Сочинение застой или эпоха брежнева

Обновлено: 04.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Как в любом историческом периоде, так и в эпохе Брежнева, есть свои плюсы и есть свои минусы.

Леонид Ильич Брежнев и годы его правления не вызывает у соотечественников таких горячих споров, как Сталин или даже Хрущёв. Однако и эта личность вызывает весьма противоречивые оценки, а соответствующий период оставил самые разные впечатления в памяти народной.


Свой политический путь Леонид Брежнев начал после окончания Великой Отечественной войны и был обязан своим продвижением Никите Хрущёву.

До 1962 года положение Хрущёва как вождя партии было прочным, но потом удручающие экономические показатели, непродуманные реформы образования и хозяйственного аппарата, всё более пафосные и непредсказуемые публичные тирады Первого секретаря начали беспокоить его окружение. Внешне Брежнев демонстрировал лояльность Хрущёву, но за кулисами он в 1963 году принял участие в заговоре на стороне Алексея Косыгина, Александра Шелепина и Николая Подгорного, целью которого была замена вождя. В том же 1963 году Леонид Ильич стал вместо Фрола Козлова вторым секретарём ЦК — то есть официальным преемником Хрущёва.

14 октября 1964 года, когда Хрущёв уехал в отпуск, заговорщики созвали Центральный комитет, который поддержал их и послал Хрущёву извещение об его отставке. Брежнев стал теперь Первым секретарем партии, Алексей Косыгин — председателем Совета Министров. Последний защитник Хрущёва, Анастас Микоян, получил на один год должность Председателя президиума Верховного Совета, но потом и его заменили Подгорным.

Так, малый бизнес, называвшийся кооперацией, давал перед войной не менее 6% промышленной продукции, включая 40% мебели, 70% металлической посуды, почти все игрушки. Промкооперация имела свою пенсионную систему (которой было лишено село), потребительское и даже жилищное кредитование.

Её льготы превосходили сегодняшние льготы малого бизнеса, а её руководители, помимо прибыли, поощрялись наряду с промышленными руководителями сопоставимого уровня.

В 1956 году он постановил к 1960-му полностью передать государству все артельные предприятия — исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причем им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукцией. Разгром артельного предпринимательства был жестоким и несправедливым. Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности за символическую плату.

В итоге в 1965 году, после снятия Хрущёва, пришлось проводить восстанавливающие реформы.

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп следующих мероприятий:

  • Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 году, предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
  • Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
  • Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
  • Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства и др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
  • Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5—2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Команда руководителя СССР Леонида Брежнева и председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина использовала эффективную плановую систему, созданную во время войны Сталином на сто процентов. За следующие пятнадцать лет они укрепили тот запас прочности, который, после развала Советского Союза позволил новым государствам СНГ целых двадцать лет жить, практически не создавая ничего нового.

Положительные явления

В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объёмам производства в промышленности и сельском хозяйстве. Если в 1960 году объём промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55%, то через 20 лет, в 1980 году — уже более 80%, хотя качество продукции не всегда соответствовало американскому.

В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России в те годы увеличилось на 12 млн человек. Сюда также нужно отнести ввод в эксплуатацию при Брежневе 1,6 млрд. кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильём было обеспечено 162 млн. чел. При этом квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода, правда при отсутствии конкурентного рынка жилья. Наблюдались успехи в других областях, например, в тракторостроении: Советский Союз экспортировал тракторы в сорок стран мира, главным образом социалистические и развивающиеся. Предметом гордости советского руководства был постоянный рост обеспеченности сельского хозяйства тракторами и комбайнами, однако урожайность зерновых была значительно ниже, чем в промышленно развитых капиталистических странах (в 1970 году 15,6 ц/га в СССР против 31,2 ц/га в США, 50,3 ц/га в Японии и Австралийский Союз — 11,6 ц/га)

В целом для оценки эффективности сельскохозяйственного производства необходимо, разумеется, учитывать климатические условия. Тем не менее в РСФСР валовой сбор зерна (в весе после доработки) был в полтора-два раза выше, чем после перестройки, схожие пропорции просматриваются и в поголовье основных видов скота.

Негативные явления

Прежде всего, это неуклонное снижение темпов роста, стагнация в экономике:

В последние 12—15 лет в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста национального дохода. Если в восьмой пятилетке среднегодовой прирост его составлял 7,5% и в девятой — 5,8%, то в десятой он снизился до 3,8%, а в первые годы одиннадцатой составил около 2,5% (при росте населения страны в среднем на 0,8% в год). Это не обеспечивает ни требуемых темпов роста жизненного уровня народа, ни интенсивного технического перевооружения производства.

Положение в советской вычислительной технике представляется катастрофическим: отечественные ЭВМ выпускаются на устаревшей элементной базе, они ненадёжны, дороги и сложны в эксплуатации, у них мала оперативная и внешняя память, надёжность и качество периферийных устройств — несравнимы с массовыми западными. По всем показателям отстаём на 5—15 лет. … Разрыв, отделяющий СССР от мирового уровня, растёт всё быстрее … Стали близки к тому, что теперь не только не могли копировать западные прототипы, но и вообще оказались не в состоянии даже следить за мировым уровнем развития.

В 1964—1985 годах страна в целом развивалась. Строились новые города и поселки, заводы и фабрики, Дворцы культуры и стадионы; создавались вузы, открывались новые школы и больницы. СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук.


Советские люди жили с уверенностью в завтрашнем дне и не бедствовали, по помойкам никто не рылся, даже самого скромного заработка хватало на еду и одежду, оплату коммунальных услуг и отдых в отпускной период.

Рост экономики существенно замедлился в этот период, но продажа нефти сгладила эти явления, поэтому государство не испытывало существенных трудностей.

Динамика стоимости нефти

Предложенный для анализа период связан с эпохой "Застоя" в СССР, в годы которого руководящие посты в стране занимали Л.И. Брежнев(1964-1982), Ю.В. Андропов (1982-1984) и К.У.Черненко.

Многие историки называют политику, проводимую в эпоху "Застоя", некой реакцией на бурную и несколько авантюрную политику Н.С.Хрущева. В 1964 году в результате внутрипартийного заговора к власти приходит Л.И.Брежнев, который обвинил своего предшественника (Н.С.Хрущева) в волюнтаризме и субъективизме и взял курс на стабилизацию внутриполитических и внешнеполитических процессов.

В первую очередь, новым правительством был взят курс на долгосрочное и постепенное построение социализма - для этого в качестве главной внутриполитической цели было поставлено достижение в СССР стадии "Развитого социализма" - обязательного и неминуемого этапа на пути к построению коммунизма. Однако для реализации данной концепции было необходимо проведение значительной крупномасштабной экономической реформы, которая бы существенно повысила темпы экономического роста, уровень жизни населения и производственные мощности предприятий. За осуществление данной реформы в 1965 году взялся Председатель Совета Министров СССР Н.А.Косыгин. В основу своих преобразований он положил принцип самоокупаемости и самофинансирования предприятий, переведения их на хозрасчет. По проекту Косыгина, предприятия получали право оставлять часть прибыли в своих фондах и распределять её на такие необходимые нужды как расширение производства, повышение эффективности труда, жилищное, социальное обеспечение своих работников а также внедрение материального стимулирования своих сотрудников. Таким образом, Косыгинская реформа могла решить сразу ряд проблем как в экономической, так и в социальной сфере, и именно поэтому на начальном этапе её проведения она была поддержана большинством руководящих лиц.

Однако уже к концу восьмой пятилетки (1966-1970), несмотря на все ее крупномасштабные достижения, на реформу Косыгина обрушивается шквал критики. Высшая партийная номенклатура возглавляемая Брежневым критикует Председателя Совета Министров за нарушения советской идеологии(материальное стимулирование рабочих), нарушения плановой экономической системы(фонды развития предприятий, повышение самостоятельности производства) и берет курс на ограничение и постепенное сворачивание реформы. С 1971 года правительство СССР отказывается от активной реформаторской деятельности и для обеспечения экономического роста ставит приоритет энергетическую и военную торговлю. Сворачивание Косыгинской реформы можно считать своеобразным консервированием производственного сектора экономики, что стало причиной снижения темпов экономического роста в конце 70-х и экономического кризиса 80-х.

Тем не менее, согласно Конституции 1977 года "Развитой социализм" был достигнут. Однако помимо закрепления экономических и социальных достижений, данный закон закреплял руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе. Возвышение роли партии не могло не сказаться на возвышении личности Брежнева и его ближайшего окружения, что в свою очередь повлекло за собой такие явления как старение и несменяемость кадров, "геронтократия". Таким образом, СССР вступил в эпоху чрезмерного консерватизма, "застоя".

"Застой" ощущался во всех сферах жизни общества: от коррупции и геронтократии в высшем руководстве до восстановлением жесткой диктатуры партии в культуре. Ярким примером последнего была критика такого современного направления в искусстве как авангардизм и "Бульдозерная выставка". Период "застоя" характеризуется возвращением к заказным методам развития культуры, отказом от хрущёвской "оттепели".

Период 1964-1985 - это время упущенных возможностей. В условиях успешно созданной стабильности, благодаря наличию высококвалифицированных кадров, прекрасных и думающих управленцев, ресурсной базе и разрядке во внешней политике СССР мог стать крупнейшей экономикой мира, но избранный правительством и партией консервативный курс свел эту возможность на нет и,более того, подготовил крайне неблагоприятные условия для правительства М.С.Горбачева, вынужденного бороться с глубочайшим повсеместным кризисом народного хозяйства.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение 1964-1982 период правления Л.И. Брежнева.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


1964-1982 – период правления Л.И. Брежнева, на начальных этапах характеризовавшийся поднятием темпов экономического развития государства и налаживанием дипломатических связей с другими странами мира.

Одним из наиболее важных событий этого периода стала экономическая реформа А.Н. Косыгина (1965), включавшая преобразования в промышленности и сельском хозяйстве.

Особую роль в этом событии сыграл Председатель Совета министров, экономист, А.Н. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Косыгин. Он понимал необходимость реформирования советской экономики, пребывающей в упадке, поэтому вместе с Е.Г. Либерманом, проанализировав проблемы хозяйства СССР, разработал реформы промышленности и села, проведения которых добивался на пленумах ЦК партии. А после их принятия лично руководил процессом реформирования экономики страны.

Большую роль в этом явлении сыграл министр иностранных дел, А.А. Громыко. Еще при Н.С. Хрущеве он развернул советскую внешнюю политику на налаживание отношений со странами противоположного лагеря. При Л.И. Брежневе А.А. Громыко продолжил примирение враждующих сторон, он участвовал в переговорах по поводу документов, ограничивающих системы вооружения, а также в самих их подписаниях. Проводил совещания с министрами и главами других стран, настраивая их на мирное решение всех вопросов. Большое внимание советский министр уделял проблемам Центральной Европы, подписанные благодаря ему договоры с ФРГ, Польшей и Чехословакией показали возможность проведения СБСЕ и дальнейшего налаживания отношений.

Таким образом, правление Л.И. Брежнева, особенно первые его годы, действительно можно назвать периодом роста экономического развития, улучшения благосостояния граждан, а также начала налаживания отношений со странами капиталистического лагеря. Однако в более поздние годы начался застой в экономике в связи со сворачиванием реформ А.Н. Косыгина, который привел к падению уровня жизни населения и началу новых кризисов, пик которых пришелся на последующие годы. Также усилилось влияние КПСС на жизнь граждан благодаря Конституции 1977 и ее 6 статье, провозглашавшей руководящую роль партии во всех сферах жизни, началась борьба с инакомыслием и диссидентами. Во внешней политике наряду с разрядкой имел место ряд конфликтов, например, ввод войск в Чехословакию (1968), конфликт с Китаем на о. Дамансоком (1969), участие СССР в войне во Вьетнаме (1965-1973), ввод войск в Афганистан (1979), приведший к отказу США от ратификации договора об Ограничении стратегического вооружения (ОСВ-2) и временному прекращению разрядки во внешнеполитических отношениях блоков и дальнейшей конфронтации между США и СССР, продлившейся до принятия нового политического мышления М.С. Горбачева.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение 1964-1982 период правления Л.И. Брежнева.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


1964-1982 – период правления Л.И. Брежнева, на начальных этапах характеризовавшийся поднятием темпов экономического развития государства и налаживанием дипломатических связей с другими странами мира.

Одним из наиболее важных событий этого периода стала экономическая реформа А.Н. Косыгина (1965), включавшая преобразования в промышленности и сельском хозяйстве.

Особую роль в этом событии сыграл Председатель Совета министров, экономист, А.Н. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Косыгин. Он понимал необходимость реформирования советской экономики, пребывающей в упадке, поэтому вместе с Е.Г. Либерманом, проанализировав проблемы хозяйства СССР, разработал реформы промышленности и села, проведения которых добивался на пленумах ЦК партии. А после их принятия лично руководил процессом реформирования экономики страны.

Большую роль в этом явлении сыграл министр иностранных дел, А.А. Громыко. Еще при Н.С. Хрущеве он развернул советскую внешнюю политику на налаживание отношений со странами противоположного лагеря. При Л.И. Брежневе А.А. Громыко продолжил примирение враждующих сторон, он участвовал в переговорах по поводу документов, ограничивающих системы вооружения, а также в самих их подписаниях. Проводил совещания с министрами и главами других стран, настраивая их на мирное решение всех вопросов. Большое внимание советский министр уделял проблемам Центральной Европы, подписанные благодаря ему договоры с ФРГ, Польшей и Чехословакией показали возможность проведения СБСЕ и дальнейшего налаживания отношений.

Таким образом, правление Л.И. Брежнева, особенно первые его годы, действительно можно назвать периодом роста экономического развития, улучшения благосостояния граждан, а также начала налаживания отношений со странами капиталистического лагеря. Однако в более поздние годы начался застой в экономике в связи со сворачиванием реформ А.Н. Косыгина, который привел к падению уровня жизни населения и началу новых кризисов, пик которых пришелся на последующие годы. Также усилилось влияние КПСС на жизнь граждан благодаря Конституции 1977 и ее 6 статье, провозглашавшей руководящую роль партии во всех сферах жизни, началась борьба с инакомыслием и диссидентами. Во внешней политике наряду с разрядкой имел место ряд конфликтов, например, ввод войск в Чехословакию (1968), конфликт с Китаем на о. Дамансоком (1969), участие СССР в войне во Вьетнаме (1965-1973), ввод войск в Афганистан (1979), приведший к отказу США от ратификации договора об Ограничении стратегического вооружения (ОСВ-2) и временному прекращению разрядки во внешнеполитических отношениях блоков и дальнейшей конфронтации между США и СССР, продлившейся до принятия нового политического мышления М.С. Горбачева.

Читайте также: