Сообщение о художнике ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сейчас принято считать, что в годы советской власти все искусство жестко подчинялось идеологическому диктату, поэтому было однообразно не имело художественной ценности. А, между тем, с 1917 до конца 80-х годов в СССР жило много талантливых и самобытных художников, которые создавали замечательные полотна. Некоторые из них получили известность еще задолго до революции. Можно вспомнить Игоря Грабаря, Михаила Нестерова, Исаака Бродского, Кузьму Петрова- Водкина, Павла Корина, Петра Кончаловского, Сергея Герасимова и других. Среди тех, кто начал работать уже в советский годы были А. Дейнека, А. Пластов, Ю. Пименов, П. Корин, Т. Яблонская и др. Конечно, художников нацеливали на создание произведений о достижениях СССР, но среди живописцев этой эпохи было немало прекрасных пейзажистов, таких, как Н. Ромадин, Б. Щербаков, С. Жуковский и др. мастеров натюрморта, среди них Ю. Пименов, В. Стожаров. Немало было написано талантливых портретов, исторических полотен, особое место в советской живописи занимала тема Великой Отечественной войны. Я предлагаю вам краткую иллюстрированную лекцию и презентацию в конце поста, где, кроме названных художников, есть материалы об Илье Глазунове, Петре Белове, Михаиле Шемякине, Исайе Бродском.

Если вы щелкнете по нужной вам строчке содержания, то перейдете на соответствующую главу.

Содержание

Культурная политика советской власти в 20-30 годы. Социалистический реализм.

После революции 1917 года часть творческой элиты уехала за границу, другая осталась в России, веря, что молодому государству нужно новое революционное искусство. Надо сказать, советская власть с самого начала понимала важность культуры. Тогда были приняты законы о сохранении библиотек, музеев. Особенно заботились о воздействии культуры на массы, поэтому большое значение придавалось развитию плаката, монументальной скульптуры. В первые же десятилетия начали развивать искусство союзных республик, в некоторых из них прежде живопись практически отсутствовала.

Представители русского авангарда поначалу вполне отвечали задачам власти. В 1919 году был открыт первый в мире музей современного искусства МЖК (Музей живописной культуры). Там в постоянной экспозиции были картины Малевича, Кандинского, Татлина и др. Причем созданием музея занимались одновременно и сами художники, и правительство молодого государства. Музей просуществовал до 1929 года. Работали различные объединения художников, каждое со своими представлениями о языке живописи. Так, Ассоциация художников революционной России продолжала реалистические традиции передвижников. Общество художников-станковистов брали за образец экспрессионистов. Среди них были Дейнека, Пименов. Было еще Общество московских художников, куда входили Кончаловский, Герасимов, Грабарь и др.

image

Таких произведений было немало, но, надо сказать, имена их авторов сегодня практически забыты. Однако, это не значит, что такими были произведения всех художников страны. Чтоб лучше понять искусство СССР присмотримся к некоторым картинам и судьбам, порой противоречивым, признанных классиков советской эпохи.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871 — 1960).

Грабарь Игорь

Как пейзажист Грабарь больше всего любил зиму. Говорят, как только она заканчивалась, начинал писать натюрморты. Деревья, покрытые инеем — этот тот сказочный, почти нереальный мир, который он так любил изображать.

Грабарь пейзажи

Грабарь после революции

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 — 1939)

Петров-Водкин ранние работы

Петров-Водкин К.

Любопытно, оказывается, у него тоже есть портрет Ленина, как все у Петрова-Водкина очень необычный. Он смотрит на нас с печалью и каким-то вопросом. Это не вождь, уверенный в своей правоте, а человек, несущий тяжелое бремя. Конечно, это восприятие самого художника.

Петр Петрович Кончаловский (1876 — 1956)

image

Все, что изображает Кончаловский, очень материально. Впечатление усиливается плотными, густыми красками, говорили,что они словно замешаны не на масле, а на глине. Круг его интересов, кажется, узок и, в то же время, он включает все главное в человеческой жизни: дом, семью, творчество.

Кончаловский П. картины

Портрет в советской живописи

Кончаловский П. картины

А в 1938 году он написал портрет В. Мейерхольда. Режиссер к тому времени уже лишился театра. В следующем году он будет арестован и расстрелян. Мейерхольд лежит на фоне пестрого ковра и среди его ярких узоров измученное лицо режиссера замечаешь не сразу. Писать портрет опального режиссера в 38 году — это был поступок.

Вот такая судьба советского художника: жил, ни под какие постановления не подстраивался, был удостоен званий Народный художник Российской Федерации и лауреат Сталинской премии дожил до 80 лет.

Александр Михайлович Герасимов (1881-1963)

Герасимова можно смело назвать одним из самых ярких представителей официального искусства. Он писал картины в духе решений партии, портреты ее лидеров, и она высоко ценила его труд. Вот только некоторые из его наград и званий: доктор искусствоведения, первый Президент Академии художеств СССР, Народный художник СССР, Лауреат четырёх Сталинских премий.

image

После смерти Сталина его звезда стала закатываться. Хрущев, разоблачивший культ личности Сталина, приказал убрать работы художника из музеев и очень резко в личной беседе отозвался о его творчестве.

Вот такой типичный представитель советского официального искусства. С удивлением прочла, что Герасимов долго отказывался вступать в партию, его буквально заставили сделать это, когда собирались назначить Президентом Академии художеств СССР. Говорили также, что по природе это было очень мягкий человек, который призывал молодых художников никогда не предавать свой талант. А сам? Он ведь был учеником Серова и Коровина, увлекался импрессионизмом. Вот ранние работы А. Герасимова.

Герасимов А.

Герасимов пейзажи

Было у Герасимова такое заветное место — город Козлов, ныне Мичуринск, его родина. Время от времени он уезжал туда из Москвы, чтоб побыть наедине с собой, рисовать, то, чего просит его душа. Там он писал натюрморты, пейзажи, создавал портреты близких. Кстати, в первую очередь он считал себя портретистом, и, кроме портретов вождей, его кисти принадлежат поэтичные портреты родных, современников, например, великой актрисы Аллы Константиновны Тарасовой.

Герасимов А. Картины

Является ли автор этих работ представителем соцреализма? Честно говоря, кроме политических определений никто никогда не дал научной характеристики этого направления. Но мы видим, что даже признанного официального советского художника нельзя оценить однозначно.

Александр Александрович Дейнека (1899 — 1969).

А. Дейнека картины с названиями

Когда-то о 30-х годах говорили как о романтическом времени потом — как о времени репрессий. Но там было и то, и другое. Мальчики мечтали быть летчиками, полярниками, тогда большое значение придавали физкультуре и спорту. В 1931 появился комплекс ГТО (Готов к труду и обороне). Молодежь с удовольствием прыгала с парашютом, участвовала в соревнованиях. Сам художник, занимался боксом, волейболом, у него была до старости хорошая спортивная форма.

image

Картины Дейнеки оптимистичны, но без официозной натуги. Здесь радость юности от ощущения своей силы, красоты и веры в свои возможности.

Оптимизм в советской живописи

Советские художники о Великой Отечественной войне

image

1941-45

тема войны в живописи

image

Советский пейзаж второй половины XX века.

В русском искусстве еще в XIX веке существовала традиция пейзажной живописи. Продолжилась она и в XX веке. С одной стороны, красота и разнообразие пейзажей России вдохновляла живописцев самых разных характеров и направлений, а с другой позволяла уйти от официального искусства и писать для души. Среди видных мастеров пейзажа XX века — А. Рылов, А. Куприн, Г. Нисский, К. Юон, уже названные А. Герасимов, И. Грабарь. Я расскажу о трех пейзажистах второй половины XX века.

Алексей Михайлович Грицай (1914-1998)

image

Николай Михайлович Ромадин (1903 — 1987).

Николай Ромадин пробовал себя в разных жанрах: писал портреты, картины на современные темы, но в начале 30-х годов начал писать пейзажи, и это стало главным делом его жизни. Говорили, что его трудно застать в Москве: ездил то на русский север, то на Волгу. В 1940 году на первой персональной выставке Ромадина к нему подошел Михаил Нестеров, еще до революции создававший проникновенные образы России. Когда-то Левитан подарил ему свою фотографию и наказал отдать ее художнику, которого сочтет достойным продолжателем традиции русского пейзажа. Это фото Нестеров передал Ромадину. Произведения художника тепло принимались и зрителями, и критикой, он участвовал в выставках в СССР и за рубежом, в том числе Венецианской биеннале 1956 года.

Борис Валентинович Щербаков (1916-1995)

Цикл картин у Щербакова связан с домом Л. Толстого в Ясной Поляне. Художник много бывал в Тарханах, где прошло детство М. Ю. Лермонтова, в пушкинских местах: Михайловском, Тригорском, Святогорском монастыре, где похоронен поэт. Вдохновляли Щербакова тургеневские пейзажи Спасского -Лутовинова, где прошло детство писателя.

image

Живопись второй половины XX — начала XXI века.

Советский авангард

Сложные отношения с советской властью были и у Михаила Михайловича Шемякина (род. в 1943). До 14 лет он жил с родителями в ГДР, где увлекался не только классиками европейского искусства, но и современной живописью. После возвращения в СССР успел 3 года поучиться в средней художественной школе при Институте живописи им. И. Е. Репина, но был исключен за развращение молодежи, которое заключалось в том, что он знакомил одноклассников с произведениями современных художников Европы. Потом будет работа почтальона, рабочего в Эрмитаже, там он мог в свободное время изучать картины великих художников. Необычный человек будет вызывать подозрения у КГБ, в результате чего Шемякин окажется в клинике для душевнобольных. К счастью, он смог выбраться оттуда, прежде, чем лечение превратило бы его в овощ.

Михаил Шемякин

Больше картин Шемякина есть в презентации.

Сергей Васильевич Волков родился в 1956 году. В 80-е годы начал выставляться как в СССР, так и за рубежом, его работы высоко ценят на больших аукционах. Волков много рисует Москву. На его картинах есть, конечно, внешние узнаваемые приметы, но это город, который он придумал сам — не суматошная столица, а место, где живут своей тихой жизнью добрые и забавные люди.

Сергей Волков художник

И, хотя он изображает обыденную жизнь, его картины не про быт, ведь его люди любят летать.

Ольга Васильевна Булгакова родилась в 1951 году в Москве, в семье художников. Закончила институт им. Сурикова, с начала 70-х годов участвовала в выставках. Кто-то видит в ее творчестве черты сюрреализма, символизма. Но у нее своя особенная манера, выражающая особенный мир художницы, человека умного и глубокого. В 70-80 годы ее вдохновляли образы героев Пушкина, Гоголя, сегодня — Библии. Герои Булгаковой погружены в себя, словно живут в параллельном мире. Это одиночество порой трагично, особенно когда касается великих людей. Ее Пушкин просто раздавлен имперской мощью, а Гоголь — такой маленький и слабый в жутком мире фантасмагорий.

Ольга Булгакова художница

В России конца XX — начала XXI веков работают очень разные художники. Одни следуют традициям реалистической живописи, другие работают в разных направлениях модернизма и постмодернизма. Очень популярен Никас Сафронов (1956 г), хотя многие видят в его картинах дурной вкус. Продолжает работать Наталья Нестерова (1944), одна из ярких фигур еще советского периода. Представитель известной художественной династии Лаврентий Бруни (1961) известен своими цветочными натюрмортами. Рустам Хамдамов (1944) сочетает много талантов: он кинорежиссер, которого многие считают гениальным, дизайнер, создававший эскизы украшений и костюмов для крупнейших домов моды в Париже и Нью-Йорке. Он — единственный современный российский художник, чьи работы приобрел Эрмитаж. Вот еще несколько работ конца 20 — начала 21 веков.

Союз Советских Социалистических Республик просуществовал с 1922 по 1991 год. В него входили такие страны, как современная Россия, Украина и Латвия. В первые годы существования СССР культура была одной из ключевых тем для правительства. Художники экспериментировали с техникой и стилями, создавая произведения искусства, которые были синонимами государства, близки новой политике. Вот 10 советских художников, которых знают по всему миру.

Каземир, Малевич. Супрематизм, 1917, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

Каземир, Малевич. Супрематизм, 1917, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

1. Александр Дейнека

Александр Дейнека (1899-1969) родился в Курске и начал свою творческую карьеру в качестве фотографа отдела уголовного розыска. Он служил в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), из армии был направлен учиться искусству во ВХУТЕМАС (Москва). В эти годы сформировался его творческий стиль. Он стал известным советским художником, графиком и скульптором, ключевой фигурой модернистского фигуративного стиля в России. Одна из самых известных картин "Колхозница на велосипеде" (1935), которая получила высокую оценку за стиль соцреализма. Его работы часто изображают сцены труда или спорта (например "Эстафета"), в то время как его более поздние работы включают более монументальные картины, такие как "Защита Петрограда" (1928), "Оборона Севастополя" (1942). Он также работал с мозаиками, некоторые из которых до сих пор сохранились, например, на станции метро "Маяковская" в Москве.

Александр Дейнека. Колхозница на велосипеде, 1935, Государственный Русский музей, г. Санкт-Петеребург

Александр Дейнека. Колхозница на велосипеде, 1935, Государственный Русский музей, г. Санкт-Петеребург

2. Александр Герасимов

Александр Герасимов (1880-1963) был выдающимся художником, архитектором и театральным дизайнером в России. Учился у Абрама Архипова и Константина Коровина. После возвращения с фронта во время Первой мировой войны Александр основал Коммуну Козловских художников в 1918 году. Художники жили в Тамбовской губернии, с 1918 по 1925 год. В 1925 он вернулся в Москву. Именно в это время его стиль резко изменился. Он больше не рисовал пейзажи в стиле импрессионизма; все последующие картины написаны в стиле соцреализма. При этом он стал любимым художником Иосифа Сталина. Это закрепило его положение, он стал председателем Союза художников, а затем президентом Академии художеств СССР. За свою карьеру он четыре раза получил Сталинскую премию.

3. Александр Самохвалов

Художник, акварелист и иллюстратор Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) был ведущим членом Ленинградского отделения Союза художников Российской Федерации. Александр Самохвалов часто признается одной из главных фигур ленинградской школы живописи. Известный своим жанровой и портретной живописью, художник оттачивал свои таланты у Кузьмы Петрова-Водкина, который оказал влияние на его рисунки и слияние формы и цвета. Его поездка в Самарканд в 1921 году знаменует собой поворотный пункт в его карьере и, как полагают, значительно повлияла на его стиль в последующие годы. Пять лет спустя он участвовал в восстановлении собора Святого Георгия в Старой Ладоге. Именно здесь он познакомился с традиционными формами русской живописи, что также повлияло на его собственный стиль. Среди известных работ - "Киров принимает парад физкультурников" (1935) и "Появление В.И.Ленина на II Всероссийском съезде Советов" (1939).

4. Эль Лисицкий

Лазарь Маркович Лисицкий (1890-1941), более широко известный как Эль Лисицкий, известен не только как художник советской власти, но и как дизайнер, фотограф, архитектор и полемист. Он являлся заметной фигурой русского авангарда и автором пропагандистских работ. Под влиянием Казимира Малевича, который был его наставником, его собственные работы продолжали влиять на Баухауз и Конструктивистское движение. Большая часть графического дизайна 20-го века может быть связана с инновациями Лисицкого в динамических композициях и использовании цвета. Свою творческую карьеру он начал как книжный иллюстратор детских рассказов на идише. Среди художественных произведений Лисицкого и выставочные экспозиции и агитационные плакаты, в частности "Клином красным бей белых" (1919). Ключевым элементом работ Лисицкого было то, что они были созданы для содействия социальным и революционным изменениям. Он стал послом российской культуры в Веймарской Германии в 1920-х годах. Он оставил после себя наследие уникальных типографских и дизайнерских работ, которые и сегодня остаются влиятельными и провокационными.

5. Густав Клуцис

6. Каземир Малевич

Казимир Малевич (1879-1935) родился в Киеве, большую часть своего детства провел в отдаленной Украине и часто переезжал. Изолированный от культуры, Малевич впитал в себя традиции сельской жизни, которые, как говорят, были с ним на протяжении всей его жизни. После смерти отца в 1904 году он переехал в Москву, где учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он был современником Владимира Татлина, часто выставлялся с ним на выставках. Поворотным моментом в его стиле стало открытие в 1913 году в Москве крупной выставки произведений Аристарха Лентулова. Говорят, что это открыло разум Малевича кубическим формам и принципам, которые он начал включать в свои работы. Основной вклад Малевича в историю искусств пришелся на 1915 году, когда он написал свой манифест "От кубизма к супрематизму". Супрематизм должен был стать его фирменным стилем и очень влиятельным для будущих поколений художников. Среди известных супрематических работ художника - "Черный квадрат" (1915) и "Белое на белом" (1918).

7. Константин Юон

Константин Юон (1875-1958) был московским художником и дизайнером, известным своими пейзажными работами. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в мастерской Серова. После получения образования Юон провел несколько лет, путешествуя по Европе, восхищенный художественными стилями и творениями, которые он видел. Он был особенно поражен импрессионистами, их исследованием света и цвета. Считается, что он включил эти подходы и стили в свои собственные пейзажные работы. Тем не менее, его более поздние работы показывают более социальный, реалистический стиль, в его работах появляются крестьяне и сельские деятели.

8. Марк Шагал

Марк Шагал (1887-1985) родился в Витебске. Он известен своими крупными заказами, такими как окна для синагоги Медицинского центра Университета Хадасса в Иерусалиме, потолок Парижской оперы, витражное окно в здании Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и фрески для Метрополитен-опера.

Шагал учился в Императорском обществе защиты искусств в Санкт-Петербурге. Он переехал в Париж в 1910 году, где познакомился с кубизмом и фовизмом, которые были популярны там в то время. Его работы выставлялись на Осеннем Салоне в 1912 году. Он вернулся в Россию в 1914 году, где ему пришлось задержаться из-за начала войны. Поселившись в своем родном городе Витебске, Шагал основал Витебскую школу народного искусства и был назначен комиссаром по искусству в 1918 году. После войны Шагал путешествовал по Европе и за ее пределами. Во время Второй мировой войны Шагал бежал в Соединенные Штаты.

9. Сергей Васильевич Герасимов

Для картин московского художника Сергея Васильевича Герасимова (1885-1964) характерно слияние русского и европейских модернистских стилей. Ранние работы Герасимова, ученика Константина Коровина, были в основном акварельными, их хвалили за техническую виртуозность. Выпускник ВХУТЕМАСа в 1920-х и 1930-х годах, он создавал плакаты и другие работы для советского правительства. Несмотря это, он был известен как либеральный мыслитель. Он также был членом групп Маковца и директором Союза художников России; однако с этого поста смещен Александром Герасимовым и восстановлен в должности директора после смерти Сталина.

10. Владимир Татлин

Возможно, один из самых известных советских архитекторов начала 20-го века, Владимир Татлин (1885-1953) был яркой фигурой русского авангарда. Связанный с модернистским и конструктивистским движением, на карте истории искусств он оказался благодаря его знаменитому дизайну "Памятника Третьему Интернационалу" (1919): несмотря на то,что проект не был осуществлен, он стал символом русского модернизма и передового дизайна. Под влиянием кубистских коллажей Пикассо и русского футуризма Татлин создал свой собственный творческий язык, переведя его в творческие работы из стекла, металла и дерева. Рисование его не очень интересовало. Искусство должно иметь более практическую цель и должно представлять идеальные ценности.


Лучшие советские художники выходили далеко за рамки пропагандистского искусства и создавали настоящие шедевры.

1. Александр Лабас (1900 - 1983)

Александр Лабас. Метро, 1935

Александр Лабас. Метро, 1935

Художник, прошедший путь через все советское искусство, от группы ОСТ (Общество художников-станковистов, изображавших новые советские реалии методами немецких экспрессионистов) до фигуративного искусства с сильными элементами авангарда.

Александр Лабас. Утро после боя, 1929

Александр Лабас. Утро после боя, 1929

Государственная Третьяковская галерея

2. Илья Машков (1881-1944)

Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского

Илья Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского

Илья Машков. Советские хлебы

Илья Машков. Советские хлебы

Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова

Он - создатель абсурдной и ироничной версии советского натюрморта.

3. Александр Дейнека (1899-1969)

Александр Дейнека. Ленин на прогулке с детьми

Александр Дейнека. Ленин на прогулке с детьми

Центральный музей Вооруженных Сил

Александр Дейнека. Футбол, 1924

Александр Дейнека. Футбол, 1924

Его творчество не вписывается в общепринятую канву соцреализма, потому что каждое его масштабное произведение было абсолютно новым авангардным решением. И вращаясь в кругу советской высшей номенклатуры, ему удавалось оставаться самим собой.

4. Дмитрий Налбандян (1906-1993)

Дмитрий Налбандян. Великая дружба

Дмитрий Налбандян. Великая дружба

Дмитрий Налбандян. Осенним утром у костра. Отдых, 1959

Дмитрий Налбандян. Осенним утром у костра. Отдых, 1959

Музей русского импрессионизма

Он, в том числе, будучи живописцем Иосифа Сталина, уловил его тягу к тяжелому минимализму, а во времена Никиты Хрущева явил другой канон - практически советский импрессионизм.

5. Екатерина Зернова (1900-1995)

Екатерина Зернова. Сельмашстрой. Плакат, 1930

Екатерина Зернова. Сельмашстрой. Плакат, 1930

Одна из ярких женщин-художниц советской эпохи, стоящая в одном ряду с Александром Дейнекой, возможно, лучше всех воплотившая милитаристскую тему, образы разного рода войск Рабоче-крестьянской красной армии.

Екатерина Зернова. Колхозники приветствуют танкистов, 1937

Екатерина Зернова. Колхозники приветствуют танкистов, 1937

Даже танк на ее полотнах становился полноценным героем.

Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева

Тонкий и недооцененный художник в 1930-х работал хранителем отдела новейших течений русской живописи в Третьяковской галерее.

Виктор Мидлер. Политзанятие на Линкоре

Виктор Мидлер. Политзанятие на Линкоре

7. Александр Лактионов (1910-1972)

Александр Лактионов. Письмо с фронта

Александр Лактионов. Письмо с фронта

Александр Лактионов. Натюрморт

Александр Лактионов. Натюрморт

Сальский художественный музей

У него очень интересные малые формы - например, натюрморты, в которых, как в более свободном жанре, магический реализм и сюрреализм отразились в наибольшей степени.

8. Георгий Нисский (1903-1987)

Георгий Нисский. Над снегами, 1964

Георгий Нисский. Над снегами, 1964

Институт русского реалистического искусства

Он пережил несколько стадий расцвета. Начинал с довольно брутальных батальных сцен, но стал знаковой фигурой для художников поколения 1960-х годов. Ему удалось создать свой абсолютно непередаваемый и узнаваемый во всех элементах стиль, но оставаться совершенно простым доступным человеком.

Георгий Нисский. Площадь Пушкина, 1966-1967 гг.

Георгий Нисский. Площадь Пушкина, 1966-1967 гг.

Институт русского реалистического искусства

9. Павел Никонов (р.1930)

Павел Никонов. Ненастье, 1984

Павел Никонов. Ненастье, 1984

Павел Никонов. Геологи, 1962

Павел Никонов. Геологи, 1962

Он несколько раз менял стиль, от многослойной почти монохромной живописи до собственного варианта примитивизма с мастерским цветом и композицией.

10. Татьяна Яблонская (1917-2005)

Татьяна Яблонская. Утро, 1954

Татьяна Яблонская. Утро, 1954

Татьяна Яблонская. Хлеб, 1949

Татьяна Яблонская. Хлеб, 1949

При этом она всегда оставалась очень сильным и разносторонним художником, меняла стили, разрабатывала свою версию примитивизма в духе Анри Руссо.

Татьяна Яблонская. Лето, 1967

Татьяна Яблонская. Лето, 1967

Советское изобразительное искусство

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства. Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества. Если в искусстве 19-го - начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства. Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х - 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора "Ты записался в добровольцы?" и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это "Окна РОСТА", где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды, составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России" (АХРР) "Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др.) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер.

В эти же годы было положено начало эпопее "Лениниана", создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников.

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и др.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции, партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что "когда гремят пушки, музы молчат". Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества.

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру "Окон РОСТА" в 1941 - 1945 годах создавались многочисленные листы "Окон ТАСС". Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в "Окнах ТАСС", в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова "Не забудем, не простим!" Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова "Ленинград в дни блокады".

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы. Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова. Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины "Победа", Б.М.Неменский и его картина "Мать", крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину.

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы. Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере "Трофеи русского оружия" (1942), триптих П.Д.Корина "Александр Невский", полотно А.П.Бубнова "Утро на Куликовом поле".

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями. Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х - 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период - отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера.

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека. Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний. Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей.

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как"Машенька"Б.Неменского, "Письмо с фронта" А.Лактионова, "Отдых после боя" Ю.Неменского , "Возвращение" В.Костецкого и многие другие.

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме.

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е. картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями ("Опять двойка!" Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах ("Хлеб" Т.Яблонской, "На мирных полях" А.Мыльникова). Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п. Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись - это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Советское изобразительное искусство

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства. Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества. Если в искусстве 19-го - начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства. Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х - 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора "Ты записался в добровольцы?" и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это "Окна РОСТА", где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды, составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России" (АХРР) "Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др.) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер.

В эти же годы было положено начало эпопее "Лениниана", создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников.

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и др.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции, партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что "когда гремят пушки, музы молчат". Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества.

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру "Окон РОСТА" в 1941 - 1945 годах создавались многочисленные листы "Окон ТАСС". Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в "Окнах ТАСС", в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова "Не забудем, не простим!" Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова "Ленинград в дни блокады".

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы. Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова. Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины "Победа", Б.М.Неменский и его картина "Мать", крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину.

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы. Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере "Трофеи русского оружия" (1942), триптих П.Д.Корина "Александр Невский", полотно А.П.Бубнова "Утро на Куликовом поле".

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями. Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х - 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период - отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера.

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека. Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний. Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей.

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как"Машенька"Б.Неменского, "Письмо с фронта" А.Лактионова, "Отдых после боя" Ю.Неменского , "Возвращение" В.Костецкого и многие другие.

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме.

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е. картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями ("Опять двойка!" Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах ("Хлеб" Т.Яблонской, "На мирных полях" А.Мыльникова). Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п. Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись - это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Читайте также: