Сочинение тургенев говорят устарел навсегда надолго ли и суждено ли нам вернуться к нему

Обновлено: 02.07.2024

Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце сказать вам, как, по моему понятию, надо жить людям для того, чтобы жизнь наша не была злом и горем, какою она теперь кажется большинству людей, а была бы тем благом и радостью, какою она и должна быть.

(1) Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце сказать вам, как, по моему понятию, надо жить людям для того, чтобы жизнь наша не была злом и горем, какою она теперь кажется большинству людей, а была бы тем благом и радостью, какою она и должна быть.

(4)Несчастная и озлобленная жизнь будет потому, что всего, чего хочется для себя одному человеку, хочется и всякому другому. (5)А так как каждому хочется всякого добра как можно больше для себя и добро это одно и то же для всех людей, то добра этого для всех всегда недостаёт. (6)И если люди живут каждый для себя — не миновать им отнимать друг у друга, бороться, злиться друг на друга, и от этого жизнь их не бывает счастливою. (7)Если временами люди и добудут себе того, чего им хочется, то им всегда мало, и они стараются добыть всё больше и больше и, кроме того, ещё и боятся, что у них отнимут то, что они добыли, и завидуют тем, которые добыли то, чего у них нет.

(8)Так что если люди понимают свою жизнь каждый в своём теле, то жизнь таких людей не может не быть несчастною. (9)Такая она и есть теперь для всех таких людей. (10)А такою, то есть несчастною, жизнь не должна быть. (11)Жизнь дана нам на благо, и так мы все и понимаем жизнь. (12)Для того же, чтобы жизнь была такою, людям надо понимать, что жизнь наша настоящая никак не в нашем теле, а в том духе, который живёт в нашем теле, и что благо наше не в том, чтобы угождать и делать то, чего хочет тело, а в том, чтобы делать то, чего хочет этот дух один и тот же, живущий в нас так же, как и во всех людях. (13)Хочет же этот дух блага себе, духу.

(14) А так как дух этот во всех людях один и тот же, то и хочет он блага всем людям.

(15) Желать же блага всем людям значит любить людей. (16)Любить же людей никто и ничто помешать не может; а чем больше человек любит, тем жизнь его становится свободнее и радостнее.

(17)Так что выходит, что угодить телу человек, сколько бы он ни старался, никогда не в силах, потому что то, что нужно телу, не всегда можно добыть, а если добывать, то надо бороться с другими. (18)Угодить же душе человек всегда может, потому что душе нужна только любовь, а для любви не нужно ни с кем бороться; не только не нужно бороться с другими людьми, а напротив, чем больше любишь, тем больше с ними сближаешься. (19)Так что любви ничто помешать не может, и всякий человек чем больше любит, тем всё больше и больше не только сам делается счастливым и радостным, но и делает счастливыми и радостными других людей.

(20) Так вот это-то, милые братья, мне хотелось сказать вам на прощание, сказать то, чему учили вас все мудрецы мира: что жизнь наша бывает несчастна от нас самих, что та сила, которая послала нас в жизнь и которую мы называем Богом, послала нас не затем, чтобы мы мучились, а затем, чтобы имели то самое благо, какого мы все желаем, и что не получаем мы это предназначенное нам благо только тогда, когда понимаем жизнь не так, как должно, и делаем не то, что должно.

(21) А то мы жалуемся на жизнь, что жизнь наша плохо устроена, а не думаем того, что не жизнь наша плохо устроена, а что делаем мы не то, что нужно.

(22)Это всё равно, как если бы пьяница стал жаловаться на то, что спился он оттого, что много завелось трактиров и кабаков, тогда как завелось много трактиров и кабаков только оттого, что много развелось таких же, как он, пьяниц.

(23)Жизнь дана людям на благо, только бы они пользовались ею, как должно ею пользоваться. (24)Только бы жили люди не ненавистью друг к другу, а любовью, и жизнь была бы неперестающим благом для всех.

(По Л. Н. Толстому)

Что делает человека по-настоящему счастливым? Почему многие люди тяготятся собственным существованием и не находят в себе сил, чтобы что-то изменить? Этими вопросами задаётся русский писатель Л.Н. Толстой, который поднимает в предложенном тексте проблему причин несчастной жизни.

Эти аргументы противопоставлены, так как автору важно подчеркнуть отличительные черты счастливой и несчастной жизни. Мы видим, что достаточно избавиться от эгоизма, для того чтобы перестать тяготиться своим существованием.

Итогом размышлений писателя становится следующая позиция: неправильное понимание цели, стремление жить только для себя, добывать как можно больше радостей и удовольствий, делает жизнь людей несчастнее.

Таким образом, чтобы изменить свою жизнь, надо в первую очередь начать с самого себя. Любовь и бескорыстие делают нас сильнее духом и счастливее.

Во-вторых, Базаров дерзок и глух к старшему поколению. Ему несвойственны правила этикета, вежливость и тактичность: скорее, наоборот: он пользуется ими с явным неудовольствием. Уже на второй день между ним и Павлом Петровичем Кирсановым вспыхивает конфликт. Такое можно встретить и сегодня: дети вступают в споры с взрослыми, а взрослые, порой, усердно провоцируют детей на проявление эмоций и сарказм.

И в-третьих, Базаров практически не имеет понятия о нравственности. Для него важнее собственное эго, чем желание жить с окружающими в мире и согласии. Обычное уважение к чужим чувствам ему несвойственно, как оно несвойственно многим современным людям. И если в произведении Тургенева Базаров спровоцировал дуэль с представителем старшего поколения, то сегодня подобные случаи часто могут вызвать обычное применение силы и кулаков.

Можно смело говорить о том, что проблема отцов и детей актуальна не только в наше время. В том или ином масштабе она присутствовала в древнем мире, в годы жизни Тургенева и будет проявляться в будущем. Вопрос только в том, насколько мы будем понимать суть этого вопроса. Ведь для того, чтобы не было конфликта, достаточно взаимного уважения и соблюдения правил этикета. Если отцы сумеют поставить себя на место детей, а дети посмотрят на мир глазами отцов – проблема исчезнет сама собой. И образ Базарова навсегда уйдет в прошлое, как напоминание о нежелании людей прислушиваться друг к другу.

Пример сочинения 2

Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?

Проблема отцов и детей, это проблема, которая была и будет актуальны всегда. Суть данной проблемы заключается в их непонимании. От этого никак не уйти, ведь менталитет и культура одного поколения контрастировала во все поколения с поколением более новым. И так уж сложилось, что данный контраст чаще всего особенно ярко прослеживается в отношениях отцов и детей.

Не стоит наивно полагать, что вышеуказанная проблема свойственно лишь одному конкретному поколению. Это в корни не верно. Непонимание контрастирующих поколений было и будет всегда. Главное — не стоит ругаться и ссорится лишь из-за того что старшие не понимают младших, ведь со временем всё меняется, в том числе и культура с обычаями и ценностями. То, что было характерно и само собой разумеющимся 20-30 лет назад, может полностью отвергается, или же быть переделанным для соответствия новому поколению. Так же это стоит понимать и в данный момент молодому поколению, ведь когда оно подрастёт, оно тоже будет отвергать новые стандарты, принятые обществом. Проблема отцов и детей актуальна сейчас как никогда, однако в наших силах это изменить.

Главный герой Евгений Базаров с очень непростым характером, ему было около 30 лет. Он не собирается никого слушать и хочет самостоятельно продолжить свой путь в жизни. Евгений отрицает красоту и искусство. Любовь и уважение он презирает, для него не существует авторитета. Евгений идёт поперёк всем правилам, он является нигилистом. Герой образован и интеллектуально развит, но его душа закрыта от остальных, он отрицает всякого рода чувства. И Из-за этого упускает свою любовь Анну Одинцову.

Главным противником в спорах с Евгением Васильевичем Базаровым был Павел Петрович Кирсанов. Павлу Петровичу 45 лет. Он был воспитан по старым укладам: любезный, учтивый, вежливый, добрый и хороший, также он был великодушным, честным, аристократом по натуре, джентельменом, имел собственные принципы, а также уважал и чужие. На протяжении всего романа Базаров и Павел Петрович спорили между собой и доказывали свою точку зрения, отсюда вытекает и конфликт, который заключается в разногласии старшего и младшего поколений.

На сегодняшний день эта проблема остаётся до сих пор актуальной, и я думаю, что с каждым годом она всё больше обостряется. Это можно объяснить многими причинами, например, влияние современных электронных технологий, потеря ценностей. Но любая проблема всегда начинает с непонимания.

В семье, где есть дети и родители, хоть раз сталкивались с проблемой отцов и детей. И это нормально, ведь наши родители жили в другое время, где был другой образ жизни, общество, ценности, образование, а мы, молодое поколение, живём уже в другом, современном, постоянно развивающемся и обществе.

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Предлагаемое издание состоит из рада критических очерков. Цель автора заключается не в том, чтобы дать более или менее объективную, полную картину какой-либо стороны, течения, момента во всемирной литературе, цель его – откровенно субъективная. Прежде всего желал бы он показать за книгой живую душу писателя – своеобразную, единственную, никогда более не повторявшуюся форму бытия; затем изобразить действие этой души – иногда отделенной от нас веками и народами, но более близкой, чем те, среди кого мы живем, – на ум, волю, сердце, на всю внутреннюю жизнь критика, как представителя известного поколения. Именно в том и заключается величие великих, что время их не уничтожает, а обновляет: каждый новый век дает им как бы новое тело, новую душу, по образу и подобию своему.

Несомненно, что Эсхил, Данте, Гомер для XVI века были не тем, чем сделались для XVIII, еще менее тем, чем стали для конца XIX, и мы не можем представить себе, чем они будут для XX, – только знаем, что великие писатели прошлого и настоящего для грядущих поколений будут уже не такими, какими наши глаза их видят, наши сердца их любят.

Они живут, идут за нами, как будто провожают нас к таинственной цели; они продолжают любить и страдать в наших сердцах, как часть нашей собственной души, вечно изменяясь, вечно сохраняя кровную связь с человеческим духом. Для каждого народа они – родные, для каждого времени – современники, и даже более – предвестники будущего.

Вот почему, кроме научной критики, у которой есть пределы, так как всякий предмет исследования может быть исчерпан до конца, – кроме объективной художественной критики, которая также ограничена, ибо раз навсегда может дать писателю верную оценку и более не нуждаться в повторениях, – есть критика субъективная, психологическая, неисчерпаемая, беспредельная по существу своему, как сама жизнь, ибо каждый век, каждое поколение требует объяснения великих писателей прошлого в своем свете, в своем духе, под своим углом зрения.

В этом издании собран ряд небольших очерков (появлявшихся в печати от 1888 до 1896 г.) – как бы галерея миниатюрных портретов великих писателей разных веков и народов – для русской публики в значительной мере великих незнакомцев, ибо, кроме их имени, русский читатель до сих пор знает о них разве по отрывкам неудовлетворительных переводов или по безличным выдержкам из курсов литературы справочных книг.

За это соединение столь различных, по-видимому, чуждых друг другу, имен в одну семью, в одну галерею портретов, могут упрекнуть автора в отсутствии систематической связи. Но он питает надежду, что читателю мало-помалу откроется не внешняя, а субъективная, внутренняя связь в самом я, миросозерцании критика, ибо – повторяю – он не задается целями научной или художественной характеристики. Он желал бы только рассказать со всей доступной ему искренностью, как действовали на его ум, сердце и волю любимые книги, верные друзья, тихие спутники жизни.

Это – записки, дневник читателя в конце XIX века.

Субъективный критик должен считать свою задачу исполненной, если ему удастся найти неожиданное в знакомом, свое в чужом, новое в старом.

Д. Мережковский

Ноябрь 1896

Мне давно хотелось побывать в Афинах. Это была моя мечта в продолжение многих лет.

Я проехал через Южную Францию в Северную Италию. Недели три прожил во Флоренции. Удивительный город. Благодаря солнечному свету, чистому и нежному, благодаря воздуху, мягкому и прозрачному, о каком мы в Петербурге и понятия не имеем, все там кажется прекрасным, каждый предмет, даже самый прозаический, скульптурным. Краски – не столь яркие, как, например, в Неаполе или Венеции, скорее тусклые и однообразные, но зато очертания далеких холмов, деревьев на горизонте, средневековых зданий, – каждая форма, каждая выпуклость точно из особенного драгоценного вещества. Живешь в этом солнечном свете, в этом воздухе, как в непрерывном сне.

Дворец Питти,[3] в котором собраны самые нежные, воздушные создания кисти Рафаэля, Бартоломео, Тициана, Мурильо, Джиорджионе, весь построен из огромных кусков дикого камня, даже неотесанного. Эти люди так любили все простое, прямо вышедшее из рук природы, что боялись исказить первобытную красоту камня, обтесывая и сглаживая неровности. Глыбы нагромождены на глыбы, в основании дворца, точно скалы; столь царственного здания больше нет нигде на земле. Кое-где, среди серого, грубого камня, львиные головы с открытой пастью, из которой бьет вода в мраморные бассейны… Зодчий презирает все, что искусственно и вычурно. Да, нужно быть таким простым, таким первобытно-искренним, чтобы быть великим. Чувствуется, что этот дворец выстроил себе не мелкий тиран, а сильный человек, вышедший из лона великого народа. И во всем – дух народа. Тут понимаешь, что значит не любить своего народа, какое безумие надеяться что-нибудь создать вне его и без него.

Таланты, как Гирландайо или Вероккио – художники, подготовившие расцвет флорентийской живописи, – могли возникнуть и в другой стране и в другую эпоху. Но нигде в мире они не имели бы того значения, как именно на этом маленьком клочке земли, у подошвы Сан-Миньято,[4] на берегах мутно-зеленого Арно.[5] Только здесь у Гирландайо мог явиться такой ученик, как Буонаротти, у Вероккио – Леонардо-да-Винчи. Нужна была атмосфера флорентийских мастерских, воздух, насыщенный запахом красок и мраморной пыли, для того, чтобы распустились редкие цветы человеческого гения. Как будто мрачный и пламенный дух неукротимого народа долго томился в своей немоте, искал воплощения и не мог найти. Он едва брезжит, как бледная полоска в утренних тучах, – в больших глазах еще иконописных, полувизантийских мадонн Чимабуэ, он проясняется в реализме Джиотто, сияет уже ярким светом у Гирландайо, у Вероккио, на время отклоняется в религиозной живописи Фра Анжелико, чтобы вдруг, наконец, как молния, все озарить – в Микель-Анжело и Леонардо-да-Винчи. Какое торжество для народа! Отныне флорентийский дух нашел себе полное выражение, неистребимую форму.

Вокруг могут происходить всевозможные перевороты, все может рушиться: Флоренция Возрождения сама себя нашла, она бессмертна, как Афины Перикла, как Рим Августа. Я узнаю резец Донателло в отчеканенных, металлически звучных терцинах Аллигиери. На всем печать свободного флорентийского духа. Он чувствуется в самых ничтожных подробностях архитектуры: в прекрасных чугунных грифонах,[6] которые вбиты в камень на уличных перекрестках по углам палаццо, чтобы поддерживать факелы ночью. Так в двустишии греческой эпиграммы я узнаю дух Гомера, в обломке мрамора, наполовину скрытом мхом и землей, – стиль ионической колонны. На всех созданиях истинно великих культур, как на монетах, отчеканен лик одного властелина. Этот властелин – гений народа.

В романе И. С. Тургенева очень ярко раскрывается проблема "отцов" и "детей". Писатель показал всю сущность взаимоотношений между Евгением Базаровым и его родителями, Аркадием Кирсановым и Николаем Петровичем. Их нельзя назвать одинаковыми, но эти отношения имеют одну общую проблему.

Евгений Базаров - сильная и одновременно интересная личность. Он предан науке, пытается познать её новые тайны, которые ещё никому не известны. Базаров не признает человеческих чувств. Он считает все это чем-то ненужным и пустым. Евгений является сторонником нигилистических позиций. Кроме того, у Базарова есть ещё другой руководитель в жизни - расчет. Ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признает никакого принципа. Если базаровщина - болезнь нашего времени, то Евгений одержим ею. В цинизме Базарова есть две стороны - внутренняя (ироническое отношение ко всему) и внешняя ( грубое выражение иронии). Евгений Базаров - очень неординарный человек. Не все его мысли и идеи приходятся по вкусу другим людям. Он отрицал Бога и считал, что только человеческий ум может всё изменить в нашем мире.

Взаимоотношения Аркадия Кирсанова со своим отцом были другими. Аркадий любил Николая Петровича, который отвечал ему той же взаимностью. Часто отец не понимал взглядов своего сына, они казались ему очень чуждыми. Николай Петрович Всеми силами пытался помочь ему, соглашался с любыми идеями. Такая чрезмерная любовь иногда угнетала Аркадия, он хотел стать более самостоятельным.

Отец понимал это, но ничего не мог поделать со своими чувствами. Много лет назад Николай Петрович потерял любимую жену, поэтому всю свою заботу и ласку он отдавал сыну. К счастью, через некоторое время Аркадий понял всё, что испытывал его отец. Осознание к нему пришло только после того, как сам ощутил сильную любовь в своем сердце. Действительно, чтобы отношения с родителями были теплыми, каждый должен понять чувства другого.

Спасибо за просмотр! Подписывайтесь на мой канал)

Продолжение этого сочинения Вы можете прочитать в следующей статье.

Читайте также: