Сочинение у чистых ключей

Обновлено: 08.07.2024

Говорят, в доме губернского предводителя вечерами собирается приятное во всех отношениях общество. Ещё говорят, что в Петербурге дают великолепные балы, и что там устраиваются приёмы, и что целое утро, не останавливаясь, тамошние жители делают визиты. А уж что говорят о других странах. Одни названия городов да других мест чего стоят: Баден и Дрезден подпрыгивают на языке, рассыпаются, точно луч солнца, играющий на хрустале; Тюильри и Тироль звучат соловьиными трелями; Вена мягка, словно бархат…

Здесь, в деревне, Катерина едва ли могла найти сносное занятие: всё ей изрядно надоело.

Гулять? Пожалуй, только этим и получалось немного развлечь себя, — и потому точно так же, как вчера, как третьего дня и как на прошлой неделе, Катерина бродила по парку, по полям, с которых уже начал сходить снег, по дороге, соединяющей близлежащие деревни.

Все неприятности, которые могла бы доставить природа, сегодня были налицо. Серое небо, сероватые же стены виднеющегося позади дома, мелкая изморось, пылью висящая в воздухе — всё казалось невзрачным, осунувшимся, хворым. Несколько дюймов подола покрылось грязью и напиталось водой, намокшие ленты шляпки приставали к щекам, локоны, должно быть, распустились.

Только вот возвращаться домой не хотелось: там Катерина чувствовала себя слишком одинокой, но в то же время недостаточно скрытой от внимания; пока же никто не видел её, она могла поразмыслить о прошлом и будущем, о себе и своих родственниках, о том, как сложится её жизнь.

Ещё неделю тому назад Катерину мало занимали эти вопросы; казалось, что ничего не изменится, что всё будет идти однообразно и что она позабыла, что было назначено на минувший четверг. А в пятницу волнение в доме поулеглось, и, когда утро нехотя заползло в комнаты, ей вдруг сделалось и неуютно, и горько, и одиноко. За утренним чаем не слышался звонкий голос сестры Софьи, и после не звучали клавикорды.

Наверно, до́лжно было радоваться за Софью: не всем сёстрам повезло выйти замуж за человека с обширными поместьями; не каждый из их супругов ожидал скорого наследства; наконец, не всякий из них имел по несколько тысяч душ в трёх губерниях. Да только Софья была особенно дружна с младшей сестрой; вечерами они поверяли друг другу тайны, обсуждали прошедший и грядущий дни. Переписка могла бы скрасить теперешнее время, но разве можно в письме, которое прочтут всем родичам, а, если особо не повезёт, то и соседям, излить душу? написать всё, что гнетёт и тревожит? поделиться своим счастьем и горем.

И было ещё одно — пожалуй, самое неприятное опасение. Как все дочери, кроме Катерины, сделали относительно удачные партии, а сыновья пошли кто по военной части — к сожалению, не в гвардию, — кто по гражданской — к несчастью, не в Архив министерства иностранных дел, то родителям её не оставалось мечтать более ни о чём, кроме не менее удачной партии для младшей дочери. Но, на беду, Катерине совсем не хотелось замуж; по меньшей мере, она не знала никого, кто не был бы ей противен в качестве супруга: весь круг её — или, вернее сказать, родительских, — знакомых составляли соседи, половина которых давно перешагнула полувековой возраст, а вторая не достигла и пятнадцати лет.

Не пройдёт и месяца, как, верно, родители заговорят о необходимости замужества; не пройдёт и двух — приищут жениха; и не больше, чем через три месяца, Катерине придётся оставить отчий дом… Право, лучше уж навечно остаться в деревне, чем быть вынужденной покинуть её вместе с каким-то малознакомым мужчиной!

Словом, хотя Катерина и не была законченною брюзгой, из-за всех этих дум да тревог она становилась всё более раздражительной, и потому-то и сетовала на скуку.

Катерина вышла на дорогу до соседнего поместья; прямая, не извивающаяся, не сворачивающая, тянулась она версты три и приводила путника к ограде парка. Как было бы хорошо, если б и жизнь была такою же пышной и яркой, какой, по слухам, была пустующая усадьба! Но при этом — такой же понятной, без поворотов, без развилок, на которых приходится делать выбор, как и дорога к ней.

Конечно, Катерина никогда не бывала в том доме, но знала наверное, — не напрасно же существуют на свете соседки-сплетницы, — что никто там не живёт, что ни в одном из тридцати окон не зажигается свет и что парк совершенно заброшен.

Временами Катерина представляла, как ночью, когда мир окутан тьмою, крадётся она по парку, отворяет дверь дома, и слышит стоны призраков… или как хозяйкою спускается с крыльца; под руку её держит хозяин поместья — которого она ни разу не видала, но который представлялся ей непременно красавцем с приятным нравом.

Правда, соседки были уверены, что поместьем этим некогда владел старик-князь; обладая дурным нравом, он рассорился решительно со всеми соседями, покинул поместье и уехал в губернский город. Поскольку эти события, для провинции чрезвычайно важные, произошли ещё в конце прошлого века, то есть лет сорок назад, то каждая соседка прибавляла к ним детали по собственному разумению, — а значит, можно было усомниться в правдивости рассказов и вволю воображать всё, что только пожелаешь.

Тишина — стеклянная, не нарушаемая даже голосами птиц, — вдруг прервалась. Послышался топот коней, стук колёс; Катерина, обернувшись, увидела экипаж. На лаковых дверцах золотом были вытеснены гербы, а малиновый бархат штор скрывал окна. Четвёрка вороных коней мчалась, чуть касаясь земли, и Катерине на миг почудилось в них что-то потустороннее. Правда, потустороннего ничего не было, но вот удивительное — было: кому могло прийти в голову посещать покинутое поместье?

Мартовское солнце поднялось и уже задевало макушки деревьев; стоило возвращаться. Катерина вздохнула, развернулась и, немного помедлив, зашагала домой.

Чистые Ключи — поселок в 40 км от Иркутска. В советские времена он был одним из лучших в регионе — уютный, компактный, благоустроенный. Закрытая территория, патрулирование, дисциплина, образцовый порядок — жить в военном городке почиталось за благо.

— А уж какой каток нам зимой заливали, какие снежные фигуры у домов возводили. — вспоминает почтальон Валентина Чуйкина. — Городок жил дружно, единой семьей. Выскакивая в магазин или на прогулку с собакой, мы даже двери зачастую не закрывали.

— Уличного освещения практически нет, тротуары разбиты, вместо дорог колдобины, — говорит о наболевшем Флюра Зан, одна из местных жительниц. — Единственная детская площадка пребывает в крайне печальном состоянии, об изношенности инженерно-коммунальных систем и говорить нечего.

Ни аптеки, ни сада, ни медицинского пункта

С жителями Чистых Ключей мы разговорились в отделении почты — этаком средоточии общественной жизни.

— А из социальных объектов у нас и нет ничего — только школа, магазины и почта. Нет ни детского сада, ни аптеки, ни медицинского пункта, — замечает Валентина Чуйкина. — Попытка отстоять клуб — и та успехом не увенчалась.

— Сказать, что мы недовольны, значит не сказать ничего, — продолжает Александра Пасько. — Сквозные дыры в стенах домов, холодные подъезды с обрезанными батареями и разбитыми, заклеенными на скотч окнами… Ну это надо видеть! Тарифы растут, а услуг никаких.

В натянутых отношениях с управляющей компанией жители поселка пребывают давно. По мнению населения, причин тому две: завышенные тарифы, невыполнение обязательств.

— В прошлом году, вопреки решению, принятому на общем собрании, тариф на ремонт и содержание жилья нам начисляли из расчета 25 рублей 08 копеек за квадратный метр. И это вместо 17 рублей 90 копеек! В итоге мы создали прецедент — с привлечением прокуратуры Шелеховского района и областной жилищной инспекции нам удалось добиться перерасчета, — продолжает Флюра Гайнановна. — Всем жителям дома № 3 перерасчет уже произвели. Сейчас с аналогичными заявлениями в прокуратуру обращаются и другие жители поселка.

Сейчас, как пояснил нам Дмитрий Карманов, исполняющий обязанности главы Баклашинского сельского поселения, к которому относятся теперь и Чистые Ключи, территория городка все еще находится в ведении Минобороны РФ. Именно из-за этого такие вопросы, как ремонт дорог или установка уличного освещения, попросту повисают в воздухе.

Между тем, по словам Веры Салий, депутата Шелеховской районной думы, в настоящий момент идет процесс передачи части жилого фонда и нескольких объектов инфраструктуры из ведения Минобороны в собственность района.

— Проблем в городке действительно немало. С этим трудно поспорить, — комментирует ситуацию Вера Федоровна. — Однако медленно, но верно часть сложностей все же удается решать. Не так давно при активном содействии районных властей удалось наладить бесперебойную работу котельной, которая исправно обеспечивает поселок теплом, а также приступить к ремонту и устранению засоров в старых междомовых инженерных коммуникациях. Да, решение многих проблем действительно спотыкается о земельный вопрос, однако передача части объектов из ведения Минобороны в собственность района определенно поспособствует их разрешению.

Между тем немало беспокойств доставляют местным жителям своры бездомных собак и бесхозные пустые квартиры, которые нередко становятся пристанищем для всяческого сомнительного пришлого люда.

— Офицерские семьи уехали, а жилплощадь осталась. Жилплощадь, принадлежащая Минобороне. Да, в большинстве случаев квартиры стоят пустыми, закрытыми, однако есть и исключения, — говорит Флюра Гайнановна. — В какие-то квартиры периодически заявляются подозрительные личности и дебоширят там, ну а в какие-то и вовсе заселяются и живут — шумят, пьют, ни за что не платят.

— В итоге, к счастью, люди съехали. Квартира вновь стоит пустой. Но вот надолго ли.

От предложения мы, понятно, не отказались — поднялись на пятый этаж, зашли в одну из разграбленных, бесхозных квартир. Картина предстала нерадостная: сломанные двери, вырванная сантехника, горы бытового мусора, стеклянной тары, окурков, нечистот… Трехкомнатную, теплую, некогда уютную квартиру облюбовали, по всей видимости, некие асоциальные личности.

— А квартира между тем отличная! Квартира замкомандира по вооружению, подполковника Юрия Березникова, — уточняет Виктор. — Подполковник уехал, квартира осталась.

Обстановка не та

Изменился за последние годы и контингент местных жителей. К семьям военных пенсионеров и уволенных в запас добавилось изрядное количество новичков. Наряду со свежим воздухом и близостью к природе главное, чем привлекают их Чистые Ключи, — это низкая стоимость жилья. Однокомнатная квартира в приличном состоянии стоит в поселке порядка 700—800 тысяч рублей, двухкомнатная — в районе миллиона. Несопоставима с городскими ценами и стоимость аренды жилых квадратных метров.

— Вот с чем у нас, кстати, стопроцентный порядок, так это с общественным транспортом, — в отдельности отмечает Флюра Зан. — Частный перевозчик, работающий на наших маршрутах, всегда идет навстречу и откликается на просьбы. Не так давно он ввел с утра дополнительный автобус, чем изрядно облегчил жизнь местному населению. В общем, вы так и напишите: Сергей Липин — молодец!

К слову, с уходом воинской части и появлением новичков изменилось в поселке и всеобщее настроение. Времена, когда каждый друг другу знаком, кажется, безвозвратно канули в прошлое.

— Да, за последние несколько лет многое в Чистых Ключах изменилось: число малообеспеченных и безработных выросло, криминогенная обстановка ухудшилась, — подтверждает и социальный педагог местной школы Лариса Стародубцева. — Беспокоят нас и своры бездомным собак. И школьникам, и педагогам от них не раз доставалось.

Несмотря на передислокацию артиллерийской части, обучение в местной школе по-прежнему носит военно-патриотический характер. Правда, количество учеников заметно уменьшилось, а педагогический штат существенно сократился.

Фото Сергея Игнатенко

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Эффективность работы по развитию речи во многом зависит от того, насколько учитель осознал целесообразность отдельных видов работы.

Я предлагаю опыт работы над выборочным изложением. Данный вид изложения не всегда по достоинству оценивается учителями, вызывает определенные трудности у учащихся. Как известно, при выборочном изложении от ученика требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть. Дети отбирают материал, связанный с определенным персонажем, темой, явлением.

Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом.

Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, в конечном счете, - связующее звено между изложением и сочинением.

Преимущества выборочного изложения можно сформулировать следующим образом:

  • учащимся предоставляется возможность сосредоточить внимание на той части текста, которая на данном этапе обучения наиболее интересна (описание природы, человека, обстановки);
  • значительная экономия времени, так как воспроизводится не весь текст.

Опыт работы дает возможность выделить и те трудности, которые испытывают учащиеся:

  • не всегда с достаточной полнотой и точностью выделяется в тексте все, что связано с темой высказывания, когда она не совпадает с основной мыслью текста;
  • детям трудно композиционно правильно оформить высказывание в рамках того жанра, который определен заданием (например, описание часто подменяется повествованием).

Умение выбирать материал с учетом жанровых особенностей будущего высказывания — умение сложное, поэтому для выборочного изложения я подбирала небольшие отрывки из художественных текстов. Внимание учеников, как правило, сосредоточивала на различного рода описаниях (цветка, дерева, животного).

Остановлюсь более подробно на методике проведения обучающих выборочных изложений.

От упражнения к упражнению, от текста к тексту задания усложнялись и подготавливали детей к написанию самостоятельных выборочных изложений, работа проводилась на уроках русского языка.

Для изложений были предложены небольшие отрывки из художественных текстов (всего три текста).

Текст 1

На прибрежном лугу.

У самой воды небольшими кустиками выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках. (К.Паустовский.)

Этот текст представляет собой описание. Он дает возможность познакомить учащихся с простейшими случаями выбора, когда весь материал на заданную тему расположен в одном месте и при пересказе не требуется вносить изменений в исходный текст.

Работа начинается с выразительного чтения текста учителем. Учащимся предлагаются вопросы:

  1. Какое это описание (деловое или художественное)? Почему?
  2. Как можно сформулировать главную мысль этого описания? (Как наряден и красив прибрежный луг.)

Затем учащиеся получают задание перечитать текст и перечислить растения, которые в нем названы.

— О каких растениях автор лишь упоминает, а какие описывает подробно?

Затем учащиеся получают новое задание: выбрать все, что относится к описанию чертополоха, назвать слова, которые использует автор ("исполинский чертополох", а не просто высокий, "крепко стоял по пояс в траве", а не рос, "похож на рыцаря в латах". ).

Учитель делает обобщение. Чертополох предстает перед нами живым сказочным существом, и благодаря этому оживает весь прибрежный луг.

Итогом работы являются пересказы отрывка, содержащие описание чертополоха.

Текст 2

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревянным домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки.

Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы. Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрыла свои лепестки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро. (По В.Гаршину.)

Этот текст дает возможность показать, что материал, необходимый для выборочного изложения, не всегда сосредоточен в одном месте, а добавочные сведения, отдельные, иногда очень существенные, могут быть даны в разных частях текста.

После чтения текста учитель предлагает сформулировать основную мысль текста, ответив на следующие вопросы и выполнив задания:

  1. Подумайте, как можно сформулировать основную мысль текста.
  2. Что можно сказать о распустившейся розе?

Учитель делает обобщение о том, что основную мысль можно сформулировать так: "Распустившаяся роза прекрасна".

Затем дети перечитывают текст самостоятельно, перечисляют, какие еще предметы описываются в тексте (цветник, деревянная решетка, утро).

После этого дети отбирают из данного текста материал, необходимый для описания цветника. Работа идет параллельно на доске и в тетрадях. Каждое предложение анализируется с точки зрения его важности для описания.

В результате одни предложения исключаются, другие, необходимые для раскрытия темы, записываются. Данная работа способствовала тому, чтобы ученики имели перед глазами готовые рабочие материалы и могли сосредоточить основное внимание на форме изложения. Запись выглядит так:

Рабочие материалы к теме "Цветник"

1-е предл. Небольшой, полукруглый.

Перед деревянным домом.

2-е предл. Розовый куст, на котором расцвела роза. Цветник был очень запущен, сорные травы разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и дорожкам, которые давно не чистили и не посыпали песком.

3-е предл. Исключается.

4-е предл. Крапива занимала целый угол цветника.

5, 6, 7-е предложения. Исключаются.

После этого учитель предлагает просмотреть материалы и составить пересказ на тему "Цветник" (устно). Особое внимание обращает на последовательность изложения: с чего начать описание, чем его закончить, как связать отдельные его части (часть материала из первого предложения целесообразно перенести в заключение, тогда описание будет более законченным). С целью предупреждения возможных речевых недочетов можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения.

  1. Цветок был бледный. На лепестках были слезинки.
  2. Роза расцвела в цветнике.
  3. Её цветок был нежен и роскошный.

Для того чтобы предупредить ошибку, связанную с механическим отбором материала, после пересказов учащихся можно предложить следующий вариант пересказа:

Цветник находился перед деревянным домом. Он был небольшой, полукруглый. Сорные травы разрослись по старым, вросшим в землю дорожкам, которые давно не чистили и не посыпали песком. Целый угол цветника занимала крапива. Б этом запущенном цветнике рос розовый куст, на котором распустилась роза.

После такой подготовительной работы четвероклассники писали выборочное изложение.

Текст 3

Олень в заповеднике.

Наконец я рассмотрел то, что принимал за сучья кустарника. Это были рога крупного самца-оленя. Дальше — как на внезапно разыгранной картинке — я увидел и самого оленя.

До чего же он был хорош! В настороженной позе, с гордо поднятой головой.

Когда мы подошли к оленю, он медленно пошел вдоль опушки кустов, изредка оглядываясь на нас. Видно было, что здесь, в заповеднике, животные не привыкли бояться человека. Правда, оленьи самки, которых можно отличить от самцов по отсутствию рогов, вели себя более осторожно.

Была зима — пора глубоких снегов, и стоило лишь сойти с лыж, как тут же оказывался по пояс в снегу. Трудновато приходится и оленям прокладывать себе дорогу в снегу. Они ходят табунами по десять-пятнадцать штук, идут гуськом друг за другом и так прокладывают себе постоянные дорогитабунные тропы. (По Г.Успенскому.)

Цель данной работы: обобщить материал текста и описать оленя, не упоминая об авторе и его спутнике, т.е. опустить личные местоимения.

Текст дает возможность показать, что не весь материал, имеющий отношение к теме, может быть использован в изложении. Необходимо извлекать, обобщать, изменять лицо, от которого ведется повествование. Перед чтением учителя учащимся предлагается определить, о чем говорится в тексте, сосредоточить внимание на описании оленя-самца. После чтения учащиеся перечисляют, о ком говорится в тексте (об авторе, олене, о спутниках автора, об оленьих самках). Затем анализируют каждое предложение с целью выбрать весь материал, относящийся к описанию оленя-самца. Отмечается 3-е предложение, в котором сформулирована главная мысль описания.

Учитель обращает внимание на то, что описание оленя дано от лица автора.

1, 2, 3, 4, 5-е предложения заранее записываются на доске.

По плану, предложенному учителем, дети систематизируют материал

План.

  1. Общие впечатления об олене.
  2. Поза оленя.
  3. Рога.
  4. Поведение при встрече с людьми.

В процессе коллективной работы дети анализируют, обобщают материал, затем пишут изложение.

После завершения работы запись может выглядеть так:

Олень в заповеднике.

Олень — крупное, сильное и красивое животное. До чего же он был хорош.

Олень стоял в настороженной позе, с гордо поднятой головой. Рога у него были похожи на сучья кустарника. При встрече с людьми олень не испугался, а спокойно пошел мимо.

Выборочные изложения, используемые в системе других видов работ по развитию речи, помогают научить школьников собирать и систематизировать материал, способствуют закреплению умения определять объем и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль.


Эта поговорка очень точно описывает значение языка в нашей жизни. Ведь действительно, с его помощью между людьми передаются все возможные знания, идет обмен информацией. Все, что человек когда-либо создал, так или иначе было создано благодаря языку.

Язык – это универсальный инструмент общения. На нашей планете их существует великое множество, но цель у них у всех одна – передача информации от одного человека другому. Если бы не было языка, люди бы не смогли взаимодействовать друг с другом. С помощью языка передача знаний происходит не только между людьми, но и между поколениями. Таким образом, мы можем накапливать опыт и все время двигаться вперед.

Казалось бы, мы все знаем русский язык, зачем его изучать в школе? Но язык наш далеко не так прост, каким может показаться сначала. Его не зря называют великим и могучим. Красота, многообразие и глубина нашего языка обуславливают сложности в его изучении. Многие иностранцы считают русский одним из самых сложных для изучения языков.

Нам повезло, что он присутствует в нашей жизни с самого рождения, но совершенствовать и улучшать свои знания все равно необходимо. Ведь, как ни крути, а для доступа к любой науке сначала нужно овладеть языком.

Ни для кого не секрет, что язык – это то, что отличает нас от животных. Он неразрывно связан с нашим сознанием и мышлением. А по речи человека можно судить и об уровне его интеллекта, и об уровне культуры. Нам всегда приятнее общаться с интеллектуально развитым, вежливым собеседником, чем с человеком, не способным внятно выразить свои мысли.

Я прикладываю максимум усилий для того, чтобы овладеть русским языком как можно лучше. Я осознаю его важность в своей жизни, и он мне очень нравится. Еще моя бабушка говорила, что знание языка – это основа основ.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Читайте также: