Сочинение вишневый сад пьеса о судьбе россии

Обновлено: 05.07.2024

“Вся Россия – наш сад”

“Вишневый сад” – это вершинное произведение А. П. Чехова. Комедия закончена в 1903 году. Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении драматурга.

В “Вишневом саде” сказалась общедемократическая позиция Чехова. В пьесе в критическом плане показан мир дворянско-буржуазный и в светлых тонах обрисованы люди, стремящиеся к новой жизни. Чехов откликался на самые злободневные запросы времени.

“Вишневый сад”, являясь завершением русского критического реализма, поразила современников своей необычайной правдивостью.

Хотя “Вишневый сад” основан целиком на бытовом материале, в нем быт имеет обобщающее символическое значение. Не сам по себе вишневый сад в центре внимания Чехова: символически сад – это вся Родина. Поэтому темой пьесы является судьба России, ее будущее.

Уходят со сцены ее старые хозяева – дворяне, приходят на смену капиталисты. Но их господство недолговечно, потому что они – разрушители красоты. Однако придут настоящие хозяева жизни, и они-то превратят

Россию в цветущий сад.

Идейный пафос пьесы в отрицании дворянско-поместного строя, как изжившего себя. Вместе с тем писатель утверждает, что буржуазия, приходящая на смену дворянству, несмотря на ее жизнедеятельность, несет с собой разрушение.

Родным местам она радуется лишь в день приезда, она опечалена продажей имения, но здесь же радуется возможности отъезда в Париж. А когда она говорит о любви к Родине, то прерывает себя замечанием: “Однако же надо пить кофе”! Привыкшая повелевать, Раневская приказывает Лопахину дать ей деньги. Переходы Любови Андреевны от одного настроения к другому неожиданны и быстры: от слез она переходит к веселью.

По-моему, характер этой женщины очень отталкивающий и неприятный.

Беспомощным и вялым является и Гаев, брат Раневской. Все в нем смешно и нелепо: и его горячие заверения, что проценты за имение будут заплачены, сопровождаемые отправкой леденца в рот, и патетическая речь, обращенная к шкафу. О несерьезности и непостоянстве этого человека говорит и то, что плачет, привезя известие о продаже имения, но, услышав стук бильярдных шаров, перестает плакать.

Слуги в комедии – это тоже символ старой жизни. Они живут по правилу “мужики при господах, господа при мужиках” и другого представить себе не могут.

Горький, характеризуя бывших хозяев сада писал, что они – “эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики”, “паразиты, лишенные сил снова присосаться к жизни”.

Особое значение придавал Чехов купцу Лопахину: “… роль Лопахина центральная. Если она не дастся, то значит и пьеса вся провалится”. Лопахин приходит на смену Раневским и Гаевым. Относительную прогрессивность этого буржуа драматург видит в том, что он энергичен и деловит, умен и предприимчив; он работает “с утра до вечера”. Его практические советы, если бы Раневская приняла их, спасли бы имение.

У Лопахина “тонкая, нежная душа”, тонкие пальца, как у артиста. Однако он признает лишь утилитарную красоту. Преследуя цели обогащения, Лопахин уничтожает красоту – вырубает вишневый сад.

Господство Лопахиных преходяще. Им на смену придут новые люди – Трофимов и Аня. В них воплощается будущее страны.

В Пете Чехов воплотил устремленность в будущее. Трофимовы вовлекаются в общественное движение. Именно Петр прославляет труд и призывает трудиться: “Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину”. Правда, конкретные пути к изменению общественного устройства Трофимову не ясны.

Он лишь декларативно зовет к будущему. И драматург наделил его чертами чудаковатости . Но все же его призывы пробуждали окружающих людей и заставляли смотреть вперед.

Трофимова поддерживает Аня, девушка, поэтически настроенная, восторженная. Петя призывает дочь Раневской перевернуть жизнь. И в финале комедии Аня и Трофимов прощаются с прошлым и вступают в новую жизнь. “Прощай, старая жизнь!” – говорит Аня.

А Петя вторит ей: “Здравствуй, новая жизнь!” Этими словами и сам писатель приветствовал новую эпоху в жизни своей страны.

Итак, в “Вишневом саде”, как и в других пьесах Чехова, есть реалистическая символика. Символично само название – “Вишневый сад”. Сад напоминает о тяжелом прошлом. “Ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…” – говорит Трофимов. Но цветущий сад – это символ вообще красоты Родины, жизни.

Символичны звуки, особенно в конце пьесы: удар топора по дереву, звук лопнувшей струны. С ними ассоциируется конец старой жизни. Символика здесь очень прозрачна: уходит старая жизнь, на смену ей идет новая.

Очень сильно чувствуется оптимизм Чехова. Писатель считал, что придет светлая, радостная жизнь. Однако как бы это грубо ни звучало, сегодняшняя Россия – это нищая свалка мировых отходов, а не цветущий сад.

И современная жизнь заставляет усомниться в словах великого драматурга. Но надежда умирает последней…












Герои и их вишневый сад

Все герои пьесы делятся на три группы, характеризующие историческое развитее России.

Первая группа это Раневская, Гаев и Фирс. Они показаны как прошлое. До отмены крепостного права все общество делилось на аристократов и крестьян. Дворяне жили за счет труда своих крепостников, бытовые заботы были отодвинуты на самый последний план, ведь веками налаженный порядок обеспечивал сытую жизнь господам. А они в свою очередь занимались саморазвитием, познанием мира и получением удовольствий. Дворяне умели наслаждаться жизнью и видеть вокруг себя красоту. Сад для них – это услада взора. А думать о получении прибыли и о деньгах для этого класса – пошлость. Разве можно ставить в одну линию духовность и финансы? Нарисовав портреты Раневской и Гаева, Чехов хотел показать, что дворянство уходит в прошлое, унося с собой свою бесценную культуру, которой нет места в настоящем и будущем. Но уходит из-за невозможности приспособиться к новым реалиям по причине своей слабохарактерности, неумению принимать решения и не желания искать компромисс, чтоб сохранить свой сад, свою Россию.

Примечательна и фигура Фирса. Всю жизнь он прислуживал семье Раневской и Гаева. На момент действия пьесы ему 87 лет. Крепостное право было отменено, когда ему было около 50 лет, он мог бы начать новую жизнь, но не захотел, в прочем, у него был шанс еще в более молодом возрасте жениться, но опять же, он выбрал службу лакея. Почему?

Мировоззрение крестьян было настолько укоренившимся, что привязанность к хозяевам передавалась по наследству. Опять же, веками они выполняли одну и ту же работу, а принимать решения не было необходимости. Ведь очень для многих крестьян полученная свобода стала тяжким испытанием, и далеко не все мечтали о ней. Однако через 40 лет, во времена создания пьесы уже появились новые поколения и крестьян и аристократов, которые по-другому воспринимали социальные различия.

Симеонов-Пищик так же представитель ушедшего в прошлое класса помещиков, но он смог приспособиться к новой жизни. Он приветствовал строительство железной дороги, так как участок, которой прошел по его земле, принес ему прибыль, потом он сдал в аренду свою землю, опят же получив деньги.

В положении, когда прошлое уже не может ничего решить, в России появляются капиталисты. Образ Лопахина так же противоречив, как и образы дворян. С одной стороны, он знает, как решить проблему с садом, с другой стороны, решение приходит вместе с вырубкой всего прекрасного, за что цепляются дворяне. Лопахин пытается расставить приоритеты для семьи, что важнее: сохранение имения и хоть каких-то воспоминаний или сохранение красоты, но её потеря в чужих капиталистических хищных руках?

Печальный звук топора и лопнувшей струны — это финальные символы, которые закрывают чувство неопределённости судьбы России. Для автора всё очевидно: прошлое не может больше удерживать страну, ей необходима предпринимательская рука, которая подняла бы её на новые высоты, но эта рука хищна и может принести немало бед, а люди будущего наивны и неопытны, у них больше нет традиций и ценностей, на которые они опирались бы. Таким образом, Чехов в своей пьесе предвосхитил ближайшие события в стране: создание нового на пепелище старого.

Автор: Лиана Юлдашбаева

Когда Чехов произносил название своей новой пьесы, Станиславскому казалось, что речь шла о чем-то прекрасном, нежно любимом. Атмосфера красоты, любви, печали окутывает образ вишневого сада с начала и до конца пьесы. Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник… — такова первая ремарка пьесы.

Представление о мае, о весне, о солнечном холодном утре здесь сочетается с представлением о ранней поре человеческой жизни. Ритм ремарки напевный, плавный. Все это действительно создает впечатление чего-то прекрасного, как детство, как весна. Но чуть-чуть слышна и нотка печали.

Что же означает образ вишневого сада, почему он сделан как бы центром пьесы? Посмотрим, что говорят о нем разные герои комедии.

Лопахин. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.

Любовь Андреевна. (Глядит в окно на сад.) О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела на сад, счастье просыпалось вместе со мной каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости.) Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!

Аня. Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде? Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучшего места, как наш сад.

Трофимов. Вся Россия — наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. (Пауза.) Подумайте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…

Вишневый сад дорог его владельцам — Раневской, Гаеву, дорог как воспоминание о детстве и молодости, благополучии, о легкой, изящной жизни; они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. Сад своеобразно дорог и Лопахину —

как свидетельство его жт ненных успехов, великолепное место для вложения капитала и энергии предпринимателя. По-иному вишневый сад дорог Трофимову и Ане: они любят сад как один из чудесных уголков России, страны, все еще обездоленной и поруганной, но прекрасной, страны великого будущего.

Вишневый сад — пьеса о родине, о мнимых и подлинных хозяевах русской земли, о близком обновлении России.

Действие пьесы охватывает примерно полгода: от последних майских до первых октябрьских заморозков; за это короткое время многие действующие лица внутренне меняются.

Характеры чеховских героев отличаются разной глубиной и сложностью. Чехов не создает однолинейных, плакатных персонажей: он как бы учит зрителя разбираться в противоречивом, меняющемся духовном облике человека. В образах Раневской, Лопахина, Пети

Трофимова, Ани и после финального занавеса остается нечто недосказанное, что заставляет читателей и зрителей размышлять и спорить.

ВИШНЕВЫЙ САД (1903-1904) →

Еще по данной теме::

    ЧЕХОВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР. ЧАЙКА

ЧЕХОВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР. ЧАЙКА. Чехов в течение всей своей писательской жизни, начиная ещ…

ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ ПОБЕДИТЬ В СЕБЕ РАБА. Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь …

УТВЕРЖДЕНИЕ ИДЕАЛОВ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Творчество Чехова с каждым годом все шире охват…

ПРОТЕСТ ПРОТИВ ФУТЛЯРНОЙ ЖИЗНИ. Чеховские рассказы 90-х годов поражают емкостью содержания, ма…

ОСОБЕННОСТИ ЧЕХОВСКОЙ ДРАМАТУРГИИ. За Чайкой последовал Дядя Ваня (1897), Три сестры (1901), В…

Пьеса была написана в начале 20 века. Наша страна тогда стояла на перепутье. После отмены крепостного права дворянство потеряло свои силы. Данное сословие в комедии представлено Раневской и Гаевым. Эти герои много лет беззаботно жили за счет труда своих крестьян. Теперь же они сталкиваются с множеством проблем, тонут в долгах и теряют имение. Эти люди не способны справляться с трудностями, они слабохарактерны и нерешительны. С помощью этих героев Чехов показывает, что дворянам не место в будущем России, они не смогут сохранить и повести страну вперед.

В то время быстро разрастающимся классом была буржуазия, которую представляет персонаж Лопахин. Он предприимчивый, прагматичный купец, который завладевает садом и безжалостно вырубает его. Для него вишневый сад – лишь средство заработка, он не видит в нем памяти о прошлом:

Срубив все вишни, герой с одной стороны стирает воспоминания о минувших днях, с другой же – дает начало новому периоду истории страны.

Начало 20 века для России было временем кардинальных перемен. Люди понятия не имели, что их ждет завтра. Именно такое настроение общества и страны в общем показал в комедии А. П. Чехов. Атмосфера неопределенности, неуверенности и нерешительности царит как в произведении, так и в стране. Будущее расплывчато и неясно. Автор лишь надеется, что найдутся люди, которые смогут рассеять эту неясность и повести страну в счастливое и солнечное будущее.

Автор: Дарья Ефремчева

Сочинение: Тема природы в творчестве А.А. Фета

Автор: Самый Зелёный · Published 07.08.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 19.12.2021

Сочинение: Народ в лирике Н.А. Некрасова

Автор: Самый Зелёный · Published 28.02.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Всех героев можно разделить на три группы, каждая из которых характеризует отдельный этап исторического развития России. К первой группе относится Раневская, Гаев и Фирс. Они символизируют прошлое, не оставляют надежды вернуть прежнюю власть. Такие люди не могут приспособиться к новой жизни, они не осмеливаются покинуть свою зону комфорта. Вплоть до самой отмены крепостного права общество состояло из аристократов и крестьян. Дворянам не о чем было беспокоиться, налаженный раннее порядок вещей ограждал их от бытовых забот и гарантировал сытую, обеспеченную жизнь за счёт труда крепостных. Благодаря этому всё свободное время господа могли посвятить своему образованию и развлечениям, приносящим удовольствие. Сад для них был отдушиной, напоминал о тех беззаботных временах, когда они ни в чём не нуждались. Посредством этих образов Чехов хотел показать, что дворянству нет места в настоящем и тем более в будущем. Вся аристократия уходила в прошлое, унося с собой свои порядки и культуру. Но уходила она не потому, что изжила себя, а из-за неспособности своих представителей приспосабливаться к изменениям. Эти люди не умели принимать самостоятельные решения и не знали, что делать для того, чтобы сохранить свой сад, свою Россию.

Многие исследователи считают, что можно провести аналогию между Раневской и государем. Любовь Андреевна не может совладать со своим садом, но изо всех сил за него держится, продолжая жить воспоминаниями о былых временах. Так и Николай II не хотел покидать престол, оказавшись неспособным сделать Российскую империю сильнее и улучшить жизнь своих подданных.

Фирс тоже относится к сторонникам бывшего жизненного уклада, но он является представителем крестьянства. Всю свою жизнь Фирс прислуживал семье Раневского и Гаева. Во время описываемых событий ему уже далеко за восемьдесят, а крепостное право было отменено ещё тогда, когда ему было около пятидесяти лет. Он мог бы изменить свою жизнь, начать всё заново, создать семью и быть свободным, но вместо этого выбрал карьеру лакея. В чём же заключалась причина такого решения? Дело в том, что мировоззрение крестьян уже было сформировано таким образом, что необходимость в прислуживании и привязанность к хозяевам передавалась по наследству. На протяжении многих лет они выполняли одну и ту же работу, никто и представить себе не мог другой образ жизни. Обретённая свобода для большинства крестьян стала не подарком, а тяжёлым испытанием. Лишь спустя не один десяток лет, их потомки стали иначе относиться к этим социальным переменам.

Исключением из представителей уходящего дворянства является Борис Борисович Симеонов-Пищик, который смог приспособиться к новой жизни. Он был рад строительству железной дороги, часть которой прошла по его земле и принесла ему неплохую прибыль. Далее он стал сдавать в аренду свои участки, снова отыскав способ заработать деньги.

Финальная сцена содержит в себе основную идею всей пьесы – старый жизненный уклад безвозвратно исчезает в прошлом, а на смену ему идёт совершенно новое и неизведанное. Именно из-за этой неизвестности будущее так сильно и тревожило А.П. Чехова. Он не ожидал перемен к худшему, но и предвестников лучшей жизни не видел. Ему оставалось только верить и надеяться, поэтому писатель смело смотрел в глаза своей судьбе, стараясь быть готовым к любым её переменам.

Антон Павлович Чехов был великим гражданином России. Во многих его произведениях мы видим нашу Родину его глазами. Прежде, чем перейти к теме своего сочинения, я хотела бы рассказать о том, каким человеком был Антон Павлович. Главными своими врагами он называл ложь, лицемерие и произвол. Вся жизнь писателя была заполнена упорным, систематическим трудом. Прожив сорок четыре года, он написал более двухсот произведений прозы и драматургии, строил школы, участвовал в создании больниц, библиотек. Работал врачом во время холерной эпидемии, принимал в деревнях ежегодно до тысячи больных крестьян. Меня очень привлекают черты, присущие Чехову: порядочность, гуманность, интеллигентность и жизнелюбие. Антон Павлович возводил в абсолют вдохновенный труд и здоровые человеческие отношения. Читать произведения Чехова легко и интересно. Одной из моих любимых книг писателя является пьеса “Вишневый сад”.
Комедия “Вишневый сад” считается вершинным произведением Чехова. Пьеса отражает такое социально-историческое явление страны, как деградация “дворянского гнезда”, моральное оскудение дворянства, перерастание феодальных отношений в капиталистические, а за этим — появление нового, господствующего класса буржуазии. Темой пьесы является судьба родины, ее будущее. “Вся Россия — наш сад”. Прошлое, настоящее и будущее России как бы встает со страниц пьесы “Вишневый сад”. Представителем настоящего в чеховской комедии является Лопахин, прошлого — Раневская и Гаев, будущего — Трофимов и Аня.
Начиная с первого акта пьесы, обнажается гниль и никчемность хозяев имения — Раневской и Гаева.
Настоящее России в пьесе Чехова “Вишневый сад” представлено Лопахиным. Представителями будущего России являются Трофимов и Аня.
“Вишневый сад” был написан Чеховым в период предреволюционных волнений. Писатель убежденно верил в наступление лучшего будущего, в неизбежность революции. Творцами новой, счастливой жизни он считал молодое поколение России. В пьесе “Вишневый сад” этими людьми являются Петя Трофимов и Аня. Революция свершилась, наступило “светлое будущее”, но “высшего счастья” народу оно не принесло.
Мне ближе герой комедии Лопахин. Своим трудом, упорством и старанием он добился своей цели — купил имение, где “дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню”. Стал богатым, уважаемым человеком. Конечно, есть в нем и отрицательные черты характера: стремление к наживе, привычка “размахивать руками”. Но Лопахин стремится улучшить свое образование, узнать что-то новое. В отличие от Пети Трофимова у Ермолая Алексеевича слово не расходится с делом. При его жажде обогащения у него осталось сострадание к ближнему. В Лопахине мне нравятся оптимизм, трудолюбие, трезвый взгляд на вещи.
Вся Россия начала XX века, на мой взгляд, отразилась в пьесе Чехова. И ныне можно встретить таких непрактичных, потерявших почву под ногами людей, как Раневская и Гаев. Живы и идеалисты, подобные Пете Трофимову и Ане, а вот таких, как чеховский Лопахин, встретить достаточно трудно: в современных предпринимателях очень часто отсутствуют те привлекательные черты личности, которые мне понравились в этом герое. К сожалению, в нашем обществе на авансцену с каждым днем все увереннее выходят “лакеи Яши”. Об этом герое в моем сочинении нет ни слова, так как я ограничена временем экзаменационной работы. Я могла бы многое сказать и о нем, и о других персонажах пьесы Чехова “Вишневый сад”, так как это произведение дает неисчерпаемый материал для размышлений о судьбе России.

Судьба России? Там Россия на перекрестке двух веков. Половина героев живет по старому образу жизни и обычаям, а половина - по "современному".

Читайте также: