Соколов портрет пушкина сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Спустя почти два десятилетия после окончания П.Ф. Соколовым высшего отечественного учебного заведения он получает звание академика портретной акварельной живописи.

Был женат на Юлии Павловне Брюлловой , сестре знаменитого К.Брюллова с которым поддерживал дружеские отношения. Однако сам Брюллов не питал к нему особых симпатий и даже подозревал в расчете на выгодное наследство.


Портрет жены художника Юлии 1827год.


Соколов Петр (1791—1848) - Портрет А.С. Пушкина. 1836

Соколов - Портрет В.А. Жуковского 1820-е


Соколов Петр (1791—1848) - Портрет В.А. Жуковского 1820-е

Соколов - Портрет И.Г. Полетики


Соколов Петр (1791—1848) - Портрет И.Г. Полетики

Соколов - Портрет С.А. Урусовой. 1827


Соколов Петр (1791—1848) - Портрет С.А. Урусовой. 1827


Портрет Волконского Сергея Григорьевича


Портрет Волконской М.Н. с сыном Николаем


Портрет певицы Полины Виардо



Великая княжна Мария Николаевна



Портрет Портрет И.М.Муравьёва-Апостола




Портрет Жуковского Василия Андреевича


Портрет великой княгини Александры Федоровны


Портрет князя П.А.Вяземского

Его акварельные портреты для нас — своеобразные окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир люди — светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, музыканты и государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, чиновники, дамы, фрейлины, щеголи. Он портретировал столь многих, что в лицах, им представленных, оживают целые страницы этого периода истории России. Он создал более пятисот произведений, хранящихся в больших и малых музеях России и частных коллекциях.

Лучшие произведения П.Ф.Соколова не имеют себе равных. Его имя неразрывно связано с пушкинской эпохой. Без его рисунков и акварелей, невозможно представить себе портретную галерею современников поэта.

Сарра Фёдоровна (1821-1838) - дочь графа Федора Ивановича Толстого («Американца)(1782—1846) и цыганки Авдотьи Максимовны, урожд. Тугаевой.

Знакомство и общение Пушкина с С.Ф.Толстым следует отнести к окт. — нояб. 1819. Будучи в Кишиневе, Пушкин узнал, что С.Ф.Толстой участвовал в распространении порочащих его слухов.Они обменялись резкими эпиграммами. И в южной ссылке Пушкин готовился к дуэли с С.Ф.Толстой,

Противников удалось помирить, и три года спустя С.Ф.Толстой был посредником в сватовстве Пушкина к Н.Н. Гончаровой; через него Пушкин получил в апр. 1829 ответ Н.И. Гончаровой на свое предложение.

Пушкин был знаком также с женой С.Ф.Толстого и дочерьми Прасковьей и Саррой — девушкой, известной своей необыкновенной одаренностью, поэтессой.

— Что ты лезешь ко мне, — говорил Ф. И., — чем ты мне можешь помочь? Выставят меня на чёрную доску, и я этого не переживу. Убирайся.

Авдотья Максимовна не отстала от него, узнала, сколько ему нужно было денег, и на другое утро привезла ему потребную сумму.

— Откуда у тебя деньги? — удивился Федор Иванович.

— От тебя же. Мало ты мне дарил. Я все прятала. Теперь возьми их, они — твои.

Ф. И. расчувствовался и обвенчался на своей цыганке"

В пяти верстах от Красногорья,
Деревни Ленского, живет
И здравствует еще доныне
В философической пустыне
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!

Но голова у нас, какой в России нету,
Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку не чист;
Да умный человек не может быть не плутом.
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 548 записей в блогах и 8808 комментариев.
Зарегистрировалось 20 новых макспаркеров. Теперь нас 5030944.

Пётр Фёдорович отличался благородными качествами души, веселым и открытым характером, был интересным и остроумным собеседником.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 1

Портрет П. Ф. Соколова, работы В. А. Тропинина

Многие живописцы занимались акварелью. Но достичь таких высот в акварельном портрете, на которые поднялся П.Ф. Соколов, удавалось единицам. Его слава портретиста-акварелиста была настолько велика, что не иметь его портрета в высшем обществе было признаком не слишком удавшейся жизни.

Действительно, талант П.Ф. Соколова восхищает:

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 2

Портрет С.А. Урусовой, 1827, бумага, акварель, карандаш (Княжна Софья Александровна Урусова (1804–1889), одна из трех дочерей обер-гофмейстера князя А.М.Урусова)

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 3

Портреты Екатерины Павловны Бакуниной (1828)

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 4

Портрет графини Е.Т. Разумовской, (1817), бумага, итальянский карандаш, сангина, пастель, акварель

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 5

Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой (1826)

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 6

Портрет А.О. Витали Аделаида Осиповна Витали, жена скульптора И.П. Витали (1839)

Портрет неизвестной в голубой пелерине с горностаем (1843)

Полные красоты и очарования они действительно являются акварельными гимнами русским женщинам.

В 1820 году Пётр Фёдорович женился на Юлии Павловне Брюлловой (1804 - 1877), сестре знаменитого Карла Брюллова, с которым поддерживал дружеские отношения. Этот союз был счастливым, муж и жена во всем находили полное согласие и переживали вынужденные разлуки, связанные с поездками мастера для исполнения заказов. В семье Соколовых было три талантливых сына, которые также стали художниками и академиками Императорской Академии художеств.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 8

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 9

Портрет А.С. Пушкина, (1836)

Портреты П.Ф. Соколова это портреты реальных людей, портреты светских красавиц и блестящих офицеров, писателей и художников, музыкантов, государственных деятелей, представителей Высочайшего двора, генералов, участников Отечественной войны 1812 года, декабристов, чиновников и фрейлин. Во многом благодаря ему, мы сегодня знаем, как выглядели друзья и враги Пушкина, персонажи светского общества Петербурга и Москвы в период от начала и до середины 1800-х годов.

Прикоснемся к тонкому и возвышенному мастерству нашего замечательного художника

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 10

Портрет Идалии-Марии Полетики, 1820-е г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 11

Портрет В.А. Жуковского, 1820-е г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 12

Портрет Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах, 1830-е г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 13

Портрет О.П. Ферзен, ур.Строгановой,1830-е г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 14

Князь Сергей Васильевич Трубецкой (1815-1859), 1835 г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 15

Княгиня Луиза Трофимовна Голицына (1810-1876)

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 16

Портрет Леонтия Васильевича Дубельта (1792-1862), генерал от кавалерии, начальник тайной полиции, 1834 г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 17

Княжна Елена Васильевна Мещерская, с 1842 года жена принца Каликста Бирона, 1830-е г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 18

Алексей Никитич Пещуров (1779-1840), псковский уездный предводитель дворянства, помогал П.Ф.Соколову в работе над альбомом " Виды Пскова", был покровителем художника

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 19

Портрет неизвестной, 1826 г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 20

Сергей Фёдорович Голицын (1812-1849), поручик, штабс-ротмистор, 1835 г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 21

Аделаида (Аглая) Павловна (1799-1882) Голицына, ур. Строганова - фрейлина, кавалерственная дама ордена св. Екатерины меньшего креста, с 1821 года жена князя В.С.Голицына, 1840-e г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 22

Портрет А.А. Бобринского, 1830-е г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 23

Портрет великого князя Константина Николаевича в детстве. Конец 1820-х г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 24

Черткова Елена Григорьевна (1800-1832)

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 25

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 26

Портрет графини Ольги Александровны Орловой (1807–1880), 1829 г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 27

Князь Михаил Фёдорович Голицын (1800-1873) - попечитель Голицынской больницы.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 28

София Александровна Бобринская (1799-1866)

Портрет Волконского Сергея Григорьевича. Конец 1816-начало 1817 г.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 30

М.П.Кикина (1816-1856) в замужестве Волконская, изображена в русском придворном платье фрейлины.

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 31

Граф Валентин Григорьевич Строганов (1801 - 1833), сын барона Г.А. Строганова

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 32

Елена Григорьевна Черткова (1800-1832), дочь барона Г.А.Строганова

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 33

Павел Петрович Ланской (1792 - 1873)

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 34

Портрет П.Н. Рюминой, (1847)

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 35

Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792–1878)

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 36

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 37

Павел Григорьевич Демидов (1809-1858), корнет, сын Г.А.Демидова (1765-1827)

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 38

Надежда Ивановна Голицына, урожденная графиня Кутайсова (1796–1868), фрейлина Высочайшего двора

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 39

Портрет Д.В.Веневитинова, (1827)

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 40

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 41

Князь Сергей Васильевич Трубецкой (1815—1859)

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 42

Анна Алексеевна Андро, графиня де Ланженрон, урожденная Оленина

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 43

Князь Александр Фёдорович Голицын (1796-1864), сын Ф.Н.Голицына, камергер. Был женат на Надежде Ивановне Кутайсовой (1796-1868)

Академик портретной акварельной живописи Соколов Петр Федорович, фото № 44

Портрет баронессы Александры Николаевны де Мальвирад (1802-1891)

Творческое наследие П.Ф.Соколова насчитывает более пятисот портретов современников. Они находятся в крупнейших музейных хранилищах страны: Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и других, также хранятся и в частных собраниях в России и за рубежом.

"Живописец людям дарит чувства,

Душу обнажая на бумаге -

Акварель - великое искусство!

Утоляет жажду каплей влаги. " - Владимир Зайченко "Акварель"

Людмила Литвинова

Людмила Литвинова

Людмила Литвинова запись закреплена
Музискусство | журнал со множеством страниц

Акварельный портрет Пушкина работы П.Т.Соколова, 1830 г.

Художнику принадлежит одно из лучших изображений Пушкина, где поэт изображен сидящим в кресле в своей любимой позе - со скрещенными руками. Акварель делает рисунок прозрачным и легким. Современники говорили о замечательном сходстве этого портрета с оригиналом.
Хочу привести некоторые выдержки из книги Сигизмунда Либровича "Пушкин в портретах" (1890 г.) со страниц 39-42, в которых он говорит об этой картине.

* * * * *
В 1830 г. писал портрет Пушкина акварелью знаменитый художник тридцатых и сороковых годов, основатель акварельной живописи в России Петр Теодорович Соколов.
По чьему поручению и для кого писал Соколов этот портрет - неизвестно. Известно лишь то, что Соколов, написав этот портрет с Пушкина, отдал поэту. Пушкин же подарил портрет своему другу А.О.Россети, а тот, многие годы спустя, отдал его в дар Помпею Николаевичу Батюшкову, просвещенному любителю литературы и искусства. От Батюшкова портрет перешел затем в собственность кн. В.П.Мещерского.
На акварели Соколова Пушкин представлен сидящим в кресле, со скрещенными на груди руками, как у Кипренского, но без плаща. Лицо направлено в правую сторону; оно глубоко задумчивое, как бы даже грустное; на нем уже нет этого отпечатка быстрого ума, который виднеется на портретах работы Кипренского и Тропинина; нет также той "улыбки насмешливой и вместе приятной", о которой говорит Бантыш-Каменский в своем "Словаре знаменитых россиян" (издание 1847 г.) в статье о Пушкине.
Вот какова была наружность Пушкина по описанию Бантыш-Каменского: "Александр Сергеевич Пушкин, среднего роста, худощавый, имел во младенчестве белокурые курчавые волосы, сделавшиеся потом темно-русыми; глаза светло-голубые; улыбку насмешливую и вместе приятную; носил на умном лице отпечаток африканского своего происхождения, которому соответствовали живость и пылкость характера, раздражительного, но доброго, услужливого, чувствительного.
Он в особенности отличался большими своими бакенбардами и длинными ногтями, которыми щеголял. Любезность, острый ум, необыкновенная память и заманчивый рассказ, делали его украшением, душою общества."
Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, упоминая в "Отечественных записках" (1841 г., № 4) о портрете Соколова, говорит, что "в нем много отступлений от верности и сходства."
Известный петербургский фотограф Императорского двора г. Левицкий-отец, снимавший с акварельного портрета Соколова в 1880 г. большую фотографическую копию, передавал мне, что он считает акварель Соколова наиболее похожим из всех портретов поэта. "Я знал Пушкина в 1832 году и лицо его запомнил хорошо - рассказывал мне г. Левицкий - там более, что лицо у Пушкина было такое характерное, что оно невольно запечатлевалось в памяти каждого, кто его встречал, особенно же в тех, кто с известным благоговением относился к поэту. Когда же мне впервые показали акварель Соколова, я сразу сказал "это единственный, настоящий Пушкин".

* * * * *
Кроме этого портрета, кисти Соколова принадлежат более 500 портретов современников, например, членов царской семьи и гостей двора императрицы.

Портретная галерея современников А.С.Пушкина. Художник П.Ф.Соколов.


Портрет Волконского Сергея Григорьевича
(1788 — 1865) Конец 1816-начало 1817 г, бумага, итальянский карандаш, сангина 22.5 Х17.5 см
Государственный музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург


Портрет Волконской М.Н. с сыном Николаем(1805—1863)
1826г, бумага, графитный карандаш, акварель. 21Х17

Государственный музей им. А.С.Пушкина, Санкт-Петербург


Портрет Никиты Михайловича Муравьева (1795-1843)
1824, бумага, акварель, тушь. 14 х 10 см
Государственный музей им. А.С.Пушкина, Санкт-Петербург.


Портрет Александры Григорьевны Муравьёвой (1804-1832)
1825г, бумага, акварель,17.5х13.5
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Портрет Е.М.Хитрово (1783-1839) 1837г, бристольский картон, акварель, лак, 27.2 х 17.5 см
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Кутузова (1783–1839), дочь
М.И.Голенищева-Кутузова, в первом браке за графом Ф.И.Тизенгаузеном, во
втором — за Н.Ф.Хитрово, русским поверенным в делах во Флоренции.
В 1827 году с Е.М.Хитрово познакомился Пушкин, ставший вскоре одним из
ее близких друзей.


Портет Д.Ф. Фикельмон. 1837г, бумага, акварель,
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

Графиня Дарья Федоровна Фикельмон (1804-1863), урожденная графиня
Тизенгаузен, внучка фельдмаршала Кутузова и жена дипломата Карла Людвига
Фикельмона.


Портрет Е.А. Остерман-Толстой (1779-1835) 1830-ые г.г,картон,акварель,24.5х19.5 см

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

Графиня Елисавета Алексеевна Остерман-Толстая,в девичестве княжна Голицына - родной сестре Марьи Алексеевны, супруги графа Петра Александровича Толстого, бывшего послом во Франции при Наполеоне I.
Жена Александра Ивановича Остерман-Толстого, графиня постоянно болела и в
последние годы жизни время "страдала продолжительною водяною болезнию" .
Брак был бездетен.


Софья Петровна Апраксина, урожденная графиня Толстая, родная племянница графини Е.А. Остерман -Толстой (по матери).


Портрет Ю.П.Соколовой. Около 1827г, бумага, акварель,лак
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург


Портрет А.С.Глинки-Мавриной 1840-е гг, бумага, акварель

Александра Семеновна Глинка-Маврина (1825-1885)- жена Бориса Григорьевича Глинки (ок. 1810—13 -1895), Андреевского кавалера,генерал-адъютанта,
"которому, по женитьбе его на Александре Семеновне Мавриной, Высочайше
дозволено в 1865 г. именоваться Глинка-Маврин (с снисходящими старшими в роде)"


Портрет певицы Полины Виардо. 1830-ые г.г, бумага, акварель, 20.5 х16.2 см
Государственный Русский музей , Санкт-Петербург

Виардо (Viardot-Garcia), Полина - знаменитая певица и автор многих
музыкальных произведений, дочь певца Мануэля Гарсиа, сестра знаменитой
Малибран. Родилась 6 июля 1821 г. в Париже, пению училась у своего отца,
фортепианной игре - у Листа, композиции - у Рейха.
Обладая великолепным меццо-сопрано чрезвычайно обширного диапазона и большим
сценическим талантом, Виардо с 1837 г. стала выступать в концертах, а через два года сразу завоевала себе выдающееся положение на лондонской и парижской оперных сценах, отличаясь, главным образом, в репертуаре России.

В 1840г. она вышла замуж за Луи Виардо, а в следующие годы посетила Мадрид, Вену, Берлин, Эдинбург, Дублин, Лондон, Москву, Петербург (1843), везде имея блестящий успех. В Петербурге она познакомилась с Тургеневым, ставшим навсегда ее другом и связавшим свою судьбу с жизнью Виардо и ее семьи.
Талантливая певица, композитор, пианистка, прекрасная рисовальщица,увлекательная собеседница, превосходно владевшая несколькими европейскими языками,трудолюбивая, многосторонняя, энергичная и бодрая, она была достойной подругой Тургенева. Умерла Виардо в Париже в 1910 г. Три ее дочери известны как
артистки-певицы, а сын ее, Поль, - как талантливый скрипач.


Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880), урожденная Жеребцова.
В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова, с 1857 года князя.
В 1847 году была пожалована в статс-дамы


Портрет С.Ф.Толстой. До 1838г, бумага, акварель, 25.2 х 20.5
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени


Портрет А.С.Пушкина 1836, бумага, акварель, 20,5х 1 6,6
Всероссийский музей им. А.С.Пушкина, Москва
На обороте надпись карандашом: К-зь Мещерскiй


Портрет А.И.Тургеневa (1790 — 1827)
1816г, бумага, итал. карандаш, пастель, сангина, тушь, перо
Собрание В.В.Царенкова (Париж)


Портрет Н.В.Пальчикова 1847г. бумага, акварель, 9.3 х 7.5 см.
Музей-заповедник "Абрамцево", Московская область


Портрет М.А. Пальчиковой 1847 г, бумага, акварель, 26 х 21.3 см.
Музей-заповедник "Абрамцево", Московская область


Портрет неизвестной в голубой пелерине с горностаем
1843 г, картон, акварель, белила, 18.5 х 13.7

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени


Портрет неизвестной в белом платье с рубиновой брошью
Конец 1830-ых г., бумага, акварель, 18х14.5 см.

Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени


Портрет неизвестной.Картон, акварель, белила,


Челябинская картинная галерея

Читайте также: