Сочинение золотое слово святослава 9 класс

Обновлено: 04.07.2024

Слово о полку Игореве – это произведение, которое стало значимым в жизни славянских народов. Текст этого произведения занимает умы и вызывает интерес у научных деятелей различных отраслей и направлений, так как по своей сути является энциклопедией того времени. Именно в этом произведении мы можем увидеть этапы симбиоза христианства и язычества, обозначить эволюцию образов политических деятелей и социальных ролей, узнать о географических особенностях древнего государства, проанализировать особенности ведения боя, обмундирования воинов.

Предлагаем вашему вниманию анализ “плача Ярославны” из произведения “Слово о полку Игореве”

Вариант 2

Действие разворачивается в Новгороде, где князь Игорь принял решение пойти в поход против половцев со своим братом Всеволодом. Было много предостерегающих знамений. Ни мрак ночи, ни вой зверей, ни солнечное затмение, увиденное накануне Игорем, которое сулило неудачи — ничто не смогло предотвратить беду.

Войско Игоря на своем пути встретило небольшой отряд половцев. Попытка спастись бегством обернулась неудачей для половцев и солидной добычей для полка князя. Но счастье длилось недолго. Утром следующего дня, князь Игорь и его соратники проснулись в окружении вооруженных половцев, которым не сумели дать отпор. Часть войска князя, включая самого Игоря и Всеволода, была захвачена в плен, другая — убита.

Сквозь слезы, киевский князь сетует на князя Игоря, решившего в поисках славы пойти на столь безрассудный поступок, принесший многочисленные потери. Видимо, такова цена признания человека общественностью.

Слово о полку Игореве — перевод Николая Заболоцкого

Слово о полку Игореве Про­слу­шать стихотворение

Вступление

Не пора ль нам, бра­тия, начать О походе Иго­ре­вом слово, Чтоб ста­рин­ной речью рассказать Про дея­нья князя удалого? А вос­петь нам, бра­тия, его — В похвалу тру­дам его и ранам — По были­нам вре­мени сего, Не гоня­ясь в песне за Бояном. Тот Боян, испол­нен див­ных сил, При­сту­пая к вещему напеву, Серым вол­ком по полю кружил, Как орел, под обла­ком парил, Рас­те­кался мыс­лию по древу. Жил он в громе дедов­ских побед, Знал немало подви­гов и схваток, И на стадо лебе­дей чуть свет Выпус­кал он соко­лов десяток. И, встре­чая в воз­духе врага, Начи­нали соколы расправу, И взле­тала лебедь в облака, И тру­била славу Ярославу. Пела древ­ний киев­ский престол, Поеди­нок сла­вила старинный, Где Мсти­слав Редедю заколол Перед всей касож­скою дружиной, И Роману Крас­ному хвалу Пела лебедь, падая во мглу. Но не десять соко­лов пускал Наш Боян, но, вспом­нив дни былые, Вещие пер­сты он подымал И на струны воз­ла­гал живые.- Вздра­ги­вали струны, трепетали, Сами кня­зям славу рокотали.

Мы же по иному замышленью Эту повесть о године бед Со вре­мен Вла­ди­мира княженья Дове­дем до Иго­ре­вых лет И про­сла­вим Игоря, который, Напря­гая разум, пол­ный сил. Муже­ство избрал себе опорой. Рат­ным духом сердце поострил И повел полки род­ного края. Поло­вец­ким зем­лям угрожая.

О Боян, ста­рин­ный соловей! При­сту­пая к вещему напеву, Если б ты о бит­вах наших дней Пел, скача по мыс­лен­ному древу; Если б ты, взле­тев под облака, Нашу славу с дедов­скою славой Соче­тал на дол­гие века, Чтоб про­сла­вить сына Святослава; Если б ты Тро­я­но­вой тропой Средь полей помчался и курганов, — Так бы ныне был вос­пет тобой Игорь-князь, могу­чий внук Троянов: “То не буря соко­лов несет За поля широ­кие и долы, То не стаи гало­чьи летят К Дону на вели­кие просторы!” Или так вос­петь тебе, Боян, Внук Веле­сов, наш воен­ный стан: “За Сулою кони ржут. Слава в Киеве звенит, В Нове­граде трубы гром­кие трубят, Во Путивле стяги бран­ные стоят!”

Часть первая

1

Игорь-князь с могу­чею дружиной Мила брата Все­во­лода ждет. Мол­вит буй тур Все­во­лод: “Еди­ный Ты мне брат, мой Игорь, и оплот! Дети Свя­то­слава мы с тобою, Так сед­лай же бор­зых коней, брат! А мои, давно готовы к бою, Возле Кур­ска под сед­лом стоят.

2

А куряне славные — Витязи исправные: Роди­лись под трубами, Росли под шеломами, Выросли как воины, С конца копья вскормлены. Все пути им ведомы, Все яруги знаемы, Луки их натянуты, Кол­чаны отворены, Сабли их наточены, Шеломы позолочены. Сами ска­чут по полю волками И, все­гда гото­вые к борьбе, Добы­вают ост­рыми мечами Князю — славы, поче­стей — себе!”

3

Но, взгля­нув на солнце в этот день, Поди­вился Игорь на светило: Середь бела дня ноч­ная тень Опол­че­нья рус­ские покрыла. И, не зная, что сулит судьбина. Князь про­мол­вил: “Бра­тья и дружина! Лучше быть убиту от мечей. Чем от рук пога­ных полонёну! Сядем, бра­тья, на лихих коней Да посмот­рим синего мы Дону!” Вспала князю эта мысль на ум — Иску­сить неве­до­мого края, И ска­зал он, полон рат­ных дум, Зна­ме­ньем небес пренебрегая: “Копие хочу я преломить В поло­вец­ком поле незнакомом, С вами, бра­тья, голову сложить Либо Дону зачерп­нуть шеломом!”

4

Игорь-князь во злат стре­мень вступает. В чистое он поле выезжает. Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь гро­зою птиц перебудила, Свист зве­рей несется, полон гнева, Кли­чет Див над ним с вер­шины древа, Кли­чет Див, как поло­вец в дозоре, За Суду, на Сурож, на Поморье, Кор­суню и всей округе ханской, И тебе, бол­ван тмутороканский!

5

И бегут, заслы­шав о набеге, Половцы сквозь степи и яруги, И скри­пят их ста­рые телеги, Голо­сят, как лебеди в испуге. Игорь к Дону дви­жется с полками, А беда несется вслед за ним: Птицы, под­ни­ма­ясь над дубами, Реют с кри­ком жалоб­ным своим. По овра­гам волки завывают, Крик орлов доно­сится из мглы — Знать, на кости рус­ские скликают Зверя кро­во­жад­ные орлы; Уж лиса на щит черв­ле­ный брешет, Стон и скре­жет в сумраке ночном… О Рус­ская земля! Ты уже за холмом.

6

Долго длится ночь. Но засветился Утрен­ними зорями восток. Уж туман над полем заклубился, Говор галок в роще пробудился, Соло­вьи­ный щекот приумолк. Русичи, сомкнув щиты рядами, К слав­ной изго­то­ви­лись борьбе, Добы­вая ост­рыми мечами Князю — славы, поче­стей — себе.

7

На рас­свете, в пят­ницу, в туманах, Стре­лами по полю полетев, Смяло вой­ско полов­цев поганых И умчало поло­вец­ких дев. Захва­тили золота без счета, Груду акса­ми­тов и шелков, Вымо­стили топ­кие болота Япан­чами крас­ными врагов. А черв­ле­ный стяг с хоруг­вью белой, Челку и копье из серебра Взял в награду Свя­то­сла­вич смелый, Не желая про­чего добра.

8

Выбрав в поле место для ночлега И нуж­да­ясь в отдыхе давно, Спит гнездо бес­страш­ное Олега — Далеко подви­ну­лось оно! Зале­тело, храб­рое, далече, И никто ему не господин — Будь то сокол, будь то гор­дый кречет. Будь то чер­ный ворон — половчин. А в степи, с ордой своею дикой Серым вол­ком рыс­кая чуть свет, Ста­рый Гзак на Дон бежит великий, И Кон­чак спе­шит ему вослед.

9

Ночь про­шла, и кро­вя­ные зори Воз­ве­щают бед­ствие с утра. Туча надви­га­ется от моря На четыре кня­же­ских шатра. Чтоб четыре солнца не сверкали, Осве­щая Иго­реву рать, Быть сего­дня грому на Каяле, Лить дождю и стре­лами хлестать! Уж тре­пе­щут синие зарницы, Вспы­хи­вают мол­нии кругом. Вот где копьям рус­ским преломиться. Вот где саб­лям ост­рым притупиться, Загре­мев о вра­же­ский шелом! О Рус­ская земля! Ты уже за холмом.

10

Вот Стри­бо­жьи выле­тели внуки — Зашу­мели ветры у реки, И взмет­нули вра­же­ские луки Тучу стрел на рус­ские полки. Сто­ном сто­нет мать-земля сырая, Мутно реки быст­рые текут, Пыль несется, поле покрывая. Стяги пле­щут: половцы идут! С Дона, с моря с кри­ками и с воем Валит враг, но, полон рат­ных сил, Рус­ский стан сомкнулся перед боем Щит к щиту — и степь загородил.

11

Слав­ный яр тур Все­во­лод! С полками В обо­роне крепко ты стоишь, Пры­щешь стрелы, ост­рыми клинками О шеломы рат­ные гремишь. Где ты ни про­ска­чешь, тур, шеломом Золо­тым посве­чи­вая, там Шишаки земель авар­ских с громом Падают, раз­биты пополам. И сле­тают головы с поганых, Саб­лями поруб­лены в бою. И тебе ли, тур, скор­беть о ранах, Если жизнь не ценишь ты свою! Если ты на рат­ном этом поле Поза­был о славе преж­них дней, О зла­том чер­ни­гов­ском престоле, О желан­ной Гле­бовне своей!

12

Были, бра­тья, вре­мена Трояна, Мино­вали Яро­слава годы, Поза­бы­лись пра­вну­ками рано Гроз­ные Оле­говы походы. Тот Олег мечом ковал крамолу, Про­би­ра­ясь к отчему престолу, Сеял стрелы и, гото­вясь к брани, В злат стре­мень всту­пал в Тмуторокани, В злат стре­мень всту­пал, гото­вясь к сече. Звон тот слу­шал Все­во­лод далече, А Вла­ди­мир за своей стеною Уши заты­кал перед бедою.

ЧАСТЬ 1 В НАЧАЛЕ


ГЛАВА 1 В ПРОКЛЯТОМ РОДУ

Старцы говорили, что вражда между Олеговичами и Мономаховичами – старшими и младшими в роду неизвестно когда началась и наверное никогда не закончится. А пока в обоих родах рождались сыновья, она будет длиться, не будет ей конца и края..

Младшие всегда будут хотеть получить больше, чем обещано, а старшие не собираются им ничего отдавать.

И сам князь Владимир показал им, как все получить можно будет.

Старшим всегда внушали, что по праву рождения им все принадлежит, ничего они не должны никому отдавать, а за свое надо сражаться.

А были это лучшие уделы и самые плодородные земли, то много было и делающих там оказаться и забрать их себе.

Справедливость, как линия горизонта, все о ней говорят, все видят, только никто и никогда ее достигнуть никак не мог.

И так уж издавна повелось, что старшие неизменно проигрывали. Молодые были сильнее и наглее, никогда они не уступали и большего добивались.

И хотя радовались те, кто рождены были старшими, да недолго их радость длилась, быстро она заканчивалась. Законы о наследовании жили сами по себе, а люди к ним никакого отношения не имели, особенно если меча или колдовства совсем не знали и не ведали.

Но ведь рано или поздно все должно было закончиться.

А может и пришло это время, – спрашивали друг у друга миролюбивые монахи, которым хотелось все ладом наконец решить.

Князь Святослав помнил многое, он помнил своего деда – князя Олега – красивого и могучего, воинственного и несчастного. Помнил о конце его жизни на земле, когда тому пришлось отказаться от борьбы за великий стол, оставался он на небольшом острове, обвиненный младшими братьями во всех смертных грехах.

А ведь он тоже хотел только одного, чтобы законы дедовы исполнялись так, как нужно было. Но кто же из младших согласился бы с ним.

Князь Олег, оклеветанный и обвиненный, удалился от всех, не давал больше о себе знать, ни во что не вмешивался.

Но потом вдруг понял, что не сможет так просто уйти к своим предкам, ничего не предприняв, тогда уже поздно будет оправдываться, а пока еще надо что-то сделать, как то помочь им всем.

Он бы л уверен, что осталось еще какое-то время, хотя бы детей своих и внуков подтолкнуть к борьбе, показать им как прекрасно все должно быть устроен в этом мире, но это только мечты, а в реальности всем владеют и правят те, кто не имеет на это права

Из всех его детей только Всеволод проникся последними страстными речами отца, и только Святослав не просто оправдывал деда, но и верил, что так и будет, как тот хотел.

– Мы – проклятое племя, проклятый род, но это проклятие надо снять огнем и мечом, – все время твердил тот, и тогда имена и дела наши будут благословенны.

– Мечты могут быть прекрасны, но сможем ли мы их осуществить?

Тогда юному Святославу казалось, что все возможно, у него хватило сил и уверенности в себя. Потом, со временем все менялось, и он уже не до конца верил в то, что сможет что-то сделать. Но он всегда помнил, что должен сделать все, что ему захочется как можно лучше. Он говорил немного, а решил делами доказать, что отец не ошибся.

Пристрастно оценив, что у него есть, что он может еще получить.

Он знал, что самые лучшие города принадлежали Олеговичам, и одним из них был Чернигов. Но володел им не его отец, а младший, любимый сын Олега – Святослав. Это казалось ему случайностью, которая его раздражала, потому что не получив Чернигов, нечего было думать о Киеве. Но Святослав с самого начала понимал, что дядя, если почувствует смерть, отдаст этот город не ему, а своему любимому сыну, названному в честь отца Олегом.

Он присматривался к его жене и матери Олегоовой – дочери одного из самых влиятельных Новгородских бояр. Но и говорить было нечего о том, что город получит племянник, а не ее первенец и любимец. Об этом заикнуться было опасно, потому что женщиной она была грозной, эта Марфа, и прибить могла, если почувствует, что грозит беда. Действовать надо было осторожно, взять хитростью.

– Это будет мой единственный грех. Когда я получу Киев, я отдам Чернигов снова Олегу, потом ему все объясню, но пока он должен понимать, почему я так поступаю с близкими людьми. Важно только то, что получится после всех моих страданий и стараний. Я все верну и никто не припомнит, что было в начале, почему он оказался среди обиженных.

Что-то подсказывало Святославу, что его дядя не протянет долго, слишком он был изнурен и измучен этой вечной борьбой. В Чернигове должен быть его помощник, но не член семьи. Князь не должен ошибиться. Святослав, несмотря на молодость и талант к подобным интригам,

безошибочно избрал игумена Антония, любимца старого князя, который первым узнает о его болезни и смерти, а с именем бога на устах он сможет многое. Трудно было к нему подступиться и договориться. Сначала он даже волхва хотел привлечь для того, чтобы на него повлиять, но потом решил, что не стоит кого-то еще посвящать в тайну.

Игумен оказался умным и догадливым. А может просто хитрым. Он был убежден, что Святослав больше, чем Олег подходит на княжеский стол – он старше и сильнее, он действует еще при живом князе и дорожит тем, что хочет получить. Старик верил, что он делает доброе дело, думает о будущем Чернигова, ему не нужны были никакие награды, но он хотел получить поддержку сильного князя, стать митрополитом без хлопот. А если тот еще и новый храм прикажет заложить в честь победы – это даже лучше, больше ему ничего не нужно. Лично для себя он ничего и не хотел.

Они тайно встречались несколько раз и оба гордились тем, что о переговорах не знала ни одна живая душа, а ведь Марфа за всем следила не смыкая глаз, ничто не могло укрыться от пытливого взора. Может она и думала, что ей уготовлена роль древней Ольги при юном князе. Но времена были другими, эти двое не собирались оставлять ей Чернигов.

Святослав не подозревал о той борьбе, которая развернулась за его спиной. Но он все время был в это странной борьбе.

Сочинение — Анализ Золотого слова Святослава из Слова о полку Игореве. Русский язык

Великий князь Киевский Святослав видит в стольном городе Древней Руси вещий сон (в Слове, вообще, много чудесных деталей), в котором ему открывается поражение, постигшее князей, выступивших в поход.

Это известие приводит Святослава в печаль и упрекает Всеволода и Игоря за переоценку своих сил. Он не может упрекнуть князей, пошедших на извечных врагов Руси в отсутствии храбрости или патриотизма. Однако великий князь говорит о самонадеянности и неправильном выборе времени предприятия и оценке ситуации.

Удельные князья, по его словам, которые вполне адекватно отражают действительное положение вещей, увлеклись междуусобными войнами. Сражаясь друг против друга, разоряя родную землю, они излишне возомнили о своих возможностях.

В сражении с половцами они, по словам Святослава, не обрели чести и славы, хотя, действительно, пролили кровь врагов. Потери, понесенные русской ратью, при этом оказались слишком велики и несоразмерны вреду, нанесенному кочевникам, постоянно разорявшим русскую землю своими набегами. Святослав вспоминает былые годы, когда русские дружины шли отомстить за набеги и побеждали, обретая славу.

При этом великий князь сетует, что он теперь стар и потерял прежнюю силу. Дело даже не в возрасте Святослава, а в раздробленности Руси. Он мог бы защитить свою землю, но признает, что другие князья не дадут ему помощи. В этих словах великого князя автор этого произведения древнерусской литературы высказывает устами номинального правителя Руси свое видение причины не только поражения от половцев, постигшего Игоря и Всеволода, но и главных бед русской земли.

Святослав Киевский печально констатирует, что времена изменились и теперь дело обстоит не так, как в славном прошлом. Осталась лишь молодецкая удаль, которая не принесла пользы, а только погубила князей, понадеявшихся без объединения сил, без обдумывания стратегии победить нахрапом, полагаясь только на себя.

Слова Святослава проникнуты патриотизмом, заботой обо всей русской земле. Скорбя о поражении, великий князь указывает их главную причину – раздробленность Руси. Он призывает вспомнить великие победы, одержанные во время, когда не было таких раздоров между князьями.

Вариант 2

Один из эпизодов Слова о полку Игореве описывает так называемое Золотое слово князя Святослава. Оно является золотым, так как исходит из уст опытного воина и правителя, от человека, который обладает идеей о благе русской земли.

Этот эпизод вполне соответствует подлинным историческим событиям и с высокой вероятностью автор тут практически ничего не додумывал и просто переложил на стихотворный размер цитаты князя.

Предшествует этому слову известие о плененных Игоре и Всеволоде, которые оказываются у половцев. Это известие Святослав получает через сон, после чего произносит собственную речь.

Если обобщить темы, которые поднимает князь, то следует выделить тему горя и страдания, так как он печалится по собственным сыновьям и тему укора, так как он не одобряет совершенные ими действия. Помимо этого из этих проблем также возникает и другая, более глобальная, но также волнующая Киевского князя, речь идет, конечно, про единство русской земли. Святослав взывает не только к своим сыновьям, но и ко всем русским князьям.

Как мы знаем из истории, именно князья Ольговичи были ведомы идеей объединения русских князей против половцев и такой союз приносил бы существенную пользу и выгоды. Тем не менее, Игорь и Всеволод отправились покорять половцев не для того чтобы сослужить службу русской земле, но для того чтобы снискать собственной славы. Поэтому Святослав выражает собственное недовольство такими действиями и считает подобное поведение расходящимся с понятием княжеской чести.

Тем не менее, по сути, поиск собственной славы не является каким-то зазорным поведением для князя, даже наоборот. Только вот итогом поведения Игоря и Всеволода становится довольно неприятная ситуация. Святослав взывает к грозному Ярославу, топчкам, ольберам, ревугам и другим союзникам и не только из личной потребности, он вопрошает о союзе, который имеет ценность для всей русской земли.

Из личной трагедии князь Киевский переходит к мотивам объединения русской земли и князей и на примере собственных сыновей говорит какой пагубной может быть разобщенность. Ведь если каждый будет подобным образом искать собственной выгоды, то просто окажется захваченным половцами и русская земля окажется без защитников, в которых так нуждается.

Святослав Всеволодович, действующий в произведении, по факту, является исторической личностью. Годы его правления припадают на 1140-1194. Политическая деятельность Святослава Всеволодовича обозначена урегулированием отношений и борьбой с междоусобицами. В контексте общей политической и экономической ситуации результаты его правления были положительными, а достижения, хотя они и не избавляли от большинства проблем, все же были заметны.


Несмотря на то, что Святослав Всеволодович не принимает участие в военном походе, его роль в тексте неизменно важна. Автор отвел ему задание анализировать причины неудачи похода и общую ситуацию в княжествах.

Слово о полку Игореве. Эпизод

Такой функции соответствует и возраст Святослава Всеволодовича. На момент повествования он опытный политический деятель и военный, обладающий значимыми достижениями в области ведения военных походов.

Почему слово Святослава названо Золотым

Такое обозначение речи киевского князя неслучайно. Во-первых, такое название объясняется призывом Святослава воссоединиться ради блага Руси, как на внешнем поприще, так и на внутреннем.

Предлагаем ознакомиться с “образом Бояна” из “Слова о полку Игореве.

Вторая задача, пожалуй, еще более сложная. Князьям необходимо отказаться от своей алчности, желания властвовать и быть главнее всех. К сожалению, такая борьба с самим собой и своим внутренним естеством не всем по силам, поэтому эта задача кажется еще более трудной, но вполне осуществимой.

Во-вторых, в слове Святослава ярко прослеживается взаимосвязь мир-золото. Этот постулат фактически вытекает из необходимости объединения. Мир достается слишком дорогой ценой, это те вещи, к которым нельзя относиться пренебрежительно.

Другими словами, фразу о сравнении мира в качестве золота, невозможно воспринимать буквально, в ее значении сокрыт глубокий смысл о сложностях и драгоценностях мира.

И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле, печаль многая рекою протекла среди земли Русской. А князья сами на себя крамолу куют, а поганые с победами набегают на Русскую землю, дань беря по белке от двора.

Ведь те два храбрых Святославича, Игорь и Всеволод, зло пробудили, которое усыпил было грозою отец их Святослав грозный великий Киевский: прибил своими сильными полками и харалужными мечами, наступил на землю Половецкую; притоптал холмы и овраги; замутил реки и озера, иссушил потоки и болота: а поганого Кобяка из лукоморья от железных великих полков половецких, как вихрь, вырвал, – и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой. Тут немцы и венециане, тут греки и морава поют славу Святославу, корят князя Игоря, что добычу утопил на дне Каялы, реки половецкой, золото свое рассыпал. Тут Игорь князь пересел с седла золотого, а в седло невольничье. Приуныли у городов стены, а веселье поникло.

И сказали бояре князю: «Кручина, князь, разум твой полонила: ведь два сокола слетели с отчего стола золотого – добыть хотели города Тмутараканя либо испить шеломом из Дону. Но уже соколам крылья подсекли поганых саблями, а самих опутали путами железными.

Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О сыны мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкую землю мечами кровавить, а себе славы искать: без чести для себя ведь вы одолели, без чести для себя кровь поганую пролили. Храбрые сердца ваши из харалуга крепкого скованы, в отваге закалены. Что же сотворили вы моей серебряной седине!

Уже не вижу я силы могучего и богатого и воинами обильного брата моего Ярослава с черниговскими былями, с могутами и с татранами, с шельбирами, топчаками, ревугами и ольберами: те ведь без щитов, с одними ножами засапожными, кликом полки побеждают, звеня прадедовской славой.

Великий князь Всеволод! Разве и мысли нет у тебя прилететь издал°ка отчий золотой стол посторожить? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать. Здесь был бы ты, невольница была бы по ногате, а раб по резане. Ты ведь можешь и посуху живыми копьями метать – удалыми сынами Глебовыми.

Ты, храбрый Рюрик, и ты, Давыд! Ваши воины в золоченых шлемах – не они ли по крови плавали? Не ваша ли храбрая дружина рык издает, словно туры, раненные саблями калеными, в поле незнаемом! Вступите, князья, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!

Галицкий Осмомысл Ярослав! Высоко сидишь ты на своем златокованом столе, подпираешь горы угорские своими железными полками, королю загораживаешь путь, затворяешь Дунаю ворота, клади бросая через облака, суды рядя до Дуная. Грозы твоей земли страшатся; Киеву отворяешь ворота, за дальними странами в салтанов стреляешь с отчего золотого стола. Стреляй же, господине, и в Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!

А ты, славный Роман, и ты, Мстислав! Храбрая дума на подвиг вас зовет. Высоко взлетаешь ты на подвиг ратный в отваге, словно сокол, на ветрах парящий, что птицу в ярости хочет одолеть. У вас железные кольчуги под шлемами латинскими: от них дрогнула земля, и многие страны – Хинова, Литва, Ятвяги, Деремела и Половцы – сулицы свои побросали и головы свои склонили под те мечи харалужные. Но уже, князь, потемнел для Игоря солнца свет, а деревья не к добру листья обронили – по Руси и Суле города поделили. А Игорева храброго полку уже не воскресить. Дон тебя, князь, кличет, зовет князей на победу. Олеговичи, храбрые князья, уже ведь приспели на брань.

Ингварь и Всеволод и вы, три Мстиславича не худого гнезда соколы-шестокрыльцы! Не по жребию побед вы себе волости расхватали! Где же ваши золотые шеломы, и сулицы лядские, и щиты! Загородите степи ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!

Ярослав и все внуки Всеславовы! Уже склоните стяги свои, вложите в ножны мечи свои зазубренные – уже выпали вы из дедовской славы. Вы своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобицы ведь стало насилие от земли Половецкой.

Князь Святослав

Характеристику Святослава следует начать с того, кем был этот русский князь. Это отец Всеволода и Игоря, имя которого на Руси было у всех на слуху. Популярность он заработал благодаря тому, что сумел остановить бессистемные набеги половцев на Русь. Это значительно облегчило жизнь всего народа. На протяжении многих лет половцы не давали спокойной жизни многим населенным пунктам, расположенным у границы. Только Святослав дал им понять, что не потерпит такого. Он решительно дал им отпор с помощью силы и меча. При этом сумел между собой объединить некоторые приграничные города, чтобы им было проще обороняться. Это явно свидетельствует о его организационном таланте и сообразительности.

Ему удалось оставить после себя в княжестве мир и покой. Воспитал талантливых сыновей, которые неплохо до поры до времени управлялись со своими землями. Пока не отправились в самостоятельный поход против половцев.

Главная мысль золотого слова святослава

Речь Великого Святослава

Главная идея обращения

Золотое слово святослава анализ

В Киеве (на горах) князь Святослав стоит недвижим, его слово отсылается ко всем русским княжествам. Он расположен на одном месте, в столице Руси, а всё вокруг находится в оживлении. Святослав господствует среди русских князей, он формирует им правильное восприятие положения вещей в родном отечестве.

Златое слово святослава

Сюжетная линия:

  • вступление;
  • Игорь отправляется на половцев;
  • золотое слово Святослава;
  • речь к князьям;
  • плач Ярославы;
  • Игорь бежит из плена.

Личность Киевского князя

Златое слово святослава кратко

Произведение о походе Игореве — это важный литературный труд для славянского народа. Текст тревожит светлые умы и приковывает внимание литературных и исторических исследователей. По своему содержанию представляет собой своеобразную энциклопедию времён Древней Руси. Именно здесь можно изучить смену язычества христианской верой, обозначить развитие образов правителей Русского государства, рассмотреть тему социальных ролей, разобрать географические границы российской страны древнего периода, изучить особенности сражений, обмундирование персонажей.

О чем говорит святослав в золотом слове

Эта литература помогает исследовать стихотворные принципы времён Киевской Руси, помогает познакомиться с разными категориями в социуме, с их прямым предназначением и признаками в обществе.

Для русского народа Святослав был талантливым и деятельным правителем. Конечно же, в произведении его образ был подвержен переработке и художественному преображению, которые опоэтизировали характер для большего акцента на целях эпического литературного труда.

Исследование текста

Святослав не участвует в походе на половцев, он проводит анализ неудачи этого военного наступления и изучает сложившуюся ситуацию в Русском государстве. Этой функции безупречно соответствует и опыт военных сражений, и опыт политической деятельности, и возраст Великого князя Руси.

Золотое слово святослава

Это достаточно выполнимый план для сильной страны, но требуется приложить некоторые старания, а также нужно быть готовыми к людским потерям на поле боя, что непременно случаются в военное время. К сожалению, почему-то этого нельзя избежать, мирными переговорами редко удаётся предотвратить сражение. Мир для отдельного государства, как показывает история, всегда достигался войнами.

Следующая задача, пожалуй, более трудная — это осознание русскими князьями собственной алчности, восприятие стремления властвовать над всеми другими. Эта война с самими собой и собственной внутренней сутью не каждому по плечу, но и здесь можно оказаться победителем. Мирное пребывание — это подлинное золото для отечества, оно жизненно необходимо и всем достаётся высокой ценой, его нельзя воспринимать пренебрежительно.

Из исторических документов известно, что в действительности Святослав Всеволодович был рассудительным и уравновешенным человеком.

В слове о полку смысл золотого слова святослава

Такой же нрав у его персонажа в литературном произведении. Князья Игорь, Владимир и Святослав собрались в поход на половчан, не оповестив об этой военной кампании Святослава Всеволодовича — правителя Киева.

Значение для современников Руси

Великий Киевский князь вспоминает своих дедов и прадедов, которые доблестно одерживали победы в боях с неприятелем, увеличивая мощь родного Отечества и приумножая его славу. Эти благополучные походы обеспечивали сохранность и счастье русского народа.

Святослав призывает отбросить все обиды, забыть корысть и задуматься о судьбе Родины, а не о собственных выгодах либо победах. По мнению князя, поражение в походе на половцев может быть достаточной причиной для объединения народа. Киевский правитель мудр, он по-отечески любит Русь, опечален, но не испытывает злых чувств. Он мягко обличает стремление Игоря и его брата к славе.

Слово о полку игореве

Сложно современному обывателю XXI века читать древний текст и правильно воспринять драматический пафос поражения военного похода. На современный русский язык переводили книгу Н. Заболоцкий, Д. Лихачёв. Разумеется, трудно постичь ту горечь страданий, которая переполняет душу во времена распрей между русскими княжествами. В своём слове Киевский князь воздаёт почести смелости и силе Всеволода и Игоря, но он возмущён их тщеславным походом на недруга.

Идейное содержание знаменитой речи:

  • плач о погибших;
  • замечания о надвигающихся врагах;
  • воспоминание былых времён.

Читайте также: