Соня мармеладова и дуня сравнительная характеристика сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Женские образы в романе "Преступление и наказание": материалы для сочинения о женских персонажах

Главными и второстепенными женскими образами в романе "Преступление и наказание" являются следующие героини:

    — близкая подруга Раскольникова — сестра Раскольникова — мать Раскольникова — мачеха Сони Мармеладовой — жена Свидригайлова — жертва преступления Раскольникова — жертва преступления Раскольникова
    — служанка в доме, где живет Раскольников — хозяйка квартиры, где живут Мармеладовы — женщина, содержащая "непристойное заведение" — знакомая Свидригайлова, сдающая ему квартиру — хозяйка дома, где живет Раскольников — бывшая возлюбленная Раскольникова


Большинство женских образов в романе "Преступление и наказание" — это бедные женщины, оказавшиеся в непростых жизненных ситуациях. Богатыми или зажиточными являются лишь старуха-процентщица и Марфа Петровна Свидригайлова. Из третьестепенных героинь к богатым можно отнести Амалию Ивановну Липпевехзель.

Возраст героинь

  • Соня Мармеладова — 18 лет
  • Дуня Раскольникова — 21-22 года
  • Катерина Ивановна Мармеладова — 30 лет
  • Лизавета — 35 лет
  • Пульхерия Александровна Раскольникова — 43 года
  • Марфа Петровна Свидригайлова — около 55 лет
  • Старуха-процентщица — 60 лет

Смерть героинь

  1. Старуха-процентщица — погибает как жертва преступления Раскольникова
  2. Лизавета — погибает как жертва преступления Раскольникова
  3. Марфа Петровна Свидригайлова — умирает при странных обстоятельствах, вероятно, по вине своего мужа Свидригайлова
  4. Катерина Ивановна Мармеладова — скоропостижно умирает от чахотки (не имея должного ухода и средств к лечению), трое ее детей остаются сиротами
  5. Пульхерия Александровна Раскольникова — умирает из-за нервного расстройства, так как не может пережить трагедию, происходяющую с ее сыном

Только две центральные героини, молодые девушки Дуня Раскольникова и Соня Мармеладова, остаются в живых к концу романа.

Также одна из третьестепенных героинь, бывшая возлюбленная Раскольникова (дочь госпожи Зарницыной) умирает за некоторое время до начала событий, описанных в романе.

Подробную характеристику каждой из героинь смотрите здесь.


Это были материалы для сочинения о женских образах в романе "Преступление и наказание" Достоевского (женских персонажах).

Соня Мармеладова

Мать и сестра Родиона

Семья для Раскольникова играет важную роль. Он любит мать и сестру, но не может с ними сосуществовать. После убийства он отделяет себя от всего мира, проводит черту меду собой и семьей. Мать Родиона Пульхерия Александровна – мудрая и честная женщина. Ее внешность описана Достоевским приятной, а сама героиня несмотря на свою мягкость никогда не поступится своими жизненными принципами. Не выдержав беды, произошедшей с сыном, Пульхерия Александровна сходит с ума и умирает. Дуня тоже вызывает у читателя положительные эмоции. Она готова ради семьи на все, соглашается даже выйти замуж по расчету и терпеть всю жизнь унижения, но сама ее натура противоречит этому – достоинство занимает в ее душе не последнее место.

Катерина Ивановна

Строгая и жесткая женщина, которая болеет чахоткой, но не способна признаться в слабости даже сама себе. Такой ее сделала эпоха. На первый взгляд она кажется слишком строгой и даже немного злой, но в последствии читатель понимает, что эти качества присущи Катерине Ивановне из-за того, что ей приходится выживать в таком суровом мире, нести ответственность за детей, принимать помощь от Сони. Она ненавидит себя за то, но выливается все в строгость и склочность ее характера. Катерина Ивановна скоропостижно умирает от чахотки, после чего Соня.

Старуха-процентщица

Больше всего в женских персонажах Достоевский ценил жертвенность и искренность. В полной мере они выразились именно в портретах Дуни и Сони. Примечательно, что именно эти персонажи остаются живыми к концу произведения.

­­Этот поступок Раскольникова объясняется тем, что Родион ненавидел быть зависимым от кого-либо. Ему было очевидно, что Лужин – тиран, только и жаждущий того, чтобы испытать чувство превосходства над бедной (в финансовом плане) девушкой и ее не менее бедной семьей, причем Петр Петрович сам того не стеснялся. Родион испытывал отвращение ко всем людям, так или иначе выступающим в романе в роли ростовщиков. Он избегал своей хозяйки, расправился с процентщицей Аленой Ивановной. Лужин стал бы еще одним человеком, дополняющим этот список. Да, он не стал бы сразу требовать у Раскольникова что-то взамен денег, которые Петр Петрович хотел отдать ему для продолжения учебы, однако со временем чувство обязанности Лужину вынудило бы Раскольникова поступить к нему на службу, стать помощником ; тем самым, эта женитьба могла не только улучшить благополучие его семьи, но и предопределить дальнейшую карьеру Раскольникова, чего тот не хотел или вовсе боялся.

­­Мне кажется, Соня является некоторым озарением в сером Петербурге Достоевского. В городе, где правит бедность и преобладают грязно-желтые цвета, она выделяется своей искренностью и наивностью. Ее воззрение на мир, во многом основывающееся на религии, предусматривает, что все люди одинаковы, что никто не может превосходить кого-либо и уж тем более вершить чью-то судьбу.

­­Раскольников находит в Соне нечто родственное, так как в ней, как и в себе, он видит человека, переступившего черту дозволенного. Он решает открыться именно ей – не Разумихину, который все время после убийства сопровождал его и поддерживал, не Порфирию Петровичу, а этой девушке. Соня, узнав всю правду, не может понять поступка Родиона, так как в основе ее теории лежит отрицание того, что является логическим завершением теории Раскольникова. Однако ей становится жалко его, и две родственные души соединяются и решают отныне вместе нести тяжелое бремя, выпавшее на их долю.

Мармеладова и Раскольникова очень похожи. Девушки добрые, способные на милосердие, верят в бога. Ради своих родных, они готовы пойти на неприятные вещи, работать усердно. Дуня стала горничной в доме, где к ней приставал женатый мужчина. Соне же пришлось пойти по жёлтому билету, чтобы добыть денег на еду. Но они никогда не будут жаловаться на свою судьбу и винить в этом кого-то. Героини просят помощи исключительно у бога, они верят, что когда нибудь настанут лучшие времена. Девушки помогают Родиону справится с проблемой.

Читайте также: