Сочинение выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней

Обновлено: 05.07.2024

Междометия – самый удивительный класс слов. Он не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

Порезал палец: - Ой!
Узнал результат ЕГЭ: - Слава богу!
Услышал неприятный запах: - Фу.

Чувства, эмоции могут быть самыми разными: и положительными, и отрицательными, и сильными, и слабыми. Многие междометия многозначны. Может быть произнесён лишь один звук. Важно, как его произнести. Длительность гласного, интенсивность, громкость, регистр и тембр голоса, интонация (движение тона) – все это помогает выражать разные чувства. Например: А! (досада), А-а-а! (догадка), А-а-а! (угроза, крик при нападении). Тем не менее можно говорить о группах междометий с разным значением.

  • Эмоциональные: Ай, ой, ах, ох, ух, эх, у-у-у, ой-ой-ой, фу, тьфу, чу, боже, боже мой, слава богу, ура, увы, О!, о-о-о, А!, а-а-а и др.
  • Волеизъявительные: вон, прочь, долой, стоп, брысь, цыц, тс-с, ш-ш, ч-ч-ч, кис-кис, цып-цып, но, тпру, айда (из татарского), караул(из турецкого), алло (из французского), бис (из латыни) и др.
  • Глагольные (звукоподражательные*, приближающиеся к передаче значения действия): бац, стук, бух, чебурах, хлоп, толк, трах, жик и др.
  • Этикетные: спасибо, мерси, здрасьте, привет, пока, пожалуйста, простите и др.
  • Бранные: черт, черт возьми, черт поберии др. Сюда же относится слово блин , используемое в качестве бранного междометия при выражении досады, огорчения, недовольства и др. отрицательных эмоций.

Слова могут иметь экспрессивную окраску, если в них выражается отношение говорящего к предмету речи. Палитра эмоционально-оценочных оттенков разнообразна: презрение, пренебрежение, неодобрение, ирония; слова могут содержать шутливую или ласкательную оценку. Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому. Экспрессивностью обладает часть разговорных и книжных слов. Например, в предложении В те годы его и упрятали в психушку несправедливость, незаконность совершенных действий выражена разговорными словами упрятали ( поместили туда, откуда трудно освободиться ) и психушка ( пренебрежительное ); ср. с нейтральным . поместили в лечебницу для душевнобольных, в психиатрическую клинику. В словосочетании разглагольствующиедепутаты негативное отношение к депутатам выражено с помощью книжного причастия, которое характеризует выступления депутатов как многословные и бессодержательные. Ср. также противоположные оценки в предложении Пушкин оставил нам пушкиниану , Бенедиктов – бенедиктовщину . В сочетании апологеты версии о руке Москвы отношение к достоверности этой версии выражено словом апологеты , обозначающим человека, чрезмерно защищающего или восхваляющего кого-либо или что-либо.

Вспоминаем, что такое диалог, вопросительные предложения .
Вопросительными называются предложения, в которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Вопросительные предложения таким образом информируют о том, что хочет узнать говорящий.

Диалог - это форма устного или письменного обмена
информацией между двумя и более людьми.Благодаря направленности на получение информации, вопросительные
предложения выступают как первый компонент сочетания реплик, предназначенного для обмена информацией в диалоге . Диалог - основная сфера функционирования
вопросительных предложений.
Находим в исходном тексте диалог, выделяем в нём
вопросительные предложения. Оформляем
примеры письменно.

Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.

Примеры : лексическое и синтаксическое явления, обоснование пунктограммы. . По законам грамматики мы строим предложения. Именно они являются средством выражения мысли. Нам порой необходимо выразить мысль в форме вопроса, утверждения или побуждения. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. В письменной речи такие мыслительные процессы обозначают знаками завершения предложений, вопросительным, восклицательным знаками или точкой. А выделить внутри суждения-предложения какую-то часть помогают знаки выделения и разделения. Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь.

Выделительными знакамипрепинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.

К разделительным знакам препинания относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном — для разделения простых предложений, входящий в его состав.

Выбор выделительных разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).

При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого Для создания образа литературного героя наряду с другими приёмами используется речевая характеристика.

Характеристика речевая — раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их собственно-прямой речи, а также в описании её особенностей автором.

Писатель стремится к тому, чтобы подобрать для речи своих героев такие речевые обороты, которые с наибольшей полнотой передавали бы основные особенности изображаемых им характеров, позволили бы читателю составить представление об их культуре, социальной среде, психологии и т. д.

Это достигается при помощи тщательного выбора автором лексических и интонационно-синтаксических форм речи, придающих ей индивидуальное своеобразие, а также путём описания автором самой манеры речи действующих лиц и т. п.

Всё это создаёт речевую характеристику, анализ которой весьма важен для понимания индивидуальных и типических особенностей речи действующих лиц.

Примеры . В начале сочинения можно вспомнить понятие речевая характеристика героев.

Если в тексте есть диалог, понаблюдайте за репликами отдельных персонажей, над тем, о чём они говорят, какие слова используют, как строят свою речь. Бывает, что диалогов нет, тогда анализируйте речь автора (рассказчика).

Материал для наблюдения:

• Выразительность средств морфологии (экспрессивное использование частей речи);

• прямое и переносное значения слова в художественном тексте, тропы и фигуры речи;

• гибкость и выразительность фонетической системы, звукопись;

• богатство и разнообразие словообразовательной системы русского языка; (использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно- ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных) и др.

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств

Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.

Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.

Примеры : использование языковых единиц. Ищите самые яркие эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, средства синтаксической выразительности (риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответную форму изложения и др.)

В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность.

Примеры : лексическое и грамматическое явления.

В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего.

Примеры :лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Эпитеты – неисчерпаемый резерв вырази-тельности речи. Они дают дополнительную. образную характеристику какого-либо лица, предмета или явления в виде скрытого сравнения:

- подчеркивают характерные признаки,

- уточняют отличительные признаки,

- оценивают предмет и выражают авторскую оценку.

Роль эпитетов разнообразна: они усиливают выразительность, образность, яркость языка, выделяют характерную черту или качество предмета, явления, создают живое представление о предмете, вызывают определённое эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское отношение к изображаемому, раскрывают внутреннее состояние героя. Зеленецкий обращает внимание на основную функцию эпитетов: усиление образности.

Восклицательный знак указывает на эмоции говорящего, точнее, пишущего. Если в устной речи мы можем голосом, интонацией показать, что мы рады или чем-то недовольны, то на письме нам помогает восклицательный знак. который мы пишем в конце предложения или после того же обращения, чтобы привлечь внимание: Мария! Пойди сюда!

Употребление восклицательного знака

Наверняка многие будут обращаться к этой статье для написания сочинения о том, зачем нужен восклицательный знак и другие знаки препинания. Поэтому для начала разберемся, что такое восклицательное предложение. Восклицательным предложением называется предложение, выражающее ту или иную эмоциональную окраску. Это могут быть предложения, выражающие радость, восторг, удивление, испуг, упрек и другие эмоции. Также восклицательный знак принято ставить в конце предложений, в которых выражаются категоричные побуждения и в которых вопрос сопровождается выражением какой-либо эмоции (то есть, в конце побудительных и вопросительных предложений соответственно). Итак, кратко сформулируем некоторые правила постановки восклицательного знака.

  • Восклицательный знак употребляется в конце всех восклицательных предложений.
  • Восклицательный знак используется в конце предложений с риторическим вопросом (не требующим ответа).
  • Восклицательный знак вместо запятой ставится в эмоциональном обращении.
  • Восклицательный знак ставится в конце предложений, начинающихся с восклицательных слов ("как", "какой", "что за" и т.п.).
  • После междометий, а также после слов "да" и "нет" восклицательный знак ставится для обозначения сильных чувств и эмоций.
  • Для обозначения прерывистости речи восклицательный знак может ставиться после каждого однородного члена предложения.
  • Если вопросительное предложение является еще и восклицательным, то в конце после вопросительного знака ставится восклицательный.
  • В скобках восклицательный знак ставится либо для выражения различных чувств, либо имеет значение "внимание!".

Примеры: предложения с восклицательными знаками

Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы/ лексика/, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения/грамматика/. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.

Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.

Примеры: предложения с местоимениями, в которых они играют разные роли.

Примеры : содержание и структура предложений (члены предложения, обращения, вводные слова и конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.).

Предлагаем цитаты о о средствах выразительности, а также 10 сочинений на лингвистическую тему по ним.

Анализ высказываний о русском языке

(по материалам ОБЗ ФИПИ)

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Умелое их использование помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов героев.

Как я понимаю это высказывание? Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Умелое их использование помогает автору передать сложный лабиринт мыслей и переживаний, создать мир образов героев. Приведу примеры из текста …….

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры де­мон­стри­ру­ют, как при­выч­ное, на пер­вый взгляд, слово в уме­лых руках ста­но­вит­ся вы­ра­зи­тель­ным сред­ством, по­мо­га­ет рас­крыть со­дер­жа­ние, ра­бо­тая на ав­тор­ский за­мы­сел. По­это­му можно с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что вы­ска­зы­ва­ние В.В. Ви­но­гра­до­ва верно.

На­гляд­но можно это до­ка­зать на при­ме­рах из тек­ста Юрия Гри­бо­ва. На­при­мер, в пред­ло­же­нии 15 (Глу­бо­кая и тихая вода ла­ки­ро­ванн­о бле­сте­ла, слов­но в реку вы­ли­ли масло, и в это чёрное зер­ка­ло смот­ре­лись с об­ры­ва за­дум­чи­вые ели, тон­кие берёзки, тро­ну­тые жел­тиз­ной.) пре­лесть при­ро­ды под­чер­ки­ва­ет­ся с по­мо­щью эпи­те­тов: за­дум­чи­вые ели, тро­ну­тые жел­тиз­ной берёзки. Автор ис­поль­зу­ет срав­не­ние, чтобы со­здать не­по­вто­ри­мый ху­до­же­ствен­ный образ реки: вода такая, слов­но в неё вы­ли­ли масло, по­то­му по­хо­жа на зер­ка­ло. В седь­мом пред­ло­же­нии встре­ча­ем оли­це­тво­ре­ние: ветер раз­бра­сы­ва­ет ли­стья, слов­но живой, зна­ю­щий, что это не­пре­мен­но надо де­лать каж­дую осень.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры де­мон­стри­ру­ют, как вы­ра­зи­тель­но рус­ское слово, как может рас­крыть со­дер­жа­ние, ра­бо­тая на ав­тор­ский за­мы­сел. По­это­му можно с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что вы­ска­зы­ва­ние В.В. Ви­но­гра­до­ва верно.

Задание 9.1.

Под­твер­дим это при­ме­ра­ми из тек­ста Бо­ри­са Еки­мо­ва. В вось­мом пред­ло­же­нии (Раз­ду­мы­вая, Гриша шёл не­то­роп­ли­во, и в душе его что-то теп­ле­ло и таяло, там что-то жгло и жгло.) для пе­ре­да­чи гне­ту­ще­го на­стро­е­ния героя автор ис­поль­зу­ет развёрну­тую ме­та­фо­ру. Ме­та­фо­ра ярко пе­ре­да­ет со­сто­я­ние Гриши, слу­жит для со­зда­ния ху­до­же­ствен­но­го об­ра­за. Этой же цели слу­жат и слова с суф­фик­са­ми оцен­ки: ба­ба­ня (пред­ло­же­ние 36), Пе­тя­ня (пред­ло­же­ние 27). Упо­треб­ле­ние этих слов в речи ге­ро­ев по­ка­зы­ва­ет, с какой теп­ло­той они от­но­сят­ся друг к другу.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.

Высказывание К.А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в тексте. Приведу примеры из текста…

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Культура речи является одним из показателей общей культуры человека и заключается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличительным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств.

Эту фразу я понимаю так. Культура речи является одним из показателей общей культуры человека и заключается во владении литературным языком, его нормами и правилами. К отличительным свойствам культурной речи относятся точность, выразительность, уместность используемых языковых средств. Приведу примеры из текста…

От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит вос­при­я­тие его окру­жа­ю­щими: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи, ко­то­рая не­воз­мож­на без вла­де­ния нор­ма­ми куль­ту­ры речи.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создаётся автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств

Эту фразу я понимаю так: особенность языка художественного произведения заключается в том, что писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка. Приведу примеры из текста……….

Таким образом, могу сделать вывод, что специфика языка художественного произведения состоит из умения писателя не только увидеть, подметить что-то в реальной жизни, но и, подчеркнув характерные детали, нарисовать образ.

Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы с уве­рен­но­стью можем утвер­ждать, что сила воз­дей­ствия ху­до­же­ствен­но­го тек­ста на чи­та­те­ля уси­ли­ва­ет­ся, когда автор умеет поль­зо­вать­ся сло­вом во всей его мно­го­гран­но­сти и мно­го­знач­но­сти.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры под­твер­жда­ют вы­ска­зы­ва­ние А.И. Горш­ко­ва о том, вы­ра­зи­тель­ность речи может при­влечь вни­ма­ние, воз­дей­ство­вать на чув­ства, пе­ре­жи­ва­ния, на­стро­е­ния со­бе­сед­ни­ка.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Авторская речь не связана с речью какого-либо персонажа, её носителем в прозаическом произведении является образ повествователя. Своеобразие его языка определяется вложенным в произведение смыслом и речевой тканью и характеризует самого говорящего.

При­ве­ден­ные при­ме­ры под­твер­жда­ют, что О. Н. Еме­лья­но­ва была права, утвер­ждая, что ав­тор­ская речь может мно­гое ска­зать не толь­ко о происхо­дя­щем в по­вест­во­ва­нии, но и о самом ав­то­ре.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Повтор (полное или частичное повторение корня, основы или целого слова) является одним из способов описательных форм.

Эту фразу понимаю так. Лексический повтор является одним из способов описательных форм и используется для обозначения большого числа предметов или явлений, усиления признака или степени качества, подчёркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски и так далее. Приведу примеры из текста …….

Таким об­ра­зом, по­вто­ры дей­стви­тель­но яв­ля­ют­ся сред­ством при­вле­че­ния вни­ма­ния чи­та­те­ля к опре­де­лен­ным мо­мен­там тек­ста, по­это­му вы­ска­зы­ва­ние Ми­ло­слав­ско­го, при­ве­ден­ное в на­ча­ле рас­суж­де­ния, впол­не обос­но­ва­но.

Задание 9.1.

№ 9. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста Александра Львовича Александровича Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов

Комментарий к цитате. Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.

По­ка­за­тель­ным для на­блю­де­ния за тем, для чего ав­то­ром ис­поль­зу­ют­ся эпи­те­ты, яв­ля­ет­ся пред­ло­же­ние 15 (О том, как ба­буш­ка, такая вся до­маш­няя и уют­ная, в соб­ствен­но­руч­но сши­том зелёном клет­ча­том фар­ту­ке, рас­пе­ча­ты­ва­ет на кухне хру­стя­щий пакет и вы­сы­па­ет твёрдые зерна в руч­ную ко­фе­мол­ку.). В пред­ло­же­нии эпи­те­ты: до­маш­няя, уют­ная — по­мо­га­ют нам пред­ста­вить образ ба­буш­ки. Воз­ни­ка­ет ас­со­ци­а­ция с чем-то свет­лым, хо­ро­шим, доб­рым — домом, миром. Так автор опо­сре­до­ван­но вы­ска­зы­ва­ет свое от­но­ше­ние к ге­ро­и­не, под­чер­ки­вая ее при­вле­ка­тель­ность. В пред­ло­же­нии 25 (Род­ной дом был свя­зан в дет­ском со­зна­нии с се­ры­ми буд­ня­ми, с не­на­вист­ным ран­ним вста­ва­ни­ем сна­ча­ла в дет­сад, потом в школу, с нуд­ны­ми по­все­днев­ны­ми обя­зан­но­стя­ми и веч­ным до­маш­ним за­да­ни­ем, с по­сто­ян­ны­ми ро­ди­тель­ски­ми ссо­ра­ми, с ма­ми­ны­ми кри­ка­ми и сле­за­ми.) эпи­те­ты ис­поль­зу­ют­ся ав­то­ром для опи­са­ния на­стро­е­ния героя, его вос­при­я­тия дома. Гне­ту­щее впе­чат­ле­ние остаётся, когда чи­та­ешь эти опре­де­ле­ния: не­на­вист­ное вста­ва­ние, веч­ное до­маш­нее за­да­ние, серые будни.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры можно по праву счи­тать ар­гу­мен­та­ми в под­держ­ку мне­ния Зе­ле­нец­ко­го о важ­ной роли эпи­те­тов в со­зда­нии об­ра­зов.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Эпитеты – неисчерпаемый резерв выразительности речи. Они дают дополнительную образную характеристику какого-либо лица, предмета или явления в виде скрытого сравнения: подчеркивают характерные признаки, уточняют отличительные признаки, оценивают предмет и выражают авторскую оценку.

По­ка­за­тель­ным для на­блю­де­ния за тем, для чего ав­то­ром ис­пользу­ют­ся эпи­те­ты, яв­ля­ет­ся пред­ло­же­ние 5 (За­га­доч­ное су­ще­ство три­на­д­цати лет, не­ве­ро­ят­ная кра­са­ви­ца с улыб­кою до ушей, с зо­ло­ты­ми гла­за­ми, с то­ню­сень­кой та­ли­ей). В пред­ло­же­нии эпи­те­ты: за­га­доч­ное су­ще­ство, зо­ло­ты­ми гла­за­ми и дру­гие – по­мо­га­ют нам пред­ста­вить образ де­воч­ки. Воз­ни­ка­ет ас­со­ци­а­ция с чем-то свет­лым, хо­ро­шим. Так автор опо­сре­до­ван­но вы­ска­зы­ва­ет свое от­но­ше­ние к ге­ро­и­не, под­чер­ки­вая ее при­вле­катель­ность.

В пред­ло­же­нии 75 (Гоша, оце­пе­нев­ший от ужаса Гоша, при­жав­ший­ся к стене с пе­ре­ко­шен­ным лицом, тихий, за­стен­чи­вый и бо­яз­ливый Гоша вдруг от­тал­ки­ва­ет Ве­роч­ку и – плаш­мя, жи­во­том — па­да­ет на ра­ке­ту) эпи­те­ты ис­поль­зу­ют­ся ав­то­ром для опи­са­ния дру­го­го героя – Гоши.

Основной Государственный Экзамен 2017-2018 учебный год. Открытый банк заданий. Русский язык. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.


Здесь мы предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов сочинений по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2018. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение - рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на экзамене ОГЭ-2018. Все сочинения и изложения включают в себя вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитаь краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению - изложению.

Вариант 22. Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 15.1, 15.2, 15.3


ОГЭ-2018 готовые сочинения с примерами. Все темы сочинений для экзамена. 9 класс

Задание к сочинению ОГЭ:

Как вы понимаете значение фразы: Выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: Выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента и ответы, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём Эссе или сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней . Как написать мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

Язык состоит из различных уровней, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и создают вместе одну большую слаженную систему. В русском языке выделяются следующие уровни — фонетический, который состоит из звуков речи; морфемный уровень, он состоит из морфем; лексический уровень, который состоит из слов и фразеологизмов и синтаксический уровень, его составляют словосочетания и предложения.

Работа над совершенствованием навыков и умений написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе.

Оценить 1292 2

Русский язык, УМК под редакцией Львой С.И., Львова В.В.

Тема урока: Написание сочинения на лингвистическую тему по заданному алгоритму (С15.1 на ОГЭ)

Цели урока: научиться применять алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему;

- развивать и совершенствовать навыки и умения написания сочинения-рассуждения, в данном случае сочинения на лингвистическую тему;

- работая в группах, учить создавать свой текст по заданному условию.

Задачи урока:предметные

повторить и закрепить знания о языковых единицах

научить составлять текст сочинения на лингвистическую тему;

рефлексивные

учить приёмам самостоятельной работы;

активизировать мыслительную деятельность;

коммуникативная

развивать письменную и устную речь;

воспитательные

формировать культуру речи;

воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: текст варианта №6 (ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П. Цыбулько, М: Национальное образование, 2018), Учебник русского языка, 9 класс, М 2016, план работы в группе и задания, карточки № 1, 2.(РМ раздаточный материал), проектор.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений; урок-практикум.

Прогнозируемые результаты: применение знаний в практической деятельности – написание сочинения на лингвистическую тему.

І. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

(Индивидуальные проектные задания в составе группы для создания эвристической ситуации. Учащиеся раздают пакеты с заданиями каждой группе).

1.Сегодня работаем над алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Что это значит? Где мы встречаем это задание? (ОГЭ по русскому языку С15.1)

2. Как формулируется это задание? (Раскройте смысл цитаты)

III. Мотивация учебной деятельности

ІV. Работа над темой урока

Коллективное выполнение заданий при консультативной помощи учителя для создания диалоговой ситуации)

А) Вспомним, какой должна быть композиция сочинения рассуждения. (Тезис-Аргументы-Вывод)

Б) Сочинение на лингвистическую тему. Какое это будет рассуждение: рассуждение-доказательство, размышление-объяснение, сочинение-размышление? Для этого воспользуйтесь текстом-таблицей упр. 350 своего учебника Русский язык, 9 класс (таблица в учебнике)

Вводные слова, наречия

рых, следовательно, итак, например, таким образом, поэтому, отсюда, оттуда, тогда

Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если

Из этого следует, что . ; отсюда заключаем, что . ; это позволяет предположить, что . ; получается, что . ; предположим, что . ; допустим, что. ; об этом свидетельствует . ; доказательством служит.

благодаря тому что,

Причина состоит в следующем. ; укажем на причины. ; это объясняется тем, что . ; объяснение заключается в том, что. ; это связано с тем, что. и др.

как мне кажется,

Поскольку, если, так что, хотя, так как, несмотря на то что

Я полагаю, что . ; попробуем сравнить . ; попытаемся разобраться ..; причина состоит в том, что . ; это можно объяснить тем, что. ; всё зависит от того, что . ; это позволяет предположить, что. ; получается, что . ; предположим, что . ; допустим, что.

(Ответ уч-ся: рассуждение-доказательство)

В) Ваш пакет с раздаточным материалом (РМ). Там есть: карточка №1 Как писать сочинение на лингвистическую тему. Карточка № 2 Как проверять сочинение на лингвистическую тему С15.1по критериям. Ваши задания (план), над которыми вы работаете на уроке и дома.

Г) Посмотрите карточку №1 (клише для написания сочинения С15.1).Ознакомьтесь с ней.

Вступление и переходное предложение

Цитирование автора.

Комментарий к высказыванию.

Переходное предложение

Прямая или косвенная речь.

(Кто?) ….. писал (считал, думал, подчеркивал и т.д.)…

Объяснить языковое явление.

Я согласен с мнением … Чтобы доказать свою точку зрения, вспомню некоторые функции…

Прочитав мнение …, я удивилась тому, что Ознакомившись с мнением …, я тоже задумал VІI. Прокомментируйте свою оценку работы. Сверьте свою проверку сочинения с оцениванием учителя. (Слайд № 3)

VIІI. Домашнее задание.

ся над вопросом: а нужны ли … в речи (на письме). Прочитав мнение …, я не мог с ним не согласиться, так как считаю, что …

Попробую разобраться в словах… и приведу примеры из текста …

Объясню слова… примерами из текста …

Аргументы из текста (2. )

Например, (во-первых,) в предложении № ____ автор использует (употребил)…, чтобы показать (чтобы читатель мог понять)…..

А в предложении № ___(во-вторых,) автор использует (употребил) …..

чтобы показать (чтобы читатель мог понять)…..

Еще раз формулируем основное суждение и уже утверждаем его правильность

Мне кажется, я смог объяснить … важность … в речи (в … стиле речи) Я постарался доказать …,

Мне хотелось бы верить в то, что мои рассуждения о роли …, помогут (помогли) … понять их значимость

Таким образом, прав был…

Мне кажется, я смог доказать; я постарался доказать

V. Работа над темой урока в группах.

1) Прочитайте текст автора с карандашом в руках и определите тему и главную мысль текста. Воспользуйтесь табличкой в своей

тему текста (ТТ) – для этого подчеркните слова, имеющие общий смысловой стержень , в каждом абзаце, из выделенных ключевых слов составьте тему текста;

2) Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи.

А. Какие предложения вы отметили? Назовите ваши пометки ТТ, ГМ. (Ответы уч-ся)

Б. Согласны ли вы с выделенной информацией? (Слайд №1). Предложите свой вариант ответа.

1)Стояли последние дни июня. (2)Пришло время идти Емеле на охоту. (3)Вышел он из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу.

- (4)Ну, Гришук, поправляйся без меня, - говорил на прощанье Емеля внуку, который давно тяжело болел. - (5)А я за оленёнком схожу.

- (6)А принесёшь оленёнка-то, дедко?

- (7)Принесу, сказал.

- (8))Жёлтенького?

- (9)Жёлтенького.

- (10)Ну, я буду тебя ждать. (11)Смотри не промахнись, когда стрелять будешь.

(12)Емеля давно собирался за оленями, да всё жалел бросить внука одного, а теперь тому было как будто лучше, и старик решился попытать счастья. - (13)Ну, Лыско, ищи, - говорил Емеля, когда они спустились с горы и повернули с тропы в сплошной дремучий ельник. (14)Охота началась. (15)Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось. (16)Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться домой с пустыми руками не решался.

(28)Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера.

(29)Благородное животное десять раз самоотверженно рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося оленёнка.(30)Старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы. (31)Ведь всё равно она не уйдёт от него.

(32)Старик оглянулся и присел: в десяти саженях от него, под кустом жимолости, стоял тот самый жёлтенький телёнок, за которым он бродил целых три дня. (33)Это был прехорошенький оленёнок с жёлтым пушком и тоненькими ножками. (34)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному.

(35)Ещё одно мгновение - и маленький оленёнок покатился бы по траве с жалобным предсмертным криком, но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала телёнка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. (36)Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружьё. (37)Охотник быстро поднялся и свистнул - маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(38)На другой день Емеля подходил к своей избушке.

- (39)А, дедко, принёс телёнка? - встретил его Гриша, который всё это время ждал старика с нетерпением.

- (40)Нет, Гришук, видел его. (41)Жёлтенький сам, а мордочка чёрная. (42)Стоит под кустиком и листочки пощипывает. (43)Я прицелился .

- (44)И промахнулся?

- (45)Нет, Гришук, пожалел малого зверя, матку пожалел. (46)Как свистну, а он, телёнок-то, как стреканёт в чащу - только его и видели. (47)Убежал, пострел этакий.

(48)Старик долго рассказывал мальчику, как он искал телёнка по лесу три дня и как тот убежал от него. (49)Мальчик слушал и весело смеялся вместе со старым дедом.

(50)Гриша так и уснул и всю ночь видел маленького жёлтенького оленёнка, который весело гулял по лесу со своей матерью, а старик спал на печке и тоже улыбался во сне. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку*)

Какой языковой материал можно использовать для составления аргументов в рассуждении?

(Ответ уч-ся: эпитет, метафора, синонимы, однокоренные слова и др. возможности лексики и синтаксиса. Свой ответ предлагает каждая группа.)

4) Прочитайте сочинение своего сверстника.

Действительно, мысли и чувства человека находят своё выражение благодаря тонкому и незаменимому инструменту – русскому слову.

5) Каждое сочинение оценивается, оценивается по критериям. Ознакомимся с Критериями оценки сочинения на лингвистическую тему.

Критерии оценивания

К1. Правильно ли ученик объясняет смысл высказывания. Фактических ошибок нет (Наличие обоснованного ответа)

Допущена 1 фактическая ошибка

Допущены 2 фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса

К2 Правильно ли приведены примеры? (Наличие примеров- аргументов)

Два аргумента из текста, верно указана их роль в тексте

Два примера из текста, не указана их роль

-два примера-аргумента из текста, но указана роль одного из них

-один пример-аргумент из текста, указана его роль

Один пример-аргумент из текста, не указана его роль

Не приведен ни одного примера-аргумента из текста

К3 Смысловая цельность, речевая связанность, последовательность изложения материала (Наличие абзацев, логика построения текста)

- 1 логическая ошибка и/или нарушение абзацного членения

- более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения

К4Композиционная стройность работы. (Наличие вступления, основной части, заключения, наличие плавных переходов от одной части сочинения к другой)

- Допущена 1 ошибка в построении текста

- Допущено 2 и более ошибки в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение

6). Произведите проверку данного сочинения в соответствии с Критериями и свою проверку в баллах зафиксируйте в таблице (Карточка группы пункт №6)

(Каждая группа делает свою оценку сочинения по критериям, затем представляет свою проверку, даёт обоснование выставленным баллам).

(Ответы уч-ся приблизительные: не совсем правильно написано вступление: начинает вводное слово действительно, нет предложения скрепы, нет обоснованного объяснения смысла высказывания (К1), аргументация – первый пример должен быть маленький , беззащитный , иначе слово беззащитный не будет эпитетов (К2) , нет переходов смысловых между абзацами 1 и 2 (К3)

7) Сравните своё оценивание с оцениванием сочинения учителем (Слайд 4)

VI. Закрепление знаний (Этап фиксации предметных, метапредметных и личностных результатов: закрепление навыков анализа исходного текста и создания вторичного текста (сочинения на лингвистическую тему по заданной цитате) в групповой и самостоятельной деятельности).

2.Текст Д.М. Мамина-Сибиряка всем известен. Каждая группа сейчас представит тот языковой материал, который вы отобрали для домашнего сочинения.

Группа 1: Работаем над словосочетанием прилагательное + существительное; показываем роль прилагательного в данном словосочетании.

Группа 2: Работаем с экспрессивной лексикой: эмоционально окрашенными словами, диалектной лексикой.

Группа 3: Для раскрытия смысла цитаты будем брать лексический уровень (эмоционально окрашенные слова) и пунктуацию (например, роль многоточия в тексте).

VIІ. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Что такое, на ваш взгляд, сочинение?

А сочинение на лингвистическую тему?

Чем сочинение на лингвистическую тему отличается от сочинения, например, на морально-этическую тему?

VІII. Домашнее задание.

Написать сочинение на лингвистическую тему. Каждая группа использует указанную ей цитату.

Приложения №1, 2, 3

Приложение №1

План написания сочинения

Вступление

2. комментарий к высказыванию

3. Предложение – скрепа

Основная часть

1 аргумент. Почему автор использует это языковое явление.

2 аргумент. Почему автор использует это языковое явление.

Заключение

Подводится итог высказыванию лингвиста и своему сочинению.

Клише для написания сочинения С15.1

Вступление и переходное предложение

Цитирование автора.

Комментарий к высказыванию.

Переходное предложение

Прямая или косвенная речь.

(Кто?) ….. писал (считал, думал, подчеркивал и т.д.)…

Объяснить языковое явление.

Я согласен с мнением … Чтобы доказать свою точку зрения, вспомню некоторые функции…

Прочитав мнение …, я удивилась тому, что Ознакомившись с мнением …, я тоже задумался над вопросом: а нужны ли … в речи (на письме). Прочитав мнение …, я не мог с ним не согласиться, так как считаю, что …

Попробую разобраться в словах… и приведу примеры из текста …

Объясню слова… примерами из текста …

Аргументы из текста (2. )

Например, (во-первых,) в предложении № ____ автор использует (употребил)…, чтобы показать (чтобы читатель мог понять)…..

А в предложении № ___(во-вторых,) автор использует (употребил) …..

чтобы показать (чтобы читатель мог понять)…..

Еще раз формулируем основное суждение и уже утверждаем его правильность

Мне кажется, я смог объяснить … важность … в речи (в … стиле речи) Я постарался доказать …,

Мне хотелось бы верить в то, что мои рассуждения о роли …, помогут (помогли) … понять их значимость

Таким образом, прав был…

Мне кажется, я смог доказать; я постарался доказать

Критерии оценивания

К1. Правильно ли ученик объясняет смысл высказывания. Фактических ошибок нет (Наличие обоснованного ответа)

Допущена 1 фактическая ошибка

Допущены 2 фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса

К2 Правильно ли приведены примеры? (Наличие примеров- аргументов)

Два аргумента из текста, верно указана их роль в тексте

Два примера из текста, не указана их роль

-два примера-аргумента из текста, но указана роль одного из них

-один пример-аргумент из текста, указана его роль

Один пример-аргумент из текста, не указана его роль

Не приведен ни одного примера-аргумента из текста

К3 Смысловая цельность, речевая связанность, последовательность изложения материала (Наличие абзацев, логика построения текста)

- 1 логическая ошибка и/или нарушение абзацного членения

- более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения

К4Композиционная стройность работы. (Наличие вступления, основной части, заключения, наличие плавных переходов от одной части сочинения к другой)

- Допущена 1 ошибка в построении текста

- Допущено 2 и более ошибки в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение

Приложение №2 РМ для каждой группы.

I.Работа с алгоритмом сочинения (Карточка №1)

ІІ. Прочитайте текст Д.Н.Мамина-Сибиряка с карандашом в руках. (Вариант № 6) По ходу чтения выполните задания, указанные в рамочке.

1.Определите тему текста (О чём рассказывается в этом тексте?) – для этого подчеркните слова, имеющие общий смысловой стержень, в каждом абзаце из выделенных ключевых слов составьте тему текста и на полях пометьте ТТ.

ІІІ. Сверьтесь с предложенным вариантом работы.

Какой языковой материал можно использовать для составления аргументов в рассуждении?

V.Прочитайте сочинение своего сверстника и выскажите своё мнение.

Действительно, мысли и чувства человека находят своё выражение благодаря тонкому и незаменимому инструменту – русскому слову.

VІ. Проверьте сочинение по критериям. Оцените работу ученика в баллах. При оценке работы пользуйтесь критериями оценивания сочинения (Карточка №2) (Слайд №2 табличка оценивания)

VІI. Прокомментируйте свою оценку работы. Сверьте свою проверку сочинения с оцениванием учителя. (Слайд № 3)

VIІI. Домашнее задание.

Выполните работу (напишите сочинение). Для этого:

2.Определитесь, какие языковые явления и понятия вы будете использовать для сочинения-рассуждения. Обсудите это группе.

3. Объясните, почему вы для написания сочинения на лингвистическую тему выбрали именно эти языковые явления.

4. Напишите сочинение (дома). Когда вы будете приводить примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

I.Работа с алгоритмом сочинения (Карточка №1)

ІІ. Прочитайте текст Д.Н.Мамина-Сибиряка с карандашом в руках. (Вариант №6) По ходу чтения выполните задания, указанные в рамочке.

1.Определите тему текста (О чём рассказывается в этом тексте?) – для этого подчеркните слова, имеющие общий смысловой стержень, в каждом абзаце из выделенных ключевых слов составьте тему текста и на полях пометьте ТТ.

ІІІ. Сверьтесь с предложенным вариантом работы.

Какой языковой материал можно использовать для составления аргументов в рассуждении?

V.Прочитайте сочинение своего сверстника и выскажите своё мнение.

Действительно, мысли и чувства человека находят своё выражение благодаря тонкому и незаменимому инструменту – русскому слову.

VІ. Проверьте сочинение по критериям. Оцените работу ученика в баллах. При оценке работы пользуйтесь критериями оценивания сочинения. (Карточка №2) (Слайд №2 табличка оценивания)

Читайте также: