Сочинения миниатюры в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Сом в норе. Рыба на суше не живет. Она приспособлена жить в воде.

Имеет не легкие, а жабры. Каждый пришел в изумление бы, если бы увидел сома в норе. А такие сомы есть. В Судане часто высыхают реки и озера.

Сом приспособился жить на суше. Он зарывается в нору и живет себе. Эта рыба имеет жабры и дыхательный орган, похожий на легкое.

Слова и выражения: легкие, жабры, в Судане, дыхательный орган. Орфограммы: не живет, приспособлена, высыхают, зарывается. План пересказа: 1. Где не живет рыба?

2. Где она приспособлена жить и почему? 3. Что часто

Задача. Расскажите все, что вам известно о соме.

Ум дельфина. Дельфин – самый умный представитель животного мира. У него есть чему научиться. Ум человека и животных зависит от величины и веса мозга.

После человека по интеллекту сразу же идет дельфин. Он умеет и говорить. Дельфин – непревзойденный пловец. Огромной скорости и продолжительности в плавании ему предают сила плавников хвоста и форма тела.

Слова и выражения: дельфин, самый умный представитель животного мира, непревзойденный пловец, скорости, продолжительности, плавников.

Составьте план и напишите пересказ.

Именины. У Пети большая радость. Сегодня ему исполнилось восемь лет. Мама пожелала, чтобы сынок рос здоровым, умным, веселым.

В подарок приготовила большой торт. На нем было написано “восемь”. Отец принес книжки для второго класса.

Он пожелал, чтобы Петя всегда был добросовестным учеником. Пришли гости. Все желали мальчику большого счастья, здоровье. Весело прошли именины.

Орфограммы: именины, у Пети, сегодня, веселым, большой, на нем, добросовестным учеником, здоровье. План пересказа: 1. Почему у Пети большая радость? 2. Что пожелала ему мама?

3. Что она приготовила? 4. Что подарил и пожелал отец? 5. Что пожелали гости? 6. Как прошли именины?

Задача. Расскажите, как прошли ваши именины.

Партизанскими тропами. Было замечательное летнее утро. Лес уже проснулся. Весело светило солнышко.

Щебетали птички. На большой лужайке расположились палатки. Там вели хозяйство ученики.

Они готовились к походу “Партизанскими тропами”. Затрубил горн. И тронулись ребята в поход.

Они побывали в самых отдаленных уголках леса. Здесь жили партизаны. Экскурсовод рассказал о героической борьбе партизан с фашистскими захватчиками.

Слова и выражения: партизанскими тропами, лес проснулся, палатки, с фашистскими захватчиками. Орфограммы: весело, солнышко, щебетали, на большой лужайке, расположились, самых отдаленных, героическую борьбу. План пересказа: 1. Какое было утро в лесу?

2. Что было расположено на лужайке? 3. Что делали и куда отправились ребята? 4. Что рассказал экскурсовод? Задача.

1. Передайте содержание рассказа от лица одного из участников. 2. Расскажите, что вам известно о борьбе партизан с фашистскими захватчиками.

Интересная роза. На островах Тихого океана растет дикая роза. Она называется розой-хамелеоном. Это растение все время меняет свою окраску.

В тени она белая. На свету становится красной. Ночью красный цвет постепенно переходит в голубой, а потом в светло-розовый.

Под утро роза делается восково-белой. Если ее перенести из темного помещения на солнце, она сразу же становится ярко красного цвета. Слова и выражения: Тихого океана, дикая роза, розой-хамелеоном, окраска.

Орфограммы: называется, красной, светло-розовый, восково-белой, становится, ярко красного, цвета. План пересказа: 1. Что растет на островах Тихого океана? 2. Как она называется и почему?

3. В каких обстоятельствах изменяется цвет розы? Задача. Рассказывайте рассказ так, будто вы были присутствующими при изменении окраски розы.

Прибавляйте свои предложения и слова к тексту.

Мы – ученики. Улицей шли два мальчика, а впереди них седой дедушка нес ведро воды. Дедушка часто останавливался.

Мальчики предложили помочь дедушке. Несут мальчики воду, а дедушка идет за ними. А когда сравнились с калиткой, дедушка остановился и стал благодарить мальчиков.

Он спросил их, кто они такие. Мальчики глянули на свои звездочки и ответили:

Орфограммы: ученики, впереди, дедушка, несут. План пересказа: 1. На улице. 2. Помощь дедушке.

3. Благодарность. 4. Ответ мальчиков. Задача. 1. Расскажите о вашей помощи старшим.

2. Напишите другой подобный рассказ.

Помощь бабушке. Моя бабушка уже давно в колхозе на птицеферме работает. Она любит эту работу. День и ночь на ферме работает.

О ней и в газете пишут. На праздники колхоз премирует ее. Как начались каникулы, я часто бабушке на птицеферму есть носила.

Потом помогала присматривать за утятами. Теперь моей бабушке намного легче. Я ей во всем помогаю.

Орфограммы: любит, работается, на праздники, премирует, на птицеферму, утятами, намного, во всем. План пересказа: 1, Где и кем работает моя бабушка? 2. Где про ее пишут? 3. Кто помогает бабушке на ферме?

Задача. Напишите подобный рассказ на тему “Помощь колхозу”.

Маленький космонавт. Маленький Марк мечтал быть космонавтом. У него был шлем и теплый комбинезон. Марк слышал от взрослых, что в космосе очень холодно.

Он и запасался теплой одеждой. Папа часто говорил сыну, что космонавт должен быть сильным, хорошо учиться. Марк ежедневно делал зарядку. В школе учился только на “отлично”.

Мальчик всегда слушал маму. Отец и мама хвалили Марка. Слова: космонавт, маленький, у него, шлем, теплый, комбинезон, ежедневно, зарядку, хвалили.

План пересказа: 1. О чем мечтал Марк? 2. Чем и почему запасался мальчик? 3. Как вел себя Марк, чтобы быть космонавтом?

Задача. Составьте свой рассказ о том, как Марк стал космонавтом.

Слон-няня. В Индии одна семья имела слона. Мать ходила на работу, а ребенка оставляла на слона.

Слон хорошо присматривал за ребенком. Часто ребенок лез к изгороди. Слон нежно брал его хоботом и переносил на середину двора.

Иногда ребенок плакал. Слон хоботом игрался с ним. И хоботом отгонял мух от ребенка во время сна. Ребенок любил свою няню.

Слон любил ребенка. Слова: слон-няня, в Индии, хоботом. Орфограммы: семья, ребенок, к изгороди, переносил, на середину, двор.

Рисунки к рассказу.

1-и рисунок. Индийский дом. Дальше видно тропические деревья за изгородью. Недалеко от дома сидит ребенок, а вокруг него с поднятым хоботом стоит слон.

2-и рисунок. Ребенок уже возле изгороди. Вокруг него слон с поднятым хоботом.

3-и рисунок. Слон взял хоботом ребенка и несет назад. 4-и рисунок. Ребенок сидит за домом и плачет, а слон забавляет ребенка хоботом.

5-и рисунок. Ребенок заснул, а слон отгоняет хоботом мух.

План пересказа : 1. С кем оставляла мать ребенка, идя на работу? 2. Как слон присматривал за ребенком? 3. Как относился слон к ребенку?

4. Как относился ребенок к слону?

Подсолнечная родня. Вася вырастил большой подсолнечник. Однажды налетели воробьи. Они клевали зернышки.

Мальчик прогнал вредителей. Уже хотел идти домой, и слышит многоголосое: “Спасибо тебе, мальчик!” Вася осмотрелся. Он увидел бутылку с маслом, тетрадь, шелковую рубашку, стекло, банку с краской.

Они благодарили, что мальчик вырастил и защитил их родственника. Вася только теперь узнал, что изготовляют из подсолнечника. И стал оберегать его еще внимательнее.

Орфограммы: Вася, подсолнечник, налетели, зернышки, мальчик, многоголосое, их, теперь, внимательнее. План пересказа: 1. Что вырастил Вася? 2. Кого прогнал мальчик?

3. Что услышал Вася? 4. Почему Вася стал еще внимательнее оберегать подсолнечник? Задача: 1. Расскажите, что вам известно о подсолнечнике.

2. Выясните, почему рассказ называется “Подсолнечная родня”.

Белка в лодке. Рыбак ставил сети на залитых наводнением лугах. Он тихонько плыл на лодке между кустами. На одном из кустов рыбак заприметил какой-то удивительный рыжий гриб.

Вдруг этот гриб прыгнул прямо в лодку. Рыбак увидел, что это мокрая белочка. Рыбак довез ее до берега.

Белка сразу выпрыгнула из лодки и попрыгала в лес. Орфограммы: сети, наводнением, заприметил, удивительный, лодка, к берегу. План пересказа. 1. Где ставил рыбак сети?

2. Что он заприметил на кусте? 3. Что сделала белка? 4. Куда довез рыбак белку? 5. Куда попрыгал зверек?

Задача. Перескажите рассказ от лица рыбака.

Каховское море. В четыре часа дня наш пароход вышел из Запорожья. Начиналось Каховское море. Поднялся ветер.

Волны все возрастали. Пароход бросало, как лодку. Вечером ветер затих. Ночь прошла спокойно.

Утром мы поднялись на палубу. Перед нами раскинулись большие пространства Каховского моря. Недавно здесь была степь. Мы ехали и любовались морем.

Оно сделано руками людей. Слова и выражения: Каховское море, на палубу, плавные. Орфограммы: из Запорожья, ветер, пароход, вечером, раскинулись.

План пересказа: 1. Отъезд с Запорожья. 2. В Каховском море. 3. Большой ветер.

4. Утром на палубе. 5. Пространство Каховского моря. Второй вариант: 1. Когда мы выехали с Запорожья?

2. Каким морем мы проезжали? 3. Как изменилась погода? 4. Что мы увидели утром?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье изложена характеристика сочинения - миниатюры на уроках русского языка как вида творческой работы младших школьников.Описаны творческие виды работ, которые используются на уроках русского языка в начальной школе.Представлена характеристика сочинения-миниатюры как вида творческой работы.

Сочинение - миниатюра на уроках русского языка как вид творческой работы младших школьников

В статье изложена характеристика сочинения - миниатюры на уроках русского языка как вида творческой работы младших школьников.Описаны творческие виды работ, которые используются на уроках русского языка в начальной школе.Представлена характеристика сочинения-миниатюры как вида творческой работы.

Образование, творчество, особенности сочинение -миниатюры, миниатюра,

Одним из основных принципов обновления содержания образования является его личностная направление, предполагающая опору на опыт учащихся. В связи с этим остро встаёт вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Развивать творческий талант обучающихся необходимо на всех учебных предметах, в том числе и на уроке русского языка. Русский язык в начальной школе считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся человеку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь к родному языку – значит воспитать интерес к нему.

Сочинение - миниатюра – это вид творческой работы, проводимый на уроке в течение 10–15 минут. Ученикам предлагается тема, и они в свободной форме выражают свои мысли и эмоции. К сочинениям – миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме, предъявляются такие же требования, что и к сочинениям крупных размеров, однако они экономны по времени.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика. Эвристика — отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека. В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практикуемую Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы.

По мнению психолога Л. С. Выготского, основу творческой деятельности составляет такая деятельность человека, которая создает новое, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [1].

Важным компонентом урока является настроить обучающихся на творческий урок. Перед написанием сочинение- миниатюры, возможно учитель предложить прослушать фрагменты рассказов, стихотворений перед написанием миниатюры. Внимание учеников обращается на необходимость подбора точных слов, способных передать неповторимость предмета, явления, всю полноту чувств [2, с.47].

В методике преподавания накоплен большой опыт использования различных видов творческих работ на уроках русского языка.

Одним из интересных видов творческой работы учащихся является сочинение-миниатюра, маленькое художественное произведение, в котором нужно до конца раскрыть заданную тему. В таком сочинении должны раскрываться все мысли обучающегося, для этого ученик используют различные метафоры, эпитеты, литоты, сравнения, гиперболы. В миниатюре не нужно использовать слишком длинные предложения. Достаточно коротко излагать мысль, не растягивая объем предложений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение младших школьников написанию сочинения в жанре миниатюры (из опыта работы)

Приведу примеры фрагментов уроков.

- Прочитайте записи на доске.

1 Роса выпадает обычно в вечерние, ночные и ранние утренние часы. 2. Капля росы называется росинкой. 3. Они осаждаются из влажного воздуха на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. 4. Роса – это водяные капли.

- Что вы прочитали? (Предложения.) Можно ли то, что вы прочитали, назвать текстом? (Нет, это не текст.) Почему эти предложения нельзя назвать текстом? (Порядок предложений нарушен.) Какие признаки текста можно обнаружить в этой записи? (Это несколько предложений объединены общей темой.) Что надо сделать, чтобы получился связный текст? (Изменить последовательность предложений.)

Измените последовательность предложений так, чтобы получился связный текст. Для этого ещё раз внимательно прочитайте все предложения.

- Прочитайте текст, записанный на доске:

День сегодня удивительный! Небо низкое. Земля как белое покрывало. Её укрыл снег. Он на дорогах, на полях, на шапках людей. Это белое чудо укрыло весь мир! День сказочный, настроение радостное, праздничное, хотя и нет солнышка.

При написании сочинения – миниатюры очень важен этап подготовительной работы. Именно на этом этапе учащиеся учатся выбирать разнообразные средства языка.

Фрагмент 3. Этап подготовительной работы при написании сочинения – миниатюры описательного типа.

- Какими средствами можно передать картины природы, своё отношение к ней? (Картины художников, фотографии, стихи, звуки музыки.)

Какое настроение у вас возникло, когда вы слушали музыку? (Радостное.) Картины какого времени года рисует композитор звуками музыки? (Весны.) Нравится ли вам это время года и чем. Какие чудесные превращения происходят весной в природе? (Природа пробуждается…)

Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева и постарайтесь запомнить, какими словами писатель рисует весну:

Этот приём часто используется в стихотворениях о природе.

Послушайте ещё одно стихотворение и обратите внимание на слова, которыми поэт О. Высотскя описывает ручей.

И с пригорка звонко льётся Разговорчивый ручей. Он лучистый, серебристый, Он сверкает и журчит…

Назовите слова, которыми автор описывает внешний вид ручейков. (Лучистый, серебристый.) Какими словами описываются действия весеннего ручейка? (Сверкает и журчит.) Почему ручей назван разговорчивым? (Он журчит, издаёт звуки, будто говорит.) Кто видел, помнит весенние ручейки. Какие чувства вызывает весенний ручеёк? (Радостные) Почему. Какими словами мы можем передать настроение, чувства при наблюдении за ручейком? (Озорное, удивлённое, приподнятое.) Какими словами вы сами могли бы описать весенний ручеёк? Запишем их на доске слева: лучистый, серебристый, журчит, весенний, молодой весны гонцы, разговорчивый, вестники и др. А с права запишем слова, называющие чувства, которые вызывает ручеёк: приятно и радостно смотреть, весёлый ручеёк.

Включение сочинений – миниатюр в процесс обучения русскому языку оказывает положительное влияние на развитее у младших школьников внимательного отношения к слову, на становление точности и выразительности речи.

Подготовка + Начальная школа с учителем

Подготовка + Начальная школа с учителем

Подготовка + Начальная школа с учителем запись закреплена

🖌

Сочинения - миниатюры

Читайте также: