Сочинение в чем загадка базарова

Обновлено: 04.07.2024

Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни. По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И — самое главное — что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…

Мы видим, что Базаров — сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, как с грустью констатирует автор, судьба этого героя трагична — при всем его богатом потенциале Базарова погубила приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющему людей отказаться от истинных ценностей, от всего, что делает возможным жизнь человека на этой земле.

Трагедия Евгения Базарова

Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.

Смерть Базарова как бы случайная, нелепая. Евгений молод, сам является врачом, анатомом. Поэтому смерть его символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Непоняты оказались его народолюбие, — погибает он как раз из-за мужика; и его нигилизм, — ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть.

Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Но затем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивно отдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждами на исцеление — дело напрасное. Главное теперь — умереть достойно. А это значит — не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию, сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей. Нисколько не обманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только от времени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советом обратиться к философии или даже к религии. А для матери, Арины Власьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью о близких очень возвышает Базарова.

Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм — все это берет верх, одерживает победу.

Но причина гораздо глубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям. К тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них. Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.

  • Автор: И. С. Тургенев
  • Произведение: Отцы и дети
  • Это сочинение списано 26 690 раз

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.

В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя‑нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

Посмотрите эти сочинения

Трагедия Базарова в романе Ивана Тургенева Отцы и дети

Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. Кроме того, для нигилиста не существовало понятие культурного наследия и необходимости его хранить для потомков. Он считал это пережитком прошлого и ненужным рудиментом.

В своих спорах с Павлом Петровичем Базаров говорил о ненужности поэтов, о необходимости ученых. Он отрицал духовную красоту и вообще духовную сторону жизни человека. Его категоричность несколько однобока. Он действительно пока не видит практической выгоды от абстрактных ценностей. Но постепенно, шаг за шагом, Базаров прозревает. Первым этапом была встреча с Одинцовой, когда жизнь опровергла его первый постулат о том, что любви не существует. Герой понял, что любовь есть, от этого осознания его переполняют самые разные эмоции – дискомфорт от осознания собственной неправоты, злость на себя за мимолетную слабость, злость на Одинцову за то, что она появилась в его жизни. Базаров испытывает все что угодно, только не радость бытия, любовь его мучает, он горит в собственном огне. Его деятельная и логичная натура не может найти объяснения происходящему, и это раздражает его еще больше.

Базаров – очень сильная и незаурядная личность. Но, как часто случается, его благие намерения не всегда приводят к ожидаемому результату. Противоречивость образа Базарова – лишь одна из граней трагичности. Другая проблема этой личности – сила, которая не находит выхода, Базаров одинок в своем нигилизме. Всех этих окружающих его так называемых единомышленников типа Кукшиной и Ситникова даже не стоит принимать в расчет. Эти персонажи – жалкая пародия на Базарова. Аркадий тоже не годится на роль последователя‑нигилиста. У Аркадия совсем иной путь, чем у Базарова, возможно, менее трудный и противоречивый, но не менее нужный. Судьба Аркадия лишена той надрывной трагичности, которая присутствует у Базарова. Но в жизни Аркадия Базаров сыграл огромную роль. Он заставил Аркадия как минимум, задуматься о своем жизненном пути и о пути России в целом.

Сочинение на тему “В чем трагедия Базарова? (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети)”

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.

Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.

Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.

Мы видим, что Базаров – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, как с грустью констатирует автор, судьба этого героя трагична – при всем его богатом потенциале Базарова погубила приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющему людей отказаться от истинных ценностей, от всего, что делает возможным жизнь человека на этой земле.

Одним из моих самых любимых произведений именно русской литературы является роман Ивана Сергеевича Тургенева "Отцы и дети". Братья Кирсановы и Евгений Базаров появились в моей жизни в 10 классе на уроке литературы, оставив на всю жизнь ощущение и осознание того, что эту историю можно перечитывать вновь и вновь, находя каждый раз что-то новое, узнавать в поступках героев себя, а в их мыслях угадывать свое мировоззрение.
Что же так привлекает в этом романе? И действительно ли сам конфликт произведения, сама его идея указаны в названии?
Любой читающий человек ответит на этот вопрос однозначно - нет, "Отцы и дети" - произведение многопроблемное.
Конфликт поколений, конечно же, является основной причиной раздора между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Васильевичем Базаровым. И тот, и другой в равной степени убеждены в своей правоте. Павел Петрович никак не может смириться с образом мышления Базарова, видит в этом гибель молодого поколения. А Евгений же, смотря свысока на аристократизм Павла Петровича, не хочет понимать позицию оного. Образ жизни Кирсанова является для Базаровым чем-то, что уже себя исчерпало, никак не повлияет на дальнейшее мироустройство. Время Кирсановых уже прошло, неужели настало время Базаровых?
Нет. Образ Базарова, образ "нового человека", пришел слишком рано. Мир еще не готов принять одного Базарова, а что случилось бы, если б таких вот "Базаровых" было много?
К сожалению, на мой взгляд, из всех героев произведения это понял только один человек. Это был Николай Петрович Кирсанов. Человек, который был добр ко всем всю свою жизнь, мудрый, обаятельный, спокойный, любящий.. Только он один смог понять Базарова, смириться с его мышлением. Николай Петрович понимал всю суть конфликта, но не стремился каким-либо образом его подавлять, понимая, что его век уже окончен, он сможет жить только во имя блага своей семьи, во имя Фенечки, Аркадия, Катерины, малыша Мити.
А что же Павел Петрович? Неужели он, являясь полной противоположностью нигилиста, не имеет права на уважение? Напротив, я считаю, образ Павла Петровича достоин не просто уважения, но и понимания, сочувствия.
Кольцо со сфинксом, любовь к княгине Р., пришедшая затем старость, казалось бы, должны были убить все чувства в этом человеке. Но этого не произошло, поскольку в его мир пришел некий луч света, который озарил все вокруг. Это была Фенечка.
Молча проходя мимо нее в парке, а иногда и разговаривая с ней, проявляется истинная натура Павла Петровича. Никому не рассказав о любви к невесте собственного брата, он, будучи уже больным человеком, молил Николая стать мужем Фенечки, желая и ей, и брату только счастья и благополучия. До конца жизни Павел Петрович не обмолвился о своей любви к Федосье Николаевне. Эту тайну, видимо, он и унес с собой в могилу.
Таким образом, мы видим не только конфликт поколений, но и любовные страдания героев, различные внутрисемейные конфликты, расколы в обществе, ложь и грязь, которые прикрываются масками нигилизма (образы Кукшиной и Ситникова).
"Отцы и дети" - это то произведение, которое учит нас пониманию, состраданию, учит прощать других и жертвовать собой ради блага близких.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЗАГАДКА БАЗАРОВА

Мастерская письма и построения знаний

Комментарий

ХОД МАСТЕРСКОЙ

I . 1 . Известно, как характеризуется герой в эпическом произведении. Но если обратиться к обычной аудитории кинозрителей, то следует вспомнить, что чаще всего они определяют героев упрощенно. Как же? Позволим себе сделать то, чего нельзя делать в сочинении: запишем уп­рощенно на доске и в тетрадях:

Положительный герой Отрицательный герой

А теперь к каждому определению подберем признаки таких персонажей и прочитаем вслух (5 минут).

Положительный герой

Добрый, сильный, честный, благородный, отзывчивый, муд­рый, решительный, великодушный, душенный, неподкупный, справедливый, смелый, романтичный, милосердный, красивый, жизнерадостный, ироничный, с чувством юмора, вежливый, ак­куратный, самостоятельный, человек дела, талантливый, воле­вой, скромный, заботливый, целеустремленный, самоотвержен­ный, уравновешенный, умеющий любить и хорошо работать, способный сострадать, сдержанный, мыслящий, беско­рыстный, ответственный, с чувством долга.

Отрицательный герой

Эгоистичный, узко мыслящий, завистливый, угрюмый, за­носчивый, коварный, бесполезный, жадный, самолюбивый, бес­честный, нечестный, трусливый, хитрый, подлый, наглый, злой, сильный, чаще — богатый, малодушный, корыстный, грубый, некрасивый, жестокий, вредящий обществу, язвительный, бес­культурный , пустой, равнодушный, ленивый, сильный, не ува­жающий других, продажный, неискренний, раздражительный, способный к предательству, низкий, чересчур гордый, смешной, циничный, лживый.

В среднем каждый записывает около 7-10 определений. Необходимо отметить, что единообразных определений мало, они перемежаются названиями качеств. В столбик записываются качества и признаки, выраженные существи­тельными, прилагательными, глагольными образованиями

(например, добр, верный, честь, гуманность, умеет лю­бить).

2. Записываем на доске и в т етрадях:

II . Прочитав выдержки из писем И. С. Тургенева М. Е. Салтыкову-Щедрину 1876 года и А. А. Фету 1862 го­да, а затем фрагменты размышлений о Базарове критиков М. Антоновича и Н. Страхова, сформулируйте и запишите вопросы, которые возникают при их сопоставлении.

Вопросов возникает не менее двух. После 7 минут ра­боты над данными материалами (можно работать в парах) вопросы читаем вслух.

Примеры полученных вопросов:

Из чего следует, по мысли Антоновича, что автор сердится на своего героя?

Надо ли Базарова любить или ненавидеть?

Как мог Тургенев написать роман, до конца не представляя, что такое Базаров?

Является ли Базаров загадкой и для современного читателя?

Понимает ли Базаров себя сам?

Возможно ли существование Базаровых сегодня?

Кому легче понять Базарова: его современникам или людям нашего времени?

Почему так много мнений о Базарове?

Хотел ли Тургенев показать героя как свой идеал или как антиидеал?

Не хотел ли Тургенев показать Базарова таким, каким хотел, но никогда бы не смог быть сам?

Понял ли автор до конца тот образ, который он создал?

Из чего следует, что Базаров умирает совершенным героем?

Понимает ли Базарова кто-нибудь из критиков?

Терпят ли крах убеждения Базарова?

Цельный ли характер у Базарова?

Почему автор не разобрался в своем герое?

Думал ли Тургенев, что Базаров станет загадкой и для сле­дующих поколений?

Как может автор быть злым на своего главного героя?

Возможно ли существование человека с чертами Базарова?

Можно ли до конца понять Базарова?

Можно ли одновременно любить и ненавидеть Базарова?

Загадка ли Базаров для Тургенева ?

Пом­ним, что прием «внутреннего жеста -- важнейший для Тургенева.

Условием успешной работы на протяжении мастер­ской является конспект услышанного, который каждый участник ведет с начала занятия.

IV . Напишем на доске и в тетрадях: Евгений Базаров

В каждую часть таблицы сделаем записи о поведении героя, о его отношении к разным лицам, явлениям, о его высказываниях, интонациях и т. п. Полученный материал прочитаем.

Какие записи появились в тетрадях?

Евгений Базаров: ЗА

Евгений Базаров: ПРОТИВ

отношение к искусству, литературе, грубость, уравнивание всех людей , презрительное отношение к женщинам, резкость, холодность — хоть и по первому впечат­лению, безжалостная сухость по отношению к родителям, бестактность, отношение к природе, циничность , излишняя прямота. Он против дузли, но все же дерется с Павлом Петровичем, разговаривает на равных с людь­ми старше себя, считает себя выше всех, ни во что не верит, некрасиво ведет себя с Фенечкой, чрезмерная гордость.

V . Подумайте и запишите один вопрос, который вы задали бы самому Евгению Васильевичу Базарову (3 ми­нуты). Вопросы читаются вслух.

Всегда ли Вы искренни?

Из-за чего Вы стали нигилистом.

Как формировался Ваш характер?

В чем смысл Вашего существования?

Уважаемый Евгений Васильевич, почему Вы так относитесь к женщинам?

Почему Вы отвергаете искусство?

Легко ли жить при постоянном конфликте сердца с разумом?

Вы смогли бы полюбить снова — другую женщину?

Как себя чувствуешь, когда понимаешь, что твои убеждения сломлены?

Почему Вы не хотите изменить себя?

Счастливы ли Вы с Вашими убеждениями?

Почему Вы не вынесли тяжелого жизненного удара -отказа Одинцовой?

Почему Вы не стали добиваться любви Одинцовой?

Остались ли Вы верны споим принципам?

Довольны ли Вы тем, как прожили спою жизнь, следуя своим убеждениям?

Как может нигилист помочь народу?

Легко ли переносить конфликт разума с сердцем?

На чем был основан Ваш выбор профессии?

Сколько вас, таких Базаровых, еще будет?

VI . Рефлексия.

Запишите свои размышления о мастерской.

(Вариант задания к рефлексии: запишите, какие вопро­сы о Базарове вы теперь хотели бы задать учителю.)

МАТЕРИАЛЫ К МАСТЕРСКОЙ

Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!

И.С.Тургенев — А.А.Фету, апрель 1862 г.

Не удивляюсь, впрочем, что Базаров остался для многих за­гадкой; я сам не могу хорошенько себе представить, как я его написал.

И.С.Тургенев — М.Е.Салтыкову-Щедрину, январь 1876 г.

В целом выходит не характер, не живая личность, а карика­тура с крохотной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшущим носом, и притом карикатура самая зло­стная. Автор до того зол на своего героя, что не хочет простить его и примириться с ним даже пред его смертью.

Базаров есть первое сильное лицо, первый цельный характер, явившийся в русской литературе из среды так называемого об­разованного общества.

Базаров умирает совершенным героем, и его смерть произво­дит потрясающее впечатление, до самого конца, до последней вспышки сознания, он не изменяет себе, ни единым словом. Он сломлен, но не побежден.

Смерть Базарова. должна была, по-моему, наложить послед­нюю черту на его трагическую фигуру.

. Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью — если он его не полюбит, повторяю, я виноват и не достиг своей цели.

Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, больная, честная — и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего.

И. С. ТургеневК. Случевскому

..За исключением воззрений Базарова на художества, я раз­деляю почти все его убеждения.

Базаров – нигилист и, в изображении Тургенева, нигилист, убежденный в своей правоте отрицать, с его точки зрения, вещи бесполезные. Автор дает читателю возможность познакомиться со страстными и бескомпромиссными взглядами Базарова, в первую очередь, в его спорах с представителями старшего поколения Кирсановых. Что же для героя не имеет практического смысла, а поэтому бесполезно?

Конечно, взгляды автора не совпадают и даже противоречат взглядам героя. Автор по своим взглядом близок Николаю Петровичу Кирсанову, он ценит красоту природы, для него важна литература, он понимает цену любви. Но можем ли мы согласиться с мнением, что в образе Базарова дана карикатура на представителей нигилизма? Все-таки нет. На протяжении романа автор рисует своего героя достойным человеком. Он бесспорно умен, он стремится принести пользу своей деятельностью, он критически относится к пустой болтовне, тепло говорит о своих родителях и не стесняется того, что они простые люди.. Базаров даже проявляет благородство в сцене с дуэлью, когда, ранив Павла Петровича, он спешит оказать ему помощь, как будущий врач.

Сочинение 2

Главная идея романа показать конфронтацию двух политических идей, различных в своей направленности: либералов-западников и радикалов-разночинцев. Этим Тургенев как бы определяет дальнейшее социально-политическое развитие для России, заключая что крестьянское освобождение запоздало хотя и полезно для страны.

Герой Базарова это нервный, но в то же время с большой волей человек, у него сильный характер, он умён и самостоятелен в своих суждениях и действиях. Над собой авторитетов он не желает терпеть, даже родного отца. Для него нет никого выше него самого, - Бога нет и т. д.

Его идея: разрушение (даже самого себя отчасти), на обломках будет возводится новое здание будущего. Но, Базаров не отрицательный герой на все 100%, есть в нём и положительные черты.

Сочинение Образ Базарова

При чтении произведения у читателя часто возникает вопрос о главном герое- отрицательным или положительным героем можно его считать? Но ответить очень сложно. Ведь образ Базарова противоречивый.

Читая роман, мы видим, что наш герой порой бывает высокомерным, не стесняется в выражениях и не обдумывает свои поступки и ход действий. Так, например, это видно из эпизода с поцелуем Базаров поцеловал Фенечку, не думая о том, что это может привести его к дуэли. Наш герой любил показывать превосходство над людьми. Его честолюбие подпитывается похвалой его ближайшим окружением. Да и его высокомерие можно понять. Именно так он защищается о проявлений внешнего мира. Ведь своим социальным положением он не может гордиться. Его семья находится в бедственном положении, хотя и имеет имение с крестьянами. Единственное, что он позаимствовал от отца- это демократизм в общении с работниками.

Жизненная перспектива у него была не очень благоприятной. Базаров должен был получить профессию земского врача, которую в обществе особо не уважали. Поэтому Базаров понимал, что звание дворянина для него относительно, и он достоин большего. Прожив некоторое время в имении, наш герой сразу же невзлюбил Павла Петровича И Николая Петровича. В итоге Павел Петрович сражается на дули с Базаровым, в результате чего оказывается раненым, а его противнику по долгу службы оказывает ему первую медицинскую помощь. Кирсанов прощает Базарову этот поступок, отмечая в нем мягкие черты характера, однако Евгению безразлично это прощение. Его волнуют другие переживания. Он понимает, что его вся схема окружающего мира не работает. Подтверждением тому становится неудачная любовь к Одинцовой. Но и отказаться от проповедуемых им взглядов он не может, так как это выше его.

4 вариант

Внешность Евгения довольно примечательна: высокий рост, удлиненное лицо с широким лбом, заострённый нос. Весь его облик выражает самоуверенность. В умных зеленоватых глазах читается ум и спокойствие. Одним словом, в свои тридцать лет он обладает всеми необходимыми физическими и умственными способностями, которые должен иметь молодой человек его возраста.

К своей внешности Базаров был, казалось, безразличен: видавший виды костюм выглядит на нём небрежно. Назвать Евгения неряшливым нельзя, просто он не так щепетилен в этом вопросе, как например, Павел Кирсанов.

Базаров – единственный ребенок в семье, любимый сын. Студент, собирающийся стать лекарем, как и его отец. Родители старались дать ему достойное образование, а на его прохладное отношение к себе смотрят сквозь пальцы.

Хотя Евгений Базаров не имеет благородных корней, тем не менее он занял в обществе неплохое положение. У него множество хороших друзей и полезных знакомых. Большинство из них прочат ему большое будущее и верят, что он достигнет немалых высот в медицинской сфере.

Жизнь Базарова бьёт ключом. Он просыпается спозаранку, а отдыхать ложится довольно поздно. Практически всё своё свободное время он сидит над микроскопом, ставит опыты над лягушатами, справедливо считая, что такая практика непременно поможет ему в будущей профессии.

В разных слоях общества Евгений ведёт себя по-разному: в аристократических кругах больше отмалчивается, а оказавшись среди равных себе по социальному статусу людей, позволяет себе вольности, порой выходящие за рамки приличия. К женщинам Базаров относится небрежно, считая их глупыми, они для него представляют интерес только со стороны физиологии.

В целом, Евгения Базарова можно охарактеризовать как положительного персонажа. Он простой и открытый, умный и коммуникабельный. Но есть в нём также такие черты, как упрямство, самолюбие, заносчивость. Его очень трудно в чем-либо переубедить. Выслушав доводы оппонента, он делает вид, что соглашается, на самом же деле всегда остаётся при своем мнении.

Евгений обладает незаурядными умственными способностями и прекрасно осознаёт своё превосходство над менее интеллектуально подкованными людьми. Некоторые считают, что такие черты характера не должны быть присущи будущему врачу.

Характеристика Базарова - сочинение

Одним таким молодым и ищущим персонажем был Евгений Базаров. Он был не похож ни на кого другого в романе. Он имел прогрессивные взгляды на жизнь. Он является противником вероисповедования и царской власти. Он является антиподом старшему поколению, которое находится в рамках традиции моральных устоев.

Евгений был жестким и самоуверенным молодым человеком, он привык добиваться своих целей, опираясь на науку. Он считал, что любовь и романтика чушь и в неё не верил. По мнению Базарова если человек проявляет чувства, то он показывает слабость. Поэтому Евгений отталкивал всякие мысли о любви.

Даже любовь к родителям и родителей к нему он тоже отрицал. Где бы он ни появлялся, он сразу проявлял себя как лидер, науку он ставил на первое место.

Писатель специально ввел этого персонажа в роман, потому что он был воплощением образа нового человека. У этого героя выработанна своя концепция нигилизма.

Его взгляды проявляются во всём, он отрицает моду, дворянство. Он считает, что главное это жизнь простого народа. Он считает, что нельзя говорить об искусстве, если в соседней деревне с голоду умирают люди. Он хочет дать простому народу образование, сто бы они не были темными и непросвещенными людьми.

Базаров сразу показал, что в спорах ни возраст, ни принадлежность к знатному роду, ни дружеские отношения не являются для него авторитетом. Спор между Базаровым и Павлом Петровичем был настолько сильный, что дошло до дуэли.

Авторитетом для Базарова была лишь наука и он сам. От науки можно получить пользу, а все остальное глупости. Но нашлась сила, которая смогла перебороть скепсис нигилизма, имя этой силе – любовь.

Базаров влюбляется в Ольгу Одинцову. Но эта любовь безответная, Ольга его не любит. Поэтому мужчина решает вернуться к родителям и полностью отдаться науке. Но когда он получает заражение крови и перед смертью просит, что бы Ольга приехала с ним проститься. Автор этим приемом разрушает философию и доказывает, что отрицать все нельзя.

Когда Евгения не стало, автор попытался изобразить то, что герой получил покой.

Базаров

Базаров в жизни отрицает искусство, моду, ненавидит дворянство. Он задается решением крестьянского вопроса. По его философии, что рассуждать об искусстве, когда простой народ умирает с голода кощунственно. Он не понимает, как народ может терпеть издевательства над собой, откуда у русского крестьянства столько терпения и почему так верят в доброго монарха. Он хочет нести просвещение в народные массы.

Базаров демонстрирует, что не знатность рода, не возраст, не родственные связи для нег не являются авторитетом, и он не должен прислушиваться к их мнению. Он любил спорить с Павлом Петровичем, у них всегда были жаркие споры, в которых сталкиваются две противоположные позиции. Спор достиг точки кипения дуэлью.

У Базарова была лишь наука в авторитете. Наука, та, которая подтверждается экспериментом, её можно увидеть и доказать, и она должна приносить пользу. Всё остальное глупости. Все думали, что в мире нет такой силы, которая могла повлиять на него, но оказалось, что этот умный и сильный человек сдался под натиском такого чувства, как любовь. Когда Евгений влюбился, разум отступил на второй план.

После встречи с Ольгой Одинцовой он уже не мог что – либо противопоставить силе своей любви. Но эта любовь оказалась безответной, Ольга не любила Евгения. Это обстоятельство огорчило Базарова. Он решил вернуться домой к родителям, где планирует заняться наукой.

Но роман заканчивается трагедией, во время своих экспериментов Евгений получает заражение крови, и на смертном одре просит приехать любимую, тем самым отказывается от своих придуманных идеалов. Этим действием Тургенев развеял свою философию об отрицании, всё отрицать нельзя.

Евгений Базаров в произведении Отцы и дети

Евгений Базаров в произведении Отцы и дети

Популярные сочинения

Автор подробно описывает внешность Фенечки. Это молодая женщина примерно 23 лет.

Мы с мамой возвращались из Анапы, и ждали поезда на вокзале, чтобы поехать домой, в родной город. Терпение мое уже порядком иссякло (да и есть ли оно у пятилетки?) а еще ужасно хотелось спать, потому что поезд наш отходил в половину десятого вечера

Читайте также: