Сочинение толерантность в системе межнациональных отношений

Обновлено: 05.07.2024

Исследования общественных отношений и перспективы их развития. Механизм передачи обычаев, традиций, ценностей. Проблемы воспитания культуры межэтнического общения. Развитие толерантности в образовании. Межнациональное общение и сотрудничество народов.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.06.2013
Размер файла 15,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Культура мира, толерантность, которую в настоящее время необходимо привить подрастающему поколению, есть культура принятия другого, терпимости к нему, его образу мышления и поведения.

Воспитание и образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм передачи обычаев, традиций, ценностей - всего этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Именно такие задачи сегодня остро стоят перед системой воспитания и образования в молдавском обществе, которой необходимо оптимально решать задачи межнационального общения, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности.

Одним из основных направлений в решении проблем воспитания культуры межэтнического общения может стать увеличение роли обществоведческих дисциплин (философия, этика, логика, политология, социология и др.), которые способны системно продемонстрировать и объяснить специфику отличий, лежащих в области межнациональных различий. Показ неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрация того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, могут во многом способствовать повышению межэтнической терпимости (толерантности). При этом особое внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур, выраженных в реализации программ как на межгосударственном уровне, так и внутри страны, которые предполагают тесные контакты, взаимодействие различных этнокультурных групп, где межэтнические различия оказываются зачастую даже более острыми, напряженными.

В этой связи интересно отметить, что большая часть различных этнофобий имеет корни в негативной оценке своей этнической группы. Именно отсутствие позитивной оценки своего этноса и переживания национального комплекса неполноценности приводят к тому, что срабатывает психологическая защита, и люди обрушиваются на другие народы, обвиняя их во всех смертных грехах. Таким образом, формирование позитивной оценки своей этнической группы является одной из основных составляющих комплекса мер, направленных на формирование здоровой межэтнической обстановки.

В целом, именно в молодежной среде должна формироваться и распространяться межнациональная политика. Особая роль в этом процессе принадлежит системе образования. Именно здесь должна формироваться общая система ценностей и установок, обеспечивающая единство многонационального молдавского общества. Сегодняшнее студенчество как будущая интеллектуальная элита страны может стать активным проводником идеи мультикультурности, гарантируя тем самым стабильное развитие общества. Система образования призвана скорректировать разного рода негативные проявления, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества.

В условиях многонационального общества одной из важных задач системы образования является целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфику социально - исторического опыта жизни народов, проживающих в крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интереса к историко-культурному наследию народов, проживающих в различных регионах Республики Молдова.

Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях. Толерантность должна стать культурной нормой поведения в обществе, что, конечно же, необходимо воспитывать с раннего возраста.

Развитие толерантности в образовании должно происходить путем диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой сторон, гуманизации процесса образования. Необходимо обогатить содержание учебных курсов и программ гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплин поликультурной тематикой, а также совершенствовать методы преподавания всех видов дисциплин.

Воспитанию толерантности может способствовать внедрение в образование элементов поликультурности.

Важными шагами на пути воспитания толерантности можно считать:

- воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

- всестороннее изучение культуры своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

- формирование представлений о многообразии культур в Республике Молдова и мире;

- воспитание положительного образа, отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

- формирование умений и навыков эффективного общения с представителями различных культур.

Поликультурное образовательное пространство предполагает формирование системы ценностных ориентаций, гражданственности, патриотизма, толерантности, чувства собственного достоинства, умения понимать другого и самого себя.

Каждому молодому человеку необходимо понимать, что национальная локализация, изучение только родного языка, собственных культурных традиций и религии неизбежно приведет к культурной и экономической отсталости страны, поскольку молодежь страны не сможет продолжить образование на тех высоких уровнях, которые задают мировые образовательные центры.

Особая роль системы образования обусловлена тем, что только здесь, во взаимном творческом взаимодействии, в диалоге культур рождается понимание общности человеческой природы, общности ценностей и жизненных установок.

В открытом поликультурном образовательном пространстве реализуется процесс, основная цель которого - создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. Таким образом, в практику работы целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуальному подходу в социальном становлении. Адаптация человека в образовательную среду может быть реализована посредством различных видов деятельности:

- активизирующие процессы самопознания, саморазвития;

- процессы, направленные на выявление субъектов образования их важнейших потребностей и проблем межкультурного взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации);

- процессы, направленные на поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности информационного и практического характера.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания.

В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.

толерантность культура общение межнациональный

Подобные документы

Анализ советско-турецких культурных отношений в первой половине XX века. Российско-турецкое культурно-гуманитарное сотрудничество. История советско-турецких отношений в 20-30-е годы XX века, связи в области культуры и туризма. Перспективы развития.

курсовая работа [64,3 K], добавлен 15.02.2010

Мультикультурализм как один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании смешения культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Культурное разнообразие как этническое разнообразие.

реферат [23,3 K], добавлен 15.05.2009

Анализ состояния экономических отношений между Россией и Францией. Российско-французское сотрудничество в области культуры. Описания контактов деятелей науки и искусства, политиков и деловых людей. Проблемы развития экономических отношений между странами.

реферат [43,8 K], добавлен 10.08.2013

Исторический аспект российско-канадских отношений и сотрудничества. Внешняя политика Канады после "холодной войны". Современное состояние и договорно-правовая база, проблемы и перспективы политического и экономического взаимодействия России и Канады.

курсовая работа [85,3 K], добавлен 31.05.2009

Современное состояние внешнеполитических отношений Федеративной Республики Бразилия и Российской Федерации. Торгово-экономическое сотрудничество. Проблемы экологии в странах, защита природных богатств и обеспечение устойчивого экологического развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной России относится к числу актуальных. Наиболее остро проявляется ксенофобия в молодёжной среде, в том числе и среди студенчества, о чем свидетельствуют социология молодёжи и социология образования.

Ксенофобия – это страх или ненависть по отношению к всему новому и чужому.
Например: В моей жизни был один случай, к моей недалекой подруге приехал родственник из другой страны. Он не понимал толком нашего языка, не знал наших традиций, и для него это было всё новым. По началу, ему было трудно привыкнуть ко всему чужому, и он даже проявлял страх и агрессивность.
Узнав этого человека, я поняла, что не только у него проблема с агрессивностью, но и у нашей современной молодежи.
Проблемой современных отношений является агрессивное поведение у детей, студентов, взрослых и пожилых. Допустим, если молодежь проявляет агрессивное поведение в отношениях людей, то у него снижается уровень самоконтроля и проявляется физическое и эмоциональное состояние.

Повышенная агрессивность молодежи является одной из наиболее острых проблем для общества в целом. Число молодёжи с агрессивным поведением стремительно растет.

Существует непосредственная связь между проявлениями агрессии и воспитанием в семье.

Воспитание – это воздействие на развивающегося человека. Его воздействие идет на тело, душу и дух. Но душа это проводник между телом и духом. Душа является тем самым объектом, который впитывает в себя все, что видит, слышит, чувствует человек с самого своего рождения. Благодаря этому у него формируется понятие об окружающем мире и поведения в этом мире.

Любое воспитание всегда на что-то направлено, независимо от того, выражается оно в мельчайших актах или широкомасштабных.

Ведь наше воспитание зависит не только от родителей, но и ещё и от нас самих. Так как родители хотят нам дать нечто большее, а мы этого не понимаем. И хотим сделать всё по-своему.

А в будущем мы осознаем, что мы были не правы, и будем жалеть об этой ошибке.

И судя поэтому, у большинства молодёжи проявляется агрессия, которую не все могут контролировать. Им даётся это трудно.


В этом виноваты не только родители, но и мы. Мы не принимаем то, что нам дают взрослые. И это большой минус в современном мире.
Но хотелось бы сказать о той молодежи, которая берёт пример со своих родителей, стараясь показать то, чему их научили. Стремятся к чему-то большему, достигая своей цели.

В заключение, хотелось бы отметить, какое направление выберет молодой человек, зависит только от него: от его жизненных ценностей, уровня воспитания, образования и культуры, а также от той среды, в которой он живет и развивается.

Терпимость – это не толерантность

что такое толерантность в межнациональных отношениях

Свои и чужие

Вероятно, и у гуннов была соответствующая доказательная база, построенная по тому же принципу.

этническая толерантность

Преображение картины мира

гармонизация межнациональных отношений

С другой стороны, это очень и очень плохо. Потому что тенденции наглядно демонстрируют, что людям нужен кто-то чужой, просто как антитеза своего. Нужен кто-то, против кого можно дружить, забывая о мелких отличиях ради крупных.

О том, что такое толерантность в межнациональных отношениях, начали задумываться не так давно. Просто потому что еще в XIX веке рабство было явлением весьма распространенным, а аборигенов Австралии до 1967 года не учитывали при переписи населения, тем самым исключив из числа граждан. За редким исключением евреи в Российской империи не имели права покидать черту оседлости до 1917 года, а основанный во многом на культурных и религиозных противоречиях конфликт в Ирландии существует уже много десятков лет, то вспыхивая, то затухая. Поэтому международная дипломатия прошлого, конечно, была вполне терпима в рамках профессионализма, то есть дипломатична. Но это никоим образом не означало, что в задачу государства входило воспитание толерантных граждан. Отсутствие войны – уже мир, а основан ли он на доброжелательных чувствах к соседу или просто на осознании бесперспективности вооруженного конфликта, не так уж и важно.

Почему толерантность стала необходимостью?

Справедливости ради стоит заметить, что именно в ХХ веке возникла необходимость в толерантности. До этого жители отдельно взятой страны большей частью представляли собой культурный монолит. Британцы – это британцы, французы – это французы, японцы – это японцы. Чужаки - иноверцы, инородцы, пришлые - конечно, были везде, но их было мало. Этническая толерантность была не слишком актуальна просто потому, что те, на кого она должна была быть направлена, являлись исключительно малочисленной группой. Так, никого не волнуют случаи заболевания гриппом до тех пор, пока не вспыхнет эпидемия.

толерантность термин

Международное право

В двадцатом веке резко сократилось число людей, не понимающих, что такое толерантность в межнациональных отношениях. Она стала альтернативой религиозной, расовой, этнической и любой другой терпимости. Способность принимать чужую культуру, чужие традиции как должное, приспосабливаться к ним стала в определенном смысле залогом выживания. Потому что двадцатый век – не десятый, и на смену мечу и кинжалу давно пришли автоматическое оружие и взрывчатка.

примеры толерантности

То равенство, о котором философы твердили много веков, наконец-то было закреплено законодательно. Всеобщая декларация прав человека, подписанная в 1948 году, впервые сделала взаимное уважение не добровольным, а обязательным. В Преамбуле Устава ООН и в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО от 1995 года даны определения, озвучившие основные принципы толерантности. Сводятся они к довольно простому утверждению: все члены гражданского сообщества имеют право быть разными, и задача государства – это право обеспечивать.

Отсутствие толерантности в действии

Как следствие, все государства, подписавшие данные международные акты, обязаны законодательно закреплять подобные стандарты поведения. Это относится как к нормам уголовного и административного права, в которых должна быть прописана ответственность за нарушение чужих прав и свобод, так и к предписаниям образовательной или культурной сферы. Государство должно не только наказывать тех, кто стремится ограничить других в их национальном, культурном или религиозном самовыражении, но и воспитывать в людях терпимость и уважение, насаждать их в обществе всеми доступными средствами.

Братские народы уже не такие и братские

Именно с подобными проявлениями формирования общественного мнения и должно бороться законодательство стран, ратифицировавших международные акты в этой области. Подача информации в прессе и на телевидении, уроки в школах, проведение различного рода мероприятий, посвященных пропаганде толерантности и взаимоуважения, – все это должно контролироваться государством. Альтернатива, увы, печальна. Гражданские возмущения, конфликты, рост ксенофобных настроений в обществе – с такими проявлениями бороться очень тяжело. Проще не допустить их сразу. Государство должно формировать общественное мнение, и тогда возникнут новые традиции и нормы поведения, которые будут негласно определять поступки граждан. Да, преступления на почве национальной или расовой нетерпимости – зло практически неизбежное. Но если преступники сталкиваются с всеобщим осуждением и презрением – это одно. А вот если встречают молчаливое понимание и одобрение, в крайнем случае равнодушие – совсем другое…

что означает слово толерантность

К сожалению, в настоящее время межнациональные отношения в России далеки от безоблачных. Раньше, во времена многонационального СССР, механизм госпропаганды работал именно на воспитание взаимоуважения, и акцент делался на том, что вне зависимости от национальной принадлежности все – граждане одной большой страны. Сейчас, к сожалению, уровень толерантности к представителям других наций сильно упал, поскольку этому аспекту воспитания уделяется мало внимания. А вот межнациональные различия в СМИ подчеркиваются достаточно остро. И можно только надеяться на то, что ситуация скоро изменится к лучшему.

Не все так радужно

Толерантность и шовинизм

С подобной проблемой столкнулась современная Европа. Большое количество мигрантов с мусульманского Востока и из Африки привело к значительным культурным сдвигам. Сами переселенцы вовсе не стремятся ассимилироваться, что вполне понятно. Они живут так, как привыкли, так, как считают правильным. А толерантные европейцы, естественно, не могут их принуждать – ведь это нарушает права личности. Вроде бы поведение абсолютно корректное. Но возможна ли гармонизация межнациональных отношений в ситуации, когда диалога, по сути, нет? Есть монолог одной из сторон, той, которая не хочет ни слышать чужих аргументов, ни понимать их.

Толерантность – не равно сервильность

К сожалению, следствием подобной ситуации является рост популярности фашистских движений. Желание оградить, сохранить свою культуру, защитить ее от чужого грубого вмешательства заставляет некоторых европейцев остро ощущать собственную национальную принадлежность. И выливается это уже в формы, далекие от цивилизованных.

нации и межнациональные отношения

Можно сказать, что волна межнациональных конфликтов, захлестнувшая Европу в последнее время, – как раз в определенном смысле следствие переизбытка толерантности. Потому что в определенный момент люди забывают, что такое толерантность в межнациональных отношениях, и перестают отличать ее от сервильности. Взаимоуважение – оно именно взаимно. Одностороннего взаимоуважения не бывает. И если одна из наций не желает считаться с традициями и нормами другой, то ни о какой толерантности и речи быть не может. Если этот факт игнорировать, конфликты неизбежны. И они будут намного более серьезными – просто потому, что будут проистекать вне правового поля. Возрождение экстремистских фашистских движений в Европе как симметричный ответ культурному дисбалансу, вызванному большим количеством приезжих, это со всей очевидностью доказывает. Как и каждая, даже самая чудесная и гуманная мера, толерантность хороша только в разумных пределах. Передозировка превращает лекарство в яд.

Лодягина Ирина Владимировна

Характерной чертой многих регионов России является многонациональность. Не стал исключением и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, который в силу исторической специфики своего становления и развития изначально формировался как многонациональный (полиэтнический) и многоконфессиональный по составу своего населения.

Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников.

Очевидно, понадобится долгий и трудный путь к формированию у школьников толерантного сознания. Проблема состоит в следующем: современная молодежь не сможет противостоять распространению экстремизма, межнациональной розни; не сможет быть более терпимой к представителям других национальностей, если не будет повышаться уровень ее общей культуры. Эта проблема особо актуальна для города Советского, на территории которого проживают лица более 20 национальностей, а, к примеру, лишь в 30 классах МОУ гимназии обучаются представители 19 различных народов.

В решение проблемы существенный вклад могут внести совместные учебно-исследовательские работы учителя и ученика, участие в работе конференций, проблемных групп и гимназического научного общества учащихся.

ВложениеРазмер
gilmanova_angelina_-_esse_russk.doc 37 КБ
gilmanova_angelina_-_esse_angl.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема эссе: Толерантность – залог выживания человечества

Автор: Гильманова Ангелина,

ученица 10а класса МОУ гимназии

г. Советский, ХМАО-Югра,

Руководитель: Лодягина Ирина Владимировна,

учитель истории МОУ гимназии

г. Советский, ХМАО-Югра,

Цель эссе: предъявление собственного подхода к решению проблем формирования толерантного сознания в молодежной среде через развитие поликультурного пространства в школе и ближайшем социуме.

Проблема взаимодействия людей в обществе является одной из наиболее актуальных, поскольку ведущим типом деятельности людей является межличностное общение. Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки.

Все это - есть проявление толерантности. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев.

Многонациональность является характерной чертой многих регионов России. Не стал исключением и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, который в силу исторической специфики своего становления и развития изначально формировался как многонациональный (полиэтнический) и многоконфессиональный по составу своего населения.

Но что могу сделать я? Мне всего 16 лет… С первого взгляда кажется, что ничего, я - просто маленький механизм в обществе. Но на самом деле нас окружают множество людей, на которых можно повлиять. Мне хочется найти способы решения проблемы межнациональной нетерпимости в среде своих сверстников: современная молодежь должна научиться умению жить в мире и согласии с представителями разных наций, рас, верований. Передо мной стоит ряд задач: опираясь на возможности ученического самоуправления, ресурсы Интернет и дополнительного образования привлечь учащихся к изучению культур других народов, научиться уважать историю и культуры других народов. Каким образом мне это осуществить? Реализация цели создания в гимназии поликультурного пространства будет осуществляться через систему мероприятий:

- Создание школьных фольклорных групп и театральных студий, кружков по вышивке, макраме, оригами, бисероплетению и т.д.

- Разработка тематических экскурсий для учащихся в школьном краеведческом музее

- Проведение олимпиад и конкурсов по этнографии

- Проведение спартакиады народных игр

- Проведение тренинга толерантности (с различными упражнениями по сплочению коллектива)

- Организация классных часов по профилактике терроризма и агрессии в обществе

- Вести исследовательские работы, с целью выявления процента детей выбравших для себя принципы интолерантого пути развития.

Но во время подготовки проведения мероприятий могут возникнуть некоторые трудности: сложности с координированием, концентраций усилий различных структур, потенциальных участников мероприятий. Но существуют способы решения этих проблем, такие как: использование эффективных средств и методов для активизации деятельности сверстников, привлечение родителей, широкое освещение хода реализации в СМИ, использование личного опыта учащихся по изучению культуры и традиций своей семьи, так же можно привлечь различных социальных партнеров, таких как: Районный центр культуры и ремесел "Хансе", Молодежная биржа труда "Шанс" к сотрудничеству с нашим образовательным учреждением.

В конечном итоге хотелось бы, чтоб молодые люди осознали свои корни и определенное место, которое они занимают в своем Отечестве и в мире. Чтоб уважение к другим народам и культурам было привито на всю жизнь. Ну и чтоб моя основная цель - привлечение внимания социума к проблеме изучения культуры своего и других народов, была достигнута. Я думаю, что моя работа будет способствовать взращиванию в молодом человеке толерантного сознания и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной неповторимости различных народов. Будущее мира за новыми поколениями. Так давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках! В руках каждого!

Читайте также: