Сочинение зарисовку по фреске парижанка

Обновлено: 18.05.2024

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе

1. ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА

1.1. Научно-методическое обоснование содержания урока

Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох.

В ходе урока предполагается рассмотреть разные по образности и средствам выражения культуры: минойская культура острова Крит и культура ахейцев города-полиса Микен.

1.2.Основная цель урока – сформировать у учащихся представление о Крито-микенской художественной культуре.

Данный урок относится по своему типу к урокам – исследованиям.

Методы организации взаимодействия учителя и учащихся: метод эвристического наблюдения, метод образного видения, метод проблемного изложения материала.

  • Способствовать пониманию главной идеи культурного развития искусства Крито-микенского периода.
  • Способствовать приобретению опыта анализа произведений искусства, сравнения особенностей культур.
  • Способствовать пониманию различий в ценностных ориентирах и мировосприятии людей, создавших эти культуры.
  • Способствовать формированию познавательного интереса учеников, самостоятельности поиска знаний, развитию мыслительных процессов
  • Способствовать формированию умения анализировать произведения изобразительного искусства в контексте эпохи
  • Способствовать развитию памяти и воображения.
  • Способствовать развитию мыслительных операций – анализу, синтезу, сравнению.
  • Воспитание интереса к изобретательским решениям в искусстве и умение выявлять эти решения.
  • Способствовать развитию умения работать индивидуально и в группах

1.3. Основные категории и понятия, изучаемые на уроке: Кносский лабиринт царя Миноса на Крите, дворец царя Агамемнона в Микенах, миф о Европе и Зевсе, миф оТесее и Минотавре; мегарон.

1.4. Задание для учащихся на уроке:

Сопоставляя особенности Кносского и Микенского дворцов, заполнить таблицу со сравнительной характеристикой архитектурных сооружений, изобразительного искусства, различие которых объясняется глубоким различием в мироощущении критян и ахейцев.

1.5. Домашнее задание:

1.6. Изучаемые произведения:

1.7. Оборудование урока

Учителю: проекционный аппарат, экран, аудиосистема, компьютер.

Ученику: тетрадь, раздаточный материал.

1.8. Список литературы для подготовки к уроку

А.Н. Маркова. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. М.; 1998. С.101-103.

Мировая художественная культура. Научно-методический сборник под общ., ред.. Л.М. Ванюшкиной. – СПб., 2006. С.294-296.

На уроке используется приложение к УМК мр3диск и презентация

1.9. Структурный план урока

1.9.1. Организационная часть – знакомство с классом и вводный инструктаж о порядке работы на уроке - 5мин.

1.9.2. Изложение нового материала, постановка задачи исследования - 10мин.

1.9.3. Анализ произведений, обсуждение проблемных вопросов – 10мин.

1.9.4. Первичная проверка понимания – 3мин.

1.9.5. Работа в группах. Заполнение таблицы – 10мин.

1.9.6. Проверка работ, обсуждение -5мин.

1.9.7. Обобщение темы и домашнее задание - 2мин.

На экране изображение карты Древней Греции.

Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.

Первая эпоха греческой истории – крито-микенская (III –II тыс. до н. э.) – охватывает время двух древнейших цивилизаций, открывших первую страницу европейской истории.

Название цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901г. начал рискованные раскопки и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков как памятник древнейшей и, вместе с тем, высокоразвитой цивилизацией. Остров Крит расположен почти на ровном удалении от Европы, Азии и Африки; имеет длину около 250 км и ширину от 12 до 57 км. Он разделен перешейками на 3 части: центральную, восточную и Крито-Микенская эпоха, первая страница греческой истории, просуществовавшая в период с III по II тысячелетия до н. э., не исчезла бесследно. Она осталась в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, расшифровка которых дала узнать нам много нового. Те герои и события того периода, некоторые появились затем в мифических произведениях античных авторов. Античный , значит (от лат. antiqnus )древний. Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс – город-дворец Миноса (2тыс. до н.э.)

Лабиринт дворца – многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами. Его декор в виде бычьих рогов отражали миф о соединении бога-быка с богиней плодородия и миф о быке Миноса – Минотавре.

В некоторых дворцовых помещениях сохранились фрески. Сюжеты фресок чрезвычайно разнообразны : сцены мирной жизни, праздничные процессии, религиозные обряды, акробатические игры, приручение быков. Необычайно реалистичны пейзажи и изображения животных море, в котором плавают рыбы, сады, луга. Кошка, охотящаяся за птицами, куропатки, удоды, львы, быки, зайцы. Замечательна цветовая гамма красок этих росписей.

(Рассказ сопровождается демонстрацией изображений)

Суровая скупая архитектура обуславливала характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней. Сама тематика воплощала основное кредо микенской культуры – торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствуют погребальные маски, передающие индивидуальные черты суровых и властных ахейских владык. Маски также передавали желание ахейцев возвеличить царя. Это чувство критянам было незнакомо.

Далее работа в группах, которая предполагает рассматривание изображений критского и микенского искусства и заполнение сравнительной таблицы.

После обсуждения результатов исследования следует заключение: Динамичная линия критского искусства уступила место застывшим формам и сухому орнаменту микенского искусства. Холодноватые серебристые тона в красочной гамме Крита сменили теплые сочные цвета Микен. Живописность, подвижность, эфемерность критского искусства сменилась жестокостью, статичностью, приземленностью микенского.

Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце 12 века до н.э. означало закат крито-микенской цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой выросла античная культура. Крито-микенская (Эгейская) культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления этой эпохи и доведшей их до совершенства.


Придворная дама ("Парижанка")* 16 в. до н.э.. Фреска Кносского дворца.

Трудно представить себе человеческое общество, действительно воспринимающее жизнь как сплошной праздник. И вряд ли такое общество когда-либо существовало. Но важно, что были люди, пожелавшие именно так изобразить жизнь, быть может опять-таки веря в магическую силу изображения; что были люди, очевидно ценившие в творчестве, которое мы ныне называем искусством, только то, что наполняло их душу безмятежной радостью, веселило их, утверждало в иллюзии легкого, приятного, бездумно-ликующего восприятия мира.

Чуждое великим вопросам, извечно волнующим человечество, но подлинно восхитительное, быть может, самое изящное из всех, до и после него возникших, абсолютно законченное в своем мастерстве, это искусство расцвело в III и II тысячелетиях до н. э. в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря,— на острове Крите.

Греческая мифология прославила этот остров сказаниями о влюбленных богах и царевнах, о героях, побеждающих злые силы, и о первом полете человека. На Крите родился сам главный греческий бог Зевс, и туда же, приняв образ быка, доставил он по волнам похищенную им финикийскую царевну, красавицу Европу. На Крите отважный Тесей убил кровожадное чудовище Минотавра, получеловека-полубыка, запертого в лабиринте, построенном зодчим Дедалом. И совершив этот подвиг, благополучно выбрался из лабиринта по клубку ниток, который дала ему влюбленная Ариадна, дочь критского царя Миноса. С Крита вылетели Дедал и Икар на крыльях из перьев, скрепленных воском, но воск растаял у Икара, слишком высоко поднявшегося к солнцу, и он упал в море, в память о нем названное потом Икарийским.

Бесчисленны художественные произведения, созданные на эти сюжеты и в античном мире, и в эпоху Ренессанса, а имена их героев остались и по сей день нарицательными. Но в греческих мифах о Крите трудно было распознать зерно истины, и они долго почитались всего лишь свидетельством какой-то духовной связи между Элладой и островом, где якобы царствовал Минос, сын Зевса и Европы, стяжавший себе славу справедливейшего из правителей.

Однако о том, что царь, а быть может, несколько царей с таким именем правили Критом, упоминалось не только в мифологии, но и в трудах греческих историков. Упоминалось о Крите и в египетских текстах. Не подлежало сомнению, что критское царство было некогда сильной державой с могущественным флотом, что само географическое положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — отводило ему значительную роль в международных торговых сношениях того времени и что его культура должна была развиваться в благотворном соприкосновении с древними культурными мирами долины Нила и Двуречья. Но до самого начала нынешнего века оставалось совершенно неясным, какова была эта культура, какое место народ, населявший в бронзовом веке этот остров, занимает в истории мировой, и в частности европейской, цивилизации.

Древний Крит открывался ему без каких бы то ни было позднейших наслоений — в своем первозданном виде.

Этот английский ученый был человеком упорным и в то же время наделенным подлинной исследовательской страстью.

Заинтригованный доставленными из Крита печатями с какими-то непонятными письменами, он решил выяснить на месте их происхождение. Вначале Эванс предполагал там остаться недолго. Однако археологические работы на Крите так увлекли его, что он посвятил им остаток жизни. Умер он в 1941 г. девяностолетним стариком, заслужив признательность человечества замечательным проникновением в глубь веков, в истоки великой цивилизации, подлинно беспримерной по своему значению.

  • Раннеминойский — III тысячелетие до н. э.
  • Среднеминойский — первая половина II тысячелетия до н. э.
  • Позднеминойский — вторая половина II тысячелетия до н. э.

Прежде чем более подробно остановиться на содержании и стиле критского искусства, отметим некоторые его особенности, поразившие всех исследователей.

Как в Египте и в Месопотамии, строительное искусство процветало на Крите. Но похоже, что здесь это искусство имело преимущественно светский, дворцовый характер. То же относится и к другим искусствам. Ведь не обнаружено ни одного крупного художественного памятника, прославляющего божество.

А между тем у критян, несомненно, была какая-то религия. В мелкой пластике встречаются изображения божеств, а в живописи — культовых церемоний. Но ясно, что не религия — главная тема критского искусства.

Чтобы наладить земледелие в краях, где плодородие почвы зависело от разливов больших рек, египтянам и вавилонянам приходилось осуществлять грандиозные ирригационные работы, постоянно заботиться об удержании вод. Обуздание стихии требовало обращения к богам. На Крите можно было обойтись без этого: мягкий климат способствовал земледелию во все времена года, обилие плодов земных — зерна, винограда, оливкового масла и меда — обеспечивалось, при сравнительно легком труде, самой природой.

Но ведь не земля, а море поглощало в первую очередь деятельность островитян — мореплавателей и купцов. Однако и море со всеми его опасностями и коварством, равно как и частые на Крите землетрясения, не побуждали критян возвеличивать в камне богов с расчетом на их благорасположение.

Как объяснить это? Мы пока что не располагаем сведениями, проливающими свет на верования и мироощущение древних обитателей Крита.

Критские дворцы не были укреплены: ни рвов, ни мощных крепостных стен не обнаружено вокруг них при раскопках. Вероятно, критяне считали, что флот их, властитель моря, достаточно могуч, чтобы отразить любое нападение.

Не дворец-крепость, а просто дворец со всем великолепием, связанным с этим понятием. Ощущение безопасности в дворцовых покоях, вера, что вражеская угроза рассеется где-то вдали, должны были накладывать отпечаток на всю жизнь их обитателей. А кругом дворца — высокие горы со сверкающим снегом, цветущие равнины, оливковые рощи под вечно синим небом, а за ними теплое, бархатное море, которое бороздят надежные корабли критского царя!

Мы почти ничего не знаем о социальной структуре Критского государства. Жестокости человеческого неравенства, возможно, определяли судьбу критского народа в не меньшей степени, чем народов долины Нила и Двуречья. И, однако, в отличие от художников Египта и Вавилонии, критские художники не изображали сильных мира сего более рослыми, чем простые смертные. Опять примечательное явление, свидетельствующее о каких-то особенных чертах критской цивилизации.

Царские дворцы! Самый большой, площадью в двадцать тысяч квадратных метров, раскопан в Кноссе. По сторонам большого внутреннего двора было в нем столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он подлинно походил на лабиринт.

Тут все говорит о стремлении сделать каждодневную жизнь как можно удобнее и приятнее.

Свет и прохлада даже в самые знойные дни. Такое сочетание достигалось заменой окон световыми колодцами-двориками, с первыми лучами зари вырывающими из мрака дворцовые покои.

Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, великолепные помещения для омовений, водоотводные каналы, бесчисленные мастерские и кладовые.

Белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, — особенность критской архитектуры; ничего громоздкого, давящего.

В своих дворцах критские цари жили вольготно и пышно. Впрочем, и их наиболее богатые подданные строили себе прекрасные жилища, и роскошь их жизни, вероятно, напоминала царскую.

Все свои доходы от земледелия, торговли и пиратских набегов цари и критская знать обращали в драгоценности, накапливая золотую посуду, изделия из серебра и слоновой кости и заботясь о том, чтобы у них ни в чем не было недостатка.

В кладовых Кносского дворца выстроились рядами глиняные сосуды-пифосы, вышиной в человеческий рост, где хранилось оливковое масло, мед и вино. Эванс подсчитал, что их емкость достигала семидесяти пяти тысяч литров.

Извлечь из жизни все радости, окружить себя прекраснейшими творениями рук человеческих и сверкающими драгоценностями — вот как будто о чем заботилась прежде всего верхушка критского общества.

Главным украшением дворцовых покоев была живопись — самое полное и замечательное выражение критского художественного идеала.

В сравнении с искусством Египта и Месопотамии эта живопись раскрывает перед нами совершенно новый, особенно волнующий нас мир.

Вот, например, фрагмент стенной росписи, изображающий совсем юную девушку в профиль.

Огромный глаз, изображенный, как в египетских росписях и рельефах, в фас. Влияние Египта часто сказывается в критском искусстве. Но в нем дышит совсем иной дух.

Во-первых, сам образ.

Оживленное личико, вздернутый нос, вишневый ротик, игривый завиток, спадающий с высокой шапки темных кудрей.

Прозрачные кружева и лиф ярких голубых и пурпурных тонов.

Какое обольстительное создание!

Парижанка! Но дело не только в самом образе. Вглядитесь в контур: какая живая, трепещущая и в то же время точная, уверенная в своей лаконической выразительности линия! А в цветовой гамме какая игривость, какая полнозвучная нарядность, рожденные непосредственностью мимолетного видения!

Не правы ли те, кто усматривает в критской живописи первые проблески импрессионизма?

Любимов Л.Д. Искусство древнего мира- М.: 'Просвещение', 1971 г.- с.319

*Парижанка, также известная как La Parisienne, так её назвал археолог Артур Эванс — фреска Кносского дворца, датированная примерно XVI—XV веками до н. э. Сейчас является одним из центральных экспонатов Археологического музея Ираклиона, почти полностью посвященного искусству минойской цивилизации.

Первоначально фреска находилась в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Она изображала ритуальный пир, участники которого сидели друг напротив друга с чашами в руках. Сохранился лишь фрагмент изображения головы девушки и большого ритуального узла на одежде сзади.

Этот английский ученый был поистине упёртым человеком. Заинтересовавшись доставленными с Крита печатями с какими-то непонятными письменами, он решил выяснить на месте их происхождение и, стало быть, ехать копать на Крит. Вначале Эванс планировал провести пару полевых сезонов, и на этом закончить изыскания. Однако археологические работы на Крите так увлекли его, что он посвятил им остаток жизни. Умер он в 1941 г. в возрасте 90 лет. Из них 41 год он регулярно вёл раскопки.

Предложенная им периодизация крито-минойской цивилизации не пересматривалась до сих пор.

Эванс раскопал царские дворцы , которыми отличалась эта цивилизация. Дворцов на Крите было несколько, это были огромные и сложные хозяйственно-экономические комплексы. Самый большой, площадью в двадцать тысяч квадратных метров, раскопан в Кноссе (именно этот участок и купил Эванс для раскопок). По сторонам большого внутреннего двора в нем было столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт (тут вспоминаем миф о лабиринте и путеводной нити Ариадны).

Дворцы отличались высоким уровнем комфорта и благоустроенности , там были свет и прохлада даже в самые знойные дни (а летом на Крите жарит под 40 градусов). Такое сочетание достигалось заменой окон световыми колодцами-двориками, с первыми лучами зари освещающими дворцовые покои. Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, великолепные помещения для омовений, водоотводные каналы (короче, водопровод и канализация, а это, на минуточку, период 1700—1450 гг. до н. э.), многочисленные мастерские и кладовые - все это было во дворцах.

В кладовых стройными рядами стояли глиняные сосуды-пифосы, вышиной в человеческий рост, где хранилось оливковое масло, мед и вино. Эванс подсчитал, что их емкость достигала семидесяти пяти тысяч литров. Любили видно древние критяне поесть и выпить. А стены дворцов были украшены замечательной живописью на светские сюжеты: тут и разодетые дамы, и жрецы, и акробаты с быками. И никаких милитаристических мотивов в искусстве. Открыв сохранившийся фрагмент фрески, на котором была изображена молодая нарядная дама с красивой причёской, Эванс воскликнул - да это же настоящая парижанка! Под таким именем она и вошла в историю искусства.

Дворцы были абсолютно открыты и не имели укреплений . По всей видимости, цивилизация была надежно защищена с моря флотом.

Все это Эванс описал в своих системных трудах по истории цивилизации, и если вы считаете, что ну вот хоть этот исследователь был нормальный, то сюрпрайз - его интересовал только дворцовый период, более поздние слои уничтожались. Но в любом случае его вклад в науку бесценен.

Читайте также: