Какие авторские идеалы отражены в романе а с пушкина капитанская дочка сочинение

Обновлено: 07.07.2024

В течение всей жизни интерес Пушкина к истории не иссякал, он изучал труды, посвященные различным ее периодам: от античной эпохи од современного поэту правления Николая I. Эти исследования нашли свое отражение во многих стихотворениях, таких как "Лицинию", "Стансы", "Пир Петра Великого"; им была создана историческая драма "Борис Годунов", он начал работу и над более крупным, прозаическим произведением "Арап Петра Великого", из-под его пера вышел значительный труд — исследование "История пугачевского бунта", впоследствии переименованное в "Историю Пугачева".

На стыке 20—30-х годов XIX в. русское образованное общество было увлечено чтением романов Вальтера Скотта, следствием чего стало появление первых русских романов в духе В. Скотта. В 1836 г., в некоторой степени отдавая дань моде, написал свой роман и Пушкин. Легко можно заметить сходство образов, ситуаций, описанных русским и английским авторами: центральный в произведениях является любовная история, существует "треугольник", в котором благородному герою (черты характера также заимствованы Пушкиным у В. Скотта) противостоит некий "злодей"; главный герой теряет свою возлюбленную, но в конце произведения происходит их счастливая встреча; иерархия образов тоже аналогична: главные герои являются вымышленными, а исторические лица появляются редко, выполняют функции раскрытия характеров главных героев и сюжетообразующую.

С другой стороны, несмотря на внешнюю "копированность" "Капитанской дочки", этот роман превзошел романы В. Скотта, которые в наше время рассматриваются в качестве детских произведений, и остается предназначенным для "взрослого", серьезного чтения.

Заметным отличием было и то, что роман написан в форме мемуаров. Надев маску "издателя", Пушкин тем самым подчеркнул минимальность своей причастности к роману. Но глубокое изучение произведения позволяет читателю увидеть в нем и авторскую позицию. Казалось бы, воспоминания Петра Андреевича Гринева о своей молодости, на которую пришлось такое историческое событие, как восстание Пугачева, – как может автор выразить свое мнение? Однако пушкинская позиция проявилась в том, что он выбрал именно этот период, в том, как описал бунт и его непосредственного участника, зачинщика – Емельяна Пугачева. Изображение предводителя восставших подвергалось значительной метаморфозе со времени первого обращения Пушкина к этому событию – в "Истории Пугачева". Произведение поражает изобилием кровавых сцен расправы с отказавшимися присягнуть новоиспеченному царю. В "Капитанской дочке" они присутствуют, но не в таком количестве, Пушкин сознательно "забывает" о них, ставя целью изображение его положительных качеств. В романе Пугачев с легкой руки Пушкина предстает прообразом его идеала милостивого правителя – "человека на троне" (по выражению Державина). Пугачев – мужицкий царь, он обладает властью, но пользуется ей мудро. Можно сказать, он благороден, для него существует чувство долга: он помнит совершенное по отношению к нему добро и не может не отплатить тем же (в ситуации с Гриневым: юноша пожаловал Пугачеву – тогда еще безымянному бродяге-вожатому – заячий тулуп, и тот в благодарность сохранит ему жизнь). Кроме того, "злодей" способен и к простому человеческому пониманию, сочувствию – Гринев обращается к нему с просьбой выручить из беды невесту – Машу Миронову. Пушкин красочно изобразил реакцию Пугачева: девушка-сирота в руках злодея?! Недопустимо! Нужно обязательно ее вызволить! Предводитель ценит искренность, и даже известие о том, что ему солгали и Марья Ивановна – вовсе не племянница попадьи, не вызывает его гнева: Гринев объяснил ситуацию, и Пугачев нашел его действия правильными. Как не назвать такого человека благородным? Довершает картину "положительности" Пугачева сказка, рассказанная им в XI главе. "Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью…", — эти слова заставляют читателя создать в своем воображении новый, опоэтизированный образ самозванца. Пушкин сравнивает Пугачева с орлом, а орел всегда был для него символом свободы, могущества (к примеру, в стихотворениях "Узник", "Пророк", "Поэт", в незавершенной поэме "Езерский") – таким образом, рассказывая эту сказку, Пугачев проповедует заключенную в ней идею яркой вольной жизни и приобретает уважение и, в некоторой степени, восхищение читателя, становится немного загадочным.

Подобная ситуация и с Екатериной II. Императрица, по закону обязанная заключить Гринева в тюрьму за измену присяге (юноша долгое время находился в стане бунтовщиков и по неясной ей причине не был убит их главарем), вняла объяснениям Маши Мироновой и освободила его из-под стражи.

Изображение в таком свете власть имущих – императрицы и мужицкого царя – указывает на позицию автора по отношению к тому, какими они должны быть.

Пушкин неоднократно подчеркивает важность чувства долга и чести, причем не только в правителе, но и в каждом человеке. Авторская точка зрения может быть прослежена по ситуациям, в которые попадают его герои и где им приходится решать серьезные нравственные вопросы, и по решениям, которые они выбирают. Примером следования принципам чести и долга служит Гринев. Именно он всегда делает правильный, по мнению автора, выбор: предпочитает бесчестной жизни честную смерть; он между долгом офицера и долгом благородного человека выбирает последнее, презирая формальное отношение к людям оренбургского генерала, отказавшего ему в помощи; наконец, честь невесты для него важнее его собственной. Гринев за свой выбор неоднократно ставил под угрозу свою жизнь или честь, но Пушкин не дал ему умереть или опозориться, тем самым подчеркнув правильность его действий. Пушкин выражает свою позицию косвенно, через создание образа честного человека.

Таким образом, в "Капитанская дочка" – произведении, где, на первый взгляд, присутствие автора ничем не выражено и сам он максимально отдаляет себя от какого-либо участия в сюжете, – взгляд Пушкина на некоторые вопросы все же можно увидеть в исторических событиях, выбранных для изображения, в том, какие проблемы приходится решать героям и как они это делают. Каждое произведение Пушкина содержит хотя бы маленькую частицу его самого – либо он сам является героем, либо герою принадлежат некоторые черты автора, либо он незримо присутствует, оценивая поступки, характеры героев; "Капитанская дочка" не является исключением.

Похожие сочинения

Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека. В. Г. Белинский В любом литературном произведении, так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы – что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность. смотреть целиком

Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, “круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами”. По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов. смотреть целиком

Роман написан в виде мемуаров Петра Андрейча Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с разбойником Пугачевым. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот. смотреть целиком

В конце двадцатых - начале тридцатых годов Пушкин обращается к изучению русской истории. Писателя интересовали переломные моменты в судьбе России, а также великие личности, которые влияли на ход исторического развития страны. Результатом трудов Пушкина. смотреть целиком

Одна из главных героинь романа Пушкина А.С. "Капитанская дочка" - Маша Миронова. Первое впечатление о ней - это скромная, простая девушка, слабая по характеру. Она теряет сознание при выстреле, она очень чувствительна. По рассказам матери, еще и труслива. По описанию Швабрина вовсе "дурочка". В общем, предстает перед нами не в лучшем свете. Что же тогда нравится автору в Маше?Давайте поразмышляем.

Во-первых, ее искренность. Во время разговора с Гриневым она ни разу ничего не утаила. Что на сердце лежало, то и говорила. Ее душевная простота, которая слышна даже в ее речи ("я. обмерла"). Наивная душа. Образ Маши несет очень большую смысловую нагрузку в романе, раскрываясь в полной мере, на протяжении всего произведения. Во-вторых, ее честность. Маша никогда не пыталась соврать. Она не любит Швабрина, и даже факт того, что он богат, не может заставить девушку принять его предложение и стать для него женой. Совсем противоположные черты характера проявляются перед лицом опасностей. Это в - третьих. Эта хрупкая девушка превращается в мужественную героиню. Она готова жить на хлебе и воде, только бы не выходить замуж за Швабрина. Но мужественной ее делают не опасности, а любовь.Хрупкая, нежная, боязливая, влюбляясь в Петра Гринева, Маша становится духовно сильнее. Это является ее опорой для преодоления жизненных трудностей. Способность сильно и искренно любить помогает ей в необходимый момент найти достаточно силы и твердости духа, чтобы освободить Гринева от тюрьмы. Она едет в Петербург к императрице. По случайности в саду встречает госпожу, которой рассказывает историю своей нелегкой судьбы. Оказывается эта госпожа и есть великая императрица, которая дала помилование и оправдание возлюбленному Маши Мироновой. Именно искренность капитанской дочки, преданность любимому, почтение умершего отца тронуло императрицу. Маша Миронова - это нравственный идеал Пушкина. Она олицетворяет собой чистоту, мужество и искренность, что и является для писателя наиболее важными чертами харктера, которые должны быть присуще каждой русской девушке.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В течение всей жизни интерес Пушкина к истории не иссякал, он изучал труды, посвященные различным ее периодам: от античной эпохи од современного поэту правления Николая I. Эти исследования нашли свое отражение во многих стихотворениях, таких как "Лицинию", "Стансы", "Пир Петра Великого"; им была создана историческая драма "Борис Годунов", он начал работу и над более крупным, прозаическим произведением "Арап Петра Великого", из-под его пера вышел значительный труд — исследование "История пугачевского бунта", впоследствии переименованное в "Историю Пугачева".

На стыке 20—30-х годов XIX в. русское образованное общество было увлечено чтением романов Вальтера Скотта, следствием чего стало появление первых русских романов в духе В. Скотта. В 1836 г., в некоторой степени отдавая дань моде, написал свой роман и Пушкин. Легко можно заметить сходство образов, ситуаций, описанных русским и английским авторами: центральный в произведениях является любовная история, существует "треугольник", в котором благородному герою (черты характера также заимствованы Пушкиным у В. Скотта) противостоит некий "злодей"; главный герой теряет свою возлюбленную, но в конце произведения происходит их счастливая встреча; иерархия образов тоже аналогична: главные герои являются вымышленными, а исторические лица появляются редко, выполняют функции раскрытия характеров главных героев и сюжетообразующую.

С другой стороны, несмотря на внешнюю "копированность" "Капитанской дочки", этот роман превзошел романы В. Скотта, которые в наше время рассматриваются в качестве детских произведений, и остается предназначенным для "взрослого", серьезного чтения.

Заметным отличием было и то, что роман написан в форме мемуаров. Надев маску "издателя", Пушкин тем самым подчеркнул минимальность своей причастности к роману. Но глубокое изучение произведения позволяет читателю увидеть в нем и авторскую позицию. Казалось бы, воспоминания Петра Андреевича Гринева о своей молодости, на которую пришлось такое историческое событие, как восстание Пугачева, – как может автор выразить свое мнение? Однако пушкинская позиция проявилась в том, что он выбрал именно этот период, в том, как описал бунт и его непосредственного участника, зачинщика – Емельяна Пугачева. Изображение предводителя восставших подвергалось значительной метаморфозе со времени первого обращения Пушкина к этому событию – в "Истории Пугачева". Произведение поражает изобилием кровавых сцен расправы с отказавшимися присягнуть новоиспеченному царю. В "Капитанской дочке" они присутствуют, но не в таком количестве, Пушкин сознательно "забывает" о них, ставя целью изображение его положительных качеств. В романе Пугачев с легкой руки Пушкина предстает прообразом его идеала милостивого правителя – "человека на троне" (по выражению Державина). Пугачев – мужицкий царь, он обладает властью, но пользуется ей мудро. Можно сказать, он благороден, для него существует чувство долга: он помнит совершенное по отношению к нему добро и не может не отплатить тем же (в ситуации с Гриневым: юноша пожаловал Пугачеву – тогда еще безымянному бродяге-вожатому – заячий тулуп, и тот в благодарность сохранит ему жизнь). Кроме того, "злодей" способен и к простому человеческому пониманию, сочувствию – Гринев обращается к нему с просьбой выручить из беды невесту – Машу Миронову. Пушкин красочно изобразил реакцию Пугачева: девушка-сирота в руках злодея?! Недопустимо! Нужно обязательно ее вызволить! Предводитель ценит искренность, и даже известие о том, что ему солгали и Марья Ивановна – вовсе не племянница попадьи, не вызывает его гнева: Гринев объяснил ситуацию, и Пугачев нашел его действия правильными. Как не назвать такого человека благородным? Довершает картину "положительности" Пугачева сказка, рассказанная им в XI главе. "Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью…", — эти слова заставляют читателя создать в своем воображении новый, опоэтизированный образ самозванца. Пушкин сравнивает Пугачева с орлом, а орел всегда был для него символом свободы, могущества (к примеру, в стихотворениях "Узник", "Пророк", "Поэт", в незавершенной поэме "Езерский") – таким образом, рассказывая эту сказку, Пугачев проповедует заключенную в ней идею яркой вольной жизни и приобретает уважение и, в некоторой степени, восхищение читателя, становится немного загадочным.

Подобная ситуация и с Екатериной II. Императрица, по закону обязанная заключить Гринева в тюрьму за измену присяге (юноша долгое время находился в стане бунтовщиков и по неясной ей причине не был убит их главарем), вняла объяснениям Маши Мироновой и освободила его из-под стражи.

Изображение в таком свете власть имущих – императрицы и мужицкого царя – указывает на позицию автора по отношению к тому, какими они должны быть.

Пушкин неоднократно подчеркивает важность чувства долга и чести, причем не только в правителе, но и в каждом человеке. Авторская точка зрения может быть прослежена по ситуациям, в которые попадают его герои и где им приходится решать серьезные нравственные вопросы, и по решениям, которые они выбирают. Примером следования принципам чести и долга служит Гринев. Именно он всегда делает правильный, по мнению автора, выбор: предпочитает бесчестной жизни честную смерть; он между долгом офицера и долгом благородного человека выбирает последнее, презирая формальное отношение к людям оренбургского генерала, отказавшего ему в помощи; наконец, честь невесты для него важнее его собственной. Гринев за свой выбор неоднократно ставил под угрозу свою жизнь или честь, но Пушкин не дал ему умереть или опозориться, тем самым подчеркнув правильность его действий. Пушкин выражает свою позицию косвенно, через создание образа честного человека.

Таким образом, в "Капитанская дочка" – произведении, где, на первый взгляд, присутствие автора ничем не выражено и сам он максимально отдаляет себя от какого-либо участия в сюжете, – взгляд Пушкина на некоторые вопросы все же можно увидеть в исторических событиях, выбранных для изображения, в том, какие проблемы приходится решать героям и как они это делают. Каждое произведение Пушкина содержит хотя бы маленькую частицу его самого – либо он сам является героем, либо герою принадлежат некоторые черты автора, либо он незримо присутствует, оценивая поступки, характеры героев; "Капитанская дочка" не является исключением.

Подобная ситуация и с Екатериной II. Императрица, по закону обязанная заключить Гринева в тюрьму за измену присяге (юноша долгое время находился в стане бунтовщиков и по неясной ей причине не был убит их главарем), вняла объяснениям Маши Мироновой и освободила его из-под стражи.

Изображение в таком свете власть имущих – императрицы и мужицкого царя – указывает на позицию автора по отношению к тому, какими они должны быть.

Пушкин неоднократно подчеркивает важность чувства долга и чести, причем не только в правителе, но и в каждом человеке. Авторская точка зрения может быть прослежена по ситуациям, в которые попадают его герои и где им приходится решать серьезные нравственные вопросы, и по решениям, которые они выбирают. Примером следования принципам чести и долга служит Гринев. Именно он всегда делает правильный, по мнению автора, выбор: предпочитает бесчестной жизни честную смерть; он между долгом офицера и долгом благородного человека выбирает последнее, презирая формальное отношение к людям оренбургского генерала, отказавшего ему в помощи; наконец, честь невесты для него важнее его собственной. Гринев за свой выбор неоднократно ставил под угрозу свою жизнь или честь, но Пушкин не дал ему умереть или опозориться, тем самым подчеркнув правильность его действий. Пушкин выражает свою позицию косвенно, через создание образа честного человека.

Школяру.ру | В помощь школьнику

Подобная ситуация и с Екатериной II. Императрица, по закону обязанная заключить Гринева в тюрьму за измену присяге (юноша долгое время находился в стане бунтовщиков и по неясной ей причине не был убит их главарем), вняла объяснениям Маши Мироновой и освободила его из-под стражи.

Изображение в таком свете власть имущих – императрицы и мужицкого царя – указывает на позицию автора по отношению к тому, какими они должны быть.

Пушкин неоднократно подчеркивает важность чувства долга и чести, причем не только в правителе, но и в каждом человеке. Авторская точка зрения может быть прослежена по ситуациям, в которые попадают его герои и где им приходится решать серьезные нравственные вопросы, и по решениям, которые они выбирают. Примером следования принципам чести и долга служит Гринев. Именно он всегда делает правильный, по мнению автора, выбор: предпочитает бесчестной жизни честную смерть; он между долгом офицера и долгом благородного человека выбирает последнее, презирая формальное отношение к людям оренбургского генерала, отказавшего ему в помощи; наконец, честь невесты для него важнее его собственной. Гринев за свой выбор неоднократно ставил под угрозу свою жизнь или честь, но Пушкин не дал ему умереть или опозориться, тем самым подчеркнув правильность его действий. Пушкин выражает свою позицию косвенно, через создание образа честного человека.

Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века

Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века

Интересно, что её образ не является центральным в произведении.

Сюжетообразующим персонажем в произведении является Петр Андреевич Гринев. Отец его отправляет в Белогорскую крепость недалеко от Оренбурга на службу. Его судьба теперь связана с семьей капитана-исправника, Ивана Кузьмича Миронова. Вскоре он становиться свидетелем исторических событий, связанных с крестьянским восстанием под предводительством Пугачева.

В романе выражена любовная линия. Она во многом помогает раскрытию образов главных героев и связана с приемом антитезы.

В этом отношении надо сказать о Гриневе и Швабрине. Оба героя влюблены в Машу Миронову. После знакомства друг с другом Гринев узнает, что Швабрин оказался в Белогорской крепости за смертоубийство. Маша не отвечала на чувство Швабрина, что вызвало некоторую неприязнь, отчуждение, ведь задето его самолюбие. В отличие от Гринева он не способен к глубокому чувству. Им руководят более низменные чувства. Это дает ему право распространять несправедливее слухи, во много порочащие Машу. Эта особенность его натуры в дальнейшем и объясняет то, что он с готовностью перешел к Пугачеву (его трусость и подлость). Он обращается к насилию как к средству достижения своих целей (он пытается заставить машу выйти за него замуж). На этой внутренней антитезе выявляется его истинная натура, ничтожная, трусливая.… В противопоставлении образов Швабрина и Гринева выигрывает Гринев. ! Любовь придает смысл его существованию. В нем есть стремление к прекрасному, что сочетается с некоторой наивностью, вспыльчивостью. Кроме того, он обладает храбростью. Решение пройти путь от крепости в Оренбург, зная, что можно попасть в лагерь к Пугачеву, открывает в нем сильную личность.

Любовная линия предельно важна и в философском контексте. Ведь любовь связанна со спокойствием, миром, что противопоставляется войне, бунту.

В этом отношении важно проанализировать и психологическую пару: Гринев и Пугачев.

По сюжету романа Пугачев играет значительную роль в судьбе Гринева и Маши Мироновой. Во многом благодаря нему они обретают счастье. В этом отношении важен образ Пугачева.

В современной историографии 20-30х годов XIX века в образе Пугачева преобладали дьявольские черты. У Пушкина этот образ представлен по-другому, хотя и не идеализирован. Он жестокий, грубый…. Но, с другой стороны, его образ проникнут и лиризмом.

Здесь важна сцена, когда Пугачев и Гринев едут вместе к крепости и Пугачев рассказывает калмыцкую сказку об орле и вороне. В Пугачеве неожиданно открывается лирическое начало. Возможно, он рассчитывал на отзыв со стороны Гринева. Но тот не смог понять сказку. И на ответ Гринева, что сказка занятна, на лице Пугачева отразилось удивление.

Эта сказка интересна в философском контексте. Ведь в ней отражено стремление к воле, свободе, прекрасному. Вероятно, Гринев не смог понять значение сказки, так как был дворянином. И такой образ жизни, мир вполне устраивали. И в этом опять есть противопоставление двух миров. В связи с образом Пугачева возникает и антитеза бунта, войны миру, что важно для раскрытия идеи повести.

(Для Евгения счастье связано с созданием семьи. Для Пугачева счастье в обретении свободы.) Важно, что Гринев проигрывает Пугачеву. В нем нет поэтического дара, хотя в произведении звучит его стихотворение, посвященное Маше Мироновой. И Швабрин прав в этом случае в своем критическом подходе к стихотворению.

Важно противопоставление Савельича Пугачеву. Они оба крестьяне. И это уже дает нам право на их сравнение. Савельич не представляет жизни без своего барина. В нем ярко выражено рабское начало. Важно, что Савельич не хочет разрушить такой уклад жизни. Для него это вполне естественно. (Интересно, что Пушкин создает образ Савельича так, что читатель все равно проникается к нему симпатией.) Пугачев представляет собой полную противоположность Савельичу. Важен символический образ метели, из которой впервые появляется Пугачев в произведении. Образ метели олицетворяет свободу и несет некую загадку.

Можно противопоставить Пугачева Екатерине II. Они оба решают судьбу людей. Но больше симпатии вызывает Пугачев.

Возможно, потому что он выступает за тех, кто унижен политикой Екатерины II.

В итоге идея бунта противопоставляется идее мира, спокойствия, счастья, которую обретают, например, Гринев и Маша Миронова.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа


Также стоит отдельно рассмотреть устаревшие пословицы и поговорки, используемые автором в романе : кто ни поп, тот батька; брань на вороту не виснет; конь о четырёх ногах, да спотыкается; быль молодцу не укора. Данные обороты используют герои романа в прямой речи. Таким образом, автор оживляет и разбавляет повествование.

И последнее, на что необходимо обратить внимание – стилизация под фольклор. Как и документы, использованные в романе, фольклорные отголоски важны для передачи духа времени, более глубокого погружения в историю. Наиболее яркий пример – плач жены коменданта по убитому мужу:

Читайте также: