Сочинение всемирная отзывчивость русской литературы

Обновлено: 06.07.2024

Заключая только что цитированные высказывания, Фёдор Михайлович пишет: «Вы верите (да и я с вами) в общечеловечность, то есть в то, что падут когда-нибудь перед светом разума и сознания, естественные преграды и предрассудки, разделяющие до сих пор свободное общение наций эгоизмом национальных требований, и что тогда только народы заживут одним духом и ладом, как братья, разумно и любовно стремясь к общей гармонии.

С виду просто, но как глубоко по сути! Иметь в качестве главной национальной идеи общечеловеческое единение! Совместимы ли такие противоположности? Какая требуется для этого широта сознания! А подлинная широта сознания может основываться только на его глубине, чтобы не распасться на частные (разделённые национальными эгоизмами) фрагменты и не распылиться в конечном счёте в ничто. Если понимать единство народов как отказ от национальных различий, то это будет подобно исполнению музыкального произведения в унисон. Однако насколько же прекрасней, мощней, выразительней симфония, богатая оттенками, разнообразием звучаний, и всё-таки объединяющая все их.

Национальная идея как сохранение своей обособленности, будет бояться внешних влияний, их размывающего воздействия на самобытность народа. Но как раз такой боязни и нет в русском народе, что признавалось даже теми, кто не одобрял его широкую восприимчивость как склонность к пустому обезьяньему подражанию. Не одобряли противники реформ Петра 1-го, не одобрял даже А.С. Грибоедов устами своего любимого героя: «Ах, если рождены мы всё перенимать,

Ф.М. Достоевскому великая роль России открылась через восприятие достижений культуры, в первую очередь — художественной литературы XIX века и её непревзойденного родоначальника А.С. Пушкина. «В Пушкине две главные мысли — и обе они заключают в себе прообраз всего будущего назначения и всей будущей цели России, а стало быть и всей будущей судьбы нашей. Первая мысль — всемирностъ России, её отзывчивость и действительное, бесспорное и глубочайшее родство её гения с гениями всех времен и народов мира. Эта мысль выражена Пушкиным не как одно только указание, учение или теория, не как мечтание или просто чувство, но исполнена им на деле, заключена вековечно в гениальных созданиях его и доказана ими. Он человек древнего мира, он и германец, он и англичанин, глубоко сознающий гений свой, тоску своего стремления, он и поэт Востока. Всем этим народам он сказал и заявил, что русский гений знает их, понял их, соприкоснулся им как родной, что он может перевоплощаться в них во всей полноте, что лишь одному только русскому духу дана всемирностъ, дано назначение в будущем постигнуть и объединить всё многоразличие национальностей и снять все противоречия их. Другая мысль Пушкина — это поворот его к народу и упование единственно на силу его, завет того, что лишь в народе и в одном только народе обретём мы всецело весь наш русский гений и сознание назначения его. И это, опять-таки, Пушкин не только указал, но и совершил первый на деле.

Понятие народности многозначно, и разные люди вкладывали в него разный смысл. Первоначально оно входило в русскую культуру как признание образованной публикой фундаментальной роли того большинства населения, которое вынуждено было проводить жизнь в тяжёлом физическом труде, в бедности, неграмотности, в бесправном состоянии личной закрепощённости. В образе жизни этого так называемого “простого народа” начали замечать нравственное благородство, находить мудрость в устном народном творчестве, красоту в народных песнях и плясках. Поверхностное сочувствие к народу - труженику, кормильцу, защитнику выражалось в подражании его речи, одежде, обрядам, а самые искренние и решительные народолюбцы стремились уничтожить гнёт господствующих классов и в первую очередь самодержавную власть царя.

Интерес к народу и стремление найти пути улучшения его жизни повлекли за собой переход к пониманию истории как процесса, в котором определяющую роль играет не столько воля лиц, стоящих у кормила власти, сколько объективные закономерности сложных взаимодействий больших масс людей между собой и с природной средой. Параллельно с формированием наук об обществе делались крупные шаги в философском, религиозном, художественном осмыслении истории. Так тема народности от внимания и сочувствия лучших представителей привилегированных слоев общества к слоям угнетенным постепенно расширялась до интереса к смыслу существования, путям и целям развития всего человечества и в свете этих проблем — к роли и задачам русского народа во всемирной истории.

В понимании русской идеи Ф.М. Достоевским и Вл. С. Соловьёвым есть то сходство, что оба мыслителя высоко ценили широту самосознания русского народа, позволяющую ему вмещать полезные для эволюции достижения других народов, укрепляться во взаимодействиях с ними. Об этой доказанной многовековой историей способности русского народа перерабатывать внешние влияния, не утрачивая своей самобытности, писал прежде Достоевского и Вл.

Но Ф.М. Достоевский все-таки не избежал эклектической противоречивости в некоторых своих оценках исторического процесса. Он не увидел, что освобождение любимого им русского народа от нищенского, бесправного, угнетённого состояния является не менее высокой и великодушной целью, чем защита болгар от Турции, и что если нет иного пути для достижения этой цели, то и на вооруженную борьбу за своё освобождение народ имеет нравственное право. Не приемля вооруженную борьбу народа с угнетающими его эксплуататорскими слоями своей же страны, Достоевский, в качестве проповедника христианства, мог считать себя правым с точки зрения если не вечности, то далёкого будущего, и с точки зрения принципиальной чистоты и цельности Учения Христа. Но при этом он был неправ, не сумев адекватно оценить обстоятельства реальной жизни людей. Церковная проповедь долготерпения оборачивается различными сторонами к угнетенным и угнетателям. Для угнетателей, эксплуататоров, это терпение, как “жизнь в удовольствие”: чем больше длится терпение угнетённых, тем дольше сохраняются привилегии угнетателей. Лишь исключительно редкие натуры вроде Льва Толстого испытывали муки совести от продления своей барской жизни, а подавляющему большинству господ только это продление и дорого. Для угнетенных же людей бесконечное терпение означает бесконечное продление их мук. Поэтому человечней и добрей на деле был Н.А. Некрасов, прорекавший Еремушке: «Будешь редкое явление, Необузданную, дикую

Чудо родины своей; К угнетателям вражду

Не холопское терпение И доверенность великую

История убедительно показала, что ни при жизни Достоевского, ни в последующие полвека, не было реальной надежды на то, что господствующие классы добровольно поступятся частью своих доходов для существенного улучшения жизни эксплуатируемого большинства общества. И только социалистическая революция, совершённая и защищённая рабочими и крестьянами России, вынудила правящие классы капиталистического Запада пойти на минимальные уступки трудящимся своих стран, усилив одновременно эксплуатацию стран колониальных и слаборазвитых. Коммунисты никогда не были противниками бескровного перехода к бесклассовому обществу, в котором не будет эксплуатации людей. Еще Маркс и- Энгельс заявили о готовности рабочего класса “откупиться” от буржуазии ради мирного перехода к социализму. Но коммунисты, как реалисты, не могли согласиться на бесконечно долгое сохранение нищенского и бес-

правного прозябания большинства народа. Коммунисты сумели правильно понять и выразить глубокие чаяния народа и организовать борьбу за их осуществление, не упустив наиболее подходящий исторический момент. Без народной поддержки не устояли бы коммунисты у власти в годы тяжелейших испытаний и напряжения всех сил. Что же касается убеждения личным примером, бескорыстием, любовью, то эти средства коммунисты применяли на деле в большей мере, чем кто-либо другой. А чем ещё они могли увлечь за собой людей, когда революционеры преследовались, когда политическое принуждение применялось противостоящим им буржуазно - помещичьим государством? Великая Октябрьская социалистическая революция прокатилась по России практически бескровно, а гражданскую войну начали и развили при поддержке внешней интервенции отстранённые от власти господствующие классы. Разве не имела права на самозащиту народная революция? Опыт всех крестьянских восстаний в Западной Европе и в России, опыт Парижской Коммуны убедительно свидетельствовал, что господствующие классы не останавливаются перед любым коварством и жестокостью ради сохранения своих привилегий. И чем ожесточённей становился натиск антисоциалистических сил, тем более упорным было сопротивление им, тем конкретней обрисовывался образ врага. Выстояв в гражданской войне, Советская Россия оказалась перед лицом международной политической и экономической изоляции, стала объектом подрывной деятельности иностранных спецслужб. Одновременно назревала опасность нового военного вторжения, которое и произошло в 1941 году. Этими обстоятельствами вполне оправдывается повышенная концентрация внимания на проблемах внутренней и внешней безопасности страны, послужившая питательной почвой для репрессий. А то, что опасность перерастания идеологических диверсий в политическое и экономическое порабощение никогда не была эфемерной, доказала катастрофа развала Советского Союза в 1991 году.

Размышления о том, как отнёсся бы Ф.М. Достоевский к социалистической революции и делу строительства социализма в России, не являются занятием праздным и бесплодным. Проанализировать внутренние противоречия во взглядах крупного мыслителя и художника полезно уже потому, что в них отражается противоречивость процессов в жизни общества, а от того, насколько глубоко осознаются эти процессы, зависит степень взаимопонимания или конфликтности в отношениях между людьми. Через несколько десятилетий после смерти Достоевского исторический опыт человечества существенно обогатился и идейные искания расширились, что позволило другому русскому религиозному мыслителю Н.А Бердяеву выполнить глубокий анализ эволюции общественного сознания от православия к социализму. Сами социалисты не признавали своей хотя бы генетической родственности с православием. Их мировоззрение формировалось на основе отрицания религии как с позиций естествознания, так и с позиций классового расслоения общества, в котором церковь выступала в роли прислужницы эксплуататоров й непримиримой противницы социализма.

Отзывчивость – это емкое понятие, вмещающее в себя человеческие доброту, милосердие, добросердечность, любовь к людям, сострадание, понимание и жертвенность.

5 сочинений про Отзывчивость для школьников

Что такое Отзывчивость – сочинение

Отзывчивость. Что же это? Отзывчивость – это умение откликнуться на просьбу человека, оказать ему помощь и моральную поддержку.

Все люди разные, у каждого свои привычки, характер, но у всех присутствует отзывчивость. Мы все, когда ни будь приходили на помощь к людям, которые попадали в неприятные ситуации. Мы умеем сочувствовать ближнему и переживать за него. Эти чувства возникают не только к близким людям, но и совершенно незнакомым.

Я не могу сказать, что это редкое чувство. Рано или поздно любой человек переживет это чувство. Иногда мы бросаем все свои дела и бежим на помощь другому человеку, стараемся поддержать и дать совет. Это и есть отзывчивость. Когда мы переживаем за другого человека и помогаем ему то нас называют отзывчивыми людьми.

Быть отзывчивым, значит делать добро для людей, делать хорошие поступки. Только не нужно путать, когда тебе помогают и взамен что-то ждут от тебя. Это не отзывчивость. Еще с детства нужно учить детей быть отзывчивыми. Если в мире будет больше таких людей, то жизнь станет легче и лучше.

Отзывчивые люди никогда не будут переделывать человека под себя, они умеют принимать их такими какие они есть. Отзывчивый человек всегда переживает чужую беду больше, чем собственную. Порой бросают все свои дела, чтобы решить проблему другого человека.

Еще такие люди очень щедрые, и помогают не только людям, но и животным. В большинстве случаях такие люди одиноки, так как чужое счастье превыше собственного.

Отзывчивость можно назвать по-разному например:

  • Добродушие
  • Чуткость
  • Человечность
  • Сердечность
  • Доброта

Конечно, что такие качества в человеке воспитывает семья и общество. Если человек готов пожертвовать чем-то ради кого-то, не нужно его осуждать. Стоит поддержать его и возможно помочь.

Американские ученые доказали, что отзывчивость благоприятно влияет на организм человека. Такие люди очень редко болеют, даже продолжительность жизни у таких людей дольше чем у злых и вечно недовольных людей. Когда человек делает хорошие поступки, он реже страдает от депрессии.

Если человек отзывчивый, добродушный в его жизни больше позитивных моментов. Добрые поступки притягивают только позитив и жизненную энергию. Мой совет людям, будьте внимательны к окружающему миру, помогайте ближним. Не проходите мимо чужой беды, помоги котенку или щенку. Сегодня поможешь ты, а завтра руку помощи протянут тебе.

Сочинение на тему Отзывчивость

Когда в семье Сони был очень сложный период, и деньги стали уже вопросом жизни и смерти – девушка пошла по желтому билету, ибо это был единственный на тот момент способ спасти свою семью от гибели.

Когда Раскольникову нужна была поддержка и человеческое тепло, когда ему нужна была помощь, нужен был совет человека, способного закрыть глаза на совершенное им преступление – Соня стала единственным спасением героя.

Эта девушка смогла восстановить душевное спокойствие Родиона и дать ему верное направление мысли. Когда Раскольников признался в совершенном им преступлении, Соня по собственной воле приезжала к нему на каторгу, поддерживая его и остальных заключенных.

Таким образом, она периодически помогала колхозу по просьбе супруги председателя, докапывала картофель в соседском огороде – при этом сама женщина уже долгие годы не могла добиться законной выплаты по утере кормильца, так как её муж пропал без вести.

Сцена, описывающая процесс дележки дома Матрены, становится самый ярким примером отзывчивости женщины. Когда её родственники, как звери, преследуя лишь собственные интересы, делят дом героини на куски, она принимает непосредственное в этом участие, не отказывая в помощи даже тут.

Отзывчивость Матрены не знает границ, к сожалению, её бескорыстное добро не было оценено по достоинству ни одним героем рассказа, но для нас, читателей, она осталась примером добросердечного и жертвенного человека.

Как мне кажется, отзывчивость – замечательное качество, но не каждый достоин иметь рядом с собой отзывчивого человека. Когда ты готов бескорыстно помогать людям, а они тем временем нагло пользуются твоей помощью и воспринимают её как должное, в душе рано или поздно начинает разрастаться рана, которая ведет к очерствению.

Отзывчивость бескорыстна, но она, в любом случае должна быть награждена хотя бы благодарностью, отдачей, счастливым блеском в глазах.

Что я понимаю под словом Отзывчивость

Отзывчивый человек отложит даже собственные дела, чтобы помочь другу. Можно не только помогать делом, но и быть рядом, когда трудно, поддержать словом. Главное – делать всё это бескорыстно.

Можно ли стать отзывчивым? Многие считают, что это качество либо есть в человеке, либо нет. Но всегда можно попробовать научить отзывчивости другого человека. Для начала попросить его о мелкой помощи. Например, открыть дверь, если руки заняты. В такой просьбе редко кто отказывает, ведь человеку это ничего не стоит.

Чтобы стать отзывчивым самому, тоже стоит начинать с мелких дел. Главное, это понять грань между отзывчивостью и тем моментом, когда садятся на шею, постоянно прося помощи. Не стоит позволять чересчур пользоваться твоей добротой.

Важно не только уметь помочь, но и отказать в помощи, когда просьбы становятся слишком частыми. В этом случае отзывчивость воспринимается уже, как что-то должное, и слов благодарности в ответ не дождёшься.

Отзывчивость есть далеко не у всех. Это чувство должны воспитывать родители. Но и самому важно стараться быть отзывчивым к другим, и тогда, когда понадобится помощь, помогут непременно и тебе.

Равнодушие и отзывчивость – сочинение

Равнодушие и отзывчивость – противоположные понятия. Отзывчивость – качество человека, легко откликающегося на чужие нужды, готового прийти на помощь. Это способность человека понимать и чувствовать, принимать человека без критического взгляда на его сущность. Таким образом, отзывчивость является важнейшей социальной характеристикой человека.

Равнодушие – это безучастность к человеку, пассивное отношение к окружающему миру. На мой взгляд, равнодушие – это бич современного общества. Мы часто видим по новостям, а иногда и становимся воочию свидетелями равнодушного отношения к людям, животным, природе.

Важнейший вопрос – как же воспитать отзывчивость в людях? Если в молодом поколении воспитание отзывчивости возможно посредством обучения в образовательных учреждениях (введение уроков мужества, специальных программ и т.д.), то воспитание отзывчивости во взрослых состоявшихся людях представляется проблемным.

Многие писатели искали (и продолжают искать) решение проблемы равнодушия. На фоне уродства и последствий равнодушия, особенно прекрасны проявления отзывчивости.

Хочется верить, что отзывчивости в мире всё-таки больше равнодушия!

Сочинение-рассуждение про Отзывчивость

Отзывчивость показывают словами и поступками, не ожидая хвалы или платы за неё, то есть совершенно безвозмездно. Это и есть главная черта отзывчивости.

Сюжет разворачивается вокруг пары мальчишек : Бруно и Шмуэля, где первый – обыкновенный немецкий мальчик, а другой – ребёнок родителей-евреев, попавших в концлагерь. Бруно, понимая всю сложность ситуации, помогал Шмуэлю, отдавая ему одежду и игрушки. Этот бескорыстный человечный поступок действительно достоин уважения.

Я считаю, что отзывчивость – это необходимое качество для тех людей, кто желает быть уважаемым человеком. Отзывчивость – важный фактор в становлении людей на путь нравственного развития.

Отзывчивость является своеобразным индикатором человека, имеющего иммунитет к жестоким реалиям нашего времени, либо человека, только начинающего жить. Ведь ни для кого не секрет, что на первых порах каждый из нас живет с распахнутой душой.

Кто из людей, будучи ребенком, не был отзывчивым и готовым отдать все, что у него есть, если у кого-то в этом возникает необходимость? Но, к сожалению, время меняет наше отношение к тем ресурсам, которыми приходится жертвовать для окружающих, и блаженными остаются те, кто даже спустя время не теряет своей отзывчивости.

+

7 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 7

Ответ

+

В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям. ответственная роль в этом отводится урокам литературы, где решается проблема “духовно-нравственного воспитания”, под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников – безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, и не осталось даже автографов? Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе. Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макро человеком. Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира, значительности в нем судьбы человека. Не случайно в апокрифе о создании Адама рассказывается, что тело его было создано от земли, кости от камней, кровь от моря (не из воды, а именно от моря), очи от солнца, мысли от облаков, свет в очах от света вселенной, дыхание от ветра, тепло тела от огня. Человек – микрокосм, “малый мир”, как называют его некоторые древнерусские сочинения. Человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей и всё же участником мировой истории. В этом мире всё значительно, полно сокровенного смысла… Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни… Литература — не естественнонаучная теория, не учение и не идеология. Литература учит жить, изображая. Она учит видеть, видеть мир и человека. Значит, древнерусская литература учила видеть человека к добру, учила видеть мир как место приложения человеческой доброты, как мир, который может измениться к лучшему

IMG_6260

Александр КАЗИНЦЕВ:

ВДОХНОВЕННАЯ ОШИБКА
(Пушкинская речь Ф. М. Достоевского)

Пушкинская речь — одно из самых известных произведений писателя. Но прочитана ли она с должной глубиной и ответственностью?

В чём причина неслыханного успеха? Из множества факторов (мастерское чтение Достоевского — его отмечали многие, патетический стиль самого текста и т. д.) я бы выделил два. Объективный и субъективный.

Завершался Золотой век русской литературы. Эпоха, в начале своём давшая А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, а в полноте сил — Л. Толстого, И. Тургенева, Ф. Достоевского. То было вершинное проявление национального духа, выше которого Россия ничего не дала.

Публика инстинктивно чувствовала значимость заканчивавшегося периода. Вопрос заключался в том, кто подведёт итог. Кто включит этот период в историю самых славных эпох всемирной литературы.

Не забудем и о факторе субъективном.

Первоначально открытие памятника Пушкину было намечено на 26 мая по старому стилю — день рождения поэта. В двадцатых числах литераторы, представители различных обществ и учреждений начали съезжаться в Москву. Но 22 мая умирает жена Александра II императрица Мария Александровна. На следующий день газеты публикуют извещение: открытие памятника в связи с трауром откладывается. Называют новую дату — 4 июня, затем 6 июня.

Показательно, уже на следующий день восторги поутихли, а спустя ещё несколько дней начали появляться критические отзывы, причем не только в либеральной, но и почвеннической печати.

Попробуем и мы взглянуть на Пушкинскую речь без эмоций.

Всё это просчёты существенные, но до известной степени простительные. Куда более значим отказ автора Пушкинской речи от социальной конкретики, придающий его рассуждениям абстрактный характер. Достоевский сводит понятие народа к крестьянству, что само по себе спорно. Но, даже приняв концепцию писателя, нельзя не пожалеть об отсутствии ссылок на работы, посвящённые жизни и нуждам пореформенного крестьянства.

Конечно, в восьмидесятые годы XIX века такие науки, как социология, социальная психология, этнология, чьи данные могут учитывать современные авторы, находились в зачаточном состоянии. Хотя статистика уже тогда давала точные данные о реальном положении в стране и на местах.

Но и поверив Достоевскому на слово, приняв его толкование образов Алеко и Онегина, невозможно отождествить их духовный настрой с народным. Тем более, что сам Достоевский упрекает их в отрыве от народа.

Возможно, не стоило бы напоминать об ошибке Достоевского, если бы не великий соблазн, который для русского сердца кроется в словах о нашем всемирном предназначении.

Отчего, по мнению Достоевского, все национальные задачи России заключаются в движении на черноморский Восток? В XIX веке, как и в следующем столетии, основные угрозы приходили к нам с Запада. А укреплялась страна силой Сибири, движением к Тихому океану. Как же можно столь упоённо игнорировать историческую конкретику?

IMG_6297

Григорий ШУВАЛОВ:

Читайте также: