Сочинение ы и после ц

Обновлено: 05.07.2024

обучающие : повторить правописание безударных гласных в корне слова; научить опознавать изучаемую орфограмму; формировать умение обозначать орфограмму. развивающие : развивать логическое мышление учащихся, развивать орфографическую зоркость, монологическую речь. воспитательные : воспитывать интерес к русскому языку, ответственное отношение к обучению.

Универсальные учебные действия :

познавательные :

учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения учебной задачи;

поиск и выделение необходимой информации;

создание ситуаций для аргументированного выражения собственной точки зрения;

регулятивные :

развивать самостоятельность при совершении учебных действий;

умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности;

умение оценивать результат собственной деятельности и оценивать собственное продвижение;

коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Мотивация к учебной деятельности

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Возьмите индивидуальные рабочие листы, подпишите их, запишите число, название работы (классная).

Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок.

Будем грамотно писать. На вопросы отвечать.

Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте хорошего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю, чтобы урок принес вам знания.

- Посмотрите на эпиграф к уроку: " Много звёзд - украшение неба, много знаний - украшение ума". (Пословица)

- Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием?

- А можете ли вы утверждать, что обладаете достаточным объемом знаний, чтобы считать себя умными?

- Как эта пословица может быть связана с содержанием нашего урока?

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Сегодня на уроке мы продолжим наше увлекательное путешествие в мире русского языка и познакомимся с новой орфограммой. Но сначала, чтобы не забыть всё, что мы уже узнали, выполним небольшую работу.

Ы пишется в: ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ПОДОШЕЛ К ЦЫПЛЕНКУ И ЦЫКНУЛ ЦЫЦ! Но иногда пишется в конце некоторыз слов,например:зайцЫ. Во всез остальных случаях пишется И.

Сколь-зят [с к а л' з' (а) т] - 2 слога
с [с] - согл.; глух., парн.; тв., парн.;
к [к] - согл.; глух., парн.; тв., парн.;
о [а] - гласн.; безуд.;
л [л'] - согл.; зв., неп.; мягк., парн.;
ь [-] - -------------------------------------
з [з'] - согл.; зв., парн.; мягк., парн.;
я [(а)] - гласн.; ударн.;
т [т] - согл.; глух., парн.; тв., парн.
------------------------------------------------------------------------
8б. - 7зв.

Во-дой [в а д (о) й'] - 2слога
в[в] - согл.; зв., парн.; тв., парн.;
о[а] - гласн.; безуд.;
д[д] - согл,; зв., парн.; тв., парн.;
о[(о)] - гласн.; ударн.;
й[й'] - согл.; зв., неп.; мегк., неп.
----------------------------------------------
5б.-5зв.

Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
-Эй, Буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?

Во 2-от предложение после союза НО поставь запятую.
В 5-от предложение после слов у него поставь двоеточие.

Предложения с обособленными определениями

Установилась какая-то жуткая тишина,предвещающая что-то необыкновенное. Никакие звуки не проникали на дно балки,отгороженной высоким обрывами с обеих сторон.Cовершенно голые склоны,дорога,идущая сначала вниз,а потом круто вверх.

Предложения с обособленными обстоятельствами

Она шла, не спеша и не оборачиваясь.
Постояв неподвижно, наверно,с минуту,она вдруг пошла навстречу мне.

Напоминание: обособленные определения выражены причастным оборотом, обособленные обстоятельства - деепричастным оборотом.

Выпиши глаголы.Напиши звуковое обозначение глагола,состоящего из трёх слогов. Гуляю,за,зелёный,отличаешься,камень,в,городской,вы

Синтаксический разбор предложения: Открыв боковые стёкла, он никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман.

Продолжите ряды словосочетаний, включающих слова с корнями, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся. 1. Примерять

4. Замените словосочетания библиотечные дела, построенного на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управл

Написать словами числа. Помогите, пожалуйста В 2008 году, в 35% случаев, из 2896 примеров, между 350 и 500 годами, книга из 224

Это напи­са­ние отме­тим в род­ствен­ных сло­вах с этим же корнем:

  • ц и фр ово́е изоб­ра­же­ние;
  • ц и рк ово́й артист;
  • нарци́сс овый запах;
  • дисц и плин и́рованный уче­ник;
  • па́нц и р ная сет­ка.

Это напи­са­ние сохра­ня­ют про­из­вод­ные от них лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи.

Понаблюдаем:

  • ц ы ган­ский табор;
  • смуг­лая ц ы ган­ка;
  • весе­лый ц ы ганё­нок;
  • петь по-ц ы ган­ски;
  • ц ы пля­чий пух;
  • наша ц ы плят­ни­ца;
  • гром­ко ц ы кнуть;
  • не надо ц ы кать
  • ц ы п-ц ы п и др.

Указанные слова-исключения из орфо­гра­фи­че­ско­го пра­ви­ла лег­ко запом­нить, если их объ­еди­нить в одну фразу:

Цыган цып­лён­ка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цып­лё­нок услыхал —
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребя­та! Не шуметь!
А то цыган собьётся,
Перестанет скрип­ка петь,
Танец вот прервётся…

И Ы после Ц

1. в окон­ча­ни­ях слов:

а) у суще­стви­тель­ных в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла роди­тель­но­го паде­жа и мно­же­ствен­но­го числа:

  • воз­ле гра­ниц ы
  • у таб­лиц ы
  • две посло­виц ы
  • мимо око­лиц ы
  • у моей при­я­тель­ниц ы
  • две умниц ы
  • люби­мые уст­риц ы
  • вкус­ные голубц ы
  • пев­чие птиц ы
  • шум­ные улиц ы

б) у прилагательных

  • широ­ко­лиц ый
  • куц ый
  • блед­но­лиц ый
    шаль;
  • импе­ра­триц ын трон;
  • яще­риц ын хвост;
  • пле­мян­ниц ын телефон;
  • лисиц ын а нора;
  • куриц ын о гнез­до;
  • синиц ын о перо;
  • куниц ын мех.

Образец рассуждения

 буквы И Ы после Ц

Проверьте усво­е­ние все­го пра­ви­ла, вста­вив нуж­ные бук­вы в сти­хо­тво­ре­ние А. Курляндского и А. Хайта:

Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц…
И толь­ко одно­го не знал:
Где ци, а где там цы.

Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. Написание гласных И и Ы после Ц можно проверить по следующим правилам.

1. В корне слова после Ц пишется буква И : ц и рк, ц и фра, панц и рь, Сиц и лия.

Исключения:

а) слова ц ы ган, ц ы пленок, ц ы ц, на цыпочках (+ родственные слова ц ы ганить, ц ы кнуть и т.п.).

Правописание букв И и Ы после Ц - слова-исключения

б) некоторые имена собственные (село Ц ы йша, фамилии Ц ы ба, Ц ы ц ы к и др.).

2. В окончаниях имен существительных и прилагательных после Ц пишется буква Ы : птиц ы , синиц ы , куц ы ми.

3. В суффиксах слов на - ЦИЯ или -ЦИЙ пишется буква И : рац и я, декларац и я, кальц и й.

В суффиксах прилагательных -ын после Ц пишется Ы : птиц ы н, сестриц ы н.

4. В именах собственных возможно как окончание - ЦИН (Виц и н, Ц и ц и н), так и - ЦЫН (Синиц ы н, Лисиц ы н).

Алгоритм написания слова с гласной И/Ы после Ц

1. Слышу [цы].

2. Определяю, в какой части слова находится орфограмма.

3. Возможны варианты:

  • Если орфограмма находится в корне, проверяю, не является ли указанное слово исключением или родственным ему. Если слово не является исключением, то после Ц пишу букву И , если исключение — букву Ы .
  • Если слово заканчивается на -ЦИЯ или -ЦИЙ , после Ц пишу букву И .
  • Если орфограмма находится в окончании, пишу букву Ы .

Пример 1. Ц[ы]када

Орфограмма находится в корне. Слово не является исключением, поэтому пишу букву И : цикада.

Пример 2. Авиац[ы]я

Слово заканчивается на -ЦИЯ , пишу букву И : авиация.

Пример 3. Куниц[ы]

Орфограмма находится в окончании, пишу букву Ы : куницы.

Один из разделов русского языка посвящён изучению правописания гласных И, Ы после Ц. Изучение такой орфограммы в 5 классе занимает не более двух уроков. Однако упражнения на проверку знания этого раздела входят в ЕГЭ. Поэтому нелишним будет ещё раз повторить основные правила и исключения в написании подобных слов.

Правописание букв и - ы после ц

Основные термины

Перед тем как приступать к изучению правописания И, Ы после Ц, следует повторить значение основных терминов.

Написание слова в соответствии с установленными правилами и традициями называют орфограммой. В русском языке существует несколько десятков норм правописания различных частей речи и все они изучаются в школе. Орфограмма может определять случаи, при которых слова пишутся слитно или раздельно, устанавливает правила употребления гласных и согласных букв.

Выбор И или Ы после Ц

Выбор И или Ы после Ц также определяется орфограммой. Особенность норм речи заключается в том, что они поддаются проверке. То есть к любому проблематичному, с точки зрения грамматики, слову можно подобрать правило, определяющее его написание.

Однако русский язык считается сложнейшим предметом в школьной программе не только из-за наличия огромного количества правил. Отличительная черта этой дисциплины заключается в том, что наряду с жёсткими нормами существуют исключения из общепринятых стандартов. Это слова, написание которых невозможно объяснить системой орфограмм. Запомнить исключения можно только выучив их наизусть.

Проблема выбора гласных И или Ы может встречаться в разных частях слова:

  • В корне.
  • В суффиксе.
  • В окончании.

Для применения правил написания подобных слов необходимо точно определить ту их часть, в которой находится проблемная гласная. Поэтому первый этап выполнения упражнения на правописание И, Ы после Ц — разбор слова по составу.

Выбор гласных И или Ы

Корнем называют морфему, определяющую лексическое значение слова. Чтобы найти эту часть, необходимо подобрать такие же родственные по написанию и смыслу слова. Например, цыган, цыганский. Эта морфема может располагаться и в начале, и в конце, и в середине слова.

Суффикс — это морфема, служащая для образования новых форм слов. Обычно он стоит после корня. Например, в словах сестрицына, лисицына, суффиксом является слог —ЦЫ.

Окончание — это ещё одна морфема, которая может изменяться и служит для связи словосочетаний и предложений в тексте. В словах: таблицы, умницы, птицы гласная Ы является окончанием.

Морфему, изменяющей или дополняющей лексическое значение слова, называют приставкой. Она располагается в начале, перед корнем. Гласные Ы, И в приставках после согласной Ц, как правило, не употребляются.

Употребление И, Ы после Ц

Согласной Ц соответствует глухой, не шипящий звук. Поэтому даже в сочетании с гласными И, Ы буква Ц звучит твёрдо. Чтобы определить правильное написание слова, необходимо определить морфему, в которой располагаются проблемные буквы и дальше применить общепринятые стандарты.

В корне слова

В главной части слова, начинающейся на букву Ц, далее пишется буква И. Это правило легко прослеживается в примерах: цирк, цикорий, циркуль, цилиндр, цитата, цикл, цифра.

Эта орфографическая норма применима к любой части речи:

Употребление И, Ы после Ц в корне слова

  1. Детям купили билеты в цирк.
  2. Построенный объект был цилиндрической формы.
  3. Черепаху защищает надёжный панцирь.
  4. На производство были внедрены новые цифровые технологии.
  5. В природе все явления цикличны.

При написании заимствованных из других языков существительных и их производных, оканчивающихся на -ЦИЯ, также используется это правило. К таковым словам относятся: интуиция, композиция, интеллигенция, делегация, инспекция, плантация, демонстрация, инспекция.

В соответствии с этим, в прилагательных, образованных от подобных существительных, также пишется буква И после Ц:

Ученики пишут на уроке

  • Была проведена инспекционная проверка.
  • Его поведение было демонстрационным.
  • Композиционно произведение нравилось слушателю.
  • Президент отстаивал национальные интересы.
  • Партию характеризовала идейность и приверженность революционным взглядам.

К заимствованным существительным, оканчивающимся на -ЦИЙ применяется аналогичное правило. К такой категории чаще всего относятся научные термины или названия химических элементов: кальций, фасций, франций, стронций.

Исключения из общих норм

Правила написания буквы И, Ы после Ц и упражнения на знания этой нормы могли быть очень простыми, если бы не существовало исключений из общепринятых стандартов. В русском языке есть пять слов, в которых вопреки правилам в корне слова после Ц пишется Ы.

Проверочных слов, логических объяснений или отдельной нормы правописания к этой категории не применяется. Для того чтобы писать грамотно, нужно просто запомнить список этих исключений:

  1. цыц;
  2. цыган;
  3. цыплёнок;
  4. цыпочки (подошёл на цыпочках);
  5. цыкнуть.

В формах, образованных из исключений, после согласной также будет писаться Ы:

Ученик учит урок

  • Цыганский табор стоял у реки.
  • На земле лежал цыплячий пух.
  • Весёлый цыганёнок пел песню.
  • Чтобы лучше видеть, Вова встал на цыпочки.
  • Люда громко цыкала, обозначая своё мнение.
  • Оформление шатра производилось по-цыгански роскошно.

Прочитав эти предложения, можно видеть, что спорная гласная после Ц может быть как в существительном, так и в глаголе, прилагательном или наречии.

Исключениями при постановке гласных могут быть имена собственные, то есть фамилии или названия населённых пунктов. Например, Цыплаков, Цыпляев, Цыба, село Цыйша.

В суффиксах и окончаниях

В окончании существительных, находящихся в форме единственного или множественного числа, родительного падежа, пишется буква Ы. Например: ученицы, школьницы, красавицы, лисицы, синицы, молодцы, гордецы. Такое же окончание у некоторых имён прилагательных: бледнолицый парень, широколицый мужчина.

Исключения из этого стандарта можно встретить в некоторых видах имён собственных, а именно в фамилиях. В подобных формах может применяться как буква И, так и Ы:

  1. Вицин;
  2. Шпицин;
  3. Курицын;
  4. Синицын;
  5. Конфуций.

В суффиксе прилагательных, указывающих на принадлежность кому-либо, после Ц также пишется Ы. В словах сестрицын, куницын, лисицын — выделяется суффикс ЫН.

Для закрепления правописания буквы И, Ы после Ц, примеры употребления гласных и исключения указаны в таблице.

Морфема -И после Ц -Ы после Ц
корень в заимствованных словах, оканчивающихся на -ция и -ций, и во всех случаях, кроме исключений цыган, цыплёнок, цыц, цыкал, на цыпочки
суффикс в некоторых именах собственных у притяжательных прилагательных
окончание некоторые фамилии прилагательные и существительные в форме родительного падежа

Чтобы грамотно писать сложные слова, можно следовать короткому алгоритму, сформированному на основании изученных правил:

Как грамотно писать сложные слова

  • Первым этапом необходимо разобрать часть речи на корень, окончание, суффикс и приставку.
  • Определить, в какой морфеме располагается спорная гласная.
  • Если буква находится в корне, следует проверить, относится ли эта часть речи к списку исключений.
  • Если не относится — после Ц следует писать И, при других условиях — Ы.
  • Если гласная локализуется в окончании существительного в родительном падеже или находится в конце прилагательного — нужно писать Ы.
  • В суффиксах притяжательных прилагательных также стоит писать Ы.
  • Если в тексте или упражнении встретилось имя собственное со спорным написанием гласной после Ц, следует воспользоваться словарём.

Для закрепления материала рекомендуется выполнить упражнение на изученную тему. В словосочетаниях нужно указать недостающую букву:

  1. Ц_фра на бумаге, школьный ц_ркуль, ц_рковые хищники.
  2. Волчиц_н вой, куниц_на нора, сестриц_но платье.
  3. Донести полиц_и, сойти на станц_и, исходные данные диссертац_и.
  4. Русские пословиц_, прилежные учениц_, детёныши волчиц_.
  5. Ц_рюльник поц_кал и смолк, ц_плячий писк.

Больше подобных упражнений можно найти онлайн на сайтах или в соответствующем разделе учебника русского языка. Если выполнение таких заданий не представляет особой сложности, эту орфограмму русского языка можно считать изученной.

Читайте также: