Сочинение третий в пятом ряду

Обновлено: 06.07.2024

Сын и невестка Веры Матвеевны были археологами и часто уезжали в экспедиции. У них была маленькая дочь Лиза, которая жила и воспитывалась у бабушки. Когда Лиза узнала, что ее полное имя Елизавета, она потребовала, чтобы ее называли именно так.

У Елизаветы была аллергия на лекарства. Однажды в детском саду у нее поднялась температура. Заведующая, которая не знала о болезни девочки, дала ей лекарство. У Елизаветы начался приступ, и машина скорой помощи увезла ее в больницу.

Девочке пришлось делать срочную операцию. Медсестра Маша сказала Вере Матвеевне, что операцию будет делать заведующий отделением Иван Сергеевич Белов, очень опытный хирург, который обязательно спасет Лизу. Вера Матвеевна расспрашивает Машу о нем и решает, что это ее бывший ученик. Ожидая конца операции, она вспоминает все поступки Вани и по-новому оценивает их. Она понимает, что Ваня – человек, который думал прежде всего о других.

Сложная операция прошла благополучно. Когда хирург вышел из операционной и снял маску, Вера Матвеевна поняла, что это не ее бывший ученик. Ваня, в отличие от врача, был невысоким. Кроме того, она вспомнила, что Ваня был не Иваном Сергеевичем, а Иваном Андреевичем.

Вера Матвеевна решает отыскать Ваню и узнать, как сложилась его жизнь. Она узнает, что семья Беловых давно переехала в Фили. Вера Матвеевна берет такси и едет к родителям Вани. Ванина мама вытащила из ящика стола и подала ей небольшой листок. Это была похоронка. В ней сообщалось, что в самом конце войны Иван Андреевич Белов пал смертью храбрых в боях за город Пенцлау.

Также читают:

Рассказ Третий в пятом ряду (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Когда-то давно жили три жизнерадостных охотника, которые любили вместе ходить в лес. Их имена были дядя Ваня, дядя Федя и дядя Кузьма. В этот раз они не смогли ничего подстрелить, поэтому решили развести костёр и поболтать

1826 год. Отец княгини Трубецкой, граф Лаваль, провожает в дальний путь горячо любимую дочь. Она едет в Иркутск, куда с партией других ссыльных был отправлен ее муж, декабрист С.П. Трубецкой

Герасимова Любовь Степановна

Образ Вани Белова В характере Вани Белова присутствует нечто от романтических героев. Ваня так же любит свободу, он всегда делает то, что поможет другим, не задумываясь о себе и о своей дальнейшей судьбе .

Поступки Вани Белова История с забастовкой Помощь Сене Голубкину Закрыл учительницу математики в учительской Помещал отцу Владимира встретиться с ним.

Отношение других героев к Ване белову Недолюбливал Ваню из-за того, что он был хорошистом, а значит и учился лучше него. Даже после того, как Иван спас его в ситуации с тетрадями, он не высказал благодарности, а только сильнее разозлился. Владимир относился к Ване хорошо. Он знал, что Иван – надежный друг, который всегда поддержит и поймет. Елизавета так вообще влюбилась в Ваню по рассказам своей бабушки. Хотя в ее возрасте (6 лет) трудно назвать это любовью. Она скорее глубоко уважала и восхищалась таким человеком, как Ваня Белов. Благодаря Вере Матвеевне характер Вани раскрывается очень четко. В начале повести недолюбливала Ивана, но впоследствии изменила к нему свое отношение. Отношение автора к своему герою Анатолий Алексин вложил в этого героя всю душу. На примере Вани он показал, что бывают моменты, когда взрослые ошибаются, а дети наоборот, видят все так, как есть. Конечно же Анатолий Алексин любит и уважает такого персонажа, как Ваня Белов.

Сюжет Автор Режиссер Забастовка Вани Белова Помощь Сене Голубкину Похищение тетрадей Контрольная по математике Забастовка Вани Белова Помощь Сене Голубкину Похищение тетрадей Контрольная по математике СХОДСТВА Отец Владимира ( Большое внимание) Фотография класса Уход Веры Матвеевны Отец Владимира ( Мало внимания) РАЗЛИЧИЯ

Имя главной героини Оля Оля – священное дитя для своих родителей. Нежная, хрупкая, очень ранимая и тонко чувствующая девушка. Ольга Ольга – гордая, независимая девушка, имеющая бездонный талант к искусству. Ей не нужны друзья. Ольге гораздо проще одной.

Оля или Ольга? Оля Главная героиня все же Оля. Но не хрупкая и нежная, а испуганная, загнанная в угол своими проблемами девушка, которая одела на себя маску холода и презрения .

Мир подростков Ваня Белов пусть и был еще не опытным человеком, но видел гораздо глубже и осознавал поступки намного осознаннее, чем другие. Иван – это олицетворение всего хорошего, что имеется в подростках. На примере Ольги я хотела отгородить Вас, да и себя тоже от всевозможных ошибок, совершенных по собственной глупости. Анатолий Алексин с помощью Ольги хотел научить всех нас сначала анализировать ситуацию, а не рубить с плеча.

Ваня О ля Целеустремленность Доброта Сила воли и твердость Непоколебимость в характере Гордыня Тщеславие Эгоизм Самовлюбленность

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

…Добро каждый должен творить

Сердца моего боль.

В. Богомолов

Цели урока: познакомить с содержанием повести; помочь понять нравственные уроки; закрепить понятие сюжета, композиции, монолога; воспитывать любовь к павшим на войне, к историческим корням.

Честь - достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.

Достоинство – сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе.

Принцип – убеждение, взгляд на вещи.

Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Гений – высшая творческая способность; человек, обладающий такой способностью, в др.-рим. мифологии: дух – покровитель человека, позже – олицетворение добра, зла и т.п.

Эволюция – развитие, процесс постепенного, непрерывного количественного и качественного изменения кого или чего-нибудь.

Теория литературы.

Мотив - главная мысль, которая повторяется в произведении и помогает понять его идейный смысл.

Сюжет – связанные между собой и последовательно развивающиеся события художественного произведения. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Композиция – построение произведения, порядок изложения событий и взаимосвязь всех его частей.

Кульминация – точка высшего напряжения, подъёма, развития чего-нибудь. В художественном произведении – высшая точка напряжения в развитии действия.

Повесть – эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.

Деталь - мелкая подробность.

Монолог – в литературном произведении речь действующего лица, обращённая к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. Монолог преобладает в лирике. В монологе раскрывается душевная жизнь героя, сложность его характера.

Личность – человек, сформировавшийся в лоне культуры своего народа, обладающий духовно-нравственным, национально-государственным и патриотическим самосознанием.

Самосознание –полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, в обществе.

Патриот – человек, преданный интересам какого-либо дела, горячо любящий что- нибудь.

Оборудование урока.

1. Презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

2. Запись песни (музыки).

1. Алексин А. Третий в пятом ряду. // Третий в пятом ряду. – М., 1983.

3. Богомолов В. Сердца моего боль… - Калининград, 1979.

Накануне ребята получили задания в группах.

2-я группа. 1. Словарь: монолог, деталь, композиция, кульминация, эволюция, принцип.

4-я группа. 1. Словарь: патриот, самосознание, личность, мотив. 2. Описание комнаты Вани. Как хранят память о нём домашние?

1. Определение темы урока. Постановка целей и задач.

- О чем говорят нам эпиграфы урока?

- О чём бы хотелось поговорить? Какие проблемы обсудить?

2. Подготовка к восприятию текста.

Словарная работа: сюжет - 1-я группа.

- Вспомним сюжет повести.

- Ваши чувства после прочтения?

- Что больше всего запомнилось?

- С чем не хотелось согласиться?

3. Работа над проблематикой повести. (Индивидуальная работа учащихся в тетрадях).

- Какие проблемы вы увидели в повести?

1. Проблема отцов и детей.

2. Проблема преемственности поколений.

3. Проблемы дружбы, любви.

4. Проблема нравственного становления личности.

5. Проблема памяти.

6. Проблема нравственного выбора.

7. Проблема долга.

8. Проблема гуманного отношения к людям.

9. Проблема последствий войны для мирных жителей (эхо войны)

10. Проблема чести и достоинства.

11. Проблема одиночества.

12. Проблема семьи и брака.

Мы будем сегодня говорить о проблеме нравственного выбора героев, проблеме, с которой нам очень часто приходится сталкиваться в жизни.

Выводы делаются после заслушивания домашнего задания 1-й группы и в ходе совместной работы с классом.

Поэтому, когда в Израиле он написал ряд произведений, в которых рассказывал о гонениях власти, которые он претерпел во время жизни в СССР, многие искренне удивились.

Сегодня, перечитывая произведения Анатолия Алексина, написанные в советский период, по-новому оцениваешь его тонкую иронию, с которой он изображает тоталитарное государство, где человек не имел права на одиночество, на гениальность, на непохожесть, должен был быть таким, как все, всегда в коллективе, и всегда меньшинство должно было подчиняться большинству. Принадлежать к большинству почётно и правильно! Но были и те, кто образовывал пятый ряд, лишний и неправильный, потому что на правильной коллективной фотографии должно быть только четыре ряда. Школа, учителя – это модель общества, государства.

Школа, учителя, ученики, отношения в коллективе – это излюбленная тема советской литературы и кинематографа. Читателю и зрителю со страниц книг и с экрана доходчиво объясняли, что учитель – особая профессия, это подвижник, он не может быть таким, как, скажем, слесарь или инженер, он живёт ради светлого будущего своих учеников, у него нет выходных и отпуска.

Ребенок? Ладно, пусть у неё будет ребёнок, решили создатели фильма. Иначе как педагог поймёт заботы родителей, если сама не мать? Но ребёнок учителя – это часть её классного коллектива, он наравне со всеми принимает участие во всех мероприятиях.

Хотя создатели фильма внесли кое-что новое. Они заставили зрителей задуматься, что даже такой талантливый педагог может быть не во всём прав. Амбициозная и бескомпромиссная Марина Максимовна презирает тех, кто не вписывается в её кодекс жизни. Это коллеги, которые из учителей превращаются в обычных людей, как только звенит звонок и они закрывают дверь в класс, это директор школы, бывший военный, потому что его назначили сверху и не спросили её мнения. Это родители её учеников – они мещане, заботятся о достатке и престиже. Безграничное доверие учеников, которые вручили Марине Максимовне ключ от сердца класса, ключ без права передачи, приводит к конфликту детей и родителей, к расколу внутри коллектива педагогов.

А вот и нет! В этих произведениях разыгрывались поистине шекспировские страсти с любовью, предательством, смертями и безумием.

«В моей комнате, над столом, висели фотографии классов, в которых я преподавала литературу и русский язык. Или была к тому же еще и классной руководительницей. На фотографиях первые ряды полулежали, вторые сидели, а третьи и четвертые обычно стояли. У лежавших, у сидевших и у стоявших выражение лиц было не детское, напряженное. Может быть, из-за присутствия учителей, которые всегда располагались в центре второго ряда.

Поскольку главное свойство склероза — помнить все, что было очень давно, и забывать то, что было недавно, я сразу называла имена и фамилии своих бывших учеников.
Только на одной фотографии рядов было пять… Рыжий парень, который на черно-белом снимке выглядел просто светловолосым, в отличие от других, улыбался. Он был третьим слева в том самом пятом ряду.

Именно Ваню Белова Вера Матвеевна считала своим злым гением. Он один из всех её учеником спорил с ней, разбивал в дребезги её авторитарный стиль управления классным коллективом. Да, Вера Матвеевна была авторитарной, даже деспотичной, хотя сама себя считала справедливой и принципиальной. Шёл 1937 год, и иной стиль руководства был не принят. Спорить с учителями было нельзя. Именно стремление быть принципиальной руководило ею самой, когда она развелась с мужем, отцом её полуторогодовалого ребёнка, потому что:

Через много лет, когда Геннадий стал известным учёным, у Веры Матвеевны хватило мужества признать, какое счастье для него, что она от него ушла. Это же стремление быть принципиальной и справедливой заставляет её постоянно унижать своего сына Володю, который волей случая стал учеником её класса. Чтоб никто не заподозрил, что сын учительницы на особом положении, она занижает ему оценки, при всех разбирает ошибки в его сочинениях и обращается к нему только по фамилии. Никто с этим не спорит, только Ваня Белов борется за справедливость, он входит в класс через окно третьего этажа, чтоб доказать, что способен на самые отчаянные поступки. Он объявляет голодовку, требуя, чтоб Вера Матвеевна исправила незаслуженно поставленную Володе двойку. Он даже берёт на себя чужую вину, чтоб по-рыцарски защитить и учительницу, и её сына.

Только через много лет Вера Матвеевна понимает, что именно Ваня Белов был настоящим прекрасным человеком будущего. А она не поняла, не оценила своего ученика. Своей крошечной внучке Елизавете она рассказывала о Ване, чтоб она так никогда так не делала, поступки и шалости Вани она приводила в качестве отрицательного примера. Но добилась обратного: Елизавета во всём подражает Ване. Она, как и он, борется за справедливость. Крошечная пятилетняя девчушка стала яркой индивидуальностью в отличие от своего папы Володи, которого Вера Матвеевна задавила своей авторитарностью, и он вырос бесхребетным, безответным.

Прочтите повесть Анатолия Алексина, и вы сами решите, устарела ли эта тема в литературе и в жизни…

Читайте также: