Сочинение воробей на часах

Обновлено: 07.07.2024

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика

I.Орг.класса на работу.

II.Подготовка к первичному восприятию текста

III.Первичное восприятие текста.

IV. Анализ первичного восприятия текста.

VI.Итоговое воспроизведение текста

VII. Создание письменного высказывания.


1-й урок. Подготовка детей к краткому изложению рассказа.

а) Приветствие
-Здравствуйте, ребята.
б) Слово-инструктаж.
-Давайте проверим все ли у нас готово к сегодняшнему уроку. У вас на партах лежат тетрадь, черновик, текст рассказа, и рисунки к тексту.

-В начале урока я сказала о том, что мы будем писать сжатое изложение. Как вы думаете, что значит сжатое?

-Какие три основные части есть в любом изложении?
-И каждую часть изложения надо писать с красной строки.

-Значит, одним словом, будем писать текст.
Что такое текст? Какие виды текста знаете?

-Давайте повторим их основные признаки.
-В описании нет сюжета, событий, изображаются картины природы, явления, предметы, портреты;
-в тексте рассуждении используются различные доводы, примеры, доказательства;
-в повествовании излагается последовательность событий, текст имеет сюжет, действующих персонажей.

а) Беседа об авторе и его творчестве.
С творчеством Льва Николаевича Толстого мы с вами знакомы с первого класса. И в этом году уже читали его произведения.
Л.Н. рано потерял родителей. В 16 лет поступил в Казанский университет. Был на военной службе. Но свою жизнь посвятил литературе, защищал интересы крестьян, организовал школу для детей из бедных семей, писал для них рассказы и сказки. Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, делает добро другим людям; стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

б)–Какие произведения мы уже прочитали в этом году? Давайте вспомним и кратко перескажем их.

в) Установка на восприятие текста.
Учитель вешает на доску картинки с изображением воробья, а затем ястреба.ястреба.


-Какая это птичка?
-Где вы могли видеть воробья?
-Кто знает загадку о воробье?
-Назовите приметы воробья.

-Какие птицы воробьи: зимующие или перелетные?
-Воробьи дружные птицы?

-Посмотрите на картинки и перечислите приметы ястреба.
-Мы также часто видим ястреба как воробьев?

-Как обычно летают ястребы (поодиночке или стаями)?

-Какая птица ястреб?
-У ястребов острое зрение, благодаря которому им удается высматривать сверху свои жертвы.

а)-Сколько картинок вы представили?
-Какие картинки представили?
Рассмотрите схему.

б) Эмоционально-оценочная беседа.
-Какие чувства вызвал рассказ?
-Когда вам было тревожно?
-Когда вы больше всего волновались?

в) Лексическая работа.(слова записываем на доске и в черновиках)
лютый- грозный, злой
часовой-сторож
злодей-тот, кто хотел съесть
воробьята-маленькие птенцы воробья
разом- все вместе
г)Работа по содержанию или работа с текстом.
-Кто главные действующие лица?
-Что с ними произошло?
-С чего все началось?
-Какое главное событие произошло?

г) Текстовая работа
-О чем текст?

-Какова тема текста?
-Зачем Толстой написал этот текст для детей?

-О ком вы подумали, читая этот текст?

-Какая идея этого текста?
-Прочитайте заголовок.
-Чему он соответствует теме или идеи?
-Почему?
-Из скольких частей состоит текст?

Работа над формой текста (словарно-аналитическая работа).
а)-Что может передать автор словами?

-Какими словами автор передает последовательность событий?
-Кого автор представлял в роли злодея?

б) Составление плана.
-Я буду читать рассказ по частям. Постарайтесь хорошо представить себе то, о чем говорится в каждом отрывке, чтобы красивее написать изложение. И выделите опорные слова.
Чтение учителем первой части.
Слайд 3.
-О чем говорится в этом отрывке?
-Где происходило действие?
-Где находился старый воробей?
-Зачем он сидел высоко?
Слайд 4.
Одновременно заполняется таблица:
План Опорные слова
1.Воробьята.

3.Победа воробья. По дорожкам, прыгали, уселся, высоко, охранял, малышей.

Появился, лютый враг, летит тихо без шума, увидал злодея, следит за ним, часовой
Улетел, весело прыгают, часовой, сторожит.

-Что главное вам надо передать, когда будете писать эту часть?
-Напишите заголовок к первой части у себя в листочках.

Чтение третьей части.
-Что случилось с ястребом?
-Что делали птенцы?
-С кем сравнил старого воробья в этой части автор?
Слайд 6.

-Напишите заглавие к этой части. Проверка заголовков и их выправка.

в) Орфографическая работа.
Дети спрашивают учителя, как пишутся нужные им слова. Если это будут слова на правила, неизвестные детям, как например: птенцы, громко, тревожно ,учитель пишет их на доске без всяких объяснений; если же ученик спросит о слове на пройденное правило, то учащиеся подбирают к нему проверочные слова:
часовой-час, дорожкам- дороженька, ястреб- ястребы, враг- враги, увидал, воробьята, сторожит- сторож.

И в том и другом случае ученик, предложивший вопрос, произносит трудное слово по слогам.
Учитель пишет на доске.
г) Пунктуационная работа.
-Сколько частей будет в нашем изложении?
-Каждая часть пишется с красной строки.
-Каждое новое предложение с большой буквы.
- Какого типа изложение мы будем писать?
-Чем же отличается сжатое изложение от подробного?
-Если это изложение сжатое, то предложения должны быть короткими и в каждой части не более двух-трех предложений. Но идея текста должна быть без изменений.

-Сейчас я еще раз прочитаю весь рассказ, чтобы вы лучше запомнили его. После каждой части рассказа буду делать небольшую остановку и мы еще раз выявим главное, основное в каждой части.
Слайд 7.

2-й урок. Письмо изложения.(пишут в тот же день на следующем уроке).

а) Запись текста на черновике (20мин).

б) Проверка написанного.

в) Переписывание в чистовик.

Дети проверяют на партах наличие перечисленного учителем.

-Это когда нужно текст запомнить и записать его ; рассказать то, о чем прочитал, своими словами и т. д.

Писать будем кратко, но основное.

-Вступление, изложение основного,
заключение.

Текст-это несколько предложений на одну тему. Бывает текст повествование, текст рассуждение и текст описание.

Развлекательность и занимательность. В рассказе воробей обладает человеческими качествами.

Серенькие, маленькие, шустрые птички.
Зимующие.

Да, дружные. Они всегда летают и клюют зернышки стаями.

Нет, редкою. И мы видим его в основном летом.
Поодиночке. Они выслеживают себе добычу -маленьких птиц.
Хищная.

Дети слушают, выписывая глаголы, события.

Дети словесно рисуют картинки.

В рассказе есть завязка событий,
кульминационный момент и развязка.

Устные ответы детей.

Дети поясняют слова, пользуясь помощью учителя.

Воробей и ястреб.

О том ,как старый воробей охранял воробьят.
Любовь родителей к детям.
Чтобы дети знали, что родители всегда придут им на помощь.

(прыгали, охранял, тихо без шума, увидал, злодей).
Ястреба.

О том, как маленькие воробьята играли, а старый воробей их охранял.
В саду.
Высоко на ветке.
Охранял воробьят.

Он улетел.
Птенцы весело прыгали.
С часовым.

Ученики пишут в черновиках.

Сжатое изложение-это сжатый пересказ текста.

Дети слушают и после чтения каждой части кратко пересказывают ее.

Списывают с доски дату, название работы и заглавие рассказа:
…февраля.
Изложение.
Воробей на часах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык 4 класс

Цель: Формирование умения пересказывать текст с опорой на план.

- формировать умение работать с текстом, определять его главную мысль, делить текст на части, составлять план пересказа

- продолжать развивать умения, решать орфографические задачи, определять лексическое значение слов

- воспитывать умение слушать и слышать ученика, учителя, самого себя.

Формирование УУД .

Регулятивные:

Умение ставить учебную задачу урока.

Умение планировать последовательность учебных действий с поставленной задачей.

Умение составлять план действий по заданию и выполнять его.

Умение действовать по плану.

Познавательные:

Умение работать с новой информацией.

Умение применять логические действия (определять жанр, главную мысль, делить текс на части, определять главную мысль каждой части)

Умение строить рассуждение на основе проблемы.

Умение сравнивать и делать вывод.

Умение осуществлять выбор информации.

Умение логично решать поставленные задачи урока.

Коммуникативные:

Умение высказывать свою точку зрения.

Умение пересказать текст и услышать одноклассника

Введение в тему.

- Что это за птичка? (слайд 1)Кто такой воробей?

- Что вы можете о нем сказать?

Воробей – это небольшая птичка семейства воробьиных. Воробьи являются самыми известными пернатыми, которые с огромным удовольствием соседствуют с человеком.

Воробьи ведут оседлый образ жизни, выбрав территорию, гнездятся. Выращенное потомство остается рядом с родителями, таким образом воробьи образуют большие стаи. Этому способствует высокая плодовитость воробья, обилие корма благодаря близости человеческих поселений.

Постановка проблемы.

- Какие виды текста вы знаете?

1. Повествование - что произошло (события, действия).

2. Описание – какой? какая? (признаки предмета).

3. Рассуждение – почему? (причины, доказательста).

Рассуждение объясняет какие-либо факты, события, опираясь на причинно-следственные связи. При этом вначале выдвигается тезис, какое-либо утверждение. Далее приводятся аргументы или доказательства в пользу точки зрения или против неё, а затем приводятся примеры и делается вывод из всего вышеизложенного.

Чтение текста изложения учителем и его зрительное восприятие детьми. (слайд 3)

В саду по дорожке прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветке и охранял малышей.

Вот показался ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе.

Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кусты.

Улетел ястреб. Птенцы весело прыгают по дорожке. А часовой снова на посту.

Презентация: Изложение

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Изложение " Воробей на часах"" по русскому языку. Презентация состоит из 16 слайдов. Для учеников 3 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.08 Мб.

Содержание

Презентация: Изложение

Воробей на часахпо рассказу Л. Н. Толстого


Слайд 2

Воробей на часах.

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воро­бей уселся высоко на ветку и охранял малышей. Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним. Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воро­бьята разом скрылись в кустах. Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.


Слайд 3

- Какие картины происходящего вы увидели?- Соотнесите их со схемой текста – повествования.


Слайд 4

ЗавязкаЧто было?

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воро­бей уселся высоко на ветку и охранял малышей.


Слайд 5

Кульминациячто произошло?

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним. Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воро­бьята разом скрылись в кустах.


Слайд 6

Развязка Чем закончилось?

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.


Слайд 7

Какие чувства вызвал у вас текст? -Когда вы сильно тревожились? -Когда вам стало радостно?


Слайд 8

Соедините стрелками слово и его значение

Злодей Лютый (враг) Часовой Воробьята Разом (скрылись) Следит наблюдает птенцы воробьёв грозный, злой сторож, охранник – злой, хотел убить птенцов быстро, мгновенно


Слайд 9

Работа над содержанием текста

Прочитайте заголовок. - Как вы его понимаете? -Назовите персонажей рассказа? - Где произошёл этот случай? - Что делали воробьята? - Как вёл себя старый воробей? - Кто помешал играм воробьят? - Как старый воробей предупредил их об опасности? - Чем завершилось нападение ястреба?


Слайд 10

1. Старый воробей охраняет воробьят. 2. Появился ястреб. Тревога! 4. Воробей снова на часах. Прыгали - весело, беззаботно скакали по дорожке Тихо и бесшумно – подкрадывался незаметно. Тревожно- полный волнения, тревоги за воробьят.


Слайд 11

Вспомните правило, которое мы должны помнить, чтобы не допустить ошибки.

Охранял- … летит-. злодей-… молодые- … следит - … часовой- … сторожит- … увидал - . в саду- … охрана полёт зло молод, молоденький след час сторож, сторожка вид сад


Слайд 12

Подберите проверочные слова

Дорожка ястреб враг Дороженька Ястребы враги


Слайд 13

Запомните написание:

Воробьи Воробьята Заним без шума Ближе Зачирикал Тихо Снова


Слайд 14

Найдите в тексте предложения по предложенным схемам:

1) O и O. 2)О, О. 1. Громко и тревожно зачирикал воробей. А старый воро­бей уселся высоко на ветку и охранял малышей. 2. Летит ястреб тихо, без шума.


Слайд 15

Воробей на часах.

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воро­бей уселся высоко на ветку и охранял малышей. Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним. Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воро­бьята разом скрылись в кустах. Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.


Слайд 16

скачать Тема урока. Изложение.

Цепи урока: учить последовательно излагать текст, составлять план.

Cредства обучения: карточки, текст изложения на интерактивной доске.

Ребята , на сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться красиво мыслить, говорить и писать. И поможет нам в этом великий писатель, мастер художественного слова Л.Н.Толстой. Мы с вами напишем изложение по его рассказу "Воробей на часах", который он написал специально для детей.

II. Чтение текста учителем

Послушайте внимательно текст "Воробей на часах".

Воробей на часах.
В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воро­бей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воро­бьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

/По Л. Толстому/

III. Беседа по содержанию

Дети, докажите, что я прочитала текст.

- Какова его тема?

- А главная мысль?

- В каких предложениях передана главная мысль рассказа?

- Как вы думаете, соответствует ли содержание рассказа заглавию? Обоснуйте свой ответ.

- Как еще можно назвать?

- Как выдержал испытание часовой?

(Увидел ястреба, следил за ним и, когда стало опасно, подал сигнал.)

- Где сидел часовой, почему он мог заметить врага? ( Высчжо на ветке.)

- Почему воробьям надо бояться ястреба?

- Из какого предложения об этом узнали? (Он лютый враг мелких птиц.)

- Как защитил воробей птенцов от лютого врага?

- Какой сигнал он дал?


  • Из какого предложения об этом узнали?

  • Как воробьята отозвались на сигнал?

Мысленно перенесемся в сад и представим себе, как события, которые переданы в рассказе, происходили в жизни.

- Какие, картины вы увидели?

Передайте содержание первой картины.

- Кто действующие лица?

- Как озаглавим? (Старый воробей охраняет воробьят.)

Передайте содержание второй картины.

- Кто действующие лица?

- Как озаглавим? (Появился ястреб.)

Передайте содержание третьей картины. Назовите действующих лиц.

- Как озаглавим? (Тревога! или Старый воробей дает сигнал малышам.)

И четвертая картина. Передайте содержание, назовите действующих лиц. Как озаглавим? (Воробей снова на часах,)

- Чем схожи между собой первая и четвертая картины?

- Какая разница в названии этих картин?
На доске написан план:

1. Старый воробей охраняет воробьят,

2. Появился ястреб,

4. Воробей снова на часах,
V. Речевая подготовка.

- С какого предложения автор начинает вторую часть?

- Почему, как вы думаете?

(Слово вот подчеркивает неожиданное появление ястреба.)

- Как назван ястреб? (Лютый враг, злодей.)

- Как переданы движения этого злодея? (Летит тихо, без шума)

- Какая картина соединяет всех действующих лиц?

- Что в ней передано?

( Беспокойство, тревога старого воробья и воробьят.)

- Чем вызвана эта тревога? ( Появился ястреб.)

- С какого предложения начинается третья часть?

- Какими словами этого предложения Л. Толстой передает нарастание опасности? (Все ближе ястреб.)

Каким словом показаны быстрые действия воробьят? ( Разом скрылись.) - Как в рассказе назван старый воробей? (Старый воробей, часовой,)

- А как названы воробьята?

( Молодые воробьи, воробьята, малыши? птенцы.)

- Почему автор назвал действующих лиц по-разному?

( Чтобы не было повторения, чтобы был более связный и более интересный текст.)

- Каких слов много? ( Глаголов)

( Эти слова помогают увидеть картину в движении, услышать звуки.)

Прочитайте последнее предложение.

Почему автор начинает предложение со слова снова? (Это слово показывает, что все страшное - позади.)

- Какие секреты своего мастерства открыл вам Л.Н. Толстой?
VI. Орфографическая подготовка.

1. Прочитайте слова.

Объясните написание подчеркнутых гласных.

Вспомните правило, которое мы должны помнить, чтобы не

Охранял, летит, злодей, молодые, следит, часовой, сторожит,

2. Дети, а теперь найдите в тексте слова из словарика. Прочитайте их. Запомните их написание.

3. Подберите проверочные слова: дорожка, ястреб, враг.

4. Почему написан ь в словах: воробьи, воробьята.

5. В тексте есть трудные слова, написание которых вы еще не учили. Запомните их написание.

За ним, без шума, ближе, зачирикал, тихо, снова.
VII. Устный пересказ текста по плану.
VIII. Повторное чтение текста.

(Текст дети читают про себя.)

IX. Письмо.

Помните: каждую часть текста нужно начинать писать с красной строки.

Кто желает, может взять карточку - помощницу.

1. Где прыгали молодые воробьи?

Что делал старый воробей?

2. Кто появился в саду?

Как летел ястреб?

3. Как защитил воробей птенцов от лютого врага?

Какой сигнал он дал?

Как воробьята отозвались на сигнал?

4. Что стали делать птенцы и старый воробей, когда улетел ястреб?

2. Появился ястреб

охраняли
лютый враг

увидал, следит
громко, тревожно

весело, снова сторожит

X. Самопроверка учащимися написанного

XI. Сбор письменных работ,

XII. Итог урока.

Чтение лучших изложений.
скачать

Смотрите также:


1 стр.


1 стр.


1 стр.


1 стр.


1 стр.


1 стр.


1 стр.


1 стр.

Руководство штабом по делам го и чс сош №5 осуществляет начальник штаба по делам го и чс, который непосредственно подчиняется начальнику го сош №5 и является его помощником по делам го и чс

Читайте также: