Сочинение тайны природы автор

Обновлено: 02.07.2024

Матушке-природе в русской литературе всегда уделялось особое место. Вель природа реальна, осязаема и до такой степени жива, что просто дух захватывает. И в то же время именно реализм вошел в моду в конце 19 века. Красота природы ярко противоставляется всему общественному злу, как нечто более мудрое, совершенное, высокоидеальное. Природа Куприна – это реалистичный протест насилию и несправелливости. Она оптимистична, жизнерадостна и безгрешна. Именно такова, каким и должен быть по мнению автора, современный человек. Природа живет и существует особенно ролноценно, разносторонне, насыщенно и своеобразно. Через красоту природы, ее удивительный мир автор удивительно раскрывает тонкую трогательностьь человеческих чувств. Ведь только человек с безбрежно богатой душой, с безбрежным внутренним миром, только нежно чувствующая натура способна увидеть гглавное – необычайную красоту всего окружающего мира. И не только увидеть, но и почувствовать себя ее неотделимой частью. Именно такими перед читателем предстают герои Куприна — светлые, чистые, внутренне богатые. Они дышат на фоне уникальной природы – природы, которая все видит, природы, которая все понимает, природы, которая хранит самые сокровенные тайны и становится свидетельницей важнейших событий. Природа Куприна, словно незримая свидетельница, является попутчицей прозаических героев автора и в радости, и в горе. В первом случае она разделяет счастливые моменты, во втором – тонко сочувствует, сопереживает. Куприн – это очарование образов природы, благодарность простоты и ясность обыкновенного окружающего мира.И в то же время это нечто волшебно-чудесное – в изображении, в чувствах, в художественных описаниях. Огромное наследие русской класски, которое бесценно.

В этом произведении Куприн углубляется в сферу народной жизни, показывая как всегда неповторимое мастерство психологи­ческого анализа. Автор с глубокой симпатией относился к простому русскому человеку, именно в нем видя истоки духовного возрожде­ния всего русского народа. Потому такими светлыми и радужными красками, с такой нежностью и любовью воссоздает он психологи­ческий портрет главной героини.

По твердому убеждению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы, какую вела Олеся, близкое общение с ее гармонич­ным миром способны сохранить и воспитать человеческую душу не­замутненной, неиспорченной, искренней и прекрасной. Стремлению наиболее полно раскрыть духовный мир дочери лесов Олеси подчи­нено все в повести Куприна.

И все же, при всей безмерности их счастья, любовь героев обре­чена. Иначе просто не может быть в мире, где чувства людей уми­рают, где сердца очерствели под влиянием внешних обстоятельств.

Неповторимый художник слова, А. И. Куприн очаровывает точ­ностью, ясностью и благородной простотой преображения психоло­гической жизни людей. Он обладает простым и удивительно муд­рым волшебством слова. Мастер языка, мастер сюжета и компози­ции, мастер в изображении природы и человеческих чувств, писа­тель оставил нам наследие, которое по художественному уровню яв­ляется достойным образцом русской классики.

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем — ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Аргументы

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

Аргументы

Аргументы

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Матушке-природе в русской литературе всегда уделялось особое место. Вель природа реальна, осязаема и до такой степени жива, что просто дух захватывает. И в то же время именно реализм вошел в моду в конце 19 века. Красота природы ярко противоставляется всему общественному злу, как нечто более мудрое, совершенное, высокоидеальное. Природа Куприна – это реалистичный протест насилию и несправелливости. Она оптимистична, жизнерадостна и безгрешна. Именно такова, каким и должен быть по мнению автора, современный человек. Природа живет и существует особенно ролноценно, разносторонне, насыщенно и своеобразно. Через красоту природы, ее удивительный мир автор удивительно раскрывает тонкую трогательностьь человеческих чувств. Ведь только человек с безбрежно богатой душой, с безбрежным внутренним миром, только нежно чувствующая натура способна увидеть гглавное – необычайную красоту всего окружающего мира. И не только увидеть, но и почувствовать себя ее неотделимой частью. Именно такими перед читателем предстают герои Куприна — светлые, чистые, внутренне богатые. Они дышат на фоне уникальной природы – природы, которая все видит, природы, которая все понимает, природы, которая хранит самые сокровенные тайны и становится свидетельницей важнейших событий. Природа Куприна, словно незримая свидетельница, является попутчицей прозаических героев автора и в радости, и в горе. В первом случае она разделяет счастливые моменты, во втором – тонко сочувствует, сопереживает. Куприн – это очарование образов природы, благодарность простоты и ясность обыкновенного окружающего мира.И в то же время это нечто волшебно-чудесное – в изображении, в чувствах, в художественных описаниях. Огромное наследие русской класски, которое бесценно.

Похожие сочинения:

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

5-11 КЛАСС

О человеческом разуме и о человеческих чувствах люди размышляют с древних времён. И до сих пор нет ответа на вопросы: что важнее в жизни: разум или чувство? Как жить: чувством или разумом?

Ни один писатель, пожалуй, не оставлял без внимания такие картины жизни, где у героев книг происходит внутренняя борьба, борьба между разумом и чувством.

Что было важнее в жизни для Олеси, главной героини повести А.И.Куприна: чувство или рассудок? Что выбрала она, полесская колдунья: спокойную, вдали от цивилизации жизнь без Ивана Тимофеевича или радость любви? Познакомившись с городским интеллигентным человеком, она полюбила его. Это чувство стало для Олеси всепоглощающим.

Иван Тимофеевич предложил ей стать его женой. Девушка сказала, что это невозможно. Она осознавала, что они не пара: он барин, умный, образованный человек, а она даже читать не умеет. Олеся считала, что ему будет стыдно за такую жену. Ещё одно препятствие — это её бабушка. Она не смогла бы её оставить одну, а в городе та не смогла бы жить.

Множество нежных, благодарных слов было сказано Олесей Ивану Тимофеевичу. Олеся заботилась о том, чтобы молодой человек после болезни снова не простыл в прохладное время. Ей хотелось сделать что-нибудь очень, очень приятное. Олеся решила сходить в церковь. Женщины её сильно избили. Разумно ли она поступила? На такой поступок она решилась сознательно, потому что любила очень сильно. После этой истории Олеся сказала, что виновата она, что зря она так поступила. Она очень не хотела, чтобы её любимый испытывал чувство вины.

Читатель понимает, что любовь Олеси победила её здравый смысл. Но она не жалеет о том, что встретилась с человеком не своего круга. Олеся жалела только о том, что у неё нет от него ребёночка. Она была бы очень рада этому.

Аргументы

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

А для этого необходимо любить свой край, каждую веточку и цветок, каждую птичку и зайчика, как любят их главные герои сказки и сам писатель. Пришвин “Кладовая солнца” – сочинение “Любовь к человеку и природе (2)” Богатство и красоту мира природы раскрывают в своем творчестве многие русские писатели. Но если Фета привлекает природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, если в творчестве Тургенева, Никитина, Паустовского главная мысль – гармония человека и природы, то Пришвин ставит в своих произведениях вопросы о смысле жизни. Он размышляет сам и заставляет задуматься нас о том, как надо жить, чтобы оставить свой след на земле. Он учит любить всех, сохраняя внимание к каждому.

В его рассказах мы чувствуем огромную любовь к природе и человеку, а эти два понятия для Пришвина находятся в неразрывной связи. Любовь писателя к природе рождается из его любви к человеку, и все его произведения наполнены родственным вниманием к человеку и к той земле, где живет и трудится этот человек.

Так, например, в “Лесной капели” писатель стремится найти “ключ к собственной душе”. Эта книга наполнена его меткими наблюдениями, точными описаниями природы, и в то же время автор пишет о нравственных исканиях человека, о чувствах, наполняющих душу. Читая миниатюры, вошедшие в сборник, мы словно вместе с автором слышим звон “лесной капели”, очарованы запахом “ореховых дымков” и понимаем, что всю эту красоту необходимо сберечь, сохранить, чтобы всем этим могли восхищаться и другие. Произведения Пришвина, говоря его же собственными словами, “бесконечная радость постоянных открытий”. И действительно, удивительна способность Пришвина в любом явлении видеть и открывать что-то интересное.

И говорить об этом удивительным, волшебным языком. Вот, например, в “Кладовой солнца” он поэтически описывает красоту весеннего утра, когда первые лучи солнца пролетели над елочками и березками, “и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы”.

Отовсюду стало раздаваться пение птиц, посвященное “восходу великого солнца”, а Косач, примостившись на мостике между двумя деревьями, “будто стал расцветать в лучах восходящего солнца”. На голове его гребешок “загорелся огненным цветком.

И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост”. Я полностью согласна с Константином Паустовским, который писал: “Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина”.

Сочинение Человек и природа в творчестве Куприна

Природа манит нас и поражает своим совершенством, удивляет необычным строением и способностями существ, являющихся ее неотъемлемой составляющей, но в то же время не спешит раскрывать нам сразу все свои секреты, оставляя место тайне.

Человек, глядя на звездное небо, задумывается: “Откуда все это взялось? ” Размышления о Вселенной, происхождении нашей матушки Земли, её прошлом и будущем – одно из древнейших интеллектуальных развлечений человека.
Какая даль и вышина!
Глядишь – и бездной голубою
Небес осенних глубина
Как будто тает над тобою
И обнимает эта даль, –
Душа отдаться ей готова,
И новых, светлых дум печаль
Освобождает от земного.
(И. Бунин)
Предшествующие века оставили множество предположений о красоте всех иных миров. Этому способствовали успехи астрономии и неизмеримо возросший уровень научного знания. Человечество жило предчувствием великих открытий. И как всегда это бывало, опережал ход событий, острее и полнее всего мироощущение эпохи выразило искусство, в частности поэзия и музыка.
Начало такому мирочувствованию положил М. В. Ломоносов, сказавший в своем “Вечернем размышлении о божием величестве при случае великого северного сияния”: “Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна нет”.
Изучая различные области космического пространства, люди пытаются найти ответы на такие принципиальные вопросы, как строение и эволюция Земли, Солнечной системы и вообще Вселенной, происхождение и пути развития жизни. Исследование Вселенной - это научное познание законов космоса, но и сама система познания тоже строится на научных основах.
Удивительно ярок образ ночного неба. Весь космический небосвод будоражит воображение людей. Природа, указывал Гёте, есть книга, содержащая в себе великие и поразительные откровения, но листы этой книги разбросаны по Юпитеру, Урану и другим планетам и звездам.
Вселенная вызывает у человека тревогу и восхищение, для ученого – она тайна, а для поэта – вдохновение. Слово “космос” по гречески означает “все на свете”.
Человека всегда поражал и изумлял беспредельный мир небесных светил, рассеянных повсюду вокруг нас. Он всегда стремился представить в своем сознании грандиозность Вселенной, почувствовать биение её пульса, понять эволюцию и развитие миров, из которых она состоит.
Звездное небо - это совершенно неповторимые переживания, глубокое эстетическое наслаждение. Тот, кто впервые по настоящему увидит звездное небо, непременно захочет поделиться своей радостью с другими. И тогда мы начнем понимать язык звезд, который хорошо знали наши предки.
Большинство из нас не станет астрономами, но все останемся людьми, людьми не просто плененными красотой звездного неба, но и знающими достаточно много о том, что находится там, за этой почти черной синевой, людьми думающими, мыслящими.
Надо с детства учиться на звезды смотреть,
Поднеся к подбородку ладонь,
И когда-нибудь сможет тебя обогреть
Их неверный холодный огонь.
И когда-нибудь ночью у тихой воды,
Где двоятся ночные огни,
Ты себя вдруг почувствуешь сыном звезды,
Ведь Земля наша –
Звездам сродни!

Смысл рассказа

Смысл книги

Сюжет рассказа

Рассказчик, желая спрятаться от шума праздничного города, уходит гулять в поля. Он пытается найти гармонию в уединении с природой, но не может: природа видится ему таинственной и недосягаемой. Ему не нравится кажущееся равнодушие ночи, герой раздражен.

Сначала Ярцев играет робкую, неуверенную мелодию. Как будто с какой-то загадкой или намеком. Слушатель ждал, что вот-вот скрипач разыграется. Музыка полностью отразила его душевное состояние: ожидание чего-то нового, неясную тревогу перед предстоящим. Он был рад, что нашел в музыка скрипача понимание самого себя.

Но потом его музыка изменилась: стала громкой, торжественной. В этот момент автор испытал настоящий восторг и радость. С такой бодрой и сильной мелодией автор почувствовал в себе силы жить дальше, его тревогу как рукой сняло. Рассказчик после прогулки вернулся домой удовлетворенным и счастливым.

Смысл рассказа

Этот рассказ о целительном воздействии на человеческую душу природы и музыки. В какой-то момент рассказчик, житель большого города, начал испытывать усталость. Он пошел гулять ночью в поле, подальше от города. Возможно, на тот момент в его жизни происходило что-то, тревожащее его, в голове был хоровод непонятных мыслей.

Вначале настроение героя было раздраженным, нервным. Он пытался найти гармонию в душе в темной, молчаливой ночи, но природа не давала желаемого успокоения. Наоборот, ее равнодушие и загадочность усиливало внутреннее смятение и раздражение. Когда рассказчик услышал музыку, которую начал играть юный скрипач, его раздражение еще больше усилилось: как искусственный звук, созданный человеком, посмел вторгнуться в тишину ночи? Но, прислушавшись, герой понял, что скрипач полностью отразил в своей мелодии его душевное состояние: тревогу, нерешительность, сомнения.

Человек — это создание природы, он не должен противопоставлять себя ей, напротив, должен находить с ней гармонию. Человеческое искусство очень близко к природе, оно позволяет выразить как настроение окружающей ночи, так и состояние человеческой души.

В. Вересаев хотел показать читателю, что природа загадочна и полна тайн. Но не только природа. Человек — часть природы, его душа так же загадочна, как и темнота ночи. До сих пор врачи не разгадали все тайны человеческой психики, не поняли, что может дать человеку веру в свои силы, способность преодолевать трудности и жить дальше.

Лес – это живое чудо природы. Деревья не только украшают землю, но и приносят огромную пользу. Очень приятно гулять по лесу в любое время года, но не стоит забывать, что лес – это родной дом для многих животных.

Самыми популярными жителями нашего леса являются зайцы. У этих милых зверьков очень много секретов, которые помогают выжить им среди лис и других хищников. Зайцы бегают очень быстро и путают при этом свои следы, чтобы даже хитрая лиса не смогла их догнать.

Зимой мех зайца становится белым, помогая животному прятаться среди

сугробов. Бывают даже случаи, когда заяц не боится человека, особенно, если он убегает от лисы. Бедный запуганный зверек может сесть рядом с человеком, чтобы подождать, пока лиса убежит.

Лисы считаются хитрыми животными. И, это верно подмечено. Она думает и понимает многое: если собака сидит на цепи, ее не надо бояться. Лиса может украсть домашнюю птицу из-под носа лающей собаки.

Но, лиса не столько приносит ущерба людям, сколько пользы. Она охотится чаще всего на мышей. Даже зимой, услышав тоненький писк под снежным покровом, лиса может словить мышь.

Хитрая плутовка живет в норе, но она очень ленива, чтобы

самой рыть себе дом. Чаще всего лиса поселяется в чужих норах, но делает несколько запасных выходов. Чтобы выжить, лисы не собираются в стаи, а живут в одиночестве.

Привычными для нас обитателями леса являются ежи. В пользе этих животных никто не сомневается. Даже название “еж” произошло от словосочетания “поедатель змей”.

Большим плюсом ежей является их устойчивость к ядам. Это животное может питаться ядовитыми насекомыми и змеями. Но, чаще всего, ежи едят мышей, дождевых червей.

Живут они в норках, где ежихи делают гнездо. Маленькие ежата появляются на свет лысыми, а затем в течении двух недель у них вырастают колючие иголки. Еж со своими колючками все равно имеет врагов.

Лисы и волки не прочь полакомиться вкусным мясом ежей.

У животных, даже самых обычных, имеется множество тайн и секретов, которые помогают им выжить в дикой природе.

Краткий вариант

Интересно порой задуматься и представить себе, какую тайну хранит лес…Ведь у него своя жизнь, жизнь которая никак не зависит от людей, и вовсе не нуждается в людях. Есть у леса и своя уникальная тайна. Тайна, которую знает каждый житель леса, знает и надежно хранит, как самый преданный друг.

Нужно отметить, что тайна эта никогда не будет полностью разгадана человеком. Все дело в том, что попадая в лес понимаешь, что человек всего лишь часть этого большого мира. Идешь себе по лесным тропинкам, а вокруг разные деревья, каждое из которых имеет свою тайну. У кого-то мох растет внизу, у кого вверху, у каких-то деревьев есть дупло, в котором кто-то живет, а у других деревьев они совсем пустые и необжитые.

На одной лесной поляне растут ягоды, на другой грибы, а на третьей вообще ничего не растет. Вот в этом и есть тайны леса, только нужно отчетливо понимать, что ни в коем случае нельзя вторгаться и тем более нарушать эти тайны.

Влезая в жизнь леса человек может просто погубить его, и таких случаев к сожалению не мало, поэтому нужно беречь все то, что дает нам природа, беречь ее дары и бережно относиться к окружающей нас среде.

Кстати нужно отметить, что порой кажется, что нет ничего уникального и неповторимого в том или ином создании природы, но это опять же не так, ведь все, что есть на этом свете, является созданием природы. И мы, люди, как часть, которую создала природа, должны беречь все окружающее нас, ведь это такие же природные создания.

В заключении хотелось бы сказать, что своя тайна может быть у каждого, в том числе и у леса, ведь он тоже живой, только не стоит считать себя выше и уничтожать чужые тайны, тайны которые хранятся годами, тысячелетиями и так далее.

Размышления о том как описывают природу в своих произведениях писатели, художники и композиторы.

ВложениеРазмер
природа в произведениях 24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема природы в данное время очень актуальна. В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово "экология" встречается во всех средствах массовой информации. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволит проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. В наш век индустриализации и урбанизации вопросы сохранения окружающей среды, взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Человек, на мой взгляд, никак не может определить свое место в мире: кто же он – царь природы или только маленькая часть великого целого?

Велико наследие русской литературы. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

Так, в творчестве самого Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые.

И солнце нити золотит.

Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа . ". В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке.

Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.

Нельзя в одном сочинении рассказать о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью (которая неотделима от сознания своей связи с природой). Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно. Для них каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.

Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры, в том числе живописи.

Однако собственно пейзажная живопись в России начала развиваться только в XVIII в. вместе с развитием светской живописи. Когда стали возводить великолепные дворцы, разбивать роскошные сады, когда, как по волшебству, начали расти новые города, появилась потребность все это увековечить. При Петре I появились уже первые виды Петербурга, сделанные русскими художниками.

Современники считали, что творчество Шишкина отзывается фотографичностью, и именно в этом заслуга мастера.

Саврасов был учителем, а Поленов – другом знаменитого русского художника-пейзажиста Левитана. Картины Левитана – новое слово в русской пейзажной живописи. Это не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу.

В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, вид определенных местностей и городов, и субъективная - выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Пейзаж является отображением находящейся вне человека и преобразуемой им действительности. С другой стороны, он отражает и рост личного и общественного самосознания.

Природа удивительно разнообразна красками и формами. Жуки, бабочки, стрекозы, цветки, листья, капли росы, снежинки – какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе – во дворах, парках, газонах! А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков – целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных!

Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Может ли песня внести радость в наше сердце? А стихи? А природа? В ней есть душа, в ней есть язык, только, к сожалению, не каждому дано услышать этот язык, понять его. Но многим талантливым людям, таким как поэт С.А. Есенин, композитор П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.

Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном.

Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все созданное ей – это настоящие шедевры. Художников привлекают эти образы уголков нетронутой природы. На картинах многих русских художников изображены степные ландшафты с их еще не нарушенной девственной красотой.

Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что Дон спит. Недаром и прозвали его Тихим.

Рядом с живописью в глубокой древности зародилась и архитектура, искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду жизни человека. В этих сооружениях можно увидеть стремление человека творить по законам природы, используя симметрию, линии, подсмотренные у природы. Люди стремились украсить свой быт, свою повседневную жизнь, сделать ее красивей, нарядней. Присмотритесь к вещам, которые окружают вас, и вы увидите, что в их создании принимал участие художник.

Рассмотрите в доме обои, открытки, игрушки, посуду, платок мамы, коврик и вы убедитесь, что нет в доме предмета, к которому не прикасалась рука художника. Вот платок, его повязывают мамы, бабушки. Чем украшен он – красными розами, алыми маками – хороводом цветов, все это делает его нарядным, праздничным, улучшает настроение. А посуда: чашки, чайники, что изображено на них? Опять же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы. Какая посуда вам нравиться больше, металлическая, без рисунка? Или та, что украшена рисунками природных обитателей или пейзажами. Красота природы волновала человека во все времена.

Я считаю, что очень важно, чтобы мы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для нас богаче и интереснее. Мы не будем равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу. Мне бы очень хотелось, чтобы мы научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы мы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес - это необыкновенное чудо природы.

Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом.

Читайте также: