Сочинение ы и после ц
Обновлено: 05.07.2024
обучающие : повторить правописание безударных гласных в корне слова; научить опознавать изучаемую орфограмму; формировать умение обозначать орфограмму. развивающие : развивать логическое мышление учащихся, развивать орфографическую зоркость, монологическую речь. воспитательные : воспитывать интерес к русскому языку, ответственное отношение к обучению.
Универсальные учебные действия :
познавательные :
учебно- познавательный интерес к новому материалу и способам решения учебной задачи;
поиск и выделение необходимой информации;
создание ситуаций для аргументированного выражения собственной точки зрения;
регулятивные :
развивать самостоятельность при совершении учебных действий;
умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности;
умение оценивать результат собственной деятельности и оценивать собственное продвижение;
коммуникативные :
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Мотивация к учебной деятельности
− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Возьмите индивидуальные рабочие листы, подпишите их, запишите число, название работы (классная).
Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок.
Будем грамотно писать. На вопросы отвечать.
Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте хорошего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю, чтобы урок принес вам знания.
- Посмотрите на эпиграф к уроку: " Много звёзд - украшение неба, много знаний - украшение ума". (Пословица)
- Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием?
- А можете ли вы утверждать, что обладаете достаточным объемом знаний, чтобы считать себя умными?
- Как эта пословица может быть связана с содержанием нашего урока?
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Сегодня на уроке мы продолжим наше увлекательное путешествие в мире русского языка и познакомимся с новой орфограммой. Но сначала, чтобы не забыть всё, что мы уже узнали, выполним небольшую работу.
Ы пишется в: ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ПОДОШЕЛ К ЦЫПЛЕНКУ И ЦЫКНУЛ ЦЫЦ! Но иногда пишется в конце некоторыз слов,например:зайцЫ. Во всез остальных случаях пишется И.
Сколь-зят [с к а л' з' (а) т] - 2 слога
с [с] - согл.; глух., парн.; тв., парн.;
к [к] - согл.; глух., парн.; тв., парн.;
о [а] - гласн.; безуд.;
л [л'] - согл.; зв., неп.; мягк., парн.;
ь [-] - -------------------------------------
з [з'] - согл.; зв., парн.; мягк., парн.;
я [(а)] - гласн.; ударн.;
т [т] - согл.; глух., парн.; тв., парн.
------------------------------------------------------------------------
8б. - 7зв.
Во-дой [в а д (о) й'] - 2слога
в[в] - согл.; зв., парн.; тв., парн.;
о[а] - гласн.; безуд.;
д[д] - согл,; зв., парн.; тв., парн.;
о[(о)] - гласн.; ударн.;
й[й'] - согл.; зв., неп.; мегк., неп.
----------------------------------------------
5б.-5зв.
Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
-Эй, Буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Во 2-от предложение после союза НО поставь запятую.
В 5-от предложение после слов у него поставь двоеточие.
Предложения с обособленными определениями
Установилась какая-то жуткая тишина,предвещающая что-то необыкновенное. Никакие звуки не проникали на дно балки,отгороженной высоким обрывами с обеих сторон.Cовершенно голые склоны,дорога,идущая сначала вниз,а потом круто вверх.
Предложения с обособленными обстоятельствами
Она шла, не спеша и не оборачиваясь.
Постояв неподвижно, наверно,с минуту,она вдруг пошла навстречу мне.
Напоминание: обособленные определения выражены причастным оборотом, обособленные обстоятельства - деепричастным оборотом.
Выпиши глаголы.Напиши звуковое обозначение глагола,состоящего из трёх слогов. Гуляю,за,зелёный,отличаешься,камень,в,городской,вы
Синтаксический разбор предложения: Открыв боковые стёкла, он никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман.
Продолжите ряды словосочетаний, включающих слова с корнями, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся. 1. Примерять
4. Замените словосочетания библиотечные дела, построенного на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управл
Написать словами числа. Помогите, пожалуйста В 2008 году, в 35% случаев, из 2896 примеров, между 350 и 500 годами, книга из 224
Это написание отметим в родственных словах с этим же корнем:
- ц и фр ово́е изображение;
- ц и рк ово́й артист;
- нарци́сс овый запах;
- дисц и плин и́рованный ученик;
- па́нц и р ная сетка.
Это написание сохраняют производные от них лексемы, принадлежащие к разным частям речи.
Понаблюдаем:
- ц ы ганский табор;
- смуглая ц ы ганка;
- веселый ц ы ганёнок;
- петь по-ц ы гански;
- ц ы плячий пух;
- наша ц ы плятница;
- громко ц ы кнуть;
- не надо ц ы кать
- ц ы п-ц ы п и др.
Указанные слова-исключения из орфографического правила легко запомнить, если их объединить в одну фразу:
Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал —
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребята! Не шуметь!
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Танец вот прервётся…
1. в окончаниях слов:
а) у существительных в формах единственного числа родительного падежа и множественного числа:
- возле границ ы
- у таблиц ы
- две пословиц ы
- мимо околиц ы
- у моей приятельниц ы
- две умниц ы
- любимые устриц ы
- вкусные голубц ы
- певчие птиц ы
- шумные улиц ы
б) у прилагательных
- широколиц ый
- куц ый
- бледнолиц ый
-
шаль;
- императриц ын трон;
- ящериц ын хвост;
- племянниц ын телефон;
- лисиц ын а нора;
- куриц ын о гнездо;
- синиц ын о перо;
- куниц ын мех.
Образец рассуждения
Проверьте усвоение всего правила, вставив нужные буквы в стихотворение А. Курляндского и А. Хайта:
Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц…
И только одного не знал:
Где ци, а где там цы.
Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. Написание гласных И и Ы после Ц можно проверить по следующим правилам.
1. В корне слова после Ц пишется буква И : ц и рк, ц и фра, панц и рь, Сиц и лия.
Исключения:
а) слова ц ы ган, ц ы пленок, ц ы ц, на цыпочках (+ родственные слова ц ы ганить, ц ы кнуть и т.п.).
б) некоторые имена собственные (село Ц ы йша, фамилии Ц ы ба, Ц ы ц ы к и др.).
2. В окончаниях имен существительных и прилагательных после Ц пишется буква Ы : птиц ы , синиц ы , куц ы ми.
3. В суффиксах слов на - ЦИЯ или -ЦИЙ пишется буква И : рац и я, декларац и я, кальц и й.
В суффиксах прилагательных -ын после Ц пишется Ы : птиц ы н, сестриц ы н.
4. В именах собственных возможно как окончание - ЦИН (Виц и н, Ц и ц и н), так и - ЦЫН (Синиц ы н, Лисиц ы н).
Алгоритм написания слова с гласной И/Ы после Ц
1. Слышу [цы].
2. Определяю, в какой части слова находится орфограмма.
3. Возможны варианты:
- Если орфограмма находится в корне, проверяю, не является ли указанное слово исключением или родственным ему. Если слово не является исключением, то после Ц пишу букву И , если исключение — букву Ы .
- Если слово заканчивается на -ЦИЯ или -ЦИЙ , после Ц пишу букву И .
- Если орфограмма находится в окончании, пишу букву Ы .
Пример 1. Ц[ы]када
Орфограмма находится в корне. Слово не является исключением, поэтому пишу букву И : цикада.
Пример 2. Авиац[ы]я
Слово заканчивается на -ЦИЯ , пишу букву И : авиация.
Пример 3. Куниц[ы]
Орфограмма находится в окончании, пишу букву Ы : куницы.
Один из разделов русского языка посвящён изучению правописания гласных И, Ы после Ц. Изучение такой орфограммы в 5 классе занимает не более двух уроков. Однако упражнения на проверку знания этого раздела входят в ЕГЭ. Поэтому нелишним будет ещё раз повторить основные правила и исключения в написании подобных слов.
Основные термины
Перед тем как приступать к изучению правописания И, Ы после Ц, следует повторить значение основных терминов.
Написание слова в соответствии с установленными правилами и традициями называют орфограммой. В русском языке существует несколько десятков норм правописания различных частей речи и все они изучаются в школе. Орфограмма может определять случаи, при которых слова пишутся слитно или раздельно, устанавливает правила употребления гласных и согласных букв.
Выбор И или Ы после Ц также определяется орфограммой. Особенность норм речи заключается в том, что они поддаются проверке. То есть к любому проблематичному, с точки зрения грамматики, слову можно подобрать правило, определяющее его написание.
Однако русский язык считается сложнейшим предметом в школьной программе не только из-за наличия огромного количества правил. Отличительная черта этой дисциплины заключается в том, что наряду с жёсткими нормами существуют исключения из общепринятых стандартов. Это слова, написание которых невозможно объяснить системой орфограмм. Запомнить исключения можно только выучив их наизусть.
Проблема выбора гласных И или Ы может встречаться в разных частях слова:
- В корне.
- В суффиксе.
- В окончании.
Для применения правил написания подобных слов необходимо точно определить ту их часть, в которой находится проблемная гласная. Поэтому первый этап выполнения упражнения на правописание И, Ы после Ц — разбор слова по составу.
Корнем называют морфему, определяющую лексическое значение слова. Чтобы найти эту часть, необходимо подобрать такие же родственные по написанию и смыслу слова. Например, цыган, цыганский. Эта морфема может располагаться и в начале, и в конце, и в середине слова.
Суффикс — это морфема, служащая для образования новых форм слов. Обычно он стоит после корня. Например, в словах сестрицына, лисицына, суффиксом является слог —ЦЫ.
Окончание — это ещё одна морфема, которая может изменяться и служит для связи словосочетаний и предложений в тексте. В словах: таблицы, умницы, птицы гласная Ы является окончанием.
Морфему, изменяющей или дополняющей лексическое значение слова, называют приставкой. Она располагается в начале, перед корнем. Гласные Ы, И в приставках после согласной Ц, как правило, не употребляются.
Употребление И, Ы после Ц
Согласной Ц соответствует глухой, не шипящий звук. Поэтому даже в сочетании с гласными И, Ы буква Ц звучит твёрдо. Чтобы определить правильное написание слова, необходимо определить морфему, в которой располагаются проблемные буквы и дальше применить общепринятые стандарты.
В корне слова
В главной части слова, начинающейся на букву Ц, далее пишется буква И. Это правило легко прослеживается в примерах: цирк, цикорий, циркуль, цилиндр, цитата, цикл, цифра.
Эта орфографическая норма применима к любой части речи:
- Детям купили билеты в цирк.
- Построенный объект был цилиндрической формы.
- Черепаху защищает надёжный панцирь.
- На производство были внедрены новые цифровые технологии.
- В природе все явления цикличны.
При написании заимствованных из других языков существительных и их производных, оканчивающихся на -ЦИЯ, также используется это правило. К таковым словам относятся: интуиция, композиция, интеллигенция, делегация, инспекция, плантация, демонстрация, инспекция.
В соответствии с этим, в прилагательных, образованных от подобных существительных, также пишется буква И после Ц:
- Была проведена инспекционная проверка.
- Его поведение было демонстрационным.
- Композиционно произведение нравилось слушателю.
- Президент отстаивал национальные интересы.
- Партию характеризовала идейность и приверженность революционным взглядам.
К заимствованным существительным, оканчивающимся на -ЦИЙ применяется аналогичное правило. К такой категории чаще всего относятся научные термины или названия химических элементов: кальций, фасций, франций, стронций.
Исключения из общих норм
Правила написания буквы И, Ы после Ц и упражнения на знания этой нормы могли быть очень простыми, если бы не существовало исключений из общепринятых стандартов. В русском языке есть пять слов, в которых вопреки правилам в корне слова после Ц пишется Ы.
Проверочных слов, логических объяснений или отдельной нормы правописания к этой категории не применяется. Для того чтобы писать грамотно, нужно просто запомнить список этих исключений:
- цыц;
- цыган;
- цыплёнок;
- цыпочки (подошёл на цыпочках);
- цыкнуть.
В формах, образованных из исключений, после согласной также будет писаться Ы:
- Цыганский табор стоял у реки.
- На земле лежал цыплячий пух.
- Весёлый цыганёнок пел песню.
- Чтобы лучше видеть, Вова встал на цыпочки.
- Люда громко цыкала, обозначая своё мнение.
- Оформление шатра производилось по-цыгански роскошно.
Прочитав эти предложения, можно видеть, что спорная гласная после Ц может быть как в существительном, так и в глаголе, прилагательном или наречии.
Исключениями при постановке гласных могут быть имена собственные, то есть фамилии или названия населённых пунктов. Например, Цыплаков, Цыпляев, Цыба, село Цыйша.
В суффиксах и окончаниях
В окончании существительных, находящихся в форме единственного или множественного числа, родительного падежа, пишется буква Ы. Например: ученицы, школьницы, красавицы, лисицы, синицы, молодцы, гордецы. Такое же окончание у некоторых имён прилагательных: бледнолицый парень, широколицый мужчина.
Исключения из этого стандарта можно встретить в некоторых видах имён собственных, а именно в фамилиях. В подобных формах может применяться как буква И, так и Ы:
- Вицин;
- Шпицин;
- Курицын;
- Синицын;
- Конфуций.
В суффиксе прилагательных, указывающих на принадлежность кому-либо, после Ц также пишется Ы. В словах сестрицын, куницын, лисицын — выделяется суффикс ЫН.
Для закрепления правописания буквы И, Ы после Ц, примеры употребления гласных и исключения указаны в таблице.
Морфема | -И после Ц | -Ы после Ц |
---|---|---|
корень | в заимствованных словах, оканчивающихся на -ция и -ций, и во всех случаях, кроме исключений | цыган, цыплёнок, цыц, цыкал, на цыпочки |
суффикс | в некоторых именах собственных | у притяжательных прилагательных |
окончание | некоторые фамилии | прилагательные и существительные в форме родительного падежа |
Чтобы грамотно писать сложные слова, можно следовать короткому алгоритму, сформированному на основании изученных правил:
- Первым этапом необходимо разобрать часть речи на корень, окончание, суффикс и приставку.
- Определить, в какой морфеме располагается спорная гласная.
- Если буква находится в корне, следует проверить, относится ли эта часть речи к списку исключений.
- Если не относится — после Ц следует писать И, при других условиях — Ы.
- Если гласная локализуется в окончании существительного в родительном падеже или находится в конце прилагательного — нужно писать Ы.
- В суффиксах притяжательных прилагательных также стоит писать Ы.
- Если в тексте или упражнении встретилось имя собственное со спорным написанием гласной после Ц, следует воспользоваться словарём.
Для закрепления материала рекомендуется выполнить упражнение на изученную тему. В словосочетаниях нужно указать недостающую букву:
- Ц_фра на бумаге, школьный ц_ркуль, ц_рковые хищники.
- Волчиц_н вой, куниц_на нора, сестриц_но платье.
- Донести полиц_и, сойти на станц_и, исходные данные диссертац_и.
- Русские пословиц_, прилежные учениц_, детёныши волчиц_.
- Ц_рюльник поц_кал и смолк, ц_плячий писк.
Больше подобных упражнений можно найти онлайн на сайтах или в соответствующем разделе учебника русского языка. Если выполнение таких заданий не представляет особой сложности, эту орфограмму русского языка можно считать изученной.
Читайте также: