Сочинение тема дружбы в стихотворении а с пушкина 19 октября
Обновлено: 07.07.2024
Стихотворение Пушкина – одно из лучших на тему дружбы, которая, естественно, является сквозной. Поэтому надо и это стихотворение проанализировать, и другие подобрать по теме.
Прочитай первые трех строфы.
Эти строки написаны Александром Сергеевичем Пушкиным 19 октября 1825 года в селе Михайловском. Позади более пяти лет ссылки, которая, впрочем, продолжается и сейчас… 280 верст разделяют село Михайловское Псковской губернии и Петербург, - это не очень далеко, всего два-три дня дороги, но запрет, надзор, опала…
На брегах же Нивы в тот день по давно заведенной традиции действительно собирается несколько друзей- одноклассников, пьющих за здоровье отсутствующих. Еще в прошлом году некоторые лицеисты сошлись на квартире Миши Яковлева и решили по прошествии десяти лет после окончания школы (то есть 19 октября 1827 года) праздновать серебряную дружбу, а через двадцать лет – золотую. Золотая будет 19 октября 1837 года, тогда, когда не будет уже в живых самого Александра Сергеевича…
· Давайте внимательно перечитаем каждую строфу стихотворения и определим ее тему, образ. Ключевые слова или цитаты выпишем, чтобы ничего не забыть.
1 строфа: образ осени
пустынная келья
· Какое значение вкладывает Пушкин в этом стихотворении?
2 строфа: одиночество
Строки эти посвящены Николаю Корсакову.
Николай Корсаков (1800 -1820)
Закончив Лицей, он проживет всего три года, ничего не успев сделать в жизни, умрет в 20 лет от чахотки. Умрет вдали от родины, во Флоренции. «За час до смерти, - оставил воспоминания директор Лицея Энгельгард, - он сочинил следующую надпись для своего памятника, и, когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертил ее крупными буквами и велел скопировать на ее на камень:
Прохожий, поспеши к стране родной своей!
Ах! Грустно умирать далеко от друзей
· Какую черту характера Ф. Матюшкина подчеркивает А. Пушкин?
Федор Матюшкин (1799 – 1872)
«Именем этого одноклассника Пушкина назван мыс на побережье Ледовитого океана. Это был выдающийся, бесстрашный мореплаватель, знаток теории и истории флота.
· Что такое обитель?
Иван Пущин (1798 0 1859)
«Большой Жанно, именно так называли Пущина в Лицее, был самым близким другом Пушкина. Даже их комнаты – кельи – находились рядом, разделенные тонкой перегородкой. Для лицеистов Пущин был живым олицетворением справедливости, правды и высокого ума. Карьера его ждала скорая и надежная. За пять лет службы конногвардеец Пущин дважды повышался в чинах, был на отличном счету и радовал отца-сенатора. Вместе с тем, Пущин был обним из организаторов движения декабристов, вышел 14 декабря на Сенатскую площадь, прошел через годы ссылки в Сибири.
Александр Горчаков (1798 – 1883)
обвиняли в карьеризме – собственно, он и поднимется выше всех по служебной лестнице, - а он придет к ожидавшему аресту Пущину на следующий день после восстания декабристов, чтобы предложить свою помощь, организовать побег. Пущин откажется – совесть не позволит, но и Горчаков остался верен лицейскому братству.
· Кто такие пермесские девы?
Антон Дельвиг (1798 – 1831)
· В чем разница поэтического дара Пушкина и Дельвига?
Вильгельм Кюхельбекер (1797 – 1846)
«В Лицее Кюхле на первых порах пришлось несладко. Неуклюжий, рассеянный, глуховатый, он часто становился предметом насмешек, розыгрышей. Он был прямодушен и неколебим во внушенных с детства принципах добра, справедливости, самоотвержения в любви и дружбе. Он лучше других лицеистов знал литературу, историю, философию и необычайно щедр был в своей готовности делиться знаниями. После Лицея чего только с ним не было: Париж, Неаполь, Кавказ, карбонарии, дуэли, служба у знаменитого Ермолова, полицейский надзор, блестяще оригинальные статьи в журналах, стихи…
19 октября 1825 года он будет вместе со всеми на празднике, но рано ушел, а в Михайловское так и не собрался. Потом же окажется на Сенатской площади среди прочих декабристов. Однако с Пушкиным все же удалось встретиться.
Пушкин не знал, кому посвящает последние строки, а Горчаков, единственный из лицеистов – узнал… Князь заслужил последнюю награду – еще десять пушкинских строк.
· Перечитай выписанные ключевые слова. Определи тему стихотворения.
· Можешь ли определить жанр стихотворения? Докажи, что это послание.
· Давай вспомним, как в литературоведении называется вступление. Определи экспозицию стихотворения.
· Каково настроение осеннего пейзажа? Какую роль играет описание природы? (создает настроение всего текста)
· Какие художественные средства помогают передать картину осени?
· Мы знаем, что Пушкин очень любит осень. Почему же в этом стихотворении осень – грустное время года? (если детям тяжело ответить, прочитаем вторую строфу)
· Определи, изменилось ли настроение в следующих строфах (до 15). (В основном грустное настроение, но печаль светла, что подтверждают строки:
Какой смысл вкладывает в них поэт?
· Почему в стихотворении о дружбе включена эта тема? Какое место занимает поэзия в жизни Пушкина?
· Когда меняется еще раз настроение стихотворения? С чем это связано?
· Сколько же частей можно выделить в стихотворении?
· Какие строки стихотворения являются его художественной идеей? Докажи.
Итак, 19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть без малого лет 29 юношей обучатся, получат аттестаты.
Класс как класс. Мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и государственные преступники, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Самые знаменитые одноклассники, которые дали нам самый главный урок – умение дружить и ценить дружбу выше карьеры. Те одноклассники, без которых Пушкин не стал бы Пушкиным. Да и они не стали бы теми, кем стали без него, без Пушкина…
Читайте также: