды как средства идентификации личности, её самовыражения и укрепления; эту функцию мода осуществляет благодаря социально санкционируемым отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм.

Перечисление подходов к изучению моды можно продолжать и далее, однако в последние годы преобладающее значение приобрёл подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. Общепризнано, что развитие и функционирование моды в широких социальных масштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление географической и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации. В отличие от обычая мода ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками является художественное творчество, научные открытия, технические изобретения, создание новых материалов и так далее [2, стр. 61].

Изучение моды не должно ограничиваться её сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей её природы и функционирования. Природе моды свойственны:

1. Релятивизм — быстрая смена модных форм.

3. Иррациональность — обращённость к эмоциям человека, предписания моды не всегда сообразуются с логикой и здравым смыслом.

4. Универсальность, так как сфера деятельности современной моды практически не ограничена, мода обращена ко всем сразу, и к каждому отдельно.

Однако существование такого феномена, как мода, возможно не в любом обществе. К числу характерных черт тех социальных систем, в которых действует мода, относятся:

1. Динамичность. Общество стремится к изменениям, осуществляет их, обладает достаточно высоким инновационным потенциалом.

2. Открытость. Общество стремится к разнообразным контактам с другими обществами, осуществляет их, обладает развитыми средствами и каналами коммуникации.

3. Избыточность. В обществе существует развитая система тиражирования материальных и духовных благ, некоторая избыточность разнообразных и конкурирующих между собой культурных образцов, из которых может осуществляться выбор индивидами, группами и массами (группами групп).

4. Социальная дифференциация и мобильность. Общество неоднородно в социальном отношении, оно раздельно на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий и каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами. Они могут подражать друг другу, заимствовать друг у друга культурные образцы, в них существует мобильность: вертикальная (переход индивидов из одной группы в другую с повышением или понижением социального положения) и горизонтальная (переход индивидов из группы в группу с сохранением прежнего социального положения).

Стремясь зафиксировать наиболее существенные черты тех, обществ, где мода отсутствует, социологи обозначали его по-разному.

Современная мода имеет две существенные особенности: мода XX-XXI вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная мода — это смена стиля, а не двух-трёх предметов или форм), ритм смены стилей в современной моде резко возрос (сейчас модный стиль держится в среднем 7-10 лет). Наряду с этими факторами указывают ещё на массовую привычку, на то, что мода выступает как оценивающая и предписывающая сила. Сила тех или иных факторов в каждый конкретный период определяется соответствующими общественными условиями [5, стр. 581].

I.2. ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКИХ МОДЕЛЬЕРОВ ХХ ВЕКА

Из немыслимого катаклизма первой мировой войны Европа вышла неузнаваемой. Изменилось все и, разумеется, одежда. Стремление к большей функциональности, удобству костюма, которое в предвоенные годы с трудом прокладывало себе путь, преодолевая сопротивление традиции "недейственного" костюма высших классов, наконец получило возможность реализоваться в условиях "немыслимого быта". Конечно, о моде во время войны не говорят, ею, кажется, некому и некогда заниматься. Дома моделей покинули Париж или закрылись, бросив своих заказчиц "на произвол судьбы" и тем самым поставив их перед необходимостью самим решать, как приспособить одежду к новым условиям, новому образу жизни. Новым в этом образе жизни было то, что женщинам пришлось занять рабочие места воюющих мужчин, освоить многие мужские профессии. Оказалось, что это вполне по плечу прекрасному полу и что не такой уж он и слабый. Женщины-парижанки не только успешно выполняли самую разнообразную работу, но покинутые своими диктаторами и наставниками, которые столько лет решали, как им надлежит выглядеть, справились с задачей создания принципиально нового стиля одежды со смелостью, достойной удивления. Новый художественный образ костюма был создан коллективно и анонимно.

"Женщины военного периода стремятся сами создать свой облик, отвечающий запросам их времени и жизни. Самыми смелыми были француженки-парижанки, которые отказались от слишком широких одежд предыдущих лет, сделали их еще более короткими, упростили силуэт и остригли волосы. Такой облик женщины был настолько нов и неожидан, что дома моделей, возвратившиеся в Париж после окончания войны, были поражены внешним обликом своих бывших заказчиц" [4, с.167].

Родился образ - "гарсонка" - это и стиль в одежде, и новый тип женщины. Перевести это слово нельзя, так как в русском языке от слова "мальчик" невозможно образовать женский род, "мальчишка", "мальчишечка" - все равно остаются мужской род. Впрочем, придуман довольно точный и остроумный русскоязычный вариант этого слова - "пацанка".

Читайте также: