Совместимы ли бизнес и нравственность сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Деловая этика – наука, которая устанавливает какие-то законы, принципы, правила, главные явления общения.

Деловая этика – это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям

Деловая этика изучает:

· отношение трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности к обществу, государственным интересам;

· нравственные качества личности специалиста, необходимые в данной профессии;

· специфику нравственных отношений специалистов и людей;

· взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и нравственные нормы, которые выражают эти отношения;

· профессиональную деятельность как нравственное качество личности;

· особенности профессионального воспитания, его цели и методы.

Главными вопросами в деловой этике являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой; проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повышения этического уровня организации.

Этика в узком смысле - нормы поведения, принятые в какой-либо группе или коллективе, организации. Эти нормы, как правило, определяются целями, которые ставит эта организация перед собой.

Этика в широком смысле - нормы поведения человека в обществе, умение взаимодействовать с окружающим миром, не нанося вреда.

Задачи деловой этики:

1. сформировать понятие профессионального долга и чести, привить навыки культуры общения с клиентами, со своими коллегами.

2. раскрыть специфику нравственных проблем и нравственных отношений в экономике и бизнесе;

3. проанализировать этические аспекты деятельности делового человека;

4. сформировать нравственную мотивацию и способствовать выработке высоких моральных качеств у будущих профессионалов.

Соотношение морали и бизнеса. Моральные проблемы в сфере бизнеса.

В предпринимательской деятельности этика и мораль выражаются в высоконравственном поведении бизнесменов в процессе проведения различных бизнес операций.

Предпринимателю следует создать себе имидж, порядочного и честного человека, следуя принципам высокой морали. Соблюдение принципов морали и этики, создание имиджа порядочного человека являются залогом успешной предпринимательской деятельности.

Нормы морали, прежде всего, опираются на честь и совесть человека. Нельзя заставить бизнесмена быть высокоморальным человеком. Он должен почувствовать эти качества в себе, иметь собственные убеждения на этот счет.

К сожалению, в бизнесе присутствуют люди, для которых не существует правил добропорядочных отношений. Они не соблюдают ни гражданских, ни религиозных, ни человеческих законов морали. Воровство, обман, взяточничество и вымогательство являются у них не пороками, а достоинствами.

Чаще всего к обману и воровству прибегают начинающие предприниматели, которым нужно приобрести первоначальный капитал для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность. Люди, не имеющие моральных устоев, прибегают к аморальным способам ведения бизнеса, оправдывая это тем, что для достижения целей любые средства хороши.

В последнее время проблемы этики бизнеса вышли на первый план.

Одна из них - бескультурье. Многие из предпринимателей заботятся больше о своих доходах, чем о репутации. Отсюда и столь часты случаи недобросовестного исполнения обязательств, пренебрежение интересами партнера, откровенное желание его обмануть.

Обязательность. Партнер, который хотя бы раз проявил необязательность, обманул, перестает быть партнёром.

Некоторые бизнесмены считают очень важной этическую проблему деловых отношений, связанную с поиском "золотой середины" между необходимостью конкуренции и пониманием значения сотрудничества. Обе стратегии делового поведения "взвешиваются" на внутренних "весах" руководителя. Он принимает решение либо с акцентом на борьбу, либо, опираясь на желание найти компромисс.

Выходит, что многие беды нынешней экономики предпринимательства появились из-за несоблюдения морально-этического кодекса, согласно которому, предприниматель должен уважать власть, быть честным и правдивым, уважать право частной собственности, любить и уважать человека, быть верным слову, жить по средствам, быть целеустремленным.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Сначала необходимо определиться с терминологией. Понятие бизнес подразумевает деятельность, направленную на получение прибыли. Конечным итогом этой деятельности является, в первую очередь, материальная выгода бенефициаров, т.е. выгодоприобретателей. Под понятием мораль мы будим подразумевать христианскую мораль, основанную на принципах гуманизма, ценности человеческой личности и православных канонах, так как живём мы, всё-таки, в православной стране и других нравственных ориентиров у нас нет.

Итак, на первый взгляд всё замечательно. Что может быть плохого в том, что некий человек, предприниматель, своим талантом и энергией создал предприятие. Он производит нужную людям продукцию или услуги, создаёт рабочие места, пополняет государственный бюджет налогами. Традиционно, уважающий себя бизнес участвует в благотворительности, создает различные фонды, поддерживает социально значимые проекты государства. Без бизнеса невозможно развитие экономики, а, следовательно, от него зависит благосостояние граждан, независимость и процветание государства. Казалось бы, что тут ещё можно обсуждать. Молиться нам надо на коммерсантов и ходить по праздникам крестным ходом вокруг башни Газпрома.

А к самому делу, по-моему, русские всегда относились с большим уважением. Тем более когда это дело было направлено на благие цели, приносило пользу не только самому предпринимателю, но и тем, кто его окружал. К примеру, владельцы Трехгорки устраивали школы, дома призрения, приличные общежития для работников фабрики, и их за это весьма уважали. Кстати, во время революции 1917 года там, где хозяева предприятий были совестливыми, работники отказывались следовать тем лозунгам, с которыми к ним приходили большевики.

1990-е годы показали, что наш бизнес пошел по старому пути: как бы обвесить, как бы обмануть, как бы украсть кусок бюджета. И форум, который прошел на днях, подтвердил, что эта идеология очень сильна. Я хорошо запомнил, как вышел один господин и сказал, что бизнес – это явление в принципе безнравственное и оцениваться в нравственных категориях не может. Единственный этический совет, который он дал аудитории, – это не кичиться богатством. Еще на форуме было озвучено мнение, что надо разделять нравственность публичную и нравственность домашнюю. Но пока эти убеждения будут господствовать, ничего хорошего нас не ждет.

К сожалению, на подобных идеях было взращено целое поколение бизнесменов.

– Создается впечатление, что под влиянием желтых СМИ, кино, интернета молодые бизнесмены России оказались полностью дезориентированными в вопросах нравственности. Так что же надо сделать, чтобы среди молодых появились честные и добрые бизнесмены, которые были когда-то в России?

В прошлом году была выдвинута очень интересная концепция: бизнес – в институты. Руководители бизнеса взяли на себя ответственность пойти в аудитории обучать студентов, считая, что профессорско-преподавательский состав этого сделать не может. В результате ребята стали жаловаться: мол, вышел известный предприниматель и в течение часа рассказывал неизвестно о чем, в основном о себе. А молодым людям это совершенно неинтересно. Им интересно, когда их обучают тому, как правильно жить и работать. А для того, чтобы понять, как это делать, необходима концептуальная ясность. Она может быть атеистической, а может быть религиозной, в рамках разных конфессий.

– Высказывается точка зрения, что Православие не имеет никакого отношения к бизнесу.

– Действительно, цель жизни православного человека – спасение души, а не производство и продажа материальных ценностей. Но если мы почитаем труды святых отцов как прошлого, так и недавнего времени, то увидим, что эта проблема в них не обойдена. И там можно найти, по крайней мере, три принципа этического бизнеса.

Это, во-первых, общее отношение к экономике как к творчеству. Но я творю не просто потому, что мне так хочется, а я со-творю, то есть творю совместно с Богом. Вот это – основание нравственной экономики. И на нем строится отношение к собственности, которая является базовым элементом любого хозяйства. Как к ней относиться, будучи православным? На прошедшем форуме говорили, что честный бизнес не может существовать в нечестной среде. Но, используя свою собственность, свои возможности, я сам создаю эту среду, и она будет настолько честной, насколько честен я сам.

Следующий предмет, который осмысливается православными богословами, это труд. Он воспринимается не как производственный процесс, а как процесс педагогический, воспитательный, ведущий к конечной цели – спасению души, но, помимо этого, имеющий и созидательное значение. Вот такой труд является праведным.

Наконец, момент сопряжения труда и собственности. Мы понимаем, что живем в разделенном обществе, где социальный и классовый мир постоянно напряжен. Мы видим, что в последнее время все больше ущемляются права тех, кто непосредственно производит материальные блага. Это показывают нарастающие забастовки, которые потрясают западный мир. Сопряжение собственности и труда достигается в благотворительности. Но она может быть полезной лишь в том случае, если имеет двоякую цель: я должен помогать конкретному человеку так, чтобы это было благом не только для него, но и для меня. Вот если эта цель достигается, тогда благотворительность, создаваемая из того богатства, которое я добыл собственным предпринимательским трудом (а не с помощью взятки во время приватизации или передела собственности), ведет к социальной гармонии и спасению моей души.

– Выходит, не все виды богатства являются праведными, благословленными Богом?

– С точки зрения православного богословия, богатство не имеет качества, и оно не имеет благословения. Богатство – это золотой самородок, который лежит на земле: я могу пройти мимо, а могу его поднять, могу купить много пива, а могу построить детский дом. Только то богатство, которое праведно использовано, имеет благословение. Если же оно просто лежит на земле, то оно ни хорошее, ни плохое.

Теперь – об использовании богатства. Есть вещи, жестко запрещенные определенной категории людей. Например, священнослужителям нельзя содержать питейные заведения. Из этого делается вывод, что такого рода бизнес явно безнравственный, и деньги, заработанные на спаивании народа, нельзя использовать для благотворительности.

– А производство алкогольных напитков тоже безнравственно? Ведь мы знаем, что лучшие сорта шампанского делали монахи, прекрасные итальянские вида производили в монастыре святого Бенедикта.

– Давайте разделим понятия: пить и упиваться. В те времена, когда в европейских монастырях производились эти вина, кроме них, простите, пить было нечего, потому что вода приносила с собой чуму.

– Наш бизнес за 20 лет первоначального накопления капитала дошел наконец до постановки вопроса о нравственности. Но, к сожалению, он еще не расширил горизонты своего сознания настолько, чтобы проецировать этот вопрос не только на себя, но и на общество в целом. Пока что нравственность нужна бизнесмену только для того, чтобы он лично чувствовал себя спокойно, мирно засыпал, не думая о том, сколько он нагрешил в течение рабочего дня.

К сожалению, на прошедшем форуме никто не сказал, что бизнес сам себе создает окружение – и финансовое, и деловое, и морально-этическое. Если бизнесмен готов дать взятку, то ее с удовольствием возьмут. Старая поговорка: нет не берущих, есть не дающие. А ты не давай – тогда и брать будет некому. Но такая принципиальность возможна лишь в том случае, если не давать будут все, иначе ты со своим делом прогоришь.

– В той трактовке, о которой вы говорили, это никакая не святая и никакая не ложь. Общее правило о благотворительности гласит: ты должен благотворить из честных средств, заработанных своими руками. А если даешь взятку налоговой службе, и она смотрит сквозь пальцы, как ты большую часть зарплаты раздаешь в конвертах и не платишь за нее налог, то это только по виду благотворительность: твои работники получают сверх того, что им положено. Но это уворованные средства, а ими благотворить нельзя.

– А в чем суть этой модели?

– По американской модели экономикой руководят несколько десятков крупных финансово-промышленных домов, не связанных с государством прямо, но связанных с теми, кто этим государством формально управляет. Эта модель фактически не признает за населением никаких социальных прав. Государство снимает с себя все социальные обязательства, полностью перекладывая их на население. Хотите учиться? Пожалуйста, только платите. Хотите лечиться? Платите – чем больше, тем лучше, иначе умирайте под забором. Пенсию себе тоже сами собирайте. И так далее. Это модель, которая не предусматривает никаких форм самоорганизации населения – ни профсоюзных, ни партийных. В отличие от европейской модели.

– Выходит, эту порочную систему американцы сначала внедрили у себя?

А наша система образования была одна из самых лучших в мире. Российские троечники получали в Америке президентские стипендии. Почему же мы разрушаем эту прекрасную систему, насильно внедряя бакалавриат и магистратуру, когда Запад от них отказывается? Почему навязываем ЕГЭ, хотя и преподаватели, и дети понимают, что эта тестовая система учит не думать, а, как собака, гавкать нужное количество раз в ответ на вопросы, формулировки которых вызывают истерический смех?

Я не призываю бряцать оружием, но, пока мы 20 лет им не бряцали, ПРО подвели к нашим границам: ракете уже лететь не нужно, она пешком дойдет до того, что ей нужно взорвать. Запад говорит нам одно, а делает совсем другое. И надо полагать, что на самом деле настоящих друзей у нас там нет.

– Отец Филипп, вы не только монах, но еще и директор департамента Счетной палаты, профессор, доктор экономических наук. Ваш путь представляется выходом из того нравственного кризиса, который переживает сейчас российское общество: если государственный чиновник или бизнесмен относится к своей работе как к служению Богу, то он не стремится к обогащению любой ценной, не обманывает и не грабит людей, наоборот, старается быть максимально полезным для своих подчиненных, партнеров, клиентов, всего общества. Как вам удается совмещать регулярные богослужения в храме, ответственную работу в государственном учреждении и преподавание в вузе?

– Как Бог дает, так и делать надо. Я просил у Него монашества – и был пострижен в 34 года. А все остальное у меня было еще до пострига: я уже был доктором наук, профессором. Конечно, надо много сил, чтобы сочетать научную работу, государственную службу и богослужения в храме. Но это Бог дает силы, не от нас они берутся.

– Отец Филипп, вернемся к нашей теме: бизнес и нравственность. Ведь трудно богатому войти в Царство Небесное?

–Трудно, но можно.

– А как?

– Это в Евангелии написано.


– Чтобы стать совершенным, надо раздать богатство нищим…

– А вы знаете праведных бизнесменов?

– Я знаю некоторых людей, которые убедили себя когда-то в том, что воровать нельзя. И им удается лавировать между теми айсбергами и ледоколами, которые плавают в нашем бурном море. Слава Богу, они занимаются предпринимательством чуть ли не с 1992 года и не тонут. Это удивительно. И это, по крайней мере, показывает, что в современной России для предпринимателей есть определенные возможности быть честными перед Богом и перед собой.

– Они и взятки стараются не давать?

Причем я никогда не слышал от этих людей, что они хотят повесить где-то табличку, что этот кирпич вделан в стену иждивением Иванова Сидора Петровича или этот гвоздь забит в доску от Борисова Петра Семеновича. Наоборот, эти люди обычно стремятся скрыть свое участие в том или ином мероприятии. Они не просят, чтобы этот факт был бы где-то отмечен. И если дают деньги, то не конвертом, а безналичным путем, чтобы не смущать ни себя, ни подопечных: сколько ушло – столько и пришло.

– Очень хочется верить, что со временем таких людей станет много, а российский бизнес и вся экономика станут нравственными. Что надо делать для воплощения этой мечты?

– Наверное, надо жить интересами своей страны. Жить честно. А это возможно лишь в том случае, если люди не пренебрегают основными заповедями, которые даны изначально на все времена. Вот в таких условиях жизнь в нашей стране, наверное, будет становиться все более и все более светлой. Если же мы будем жить интересами совершенно чуждых нам по культуре и идеологии людей, да еще обманывать тех, кто окружает нас, если станем каждый день, каждую минуту попирать Божии заповеди, то тогда перспектив у нас не будет, по крайней мере как у отдельного социально-политического образования на карте мира.

Нам уже на это намекали: еще в 1980-е годы Бжезинский написал свою книжку, где четко разделил Российскую Федерацию (после того, как от нее должны были отпасть все регионы-сателлиты) на четыре большие зоны. А в начале 2000-х годов папа Римский в эти четыре зоны направил епископов из ордена иезуитов, которые традиционно занимаются миссионерской деятельностью. То есть задача была поставлена, и есть силы, которые пытаются ее выполнять, возмущаясь почему-то позицией российского МИДа, которого Московская Патриархия вдохновила не пускать этих миссионеров на нашу территорию. Нас уже поделили. И на нас смотрят как на то образование, которое в конце концов должно придти к границам, уже кем-то заранее начертанным. Не надо об этом забывать, иначе мы потонем в том мутном потоке, в который нас толкают и в политике, и в экономике, и в культуре.

– Отец Филипп, все вопросы нравственного и духовного благополучия наших соотечественников вы сводите к возрождению России. Почему? Разве без Родины не может быть нравственным русский человек?

И обратите внимание: сколько людей уехало за границу и там рыдает!

– Будучи обеспеченными материально.

– Да, потому что там люди думают по-другому, и русскому человеку даже поговорить не с кем. Я увидел это, когда столкнулся с нашими эмигрантами второй волны в 1994 году, когда преподавал в Англии. Однажды мне сказали (англичане, не наши!): будь осторожен, через несколько дней к тебе обязательно придет некая дама, которая, как мы подозреваем, работает во всех разведках мира. Потому что она была там-то и там-то и как только где-то появляются русские, она тут же их находит (причем, неизвестно, откуда она о них узнает) и начинает вокруг них крутиться, по-видимому, выведывая информацию.

И вот, через три месяца пребывания в Англии, работая профессором, имея широкий круг общения и так далее, я сам стал неизвестно откуда узнавать, где русские, искать их и общаться с ними, прямо как эта дама. Ну, невозможно русскому все время жить в англоязычной среде!

– Что это за потребность такая: генетическая память, зов предков?

– Выходит, русскому человеку плохо на чужбине: он мучается от тоски по Родине, что обесценивает все радости жизни?

– Вы удивительно оптимистично рассказываете о страшных вещах, как будто верите в светлое будущее. Но при этом вы говорите, что Апокалипсис обязательно сбудется, как бы мы ни старались его предотвратить. Не противоречите ли вы самому себе?

– Как это? Ведь грешник должен попасть в ад?

– А вы знаете, в горящем озере все горит – и золото, и серебро. Так что грешник будет буквально купаться в драгоценных металлах. А кто в Бога богател, как сказано в Писании, тот получит богообщение. Даже из тех, кто занимался не только молитвой и постом, а и вполне мирскими делами.

Здесь не должно быть страха. Бог никогда не пугает. Он всегда учит. И учит не бояться страха там, где его нет. Все, что Он с нами делает, это педагогично. Мы неправильно боимся, что Бог нас накажет. Как будто Он собирается всех выпороть! А на самом деле Бог желает нас научить. Мы должны воспринимать его наказание как наказ: делай то-то, делай так. И наше мировосприятие будет тогда более позитивным. Помните, как Его ждали апостолы? Они на мучения шли с радостью, потому что к Богу своему приходили, соединялись с Ним. Но многие боятся смерти так, будто ожидают встречи с совсем другим существом. Наверное, они делают не то и не так, как заповедал Бог. Но если люди покаются в этом, то мир вокруг них станет прекрасным. И они обретут надежду на жизнь вечную.

Конечно, ДА.
Настоящие ЧеЛоВеКи знают, куда идут, поэтому и бизнес их небесполезен для общества. Не только ради $ конечно.
ВОТ. А еще они заранее знают, с кем иметь дело, кто пойдет честной дорогой. И все получается, если .

Да, если вы не привязаны к результату бизнеса (действуете без корысти),
Если знаете, что Бог источник всего и все принадлежит Богу

Да, если бизнес в цивилизованной стране. Мораль, в данном случае - законопослушание. У нас это невозможно, с надеждой говорю, пока невозможно. И страна нецивилизованная (Про бизнес! , в остальном не плохо) и бизнесмены, в основном, с криминальным начальным капиталом.

В начале - конечно нет, если играть по правилам то и бизнеса не будет толкового, а когда все поднимется и устаканется, вот тут можно и нужно играть с соблюдением морали, иначе радости и спокойствия не будет, даже от суперудачных проэктов.
Ведь мы все-таки люди, мы ЧЕЛОВЕКИ!

Совместимы, по отношению к людям моральность может присутствовать , а по отношению к государству нет, оно само по сути аморально. И можно без зазрения совести быть аморальным по отношению к государству, но вполне благородным и морльным человеком.

Странно, но факт все начинается с того как каждый к этому относиться. Если ты сегодня будешь вести себя аморально хоть где в бизнесе или еще в чем-то то неизбежно ты пожнешь такое отношение к себе. Если ты будешь поступать порядочно, то с тобой тоже будут поступать порядочно это закономерность и никуда от этого не деться.

Если это твой бизнес, то это - твоя идея, твои цели и твои планы.

два условия для достижения:
1) технология
2) люди

Точное определение личной цели позволяет владельцу компании спланировать все бизнес-процессы. Далее определить какая личная цель должна быть у сотрудника, который займет будущую вакансию. Если принять на работу тех сотрудников, которые достигая своей цели, приблизят Вас к Вашей цели, будет согласие с сотрудниками. А также многое другое позволяет сделась бизнес моральным.

В любом бизнесе (деле) существуют:
1. Создатель (владелец) и его цели
2. Бизнес (компания) и его цели
3. Сотрудники (партнеры) и их цели
4. Клиенты и их цели
5. Государство и его цели
6. Конкуренты и их цели

При постановке цели нужно учитывать будет ли кто-то, кто будет мешать или не согласен с тем, чтобы Вы достигли этой цели.

Бизнес и мораль совместимы, если с целью компании согласны все вышеперечисленные участники взаимоотношений.

Да! Я знаю слишком многих людей, ( от Торквемады до Фурцевой ) которые далали свой бизнесна том, чтозащищали мораль.
На мой взгляд МОРАЛЬ в отличие от свободы - такое же грязное дело, как и бизнес.

Конечно да. Бизнес - проще - дело, не важно какое коммерческое или нет именно оно определяет мораль. Мораль и этика - динамичные правила общения людей на заданную тему. Мораль есть и у убийц - смысл убийства и у насильников, как бы кощунственно это ни казалось. Это просто еще один уровень договоренности не более. В противном случае следует пояснить бизнес в связи с какой моралью вы имеете ввиду, если это мораль христианская (либо другая религиозно монотеистическая), то с такой моралью бизнес - особливо коммерческий совместим плохо, потому, что всегда противопоставлялись понятия личной и общественной выгоды, это так сказать фишка религиозной морали (секс и выгода) её табу.

В идеальном обществе, да. Ты ведешь дела по законам, не нарушая их. Но в нашей стране это априори невозможно.

Читайте также: