Сообщение о воскресенском соборе кратко

Обновлено: 17.05.2024

В оскресенский военный собор — первый каменный храм города Омска. Собор заложен в центре второй Омской крепости 8 июня 1769 года. Строилась церковь в течение четырёх лет. К осени 1773 года постройка храма завершилась, и внутри был установлен иконостас. В 1773 году были освящены три первые престола во имя Преподобного Сергия Радонежского, Спасительного Воскресения Христова и во имя Святой Великомученицы Екатерины.

Воскресенский собор вызывал восхищение у многих известных путешественников и ученых, бывавших в Омске. Тесно был связан собор и с людскими судьбами. В нем служили известные в Омске протоиереи Димитрий Пономарев и Стефан Знаменский. На богослужениях в храме бывал и ссыльный каторжник, впоследствии ставший классиком русской литературы, — Ф.М. Достоевский. В 1856 году в Соборо-Воскресенской церкви крестили замечательного русского художника М.А. Врубеля. В 1891 году в храме молился будущий император всероссийский Николай II, а в 1905 году здесь служил Божественную литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Следует отметить, что данная церковь являлась прародительницей Омского архива, библиотеки и музея. Именно здесь хранился ценный документальный материал по храмам Омска и прилегающим к нему селениям. В стенах собора имелась большая духовная библиотека, которая в 1867 году насчитывала более 1 020 изданий, а к началу ХХ века их численность возросла до 2 000. Были в соборной церкви и особо чтимые реликвии: напрестольное облачение, крест, дискос и Евангелие, пожертвованные храму самой императрицей Екатериной II, а также три казачьих знамени начала XVIII века.

Собор являлся культурно-просвятительным и благотворительным центром Омска. При храме находилась самая большая церковная библиотека в городе, которая в 1908 году насчитывала 1 875 томов. В советское время службы в соборе были прекращены в 1920-е годы, в 1958 году Воскресенский собор был разобран.

Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.

Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.

В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.

Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью. В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.

В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960-80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII-XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над Кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.

1.Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997.

2.Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.

3.Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника (в печати)

4.Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Составитель Л.М. Черненилова. М., 2008.

Главным украшением Арзамаса, города с древней и богатой историей, является его Воскресенский кафедральный собор. Расположенный на естественной возвышенности, он в ясные погожие дни виден за десятки километров, а благовестом своих колоколов оглашает раскинувшиеся со всех сторон просторы. Судьба этого храма, как большинства российских святынь, тесно связана с событиями отечественной истории.

Воскресенский собор Арзамас

Идея постройки нового собора

По свидетельству сохранившихся исторических документов, при царе Фёдоре Иоанновиче в Арзамасе был построен и освящён храм Воскресения Христова, которому он пожертвовал крест с мощами святых мучеников. Однако за два последующих столетия эта постройка весьма обветшала, и в начале XIX века было решено её разобрать и строить заново на более удобном для этого месте. По замыслу создателей, Воскресенский собор в Арзамасе должен был стать памятником победы российских войск над Наполеоном.

Работа по составлению проекта нового храма, а также непосредственное руководство его строительством было поручено талантливому арзамасскому зодчему Михаилу Петровичу Каринфскому, являвшемуся учеником знаменитого архитектора А. Н. Воронихина, обессмертившего своё имя созданием Казанского собора в Санкт-Петербурге. Кстати, М. П. Коринфский помогал своему учителю в создании его знаменитого проекта, однако прослеживается определённое сходство Воскресенского собора в Арзамасе не с ним, а с другим петербургским шедевром храмового зодчества ─ Исаакиевским собором О. Монферана.

Начало подготовительных работ

Место для новой постройки выбрали на вершине холма, где когда-то, ещё во времена Ивана Грозного, размещался деревянно-земляной острог, весьма претенциозно именовавшийся кремлём. С годами он был разрушен и уступил место деревянным домикам местных обывателей, которые перед началом строительства скупались на слом городскими властями и употреблялись в качестве дров для обжига кирпичей.

Воскресенский собор Арзамас расписание

Возведение стен будущего собора заняло семь лет (1814-1821) и явилось весьма затратным делом, поскольку, кроме огромного количества кирпичей, для сооружения фундамента потребовалось почти 10 тыс. кубометров бутового камня и ещё 164 т. железа. На покрытие столь значительных расходов, средств, выделенных из казны, не хватало, и их недостаток компенсировался за счёт добровольных пожертвований населения, всегда отзывчивого на богоугодные дела.

Строительство Воскресенского собора в Арзамасе не обошлось и без происшествия, ставшего впоследствии местной легендой и наглядно иллюстрирующего профессиональную смекалку рабочего люда. Рассказывают, что однажды, когда уже всё было готово для монтажа главного купола, дал трещину один из четырёх столпов, поддерживавших своды собора. Положение сложилось поистине критическое, так как обнаружившийся дефект создавал угрозу обрушения всего здания. Собранный в срочном порядке технический совет не мог предложить ничего лучшего, кроме демонтажа всей возведённой к этому времени постройки.

Воскресенский собор Арзамас расписание богослужений

Внешний облик нового храма

Торжественный и поистине монументальный облик собора символизирует собой величие России, что вполне отвечает замыслу его создателя, перед которым, как уже было сказано выше, стояла задача создать памятник военной доблести русского народа. В плане он представляет собой греческий (равносторонний) крест, положенный на квадрат размером 64х64 мм. Вся постройка поднята на ступенчатое основание ─ так называемый стилобит - и имеет общую высоту почти 47 метров.

Кровлю Воскресенского собора в Арзамасе венчают 5 куполов сферической формы, из которых самый большой ─ центральный, украшен 12 вертикальными окнами. Такое композиционное решение полностью соответствует традициям русской храмовой архитектуры. Основное здание окружено четырьмя портиками-колоннадами, имеющими высокие треугольные фронтоны и придающими ему строгий классический вид. Каждый из фронтонов собора украшен фресками на сюжеты, заимствованные из Священного Писания.

Воскресенский собор Арзамас как строили

Оформление внутренних помещений

Благодаря обилию света, проникающего в собор через 24 вертикально прорезанных окна, внутри него создаёт ощущение обширности и пространства. В целом оформление интерьера выполнено в приглушённых коричневых тонах, что способствует концентрации внимания и создания у присутствующих молитвенного настроения.

Кроме многочисленных фресок, на которых представлены эпизоды из земной жизни Иисуса Христа, а также традиционных для любого храма икон, внутренние стены собора украшает целый ряд живописных полотен, большинство из которых являются копиями работ известных европейских мастеров прошлого, писавших на библейские сюжеты.

Воскресенский собор в Арзамасе история

Закрытие собора большевиками

История Воскресенского собора в Арзамасе после прихода к власти большевиков столь же печальна, как и большинства его собратьев, разбросанных по всей территории России. Повезло ему лишь в том, что, в отличие от остальных 38 храмов и 5 монастырей, украшавших город в 1917 году, он не был разрушен, хотя новые власти и пытались это сделать. Спасло его лишь всеобщее возмущение граждан, а также заступничество ряда видных советских деятелей культуры.

Тем не менее богослужения в нём были прекращены, а всё находившееся внутри имущество либо конфисковано, либо попросту разграблено. С 1921 года в здании бывшего Воскресенского собора (Арзамас) помещалось несколько сотен политзаключённых, свезённых в город для работы на одном из военных объектов.

Божий храм, превращённый в музей

В 30-е годы местному руководству пришла идея использовать собор для размещения в нём экспозиций незадолго до этого созданного музея религии и атеизма, как это было сделано в Ленинграде с Исаакиевским собором. Следует признать, что это решение сыграло положительную роль в судьбе исторического памятника и уберегло его от неминуемых перестроек или полного разрушения. Привычное для старожилов города, расписание богослужений Воскресенского собора в Арзамасе сменила вывеска с графиком работы музея и перечнем ближайших атеистических лекций, но в целом облик здания остался прежним.

Кафедральный Воскресенский собор Арзамас

В те годы созданный большевиками музей стал средоточием многих православных святынь, свезённых в него из разорённых храмов не только Арзамаса, но и многих других городов и сёл России. Среди них, в частности, оказался весьма почитавшийся на протяжении веков напрестольный крест XVII века, находившийся более двух столетий в разрушенной большевиками Ильинской церкви, а также целый ряд икон, признанных уникальными памятниками древнерусской живописи.

Патриаршая инициатива

Возрождение арзамаского Воскресенского собора как духовного центра началось в 1944 году. Толчком к этому послужило обращение святейшего патриарха Сергия (Страгородского), являвшегося уроженцем этого города, к руководству Совета по делам РПЦ при ЦК КПСС. В нём он просил рассмотреть вопрос о передаче храма верующим и возобновлении в нём богослужений. Патриаршее ходатайство, хоть и не сразу, но было удовлетворено, поскольку события Великой Отечественной войны заставили правительство пойти на определённые уступки в религиозных вопросах.

Самый крупный действующий храм в СССР

В 1947 году Кафедральный Воскресенский собор в Арзамасе (этот статус он получил вскоре после своей передачи в ведение Московского патриархата) вновь открыл свои двери для прихожан и многочисленных паломников со всех концов страны. В последующий период богослужения в соборе более не прерывались. В 1988 году он стал центром мероприятий, связанных с празднованием тысячелетия крещения Руси. Это и неудивительно, поскольку тогда самым крупным из всех действовавших в Советском Союзе православных храмов являлся именно Воскресенский собор Арзамаса.

Воскресенский собор в Арзамасе

Расписание ежедневных богослужений

Все желающие посетить главный собор города Арзамаса должны учесть, что расписание его богослужений несколько отличается от стандартного графика, принятого в большинстве российских церквей. Так, по будням они начинаются в 7:30 с молебна, посвящённого святому, чья память отмечается в тот день согласно церковному календарю. Затем в 8:00 следует Божественная литургия, а в 17:00 совершается всенощное бдение или вечерня и утреня. В воскресные и праздничные дни общий порядок служб сохраняется, но ему предшествует начинающаяся в 6:00 ранняя Божественная литургия.

Строительство Воскресенского собора началось в 1658 году. К 1666 году стены центрального крестообразного объема и ротонды не достигали сводов. Достроили колокольню. Самим Патриархом Никоном были освящены три придела: Голгофский, придел Усекновения главы Иоанна Предтечи под Голгофой и церкви Успения Пресвятой Богородицы в северо-восточной части храма. В 1679 году после 13-летнего перерыва строительство было возобновлено и в 1685 году освятили главный алтарь храма. Приделы, устроенные в XVII веке, освящались и в 1690-е годы, и в следующем столетии.

Собор Ново-Иерусалимского монастыря воспроизводит план, размеры и трехчастную структуру прототипа. К центральному крестно-купольному объему, с востока примыкает Подземная церковь. С запада возвышается мощный объем ротонды, увенчанный шатром. С юга, западнее главного входа в храм до ее разрушения в 1941 году устремлялась ввысь колокольня. Главный фасад всего ансамбля монастыря — восточный. Господствующее положение в композиции восточного фасада занимает центральный крестообразный объем, увенчанный главой на круглом барабане диаметром 13,2 метра.

За алтарем устроено четыре придела, три из которых соответствуют приделам прототипа и завершены главками на восьмигранных световых барабанах.

Кровли Воскресенского собора, как и кровли его прототипа, первоночально были плоскими с ограждением. На кровлях второго яруса в восточной части с юга и севера поставлены две симметричные главы на восьмигранных барабанах. Пирамидальная, с четко выделенной центральной осью, композиция собора с востока строится по принципу объединения отдельных самостоятельных объемов в гармоничное единое сооружение. Образ храма-града был еще более убедителен в силу того, что все части собора, соединенные галереями и переходами, окруженные плоскими кровлями, были доступны для обозрения не только в целом, но и по отдельности, и на разных уровнях.

В облике южного фасада Воскресенского собора отчетливо проступают черты прототипа. В одну линию, длинной в 106 метров, выстраиваютс все три части храма. Мысленный взор обращается здесь непосредственно к храму Гроба Господня и через него к Иерусалиму земному — сосредоточию главных христианских святынь. Последовательно от низкого объема подземного храма взгляд следует к центральному крестообразному объему и далее к высоко взметнувшемуся вверх шатру ротонды.

С юго-восточной части собора между первым и вторым этажом распологается Голгофа, которая снаружи выделена папертью и керамическим декором на южном фасаде.

23 мая 1723 года случилось непредвиденное — произошло обрушение кирпичного шатра ротонды. Разрушения усугубил грандиозный пожар 1726 года, повредивший все монастырские строения. Монастырь остро нуждался в средствах для восстановления собора и ремонтных работах на других объектах. В 1730-е годы вопросами поврежденной ротонды и шатра занимались московские архитекторы А.П.Евлашев, Д.В.Ухтомский, И.Ф.Мичурин. До 1736 года на старом фундаменте и с сохранением древней кладки были восстановлены два нижних яруса ротонды. И.Ф.Мичурин предпологал восстановить шатер кирпичным и вернуть ротонде прежний облик. Но восстановление ротонды задерживалось из-за недостатка средств, а также сомнения в возможности ее фундамента и нижних ярусов выдержать тяжесть нового шатра. Разработка проекта шатра была поручена обер-архитектору Варфоломею Растрелли. Архимандрит Амвросий,назначенный императрицей Елизаветой Петровной, предложил вместо кирпичного шатра сделать шатер деревянным. К строительству приступили в 1757 году. В основу лег схематичный проект Растрелли; конструкцию разработал инженер В.Бернардаччи; работы велись под наблюдением московского архитектора Карла Бланка. Частичной перестройке и переоформлению в стиле барокко подверглась центральная часть собора. Собор после возведения нового шатра освятили вновь в 1759 году. Работы по обновлению интерьера продолжались и в 1760-х годах.

С середины XVIII столетия поновление приделов, а также устроение новых, осуществлялось за счет пожертвований членов императорской фамилии, близких ко двору вельмож и местных землевладельцев. Придел Всех Святых под колокольней обустраивался в конце XVIII века тщанием князя В.М.Долгорукого-Крымского. Придел преподобного Андрея Критского в заалтарном обходе собора устроен на средства М.А.Шуваловой — жены фельдмаршала П.И.Шувалова. Екатерина Романовна Дашкова — устроительница придела Преображения Господня во втором ярусе ротонды. Семейной усыпальницей помещика Рузского уезда генерала Б.А.Загряжского и его супруги стал придел 12 и 70 апостолов, обновленный и освященный вторично в 1793 году. В 1847 году в нем же была похоронена княжна А.М.Черкасская.

Уникальный изразцовый декор Воскресенского собора сделал его ключевым паямятником русского зодчества позднего средневековья. Изразцовые пояса опоясывали здание по всем ярусам, объединяя в единое целое все его объемы. Все окна храма (их более 100) имели керамические наличники.

4,85

К самым важным и интересным историческим достопримечательностям Арзамаса относят Воскресенский собор. Это действительно уникальный объект с богатой историей, удивительной архитектурной, роскошным внутренним оформлением. Грандиозную постройку видно с разных частей города. Уже на подъезде в Арзамас вы увидите его возвышающиеся купола с золочеными крестами. Святыня располагается на центральной площади. Композиция просто потрясающая: 5 куполов, около 50-ти колонн. Фасады оформлены фресками. Строительство храма длилось в течение 28 лет. С возведением святыни связано много сказаний и загадочных историй.


Собор Воскресения Господнего в Арзамасе – это яркий образец традиционного классицизма. Построен храм по проекту, разработанному известным на то время архитектором Михаилом Коринфским. Величественная памятка просто поражает воображение. Она шикарна, как внутри, так и снаружи. Более 20-ти лет талантливейшие мастера изо всего региона раскрашивали стены. Среди наиболее известных личностей, трудившихся над росписью храма, братья Ломакины и братья Серебряковы. Авторство сюжетов принадлежит профессору Николаю Алексееву.

Как добраться

История создания

Собор Воскресения в Арзамасе удивляет не только внешним видом, но и удивительной историей возведения и функционирования. Храм строился в знак благодарности Господу за победу в Отечественной войне 1812 года. Это не только святыня, это памятник русским воинам, которые готовы были отдать свои жизни за Родину. Победа над Наполеоном объединила и вознесла народ. Жители города единогласно решили воздвигнуть собор, чтобы поблагодарить высшие силы. Конечно, для строительства объекта такого масштаба были нужны деньги, и немалые. На центральной площади Арзамаса установили ящик, в котором собирали пожертвования на сооружение собора.


Особенность святыни ещё и в том, что это, наверное, наиболее величественный и богатый храм, построенный на деньги народа. Идея строительства Воскресного собора объединила местных жителей. В течение 28 лет они просто жили этой идеей. Каждый прикладывал немало усилий для того, чтобы проект был реализован: кто-то давал деньги на закупку материала, кто-то жертвовал время и усилия на выполнение технологических процессов, другие предоставляли транспортные услуги, добывали сырьё, собирали деньги. Для строительства собора потребовалось 5,5 млн. штук кирпичей. Для закладки фундамента использовали более 1000 кубических метров бутового камня и 164 тонны железа.

Начало строительства

Разработку проекту доверили известному архитектору М.П. Варенцову (Коринфскому), который был выходцем из Арзамаса. А вот деньги собирали разными способами. Кроме пожертвований местных жителей использовались также так называемые кормовые средства. Это деньги, которые должны были выделены городу правительством за то, что он содержат военных, останавливающихся в Арзамасе. Оберпрокурор Святейшего Синода составил прошение о выдаче кормовых на сооружение святыни, которое, в конце концов, было удовлетворено. 17 февраля 1914 года на центральной площади города состоялось собрание жителей, они своё намерение подтвердили, после чего протоиерей и староста повезли проектную документацию на согласование епископу.


Владыка одобрил проект, дал благословение на строительство Воскресного собора. Его решение сопровождалось выдачей храмозданной грамоты и книги пожертвований. Деньги, которые люди давали на реализацию проекту, были на строгом подсчете. Все пожертвования записывались в приходо-расходную книгу, которую в конце года нужно было представить в консисторию. В архивах нет данных о точной дате закладки фундаменты собора, однако, можно предположить, что случилось это в скором времени после благословения епископа. Кстати, в городе был старый Воскресенский собор, которые решили разобрать. Полученные в ходе демонтажа строительные материалы сразу же отправлялись на сооружение нового собора, а иконостас и другие убранства продали в храм, который находился в соседнем селе. Оставили только две иконы: Воскресенья Христова и Иоанна Воина.


Как строился собор?

Непосредственно о самом процессе возведения храма первый доклад подал протопоп Стефан Пименов. Масштабное строительство продвигалось медленно, но уверенно. Ящик пожертвований постоянно пополнялся. Нехватки в рабочих не было. Работа была организована отлично. Основные этапы сооружения собора, о которых есть упоминания в документах:

  • 1816 – заложен фундамент и завершено сооружение цоколя.
  • 1818 – сумма пожертвований за 1817 год составила 768 руб. 85 коп. деньгами, плюс жертвования материалами. Положено 552 тыс. штук кирпича, изготовлено 600 тыс.
  • 1820-е – завершение кладки, на которую ушло более 5,5 млн. кирпичей.

Форс-мажоры тоже возникали. Когда уже начинали возводить купол, треснул юго-западный столп. Сначала думали, что придётся всё перестраивать. В Арзамасе в то время жил полуграмотный, но очень толковый мастер, который предложит более выгодное решение. Столб укрепили железом и обклеили бумагой, чтобы проверить, не разрушается ли он. Строительство возобновилось.

Пожар в Арзамасе

Самым тяжёлым годом был 1823, когда в Арзамасе случился большой пожар, в результате которого выгорела дотла нижняя часть города. Огонь уничтожил богатые купеческие здания, старинные постройки, дома состоятельных жителей города, которые жертвовали деньги на храм. Это не могло не сказаться на процессе строительства святыни, хотя она и не пострадала.

Первый престол был освящён только в 1832 году, второй – в 1833, а третий – в 1834. На этот период внутренне оформление не было завершено. Отделочные работы проводились постепенно. Главный престол освятили в 1840 году. На торжестве присутствовал епископ. Последний 5-й престол был завершен в 1842 году.


Собор в 1880-1900-х годах

Роскошный Воскресенский собор в течение продолжительного периода совершенствовался и улучшался. В конце ХIХ века здесь старостой был некий Жевакин. Сбор пожертвований на храм продолжался. Староста использовал собранные средства для золочения крестов на куполах. В городском бюджете тоже была статья расходов на ремонт собора. С 1870 года при храме существует Кирилло-Мефодиевское братство. Его члены организовывают обучение местных жителей, а также принимают решение о выдаче стипендии талантливым детям из бедных семей.

После Октябрьской революции

Когда власть перешла к большевикам, собор ещё продолжал функционировать. Долгое время на него не обращали внимания. Закрыли святыню только в 1932 году. С того времени храм выполняет функции антирелигиозного музея. Проводились перепланировки. Сюда завезли иконы и другие религиозные предметы из других храмов. Теперь они находились здесь в роли экспонатов. Спустя несколько лет это была тюрьма для заключённых. А в 1937 году в здании собора организовали спортивный зал. Но, даже, несмотря на все эти события, уникальная художественная роспись, фрески, иконостас пострадали незначительно. Воскресенский собор был открыт в 1944 году. С того времени проводятся масштабные реставрационные работы.


Внутренняя отделка

В Воскресенском соборе есть 9 престольных праздников. К оформлению внутренних стен приглашали самых талантливых учителей и учеников школы живописи. Большинство фресок выполнены в светло-коричневой цветовой гамме. Отсутствуют яркие цвета и отвлекающие мотивы. Атмосфера в соборе настраивает на спокойствие, молитвенное настроение. Мастера рисовали тушью по сырой штукатурке. Так как штукатурка быстро сохнет, художникам приходилось каждый раз наносить новый слой и рисовать, пока он остаётся ещё мокрым. Тематика картин: земная жизнь Иисуса Христа.


Особого внимания стоит иконостас. Над созданием этого величественного шедевра трудились братья Ломакины. Он состоит их 5-ти частей, обрамленных колоннами с капителями, которые изящно оформлены резными элементами, пилястрами. Иконы Богоматери и Иисуса с царскими коронами – это работа профессора Алексеева. Есть в соборе также иконы, сохранившиеся с XVI века. Храм украшали и работы местных рукодельниц, которые в совершенстве владели техникой золотого шитья.


Сооружение колокольни

Архитектурный ансамбль Воскресенского собора дополняет колокольня. Вначале было 10 колоколов. Самый большой колокол имел достаточно внушительные размеры, весил 8 тонн. Он отлит в 1849 году в Ярославле. Это работа мастера Мартьенова. Вес второго колокола – 3 тонны. Остальные менее впечатлительны. В храме почитают благодетелей и меценатов, которые жертвовали и жертвуют на строительство, ремонт, реконструкцию собора. Их фамилии записаны на памятных досках, располагающихся у западных врат.

Собор построен из кирпича, холодный. Было принято решение построить возле него тёплую церковь. Она была возведена на месте старого собора. В оформлении фасадов сочетаются черты двух архитектурных стилей: классицизм и барокко. Церковь имеет 22 окна, изящно декорированных наличниками и лепными элементами.


Воскресенский собор сегодня

Сегодня собор продолжает функционировать, являясь одной из главных достопримечательностей Арзамаса. Это предмет гордости местных жителей. Храм сочетает в себе функции святыни и исторической, религиозной достопримечательности. Он привлекает не только величественными размерами, оригинально и богато оформленными фасадами и интерьером, но и удивительной историей. В Арзамасе Воскресенский собор – это must have к посещению.

Читайте также: