Сочинение я житель моравии

Обновлено: 04.07.2024

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла — знаменитых создателей старославянской азбуки. Как попали они к славянам, кем были на своей родине, в чем именно их наследие? Расскажем и покажем в нашем историческом материале.

Солунские братья

Братья Михаил и Константин (такие имена получили в миру святые равноапостольные Мефодий и Кирилл) родились в городе Солунь (ныне греческий город Салоники) в семье византийского военачальника по имени Лев.

Мефодий (805/815 — 885 гг.) — самый старший из семерых детей, продолжил карьеру своего отца, став военнослужащим. В 843 году по поручению самого византийского императора Мефодий отправился воеводой в одну из провинций, где проживали славянские племена. Там он смог ознакомиться с языком, обычаями и культурой местных жителей. Со временем Мефодий решает оставить военную службу и становится настоятелем небольшого монастыря Полихрон. Именно тогда он и принимает свое монашеское имя.

Кирилл (826-869 гг.) — самый младший из братьев, еще в детстве удивлял многих своими способностями, постоянно углубляясь в книги и молитву. В Магнаврской школе Константинополя, где Кирилл получил образование, его наставником был известный богослов и писатель, а позже и патриарх Фотий. В этой школе Кириллу удалось изучить грамматику, риторику, философию и многие другие дисциплины. Особое внимание он уделял творчеству Григория Богослова — одного из наиболее известных церковных мыслителей, считая его своим духовным пастырем.

Кирилл прославился как философ и знаток языков. Помимо греческого, он владел славянским, латинским, а также арамейским языками. Знания и опыт, которые солунские братья получали в течение долгих лет, сыграли важную роль в деле создания старославянской азбуки.

Kirill_i_Mefody.jpg

Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Фреска на наружной стене собора Бигорского монастыря (Македония). 2-ая половина XIX в.

Величие Византии

В середине IX века Восточная Римская империя, или Византия, встала на путь восстановления своего былого величия. Если ранее империя, теснимая с Востока арабами, а с Запада — славянскими племенами, долгое время вела тяжелые оборонительные войны, то с середины столетия началась эпоха наступления византийцев.

Могущество империи основывалось на завоеваниях. Однако куда важнее для византийцев в это время было приобщение соседних народов к своей культуре. Большое значение здесь отдавалось христианскому учению. Христианские миссии должны были привлечь на сторону Византии многие народы, а также принести покой и процветание на границы империи.
Во главе миссий важно было поставить самых талантливых богословов. Одним из таких считался Кирилл, принимавший участие в разных дискуссиях на философские и богословские темы. Его ораторские способности, умение правильно выстраивать свою аргументацию позволяли ему одерживать победы во многих словесных поединках.

Успехи Кирилла привлекли внимание императора Михаила III. По решению императора, а также своего учителя Фотия, он отправляется вместе с дипломатической миссией в арабские страны. В Багдаде Кирилл проявил себя глубоким знатоком не только Библии, но и Корана.

В 856 году в Константинополе был убит логофет Феоктист — покровитель Кирилла. Богослов принял решение удалиться в монастырь, где настоятелем был его старший брат Мефодий. Но дела государства вскоре вновь возвратили Кирилла в столицу. Ему было поручена новая миссия на Восток — в Хазарский каганат. В путь вместе с Кириллом отправился и Мефодий. Это было первое совместное путешествие солунских братьев.

Кирилл и Мефодий.jpg

Моравская миссия

Христианские миссии византийцев обратили на себя внимание и славянских народов. Правитель Великой Моравии князь Ростислав отправил приглашение христианским богословам. В 863 г. Кирилл и Мефодий отправились в путешествие к славянам. Их миссия не только способствовала укреплению христианской веры среди славянских народов, но и внесла неоценимый вклад в развитие их культуры.

Князь Ростислав стремился объединить разрозненные церковные службы в единый епископат. Для этого было необходимо проводить литургии не на латыни, а на славянском языке. Кирилл и Мефодий, прекрасно знакомые с языком и культурой славянских народов, принялись за создание азбуки — глаголицы.

Появление глаголического алфавита позволило богословам перевести на славянский язык Священное Писание. Кирилл и Мефодий создали в Великой Моравии церковную школу, в которой обучались священники из числа местных жителей. Ученики осваивали славянское письмо, а также обучались ведению проповедей и церковной службы на славянском языке.

Вопрос о первенстве глаголического и кириллического алфавита долго время был предметом многочисленных споров. Принято считать, что во время моравской миссии солунскими братьями была создана именно глаголица. Кириллица появилась несколько позже благодаря труду учеников и последователей Кирилла и Мефодия. Однако именно солунским братьям принадлежит заслуга создания первой старославянской азбуки.

Кирилл и Мефодий за работой.jpg

Наследие Кирилла и Мефодия

Миссия Кирилла и Мефодия сыграла огромную роль в истории славянских народов, которые все больше обращались к христианскому учению. Появление азбуки и перевод Священного Писания дали начало старославянскому литературному языку и книжному делу. Солунские братья выступали в роли просветителей, обучая славян грамоте и знакомя их с основами византийской культуры.

Мы – российский народ. Обществознание. Учебное издание

Мы – российский народ. Обществознание. Учебное издание

Книга освещает фундаментальную проблему становления российского народа как исторической общности со сложным этническим и религиозным составом населения, обладающего общими ценностями и общероссийским самосознанием (идентичностью). Поэтому российский народ представляет собой полиэтничную гражданскую нацию. Особое внимание уделяется истории формирования национальной идентичности, актуальным вопросам этнической и конфессиональной политики государства, а также проблемам и перспективам нациестроительства в России.

Историк, ассистент кафедры истории и теории исторической науки РГГУ, научный сотрудник научно-исследовательского отдела (по совершенствованию военно-патриотической работы) Центрального музея Вооруженных Сил.

(1)— Это случилось в 1805 году, — начал мой старый знакомый, — незадолго до Аустерлица. (2)Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии.

(3)Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками. (4)У меня был денщик, бывший крепостной моей матери, Егор по имени. (5)Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.

(10)Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом.

(11)Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами.

(12)Хозяйка увидала его — и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени — и вся растерзанная, простоволосая, начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.

(13)— Господин генерал! — кричала она, — ваше сиятельство! (14) Рассудите! (15) Помогите! (16) Спасите! (17) Этот солдат меня ограбил!

(18)Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, с шапкой в руке, даже грудь выставил и ноги сдвинул, как часовой, — и хоть бы слово! (19)Смутил ли его весь этот остановившийся посреди улицы генералитет, окаменел ли он перед налетающей бедою — только стоит мой Егор да мигает глазами — а сам бел, как глина!

(20)Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито:

(22)Стоит Егор как истукан и зубы оскалил! (23) Со стороны посмотреть: словно смеется человек.

(24)Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто:

(25)— Повесить его! — толкнул лошадь под бока и двинулся дальше — сперва опять-таки шагом, а потом шибкой рысью. (26) Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.

(27)Ослушаться было невозможно. (28) Егора тотчас схватили и повели на казнь.

(29)Тут он совсем помертвел — и только раза два с трудом воскликнул:

(30)— Батюшки! батюшки! — а потом вполголоса: — Видит Бог — не я!

(31)Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. Я был в отчаянии.

(32)— Егор! Егор! — кричал я, — как же ты это ничего не сказал генералу!

(33)— Видит Бог, не я, — повторял, всхлипывая, бедняк.

(34)Сама хозяйка ужаснулась. (35) Она никак не ожидала такого страшного решения и в свою очередь разревелась! (36) Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры ее отыскались, что она сама готова всё объяснить.

(37)Разумеется, всё это ни к чему не послужило. (38) Военные, сударь, порядки! (39) Дисциплина! (40) Хозяйка рыдала всё громче и громче.

(41)Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне:

(42)— Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась. (43) Ведь я ей простил.

*Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) - русский писатель, поэт, переводчик, публицист и драматург.


Сейчас говорят о дунайской теории прародины славян и связывают ее так или иначе с именем Трубачева, но, может быть, правильнее будет выделить здесь идею без автора — эту живучую, великую и вместе — простую мысль, оставив ученым ее научную аранжировку, на нынешнем уровне развития науки — неизбежно сложную.

Слово беловóдье как бы нехотя просочилось в письменность, отдельные записанные случаи его употребления явно сбивают с толку, например значение ‘прежнее название юго-восточной части Томской губ’, (южн.-сиб., том., зап.-сиб.) [38, там же]. Главное же тут — стоящий за этим нарочито лишённым местной привязки названием взыскуемый народный образ обетованной, счастливой страны [*].

*. Ср. в этом духе: Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М., 1967. С. 279:

Обращает на себя внимание в слове и понятии беловодье отнесение не к сословию (ср. у Даля белые крестьяне, свободные от всех податей и повинностей) и вообще не к земле. За словоупотреблением беловодье стоят, по-видимому, весьма древние особенности языка и мышления славян. В славистической литературе одно время допускалась какая-то преимущественная связь с водой у географических названий типа Белград, Белгород, но тот факт, что все населенные пункты со славянским названием *bělъ gordъ ‘белый город’ расположены у воды, ослабляется тем обстоятельством, что у воды строились вообще все населенные пункты, города и веси славян. Заслуживает поэтому рассмотрения типологически иная версия — о первоначальном топонимическом употреблении цветообозначения.


«То есть середа в земли моей, яко ту вся бл҃гая сходятся от Грекъ злато паволоки вина (и) овощеве разноличныя и-Щехъ же из Угоръ сребро и комони (Повесть временных лет. Лавр. л. 67)

Как известно, это слова князя Святослава — ‘это середина земли моей…’ — , обращенные к его матери, княгине Ольге, недовольной длительными отлучками сына из Киева. Святослав оправдывает свой отъезд необходимостью быть в отвоеванных им городах на Дунае и говорит при этом эти странные слова, почему-то не вызывавшие особенного удивления у наших историков.



Моравия — это как раз классический пример того относительно немногого, что мы, как мы думаем, знаем из Среднего Подунавья, опираясь на письменные источники кирилло-мефодиевской проблематики на разных языках тогдашней Европы IX-X вв. С самого начала, даже до того как вникнуть в литературу вопроса, в глаза может броситься одна деликатная особенность, настолько примелькавшаяся, что её перестали как-то выделять. В составе чешских земель, входящих в нынешнюю Чехо-Словакию, находится Моравия (чеш. Morava). Источники X в. нередко говорят о Великой Моравии. На основе, по-видимому, чисто умозрительного заключения, что эпитет Великая мотивирован исключительно идеологией и политикой средних веков и никаких других отличий в себе не заключает, историки нового времени отождествили Великую Моравию той эпохи и современную Моравию.

Похоже, что это было заблуждением, которое сейчас только начинает проясняться. Проблема это поучительная, комплексная, вполне заслуживающая внимания как специалистов по историческому источниковедению, так и лингвистов-историков, имеющих вкус к типологии. А в конце концов, может быть, выяснится, что правильное, современное решение этой проблемы открывает нам также один из подходов и к такому аспекту, как этническая динамика Среднего Подунавья тысячелетия назад.

Но сначала — слово историкам-специалистам. Относительно недавно вышел целый совместный сборник работ советских и чехословацких ученых, целиком посвященный Великой Моравии. В нём мы знакомимся с тем, что является преобладающим или даже — общим мнением в этом вопросе. Наш историк-богемист прямо пишет:

То же и Л. Гавлик:

Просто дело в том, что, как показывают некоторые новые разыскания, Великая Моравия находилась в другом месте, значительно дальше на юг. Американскому историку Имре Боба (университет штата Вашингтон, г. Сиэтл) удалось заметно продвинуться в этом вопросе и прийти к выводу, что


Связь обоих первоучителей славян с Моравией несомненна, но, как указывает нам И. Боба, свидетельства о деятельности Константина к северу от Дуная отсутствуют и в целом, например, чешская традиция этого святого носит посмертный характер, знает его только как Кирилла (монашеское имя Константина!) [46, с. 62, 63].

Немаловажна также констатация, что Нитра (в Словакии) стала епископской резиденцией только начиная с XI в. [46, с. 68]. Таким образом, все следы Великой Моравии ведут на юг. Новые взгляды И. Бобы влекли за собой, однако, такую ломку в представлениях, что вызывали либо критику и несогласие, либо умолчание со стороны тех специалистов по центральноевропейской истории, которым, несмотря на конкретность всего корпуса данных, развернутого Бобой, оказалось трудно примириться с перенесением Великоморавского княжества из собственно Моравии (Чехо-Словакия), где его локализовали традиционно, на территорию современной Югославии, в непосредственное соседство исторического Срема/Сирмиума.

Тем не менее, постепенно у этой новой концепции стали появляться сторонники, ср. например [47, с. 5 и сл.], где эта концепция подкрепляется свидетельствами франкских источников о том, что баварские военные операции против Моравии были нацелены на район, где река Сава сливается с Дунаем (то есть Срем, Белград, историческая Нижняя Паннония). Принимая во внимание остроту возникающих при этом дискуссий, идущих по линии споров о чешском versus нечешском характере Великой Моравии кирилло-мефодиевской эпохи [48, с. 56], мы всё же думаем, что речь идёт о столь значительном пересмотре традиционных взглядов, что наша общая обязанность в интересах правильного развития всей славистики — отнестись к этим фактам и идеям со всей объективностью и вниманием, которого они, разумеется, заслуживают.

Эпизод с Моравией и Великой Моравией интересен не одним только тем, что с его помощью многое в кирилло-мефодиевской эпохе нам видится яснее и не так, как прежде. За ним стоит несравненно более глубокий, собственно индоевропейский временной фон, один из бесчисленных конкретных подходов к собственно индоевропейской проблеме, её динамике, исходным центрам этой динамики.

Я имею в виду то обстоятельство, что обе интересующие нас страны Моравии привязаны к названию (названиям) реки. Моравия в собственном, первоначальном смысле называется точно так же, как и река, на которой она располагается, — Morava (чеш., слвц.; мы по-русски употребляем интернациональную форму на —ия, ср. лат. Moravia, греч. Μοραβί(α). Направление функциональной деривации при этом абсолютно ясно: первоначально название реки Morava, от него вторично — название страны Morava. Кроме этой, моравской северной реки Морава, существует ещё южная (сербская) Морава, впадающая в Дунай справа, ниже Белграда, то есть неподалеку от новой локализации Великой Моравии (см. о ней выше). Эти обстоятельства едва ли случайны.

Форма на -ava определенно связана со славянским расселением и передвижением. Мне и раньше приходилось писать, что Morava — преимущественно дунайский центральноевропейский гидроним, а случаи на других территориях (кстати, к северу и к востоку от Подунавья), например Morawa в бассейне Вислы, Мурава по Днепру, Murachwa на нижнем Днестре, восходят к дунайскому ареалу Morava [50, с. 51].

Morava представляет собой славянизированную форму с её характерным исходом -ava, подобно тому как известная в старой письменности форма Marah(w)a — германизация более древней формы, с тем отличием, что в оформлении герм. Marah(w)a явно участвует народная германская этимология, вторичное осмысление в связи с герм. *ahwō, гот. ahva ‘река’ (см. теперь о нем [51, с. 12-13]). Славянская Morava не имеет этой вторичной особенности, и в этом смысле оно архаичнее, чем герм. Marah(w)a, поскольку представляет собой прямое словообразовательное развитие (расширение, тематизацию) более древней формы, каковой для северной Моравы является античное Marus (Тацит, Плиний), лишенное признаков славянского языка, но несомненно индоевропейское.


Если бы я жил в древней Спарте, то с детства занимался бы спортом : ежедневные упражнения, метание диска, копья, бег, прыжки, единоборства.

Сначала обучался бы военному делу, а уже потом пошел в гимназию.

В гимназии выучился бы читать и писать.

А еще изучал бы военные и религиозные песни.

В 18 лет я был стал спартанским воином и принимал участие в битвах.

По возвращении с войны принимал бы участие в праздниках, посвященных одержанным победам.

На праздниках жители Спарты чествовали победителей.

Я мог бы довольствоваться малым : спал на соломе, не носил бы теплую одежду, поскольку был с раннего детства приучен к суровым условиям.

Питался бы бобовой похлебкой, чечевицей, кукурузой - в общем простой пищей.

Зато она здорова, полезна и помогала наращивать мускулы.


Меня зовут (сам придумай) и я живу в.

Городе Эллады - Спарте.

Наше существование похоже на военный лагерь.

Мы не можем обедать дома вместе с семьей.

Нас постоянно муштруют, так как в Спарте превыше всего это сила.

Нами правят старейшины и два царя.

Их два, потому что если один уйдет на войну, то другой останется в городе.

Когда рождается ребенок, то его осматривают старейшины.

Если он окажется хилым или калекой, то его сбрлсят со скалы.

Ео если он окажется сильным, то до 7 лет он остается у матери.

Потом их забирают в группы, за которыми наблюдают старейшины.

Мальчиков никто не уормит, они должны воровать себе еду.

Так же их специально стравливали, что бы посмотреть, кто из них сильнее и кто сможет стать лидером.


Напишите пж сочинение 1день из жизни жителя древней Спарты?

Напишите пж сочинение 1день из жизни жителя древней Спарты.


Напишите пожалуйста сочинение на тему "Я житель средневекового города" срочно?

Напишите пожалуйста сочинение на тему "Я житель средневекового города" срочно.


Нравы и обычаи жителей Древней Спарты?

Нравы и обычаи жителей Древней Спарты.


Чем отличались условия жизни жителей Афин и Спарты?

Чем отличались условия жизни жителей Афин и Спарты?


Сочинение я родился в древней Спарте 4 - 6 предложений?

Сочинение я родился в древней Спарте 4 - 6 предложений.


Небольшое сочинение на тему Древняя Спарта?

Небольшое сочинение на тему Древняя Спарта.


Конспект на тему Древняя Спарта 5 класс?

Конспект на тему Древняя Спарта 5 класс.


Плиз помогите?

Сочинение на тему я живу в Спарте когда мне 11 лет!


Напишите пожалуйста сочинение на тему : Я житель Волжской Болгарии пожалуйстааа срочно?

Напишите пожалуйста сочинение на тему : Я житель Волжской Болгарии пожалуйстааа срочно.


Занятия жителей в Спарте?

Занятия жителей в Спарте.


Нельзя. Современное искусство это авторское творение , выражение мыслей и красоты. Первобытное искусство это рисунки охоты, собирательства , ремесла , а также рисунки древних богов и религиозных верований.


Содействовать путём объединения и координации усилий стран - членовСоветадальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистическойэкономическойинтеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорениюэкономическогои..


Самый развитый флот на то время. Большое количество армии и едениц оружия. Время великих открытий, а в Испании было большое количество ученых и других научных деятелей.


Со­ци­аль­ные из­ме­не­ния Ко­ло­ни­за­ция Аме­ри­ки при­ве­ла к ис­треб­ле­нию мест­но­го на­се­ле­ния, остав­ши­е­ся або­ри­ге­ны за­го­ня­лись в ре­зер­ва­ции, под­вер­га­лись со­ци­аль­ной дис­кри­ми­на­ции. Кон­ки­ста­до­ры уни­что­жи­ли древ­н..


Англия 17 век : Важнейшим со­бы­ти­ем ис­то­рии Ан­г­лии в на­ча­ле но­во­го вре­ме­ни яви­лась Ан­г­лий­ская ре­во­лю­ция 1640 - 1660 гг. 1) расширение колониальной экспансии ; 2) развитие внешней торговли (главным образом - морской) ; 3) постепенн..


Васко да Гама, открыл морской путь в Индию вокруг Африки (1497 - 99) Ва́ско да Га́ма (Vasco da Gama, 1460 - 1524) — известный португальский мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий. Первым открыл морской путь в Индию (1497 - 99) вокруг Аф..


Современные археологи и историки выделяют несколько условий, дающих право называть древние сообщества людей государством. Первое из них - не менее пяти тысяч населения, поклоняющегося единым богам. Власть оснащена аппаратом чиновников, и непременна..


Пещеры лес добыча поля моря реки.


1. трудоустройство 2. Инфраструктура 3. Пьянство 4. Развлечение для молодёжи 5. Низкая заработная плата.

Читайте также: