Сочинение на тему мюзикл как особый вид искусства

Обновлено: 04.07.2024

Мюзикл – это прежде всего отдельный и уникальный вид искусства. Это сценическое направление, которое включает в себя несколько видов узконаправленного искусства. В мюзикл входят танцы и гимнастика, именно эти направления играют ключевую роль в данном искусстве. Еще мюзикл считается самым трудоемкой театральной постановкой, так как там сочетаются сразу несколько абсолютно разных направлений искусства.

Доклад №2

Мюзикл представляет собой симбиоз из оперы, хореографии и драмы. За счёт симбиоза трёх оперных жанров, мюзикл может показать наиболее яркое представление, чем могла бы показать опера или драма в одиночку.

Не последнюю роль в представлении мюзикла играет и хореография. Но в отличии от других представлений с использованием танцев, хореография мюзикла является более динамичной и более разнообразной. Разнообразию подвергается и оперная часть мюзикла. На протяжении всего мюзикла зритель может услышать песни с разным эмоциональным спектром, наиболее ярко показывающие переживания действующих лиц.

Так продолжалось вплоть до начала Первой Мировой войны. Когда США взяли курс на нейтралитет, многие отправились в Новый Свет за мирным небом. Среди мигрантов оказались и композиторы, которые потом сыграют не последнюю роль в становлении мюзикла.

С наступлением 20-х годов, с подачи таких композиторов, как Джером Керн, Джордж Гершвин, Кол Портер, в мюзикл начинают добавляться элементы джаза, регги, а речь начинает преобладать американскими оборотами. С их же подачи начал усложняться и сюжет, благодаря чему за нитью повествования стало следить гораздо интереснее. С распространением мюзиклов начало развиваться и телевидение. Благодаря этому жанру на территории США появились первые телевизоры со звуком.

Появившись во второй половине XIV века, мюзикл прошёл через множество испытаний. Тогда мюзикл представлял собой лишь представление, где цепляющим элементом являлось пение актёров. С течением времени улучшались и другие аспекты, благодаря чему мюзикл обрёл своё лицо, став сплавом из вокала, хореографии и драматургии.

Когда-то мюзикл позволил продвинуть технологический прогресс вперёд. Но помимо этого его элементы стали применяться и в других отраслях искусства. Сейчас во многих фильмах и мультфильмах можно увидеть музыкальные номера, поражающие воображение. Номера держатся на тех же столпах, на которых держится и мюзикл (хореография, вокал и сюжет).

Сейчас мюзикл является неотъемлемой частью современного искусства, наравне с кино и театром. Когда-то эксперимент постановщиков из XIV века стал одним из популярных направлений искусства уже в ХХI. И что же будет дальше, остаётся загадкой.

5 класс (история)

Мюзикл

Мюзикл

На юге России расположен крупный промышленный город с выходом на Азовское море – Таганрог, являющийся важным транзитным пунктом, население в котором в основном занимается рыбным промыслом. Он находится в 50 км

Человек по своей природе культурное создание, и чтобы поддерживать эту культуру в обществе, каждому требуется соблюдать правила поведения и личной гигиены. Эти знания передаются от матери своему ребенку. Это самое главное, чтобы поддержать

Что является самым важным в организме человека? Конечно же, сердце. Этот удивительный маленький орган, всего размером с кулак, не прекращая, работает на протяжении всей жизни человека. Именно он разносит по органам столь необходимую для них

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Средняя школа Посольства России в Эфиопии

Творческий проект

Мюзикл - как жанр искусства

Автор проекта Якунина Елена Станиславовна

В процессе научно-исследовательской работы по музыке Мюзикл - как жанр искусства автором была поставлена цель исследовать, насколько значим и популярен этот жанр, насколько отличается язык мюзикла от оперы и оперетты, рассмотреть все жанры мюзикла, зарождение этого жанра, развитие его в нашей стране и других странах.

Подробнее о работе:

В основе индивидуальной работы лежит изучение истории зарождения мюзикла, его видоизменения при взаимодействии с другими музыкальными направлениями, рассматривается стилистика мюзиклов, характер мюзикла в зависимости от страны проживания его постановки и исторических и политических событий.

В готовых проектах по музыке 5, 6, 7 и 8 классе "Мюзикл" автором было проанализировано происхождение мюзикла, развитие его в нашей стране, проведен эксперимент по определению популярности мюзикла среди школьников 5-8 классов и перспектив его развития.

Анализ литературы по проблеме исследования.

Определение жанра мюзикл;

История создания мюзикла;

Развитие мюзикла в Америке;

Развитие мюзикла в России;

Мюзиклы для детей;


Я думаю, что у каждого человека есть свои вкусы и предпочтения в музыке , т.к. она является выражением его эмоций, настроений, мыслей. Это может быть классическая, поп, электронная музыка, блюз, кантри, рок, шансон, мюзиклы и т.д.

Учёные разных стран утверждают, что музыка не только способствует интеллектуальному развитию человека, формирует его характер, воспитывает чувства, но и способствует появлению вкуса к жизни.

Музыка может быть разной, главное, чтобы она была качественной, понятной слушателю, чтобы человек находил в ней необходимые в данный момент чувства и даже мысли, поддерживала его в минуты отчаяния. Люди старшего возраста чаще всего слушают бардовские песни, классическую, джазовую музыку. Профессиональные музыканты слушают и смотрят оперы, оперетты, балеты.

Изначально заинтересовавшись жанром мюзикла, я изучила историю возникновения мюзикла, его особенности, характерные черты. Перед собой я поставил цель - исследовать, насколько значим и популярен этот жанр.

Проблема заключается в следующем: многие люди не имеют возможности побывать на постановке мюзикла, так как мюзиклы ставятся в театрах оперетты, в театрах мюзикла и все они находятся в Москве и крупных городах. Это очень дорогостоящая постановка и билеты на постановку мюзикла не каждый может позволить себе купить.

Актуальность - жанр мюзикла один из самых современных и молодых жанров. Дети больше интересуются жанром рока. Жанр мюзикла помогает развить у детей музыкально-творческие способности, помогает понять все аспекты музыки. Мюзикл позволяет познакомить не только с новым музыкальным жанром, но и с мировой литературой и драматургией.

Цель работы: исследовать, насколько важен и популярен данный жанр.

Узнать историю возникновения мюзикла.

Изучить историю возникновения мюзикла в России.

Выяснить основные направления, стили и жанры мюзикла.

Изучить мюзиклы для детей.

Провести анализ и подвести итоги.

Объект исследования - жанр мюзикл.

Предмет исследования - влияние жанра мюзикла на человека.

Обработка и интерпретация информации на основе изученной литературы и Интернет-ресурсов по теме;

Определение перечня исследуемых музыкальных направлений;

Подготовка вопросов и заданий для участников исследования;

Анализ полученных результатов исследования, и составление диаграммы;

Обобщение данных, полученных в ходе работы.

Теоретическая и практическая значимость исследования : Теоретическая значимость работы заключается в том, что, работая над выбранной темой, узнаешь много нового и интересного для того чтобы в дальнейшем обобщить представление о мюзикле.

Анализ литературы по проблеме исследования

Определение жанра мюзикл

Современное музыкальное искусство наполнено разнообразием жанров и направлений. Сейчас на эстраде можно встретить и представителей классической школы, и различных молодёжных субкультур, и всевозможных музыкальных направлений. Что же такое мюзикл и в чём заключаются особенности этого уникального жанра?

Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.

Мюзикл - особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Их сочетание и взаимосвязь дали мюзиклу необыкновенную динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами. На современном этапе — один из самых сложных и своеобразных жанров, в котором, в той или иной степени, нашли свое отражение чуть ли не все стили сценического искусства, существовавшие прежде. Пока мюзикл находился на начальном этапе своего формирования, многие не верили в его успех.

Не существует фиксированной длины для мюзикла, и он может длиться от короткого одноактного представления до нескольких действий и нескольких часов (или даже нескольких вечеров). Однако, большинство мюзиклов длится от получаса до трех часов. Мюзиклы сегодня обычно представляются в двух действиях, с одним перерывом от десяти до 20 минут. Первый акт почти всегда несколько длиннее, чем второй акт, и вообще представляет большую часть музыки. Мюзикл может быть построен приблизительно на 4-6 главных тематических мелодиях, которые повторяются всюду в представлении, или может состоять из ряда песен, не непосредственно музыкально связанных. Разговорный диалог обычно вкрапляется между музыкальными номерами, хотя использование "вокального диалога" или речитатива не исключено.

История создания мюзикла

Сколько же лет мюзиклу? Искусство рассказывать истории с помощью песен относится к незапамятным временам. Мы знаем, что древние греки включали музыку и танцы в их театральные постановки еще в 5 веке до н.э. Некоторые из них писали специальные песни под каждый мюзикл, другие использовали существующие. Эти пьесы сочетали в себе политическую и социальную сатиру и все остальное, что может развлечь массы. С помощью песен можно было комментировать действия, рассказывать о происходящем и т.д.

Римляне скопировали практически все формы и традиции греческого театра, но они внесли и некоторые изменения. В частности, они стали подбивать обувь металлом, чтобы было лучше слышно движение танцоров, что стало подчеркивать важность спецэффектов.

Предшественниками современного мюзикла были множество легких жанров: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Некоторые вообще считают его просто американской разновидностью оперетты. В этом нет большой ошибки. Жанрам искусства свойственно развиваться, и оперетта не раз меняла свою национальную и жанровую специфику. Сентиментально-мелодраматические оперетты И. Кальмана и Ф. Легара настолько непохожи были на венскую оперетту конца XIX века, а музыкальные комедии советских авторов так отличались от западной продукции, что порою тоже давали повод говорить о них как о новом жанре. Слова "это не оперетта" были хорошо знакомы многим опереточным авторам XX века. Главное структурное различие между опереттой и мюзиклом определяется той ролью, которая отводится музыке по сравнению с разговорными сценами. Оперетта во многом сохранила черты выдержанной музыкальной формы с ансамблями и финалами, с лейтмотивами и элементами симфонического развития. Мюзикл же в большей степени представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами и т. д.". По структуре мюзикл близок к той разновидности оперетты, которая у нас, как и в других странах, получила название "музыкальной комедии" и которую сторонники чистоты жанра иногда принципиально отделяли от оперетты. Именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя и находящийся в отношениях близкого родства и преемственности с опереттой.

Огромную роль в возникновении мюзикла (можно сказать-мюзикл появился благодаря этому жанру) сыграл джаз, который в начале XX в. постепенно становился не просто музыкой, но и образом мышления, он проникал во все сферы художественной культуры, включая и театр. Постепенно осознаваемые в качестве самобытной национальной музыки, джазовые композиции приобретали все большую популярность. К началу 1940-х трудно было отыскать спектакль музыкально-комедийного жанра, не включающий в себя джазовых номеров. Именно джазовое мышление объединило все, не слишком отличающиеся друг от друга музыкально-зрелищные жанры на новых принципах, придав их легкому и поверхностному характеру неожиданную глубину. Изменение характера музыки неизбежно повлекло за собой и принципиальное изменение драматургической основы. Так, на пересечении, казалось бы, несоединимых художественных направлений возник мюзикл.

МЮЗИКЛ: ЖАНР ИЛИ СИНТЕЗ ЖАНРОВ?

Можно сказать, что ни один жанр музыкального театра в 20 веке не порождал столько вопросов и загадок, как мюзикл. И споры не стихают до сих пор: Что это? Жанр? Или смесь жанров? Дело в том, что мюзиклу подвластно многое: он может притвориться легкой комедией, может рассказать о жизни двух – трех людей, может развернуть на сцене грандиозное эпическое действие, может отказаться от разговорных сцен, может быть рок – оперой или существовать в классических традициях.

Такая свобода тематики и выразительных средств и породило разнообразные спектакли.

В музыкальной энциклопедии мы можем найти определение. Оно звучит так: Мюзикл - это музыкально – сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусств.

Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность и красоту.

Разновидности жанра:

- МЮЗИКЛ-ОПЕРА - разновидность, которая сочетает в единстве свойства и признаки обоих жанров .

- МЮЗИКЛ-ОПЕРЕТТА - жанр, сочетающий характерные черты оперетт и мюзикла.

- МЮЗИКЛ-ДРАМА : жанр опирается на разговорный диалог.

МЮЗИКЛ-ОБОЗРЕНИЕ : эстрадное ревю, но скрепленное драматическим сюжетом.

Я, анализируя жанр мюзикла, еще бы добавила, что существуют:

Рок-мюзикл, фэнтези-мюзикл, комикс-мюзикл, ну и конечно популярные в нашем веке фильм-мюзикл!

Развитие мюзикла в Америке

Так началась новая эра в истории сначала американского, а потом – и мирового театра, которую прославили такие композиторы, как Дж.Гершвин, Р.Роджерс, Л.Бернстайн, Э.Ллойд Уэббер, Дж.Герман и др.

В Америке эпицентром столь яркого музыкально-театрального представления является, конечно, Бродвей - культовая улица Нью-Йорка, где сосредоточено огромное количество театров и мюзик-холлов, всегда манил воображение как актеров, так и зрителей. Бродвейские мюзиклы стали настоящим брендом, голливудские звезды то и дело участвуют в здешних постановках, а любители театра жадно читают в газетах рецензии на новые спектакли. В районе пересечения Бродвея с 42-й стрит находится Таймс-сквер – здесь и располагаются знаменитые Бродвейские театры. Сегодня в этом квартале насчитывается около 40 больших театров, являющихся основой американской театральной культуры. Потому название улицы давно стало нарицательным, синонимом этого искусства в США в принципе.

Бродвей задавал тон в мире мюзиклов в течение многих лет. В двадцатых-тридцатых годах самыми заметными композиторами в мире мюзиклов были Рудольф Фримль ("Розмари", 1924 г.), Оскар Хаммерштайн ("Плавучий театр", 1927 г.) и Джордж Гершвин ("Я пою о тебе", 1931 г., - первый мюзикл, получивший премию Пулитцера; фолк-опера "Порги и Бесс", 1935 г.) (рис.3) К 1937 году театральный мюзикл начал сдавать позиции, уступая грозному сопернику – кинематографу. Развитие звукового кино немедленно привело к желанию услышать с экрана музыку и песни, а какой жанр лучше мюзикла подходил для этого?

Тем не менее мюзикл на сценических подмостках устоял. В 1943 году появилась знаменитая "Оклахома!" Роджерса и Хаммерштайна, о которой уже упоминалось, впоследствии экранизированная с ошеломляющим успехом. Именно "Оклахома!" задала тон новому витку развития мюзикла.

В последующие годы Бродвей почти ежегодно выпускал популярные мюзиклы. Огромным успехом пользовалась "Трехгрошовая опера " (рис.4) Бертольда Брехта, написанная в двадцатых годах. Роджерс и Хаммерштайн представили "Король и я". (рис.4) Но вершиной мюзикла пятидесятых был один из величайших мюзиклов всех времен и народов – "Моя прекрасная леди" Фредерика Лоу. (рис.5) Либретто "Моей прекрасной леди" было написано по знаменитому "Пигмалиону" Бернарда Шоу. Лоу и его соавторы много раз просили у Шоу разрешения поставить мюзикл по "Пигмалиону", но британский классик упорно им отказывал, считая мюзикл "несерьезным" жанром. Когда же "Леди" наконец появилась на подмостках, стало ясно, что мюзикл вполне в состоянии представлять классические сюжеты. И действительно, в дальнейшем можно проследить, что драматургическими первоисточниками мюзиклов становились произведения У.Шекспира, М.Сервантеса, Ч.Диккенса, Б.Шоу, Т.С.Элиота, Д.Хейуарда и др.

В шестидесятые Бродвей даровал миру несколько незабываемых мюзиклов. "Смешная девчонка" Стайна (рис.8) сделала звездой Барбру Стрейзанд. В 1969 году Барбра Стрейзанд сыграла главную роль в экранизации чудесного бродвейского мюзикла "Хелло, Долли!" Хермана (рис.9). Художественным шедевром десятилетия был мюзикл "Кабаре" Джона Кандерат (рис.10) великолепно воскрешавший атмосферу Берлина тридцатых годов. "Кабаре" было режиссерским дебютом Харольда Принса, на сегодняшний день самого знаменитого режиссера-постановщика театральных мюзиклов. В постановке принимал участие впоследствии знаменитый хореограф и режиссер Боб Фосс.

А величайшим успехом шестидесятых оказался… опять мюзикл на классический сюжет – на этот раз "Скрипач на крыше" Джерри Бока по мотивам "Тевье-молочника" Шолом-Алейхема. "Скрипач на крыше" шел в Нью-Йорке почти восемь лет – небывалый случай в истории Бродвея, который все время требует чего-то новенького (рис.11)

В конце 60-х театры на Бродвее стремительно пустели. Диско, рок и другие новые музыкальные жанры занимали первые места в хит-парадах, песни из мюзиклов утрачивали популярность, мюзикл терял свою прессу – и люди шли слушать новую, модную музыку. На Бродвее провал следовал за провалом. К счастью для жанра, некоторым композиторам начала приходить в голову идея о том, что если мюзикл – искусство синтетическое, пластичное, то почему бы не соединить идею театральной постановки с модными тенденциями в музыке?

Рок-музыку на мюзикловую сцену первым вынес Гальт Мак-Дермот в своем скандальном мюзикле "Волосы" (рис.12) Насмешливое "Чикаго" Джона Кандера с хореографией Боба Фосса возродило танцевальные ритмы 20-х годов. А лучшим бродвейским мюзиклом 70-х считается "Кордебалет" Марвина Хэмлиша (рис.13), который рассказывал о бродвейской "кухне" – просмотре танцоров в труппу для новой постановки; этот мюзикл получил Пулитцеровскую премию. Рок и библейские сюжеты первым соединил далеко не Эндрю Ллойд Уэббер. Одним из первых рок-мюзиклов оказались "Чары Господни" Стивена Шварца по… Евангелию от Матфея. А на рубеже 70-80-х вдруг появился "мюзикл, который потряс мир". Речь идет об "Отверженных" Алена Бублиля и Клода-Мишеля Шонберга (рис.14) Такого мир мюзиклов еще не видел. Разумеется, далеко не первый мюзикл ставился по литературной классике, но впервые на сцене мюзиклового театра возникло настолько масштабное историческое полотно. Вымысел Виктора Гюго переплелся с реальными событиями; лирические герои оказывались в центре исторического котла. В первый раз в мюзикле возникли настолько мощные хоровые сцены; кроме того, авторы почти полностью отказались от разговорных диалогов, максимально приблизив спектакль к опере. Авторами мюзикла были два молодых француза, далеких от бродвейских традиций. Видимо, им просто захотелось создать музыкальный спектакль по французской классике.

Вскоре американские мюзиклы начали свое триумфальное шествие по всему миру. Тем не менее, жанр мюзикла оказался чрезвычайно притягательным для актеров всех стран и всех театральных направлений. Это, несомненно, связано не только с естественной тягой к популярности, но и с желанием освоить новый жанр, расширить свои творческие возможности.

Развитие мюзикла в России

Жанр мюзикла развивается в нашей стране и становится очень популярным.

Мюзиклы ставят не только в музыкальных театрах, но он становится доступным к постановке и в студенческих и школьных музыкально-театральных коллективах.

Мюзиклы для детей

Мюзикл — жанр необычайно востребованный в детском театре и при этом крайне пластичный: волшебные сказки и бунтарские рок-оперы, экшн и постмодерн, этника и стим-панк — здесь можно найти все… Нужно только выбрать, что подойдет именно вашему ребенку.

Какой музыке отдают предпочтение подрастающее поколение? С этой целью мною было проведено интервьюирование обучающихся нашей школы 5-8 классов (49 человек), ответы, на вопросы которого помогли сделать соответствующие выводы. Было предложено выбрать музыкальное направление, которое нравится детям (поп-музыка, рок-музыка, рэп, хип-хоп, RnB , джаз и мюзиклы.

Затем было проведено анкетирование на выявление уровня знаний музыки мюзиклов было задано 13 вопросов. В анкетировании приняли тоже 49 учащихся.

Однако мюзиклы близки к этому, поскольку сочетают в себе не только танцы, хореографию и любимые музыкальные произведения, но и забавные диалоги, что позволяет удовлетворить запросы максимально широкой аудитории.

Сценка из популярного мюзикла

Где и когда зародилась эта концепция, как она менялась со временем и чем стала к настоящему моменту, разберемся по порядку.

Уникальное произведение

Мюзикл – это особый жанр музыкально-сценического искусства, представляющего собой гармоничное сочетание нескольких театральных форматов (драматического, музыкального, хореографического, вокального и пластического).

Маски на лицах артистов мюзикла

И хотя мюзикл как жанр считается относительно новым, корни у него достаточно древние, чтобы говорить об античном происхождении. Так, еще на заре V века до н.э. в греческом театре стали практиковать включение музыки и танцев в развлекательные постановки, а чуть позже – элементы политической и социальной сатиры.

Но в любом случае – на всех этапах эволюции жанра – ключевыми составляющими мюзикла были и оставались три компонента:

Танец артистов мюзик-холла

Во второй половине XIX века искусствоведы спорили, нужно ли выделять мюзиклы в отдельный жанр, ведь их особенности были почти как у классической оперетты. Однако, если оперетта тяготела к воспроизведению канонов, создатели мюзиклов позволяли себе экспериментировать.

Благодаря этому, мюзикл вскоре превратился в особую театральную форму, где музыке отводится не какая-то из главных ролей, а всего лишь роль одного из средств сценического монтажа – равно как и хореографии, пластике, постановочным эффектам и т.д.

Стремительное развитие жанра

Время шло, стали появляться новые выразительные средства, костюмы и спецэффекты, композиторы все чаще обращались к современным музыкальным направлениям, хореографы старались использовать популярные у обывателя танцы и пластические элементы.

Истоки жанра мюзикл

Уже к XX веку все ощутимее чувствовалось влияние таких жанров, как:

  1. традиционная оперетта (с учетом национальной и жанровой специфики);
  2. комическая опера (особенно сентиментально-мелодраматического толка);
  3. водевиль;
  4. бурлеск.

Нашла свое отражение в развитии мюзиклов и эстрада – например, джазовые мотивы, весьма популярные в начале 1940-х, или возникновение целого направления на основе рока с вплетением библейских сюжетов.

Со временем мюзикл сформировался в самостоятельный музыкально-сценический жанр, пусть и носящий признаки близкого родства с опереттой и следующий традициям преемственности с ней.

Афиша

Яркими чертами таких постановок стали:

  1. большая зрелищность – мюзиклы старались превратить в эффектные шоу, как правило, роскошные;
  2. отсутствие собственной драматургии – в мюзиклах обычно нет собственного сценария, в качестве которого чаще всего используются переработанные либретто опер, истории из жизни, адаптированные литературные произведения либо пьесы, созданные для драматического театра; – имеется в виду стилистическая раскованность и более богатое музыкальное разнообразие, включая заигрывание с роком, джазом и другими эстрадными элементами;
  3. динамичность – мюзиклы строятся на драматической коллизии, поэтому в них всегда присутствует и напряжение, и саспенс;
  4. упор на вокальную составляющую – разнообразие песенных форм;
  5. привлечение популярных артистов.

Влияние новой американской культуры усилилось в 1920-х с появлением так называемых новых американских композиторов (Д.Гершвина, Д.Керна, К.Портера), в числе которых оказались не менее талантливые эмигранты типа Р.Фримля, В.Херберта, З.Ромберга.

Реклама на улицах Нью-Йорка

Теперь либретто перестали заимствовать у существующих опер, а начали адаптировать под нужды конкретного спектакля. В музыкальное сопровождение стали чаще включать джазовые композиции, а в хореографию – регтайм.

Это была классика начала XX века, не утратившая своей актуальности по сей день.

Незабытое старое

В период Второй мировой тренды несколько сместились, и вместо комбинации перепевок зрителям начали демонстрировать глубоко проработанную драматургию. Вкупе с выразительной игрой именитых актеров мюзиклы быстро завоевали расположение аудитории, о чем свидетельствуют такие нашумевшие постановки, как:

Половинчатая маска актера в мюзикле Волосы

Его уникальные произведения (а это около двух дюжин мюзиклов!) и сегодня встречают с восторгом на театральных подмостках во всех уголках мира:

И хотя количество постановок периодически снижается, роскошные декорации, костюмы и высокий уровень подготовки артистов до сих пор обеспечивают этим спектаклям полные аншлаги. И это понятно: перед зрителем на сцене буквально разыгрывают полноценный фильм с одного дубля.

К концу прошлого тысячелетия более четко обозначился формат рок-оперы. Новое направление демонстрировало эволюцию мюзиклов и давало толчок жанру оперы, используя вместо классической музыки современную и разговаривая с аудиторией на красивом, но близком и понятном языке.

Современный взгляд

Мюзиклы из легкомысленных театральных постановок всего за сотню лет развились в самостоятельный жанр, где есть место и комедии, и трагедии, и прозаической повседневности.

Параллельно существует несколько форматов создания мюзикла:

  1. переосмысление и переработка чужих историй/песен для включения в новую постановку;
  2. создание либретто и музыки с нуля (специально под конкретную историю).

Первый вариант обычно используется при создании киномюзикла, тогда как театральные версии чаще базируются на втором.

Не знаете, как развлечь себя и близких? Попробуйте мюзиклы: шутки, любовные истории, детективные перипетии – там есть все!

Мюзикл – жанр театрально-музыкальной постановки, где сплетаются воедино хореография и музыка, пение и диалоги, театральная драматургия.

Возникновение мюзикла как жанра, понятие и особенности


  • либретто, лирика и музыка в равной степени составляют основу произведения;
  • широкий жанровый диапазон – от комедии до драмы;
  • в основе лежат знаменитые литературные произведения;
  • большое количество задействованных лиц: режиссеры, сценаристы, костюмеры, осветители, хореографы, декораторы.

Мюзикл как жанр искусства. Отличие от водевиля и оперетты

Оперетту можно по праву считать предшественницей мюзикла. Она возникла в 19 веке в Европе, а в Америку пришла значительно позже.

Водевиль представляет собой комедийную пьесу с танцами и песенками-куплетами. Он более легкий в восприятии, менее затратный в плане производства и использования различных эффектов.

Наиболее известные мировые мюзиклы

Известные мировые произведения, такие как

не теряют своей актуальности, их до сих пор ставят на Бродвее и в Лондоне.

Музыка и драматургия как отражение основы мюзикла

Основными составляющими мюзикла являются в равной степени:

  • слова,
  • музыка,
  • декорации,
  • хореография.

Они дополняют, поясняют друг друга, придавая постановке динамичность. Музыкальная драматургия – важная часть действия, обобщающее средство, которое присутствует в спектакле от начала и до конца. Музыка сопровождает происходящее на сцене, следует за текстом, отражает смену настроений, радости и трагедии, выражает основную идею произведения. Все вместе это позволяет зрителю прочувствовать всю глубину драматургии произведения.

Драматургия музыкального представления заключается в отражении остро-социальных вопросов своего времени и их критической оценке. Это еще одна особенность развития жанра.

Зарождение мюзикла в России

В России так же, как и в США, предпосылкой к возникновению этого направления стал джаз.


И.Дунаевский и Г.Александров в своих произведениях 30-х годов прошлого столетия смогли органично соединить русский менталитет с легкостью голливудских сюжетов, славянскую музыку и джазовые аранжировки, русско-народные танцы и американский степ.

Однако политическая обстановка того времени не позволила этому направлению развиваться дальше, и на долгие сорок лет советские композиторы забыли об этом жанре.


Американские музыкальные постановки, наоборот, активно используют особую форму театральной практики, широко распространенной на Бродвее: антрепризу. Актеры-универсалы, продюсеры – все работают над коммерческим успехом спектакля. Для них контакт со зрителем так же важен, как и финансовая часть, в отличие от российского, где материальное – второстепенно.

Современный мюзикл в России

В течение нескольких лет один за другим появляются:


Сегодня мюзиклы по-прежнему востребованы и не утратили популярности, их переводят на разные языки мира и играют по всему свету. Появляются новые постановки, которым еще предстоит завоевать своего зрителя.

Композиторы жанра мюзикл СССР:
И. Дунаевский.
Г. Гладков.
А. Рыбников.
А. Колкер.
В. Дашкевич.
М. Дунаевский.

Композиторы жанра мюзикл РФ:
М. Дунаевский.
А. Рыбников.
А. Градский.
А. Журбин.
А. Иващенко.
Г. Васильев.

Читайте также: