Сочинение в песков чувство родины

Обновлено: 05.07.2024

(1)Лишь совсем недавно человек узнал, что Земля – это шар. (2)Думали, стоит Земля на трёх слонах, а ночью звёздный мир её укрывает. (3)Теперь вокруг шара человек пролетает менее чем за два часа. (4)Землю можно увидеть со стороны. (5)Вот снимок, сделанный из космоса. (6)Да, Земля – это шар, на нём видны материки, моря, облака, восходы и заходы Солнца. (7)Подробности земной жизни издалека не видны, но они есть, их много…

(19)Конечно, зародившейся жизни миллионы лет приходилось приспосабливаться к изначальным условиям на планете. (20)Живые организмы уступали место на Земле более совершенным. (21)От многих животных уцелели лишь кости. (22)Но некоторые виды дожили до наших времён. (23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из млекопитающих – мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма.

(25)Между китами и мышами огромное число животных, которым Земля стала родным домом. (26)И во главе всего сущего стоит человек. (27)Он часто решает, кому жить, а кому в жизни должно быть отказано.

(28)Миллионы лет отбирала Природа животных, определяя места, где они могут жить, где могут кормиться. (29)Человек давно изучил эти места и первым тянется к добыче, разрушает среду, в которой животным комфортно. (30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.

(31)Многие животные исчезли или стали исключительно редкими. (32)Уже давно мы не видим пролетающих журавлей, мало кто слышит
токующих глухарей, крик перепёлок. (33)И так везде на Земле. (34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана. (35)В Африке на больших пространствах уничтожили тысячи носорогов: нужна была земля для посевов зерна. (36)Растут площади жарких пустынь и пустошей, истощаются плодородные земли, высыхают озёра, исчезают на равнинах малые реки.

(37)Вот что имел в виду учёный, ответивший на вопрос о космосе. (38)Планету Земля нам надо беречь. (39)Никто не ждёт высадки землян на другие планеты. (40)А Земля по-прежнему нас кормит, даёт нам дышать, снабжает водой, теплом и радостью жизни, идущей от наших соседей:
зверей, птиц, рыб, насекомых, образующих сложный узор жизни.

(41)Вот как выглядит Земля, если взглянуть на неё со стороны. (42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов. (44)Огни больших городов и маленьких деревень. (45)Озёра на суше и острова в океане. (46)Текут по Земле большие реки, струнами вытянуты дороги. (47)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… (49)Такой общий наш Дом.

(По В.М. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (1930–2013) – советский и российский писатель, журналист и фотокорреспондент.

Человек – это царь природы или только её часть? Зачастую неосторожные поступки людей со всего мира приводят к загрязнению окружающей среды и истреблению живых существ. К сожалению, многие из нас не задумываются, к каким серьёзным последствиям могут привести наши действия. Мы не имеем права называть себя властелинами мира. Напротив, наш долг – проявлять уважение к природе. В.М. Песков поднимает в тексте проблему взаимосвязи человека и природы.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: нужно беречь планету, на которой мы живём. Мы не можем только получать, важно научиться отдавать, а это значит не забывать заботиться об окружающем нас мире.

В заключение хочется сказать, что люди не могут жить без природы, и именно поэтому нельзя относиться к ней с равнодушием. Важно помнить, что мы должны отвечать за свои поступки и не делать того, что может нанести урон нашему общему дому. Охранять природу – обязанность каждого живущего на земле.

1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

11)Потом я много раз бывал у Кремля. 12)Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.

24)Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. 25)А что показало время? 26)По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти площадь простыми шагами.

27)Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. 28)Древние зодчие, живописцы и плотники своё умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. 29)Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.

30)И нельзя медлить. 31)Бережного отношения требует всё: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. 32)При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей.

33)Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. 34)Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом О Т Е Ч Е С Т В О. 35)Любить Отечество невозможно заставить декретом. 36)Любовь надо воспитать.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА

Речка моего детства

Птицы на проводах

Стоит ли интересоваться историческим и культурным наследием? Надо ли помнить мастеров, которые оставили свои творения нам в наследство? С чего начинается любовь к родной истории и родной культуре? По поводу этих вопросов молодые люди беседуют с ветеранами войны, представителями культуры, с педагогами, общественными деятелями.

Какие места называют народными святынями и как к ним относиться?

Многие публицисты, в том числе и В.М.Песков, не оставляют без внимания эту злободневную и в ХХI веке проблему.

Рассказывая о своём посещении Москвы, писатель В.Песков выражает огромную любовь к святым местам нашей Родины – Красной площади и храму Василия Блаженного. Он гордится мастерами, которые сотворили такие чудеса. Автор считает, что народные святыни России требуют бережного отношения.

Я согласен с точкой зрения В.Пескова. Он даёт совет потомкам знать дорогие для всего народа места и оберегать их. Святые места – это заветные, бережно хранимые места. С такими местами связано самое высокое, возвышенное и идеальное чувство – чувство любви к Родине.

Николай Плужников – русский солдат, который вызвал своей стойкостью, отвагой уважение даже у врага. Когда лейтенант выходил из катакомб, немецкий офицер, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты чётко вскинули оружие. Враги отдавали ему высшие воинские почести. Эта книга останется святой памятью для каждого человека.

Российские ученые-историки, общественные деятели, местные краеведы-энтузиасты уделяют много внимания этой проблеме. Стараются отстоять местные краеведческие музеи, родовые места многих выдающихся людей. В регионах местное население пытается привлечь внимание властей к достойному содержанию памятников советским воинам.

Надо, чтобы люди всегда бережно относились к святым местам.

Святые, то есть памятные, места надо знать, уважать их и беречь.

Беречь историческое и культурное наследие - значит беречь Родину. Пусть поколение за поколением всегда помнят и берегут святые места нашей страны и всей нашей планеты.

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, я слышу птичий щебет и чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало жизни. Оно сулит погожий день, и ко мне возвращается ощущение полноты жизни.

Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра!

Откройте тетради и запишите тему урока. (Слайд 2. Приложение).

– Что для вас понятие Родина?

Спасибо! Вы убедились: это понятие очень широко, слово Родина многозначно. Заглянем в словарь Ожегова.

Родина, -ы, ж.
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-н., возникновения чего-н. Москва – его родина. Индия – родина шахмат.

– Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом Родина.

– Родина? Что может быть дороже?

Подберите однокоренные слова к слову Родина.

Родинка, родители, родник, родня, родственники, народ, род.

(Слайд 4. Приложение).

– Давайте попытаемся проникнуть в тайну названий.

1. Запишите данные слова и произведите их морфемный разбор.

2. Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)

Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины.

Проведем небольшую экскурсию по местам, близким нашему сердцу. (Слайды 5–19. Приложение).

И все это Родина!

Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.

III. Чтение стихотворения.

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты объездил и узнал,
Ты вспомнишь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

– О какой Родине говорит поэт?

Конечно, о малой Родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства. Мы много говорим о красоте земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь.

IV. Чтение текста учителем.

Давайте попытаемся увидеть изображаемое, пережить с автором все то, что его волнует. (Слайд 20. Приложение).

…Чувство Родины (обратите внимание на корни слов: род – родник – Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей.

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия новых машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

Пренебрежение обликом всего, что нас на земле окружает, встречаешь настолько часто, что нет возможности всего даже и перечислить. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа. О том, например, что всегда внимание людей останавливало и волновало одиноко стоящее дерево.

Забота об облике нашей земли мне представляется очень важной. Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.

V. Работа с текстом.

Сформулируйте основную мысль текста. (Необходимо заботиться об облике нашей земли, начиная со своей малой Родины.)

К какому стилю речи относится этот текст? ( К публицистическому стилю.)

Почему вы считаете, что текст относится к публицистическому стилю? (Задача публицистического стиля – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли; в данном тексте автор призывает нас, читателей, заботиться об облике нашей земли, чтобы наша Родина оставалась прекрасной во всех ее уголках – и в моем доме, и на моей улице, и в моем городе, и в моей стране.)

– Как же автору удается достигнуть живости, яркости, которые обязательно присущи публицистическому стилю? (В тексте можно выделить языковые средства, которые воздействуют на читателя – это употребление глаголов в повелительном наклонении, употребление побудительных предложений. Например, вспомните песни…, восстановите в памяти…, обратите внимание… . В тексте есть предложения с однородными членами с многосоюзием: частенько видишь кучу или бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. Также автор использует назывные предложения, например: . (2-ой абзац ).

– Выделите те места, в которых особенно выразительно раскрывается любовь автора к своей родине.

– Для публицистического стиля характерна страстность, четкая авторская позиция, выраженная с помощью эмоционально-оценочных прилагательных и наречий. Назовите их. (Облик земли, чувство к Отчизне, должен оставаться прекрасным, неистово хлопают, непременно беречь.)

– Укажите способ связи предложений в тексте. (Используется параллельная связь. В первом предложении говорится, что чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Следующие предложения по смыслу и грамматически связаны с первым.)

Правильно, для публицистического стиля речи характерен параллельный способ связи, который усиливает впечатление от высказывания, придает речи торжественность.

Итак, мы доказали, что стиль текста – публицистический. Публицистический стиль помогает нам почувствовать нравственное содержание текста Пескова, его особую злободневность в настоящее время.

– К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение.)

– Перескажите текст по абзацам.

– Что, по-вашему, надо делать, чтобы восстановить и сохранить красоту облика нашей земли.

Ребята, этот вопрос и будет вашим творческим заданием. (Слайд 21. Приложение).

VI. Повторение орфографии и пунктуации.

Ребята, а сейчас давайте повторим орфограммы и пунктограммы, которые чаще всего встречаются в тексте. А поможет нам электронный учебник – тренажер по русскому языку. (Беляев М.И. (методика, тексты) Медиа Хауз, 2001, Com Media, 2001.) Первая группа работает с заданием с помощью электронного учебника, а вторая группа – на местах с раздаточным материалом.

1) Но прежде давайте познакомимся с алгоритмом работы с электронным учебником… (Знакомство с алгоритмом. У каждого на рабочем столе – алгоритм работы с электронным репетитором-тренажером, которым он будет пользоваться при выполнении задания.)

2) Работа с первой группой.

Определите вид орфограммы – гласных в корне. Заполните таблицу примерами, графически объяснив выбор гласной в корне. Надписать вид орфограмм в таблице.

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением! ? ? ? ? ?
Образец:

Укр…щать зверя, вызывать раздр…жение, расст…латься по д…лине, сост…влять пр…токол, разж…гать страсти, ц…рковое предст…вление, ч…порный, отр…сль пр…мышленности, загр…мождать ж…лище, ч…гунная реш…тка, подж…г с…рая.

– Выполните задание самостоятельно.

Проверим, правильно ли выполнено задание. (Назовите виды орфограмм – гласных в корне, а затем зачитайте примеры, соответствующие каждому виду орфограммы.)

3) А теперь поменяйтесь группами, и повторим постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Но прежде обратитесь за помощью к алгоритму работы с электронным репетитором-тренажером, чтобы выполнить задание.

Алгоритм работы с электронным учебником-тренажером № 2.

4) Работа со второй группой.

Спишите текст, вставляя недостающие знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы предложений первого абзаца.

В полях та…т и на лугу по…та…ло а в лесу еще снег лежит (не) тронутый и (с,з)бился плотными подушками на земле и на ветках деревьев. Тонкие ствол…ки с осени пр…гнулись к земле и пр…мерзли и теперь ждут (с) часу (на) час освоб…ждения.

Вот и пр…ход…т жаркий час и (не)подвижным деревьям несет радость и изб…вление а лесным зверям и птицам – сомнение и страхи. Пр…ш…л жаркий час и снег (не)заметно подта…ва…т и (от) этого в полной лесной тишине сама собой ш…вельне(т,ть)ся еловая веточ…ка избави(т,ть)ся от тяж…сти и вздрогн…т и зак…чае(т,ть)ся.

– Самостоятельно выполните его.

– А теперь проверьте, правильно ли вы вставили недостающие знаки препинания, пропущенные буквы. (Слайд 22. Приложение).

Итак, мы повторили орфограммы и пунктограммы, которые часто встречаются в тексте.

VII. Повторное чтение текста.

VIII. Итоги урока. Слово учителя.

Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молнии, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живет,
Там только жизнью наслаждаться!

Любовь к родине. Сочинение части С1 по русскому языку по тексту Пескова Василия Мехайловича

Деревеньки к реке Сороти льнут со всех сторон. Названия их сохранились со времён Пушкина: Дедовцы, Зимари, Петровское, Слепни, Жабкино, Марково, Соболицы, Кузино, Селиваново. Милые тихие деревеньки с песчаными тропами к речке, с гнёздами аистов, с баньками у воды, с мостиками для полосканья белья.
Не болит ли душа у тех, кто покинул эти селенья? Не тянет ли воротиться? Не снится ли в городе кроткая, тихая речка, эти холмы с прелесками, этот прозрачный пахучий воздух, эта щемящая благодатная тишина? "Реки не текут вспять, а люди могут вернуться. Кое-кто возвращается. И не жалеют. Условия подходящие открываются для обратной дороги". - так сказал в Зимарях Никита Ювенальевич Ювенальев. Есть такие в пушкинском крае фамилии-имена. А в Пескунове, состоящем сегодня из двух обветшалых домов, мы говорили со стариком, который с войны 44-го года, после ранения в позвоночник прикован к постели. Когда мы причалили к деревеньке, дочь старика - сама уже бабушка с двумя внучатами - полоскала в речке бельё. После знакомства она попросила: "Зайдите к старому. Он уже месяц людей не видел".
Мы присели около кровати неподвижного старика. Поговорили о нестойкой погоде, о войне, о страданиях от войны, о чём-то ещё, уместном при такой встрече. Украдкой старик достал из подголовья жестянку от чая.
- Откройте, там медаль у меня
- Когда мы были уже на крыльце, дочь старика позвала:
- Зайдите ещё, батя хочет спросить.
- Забыл я сказать, - попытался подняться с подушек старик. - Когда тут Пушкину дом рубили, я тогда мог сидеть. На табуретке сидел, выводили меня на крыльцо - и сидел. Всё помню: как сруб на берег свозили, как в половодье по Сороти всё пошло. Людей было пропасть. И деревенька наша была ещё справной. Как дом-то? Стоит? Вот, говорите с больших пространств съезжаются люди. А я тут рядом - и не увидел - и, как ребёнок, стал кулаками вытирать слёзы.
В Пескунове мы углубились в лес. Разыскали делянку, где сразу после войны, зимою 46-го года, рубили лес для сожжённой и разорённой фашистами усадьбы в Михайловском. По чертежам реставраторов при горячих хлопотах Семёна Степановича Гейченко в этом лесу срубили дом, каким он был при Пушкине. На санях брёвна и разобранный сруб подтянули на берег. А весной в половодье всё пущено было вниз по течению. Сороть стала купелью возрождённого дома в Михайловском. (По В.М.Пескову)
Песков Василий Мехайлович (род. в 1930г) - русский писатель, журналист. Его книги очерков посвящены теме взаимоотношений человека и природы.

Читайте также: