Солнечное затмение лиханов сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Представлен краткий обзор жизненного и творческого пути А.А. Лиханова.

В анализе произведения " Солнечное затмение" большое внимание уделено вопросам душевного восприятия современного мира глазами подростка и отношения общества к людям с ограниченными физическими возможностями.

Урок помогает ученикам формировать навыки вдумчивого чтения, воспитывает чувство любви, милосердия, дружбы и уважения к ближнему.

ВложениеРазмер
urok_po_lihanovu_.doc 148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для обучающихся 8–9-х классов

Камалетдинова Зульфия Габдулхаевна, учитель русского языка и литературы

  1. Дать краткий обзор жизненному и творческому пути А.А.Лиханова;
  2. Развивать умение анализировать художественный текст.
  3. Воспитывать чувство любви, сострадания и уважения к ближним.
  • портрет А.А. Лиханова;
  • выставка произведений А.А. Лиханова;
  • толковый словарь;
  • тетрадь по литературе;

Опережающее индивидуальное домашнее задание:

2. Вступительное слово учителя:

Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

На предыдущих уроках мы с вами изучали творчество писателей 19 века, а для чего, как вы думаете, сегодня мы обращаемся к творчеству писателей современности?

Возможные ответы учащихся:

- Для того чтобы узнать, что волнует писателей современности.

- Обогатить свой дух жизненными примерами, примерами из жизни героев.

- Прочитав произведение, мы должны извлечь какие-то нравственные принципы.

- Раскрыть смысл названия повести.

Ознакомимся с биографией писателя Альберта Анатольевича Лиханова.

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в г. Кирове. Учился в Кировских школах - № 9 и № 16.

Поступил на отделение журналистики филологического факультета Уральского Государственного университета им. М. Горького в Свердловске.

1959 г. - первые книги прозы А. А. Лиханова .

Награды . Творчество А. А. Лиханова отмечено премией Ленинского комсомола, Государственной премией РСФСР.

В 1987 г. - по инициативе писателя создан советский детский фонд имени В.И.Ленина, который возглавил Альберт Анатольевич.

С 1991 г. – писатель стал председателем Российского детского фонда.

С 1992 г. – избран президентом Международной ассоциации детских фондов.

4. Беседа по вопросам:

- Что такое повесть?

Повесть - эпическое произведение, в основе которого лежит повествование о каких – либо событиях, происходящих в жизни главных героев .

В каждом произведении есть тема и идея.

Тема - о чём говорится в тексте.

Идея – это смысл произведения, то, на что обращает наше внимание автор, ради чего он пишет то или иное повествование.

Идея произведения – основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов .

- Тема взаимоотношения отцов и детей;

-Тема любви к малой Родине .

Что такое душа? Как вы можете объяснить значение этого слова?

С какими понятиями у вас ассоциируются понятие душа?

Душа ( по словарю Ожегова, Шведовой)

  1. Внутренний психологический мир человека, его сознание.
  2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.
  3. (перен) Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. Д.компании.

О брести − найти, получить, в процессе целеустремлённой деятельности.

Обратимся к тексту повести.

Главные герои нашего произведения – дети. Подростки Фёдор и Лена.

− Расскажите о Феде. Чем он живёт? Что его волнует?

Страдает Федор от неустроенности в семье: за отца, за мать

Разводит голубей, у него своя голубятня.

Переживает за отца Джона Ивановича (Американец, Сэм)

Отец часто пьян: неподалёку пивной ларёк.

− Какие черты характера присущи Феде?

− В чем особенность описания мальчика?

Н ет портретной характеристики.

− Почему нет портрета героя?

Важно показать, какие поступки совершает мальчик, а не его внешние черты. Ведь поступки – это отражение внутреннего мира человека.

− Что вы можете рассказать о Лене? Какие черты характера ей присущи?

Лена – инвалид, она не может ходить, поэтому ее жизнь отличается от жизни нормальных сверстников. Конечно, у нее много друзей в интернате. Однако она одинока в нормальной жизни, и думает, что обречена на одиночество во взрослой жизни.

− Почему Федя и Лена подружились?

Ребята, обратите внимание, что встреча с Леной послужила причиной возникновения в душе Фёдора мысли о людях, имеющих физические недостатки.

− Какие две нелюбимые вещи в жизни Лены и её подруг вы можете назвать? Прокомментируйте.

2. Когда начинают говорить за спиной.

Страхи - постоянные спутники не только Лены, но всех друзей и подруг, которые живут в интернате.

Стихотворение «Когда в объятия мои… (стихотворение, которое прочитала Лена).

Словарь русского языка С.И. Ожегова:

Затмение , -я, ср. 1) Временное затемнение небесного светила (кода оно закрыто другим или попало в тень другого небесного тела).

2) Временное помрачение сознания. Затмение нашло на кого-либо.

Солнце вдруг заходит за тень Луны в определенное время . Покрытие Солнца Луной называется солнечным затмением. Это очень красивое и редкое явление. Солнечное затмение наступает, если в момент новолуния Луна пересекает плоскость эклиптики.

«Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал солнце источником света, тепла и жизни и обожествляли его.

Сценка: Федя и Лена в момент солнечного затмения.

Иногда трудности, проблемы позволяют нам осознать, насколько прекрасна жизнь, и не нужно жаловаться по пустякам. Надо жить и ценить жизнь.

Солнечное затмение в произведении повлияло на судьбы людей.

Лена узнала о жуткой трагедии, которая произошла во время солнечного затмения с её лучшей подругой – Зинкой.

− Какое затмение произошло в душе Лены, когда она получила письмо от Вали?

− Как вы относитесь к поступку Лены? Можно ли оправдать её решение ?

Нет. Самый большой грех – это самоубийство. Все в жизни можно преодолеть. Всегда есть выбор, в любых ситуациях. Раз человек родился на свет, значит он нужен . А жизненные трудности, к сожалению, всегда случаются с людьми, нужно только их преодолеть. А Леной в тот момент овладели только собственные переживания. Забыла о родителях, о Феде…

− Как жил Федя до встречи с Леной?

О н жил в своем мирке, никого туда не пуская . Единственные близкие существа – голуби.

− Затмение происходит и с Федей. Как это было?

Выразительное чтение отрывка (Стр.125-125 ).

− Солнечное затмение – это как некая схватка тьмы и света. Как долго длится это природное явление?

− Так и затмение, временное помрачение сознания Феди продлилось немногим 3-4 минуты. Что для себя открыл в этом эпизоде Фёдор?

Нельзя бросать на произвол судьбы тех, кому ты позволил дать надежду.

Не мог Фёдор позволить голубям погибнуть.

− Что для Фёдора означают голуби?

О ни смысл его жизни, потеря их для него подобна смерти .

− Почему же Фёдор не продал своих голубей? Покупатель был, интересовался?

Не мог. Это всё равно, что продать своих друзей.

А ещё он отвечает за Ленку! Не смогла бы душа Фёдора обрести покой, если бы он позволил душе замолчать, оставить бедную девушку. Вселил надежду в душу – отвечай за свой поступок.

Самые трогательные моменты – встречи Фёдора и Лены.

Пройдя через непростые испытания, дети эти два маленьких человечка смогли сохранить в своих душах искренность, чистоту, порядочность. Впору взрослым людям поучиться таким мужественным поступкам.

Пришло время подвести итог нашему уроку. О чём же заставил задуматься нас этот урок?

Какие жизненные ценности являются для вас самыми важными? Попробуйте назвать их:

Возможные ответы учеников:

- Не бросать друга в беде?

- За собственными переживаниями не забывать о близких людях, которые за вас волнуются.

-Нужно сохранить душу чистой, не запятнать её подлыми поступками.

Актуально ли в наше время это всё? Нужно ли обсуждать это на уроках?

Актуально, они касаются всех нас .

В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком. Нужно любить жить, принимая такой, какая она у нас есть, пытаться эту жизнь наполнить благородными поступками, развиваться творчески.

Я благодарю вас за работу. Все вы заслуживаете только хороших оценок!

Просьба оценить вашу работу на уроке.

Оценка результатов работы.

Сегодня на уроке:

Мне было интересно__________________

Я не узнал ничего нового _______________

Я работал активно_____________________

Не работал ____________________________

Я работал, как обычно на уроке литературы____________________

Лучше, чем обычно______________________

Хуже, чем обычно ______________________

Я ставлю себе за урок оценку _____________

Я ставлю учителю за урок оценку __________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично.

Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"

Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников.

Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе

Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п.

"Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба" (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.

Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.


Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе.

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста.

Я учусь в школе в пятом классе и очень люблю читать произведения о мальчишках и девчонках, о серьезных жизненных проблемах моих сверстников. Недавно на уроке внеклассного чтения мы изучали творчество Альберта Анатольевича Лиханова. Мне кажется, этот урок понравился всем моим одноклассникам.

Я с огромным интересом прочитал повесть А. А. Лиханова “Солнечное затмение”. Эта повесть мне очень запомнилась, я снова и снова перечитывал эпизоды из жизни Федора и Лены, думал, как бы я поступил на месте Федора, обсуждал с мамой страницы, которые

Альберт Анатольевич Лиханов – известный русский писатель и наш земляк.

Он написал много книг для детей, в которых учит добру, взаимопониманию, дружбе и другим важным вещам. В этой повести он рассказал нам о том, что такое дружба и одиночество, что среди детей есть и инвалиды, жизнь которых очень трудна.

Главные герои повести – мальчик Федор и девочка Лена – инвалид детства, прикованная к инвалидной коляске. У подростков есть свои проблемы и заботы. У Федора нет друзей, потому что он стесняется своего пьющего отца со странным именем Джон. А у Лены

Она не может играть со здоровыми сверстниками, выйти погулять и даже самостоятельно надеть платье. Несмотря на это, Федор и Лена становятся друзьями. Их дружба очень крепка.

Федор помог Лене пережить смерть ее подружки Зины, остановил ее и вселил надежду, когда Лена в инвалидной коляске неслась по дороге навстречу движущемуся транспорту, можно сказать, что он спас Лене жизнь.

В наше время мало таких настоящих друзей, которые могут поддержать в трудную минуту, а стало больше фальшивых, которые вроде и есть, но назвать их настоящими друзьями нельзя. Эти друзья – только для общения и веселья. Все почему-то стремятся к тому, чтобы друзей было много-много, и набирают таких “друзей” в Интернете. Будто то, что у тебя пара сотен таких друзей, сделает тебя популярным и крутым.

А кто из них навестит тебя, когда ты болен, поиграет с тобой в футбол на стадионе, поможет найти выход из трудной ситуации, и тем более поможет пережить утрату? У меня тоже пока нет настоящего друга, но я очень надеюсь, что он появится со временем.

У моей мамы есть подруга – инвалид детства. У нее детский церебральный паралич. Она может ходить, но только с поддержкой. Они дружат с первого класса, вот уже тридцать лет!

Мама водила ее из школы и обратно каждый учебный день. И сейчас иногда ездит к ней в гости, даже берет меня с собой. И теперь я не понаслышке знаю, как живется инвалидам.

Любые дела, которые мы делаем, не задумываясь, для них могут быть невыполнимы, или делаться с большим трудом. Многие из инвалидов вынуждены сидеть дома, так как выйти на улицу для них очень трудно. И даже если это удалось, то в городе они сталкиваются с препятствиями почти на каждом шагу.

Мы можем без проблем перешагнуть бордюр, подняться по ступенькам, а для них это – трудно. Для того, чтобы инвалиды могли попасть в магазин или аптеку, сейчас делают пандусы. Но во многих магазинах пандусы такие крутые, что я бы не рискнул с них съехать, даже если бы удалось на них забраться.

Но что самое плохое – это то, что им каждый день приходится сталкиваться с ненормальным человеческим отношением и невниманием к себе. Мама рассказывала, как их с подружкой, по дороге в школу, обзывали другие дети, передразнивали, забрасывали снежками… И как это все было противно и обидно.

Да и сейчас подружку обзывают даже взрослые люди, смеются над ней со словами: “О, у тебя проблемы. Как ты смешно ходишь. ” Почему они себя так ведут? Это же так невоспитанно!

Подружка давно научилась не принимать все близко к сердцу, и старается вообще не обращать внимание на таких людей. Я никогда не буду так себя вести. Если будет нужна моя помощь – помогу, а нет – буду вести себя так, будто не вижу отличия между нами.

Вот и героиня рассказа Лена не терпит жалости к себе и старается быть сильной, хотя все больше понимает, насколько ограничена ее жизнь. И только дружба с Федей помогает ей пережить трудности, как солнечное затмение, кото-рое надо просто переждать.

И очень хорошо, что Альберт Анатольевич Лиханов поднял эту тему в своей повести, он показал, что инвалиды – те же люди, со своими заботами и проблемами, при том гораздо большими, чем у обычных людей. Им надо помогать, а не обижать. Может быть, кто-то из подростков, прочитавших это произведение, задумается об этом и будет лучше к ним относиться, а еще будет больше ценить дружбу, любовь и поддержку. Тогда и мир будет хоть немного лучше и добрее.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Солнечное затмение Лиханов.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Я учусь в школе в пятом классе и очень люблю читать произведения о мальчишках и девчонках, о серьёзных жизненных проблемах моих сверстников. Недавно на уроке внеклассного чтения мы изучали творчество Альберта Анатольевича Лиханова. Мне кажется, этот урок понравился всем моим одноклассникам.

Альберт Анатольевич Лиханов – известный русский писатель и наш земляк. Он написал много книг для детей, в которых учит добру, взаимопониманию, дружбе и другим важным вещам. В этой повести он рассказал нам о том, что такое дружба и одиночество, что среди детей есть и инвалиды, жизнь которых очень трудна.

Главные герои повести – мальчик Федор и девочка Лена – инвалид детства, прикованная к инвалидной коляске.

У подростков есть свои проблемы и заботы. У Федора нет друзей, потому что он стесняется своего пьющего отца со странным именем Джон. А у Лены хоть и есть подружки в школе-интернате, но ее жизнь ограничена. Она не может играть со здоровыми сверстниками, выйти погулять и даже самостоятельно надеть платье. Несмотря на это, Федор и Лена становятся друзьями. Их дружба очень крепка. Федор помог Лене пережить смерть ее подружки Зины, остановил её и вселил надежду, когда Лена в инвалидной коляске неслась по дороге навстречу движущемуся транспорту, можно сказать, что он спас Лене жизнь.

В наше время мало таких настоящих друзей, которые могут поддержать в трудную минуту, а стало больше фальшивых, которые вроде и есть, но назвать их настоящими друзьями нельзя. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

У моей мамы есть подруга – инвалид детства. У нее детский церебральный паралич. Она может ходить, но только с поддержкой. Они дружат с первого класса, вот уже тридцать лет! Мама водила ее из школы и обратно каждый учебный день. И сейчас иногда ездит к ней в гости, даже берет меня с собой. И теперь я не понаслышке знаю, как живется инвалидам. Любые дела, которые мы делаем, не задумываясь, для них могут быть невыполнимы, или делаться с большим трудом. Многие из инвалидов вынуждены сидеть дома, так как выйти на улицу для них очень трудно. И даже если это удалось, то в городе они сталкиваются с препятствиями почти на каждом шагу. Мы можем без проблем перешагнуть бордюр, подняться по ступенькам, а для них это - трудно. Для того, чтобы инвалиды могли попасть в магазин или аптеку, сейчас делают пандусы. Но во многих магазинах пандусы такие крутые, что я бы не рискнул с них съехать, даже если бы удалось на них забраться.

Вот и героиня рассказа Лена не терпит жалости к себе и старается быть сильной, хотя все больше понимает, насколько ограничена ее жизнь. И только дружба с Федей помогает ей пережить трудности, как солнечное затмение, кото-рое надо просто переждать.

И очень хорошо, что Альберт Анатольевич Лиханов поднял эту тему в своей повести, он показал, что инвалиды – те же люди, со своими заботами и проблемами, при том гораздо большими, чем у обычных людей. Им надо помогать, а не обижать. Может быть, кто-то из подростков, прочитавших это произведение, задумается об этом и будет лучше к ним относиться, а еще будет больше ценить дружбу, любовь и поддержку. Тогда и мир будет хоть немного лучше и добрее. Спасибо автору за это!

Герой рассказа, друг Лены Федя. Он очень спортивный парень. Будучи одного возраста с девочкой, он много времени проводит на улице. Очень любит заниматься спортом, лазить и прыгать. Сильный физически ему приходится тяжело морально. Ведь родители Феди — алкоголики, которые не смогли сделать дом местом для всей семьи, они не являются примером для подражания, не заботятся и не переживают о сыне. И все чувства которые вызывают в мальчике — это стыд за свою семью.

Ребята общаются, начинают дружить, ведь их так многое связывает — каждый справляется со своими проблемами так как может. Общество не дает им поддержки в собственных трудностях и они ищут ее друг в друге. Крепкая дружба приводит к привязанности а затем и к взаимной первой любви.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Солнечное затмение :: Лиханов Альберт

Она все на свете знала и понимала, умная девочка Лена, а вот Федор стоял перед ней, и все тут, стоял, держал голубей, и мелкая дрожь била его. – Не надо, Федя, – сказала она, не слушая свое сердце. Повторила: – Лучше самим и теперь.

– Знаю, – твердо сказал Федор. – Но ведь нельзя. Понимаешь, я согласен, так, наверное, и бывает, когда люди становятся взрослыми. Но мы же не взрослые. Мы не должны, пока мы не взрослые…

Он умолк на полуслове, не договорил, но Лена поняла.

– Не должен! – повторила она вслух, и Федор понял, кивнул, подтверждая.

Лена услышала за спиной шаги и голос тети Дуси:

– Деточка, голубушка, а как остынешь?

Она встала между ними, поглядывая то на Федора, то на Лену, и Федор протянул тете Дусе голубя. Потом достал еще. И еще.

– Их надо в клетку, – бормотал он. – Я приду. Сделаю голубятню.

Тетя Дуся ойкала, совала голубей под халат, за пазуху, они бурчали недовольно, но слушались – куда было деваться. Нянечка ушла, шаркая ногами.

Они вновь остались одни.

– Я приду, – спокойно повторил Федор. – Сделаю голубятню. И мы… Пока мы не взрослые.

Он наклонился к Лене, уверенно взял ее лицо в свои ладони.

Лена закрыла глаза.

В ближнем окне громко хлопнула форточка.

«В „Солнечном затмении“ – трагедия, – писала „Комсомольская правда“ (1979, 2 ноября). – Но здесь как бы еще раз, а лучших традициях русской литературы, выявляется то обстоятельство, что только сила человеческого духа способна преодолеть трагическую безысходность. Подлинно человеческое сострадание может победить равнодушие, пассивную мораль „непреодолимых обстоятельств“ (Ганичев В. Крутые горы).

«Сдается, что удача Лиханова заключена в абсолютнейшем отсутствии писательского спокойствия… – писал о „Солнечном затмении“ Юлиан Семенов. – Повесть напрочь лишена велеречивости, авторских подсказок; очевидная жестокость сюжета (именно так!) не есть самоцель, но средство вылепить характеры двух маленьких наших граждан трудной и горькой судьбы.

Солнечное затмение Лиханов — по русскому языку и литературе

Я учусь в школе в пятом классе и очень люблю читать произведения о мальчишках и девчонках, о серьёзных жизненных проблемах моих сверстников. Недавно на уроке внеклассного чтения мы изучали творчество Альберта Анатольевича Лиханова. Мне кажется, этот урок понравился всем моим одноклассникам.

Альберт Анатольевич Лиханов – известный русский писатель и наш земляк. Он написал много книг для детей, в которых учит добру, взаимопониманию, дружбе и другим важным вещам. В этой повести он рассказал нам о том, что такое дружба и одиночество, что среди детей есть и инвалиды, жизнь которых очень трудна.

Главные герои повести – мальчик Федор и девочка Лена – инвалид детства, прикованная к инвалидной коляске.

У подростков есть свои проблемы и заботы. У Федора нет друзей, потому что он стесняется своего пьющего отца со странным именем Джон. А у Лены хоть и есть подружки в школе-интернате, но ее жизнь ограничена.

Она не может играть со здоровыми сверстниками, выйти погулять и даже самостоятельно надеть платье. Несмотря на это, Федор и Лена становятся друзьями. Их дружба очень крепка.

Федор помог Лене пережить смерть ее подружки Зины, остановил её и вселил надежду, когда Лена в инвалидной коляске неслась по дороге навстречу движущемуся транспорту, можно сказать, что он спас Лене жизнь.

В наше время мало таких настоящих друзей, которые могут поддержать в трудную минуту, а стало больше фальшивых, которые вроде и есть, но назвать их настоящими друзьями нельзя.

Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

А кто из них навестит тебя, когда ты болен, поиграет с тобой в футбол на стадионе, поможет найти выход из трудной ситуации, и тем более поможет пережить утрату? У меня тоже пока нет настоящего друга, но я очень надеюсь, что он появится со временем.

У моей мамы есть подруга – инвалид детства. У нее детский церебральный паралич. Она может ходить, но только с поддержкой. Они дружат с первого класса, вот уже тридцать лет! Мама водила ее из школы и обратно каждый учебный день. И сейчас иногда ездит к ней в гости, даже берет меня с собой.

И теперь я не понаслышке знаю, как живется инвалидам. Любые дела, которые мы делаем, не задумываясь, для них могут быть невыполнимы, или делаться с большим трудом. Многие из инвалидов вынуждены сидеть дома, так как выйти на улицу для них очень трудно.

И даже если это удалось, то в городе они сталкиваются с препятствиями почти на каждом шагу. Мы можем без проблем перешагнуть бордюр, подняться по ступенькам, а для них это — трудно. Для того, чтобы инвалиды могли попасть в магазин или аптеку, сейчас делают пандусы.

Читайте также: