Сочинение загадок 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

Придумать загадку - задание, которое часто приходится выполнять школьникам 1, 2, 3 и 4 классов. Придумывание загадок - очень полезно. Так как в процессе дети развиваются творчески, учатся замечать свойства предметов, явлений, животных и т.п. и противопоставлять, сравнивать и анализировать их. Загадки очень часто пишутся в стихах. Готовя такое домашнее задание, дети развивают свой литературный талант.

Для вдохновения, мы подготовили уникальные загадки, придуманные детьми - учениками начальной школы. Можете взять их за основу для придумывания своих загадок!

Загадки, придуманные детьми

Загадки о животных

Сочиненные детьми забавные загадки о животных:

У нашей бабушки сидит дед в тулупе, около печи греется, без воды умывается. ( Ответ: Кот)

Это зверь живет в лесу и боится он лису. ( Ответ: Заяц)

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Серую - летом, белую - зимой. Кто это? ( Ответ: Заяц)

Без рук, без ног, а по земле ходит. ( Ответ: Змея)

Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья? ( Ответ: Еж)

Кто на своей голове лес носит? ( Ответ: Олень)

Зимой спит, летом – ульи ворошит. ( Ответ: Медведь)

Серый зверь, зубастая пасть, хочет он овцу украсть. ( Ответ: Волк)

В лесу рыжий огонёк, шишки пробует на зубок. ( Ответ: Белка)

Куда ползет за собой дом везет. (Черепаха)

Кучерявая шуба по горам и долинам гуляет ( Ответ: Овца)

Он на солнышке греется, под нос поёт тихонечко, мышам не нравится, они от него спасаются ( Ответ: Кот)

Длинные уши, куцый хвост, небольшой имеет рост. На огороде побывал, там капусту воровал ( Ответ: Заяц)

У нее очень прыткие ножки, наставляет грозно рожки, а сама совсем не зла - даёт детям молока ( Ответ: Коза)

Пасется на лугу, толстая словно бочка, любит сено, а малышам дает молоко. (Корова)

Не укусит меня лиса, ведь у меня колючая спина! (Ёжик)

Хвостик, как ниточка, сама, как калиточка, а глаза, как семечки. ( Ответ: Мышка)

Как и зайчик имеет ушки, весь пушистый, как подушка, любит морковь, капустку, ласковый как игрушка, беленький, миленький. ( Ответ: Кролик)

Огромный рост, пышным веером хвост, до колен борода. По всему двору разгоняет детвору. ( Ответ: Индюк)

Сквозь зимние метели, птицы прилетели. Красные грудки - милые малютки. (Снегири)

варианты загадок о животных, придуманных детьми

Загадки про овощи

пример придуманных детьми загадок про овощи

Сто одежд - и все без застежек. ( Ответ: Капуста)

А что это за лошади в роще: продолговатые, игольчатые, зеленой масти, никого не возят, только соли просят. ( Ответ: Огурец)

Что это за голова, что лишь зубы и борода? ( Ответ: Чеснок)

Девка в кладовке, а коса на дворе. (Морковь)

Без рук, без ног, а вьется, как плеть. ( Ответ: Фасоль)

Пекут меня, жарят и варят, едят меня и очень хвалят. ( Ответ: Картофель)

Едет пан в золотом кафтане, хоть кафтан тот латка на латке, но его принимают в каждой хатке ( Ответ: Луковица)

На огороде выросла сильная, круглая, желтая и красивая, хоть и осенью в праздник всех пугает. ( Ответ: Тыква)

Хвост показывает, а сладкий красный корень прячет. ( Ответ: Свекла)

Загадки про фрукты

Загадки о фруктах, сочиненные детьми

Дерево не цветет, однако урожай дает. ( Ответ: Инжир)

Красный цвет, а винный вкус. Каменное сердце. ( Ответ: Вишня)

Оранжевый, кругленький, сладенький и вкусненький. Не здешний он, а гость. Из Африки привет привез ( Ответ: Апельсин)

Рождается из цветка, его все любят дети, железа в нем много, румяное и хрустящее. ( Ответ: Яблоко)

Лампочка вверху висела, стала вкусная, пожелтела. Дети лампочку сорвали, с аппетитом поедали. ( Ответ: Груша)

Желтая, синяя, красная. Весной цветет, летом поспевает, в компот и варенье попадает. ( Ответ: Слива)

Словно на одной ноге, он растет на лозе ( Ответ: Виноград)

Он на цвет золотистый, и как персик, бархатистый, косточку вынимаем, с радостью употребляем. ( Ответ: Абрикос)

На кустах растет низко эта ягодка кислая, когда рвешь - береги ручки, так как на кустах колючки ( Ответ: Крыжовник)

Загадки о временах года

Что такое: четыре цвета имеют, раз в три месяца краски меняют? (Ответ: Времена года)

Загадки про осень

В Южный край земли
Улетают журавли.
Снова звучный школьный звонок
Нас позвал на урок.
Как этот месяц зовут?

В садах, рощах бродит,
Желтые одеяния одевает
Золотистую постель стелет –
Ждет сестрицу Белую в гости.

Когда она заглянет в сад,
Нальется соком виноград,
И поздние яблоки ранет
Сладкие станут, словно мёд.
Как попутешествует по рощам
С волшебной кистью в руках, -
Все разрисует на пути,
Березки станут золотые!
- Заходи в гости, щедрая …

Пришла девушка в дом,
Взялась хозяйничать:
Ловко открыла сундук,
В желтую одежду лес нарядила.

Волшебник пришел в лес,
Краски, кисточки принес.
В дубраве и садике
Стали желтыми листочки.

Загадки о зиме

загадки о зиме

Много снега и льда, наступили холода. (Зима)

Ой, нету им цены!
По льду бегут они –
Быстроногие…

Я падаю на ваши дома.
Я белый-белый, пушистый.
Я прилипаю вам к ногам
И называюсь просто…

Что это за телега,
Без колес,
Летом отдыхает
Зимой детей катает

Он рисует на окне
Красивые цветы ледяные,
На детских щечках - красные круги,
С ним зимой дружит всякий.

Кто рисунок на окне ночью сделал мне? (Мороз)

У нас зимой белым цветом сад зацвел, как будто летом. (Иней)

Загадки о весне

Три брата идут по свету –
От зимы Навстречу лету.
Первый пройдет - Тает лед,
Второй пройдет - все Цветет,
Третий пройдет – уроет
Землю шелковая трава!
Неразлучные три брата.
Не встречался с ними ты?
(Март, апрель май)

Приветствием журавля я пробуждаю поля, небо и ручьи и цветущие рощи. (Весна)

Где она проходит –
Там травка всходит,
Цветы расцветают,
Соловьи поют.

Только вчера теплый ветер
Весть принес нам от весны,
А сегодня цветы
Сквозь сугробы проросли.

Когда это бывает и как он зовется:
Тучка плачет, а поле смеется?

Меня просят и ждут, я как покажусь – убегают. (Дождь)

Загадки о лете

Клубнички в сметанке,
Соловей щебечет,
Дождь словно сквозь сито,
Наступило.

Теплый длинный-длинный день,
В миске много спелых слив,
Созревает желтый колос,
Подает конёк голос,
И Земляничка созревает.
Так когда это все бывает?

В небе ласточка летит,
С ветром листья шелестят,
Воду пьет аист.
Солнце палит.
Жара.
Созревает рожь.
Какая пора?

Солнце печет, и липа цветет,
Вишня поспевает, когда это бывает?

Малина, Крыжовник, яблоки, ежевика. Фрукты и овощи сочные – это вкусные подарки…(Лето)

Интересные загадки, придуманные детьми, обо всем на свете

Какое колесо не крутится во время правого разворота? (Ответ: Запасное)

Это неживое существо, но у него есть 5 пальцев. (Ответ: Перчатка)

Какое слово в словаре написано неправильно? (Ответ: Неправильно)

Грузовик ехал в деревню. По дороге она встретила 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Ответ: Одна)

Какой рукой лучше размешивать чай? (Ответ: Лучше ложкой)

Накорми меня и я буду жить, но дай воды – и я умру. Кто я? (Ответ: Огонь)

Кто ходит сидя? (Ответ: Шахматист)

В синем небе быстрее всех я летаю. Имею крылья, хоть не птица. (Самолет)

Конь стальной, овса не просит, но пашет и косит. (Трактор)

Я иду – он остается. (След)

Кто всегда правду говорит? (Зеркало)

Родился с земли, зарумянился на огне. И явился на столе к борщу тебе и мне. (Хлеб)

Белый, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и пропал. (Сахар)

Рождаются – летят, живут – лежат, умирают – уплывают. (Снежинки)

Что намокает, пока сушит? (Полотенце)

Чем больше из нее берешь, тем больше становится . что это? (Яма)

Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Летит конек через полем. Никто его не поймает, и никто не обуздает. (Ветер)

Огневая стрела пролетает, никто в мире ее не поймает. (Молния)

Заря-зарница, красна девица, по небу гуляла, плакала-рыдала, месяц видел – не поднял, солнце встало-и забрало. (Роса)

Махнула птица крылом – закрыла полмира черным рядном. (Ночь)

Нас семь братьев, летами все равные, а именами разные. Отгадай, кто мы? (Дни недели)

Ног нет, а хожу. Рта не имею, а скажу. Когда обедать, когда спать, когда работу начинать. (Часы)

Растет она вниз головой, не в летнюю пору, а зимой. И только солнышко согреет-она заплачет и быстро погибает. (Сосулька)

Меня пьют. Меня льют. Всем я нужна. Кто я такая? (Вода)

Черный Иван, деревянный кафтан: где носом проведет, там пометку кладет. (Карандаш)

Белая Пашня, черные семена. Кто его умеет, тот и понимает. Кто его знает, тот и соберет. (Книжка)

Дает здоровье — спорт. Вес — сладкий торт. Мед - трудолюбивые пчелы. Знания глубокие - . (Школа)

По тропинке, по дороге, бежать я в них не в состоянии. По снегу не идут как следует, по нраву только лед. (Коньки)

Лежит на спине – никому не нужна. Прислони к стене – пригодится она. (Стремянка)

Свернешь – палочка, развернешь – блин. (Зонтик)

Бьют меня старые и малые
И в воздухе, и на земле,
Но от этого не умираю,
Только весело прыгаю и скакаю.

От чего утка плывет? (От берега)

Какой болезнью никто не болеет на суше? (Морской)

Что человек носит два раза в жизни бесплатно, а за третий раз платит? (Зубья)

Оно всегда перед нами , но видеть его мы не можем. Что это? (Будущее)

В какой клетке не держат ни птиц, ни зверей? (В грудной клетке)

Какая игла не тонет в море? (Рыба-игла)

Овцы день и ночь пасутся, а молока не дают. (Звезды на небе)

Не видно ее и не слышно ее, а когда заговориш о ней, то она сразу исчезает. (Тишина)

Когда небо бывает ниже от земли? (Когда отражается в воде)

Не пьет — живет, а напьется — умрет. (Снег)

Что бросают тогда, когда это необходимо, и поднимают тогда,когда это уже не нужно? (Якорь)

Как придумать загадку?

Загадка – это краткое иносказательное описание определенного предмета или явления, дается в форме вопросов или описательного предложения, или в стихотворной форме, что требует ответа. Самыми главными признаками художественной специфики загадки являются конкретность темы, лаконизм, сконденсированность мысли, исключительная устойчивость традиции и устоявшаяся образность.

Для загадок характерна высокая степень метафоричности, ритмическая пропорциональность, гиперболизация изображения за счет выделения, укрупнения отдельных признаков и качеств, олицетворение неживого мира, которое придает загадке особой поэтичности.

Детям дошкольного возраста доступны для отгадывания разные виды загадок (о природе, растительный и животный мир; о пище, жилье, домашнем инвентаре, вещи бытового обихода; о трудовой деятельности человека, орудия труда, средства передвижения; об образовании и воспитания человека; абстрактные, общие, условные и сборные понятия; об отрезках времени; загадки-головоломки, шарады; социальные загадки), а также загадки-описания; загадки-метафорические образы; загадки, построенные на основе сравнения и сопоставления; загадки, построенные на основе полисемии (многозначности слов).

Словесное творчество – процесс создания ребенком произведения в любой форме речевого высказывания в соответствии с литературно-языковых норм. Оно (словесное творчество) возникает под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей действительности и выражающаяся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов, загадок.

Составление загадки – это творческий процесс создания художественного речевого образа, то есть словесное творчество, что требует владения необходимыми умениями.

Составить загадку – значит очень сжато описать с помощью определенных ярких метафорических образов несколько характерных для предмета или явления признаков (материал, форма, звук, цвет, количество, действие, назначение, применение, окружение).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вид урока : урок изучения новых знаний (развития речи)

Тема урока : Обучение картинной речи. Сочинение загадок.

Цель : учить приёмам конструирования загадок.

Задачи: образовательные:

- познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов;

- формировать умения конструировать загадки;

- учить детей применять свои умения в свободной письменной речи: сочинять загадки.

развивающие:

- развивать образное мышление, речь;

- совершенствовать навыки грамотного письма.

воспитательные:

- развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе);

- воспитывать любовь к родному языку, природе.

Оборудование:

- карточки для работы в группах, для индивидуальной работы и работы в парах;

- презентационное сопровождение урока;

- компьютер, проектор, экран;

- лист для творческих работ;

- памятка по конструированию загадок;

- приложение к уроку;

- мешочек с яблоком для игры.

Ход урока: 1.Мобилизующее начало урока.

Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок,

Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать, чтоб за работу получать

- Ребята, работать мы сегодня будем в парах, и проявлять свои творческие способности.

2. Минутка чистописания и словарная работа.

Запишите в тетрадь число, классная работы. И начнём мы с минутки чистописания. Сегодня повторим написание большой и маленькой букв Зз, а также соединение с гласными и согласными:

зв, зо, за, зу, зе, зя, зм.

Звериный зоопарк – заяц, зубр, зебра, зяблик, змея.

А каких ещё животных вы знаете, узнаем в словарной работе.

Посмотрите внимательно на экран, прочитайте, если затрудняетесь, посмотрите на рисунок, запишите словарное слово:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица. (слайд № 1) воробей

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (слайд№2) заяц

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями деревьев. (слайд№3) жираф

Кто в лесу глухом живёт

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу. (слайд №4) медведь

Весь день хлопочет. (слайд № 5) сорока

Дом сторожит. (слайд № 6) собака

Голодная мычит, сытая жуёт,

Всем ребятам молоко даёт. (слайд № 7) корова

А теперь проверим, как вы записали, поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте вашу работу, оцените по шкале достижений.

- На какие три группы можно разделить всех этих животных?

3. Формулирование темы и целей урока.

- Чем мы сейчас занимались? (отгадывали загадки)

- А вы хотите научиться составлять загадки?

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Чему будем учиться на уроке?

- Правильно, сегодня на уроке будем отличать загадки от других текстов и учиться сочинять загадки.

- Мы должны ответить на вопрос, что обязательно должно быть в загадке?

4. Решение проблемы.

- Что же такое загадка? (Слайд № 8) В толковом словаре русского языка говорится:

Загадка: 1) изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. 2) нечто необъяснимое, непонятное.

Понаблюдаем за нашей проблемой.

Угадайте, кто это? Крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами, любит мёд? Медведь.

Есть множество загадок об этом животном.

Перед вами на столах лист, где напечатаны два текста, они же на экране: (слайд № 9)

Медведь в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Чем отличается первый текст от второго?

Сравните эти тексты, где здесь загадка, а где стихотворение? Отметьте загадку знаком +

Почему вы считаете, что первый текст – не загадка? (в нём называется герой – медведь, в ней нечего отгадывать.)

- А называется ли предмет в загадке? (нет)

- Называется ли другой предмет, на него похожий? (да)

- Указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о ком или о чём идёт речь? (да, указаны)

- Как звучат строки, что особенного в их концовках? (рифмуются)

Как можно изменить стихотворение, чтобы получилась загадка?

Запишите получившуюся загадку. Выделите изученные орфограммы.

У медведя дом большой,

А у зайца – маленький.

Наш медведь пошёл домой,

А за ним и заинька.

Мы зверяток провожаем и урок наш продолжаем.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка, а вот этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Руки, ноги отдыхают, шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются, всё спокойно расслабляется,

Дышится легко, ровно, глубоко.

5. Индивидуальная работа.

Уровень трудности выберите себе сами. Если не получится более сложное задание, обратитесь к простому. (слайд №10)

Только вышел из _______________________(пелёнок) –

Может плавать и нырять,

Как его родная _________________________(мать).

С ветку на ветку, быстрый, как мяч, скачет по __________ (лесу)

Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,

_______________________________(похлопочет над цветком),

_______________________________(он поделится медком).

Проверка (выслушиваются различные варианты детей).

6. Работа с памяткой.

- Вы работали с готовыми текстами, а теперь попробуем сами сочинять загадки.

Для этого давайте познакомимся с памяткой, которая нам поможет сочинять загадки. (слайд № 11)

Выберите предмет и рассмотрите его.

На что (на кого) он похож?

Запишите самые главные внешние признаки предмета, по которым его можно отличить от всех других предметов.

Запишите свою загадку. Если сможете, зарифмуйте последние слова строк.

Самостоятельная работа учащихся.

Выберите предмет и попробуйте самостоятельно составить загадку, используя памятку.

Учащиеся на листках творчества записывают получившиеся загадки.

- Кто готов загадать нам свою загадку?

- Какова особенность загадок?

- Какие секреты загадок вы узнали? (предмет, о котором загадывается, не называется. Говорится о похожем на него предмете. Называются признаки, по которым его можно узнать.)

Рефлексия деятельности.

Отметьте на своих листах творчества условным знаком, если я:

- Понравился Вам урок?

- Что было самым интересным?

- А что было для вас самым трудным?

- А в жизни вам пригодится сочинение загадок?

- С удовольствием ли вы будете выполнять домашнее задание?

Домашнее задание: сочините загадку при помощи памятки и нарисуйте отгадку.

Резерв урока:

Рабочая тетрадь. Упр. № 175

3. Какие ещё загадки про медведя вы знаете?

4. загадки бывают не только в стихотворной форме, но и выражены простыми предложениями. Используют их в кроссворде.

Медведь в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Только вышел из _______________________ –

Может плавать и нырять,

Как его родная _________________________.

С ветку на ветку, быстрый, как мяч, скачет по ___________________

Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,

Краткое описание документа:

Вид урока : урок изучения новых знаний (развития речи)

Тема урока : Обучение картинной речи. Сочинение загадок.

Цель : учить приёмам конструирования загадок.

- познакомить с особенностями загадок, включающих признаки предметов;

- формировать умения конструировать загадки;

- учить детей применять свои умения в свободной письменной речи: сочинять загадки.

- развивать образное мышление, речь;

- совершенствовать навыки грамотного письма.

- развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе);

- воспитывать любовь к родному языку, природе.

- карточки для работы в группах, для индивидуальной работы и работы в парах;

- презентационное сопровождение урока;

- компьютер, проектор, экран;

- лист для творческих работ;

- памятка по конструированию загадок;

- приложение к уроку;

- мешочек с яблоком для игры.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 202 человека из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 601 261 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 02.02.2015 2805
  • DOCX 21.6 кбайт
  • 20 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Морозова Надежда Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Новинки
Популярное


Ребятам нравится разгадывать головоломки, так почему бы не попробовать сочинить их самим? Ниже собраны загадки, придуманные детьми самостоятельно и с помощью взрослых. Составление таких задачек – это тоже своеобразная игра, причем не только увлекательная, но и развивающая.

В нашей подборке найдутся загадки, придуманные детьми из 1-2 классов. Их темы – то, что понятно и интересно подрастающему поколению: домашние питомцы, лакомства, солнышко, времена года, растения. Попробуйте поотгадывать – и это занятие надолго увлечет всю семью. А когда закончатся загадки, написанные детьми, предложите выдумать свою. Можно начать с предмета, который лежит под рукой – например, книжки. Пусть малыш попробует описать ее – там живут сказочные герои, там хранятся знания. После этого поменяйтесь ролями – будет весело!

Какая розовая спинка,
Нос пятачком и хвост крючком.
Ну а на мордочке щетинка,
Маруськой или Васькой их зовём.

С ним – тепло,
Без него – холодно.

После зимы прилетает
Масленицу встречает
Всех теплом согревает
Птиц созывает.

Говоришь тихо-слышно громко.

А это – любят все,
Особенно в жару.

Как только постучат к нам дверь,
Она бежит и лает.
Ну, угадайте же теперь
Кто это такая?

Что за комочек лежит на диване?
Такая пушистая, зовут её Маня.
Правой лапкой умывается.
И мурлычет: к нам ласкается.

Мастер шубу сшил,
Иглы вынуть позабыл.

Что стоит на новый год
У каждого в квартире?
Она радость в дом несёт,
Приносит счастье в мире.

Этот дом весьма толковый,
В нём мы знания берём.

Сидит на ложке,
Длинные ножки.

Кто такой живёт в земле,
Ей же и питается.
После дождичка в четверг
Нам он улыбается.

Эта птица, как цыганка,
Любит всё блестящее и яркое.

Такой могучий властелин
Стоит сто лет у нас в лесу.
Сорву с него я желудей
И маме принесу.

Красным летом зеленели,
Пришла осень — пожелтели,
И сейчас лежат ковром
И шуршат под сапогом.

Дым пускает и тепло даёт.

Нам расскажет обо всём
Утром, вечером и днём.

Что за чудо- рюкзачок?
Есть в нём ручки и мелок,
А ещё карандаши
И фломастеры ищи.

Что всё время ходит без оглядки?

Чешуя блестит на солнце,
Вся переливается.
Как увидит червячка,
Так за ним бросается.

На одной ножке четыре рожка.
Тыкает, хватает, кушать помогает.

Утром распускается,
Ночью закрывается.

Внутри натянут проводок.
Словно солнце ярко светит,
Всех приветливо он встретит.

Круглый шарик
По полю катается.

У нас на кухне появился слон,
На плиту уселся он.
И свистит, и пыхтит,
В животе вода кипит.

У неё одна рука, очень тонкая она.
Всё работает, копает,
Большие ямы вырывает.

На солнце клин,
При дожде блин.

Средь морских дорожек
Много разных ножек,
В шляпках разноцветных
Издали заметных.

Мёд собирает,
Цветы опыляет,
Только крылышки мелькают.

Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?

Хоть и маленького роста,
А работы не боятся.
Строят дом все вместе дружно,
Чтоб зимой в нём укрываться.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям, улыбнитесь и мне и пусть зажжётся в этом классе искра добра и радости.

- Догадайтесь, что сегодня может помешать хорошо работать на уроке.

- Давайте не будем лениться на этом уроке.

2. Актуализация знаний.

1) Словарная работа

Вот художник, так художник –

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Красит рыжим, алым, синим,

Разбавляет краски ливнем,

Чтобы вышло разноцветным,

Но совсем не так как летом.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?

Что такое осень? (Осень– время года, следующее за летом.)
Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова).
Осень - время года, следующее за летом и предшествующее зиме.
Переносное значение слова осень: "золотая осень".

Есть множество загадок про осень.

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

Какие приметы осени вы услышали в загадках?

2) Запись словарных слов в тетрадь.

Чтобы узнать как пишутся слова, куда мы можем обратится?

Откройте тетрадь на стр.4 и вставьте буквы ручкой другого цвета.

3. Физкультминутка для глаз.

4.Наблюдение и постановка проблемы.

Работа в парах. (стр.6)

Познакомьтесь с текстами.

1. Дождик капает по крыше,
То погромче, то потише,
Барабанит, что есть мочи,
Утром, днём и даже ночью.

2. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.

Чем эти тексты похожи?

О чём говорится в первом тексте?

Как вы догадались?

А во втором тексте о чём говорится?

Обсудите в парах.

В чём отличие первого текста от второго?

Как можно изменить стихотворение, чтобы получилась загадка?

Измените стихотворение так, чтобы получилась загадка.

5. Формулирование темы и цели урока. (стр.7)

- Как называются тексты, с которыми мы работали?

- Какова будет тема нашего урока? Чему будем учиться на уроке?

- Сегодня на уроке будем отличать загадки от других текстов и учиться сочинять загадки.

Как вы думаете, что такое загадка?

- В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. даётся определение загадке:

1.) Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

2.) Нечто необъяснимое, непонятное.

6. Первичное восприятие.

- Можно научиться сочинять загадки, но для этого надо быть внимательным к описанию, сравнению, сопоставлению. Часто в загадках встречается иносказание – мысль высказывается не прямо, а иными словами, как намек.

Творческие задания для групп :

Задание 1 : назвать предметы, (визуализация) похожие на:

Задание 2: каждой группе задумать предмет, находящийся в классе и, не называя его, перечислить признаки так, чтобы другие могли догадаться, о чем идет речь.

Ученик получает мешочек, в котором находится небольшой предмет. Остальные учащиеся задают вопросы, описывая предмет.

- Это съедобное? (да) -

- Красного цвета?(да) - Это яблоко?(да)

1) Самостоятельная работа. (стр.9)

- Вернёмся к загадкам в задании 152, с. 69 и посмотрим, как они устроены.

а) Что за лента для колёс Протянулась средь берёз?

б)Посадили зёрнышко, вырастили солнышко.

- Называется ли в загадке предмет, о котором она придумана? Называется ли другой предмет, на него похожий? Указаны ли в загадке признаки, по которым можно догадаться, о чём идёт речь?

Как звучат строки, что особенного в их концовках?

Запишите первую загадку и отметьте орфограммы.

2) Индивидуальная работа. (стр.10)

- Уровень трудности выберите себе сами. Если не получится более сложное задание, обратитесь к простому.

Я под шапкой цветной
На ноге стою _______________(одной)
У меня свои повадки:
Я всегда играю_____________(в прятки)

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по _______ (лесу)

Рыжий _________ (циркач)

Уродилась я на славу,

_______________________(Голова бела, кудрява).

_________________________(Меня в них ищи).

Проверка (выслушиваются различные варианты детей).

- Какие секреты загадки вы узнали?

(Предмет, о котором загадывается в загадке, не называется.

Говорится о похожем на него предмете.

Называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать.)

Предлагаю вам памятку по конструированию загадок.

Расположите пункты памятки в определённом порядке, чтобы она помогла нам при составлении загадок. (стр.11)

На что (на кого) он похож?

Запишите свою загадку. Если сможете, зарифмуйте последние слова строк.

Выберите предмет и рассмотрите его.

Запишите самые главные внешние признаки предмета, по которым его можно отличить от всех других предметов.

9. Коллективное составление загадок. (стр.12)

- Для работы по составлению загадки нам поможет таблица:

Название предмета: яблоко

На мяч, на колобок, на солнце

Главные отличительные признаки предмета

Колобок из теста.

Солнце светит, греет.

Что это? Как мяч, но не скачет, как колобок, но не из теста, как солнце, но не светит и не греет.

- Прочитайте готовую загадку.

10. Самостоятельная работа учащихся. (стр.13)

Выберите предмет ( гриб, лист, туча, картошка, дерево, зонт) и попробуйте самостоятельно составить загадку, используя памятку и таблицу.

Учащиеся на листах для творчества записывают, получившиеся загадки.

- Кто готов загадать свою загадку нам?

11. Работа по учебнику с.79, упражнение № 177 (стр.14)

- Что это за предмет? (лопата)

- Зачем он нужен? (для работы в саду, расчищать снег на улице)

- Из какого материала сделан? (из металла и дерева)

- На что похож? ( на ладошку)

В конце работы учитель подчеркивает, что:

- Пользуясь таблицей можно придумать множество различных загадок, но чтобы они были интересные, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.

Чем отличается стихотворение от загадки?

Можно ли стихотворение превратить в загадку?

Какова особенность загадок?

В загадке всегда есть секрет – сам предмет, который загадывается, не называется, говорится о похожем на него предмете, но обязательно называются признаки загадываемого предмета.

13. Рефлексия деятельности. (стр.15)

- У вас на партах лежат листочки: жёлтые, красные и зелёные. Поднимите вверх один из них:

Жёлтый – мне было интересно на уроке;

Красный – мне было трудно;

Зелёный – мне было грустно.

Поместите листочки на дерево.

14. Домашнее задание. (стр.16)

- Сочините загадку при помощи таблицы и памятки, нарисуйте отгадку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д.

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. .


Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий.

Дистанционный урок по русскому языку класс

Задание к уроку.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б


Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать.

Читайте также: