Сочинения максима грека краткое содержание для читательского дневника

Обновлено: 07.07.2024

Сочинения Максима Грека дошли до нас во многих и разнообразных списках, хранящихся во многих библиотеках и частных коллекциях 788 . Между тем, как в XVII в. русский библиограф насчитывал их до 72 789 , в начале XIX ст. ограничивались иногда указанием лишь на 40 790 ; но Сахаров называет уже до 140 статей 791 . В отдельных списках они встречаются в количестве 10, 40, 47, 51, 77 и более, до 112, 115, 151 (чаще других) и 164, хотя не все ему принадлежат, но и не все помещены в них 792 , некоторые из этих собраний сопровождаются его изображением.

Сочинения М.Грека в отдельности печатались давно. Словопохв. апп. Петру и Павлу с облич. на латинов в Почаеве 1618; в кн. О вере, К. 1618 и Мог. 1625 и в Кирилловой книге М. 1643; слово против немч. Николая о Св. Духе, в книге О вере и Кирил. книге; Канон Параклиту в Вертогр. душ. Вил. 1620 и Канон., К. 1739; Сказ. о соблюд. прав. веры; в Скрижали, М. 1656; Исповед. прав. веры; Слово о исправл. книг к митр. Макарию и Слово о том же к боярам, в Ист. церкви м. Платона, ч.II, посл. к м. Даниилу, 1539, в Журн.М. Нар. Пр. 1834; при статье о нем А.Терещенка, ответ собору 1537 г. и посл. к митр. 1541 г. в Москвит. 1842, № 11, при статье о нем архиеп. Филарета. Собр. сочинений М.Грека издано было в 1859–62 гг. при Правосл. Собес. и отдельно в 3 чч. с изображ., по 4 спискам Казан. дух. акад. (с нек. статьями по спп. Троиц. лавры, II, 415; III, 226, 274 – 12 статей), к. XVI-XVII в., 552†460†296; 2-е изд., т. I и III, 1895, 1897, 435†233 (всего 130 статей). В последнее время напеч. два посл. его к бояр. Ф.И.Карпову, Н.Никольским, в Христ. Чт. 1909 (т. II, 14–17) и четыре статьи: об архиерействе Иисуса, о посте в понедельник, о бритье бороды и об яйце, С.А.Щегловой (в Рус. Филол. Вестн. 1911 г. и отд.). В 1910 и 1911 гг. был сделан перевод соч. Максима Грека на русский язык (3 чч.), послушн. Моисеем и издан Троиц. Серг. лаврой (Серг. Посад), по казан. изданию, с изображ. снятым с гробницы М.Грека. Некоторые переводы печатались в XVII-XVIII стол.

В связи с ересью жидовствующих находится появление ряда памятников, имеющих иудейский характер или служивших их целям. По словам Геннадия 819 в их распоряжении были такие книги, каких не имели противники (Библия, Сильвестр, папа римский 820 , Афанасий Алкександрийский 821 , соч. Козмы пресвитера против богомилов, Дионисий Ареопагит, важный для объяснения христианской догматики, Логика 822 , Шестокрыл). Перевод Логики и космографических статей с обилием западно-русских слов и полонизмами свидетельствуют о месте их происхождения, притом с передачей еврейских слов и терминологии 823 .

Поэтому при Василии Ивановиче приезд евреям в московские пределы был запрещен, как свидетельствует о том Павел Иовий со слов Д.Герасимова 839 , бывшего в Риме, и снова при Иване Грозном, за то, что они злословили Христа и привозили отравные зелья 840 .

Но стремление пап к подчинению русской церкви вызвало противодействие ее представителей. Мы видели, как в самом начале греческая иерархия старалась не допускать даже сношений с римским двором. Конечно, митрополиты-греки, приходившие в Россию из Константинополя, были главными охранителями такого начала, а их взгляды на этот предмет перешли и к русскому духовенству, которое, в свою очередь, не оставалось в бездействии. Иовий, Олеарий и Мейерберг причиной ненависти русских к Риму считают именно греков 889 .

События, предшествовавшие падению Константинополя, оживили сношения Византии с Римом и посеяли у пап надежду на возможность подчинения восточной церкви. Флорентийская уния поддерживала эту уверенность. Обращение в католичество некоторых членов императорской семьи 900 и греков, живших в Италии, содействовали подобной иллюзии, тем более, что явления в Западной Руси давали основания к тому. Если в первые века разделения в брачных делах государей допускался еще компромисс 901 , то впоследствии требования в религиозных делах сделались более настойчивыми и определенными. Брак Софии Палеолог с Иваном III снова оживил эти надежды, судя по тем лицам, какие принимали участие в этом деле (кард. Виссарион и кард. Антоний Бонумбре 902 , отправленный в Москву) не только сторонников унии, но и греков 903 ; не прекращались внушения с одной стороны и обещания с другой относительно союза против турок 904 , но далее последних не шли. Москва дружелюбно сносилась с турками и сама помышляла уже о роли третьего Рима 905 . Современник М.Грека, м. Даниил признавал одинаковую опасность от латинян и бусурман 906 , а старец Филофей выступал на защиту православия греков, не смотря на подчиненность их туркам 907 .

Название латинян азимитами – άζνμος – пресный (безквасными) восходит к патр. Михаилу Керуларию (1053), которого некоторые считают первым виновником открытой борьбы с латинами из-за опресноков (причем отвергается существование более раннего соч. о том же – патр. Фотия). До VI в. в обеих церквах употреблялся только квасный хлеб при евхаристии. Некоторые относят употребление на Западе опресноков ко времени папы Григория В., другие к Карлу В. Вопрос этот вскоре становится преобладающим после вопроса об исхожд. Св. Духа. С полов. XI до XVIII ст. насчитывают до 70 соч., написанных о том на Востоке, причем более ранние произведения отличаются большей краткостью, последующие – большей витиеватостью, многословием и обилием софистических и диалектических тонкостей. Между прочим, греки обвиняли крестоносцев в похищении из дворца золотого сосуда, в котором хранился хлеб, предложенный И.Христом своим ученикам на вечери. (Полемика между греками и латинами об опресноках в XI-XII вв., исследов. М.Чельцова, Спб. 1879). Облатки вместо небольших круглых просфор вошли в употребление на Западе с XI в. (Вейс, Внешн. быт, II, ч. 2, 337).

Еще при Иване III папа Александр VI (Борджиа) хлопотал через венгерского чиновника Сигизм. Сантая – о примирении России с Польшей и Литвой и убеждал вел. князя, для общей пользы христианства, соединиться с другими монархами Европы, чтобы изгнать турок из Греции 950 и, как видно, русские послы ездили тогда в Рим 951 . В царствование Василия Ивановича сношения эти сделались более частыми. Папа Лев X опасался завоевательных планов султ. Селима I, который, после успехов оружия на Востоке (Персия, Египет, Сирия) распространил свои действия до Кавказа и Венеции и грозил всей Европе, провозглашая себя владыкою вселенной и преемником Константина В. Вследствие этого в 1518 г. папа отправил к западным государям монаха орд. св. Доминика Николая Шонберга, и предлагал также, чтобы московский государь, вступив в союз с римской церковью на основаниях флорентийской унии, вооружился против грозных сил бесчеловечных оттоманов. Посредником в этом деле явился Дидрих Шонберг (в марте 1519 г., во время третьего своего посещения Москвы).

В первом издании настоящего труда мы указали, что врач Николай Люев, по одной летописи 989 , как принято в чтении Карамзина 990 , и Булев в другой 991 , как показано и в означенном сказании, есть одно и то же лицо 992 , притом не Ник. Шонберг, а то лицо, с которым М.Грек вел настойчивую и продолжительную полемику 993 , но Карамзин не сделал этого сближения и, прибавим теперь, неправильно понял текст дипломатической записи о Ник. Шонберге (Соловьев дал более правильное объяснение) и, таким образом, некоторые из позднейших исследователей продолжали держаться прежнего мнения 994 , теперь уже отвергнутого 995 .

Сочинения Максима Грека против латинян находятся в связи с указанным выше общим анти-латинствующим направлением, они были новым настойчивым наступлением против притязаний пап, посредством представления отличий западной церкви, как еретических и пагубных для спасения душ.

Католические писатели, принадлежащие к крайней латинской партии, употребление опресноков относят ко времени самого Иисуса Христа, но другие допускают мысль, что повсюду до X в. при евхаристии употреблялся квасной хлеб (Бона, Сирмонд). Восточные писатели обычай латинян совершать евхаристию на опресноках относят то ко времени Григория В., то к веку Карла В. Открытая же полемика по этому вопросу, начатая греками при констант. патр. Михаиле Керуларие, около половины XI в., имеет свою литературу, которая, по содержанию, может быть разделена – у греков на три направления: крайнее, среднее и примирительное, а у латинян на два: крайнее и умеренное; но вскоре затем вопрос об опресноках занял выдающееся место среди обвинений против латинян 1045 . Как известно иудеи во время пасхи употребляли исключительно опресноки.

В результате этой продолжительной полемики, однако, оказалось, что после многочисленных полемических сочинений обе стороны ни в чем не согласились и вопрос остался таким же спорным, каким был с самого начала.

У М.Грека в данном случае вполне выразилась греческая точка зрения на этот вопрос.

Максим Грек (Москвит., 1842, № 11, и отд.)

Приводим более подробн. список, нежели у пр. Макария. Сочин., I, 56 (статие), 136 (псевдопрофит), 24, 147 (аделфофея), 150 (стадия), 160 (дискос), 161 (лихана, греч. λιχανός – указательный палец), 195 (Параклит), 352 (епистолия), 410 три раза имармения), 392 (генефлиялоги), 392 (псевдодидаскал), 424 (кириакин – Господень), 507 (родон-роза), 461 (идрохои – водолей); 424–425 (назв. греч. дней); II, 13 (елеввор – чемерица), 16 (тартар), 72 (иктор, гаграны), 101 (аниф – анис, кимен – тмин, пиган – рута), 183 (мехос), 386 (аспазоме олопсихос); III, 22 ( ύγαινε – здравствуй) 32 (леон), 80–81 (ипсилос, псилос), 83 (угар идон)

Сочин., I, 136, 188, 450, 477; II, 20, 322; III, 42, 50, 62, 122, 177, 194, 273

Ibid., I, 27, 33, 38, 66, 73, 75, 79, 80, 114, 116, 119, 126, 128, 132, 134, 136, 138, 139, 144, 146, 159, 160, 163, 164, 167, 169, 173, 183, 184, 188, 189, 200, 231, 236, 271, 292, 304, 310, 321, 324, 352, 354, 356, 361, 374, 394, 424, 432, 436, 437, 462; II, 19, 30, 42, 103. Отметим как особенность, употребление слова: лечить – лечба и лекование болезней (I, 189; II, 248)

Макарий, VII, 303–304

Макарий, Ист. рус. церкви, VII, 265–274, 300–307

Сочинения, II, 386, 419

Ист. рус. церкви, II, ч. I, стр. 665–666 (также Чтен. в Общ. ист. 1900 г, кн. I-ая)

Прение митр. Даниила с Максимом. Чт. Моск. общ. ист., 1847 г., № 7, с. 10

Прение м. Даниила с Максимом. Чт. Моск. Общ. ист., с. 10

Ibid. См. в стр. 11–12

Слово отвещат. о исправл. книг. Ист. церк. Платона, II, и Сочин., II. Ср. И.В.Ягич, 588–589

А.И.Соболевский, Перев. литер. 285. Арсений Грек учился классическим наукам, но убоялся ереси и изрекал проклятия на Рим. веру (Ж. М. Н. Пр. 1881, № 9, с. 78–80); Спафарий также учился в Италии и остался верен православию (Сборн. Неж. инст., I, 2)

Сочин., I, 248, 270, 295, 348, 353, 412, 434, 466; II, 62, 387; III, 59, 95, 262 и др.

Ibid., I, 281, 297, 314, 315, 348, 410; II, 290; III, 263

Ibid., I, 179, 325, 387, 419, 420, 43l; II, 62; III, 66, 74–76, 94, 96, 262, 227

Сочин., I, 250, 251, 253, 281, 297 300; II, 229

Ibid., I, 348,353, 407, 466; III, 95

Ibid., I, 270; III, 59

Ibid., I, 528; III, 216, 255

Ibid., I, 265, 289–291; II, 307, 351

Ibid., I, 361, 362; III, 118

Ibid., I, 344, 325–53, 419, 420, 434; III, 216

Ibid., Ill, 214, 216. Cp. также с. 148–149

Ibid., I, 289–290, 336, 349, 466; II, 16, 61, 76, 106, 107, 112, 115, 134, 161, 194, 202, 213, 229, 235–240, 247, 341, 372; III, 13–15, 23–25, 37, 50, 100, 141, 150, 159, 182, 200, 208, 219–229, 239, 245, 246, 249–255, 262

Ibid., III, 131. Есть ссылки также на Иоанна Богослова, в учении о Троице (I, 316–317, 318) и др.

Насчитывается до 250 рукописей, в которых помещены его переводы и сочинения (Белокуров, 205)

Чтен. в Общ. ист. и древн. рос. 1846, III, 138

Барсуков, Погодин, VIII, 173

Филарет, Максим Грек (Москвит. 1842, № 11) и отд., 83, прим. Белокуров, CCXXXVII-COCXIV. Самое полное собрание их имеется в Хлудовской библ., в Москве, в единоверческом Преображенском мон., в Сборнике, составл. в 50-х годах XIX ст., причем 199 гл. помечена статья указ. выше (в моск. грамматике, XVII в.). Исслед. по рус. языку, изд. Им. Ак. Н., I, 613–614

Просветитель, Каз. 1855, предисл., с. 59 (отд. оттиск из Православного Собес). Некоторые видят более раннюю ред. в Сказании Иосифа, помещен. в Вел Минеях Макария, отличающуюся между прочим отсутствием нападок на еретичество м. Зосимы (см. Н.П.Попов, Иосифово сказ. об ереси жидовств. по спискам Великих Миней, Изв. Акад. Н. 1913, I, стр. 173–197)

Маркион, вслед за своим учителем Кердоном, видел в Ветхом Завете злое начало, и, подобно Сатурнину, проповедывал необходимость умерщвления плоти посредством поста и воздержания от чувственных удовольствий

Мессалиане, как и евхиты, отвергали церковную обрядность, даже крещение, и полагали, что в каждом человеке есть злой дух, которого следует изгонять постом и молитвой

Чтен. в Общ. ист. 1847 г., № 8

Посл. п. Иосифа к архим. Митрофану (ib. № 1)

Исслед. о культурн. знач. Византии в рус. ист., К. 1869, гл. viii

Zonaras, I, 209; Никонов. летоп., II, 45. В Болгарии богомилов причисляли к мессалианам (Радченко, Религиозн. движ. в Болгарии, 206, 208)

О чтении книг в древн. России (Правосл. Собес. 1858, № 6); Послан. кн. Курбского (ib. 1863). В библ. Кирилло-Белозер. мон. было много апокрифических сборников (Прав. Обозр. 1862 г., № 6, стр. 187, примеч.)

Н.В.Ястребов, Этюды о Петре Хельчицком и его времени (из ист. гуситск. мысли). В I, Спб, 1908 г.; рец. Ф.Зигеля (Ж. М. H. Пр. 1909, № 4, с. 365–401) К.Ф.Радченко, Религиозн. движ. в Болгарии, 211– 225

Гаусрат, Средневек. реформаторы, т. II, 1900, Осокин, Ист. альбигойцев, ч. I, Каз. 1869; К истории ересей на Западе, Каутского (Б. Мир, 1899, № 6 и 7); Религиозность и ереси в XIII-XI вв. (В Евр. 1913 , № 11 и 12)

Радченко, 229–232. В 1360 г. на Тырновском соборе были осуждены болгарские жидовствующие. Несколько раньше евреи нашли поддержку среди солунских греков (ib. 228 и д.); Сырку, К ист. исправлен. книг в Болгарии, I, 267; Соболевский, Переводн. литер. 396. О ересях на Афоне в XIV и XV в. (Некрасов, Пахомий Логофет, 3–5)

Döllinger, Beiträge zur Sektenqeschichte, I-II

Гурлянд, Нов. матер. для ист. евр. литер. XV в., Спб. 1866. Наше предположение было повторено потом И.Пановым (Ересь жидовств. Ж. М. Н. Пр. 1877, I, II и т. д., без указания, как это отметил Радченко, 230)

Свод известий и данных в Опыте рус. историогр., II, 281–283

Wapowski, Dz Кor. pol., I, 376

Бершадский, Литовские евреи, Спб. 1883, 244, 257

Густин. лет. (П. С. Р. Л., II, 365)

Бершадский, Докум. и регесты к ист. литов. евреев, I, 1882, № 175

Татищев под 1491 г. (?) упоминает о казни его вместе с защитниками свободы Новгорода (IV, 109). О сношен. с евреями см. выше; также указатели к летопис., Собр. госуд. грам. к акт., Оп. рус. историогр. т. II

Просветитель, Очевидно речь идет о посаднике Гр. Мих. Тучине (в 1476 г.), жалобы о насилиях которого дошли до вел. князя; он подвергся взысканию и в 1478 году перешел на службу в Москву (П. С. Р. Л., VI, 200–208)

Pуc. Историч. библ., VI, 776. Склонность Зосимы к ереси преувеличена (см. его обличение, Опис. рук. Чудова мон., Пам. древней письм. 1879, IV, 177). Моск соб. 1490 г. против жидов по новооткрытым документам (Чт. в Общ. ист. 1902, III, 111–126, с посл. жидов. Феодора и перев. прор. Даниила; о Федоре Курицыне (Р. Арх. 1895, № 1); Соболевский, Москов. образов., 21; Ср. Опис. рук. Общ люб. древ. пис., 320–332; Строев, Словарь, 314

П. С. Р. Лет., VI, 238; Чтен. в Общ. ист. 1902, III, 123–125

Чт. Общ. ист. 1848, №№ 1 и 8. Посл. к дух. вел. кн. архим. Митрофану и архиеп. Иоасафу. Последнее (Геннадия) по тому же списку, исправнее изд. (Чтения 1880, III, 140–154)

Ж. Сильвестра, папы римск. с полемич. приемами против еврейства

Слова его на ариан. Ср. Вирши на ариан к. XVI-XVII вв. С.Щегловой (изд. Общ. люб. древ. письмен. 1913)

Произведение Моисея Маймонида, иначе Египетского, писателя XII века

Соболевский, Перев. литер., 423–433; Из истории, отреченных книг Аристотелевы Врата или Тайная тайных, текст и матер., собр. и объясн., М.Сперанский (Пам. древн. письм. и искус. 1908, № CXXXI; рец. А.И.Соболевского (Ж. М. Н. Пр. 1909, № 1, с. 215–217)

См. Перев. литер. А.И.Соболевского, 1903, с. 396–436, Псалтирь жидовств. в перев.; О ереси жидовствующих, новые матер., собран. С.А.Белокуровым, С.О.Долговым, И.Е.Евсеевым и М.И.Сотниковым (Чтен. в Общ, ист. и древн. 1902, III, и отд., 1–164 – о соб. на жидов. 1490; посл. Феодора жидов. и инока Саввы, книга Даниила); рец. А.Соболевского (Ж. М. Н. Пр. 1902, № 10; ср. Чт. Общ. истор. 1900, III, 034); Ж. М. Н. Пр. 1907, № 11 (А.И.Соболевский, Псалт. жидов., в перев. Феодора), Тр. Слав. ком., III (зам. Яцимирского); о прежних мнениях о ереси жидовств. (А.И.Никитский, Оч. внутр. истор. церкви в В.Новгороде, 207–212); Г.М.Барац, Следы иуд. воззрений в древне-русск. письмен. (Лет. Ист. филологич. общ. при Новорос. унив., IV, 1–52); В.Н.Перетц, Новые труды жидовствующих XV в. и их литер. (Универ. Изв., 1908 г. и отд.), Логика жидовств. и Тайная тайных, A.И.Соболевского (Отч. Общ. любител. древн. письмен. 1899, № CXXXIII); Шестокрыл, Д.Прозоровского (Древн. Моск. Арх. Общ., 1887, т. XI, в 3); Соч. Н.С.Тихонравова, I, 242–244, примеч. с. 73; Памятники, изд. Общ. любит. древн. писм., CXXIX? CXXXI. Из ист. отречен. книг Гадания по псалтири и Трепетник Н.Сперанского, зам. В.Н.Перетца (Ж. М. Н. Пр. 1900, № 4; о Шестокрыле, стр. 67–74); Старец Филофей, В.Малинина (Ж. М. Н. Пр. 1901, № 12, рец. А.И.Соболевского; о Шестокрыле, 488). Ср. также П.К.Коковцев, К вопросу о Логике Авиаса (Ж. М. Н. Пр. 1912, № 5)

Карамзин, IV, 120; Никон. лет., год 1321

Максим Грек(1480—1556). Большую роль в истории древнерусской литературы и общественной мысли сыграл Максим Грек. Он родился в городе Арты (Албания) и принадлежал к знатному роду. Юные годы Грека прошли в странствиях по городам Италии. Спустя некоторое время Мак­сим Грек возвращается в православие и живет в мона­стыре на Афоне.

Завязывается тесная дружба Максима Грека с Вассианом Патрикеевым.

Первые оригинальные произведения Максима Грека посвящены обличению черного духовенства.

Максим Грек был обвинен в ереси и — более того — в сношениях с турецким султаном и заточен в монастырь. Здесь в весьма тяжких условиях он пробыл 6 лет. Многочисленные просьбы Максима отпустить его на Афон остались без ответа. В 1531 г., когда был осужден Вассиан Патрикеев, Максима Грека перевели в Тверской Отрочий монастырь, откуда он был освобожден за пять лет до своей смерти по ходатайству игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия. Умер Максим Грек в 1556 г.

Литературно-публицистическую деятельность Максим Грек не пре­кращал и в заточении.

Литературная манера Максима Грека оказала большое влияние на его учеников и последователей: Андрея Курбского, Зиновия Отенского.

Максим Грек - это религиозный публицист и писатель, монах. Жил в XV-XVI веках, по происхождению был греком. Приехал на Русь в 1518 году в составе греческой делегации. Во время спора нестяжателей и иосифлян встал на сторону первых, чем вызвал негодование последних. Также он был против развода Василия III со своей женой Соломонией Сабуровой и его женитьбы на Елене Глинской. Из-за этого Максим Грек попал в опалу и был сослан сначала в Иосифо-Волоцкий монастырь, затем в Тверской Отроч, причем содержание его там было очень суровым. Впоследствии был переведен на покой в Троице-Сергиев монастырь, где он и умер. Канонизирован Русской Православной церковью в лике преподобных.

Максим Грек - Сочинения 2 том

Прямыми показаниями источников, которые позволили бы принять или опровергнуть это свидетельство, мы не располагаем;неизвестны сочинения Максима Грека, которые можно было бы датировать временем между 1525–1531 гг.

Преподобный Максим Грек - Сочинения том 2

Преподобный Максим Грек - Сочинения том 2 - Содержание

• Творчество преподобного Максима Грека 30–50 гг. XVI в. и собрание избранных сочинений из 47 глав (Н. В. Синицына)

• 1. Исповѣдание православныа вѣры Максима инока изъ Святыа Горы, им же извѣщаетъ о Христѣ Иисусѣ всякаго православнаго священника же и князя, что по всему истиннѣиши есть православенъ инокъ, всю православную вѣру съблюдаа цѣлу и непремѣнну и непорочну
• 2. Молитва ко Пречистѣи Богородици, в тои же отчясти винословие о страсти Спасовѣ
• 3. Пѣснь благодарьствена къ пресвятѣи Троици глаголема въ всю Свѣтлую недѣлю Святыа Пасхы
• 4. Сказание, какаа словеса реклъ бы Петръ, отверглься Христа и плакася горко
• 5. Слово о Рожествѣ Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в томъ же и на иудѣя
• 6. Слово обличително на еллиньскую прелесть
• 6-а. Греческая версия
• 7. Слово похвалное къ святым апостолом Петру и Павлу, в том же обличение и на латыньскыа три болшиа ереси
• 8. Слово обличително на агаряньскую прелесть и умыслившаго еа сквернаго пса Моамефа
• 9. Слово о том же къ благовѣрным на богоборца пса Моамефа, в нем же и Сказание отчасти о кончинѣ вѣка сего
• 10. Слово обличително вкупѣ и развращателно лживаго писания Афродитиана персянина зломудреннаго
• 11. Слово отвѣщателно о исправлении книгъ рускых, в нем же и на глаголющих, яко плоть Господня по въскресении из мрътвыхъ неописана бысть. Чтущеи внимаите прилѣжно и разсужаите богоугодно, вкупе и человѣколюбно
• 12. Словцо отвѣчятелно о книжном исправлении
• 13. Того же инока Максима Грека Слово о том, яко Промысломъ Божимъ, а не звѣздами и колесом счястиа вся человѣчьскаа устраяються
• 14. Бесѣда Души и Уму, по вопросу и отвѣту, о еже откуду страсти ражаются въ них, в том же и о божественѣмъ промыслѣ и на звѣздочетцѣх

Преподобный Максим Грек - Сочинения том 2

Читайте также: