Сочинение work life balance

Обновлено: 04.07.2024

Переработки — одна из актуальных проблем современного бизнеса во всем мире. В России работают сверхурочно 7 сотрудников из 10. На первый взгляд, это не кажется такой уж проблемой, но на самом деле оказывает влияние на продуктивность, атмосферу в коллективе и, самое главное, на здоровье сотрудников. О том, чем грозят переработки и как выстроить work-life balance, рассказывает Ольга Орел, директор по персоналу пивоваренной компании AB InBev Efes.

Work-life balance: как соблюдать грань между работой и личной жизнью

Ольга Орел, директор по персоналу AB InBev Efes

⏱ Время прочтения — 9 минут

Трудоголизм как проблема

Трудолюбие важно в любой работе, но иногда достойный восхищения драйв может принять болезненную форму трудоголизма и стать опасным для физического и психического здоровья работника. Это большая проблема, с которой активно борются в развитых странах, законодательно сокращая продолжительность рабочего дня и вводя санкции за сверхурочную работу.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), более продолжительный рабочий день характерен для стран с низким и средним доходом населения, но переработки встречаются практически везде. Так, до 2018 года в Южной Корее был один из самых длинных рабочих дней в мире, который по продолжительности уступал только Коста-Рике и Мексике — почти 13,5 часа в день при пятидневной работе (почти 2 тысячи часов в год). Впрочем, Россия в этом же рейтинге ушла недалеко — на 4-е место. В среднем россиянин проводит на работе 1972 часа в году. Для сравнения: в Германии только 1363 часа — там работают меньше всего.

Выгорание — одно из самых очевидных последствий таких рабочих марафонов. И правда, когда из-за обилия задач из жизни исчезает всё остальное, даже некогда любимое дело легко становится ненавистной рутиной.

Кроме физического и ментального здоровья, переработки влияют и на окружение перегруженного сотрудника, затрагивая его личную жизнь: ведь чем больше энергии тратится на работе — тем больше времени необходимо на восстановление после. Это часто приводит к проявлению агрессии в сторону друзей и семьи, не говоря о том, что выбор между семьей и работой — в принципе распространенная в нашей стране история, хотя такое противопоставление вряд ли можно назвать правильным.

Назревающий еще до пандемии тренд на удаленную работу внушал надежды на более сбалансированный рабочий день, но оказалось наоборот. Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда, пандемия Covid-19 только усугубила проблему переработок — режим изоляции увеличил длительность рабочей недели примерно на 10%.

Сотрудники делились, что, перейдя на удаленный режим, они испытывали давление со стороны начальства и увеличение нагрузки. Руководители, в свою очередь, отмечали, что теперь им стало проще фокусироваться на результате и отслеживать эффективность сотрудников. Чтобы доказать свою полезность и удержаться на работе, сотрудникам приходилось задерживаться после окончания трудового дня.

По данным VPN-сервиса NordVPN, отслеживающего, когда пользователи подключаются и отключаются от их сервиса, в США рабочий день сотрудников, работающих из дома, увеличился на 3 часа, а во Франции, Испании и Великобритании — на 2 часа. Более того, сотрудники продолжают работать даже ночью — другой VPN-провайдер Surfshark отметил увеличение активности пользователей с полуночи до 3 часов ночи, которого не наблюдалось до начала пандемии Covid-19.

На продуктивность это влияет скорее негативно: по данным американских исследователей, процент ошибок к концу восьмичасового рабочего дня в среднем вырастает на 10%, а вот к концу десятичасового рабочего уже на все 28%.

В конечном счете удаленная работа стирает границы личного и рабочего, ставя сотрудников в ситуацию, когда от работы негде спрятаться — она и в офисе, и дома, а рабочие чаты и почта всегда в смартфоне и не замолкают даже вечерами.

Кажется, что-то идет не так

ВОЗ характеризует выгорание тремя аспектами: ощущение энергетического истощения или изнеможения; ощущение отстраненности (появление психологической дистанции) от своей работы или чувство негативизма или цинизма, связанное с работой; снижение профессиональной эффективности.

К другим симптомам выгорания можно отнести потерю чувства удовлетворенности, ощущение недооцененности и неспособности чего-либо достичь, раздражительность, трудности с концентрацией внимания, чрезмерную самокритику, апатию, потерю любых эмоций.

Главное отличие между стрессом и выгоранием — стресс длится короткий промежуток времени. Выгорание — результат постоянного стресса в течение долгого периода времени. Иногда для лечения синдрома выгорания может потребоваться помощь квалифицированного специалиста, но существуют и общие способы, которые также могут помочь. Среди них: смена рода деятельности — можно попросить новые обязанности на работе, смена обстановки — это может быть как отпуск, так и смена рабочего места, медитация, занятия спортом, здоровое питание.

Как выстроить границы между личным и рабочим

Если раньше любой профессионал стремился строить карьеру, работать 24/7, чтобы иметь высокий доход, служебную машину, парковку и медицинское страхование, то есть жил, чтобы работать, то теперь всё наоборот. Люди хотят работать, чтобы обеспечить себе интересную жизнь. Поэтому им важны человеческие отношения, искренность, поддержка и уважение к личным границам и свободному времени.

С позиции сотрудника можно дать три основные рекомендации, которые могут помочь сохранить work-life balance:

Сотрудникам важно найти наиболее действенный баланс времени для себя лично. Нужно также с пониманием относиться к тому, что графики разных сотрудников могут отличаться, и это нужно уточнять перед началом деловой коммуникации. К примеру, кто-то может начать свою рабочую неделю еще в воскресенье вечером, начав разбирать почту и отвечать на письма, однако требовать того же от коллег будет уже некорректно. Иногда переработки возникают из-за кажущегося избытка свободного времени. Чтобы избежать этого, следует и досуг планировать так же, как рабочие задачи. Например, заранее договориться о походе в кино или посещении спортзала. Удаленный формат работы имеет определенные преимущества, ведь теперь вы можете сбегать в магазин или вынести мусор в часы, когда ранее вы находились в офисе. Будьте честны со своим руководителем, сообщая ему, что вы отлучились от компьютера и что выполните запланированные задачи в другое время.

Работая из дома, многие могут чувствовать необходимость демонстрировать высокую производительность труда. Но в результате часто будут выполняться задачи скорее сиюминутные, а не более важные, а это, как показывают исследования, в долгосрочной перспективе непродуктивно, даже если поначалу кажется эффективным. Сотрудникам важно внимательно расставлять приоритеты, особенно когда нагрузка возросла из-за совмещения семейных и рабочих задач. Не злоупотребляйте встречами в Zoom и Teams, используйте старый проверенный способ — позвоните по телефону, а во время разговора встаньте и разомнитесь.

С точки зрения работодателя, формировать здоровое отношение к границам личного и рабочего времени можно тремя способами:

1. Четко доносить до сотрудников важность соблюдения баланса рабочего и личного времени. Переработки не должны поощряться.

2. Предложить сотрудникам самостоятельно или автоматически с помощью внутренних систем регулировать время, отведенное на рабочие встречи и задачи. К примеру, в нашей компании время для встреч автоматически уменьшено на 5 минут. Соответственно, встречи могут длиться 25, 55 минут. Пять минут отводится на то, чтобы сотрудник смог размяться между звонками, ответить на письмо или переключиться между задачами. Также внутри компании мы установили правило свободных от встреч пятниц. Эта мера тоже призвана помогать коллегам сохранять баланс между встречами и решением рабочих моментов, а также закончить текущие задачи в сокращенную пятницу.

Благодаря этим мерам индекс вовлеченности вырос на 4 п. п. в 2020 году и составил 90%, а текучесть снизилась на снизилась на 2,5 пп по сравнению с 2019-м и составила 6,1% по итогам 2020 года. Мы всегда ставим в приоритет наших сотрудников и именно их считаем главным капиталом компании, который обеспечивает наши результаты и устойчивость. И work-life balance — это необходимое условие нормальных рабочих отношений.

Почему баланс между работой и личной жизнью — это яд, а не спасение

Когда работа отвлекает от работы

Работа — это трудно. Каждый день на вас давит необходимость справляться со своими обязанностями, достигать поставленных целей, зарабатывать достаточно, чтобы обеспечить семью, учиться подавать себя так, чтобы продвигаться вверх по карьерной лестнице и, как следствие, зарабатывать больше. Над вашей головой нависает угроза перемен: вы боитесь, что ваша компания сменит свои приоритеты, передаст ваши обязанности внешним партнерам или найдет какую-нибудь умную машину, которая будет выполнять вашу работу лучше, быстрее и дешевле. К тому же вам приходится работать с другими людьми — с постоянно меняющимся набором личностей, одни из которых сидят в соседнем кабинете, другие — на другом конце света; вам нужно сотрудничать с ними, но их мотивы и методы остаются для вас тайной за семью печатями.

Дорога на работу и обратно тоже не добавляет радости: ежедневная битва с такими же, как вы, в поездах, самолетах и на дорогах, где все пытаются добраться куда-то, забивая артерии вашего города и повышая ваш уровень стресса. Сорок пять минут, час, полтора в каждую сторону — или двухчасовой перелет, если вы работаете консультантом в какой-нибудь крупной фирме и должны лично проводить встречи с клиентами, — и это только начало вашей ежедневной рабочей гонки.

Читать также

Работа, как учит нас наш опыт, — это фактор стресса, труба, в которую утекает наша энергия, и, если мы не будем внимательны и осторожны, она может привести к физическому истощению, эмоциональному опустошению, депрессии и выгоранию.

Это сделка: мы отдаем наше время и наши способности, чтобы иметь возможность зарабатывать деньги, приобретать то, что нам нравится, и обеспечивать тех, кого мы любим. Мы называем деньги, получаемые в результате этой сделки, компенсацией — тем же словом, которое используют юристы для обозначения возмещения физического или морального ущерба. Наша зарплата, следовательно, это не просто деньги — это деньги, которые мы получаем в качестве возмещения за неудобства, которые по определению причиняет нам работа, — взятка, если хотите, которая помогает нам смириться с трудностями.

Работа может даже отвлекать нас от работы. Когда нам нужно сделать что-то важное, мы понимаем, что это очень сложно, если каким-то образом не избавиться от повседневных забот, поэтому мы отправляемся на какой-нибудь выездной семинар для руководителей, чтобы быть подальше от рабочего шума и стресса и суметь сфокусироваться на другой работе.

Так как работа может оказывать очень вредное влияние, кажется очевидным и разумным стараться принимать меры для того, чтобы не тратить все свои силы на рабочем месте, а как-то балансировать между работой и чем-то другим, чем-то лучшим. Жизнью .

Мы теряем себя на работе и вновь обретаем в личной жизни. Мы выживаем на работе, но живем вне ее. Когда работа опустошает нас, жизнь наполняет нас снова. Когда работа истощает нас, жизнь нас восстанавливает.

Проект, который никогда не заканчивается

Конечно, это упрощенный взгляд. Есть люди, которые весьма успешно находят удовлетворение в своей работе, и люди, жизнь которых вне работы полна стресса. Кроме того, мы знаем, что существуют по определению трудные и даже скучные профессии. Ни у кого не может быть ни работы, ни личной жизни, которая приносила бы исключительно счастье или была бы полностью под контролем.

Поэтому, находясь в жестких условиях рынка труда, компании изо всех сил стараются подчеркнуть заботу о своих сотрудниках, обеспечивая их химчисткой, банковскими услугами и детскими садами на территории офисов, предлагая комнаты отдыха, массажные кресла, отсеки для сна и шикарные корпоративные автобусы.

Все это, разумеется, продиктовано самыми лучшими намерениями и зачастую высоко ценится сотрудниками — но в то же самое время происходит из идеи, что работа — тяжкое бремя и продвинутая компания должна делать все, чтобы его облегчить и тем самым хоть немного сместить баланс в сторону личной жизни для тех, кто на нее работает.

Люди, уже очень-очень давно озабочены балансом. Он всегда представлялся нам каким-то правильным, благородным, мудрым и здоровым состоянием, к которому должен стремиться каждый. И можно предположить, что трудность его достижения только добавила ему притягательности: это очередная вещь из того же разряда, что и работа над недостатками, — проект, который никогда не заканчивается, нечто, чего практически невозможно достичь в реальности.

Сизиф и камень баланса

Вы тоже пытались его обрести, правда? Вы пытались найти эту хрупкую гармонию между собственными потребностями и потребностями вашей семьи, друзей, ваших коллег, вашего босса и вашего сообщества. Вы понимаете, что каждая из этих составляющих накладывает на вас различные, зачастую противоречащие друг другу обязанности, и вы изо всех сил стараетесь уделить достаточно внимания им всем, удовлетворить потребности всех и при этом не забыть о себе.

Вы беретесь за сложное задание, потому что благодаря этому у вас появляется шанс — всего лишь шанс! — получить прибавку или хотя бы однократный бонус и это позволит вам переехать с семьей в дом получше. Но из-за того, что у вас прибавилось работы, вы обнаруживаете, что не можете пойти на заседание школьного совета, или на свадьбу вашей двоюродной сестры, или пройти онлайн-курсы менеджмента, потому что вся жизнь — компромисс и вы выбрали именно это.

Вы разрываетесь между множеством требований из множества мест, чувствуя, что в сутках слишком мало часов. Вы говорите себе, что должны как-то сбалансировать все это, чтобы никто на вашей работе и в вашей личной жизни не чувствовал себя обделенным, чтобы — хотя, конечно, вы не можете быть всем для всех — ваши усилия помогли вам достичь хотя бы какого-то более-менее равномерного распределения внимания и энергии.

Но разве в реальном мире хоть кто-то, хоть где-то, мужчина или женщина, молодой или старый, богатый или едва платежеспособный, способен обрести этот баланс?

Читать также

Если кто-то на это и способен, мы пока таких не встречали. И потому баланс — скорее яд, нежели преимущество. На практике стремление к нему представляется чем-то вроде сортировки приоритетов, попытки выстроить баррикады, защищаясь от нескончаемых притязаний на наше время, постоянного нарастания ожиданий, что мы можем сделать больше, сопровождаемого переживаниями о том, что у кого-то это получится лучше, чем у нас.

Разумеется, это необходимо в жизни, однако этого недостаточно — вы как-то упорядочиваете происходящее, но лишь отдаляетесь от себя самого. И в конечном итоге баланс все равно недостижим, потому что является статичным состоянием в постоянно меняющемся мире. Даже если мы сможем достичь гармонии на какой-то краткий момент, все равно возникнет что-то, что сдвинет равновесие, и нам придется снова катить камень баланса в гору. Баланс — это идеал, лишающий нас наших человеческих качеств, сущности нашей личности и наших устремлений, заменяющий их сизифовой стратегией выживания.

Поток как новый образ мышления

Так что же нам делать? Работа может быть трудной. Так же, как и личная жизнь. И то и другое требует от нас слишком много энергии и времени. И если достижение баланса — это не выход, то в чем тогда выход?

Нам необходим новый образ мышления. О работе. И о жизни. Надо стараться оценить реальный мир каков он есть, а не каким мы хотели бы его видеть.

Вначале может казаться, что некоторые его элементы действительно должны находиться в состоянии баланса (например, кислотность или уровень инсулина в организме), но если присмотреться повнимательнее, то можно обнаружить, что все находится в состоянии потока. Сегодня нам известно, что типов частиц, из которых состоит вся материя, не четыре, а куда больше и что баланс между ними гораздо менее важен, чем взаимодействия между ними и биологические, химические и физические процессы, создаваемые посредством этих взаимодействий. Нечто можно назвать здоровым, только если происходящие в нем процессы позволяют ему принимать сигналы и ресурсы из окружающего мира и, во-первых, преобразовывать их во что-то полезное, а во-вторых, посредством этого обеспечивать дальнейшее существование. Здоровье — не столько баланс, сколько движение.

Вы тоже совокупность таких процессов. Ни вы, ни ваша жизнь не находятся и не могут находиться в состоянии баланса. Нет, вы — уникальное создание, которое принимает сигналы и ресурсы из окружающего мира, преобразует их и тем самым обеспечивает свое дальнейшее существование. По крайней мере это вы в здоровом состоянии, в наилучшем своем проявлении, в те моменты, когда используете по максимуму все способности, которые у вас есть. Когда вы растете и развиваетесь, вы оказываете влияние на мир, а мир — на вас. Мир предлагает вам сырой материал — деятельность, ситуации, результаты — во всех сферах вашей жизни, и какие-то составляющие этого материала вдохновляют вас и придают вам энергии. Вы пребываете в самом здоровом своем состоянии, когда находите именно такой сырой материал, впитываете его и используете для того, чтобы сделать свой вклад в мир, — и когда этот вклад дает вам энергию, а не отнимает ее у вас.

Именно к такому состоянию, а не к балансу мы должны стремиться. Как же его назвать?

All you need is love

С одной стороны, это, конечно, логично — действительно, было бы здорово, если бы все мы могли делать то, что нам нравится. Однако с другой, думаете вы, в наши времена это мало кому доступная роскошь. Поэтому вы, конечно, подумаете, что, может, этому человеку повезло сделать карьеру на том, чем он любит заниматься, но для всех остальных работа — это преимущественно вынужденная необходимость, а любовь к ней — лишь дополнительный (и мало кому выпадающий) бонус.

Однако давайте копнем немного глубже и сосредоточимся на любви. И здесь мы хотим поделиться правдой: главное, к чему нужно стремиться, это не баланс между работой и личной жизнью, а любовь к работе.

Вы когда-нибудь были сильно влюблены? Вспомните ту пору — когда вы любили кого-то так, что не могли дождаться встречи; время летело стремительно, когда вы были вместе, а потом, после расставания, вы тут же начинали мечтать о новом свидании.

Когда вы влюблены, вы становитесь другим человеком. Когда вы смотрите на мир через розовые очки любви, люди вокруг кажутся замечательными и красивыми, мир — обителью счастья и добра, а в воздухе всегда пахнет весной. Любовь возносит вас ввысь. Она поднимает вас на новый уровень, где вы становитесь максимально продуктивным, творческим, благородным, терпеливым, изобретательным, готовым на сотрудничество, открытым и сильным. Когда вы любите, вы просто великолепны.

Но вы не почувствуете всего этого, просто составив список качеств на бумаге, и ваша организация не сможет внушить их вам, устроив тренинг. Вы — и ваша организация — получите их, только если вы создадите их в себе, а это возможно только через любовь

В работе есть любовь, и мы должны называть вещи своими именами. Нас должно интересовать, как каждый из нас может обрести ее. Мы должны уважать правду — наша организация никогда не сможет найти эту любовь для нас и за нас, никогда не сможет определить ее вместо нас.

Исследователи спрашивали у врачей, какой процент рабочего времени они проводят, занимаясь тем, что им действительно нравится. У тех, кто ответил, что как минимум 20% их времени отдано тому, что они любят в своей работе, риск переутомления и нервного истощения оказался гораздо ниже. Если же этот показатель менее 20%, то с каждым новым процентом уменьшения риск переутомления возрастает почти линейно. Уберите любовь из работы врача, и она будет раздражать его все сильнее, пока не станет по-настоящему мучительной.

Построй свою любовь!

Итак, остается большой вопрос: как привнести в работу любовь? Работа называется работой не просто так, и ваша работа — это не только хлопотное и порой монотонное дело, но и — что для нас важнее — она не всегда определяется вами. У вас есть конкретная должность, которая подразумевает получение определенных результатов и выполнение определенных обязанностей. При чем здесь любовь?

Исследования Клиники Мэйо говорят нам о том, что любовь здесь играет далеко не последнюю роль. Вы можете (и должны) привносить любовь в свою работу, какой бы она ни была.

Однако есть способ решить проблему.

Представьте себе самого успешного человека, которого вы знаете. Необязательно в материальном смысле, а в смысле вклада, который он вносит в работу своей команды и организации, — кого-то очень продуктивного, креативного, стойкого и словно созданного для своей работы. Скорее всего, вспоминая об этом человеке, вы думаете, что ему повезло.

Если вы действительно так подумали, то, во-первых, хорошо, что вы распознали в этом человеке нечто особенное и драгоценное, а во-вторых, вы выбрали не тот глагол. Этот человек не нашел свою работу — он не наткнулся на нее в полностью сформированном виде, готовую к тому, чтобы он пришел и взялся за нее. Он создал ее для себя. Он взял обычную должность с обычными обязанностями, а затем, в рамках этой должности, всерьез задумался о том, что он любит, и постепенно, шаг за шагом, сделал лучшее в своей работе основным в ней.

Вероятно, он любит не все составляющие своей работы, но уж точно очень значительную ее часть, так что эта работа стала для него отражением его истинной сущности. Он постепенно менял свою роль так, что в главном она стала практически равна ему самому, стала почти полностью соответствовать его личности.


Согласно исследованию Хедхантера 90% опрошенных сотрудников занимаются рабочими задачами во внерабочее время. 58% респондентов заметили, что стали больше работать за последний год.

Проблема баланса между работой и личной жизнью обострилась во время пандемии и удаленки. Если человек работает из офиса по понятному графику, ему легче переключаться: время вышло, он оставляет дела и отправляется домой.

Мы обсудили проблему поиска и поддержания work-life balance (WLB) с психологом и основателем компании PSYvIT Анастасией Калашниковой. Анастасия рассказала, чем опасно нарушение баланса, кто отвечает за его поддержание и как работодатель может поддержать сотрудников на пути к гармоничной жизни.


Анастасия Калашникова, психолог

Что такое work-life balance

Сразу предупрежу: я работаю с IT-компаниями, поэтому буду рассказывать про work-life balance именно в этой индустрии. В других сферах, например на военной службе, все может быть устроено иначе.

Work-life balance — это индивидуальное понятие: у каждого человека свой баланс между работой и личной жизнью. Восьмичасовой рабочий день здесь ни при чем: одни люди добровольно работают по 10 часов и чувствуют себя замечательно, а кому-то и 6 часов слишком много.

Если переработка — это осознанный выбор, от которого сотрудник получает удовольствие, то нет никакой проблемы. Другое дело, когда это навязано извне: человека завалили работой, но он терпит, потому что боится разочаровать коллег.

Правильный баланс работы и жизни достигается осознанным выбором и вниманием к собственным ощущениям.

Чем опасно нарушение баланса

Кто должен следить за балансом: сотрудник или компания

Ответственность за баланс и самочувствие лежит на самом сотруднике. Только он отвечает за то, какой образ жизни ведет, по какому графику работает, на что соглашается и от чего отказывается.

Высококонкурентная жесткая среда встречается в региональных компаниях, не связанных с IT-сферой. Но и здесь еще продолжаются зона ответственности и выбор сотрудника: он может уволиться и перейти в другую компанию, где не придется жить только работой.

Часто сотрудники боятся увольнения из-за того, что не знают ситуацию на рынке труда. Некоторые люди готовы терпеть нелюбимую работу и переработки, потому что уверены: они больше нигде не нужны. Но изучать рынок, развиваться, осваивать новые компетенции и профессии — это тоже выбор человека.

Ответственность компании заключается в том, чтобы создать условия труда, в которых сотрудник будет работать эффективно и чувствовать себя в безопасности.

Существует множество компаний, которые окружают работников заботой, но это не помогает. У них есть и психолог в офисе, и ДМС в соцпакете, а еще массажные кресла, занятия йогой, обеды, завтраки и ужины. А сотрудники все равно работают как ненормальные, выгорают и токсично общаются друг с другом.

Навязать work-life balance не получится: вы можете только создавать правильные условия и транслировать идеи важности баланса. Выбор каждого сотрудника — принимать эти условия и идеи либо нет.

Что делать для поддержания WLB сотрудников

Правильная организация процессов

Если люди постоянно перерабатывают, возможно, проблема в процессах и организации труда. Работодатель может на словах заявлять о приверженности идеям work-life balance, а на деле забрасывать сотрудников задачами, заставляя команду работать на износ.

Обучающие мероприятия

Некоторые люди не умеют поддерживать баланс между работой и личной жизнью из-за проблем с самоорганизацией и планированием. Чтобы помочь им, работодатель может проводить обучающие мероприятия и встречи one-to-one между менеджментом и сотрудниками.

Медицинская страховка

ДМС — классная вещь. Но я считаю, что консультации психолога не стоит включать в полис. Если эти услуги оплачивает сам сотрудник, он гораздо сильнее вовлекается в процесс и получает лучший результат. Если же психолога оплачивает работодатель, то для сотрудника ценность услуг снижается — это негативно влияет на эффективность процесса.

Между психологом и клиентом формируются личные отношения. Когда компания платит за сеансы, она вторгается в эти отношения и меняет процесс в худшую сторону.

Лучше, когда компания взращивает психологическую грамотность сотрудников: проводит семинары, мастер-классы, тематические группы. Многие не знают, какие проблемы могут решать психологи и где их искать. Вооружившись этой грамотностью, сотрудники сами выбирают себе психолога под свои проблемы и задачи.

Корпоративное питание

Обычно корпоративное питание — одна из самых больших статей расходов в рамках соцпакета. Компании идут на эти траты не только ради заботы о сотрудниках: задача бизнеса в другом — зарабатывать деньги.

Почему работодателю может быть выгодно организовать корпоративное питание:

Эйчару важно помнить, что с бизнесом стоит разговаривать на языке бизнеса. Если вы хотите продать руководству идею корпоративного питания, то рассказывайте не о сытых и счастливых сотрудниках, а о пользе для компании.

Отдельно отмечу, что в создание условий для эффективного труда точно не входит алкоголь. Если компания думает о бизнес-показателях сотрудников, она не будет закупать для них спиртные напитки.

Фитнес

Это тоже история не только про заботу, но и про бизнес. Например, компания организовала спортивный зал в офисе. Сотрудник встает пораньше и приезжает на работу к 7:00, чтобы успеть позаниматься фитнесом. До 8:00 длится тренировка, а в 8:30 он уже готов к работе. Если бы сотрудник ехал из дома к 9 утра, вполне возможно, он бы попал в пробку и опоздал.

Люди вовремя приступают к работе — это польза для бизнеса. Сотрудники хорошо себя чувствуют и полны энергии после тренировки — это польза для них самих.

Гибкий рабочий график

Удаленная работа

Финансовая поддержка

В построении мотивационных пакетов много нюансов. По этим вопросам лучше проконсультироваться у специалиста по C&B — компенсациям и льготам.

Важно все правильно рассчитать и оценить, как будет выгоднее для бизнеса и полезнее для сотрудников. Например, вы собираетесь компенсировать коллегам изучение английского языка. У вас есть варианты:

Во втором случае уже через 2–3 месяца человек, скорее всего, начнет воспринимать эти деньги как неотъемлемую часть зарплаты — весь смысл компенсации будет искажен.

Как работодатель может сломать баланс работы и жизни своим сотрудникам

  1. Ставить нереалистичные сроки. Человек может перерабатывать из-за того, что не успевает выполнить задачу вовремя.
  2. Пытаться одним человеком закрыть десять вакансий. Так бывает, когда работодатель пытается сэкономить на фонде оплаты труда или латает кадровые дыры из-за проблем с наймом.
  3. Набирать новые проекты и заказы, не соотнося свои желания с возможностями.
  4. Не заниматься настройкой и описанием бизнес-процессов. Еще бывает, что понимание процессов есть только в голове у менеджера. До сотрудников эта информация не доходит — они работают в полном хаосе.
  5. Утаивать специфику корпоративной культуры от кандидатов. Как я рассказывала, баланс у каждого свой: есть люди, которым комфортно посвящать много времени работе. Если в вашей компании принято перерабатывать, то кандидат должен знать об этом. Откройте все карты и позвольте людям принять осознанное решение, подходит ли им такой формат сотрудничества.

Примеры компаний, внедривших WLB-программы

Я не могу называть конкретные компании, поэтому буду описывать кейсы в общих чертах. Некоторые работодатели боятся разговаривать с сотрудниками на тему психологического просвещения и work-life balance.

Например, одна компания пришла ко мне со странным запросом. У нас состоялся примерно такой диалог:

Но есть работодатели, которые подходят к этому вопросу смело, открыто и системно. Обычно это компании с незашоренным менеджментом, который знает, на что сейчас ориентирован рынок. Люди становятся все более осознанными: они хотят понимать, что с ними происходит и почему.

Почему-то считается, что баланс работы и жизни — это тема, которая актуальна только в крупных городах, а в регионах людям не до этого. Но это миф: я много езжу по регионам и вижу, как местные компании занимаются психологическим просвещением и work-life balance. Работодатели, которые уделяют этому внимание, особенно в регионах, получают преимущество на рынке труда.


Кадр из сериала "Футурама"

Получается, что вы работаете больше, чем спите! Получается, что вы работаете больше, чем развлекаетесь, исследуете новое, творите, общаетесь, учитесь и любите, даже если сложить всё это вместе. И где тут баланс?

Общество навязывает вам такой график: работать — в будни, отдыхать — в выходные. Корпорация навязывает вам трудовой день с 8:00 утра до 9:00 вечера. Капитализм навязывает вам необходимость работать, чтобы зарабатывать. Государство навязывает вам труд сейчас и в течение всего месяца за зарплату, которую вы получите в конце месяца за вычетом всех налогов и страховки. Но должны ли вы на самом деле жить по правилам, навязанным вам другими людьми или системами?

Люди, которые управляют своим временем и контролируют свою жизнь, нарушают эти правила и создают свои собственные. Они знают другой, лучший способ действовать. Вы когда-нибудь слышали, чтобы успешный человек рассуждал про баланс между работой и личной жизнью? Нет? Такие люди никогда не жалуются на необходимость работать, потому что они либо любят свою работу, либо не любят, но видят перспективы и потому легко преодолевают сиюминутные неудобства. Они умеют следовать за движением маятника.

Имейте четкое представление обо всей своей жизни и о том, чего вы от нее хотите. Найдите что-то, чем вы будете одержимы, что-то, чем вы не можете не заниматься, что даст вам чувство цели и уважения к себе, что-то, важное для других людей. Если дело не отвечает этим требованиям — бросьте его. Не стремитесь делать всё для всех. Отказывайтесь от лишнего. Позвольте себе крайности: станьте человеком, крайне сосредоточенным на своей цели и крайне рассеянно смотрящим на всё остальное. Работа перестает восприниматься как работа, когда вы делаете что-то, что вы, по вашей уверенности, должны делать, что обещает деньги и имеет значение для людей. Работа перестает быть таковой, когда вашей профессией становится по-настоящему интересное вам дело.

Отказывайтесь от всех вещей, не представляющих для вас важности. Когда вы бросаете дело, это называют слабостью. Отказавшись же от достойной цели, которой вы почти достигли, вы почувствуете кратковременное облегчение, но впоследствии пожалеете о принятом решении. Действительно, когда вы отказываетесь от чего-то на ранней стадии, столкнувшись с первыми проблемами, — это зачастую свидетельствует о слабости. Это может говорить о недостатке видения и долгосрочной перспективы. Браться за дело снова, и снова, и сно-ва — гарантированный способ ничего не добиться и потратить массу времени.

Но иногда желание остановиться указывает на то, что данное занятие на самом деле для вас не так уж и важно. Зачем продолжать делать что-то просто потому, что отказ будет казаться слабостью, или потому, что вы почти достигли цели (которая ничего для вас не значит)?

Я решил учиться на архитектора и уже через две недели понял, что это не то, чем я хочу заниматься. Следующие 154 недели я продолжал ходить, потому что не хотел, чтобы абсолютно незнакомые мне люди говорили бы за моей спиной, что я сдался. Они даже не знали меня, так почему мне было важно их мнение? Это очень странно. Я поступил глупо, не остановившись вовремя. Неполные три года стоили мне без малого шести лет упущенных возможностей, которые, вполне вероятно, привели бы меня к чему-то значительному.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.


18 октября 2018 МИФ

Читайте также: