Как писать сочинение по личности
Обновлено: 30.06.2024
В 2021 г. в ЕГЭ по истории обновлено задание 25 по написанию исторического сочинения, за которое можно получить целых 12 первичных баллов из 56, т.е. более 20% всех баллов. Следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл, необходимо научиться писать историческое сочинение.
В варианте ЕГЭ может попасться одна из двух моделей: сочинение по историческому процессу или по исторической личности. Но всегда будет выбор из 3 вариантов (три процесса ИЛИ три исторических личности).
Что же требуется в модели по историческим процессам?
Выпускнику предлагается написать сочинение, в котором необходимо:
- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
- используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного процесса для истории России;
- в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному процессу;
- стараться не допускать фактических ошибок;
- написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.
Что же требуется в модели по историческим личностям?
- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель;
- назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);
- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной выпускником);
- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти;
- в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия;
- стараться не допускать фактических ошибок;
- написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.
Алгоритм выполнения задания 25 на ЕГЭ по истории
Значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на факты (для модели по историческим процессам)
Оценка влияния указанных в сочинении событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты (для модели по историческим личностям)
Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).
Примеры верного раскрытия роли исторической личности:
Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений
Модель 1 – исторические процессы
Борьба Москвы против ордынского владычества во второй половине XIV в.
Выполнен критерий К3 (указана причина битвы на р. Воже)
Выполнен критерий К2 (назван Дмитрий Иванович и охарактеризована его деятельность: указаны конкретные действия и их результат)
Выполнен критерий К3 (указана причина Куликовской битвы)
Выполнен критерий К2 (названы Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, а также охарактеризованы их деятельность: указаны конкретные действия и их результат)
Выполнен критерий К2 (назван Тохтамыш, и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)
Выполнен критерий К3 (указано последствие набега Тохтамыша)
Выполнен критерий К4 (названы последствия и значение процесса через указание конкретных фактов)
Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)
Модель 2 – исторические личности
Петр I
В период правления Петра I, разумеется, следует отметить Северную войну между Россией и Швецией. Причиной войны была необходимость получения Россией выхода к Балтийскому морю, ведь именно от него во многом зависело экономическое развитие России, а также ее статус на мировой арене.
Для достижения данной задачи Пётр I инициировал ряд военных реформ. Готовясь к войне со Швецией, он велел произвести рекрутский набор, которые впоследствии стали постоянными. Также Пётр с целью подготовки собственных офицерских кадров учредил Навигационную, Артиллерийскую и Инженерную школы, а также Морскую академию. В 1716 г. им был издан Воинский устав, определявший службу, права и обязанности военных. Все это позволило создать регулярную армию и победить в Северной войне.
По итогам Северной войны Россия получила выход к Балтике, была провозглашена империей, а Пётр I стал императором.
Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (Северная война) и названа его причина)
Выполнен критерий К2 (назван Петр I и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)
Также важным событием стало основание в 1703 г. Санкт-Петербурга. Причинами его строительства стали необходимость закрепиться в балтийском регионе, а также иметь порт на Балтийском море для торговли со странами Западной Европы.
Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (строительство Санкт-Петербурга) и названа его причина)
Выполнен критерий К2 (назван Доменико Трезини и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)
Выполнен критерий К4 (дана оценка влияния указанных в сочинении событий на дальнейшую историю России)
Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учимся писать историческое сочинение по личности
Личность в истории
Личность в истории — совокупность представлений о месте человека в течение исторического времени и пространства, в частности, о её коллективных, групповых и персональных ролях, общественных, профессиональных, семейных практиках, реальных и возможных жизненных сценариях, связанности конкретной личности с известными событиями, явлениями, процессами, фактами и тому подобное.
Когда мы говорим об исторической личности, делаем привязку к событиям, на которые повлиял человек, изменил ли он ход истории, насколько это было неизбежно и самый главный вопрос - что могло произойти, не будь этого человека?
Именно люди делают историю. Исторические события напрямую связаны с деятельностью человека
Личность не может предвидеть последствия своей деятельности. В процессе исторической деятельности выявляются сильные и слабые стороны личности, что оказывает влияние на историю и дальнейшее влияние на события истории могут открыться только после смерти человека.
Вам необходимо написать последовательный связный текст (историческое сочинение) об ОДНОМ из исторических деятелей: 1) Ярослав Мудрый; 2) А.Д. Меншиков; 3) Г.К. Жуков.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;
– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов,
явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной Вами);
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
В ходе изложения постарайтесь не допускать фактических ошибок.
Демоверсия -2021
К-1 Указание событий (явлений, процессов)
К- 2 Исторические личности и их роли в указанных событиях
(явлениях, процессах)
К-3 причинно-следственные связи
К-4
К- 5 Использование исторической терминологии
К- 5 Наличие фактических ошибок
К- 6 Форма изложения
Критерии к историческому сочинению по личности
2 события
2 личности
2 причины- следствия
Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России
Критерии оценивания- 11 баллов
К 1- Указание событий (явлений, процессов) 2 балла
2 балла- Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель
1 балл- Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель
0 баллов События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно
Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах)- 2 балла
2 балла - Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений,
процессов)
1 балл- Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
0 баллов- Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.
ИЛИ
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).
ИЛИ
Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность, не названа / названа неверно
К 3 Причинно-следственные связи - 2 балла
По данному критерию не засчитываются причинно- следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2
2 балла - Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)
1 балл- Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)
0 баллов- Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны
К. 5 Наличие фактических ошибок (1, 2 или 3 балла по критерию К5 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено
в сумме не менее 5 баллов) 3 балла
3 б- В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
2б- Допущена одна фактическая ошибка
1б - Допущены две фактические ошибки
0б- Допущены три или более фактические ошибки
К 6 Форма изложения (1 балл по критерию К6 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов) 1 балл
1б- Ответ представлен в виде исторического сочинения
(последовательное, связное изложение материала)
0 б- ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений
Продолжительность ЕГЭ по истории
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:
− для каждого задания части 1 – 3–7 минут;
− для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;
− для задания 25 – 40–80 минут.
Для подготовки к экзамену и систематизации материала можно рекомендовать разбить все темы на блоки по периодам (хотя разработчики утверждают, что в задании экзамена не будет привязки к блокам), но это поможет лично вам соотносить личности и процессы, в которых они участвовали
Помните, что в сочинении вам необходимо раскрыть роль 2х личностей, поэтому советую писать сочинение так, чтобы вы могли использовать одно сочинение на две, а то и три темы (Ярослав Мудрый- Митрополит Илларион); (Дмитрий Донской-митрополит Алексий- Сергий Радонежский); (Николай 2- Витте- Столыпин)
Пётр I Великий (1682-1725), царевич Алексей, А.Д. Меншиков, П.И. Ягужинский, Н. Демидов, Д.Трезини Екатерина I (1725-1727), Пётр II (1727-1730), Анна Иоанновна (1730-1740), Иван VI Антонович (1740-1741), Елизавета Петровна (1741-1761), М.В. Ломоносов, К.Б. Растрелли, П.И. Шувалов, А.П. Бестужев Пётр III (1761-1762Екатерина II (1762-1796), Г.А. Потёмкин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, И.П. Кулибин, Е.Р. Воронцова-Дашкова, А.Н. Радищев, ), П.А. Румянцев, С. Салтыков, Г.Г. Орлов, А.Г. Орлов,, В.В. Растрелли, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин
Павел I (1796-1801), П.А. Пален, А.А. Аракчеев
Александр I (1801-1825), М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.Б. Барклай-де Толли, К.И. Нессельроде, Н.М. Муравьёв, П.И. Пестель
Николай I (1825-1855), А.Х. Бенкендорф, М.М. Сперанский, П.Д. Киселёв, Е.Ф. Канкрин, К.И. Нессельроде, П.С. Нахимов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь
Александр II (1855-1881), Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин, Д.А. Милютин, М.Т. Лорис-Меликов,
И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой
Александр III (1881-1894), К.П. Победоносцев, М.Д. Скобелев,
Николай II (1894-1917), С.Ю. Витте, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, П.А. Столыпин
XX век- ХХ1 век ( 1914-2012)
Николай II (1894-1917), Г.Е. Распутин, А.Е. Львов, Л.Г. Корнилов, А.Ф. Керенский (1917), А.В. Колчак, А.И. Деникин, П.Н. Врангель, В.И. Ленин (1917-1924), Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, И.В. Сталин (1924-1953), М.М. Литвинов, В.М. Молотов, Л.М. Каганович, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, С.М. Киров, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия, А.М. Горький, Д.Д. Шостакович, М.А. Шолохов, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущёв (1953-1964), С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин, Л.И. Брежнев (1964-1982), А.Н. Косыгин, М.А. Суслов, А.А. Громыко, Д.Ф. Устинов, А.Д. Сахаров, Ю.В. Андропов (1982-1984), К.У. Черненко (1984-1985), М.С. Горбачёв, Н.И. Рыжков, Э.А. Шеварнадзе, А.Н. Яковлев, Г.А. Янаев, Б.Н. Ельцин (1991-1999), Е.Т. Гайдар, А.Б. Чубайс, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, В.В. Путин
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 596 158 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Учитель 85 стобалльников объясняет, как писать сочинение нового формата ЕГЭ по истории. Если раньше можно было в мае выучить 15 сочинений и они бы с вероятность в 90% попались на экзамене, то теперь это не сработает.
В 2021 году:
- нет примерных тем исторического сочинения
- нет примерных периодов
- нет единства в теме сочинения
Как писать историческое сочинение нового формата?
К сочинению всегда есть 2 подхода:
Эксперты к этому относятся по-разному. Кому-то лучше увидеть сухое сочинение, быстро его проверить и уйти домой. А кому-то нужны глубокие знания.
Как писать историческое сочинение? Хорошая новость: в задании уже многое отражено. Прочитайте внимательно и пойдем разбираться подробно.
Что общего в этих сочинениях? Нужно указать:
- 2 значимых события
- Роль 2-х личностей
- 2 причинно-следственных связи
Как это сделать? Давайте разберем структуру сочинение.
Структура сочинения, которую утвердили эксперты ЕГЭ по истории, с которыми я сотрудничаю:
Почему 3 комбинации событие+роль+причина? Это перестраховка, если вам что-то не засчитают.
- Одна роль/причина может показаться эксперту слабой, и он её не засчитает – это потеря 1 балла
- Если вы напишете 2 роли/2 причины и в одной из них ошибетесь, то потеряете сразу 2 балла по 2-м критериям
- А если напишете 3 комбинации, то при ошибке в роли/причине потеряете только 1 балл
- Если 1 роль/причину просто не засчитают, то ничего не потеряете!
Стратегия подготовки к сочинению:
- Понять, как писать сочинение (над этим вы работаете прямо сейчас!)
- Учить историю и постепенно разбираться с сочинением на практике
План подготовки и самые важные даты оставлю для вас в конце статьи :)
3. Проработать несколько веков, которые скорее всего будут на экзамене (19 и 20 века будут с вероятность 99%)
Главное, чему стоит научиться – четко видеть критерии в своим сочинении!
К1 – указать несколько событий/процессов периода
Самый простой критерий, по нему всегда можно заработать балл, просто перечислив события/процессы, раскрывать их не нужно
К2 – роли личностей
Самый сложный критерий! На нем большинство ребят теряют баллы. Не все репетиторы, а школьные учителя тем более, понимают, как правильно их писать. Роли должны быть конкретными, значимыми и волевыми. Жил, участвовал, являлся, руководил – забудьте про эти слова!
Иван Грозный ввел опричнину – это ни о чем.
Иван Грозный уехал в Александровкую слободу, отправил письмо в Москву, что он отрекается от престола, тем самым ввел ввёл опричнину, которая. – так можно!
Идеальный вид – глагол + глагол + значимость
Ещё пример: Меншиков собрал войска, отдал приказ о преследовании шведов и лично преследовал и проводил их вплоть до места их окружения и принял капитуляцию, что позволило разгромить шведскую армию.
К3 – причины
Укажите и причины, и следствия (хоть они не прописаны в критериях, для многих экспертов это принципиально важно). Как говорится, есть критерии, а есть реальность :)
Напишите четко – "причиной послужило", "следствием является". Упростите эксперту проверку.
Идеальный формат – причинами было *это* и *это*, следствиями было *это* и *это*, то есть указать 2 элемента
Важный момент – нельзя писать роль и причину в одном предложении. "Причиной Северной войны было то, что Петр 1 нашел союзников" – это не засчитывается.
К4 – влияние на дальнейшую историю
С этим критерием тоже часто возникают проблемы у ребят.
Нужно указать конкретное влияние конкретных событий на конкретные события.
Пример: за счет того, что Россия получила выход к Балтийскому морю, Россия стала претендовать на Финляндию и вводить её в свою сферу влияния, за счет чего в начале 19 века была присоединена Финляндия.
И таких связок должно быть несколько!
Важный момент – влияние выходит за рамки жизни личности или за рамки процесса, о котором вы пишете. Например, в сочинении по личностям вам не дадут Горбачева, потому что он до сих пор жив :)
К5 – термины
В сочинении должны быть правильно использованы исторические понятия. Земщина, опричнина, русско-турецкая война, отмена крепостного права, названия договоров и др. – это всё считается как термин. Объяснять термины не нужно!
Следующие критерии не начисляются, если по К1-К4 набрано меньше 6 баллов. Если вы указали 2 причины, 2 события, но не указали роли – то по следующим критериям баллов не будет.
К6 – ошибки
Никаких спорных моментов в сочинении быть не должно. Даты и инициалы писать не обязательно в большинстве случаев, но есть исключения.
К7 – формат сочинения
Никаких нумерованных списков, формат сочинения должен быть четкий и ясный.
А теперь пример исторического сочинения!
Проследите в нем всё то, о чем мы говорили.
Получить второй пример сочинения по истории нового формата и полный конспект с занятия можно по ссылке (нажмите, чтобы перейти) .
Ещё раз напоминаю, что в 2021 году:
- нет примерных тем
- нет примерных периодов
- нет единства в теме сочинения
Как быть? Тренироваться и понимать программу.
В этом году только тот человек, который знает программу ЕГЭ по истории сможет написать сочинение на высокий балл. Это справедливо.
Мои ученики за год своими руками отпишут все возможные сочинения и получат не только сочинения в идеальном виде, но и умение их писать и получать максимам баллов при проверке экспертом. Чтобы получать бесплатные уроки по истории и авторские материалы для подготовки от Али Виноградовой, подпишитесь на еженедельную историческую рассылку .
Готовьтесь к ЕГЭ, пока все отдыхают.
Качественное эссе по истории должно полностью соответствовать критериям, на которые опираются эксперты при проверке работы.
Задание 29 ЕГЭ по истории на написание исторического сочинения может встретиться в двух видах:
- Сочинение по одному из трех исторических процессов
- Сочинение по одному из трёх исторических деятелей
Если Вы пишете сочинение по историческому процессу, то примерная абзацная структура Вашей работы может быть следующей:
1 абзац
Во вступлении необходимо сообщить, какой исторический процесс Вы выбрали, какие события (явления, процессы) происходили в нем, а также можно обозначить исторических деятелей, принимавших участие в обозначенных событиях
2 абзац
Здесь нужно упомянуть первое событие (явление, процесс), произошедшее в рамках выбранного процесса, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + упомянуть личность, участвовавшую в событии и раскрыть ее роль/значение в указанном событии
3 абзац
В третьем абзаце следует так же подробно, как и во втором абзаце, расписать второе событие (явление, процесс), произошедшее в рамках выбранного процесса, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + упомянуть еще одну личность, участвовавшую в этом событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии
4 абзац
В заключение исторического сочинения следует оценить значение выбранного исторического процесса для истории России (или найти последствия, к которым данный процесс привел).
Остановимся подробнее на некоторых критериях.
К2. Исторические личности и их роль
Практика показывает, что следующие глаголы экспертами не засчитываются и их использовать не нужно:
- Родился (в 1928 году);
- Руководил (войском, полком и т.д.);
- Командовал (отрядом и пр.);
- Думал (над проведением реформы);
- Победил (в войне);
- Размышлял (над чем-то);
- Женился (на царевне);
- Взошел на престол.
Все перечисленные выше глаголы не раскрывают роль личности в событиях, поскольку они не подразумевают совершения действий, требующих усилий и воли самого деятеля. Тот факт, что Петр I размышлял над чем-то, никак не раскрывает его роль; то, что он родился в 1672 году — тоже.
Однако если Вы используете глаголы (лучше сразу несколько), позволяющие передать волевые действия, Вы получите максимальный балл по К2:
- инициировал (принятие закона);
- сказал (напутственные слова солдатам, что воодушевило их);
- выступил с инициативой (о создании нового вида войск);
- отдал приказ (идти в атаку);
- разработал (положения реформы);
- убедил (противника подписать мирный договор);
- предложил (ликвидировать крепостное право) и т.д.
Обратите внимание!
К3. Причинно-следственные связи
Для получения максимального балла по К3 необходимо прописать причины (предпосылки) указанных событий и следствия, к которым они привели.
Для обозначения причины НЕ НУЖНО использовать следующие глаголы (они носят субъективный характер):
- хотел (получить выход к Черному морю);
- желал (победить Швецию в войне);
- думал (о необходимости вхождения в Антанту);
- не любил (Карла XII и поэтому начал с ним войну) и т.д.
Глаголы (фразы), которые правильно передают причину (предпосылку):
- Причиной начала Северной войны стала необходимость выхода в Балтийское море для развития и углубления торговых отношений с западноевропейскими государствами;
- Причиной принятия Соборного уложения стала необходимость появления единого свода законов, которому подчинялось бы всё население России, а также потребность в законодательном закреплении крепостного права, удобного высшему сословию.
Переходя к указанию последствий событий, не забывайте, что писать о том, что произошло в ходе (или в конце) самого события, неверно:
- Последствием Великой Отечественной войны стала победа Советского союза (победа — не последствие, а результат самого события);
- К последствиям битвы у деревни Лесная относится победа русского войска над Швецией (аналогично: победа — не последствие, а результат, часть самого события);
Если Вы пишете сочинение по исторической личности, то абзацная структура Вашей работы может быть такой:
1 абзац
Во вступлении необходимо сообщить, какую историческую личность Вы выбрали, какие события (явления, процессы) происходили при её жизни, а также кто еще участвовал в них.
2 абзац
Здесь нужно упомянуть первое событие (явление, процесс), в котором участвовала выбранная личность, указать причину возникновения данного события и последствие, к которому оно привело + упомянуть личность, участвовавшую в событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии (с помощью глагольных форм)
3 абзац
В третьем абзаце следует так же подробно, как и во втором абзаце, расписать второе событие (явление, процесс), произошедшее при жизни выбранного исторического деятеля, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + назвать еще одну личность, участвовавшую в этом событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии
4 абзац
В заключение исторического сочинения следует сделать вывод, указав влияние событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России.
Шаблоны, фразы и глагольные формы, которые рекомендуется и не рекомендуется использовать при написании исторического сочинения по личности, совпадают с теми, что были даны выше для сочинения по историческому процессу.
Читайте также: