Как писать сочинение по личности

Обновлено: 30.06.2024

В 2021 г. в ЕГЭ по истории обновлено задание 25 по написанию исторического сочинения, за которое можно получить целых 12 первичных баллов из 56, т.е. более 20% всех баллов. Следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл, необходимо научиться писать историческое сочинение.

В варианте ЕГЭ может попасться одна из двух моделей: сочинение по историческому процессу или по исторической личности. Но всегда будет выбор из 3 вариантов (три процесса ИЛИ три исторических личности).

Что же требуется в модели по историческим процессам?

Выпускнику предлагается написать сочинение, в котором необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных личностей в этих событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;
  • используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного процесса для истории России;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному процессу;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Что же требуется в модели по историческим личностям?

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель;
  • назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной выпускником);
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Алгоритм выполнения задания 25 на ЕГЭ по истории

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на факты (для модели по историческим процессам)

Оценка влияния указанных в сочинении событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты (для модели по историческим личностям)

Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).

Примеры верного раскрытия роли исторической личности:

Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений

Модель 1 – исторические процессы

Борьба Москвы против ордынского владычества во второй половине XIV в.

Выполнен критерий К3 (указана причина битвы на р. Воже)

Выполнен критерий К2 (назван Дмитрий Иванович и охарактеризована его деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указана причина Куликовской битвы)

Выполнен критерий К2 (названы Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, а также охарактеризованы их деятельность: указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К2 (назван Тохтамыш, и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К3 (указано последствие набега Тохтамыша)

Выполнен критерий К4 (названы последствия и значение процесса через указание конкретных фактов)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

Модель 2 – исторические личности

Петр I

В период правления Петра I, разумеется, следует отметить Северную войну между Россией и Швецией. Причиной войны была необходимость получения Россией выхода к Балтийскому морю, ведь именно от него во многом зависело экономическое развитие России, а также ее статус на мировой арене.

Для достижения данной задачи Пётр I инициировал ряд военных реформ. Готовясь к войне со Швецией, он велел произвести рекрутский набор, которые впоследствии стали постоянными. Также Пётр с целью подготовки собственных офицерских кадров учредил Навигационную, Артиллерийскую и Инженерную школы, а также Морскую академию. В 1716 г. им был издан Воинский устав, определявший службу, права и обязанности военных. Все это позволило создать регулярную армию и победить в Северной войне.

По итогам Северной войны Россия получила выход к Балтике, была провозглашена империей, а Пётр I стал императором.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (Северная война) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Петр I и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Также важным событием стало основание в 1703 г. Санкт-Петербурга. Причинами его строительства стали необходимость закрепиться в балтийском регионе, а также иметь порт на Балтийском море для торговли со странами Западной Европы.

Выполнены критерии К1 и К3 (указано событие (строительство Санкт-Петербурга) и названа его причина)

Выполнен критерий К2 (назван Доменико Трезини и охарактеризована его деятельность – указаны конкретные действия и их результат)

Выполнен критерий К4 (дана оценка влияния указанных в сочинении событий на дальнейшую историю России)

Также в сочинении используется историческая терминология (К5), отсутствуют фактические ошибки (К6), ответ представляет собой последовательное, связное изложение материала (К7)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учимся писать историческое сочинение по личности

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учимся писать историческое сочинение по личности

Учимся писать историческое сочинение по личности

Личность в историиЛичность в истории — совокупность представлений о месте чел.

Личность в истории
Личность в истории — совокупность представлений о месте человека в течение исторического времени и пространства, в частности, о её коллективных, групповых и персональных ролях, общественных, профессиональных, семейных практиках, реальных и возможных жизненных сценариях, связанности конкретной личности с известными событиями, явлениями, процессами, фактами и тому подобное.

Когда мы говорим об исторической личности, делаем привязку к событиям, на кот.

Когда мы говорим об исторической личности, делаем привязку к событиям, на которые повлиял человек, изменил ли он ход истории, насколько это было неизбежно и самый главный вопрос - что могло произойти, не будь этого человека?
Именно люди делают историю. Исторические события напрямую связаны с деятельностью человека
Личность не может предвидеть последствия своей деятельности. В процессе исторической деятельности выявляются сильные и слабые стороны личности, что оказывает влияние на историю и дальнейшее влияние на события истории могут открыться только после смерти человека.

Вам необходимо написать последовательный связный текст (историческое сочинени.

Вам необходимо написать последовательный связный текст (историческое сочинение) об ОДНОМ из исторических деятелей: 1) Ярослав Мудрый; 2) А.Д. Меншиков; 3) Г.К. Жуков.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;
– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов,
явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной Вами);
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
В ходе изложения постарайтесь не допускать фактических ошибок.
Демоверсия -2021

К-1 Указание событий (явлений, процессов) К- 2 Исторические личности и их рол.

К-1 Указание событий (явлений, процессов)
К- 2 Исторические личности и их роли в указанных событиях
(явлениях, процессах)
К-3 причинно-следственные связи
К-4
К- 5 Использование исторической терминологии
К- 5 Наличие фактических ошибок
К- 6 Форма изложения
Критерии к историческому сочинению по личности
2 события
2 личности
2 причины- следствия
Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России

Назвать 2 события , в которых принимала участие выбранная личность + раскрыт.

Критерии оценивания- 11 баллов К 1- Указание событий (явлений, процессов) 2.

Критерии оценивания- 11 баллов
К 1- Указание событий (явлений, процессов) 2 балла
2 балла- Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель

1 балл- Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель

0 баллов События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно

Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процесс.

Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах)- 2 балла

2 балла - Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений,
процессов)
1 балл- Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
0 баллов- Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.
ИЛИ
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).
ИЛИ
Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность, не названа / названа неверно

К 3 Причинно-следственные связи - 2 балла По данному критерию не засчитываютс.

К 3 Причинно-следственные связи - 2 балла

По данному критерию не засчитываются причинно- следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2
2 балла - Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)
1 балл- Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)
0 баллов- Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны

К4 Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбран.

К. 5 Наличие фактических ошибок (1, 2 или 3 балла по критерию К5 может быть в.

К. 5 Наличие фактических ошибок (1, 2 или 3 балла по критерию К5 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено
в сумме не менее 5 баллов) 3 балла

3 б- В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки
2б- Допущена одна фактическая ошибка
1б - Допущены две фактические ошибки
0б- Допущены три или более фактические ошибки

К 6 Форма изложения (1 балл по критерию К6 может быть выставлен только в случ.

К 6 Форма изложения (1 балл по критерию К6 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов) 1 балл

1б- Ответ представлен в виде исторического сочинения
(последовательное, связное изложение материала)

0 б- ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

Продолжительность ЕГЭ по истории На выполнение экзаменационной работы по ист.

Продолжительность ЕГЭ по истории
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:
− для каждого задания части 1 – 3–7 минут;
− для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;
− для задания 25 – 40–80 минут.

Для подготовки к экзамену и систематизации материала можно рекомендовать разб.

Для подготовки к экзамену и систематизации материала можно рекомендовать разбить все темы на блоки по периодам (хотя разработчики утверждают, что в задании экзамена не будет привязки к блокам), но это поможет лично вам соотносить личности и процессы, в которых они участвовали
Помните, что в сочинении вам необходимо раскрыть роль 2х личностей, поэтому советую писать сочинение так, чтобы вы могли использовать одно сочинение на две, а то и три темы (Ярослав Мудрый- Митрополит Илларион); (Дмитрий Донской-митрополит Алексий- Сергий Радонежский); (Николай 2- Витте- Столыпин)

1 блок (от восточных славян до конца 17 века)Аскольд, Дир Рюрик (862-879) О.

Пётр I Великий (1682-1725), царевич Алексей, А.Д. Меншиков, П.И. Ягужинский, Н. Демидов, Д.Трезини Екатерина I (1725-1727), Пётр II (1727-1730), Анна Иоанновна (1730-1740), Иван VI Антонович (1740-1741), Елизавета Петровна (1741-1761), М.В. Ломоносов, К.Б. Растрелли, П.И. Шувалов, А.П. Бестужев Пётр III (1761-1762Екатерина II (1762-1796), Г.А. Потёмкин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, И.П. Кулибин, Е.Р. Воронцова-Дашкова, А.Н. Радищев, ), П.А. Румянцев, С. Салтыков, Г.Г. Орлов, А.Г. Орлов,, В.В. Растрелли, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин
Павел I (1796-1801), П.А. Пален, А.А. Аракчеев
Александр I (1801-1825), М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.Б. Барклай-де Толли, К.И. Нессельроде, Н.М. Муравьёв, П.И. Пестель
Николай I (1825-1855), А.Х. Бенкендорф, М.М. Сперанский, П.Д. Киселёв, Е.Ф. Канкрин, К.И. Нессельроде, П.С. Нахимов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь
Александр II (1855-1881), Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин, Д.А. Милютин, М.Т. Лорис-Меликов,
И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой
Александр III (1881-1894), К.П. Победоносцев, М.Д. Скобелев,
Николай II (1894-1917), С.Ю. Витте, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, П.А. Столыпин

XX век- ХХ1 век ( 1914-2012) Николай II (1894-1917), Г.Е. Распутин, А.Е. Ль.

XX век- ХХ1 век ( 1914-2012)
Николай II (1894-1917), Г.Е. Распутин, А.Е. Львов, Л.Г. Корнилов, А.Ф. Керенский (1917), А.В. Колчак, А.И. Деникин, П.Н. Врангель, В.И. Ленин (1917-1924), Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, И.В. Сталин (1924-1953), М.М. Литвинов, В.М. Молотов, Л.М. Каганович, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, С.М. Киров, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, Г.Г. Ягода, Н.И. Ежов, Л.П. Берия, А.М. Горький, Д.Д. Шостакович, М.А. Шолохов, Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущёв (1953-1964), С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин, Л.И. Брежнев (1964-1982), А.Н. Косыгин, М.А. Суслов, А.А. Громыко, Д.Ф. Устинов, А.Д. Сахаров, Ю.В. Андропов (1982-1984), К.У. Черненко (1984-1985), М.С. Горбачёв, Н.И. Рыжков, Э.А. Шеварнадзе, А.Н. Яковлев, Г.А. Янаев, Б.Н. Ельцин (1991-1999), Е.Т. Гайдар, А.Б. Чубайс, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, В.В. Путин


2. Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭ - Авторский сайт.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 596 158 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Учитель 85 стобалльников объясняет, как писать сочинение нового формата ЕГЭ по истории. Если раньше можно было в мае выучить 15 сочинений и они бы с вероятность в 90% попались на экзамене, то теперь это не сработает.

В 2021 году:

  • нет примерных тем исторического сочинения
  • нет примерных периодов
  • нет единства в теме сочинения

Как писать историческое сочинение нового формата?

К сочинению всегда есть 2 подхода:

Эксперты к этому относятся по-разному. Кому-то лучше увидеть сухое сочинение, быстро его проверить и уйти домой. А кому-то нужны глубокие знания.

Как писать историческое сочинение? Хорошая новость: в задании уже многое отражено. Прочитайте внимательно и пойдем разбираться подробно.

Что общего в этих сочинениях? Нужно указать:

  1. 2 значимых события
  2. Роль 2-х личностей
  3. 2 причинно-следственных связи

Как это сделать? Давайте разберем структуру сочинение.

Структура сочинения, которую утвердили эксперты ЕГЭ по истории, с которыми я сотрудничаю:

Почему 3 комбинации событие+роль+причина? Это перестраховка, если вам что-то не засчитают.

  • Одна роль/причина может показаться эксперту слабой, и он её не засчитает – это потеря 1 балла
  • Если вы напишете 2 роли/2 причины и в одной из них ошибетесь, то потеряете сразу 2 балла по 2-м критериям
  • А если напишете 3 комбинации, то при ошибке в роли/причине потеряете только 1 балл
  • Если 1 роль/причину просто не засчитают, то ничего не потеряете!

Стратегия подготовки к сочинению:

  1. Понять, как писать сочинение (над этим вы работаете прямо сейчас!)
  2. Учить историю и постепенно разбираться с сочинением на практике

План подготовки и самые важные даты оставлю для вас в конце статьи :)

3. Проработать несколько веков, которые скорее всего будут на экзамене (19 и 20 века будут с вероятность 99%)

Главное, чему стоит научиться – четко видеть критерии в своим сочинении!

К1 – указать несколько событий/процессов периода

Самый простой критерий, по нему всегда можно заработать балл, просто перечислив события/процессы, раскрывать их не нужно

К2 – роли личностей

Самый сложный критерий! На нем большинство ребят теряют баллы. Не все репетиторы, а школьные учителя тем более, понимают, как правильно их писать. Роли должны быть конкретными, значимыми и волевыми. Жил, участвовал, являлся, руководил – забудьте про эти слова!

Иван Грозный ввел опричнину – это ни о чем.

Иван Грозный уехал в Александровкую слободу, отправил письмо в Москву, что он отрекается от престола, тем самым ввел ввёл опричнину, которая. – так можно!

Идеальный вид – глагол + глагол + значимость

Ещё пример: Меншиков собрал войска, отдал приказ о преследовании шведов и лично преследовал и проводил их вплоть до места их окружения и принял капитуляцию, что позволило разгромить шведскую армию.

К3 – причины

Укажите и причины, и следствия (хоть они не прописаны в критериях, для многих экспертов это принципиально важно). Как говорится, есть критерии, а есть реальность :)

Напишите четко – "причиной послужило", "следствием является". Упростите эксперту проверку.

Идеальный формат – причинами было *это* и *это*, следствиями было *это* и *это*, то есть указать 2 элемента

Важный момент – нельзя писать роль и причину в одном предложении. "Причиной Северной войны было то, что Петр 1 нашел союзников" – это не засчитывается.

К4 – влияние на дальнейшую историю

С этим критерием тоже часто возникают проблемы у ребят.

Нужно указать конкретное влияние конкретных событий на конкретные события.

Пример: за счет того, что Россия получила выход к Балтийскому морю, Россия стала претендовать на Финляндию и вводить её в свою сферу влияния, за счет чего в начале 19 века была присоединена Финляндия.

И таких связок должно быть несколько!

Важный момент – влияние выходит за рамки жизни личности или за рамки процесса, о котором вы пишете. Например, в сочинении по личностям вам не дадут Горбачева, потому что он до сих пор жив :)

К5 – термины

В сочинении должны быть правильно использованы исторические понятия. Земщина, опричнина, русско-турецкая война, отмена крепостного права, названия договоров и др. – это всё считается как термин. Объяснять термины не нужно!

Следующие критерии не начисляются, если по К1-К4 набрано меньше 6 баллов. Если вы указали 2 причины, 2 события, но не указали роли – то по следующим критериям баллов не будет.

К6 – ошибки

Никаких спорных моментов в сочинении быть не должно. Даты и инициалы писать не обязательно в большинстве случаев, но есть исключения.

К7 – формат сочинения

Никаких нумерованных списков, формат сочинения должен быть четкий и ясный.

А теперь пример исторического сочинения!

Проследите в нем всё то, о чем мы говорили.

Получить второй пример сочинения по истории нового формата и полный конспект с занятия можно по ссылке (нажмите, чтобы перейти) .

Ещё раз напоминаю, что в 2021 году:

  • нет примерных тем
  • нет примерных периодов
  • нет единства в теме сочинения

Как быть? Тренироваться и понимать программу.

В этом году только тот человек, который знает программу ЕГЭ по истории сможет написать сочинение на высокий балл. Это справедливо.

Мои ученики за год своими руками отпишут все возможные сочинения и получат не только сочинения в идеальном виде, но и умение их писать и получать максимам баллов при проверке экспертом. Чтобы получать бесплатные уроки по истории и авторские материалы для подготовки от Али Виноградовой, подпишитесь на еженедельную историческую рассылку .

Готовьтесь к ЕГЭ, пока все отдыхают.

Качественное эссе по истории должно полностью соответствовать критериям, на которые опираются эксперты при проверке работы.

Задание 29 ЕГЭ по истории на написание исторического сочинения может встретиться в двух видах:

  1. Сочинение по одному из трех исторических процессов
  2. Сочинение по одному из трёх исторических деятелей

Если Вы пишете сочинение по историческому процессу, то примерная абзацная структура Вашей работы может быть следующей:

1 абзац

Во вступлении необходимо сообщить, какой исторический процесс Вы выбрали, какие события (явления, процессы) происходили в нем, а также можно обозначить исторических деятелей, принимавших участие в обозначенных событиях

2 абзац

Здесь нужно упомянуть первое событие (явление, процесс), произошедшее в рамках выбранного процесса, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + упомянуть личность, участвовавшую в событии и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

3 абзац

В третьем абзаце следует так же подробно, как и во втором абзаце, расписать второе событие (явление, процесс), произошедшее в рамках выбранного процесса, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + упомянуть еще одну личность, участвовавшую в этом событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

4 абзац

В заключение исторического сочинения следует оценить значение выбранного исторического процесса для истории России (или найти последствия, к которым данный процесс привел).

Остановимся подробнее на некоторых критериях.

К2. Исторические личности и их роль

Практика показывает, что следующие глаголы экспертами не засчитываются и их использовать не нужно:

  • Родился (в 1928 году);
  • Руководил (войском, полком и т.д.);
  • Командовал (отрядом и пр.);
  • Думал (над проведением реформы);
  • Победил (в войне);
  • Размышлял (над чем-то);
  • Женился (на царевне);
  • Взошел на престол.

Все перечисленные выше глаголы не раскрывают роль личности в событиях, поскольку они не подразумевают совершения действий, требующих усилий и воли самого деятеля. Тот факт, что Петр I размышлял над чем-то, никак не раскрывает его роль; то, что он родился в 1672 году — тоже.

Однако если Вы используете глаголы (лучше сразу несколько), позволяющие передать волевые действия, Вы получите максимальный балл по К2:

  • инициировал (принятие закона);
  • сказал (напутственные слова солдатам, что воодушевило их);
  • выступил с инициативой (о создании нового вида войск);
  • отдал приказ (идти в атаку);
  • разработал (положения реформы);
  • убедил (противника подписать мирный договор);
  • предложил (ликвидировать крепостное право) и т.д.

Обратите внимание!

К3. Причинно-следственные связи

Для получения максимального балла по К3 необходимо прописать причины (предпосылки) указанных событий и следствия, к которым они привели.

Для обозначения причины НЕ НУЖНО использовать следующие глаголы (они носят субъективный характер):

  • хотел (получить выход к Черному морю);
  • желал (победить Швецию в войне);
  • думал (о необходимости вхождения в Антанту);
  • не любил (Карла XII и поэтому начал с ним войну) и т.д.

Глаголы (фразы), которые правильно передают причину (предпосылку):

  • Причиной начала Северной войны стала необходимость выхода в Балтийское море для развития и углубления торговых отношений с западноевропейскими государствами;
  • Причиной принятия Соборного уложения стала необходимость появления единого свода законов, которому подчинялось бы всё население России, а также потребность в законодательном закреплении крепостного права, удобного высшему сословию.

Переходя к указанию последствий событий, не забывайте, что писать о том, что произошло в ходе (или в конце) самого события, неверно:

  • Последствием Великой Отечественной войны стала победа Советского союза (победа — не последствие, а результат самого события);
  • К последствиям битвы у деревни Лесная относится победа русского войска над Швецией (аналогично: победа — не последствие, а результат, часть самого события);

Если Вы пишете сочинение по исторической личности, то абзацная структура Вашей работы может быть такой:

1 абзац

Во вступлении необходимо сообщить, какую историческую личность Вы выбрали, какие события (явления, процессы) происходили при её жизни, а также кто еще участвовал в них.

2 абзац

Здесь нужно упомянуть первое событие (явление, процесс), в котором участвовала выбранная личность, указать причину возникновения данного события и последствие, к которому оно привело + упомянуть личность, участвовавшую в событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии (с помощью глагольных форм)

3 абзац

В третьем абзаце следует так же подробно, как и во втором абзаце, расписать второе событие (явление, процесс), произошедшее при жизни выбранного исторического деятеля, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + назвать еще одну личность, участвовавшую в этом событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

4 абзац

В заключение исторического сочинения следует сделать вывод, указав влияние событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России.

Шаблоны, фразы и глагольные формы, которые рекомендуется и не рекомендуется использовать при написании исторического сочинения по личности, совпадают с теми, что были даны выше для сочинения по историческому процессу.

Читайте также: