Сочинение в стиле классицизма примеры

Обновлено: 04.07.2024

Литература классицизма оправдывала свой статус “образцового” искусства, предлагая не только образцовые правила, по которым надо писать сочинения, но и “образцового героя классицизма”, который был примером для подражания жителям государства. Поскольку в произведениях классицистов (прежде всего трагедия) обычно действовали античные персонажи или выдающиеся исторические личности (изображать простых людей в высших жанрах запрещалось), то такие образцы адресовали, прежде всего, шляхте, придворным и самому королю.
Правда, разрешалось

изображать и людей незнатного состояния, например мещан, буржуа (как господина Журдена из “Мещанина во дворянстве” Мольера), но они обычно высмеивались, то есть были персонажами комедий. Итак, “высшие” жанры предназначались высшим общественным сословиям (дворянам), а низшие – общественным низам (мещанам и крестьянам). Так формировалась удобная для господствующих классов схема: высокие порывы и черты присущие высоким классам нижи классы, заслуживают только высмеивание, изображение лишь в низших жанрах.

Отсюда становится понятным, что Мольер смело, нарушил это правило Классицизма, изобразив

в “Мещанина во дворянстве” дворян Доранта и Доримену не как внутренне благородных людей, а как раз наоборот.
Получалось, что литература классицизма в определенной мере последовала сословной монархии, известной Европе еще со времен средневековья. Тогда говорили, что все общество делится на три сословия: на тех, кто воюет (дворянство, шляхта), тех, кто молится (священнослужители), и тех, кто обрабатывает землю (крестьяне). Первых можно было изображать в трагедиях, третьих – в комедиях, а вторых – лучше было вообще не трогать.

Мольер и тут рискнул, изобразив лукавство и коварного “священника” в своей комедии “Тартюф”. Произведение немедленно запретили, а когда Мольер умер, то за оскорбление церкви его даже отказывались похоронить по христианскому обряду.
Пытаясь дать рациональный, упорядоченный анализ человеческой психики, классицизм выделял какую-то одну основную черту в человеческом характере. Ударение на такие черты создавало односторонне-целостный характер, такую личность литературного героя, “чтобы от начала и до-конца он имел целостную удачу, /Ему лишь одному присущую и ему соответствующею” (Гораций, “Послание к Пизонам”). Конечно, Герой классицизма как носитель одних доминирующих черт характера или страсти не является изобретением классицистов, а существовал он еще со времен античности (следовательно, и в этом классицисты подражали древним).
Поэтому персонажи произведений классицистов обычно наделены лишь одной-двумя чертами. Положительные, хорошие черты – честность, благородство, верность, деловитость, мужество, талантливость – присущи изображенным Героям античной и национальной истории, только представителям господствующей, управляющей верхушки. Негативные черты – лень, хитрость, коварство, скудоумие, – присущи преимущественно только выходцам из социальных низов.

И это есть та самая главная несправедливость классицизма, неуважение трудящегося народа и восхваление управляющего класса.

Классицизмом (от латинского слова classicus, в переводе образцовый) называют литературное направление, в основе которого лежат идеи рационализма.

Начало классицизм берет во Франции. Направление было сформировано в 18 веке, распространилось по Европе, а затем и в России. Согласно французскому классицизму, личность человека является высшей ценностью.

Более ранняя теологическая картина мира была построена на понимании бога, как центра вселенной. Развитие науки и общественной мысли позволило перевести акцент с бога на человека.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Причиной распространения классицизма в русской литературе стала европеизация культуры. Данный процесс приходится на период со второй половины 18 века по первую половину 19 века. Направление предшествовало другим литературным течениям, которые, так или иначе, содержали в основе идеи классицизма, отрицая их в своих убеждениях.

  • понятие разума ставится превыше всего;
  • окружающий мир познается умом;
  • актуальность вопросов противостояния разума и чувств, долга и страсти;
  • деление героев произведений на плохих и хороших, при этом положительные персонажи обязательно выглядели презентабельно;
  • соблюдение правила трех единств, включая время, место и действие;
  • интерес к вечным темам, существенным чертам явлений и предметов.

Классицизм активно развивался не только в литературе, но и в других направлениях искусства. На развитие данного течения в России значительное влияние оказали реформы Петра Великого. Расцвет классицизма наблюдался во времена правления Екатерины. В этот период отмечено творчество таких великих писателей, как Михайло Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский, Гавриил Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин.

Краткая характеристика направления

Произведения классицизма обладают схожими чертами. Основными характеристиками направления являются:

Русская литература в направлении классицизма развивалась, исходя из общепринятых тенденций. Однако самобытные черты несколько отличали произведения отечественных авторов от европейских писателей. Особенности произведений:

  1. Государство, а не человек, являлось высшей ценностью. Данное утверждение совмещалось с теорией просвещенного абсолютизма. Согласно таким понятиям роль управления государством должна отводиться мудрому, просвещенному монарху, который требует от подданных служения на благо общества.
  2. Русский классицизм отражался в общем патриотическом пафосе. Писатели проявляли патриотизм и интересовались историческим наследием своей родины. Авторы произведений были хорошо знакомы с историей Российского государства, поэтому нередко поднимали темы национального и исторического характера.
  3. Идеи Просветительства формировали направления гуманности.
  4. Эгоистичность человеческой природы проявлялась в подверженности героев произведений страстям и чувствам, противоречащим разуму. При этом персонажи поддавались воспитанию.
  5. Естественное равенство людей.
  6. Основное противостояние между представителями аристократии и буржуазии.
  7. Центральное место в произведениях отводилось личным переживаниям героев, а также общественным проблемам.
  8. Преобладание сатирической направленности. Популярностью пользовались такие жанры, как сатира, басня, комедия, в которых раскрывались конкретные явления русской жизни.
  9. Национально-историческая тематика преобладала над античной. В роли античности выступала отечественная история.
  10. Жанр оды достигал высокого уровня развития, что наглядно демонстрируется в произведениях М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.
  11. В центре сюжета литературного произведения обычно находился любовный треугольник. Как правило, он состоял из героини, героя-любовника и второго любовника.
  12. Классические комедии заканчивались одинаково. В итоге порок был наказан, а добро торжествовало над злом.

Ориентация авторов на античные образцы

Классицизм более известен, как стиль в искусстве, в основе которого находится подражание античным эталонам. Направление является отражением стремления автора к простоте, целостности и логичности.

Классицизм по своей сути выражается в попытке возрождения старых добрых античных традиций, которые проверены на протяжении столетий. Античные произведения служили для писателей эталонами. Первым русским писателем, который являлся последователем направления классицизма, был Антиох Кантемир.

Представители классицизма

Основоположниками русской литературы считают авторов-классицистов. В эпоху развития данного направления формируется и подвергается преобразованию литературное искусство. Известными писателями классицизма являются В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков и многие другие.

Ломоносов

Великий русский писатель является создателем жанра оды. Произведения М.В. Ломоносова считаются культовыми среди прочих достижений этого выдающегося человека.

Сумароков

Автор считается создателем русской трагедии. Пьесы А.П. Сумарокова характеризовались идеями патриотизма и описывали события из истории России.

В сочинениях писателя классицизм приобретал иные черты и развивался в дальнейшем его последователями М.М. Херасковым, В.И. Майковым, Я.Б. Княжниным и другими. В жанре отстаивалась позиция неразрывности интересов дворянства и монархии.

Кантемир

Писатель считается создателем русской сатиры. А.Д. Кантемир – первый из отечественных авторов классицизма, обращался к жанру сатирического стихотворения.

Популярные сатиры автора, которые обладают огромным значением для развития русской литературы, распространялись от первого издания в 1762 году с помощью многочисленных рукописных списков. Антиоха Кантемира считают основоположником прочной традиции, которую продолжили в XVIII веке Сумароков, Державин, Радищев, Крылов.

Фонвизин

Вклад писателей, представителей классицизма, в русскую литературу

Зарождение русского классицизма приходится на середину XVIII столетия. Следует отметить, что произведения разных авторов отличались. К примеру, в творчестве Сумарокова можно найти массу отличий от классицизма Ломоносова.

Таким образом, на основе неодинаковых взглядов в литературном направлении формируются отдельные школы. Основная идея произведений сохраняется неизменной. В творчестве авторов-классицистов наблюдаются строгие языковые нормы и правила, четкие границы между добром и злом, преобладающее значение государства.

Вклад писателей-представителей классицизма в русскую литературу заключался в следующем:

  1. Изменение стихосложения, благодаря произведениям М.В. Ломоносова, который способствовал формированию новых правил, что повлияло на дальнейшее развитие русской литературы.
  2. Русская литература приобрела самобытный и неповторимый характер.
  3. Стремительное развитие и повышение качества литературного искусства в России.

Писатели-классицисты преобразили русскую литературу. Благодаря произведениям того времени, был заложен фундамент литературного искусства, определен его характер и вектор для дальнейшего развития. Произведения сравнялись по уровню с западноевропейскими аналогами творчества. В то же время творчество русских писателей отличалось неповторимым характером.

Примеры произведений

Сравнить русский и европейский классицизм представляется возможным с помощью произведений великих писателей данного литературного направления. Яркими примерами творчества отечественных авторов-классицистов являются:

обложка трактата Буало

Такое направление как классицизм было свойственно не только литературе, но и другим направлениям искусства. В Европе оно развивалось уже в конце XVII в., но в Россию пришло только в начале XVIII в. не без влияния реформ Петра Великого. Расцвета же классицизм в русской литературе достиг лишь в Екатерининскую эпоху. С ним связаны такие имена как Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский, Гавриил Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин. Предлагаю узнать, какие характерные черты имел русский классицизм в литературе и чем отличался от европейского. Также вы найдете список произведений, которые можно прочитать, чтобы составить собственное впечатление о вышеназванном явлении.

Что такое классицизм, каковы его характерные черты


Главным стержнем классицизма являлся постулат, что произведение создается не чувствами, а разумом. По сути, он провозглашал культ разума. И в обществе, и в искусстве все должно было упорядоченным, иметь четкую иерархию.


Исходя из этого, классицизм определяется как направление искусства и литературы, базирующееся на идеях рационализма. Антагонистичным по отношению к нему был сентиментализм – направление, во главу угла ставящее чувства.

Создавая произведения, авторы-классицисты опирались на образцы античного искусства. Вдохновение они черпали в трудах Горация и Аристотеля. Определяющим было подражание природе.


Но вернемся к нашим баранам и обозначим основные характерные черты классицизма.


Главный конфликт в произведениях зарубежных писателей-классицистов происходил между разумом и чувством, причем верх одерживал разум. Главной ценностью провозглашался человек, личность.

классичиститеские произведения русской литературы 18 века

Особенности классицизма в русской литературе 18 века

Классицизм в русской литературе 18 века перенял основные особенности европейского классицизма. Однако он имел и некоторые отличия.


  • Главное отличие заключалось в провозглашении главной ценностью не личности, а государства.
  • В центре повествования оказывались общественные проблемы, а не личные переживания героев.
  • Ключевым в произведениях русских классицистов был конфликт между буржуазией и аристократией. Борьба разума и чувств отступала на второй план.
  • В произведениях русских классицистов был силен патриотический пафос.

Остальные черты оставались те ми же, что и в европейском классицизме.


Ниже вы найдете конкретный список этих и других известных писателей-классицистов.

Также нужно сказать, что литературоведы выделяют три периода классицизма в русской литературе. 1730-е – 1750-е годы – период зарождения этого литературного направления в России. Второй период связан с рассветом русского классицизма, он приходится на 1760-е – 1970-е годы. В конце 18 века русских классицизм уже переживал кризис. В это время в произведениях классицистов усилились национальные мотивы, появились образы идеальных дворян.

классицизм в русской литературе

Известные литературные произведения, относящиеся к классицизму

Для сравнения русского и европейского классицизма и вообще для лучшего понимания этого литературного направления советую вам прочитать хотя бы несколько произведений из приведенного ниже списка.


Классицизм в русской литературе не был мимолетным явлением. Это литературное направление оставалось доминирующим в течение более чем полувека. Понятно, что хорошо подготовиться к экзамену по литературе, не изучив особенности классицизма, не усвоив его характерные черты и не изучив хотя бы некоторые примеры классицистических произведений, невозможно. Я постаралась изложить этот материал кратко и четко. Надеюсь, он поможет вам хорошо сдать ЕГЭ.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Классицизм как литературное направление.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


К началу 19 века в русской литературе сложилась очень своеобразная ситуация, когда одновременно сосуществовали различные литературные направления, такие как : классицизм, сентиментализм, романтизм.

Классицизм- это литературное направление, которое пришло в Россию из Европы в 18 веке . В Европе она зародилось еще раньше в 15 веке, а своего расцвета достигла в 17 веке во Франции . Классицизм возникает тогда, когда происходит формирование единого централизованного общенационального государства. В классицизме поэтому первостепенное значение придавалось проблемам государственным общественным служением государству в классицизме - главный долг человека.

Человек должен подчинить свои личные свои личные интересы интересам государства, поэтому один из самых основных в конфликтах в литературе классицизма, особенно а трагедии классицизма был конфликт между чувством и долгом.

Идеальный герой классицизма всегда выбирает долг. Проповедь общественного служения является важнейшей темой классицизма.

Классицисты считали, что литература также, как и все искусство в целом должны приносить пользу обществу, должны воспитывать человека и общество. Классицизм - это такое направление в котором художнику дается очень много предписаний, правил, рекомендаций. Эти рекомендации были изложены в трактате французского поэта Николя Буало политическое искусство, которого стал теоретическим манифестом всего Европейского классицизма.Основное правило классицизма - это закон единства форм и содержания.

Большое значение классицисты придавали жанрам литературе и создавали свою теорию жанров. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Классицисты делили все жанры на высокие, средние и низкие.

К высоким жанрам они относились прежде всего героическую поэму, трагедию, оду.

К средним - поэмы, героические сатиры, послания, элегия.

К низким относиться басня, комедии, эпиграмма.

Жанры нельзя было смешивать .Другие более частные правила классицизма (закон трех единств в драматических произведениях). И существовало четыре единства стиля в классицизме, все герои делились на положительных и отрицательных. Русский классицизм зарождается в середине 18 века. Самые яркие представители русского классицизма : Ломоносов, Державин, Фонвизин, Сумароков, Третьековский.

Гост

ГОСТ

Классицизм как литературное направление

Литература - это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.

Литературное направление - совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и романтизм, и реализм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является классицизм.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.

С точки зрения классицизма, все художественные произведения должны строго придерживаться установленных канонов. Жанровая иерархия классицизма распределяла все жанры на высокие и низкие и запрещала возможность смешивания жанров.

Классицизм сформировался в XVII веке во Франции, вскоре охватив всю Европу, а также Россию. Французский классицизм объявлял человеческую личность высшей ценностью. Ранее теологическая картина мира предполагала, что в центре вселенной находится бог; с развитием науки и общественной мысли акцент перешёл с бога на человека.

Классицизм во многом опирался на искусство Античности. Античные произведения стали для классицистов эталонами.

В русской литературе классицизм господствовал во второй половине XVIII - первой половине XIX веков. Причиной этого стала европеизация русской культуры. Классицизм предшествовал всем другим литературным направлениям. Все они так или иначе строились с опорой на идеи классицизма, чаще всего отрицая их в своих догматах.

Готовые работы на аналогичную тему

Классицизм превыше всего ставил понятие разума. Классицисты считали, что только с помощью ума можно понять окружающий нас мир. Часто в произведениях поднимались вопросы борьбы разума и чувств, долга и страстей.

Герои классицистических произведений обязательно на хороших и плохих, причём положительные не могли выглядеть уродливо. В произведениях обязательно соблюдалось правило трёх единств: единство времени, места и действия.

Классицизм интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.

Классицизм в русской литературе XVIII века

Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов.

Первым этапом стала литература петровского времени. Это была светская литература, сильно отличавшаяся от ранее знакомой русскому читателю церковной. На первых порах классицистическими были только переводные произведения европейских авторов, однако очень скоро и русские писатели включились в процесс развития этого литературного направления.

Большую роль в формировании русского классицизма сыграли А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский. Будучи реформаторами русского литературного языка, они активно работали над созданием оды и сатиры.

Сатиры Кантемира получили чрезвычайную известность.

Финальным этапом развития русского классицизма считается последняя четверть XVIII века. В это время на смену старому направлению начало приходить новое - сентиментализм.

Сентиментализм - литературное направление, в противовес классицизму выдвинувшее культ души. Авторы-сентименталисты пытались воззвать к чувствам и переживаниям читателя.

Кризис классицизма был неизбежен. Последними русскими авторами-классицистами считаются А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин и Г.Р. Державин. Эти авторы были скорее разрушителями, чем разработчиками идей классицизма: в своих произведениях они начинали нарушать классицистические заветы. Фонвизин, например, в своих комедиях не соблюдал принцип трёх единств, а Радищев добавлял в свои произведения несвойственный классицизму психологизм.

Психологизм - изображение в произведении богатого внутреннего мира героя, его мыслей, чувств и переживаний.

Некоторые классицистические произведения XVIII века:

Классицизм в русской литературе XIX века

В XIX веке на смену классицизму пришёл сентиментализм, затем сменившийся романтизмом и реализмом. И хотя эти направления так или иначе опирались на классицистические идеи (чаще всего отрицая их), сам классицизм ушёл в прошлое.

Классицистические идеи и классические черты постепенно исчезали из литературы. Произведения, считавшиеся классицистическими, были такими только формально, поскольку очень часто принципы этого направления использовались намеренно, для создания комического эффекта.

В творчестве авторов начала века, например, А.С. Пушкина, ещё можно найти отголоски классицизма. Неоклассицизм просуществовал дольше своего прародителя, но никогда уже не был ведущим литературным направлением.

Читайте также: