Ослябя картина павла рыженко сочинение

Обновлено: 05.07.2024


Я давно хотел сделать пост о Павле Викторовиче Рыженко и очень рад, что смог
выкроить время. К сожалению, не все найденые в сети картины удалось идентифицировать, поэтому если отыщу недостающие названия, обязательно дополню текст.




02. Выбор Веры (фрагмент)



03. Выбор Веры (фрагмент)

Помню, 15 октября прошлого года я как раз рассматривал его картины и подумал, "-Я же толком ничего о нём не знаю, интересно будет почитать". Набрал в поисковике "Павел Рыженко" и внезапно узнал, что почти три месяца назад, 16 июля 2014 года его не стало. С момента смерти художника прошло уже полгода, но всё равно не верится, что его нет. Павлу Рыженко было всего 44 года. Он был удивительным человеком. Я искренне считаю, что такие художники рождаются в лучшем случае раз в 100 лет.



04. Апокалипсис

Всю свою недолгую жизнь человек самоотверженно работал и оставил после себя огромное наследие и множество учеников, которые восхищаются силой его духа и его творчеством. В Калуге, откуда он родом, незадолго до смерти успел открыть музей-диораму " Стояние на Угре".



07. Калка (фрагмент)

С 1997 преподавал в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, кафедры архитектуры, затем – реставрации, затем композиции.



08. Великокняжеский меч



09. Безмолвие

Всё это - сухие факты. К счастью, есть возможность почитать рассказ о себе самого Павла Рыженко. Он ниже.



10. Сартак



11. Невская битва



12. Александр Невский (вариант)



13. Александр Невский (вариант, фрагмент)



14. Александр Невский. (вариант)



15. Александр Невский (вариант, фрагмент)



16. Александр Невский (окончательный вариант)

"Для меня же семидесятые — это радость общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую я и по сей день считаю чуть ли не святой, друзьями по двору. Тогда всё было другим, а главное — другими были люди. Почему-то я особенно хорошо помню стариков (почти все они воевали или прошли через войну). Эти старики окружали нас во дворе, стучали в домино, ласково глядели на наши игры и практически никогда не закрывали двери своих скромных по теперешним временам жилищ."



18. Благословение Сергия



19. Молитва Пересвета



20. Молитва Пересвета (фрагмент)



21. Ослябя



22. Победа Пересвета



23. Поле Куликово



24. Поле Куликово (фрагмент)



25. Поле Куликово (финальный вариант)

"Помню, как-то зашел в квартиру своего приятеля, которого не оказалось дома. Его мама — Изольда Иринарховна и бабушка, нисколько не удивившись моему появлению на кухне, тут же усадили меня обедать. Есть я не хотел, но отказаться было неудобно."




26. Поле Куликово. Стояние на костях.

"Медленно поглощая окрошку, я рассматривал висевшую над столом репродукцию с картины Пуссена, на которой древние римляне праздновали какое-то событие, и один из них почему-то бросался на меч… Эти воспоминания для меня очень важны. Важнее, чем сухие отчеты, словно сводки с фронта — родился, учился, служил, поступил, постиг тайны творчества, стал признанным, успешным и далее, и далее. Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет."



27. Преподобный Серафим

"После поступления в МСХШ в 1981 году я обрел для себя новый мир запахов. Теперь к медово-горьковатому миру акварельных красок примешался аромат масляных красок, от которого я и по сей день не могу отвыкнуть, впитав его до корней волос. Дивный мир Третьяковской галереи, сырость старинных улочек Замоскворечья, бурое небо над Москвой, когда, приникнув к ледяному стеклу, я глядел на красный флаг над зданием Верховного Совета…"



28. Царь Алексей Михайлович (Тишайший)

"Все это смешалось тогда в сознании мальчика, и только в 18 лет, поступив на службу в армию и оказавшись совершенно в другом мире, я понял, что путь мой — это не поиски того, чего не терял, а путь, данный мне, путь живописца."



29. Царский указ. Малюта Скуратов



30. Царский указ. Малюта Скуратов (фрагмент)



31. Тайна царёва (Царь, Федор Иоаннович)

"Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с великим учителем, художником, воином — Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной."



32. Царево молчание

"Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых."



33. Смутное время



34. Молитва



35. Сергий



36. Сибирские казаки

"Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси."



37. За Веру, Царя и Отечество. 1905 год. (Забытая война)



38. Триптих "Наследник"



42. Фотография на память (№2 из триптиха Русский век)



44. Отречение



45. Ветеран

"Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас."



46. Дворник



47. Реквием



48. Реквием 2



49. Реквием 3

"Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?"



51. Брусиловский прорыв



52. Госпиталь



53. Гренадер


"Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом."



54. Братия



55. Зонтик



56. Зонтик (фрагмент, первоначальный вариант)



60. Стоход. Последний бой лейб-гвардии Преображенского полка



61. Афон (Есаул)



65. Победитель



66. Как пришел солдат во родной дом



68. Метеоры



69. Валаам



72. В лесах



73. Родина



74. Холод осени



76. Страшный суд



78. Судьба человека - 1941



79. Судьба человека - Минский котел



80. Судьба человека - Битва под Москвой



81. Конец блокады


16 июля, в канун дня памяти святых Царственных Мучеников, отошёл ко Господу народный художник России, прихожанин храма Всех Святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря Павел Рыженко. Просим молитв о упокоении его души и предлагаем подборку картин и высказываний знаменитого русского художника.

Калка. 1996 г. Холст, масло.

Калка. 1996 г. Холст, масло.


О себе

Невская битва. 2010 г. Холст, масло.

Невская битва. 2010 г. Холст, масло.

Благословение Сергия. 2005 г. Холст, масло.

Благословение Сергия. 2005 г. Холст, масло.

Великокняжеский меч. 2005 г. Холст, масло.

Великокняжеский меч. 2005 г. Холст, масло.


О генетической памяти

Молитва Пересвета. 2005 г. Холст, масло.

Молитва Пересвета. 2005 г. Холст, масло.

Ослябя. 2005 г. Холст, масло.

Ослябя. 2005 г. Холст, масло.

Победа Пересвета. 2005 г. Холст, масло.

Победа Пересвета. 2005 г. Холст, масло.


О своих картинах


О монархии

Зонтик. 2008 г. Холст, масло.

Зонтик. 2008 г. Холст, масло.

Об истории

Преподобный Серафим. 2006 г. Холст, масло.

Преподобный Серафим. 2006 г. Холст, масло.

Молитва. 2001 г. Холст, масло.

Молитва. 2001 г. Холст, масло.

Братия. 2006 г. Холст, масло.

Братия. 2006 г. Холст, масло.

Сергий. 2013г. Холст, масло.

Сергий. 2013г. Холст, масло.

О России

Афон (Есаул). 2008 г. Холст, масло.

Афон (Есаул). 2008 г. Холст, масло.

Валаам. 2001 г. Холст, масло.

Валаам. 2001 г. Холст, масло.

Страшный суд. 2007 г. Холст, масло.

Страшный суд. 2007 г. Холст, масло.

Битва под Москвой. 1941 год. 2011 г. Холст, масло, предметный план.

Битва под Москвой. 1941 год. 2011 г. Холст, масло, предметный план.

Реквием. 2011 г. Холст, масло.

Реквием. 2011 г. Холст, масло.

Реквием-2. 2011 г. Холст, масло.

Реквием-2. 2011 г. Холст, масло.

Стоход. Последний бой Лейб-Гвардии Преображенского полка. 2013 г. Холст, масло.

Стоход. Последний бой Лейб-Гвардии Преображенского полка.
2013 г. Холст, масло.

Госпиталь. 2013 г. Холст, масло.

Госпиталь. 2013 г. Холст, масло.

Брусиловский прорыв. 2013 г. Холст, масло.

Брусиловский прорыв. 2013 г. Холст, масло.

За Веру, Царя и Отечество. 1905 год. (Забытая война).2013 г. Холст, масло.

За Веру, Царя и Отечество. 1905 год. (Забытая война).2013 г. Холст, масло.

*
*
*
*
*
*


— Добрый вечер, Владимир Николаевич!

— А? Что? Ой, простите, Маргарита Константиновна, я весь в интернете! Смотрю документальную передачу про Куликовскую битву и так разволновался! Оказывается, Сергий Радонежский дал в подмогу Дмитрию Донскому двух монахов из своего монастыря!

— Да, иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

— Я, офицер в отставке, не могу вообразить, чтоб у меня в батальоне служили монахи! А вы представляете, как это могло выглядеть?

— Вполне представляю. Я видела икону Сергия Радонежского шестнадцатого века, где среди сцен из его жития есть благословение Дмитрия Донского на битву. Пересвет и Ослябя там — богатыри в монашеском облачении.

— Но на иконе изображение схематичное.

— Да, иконография символична и полна условностей. Если вы хотите увидеть реалистичные портреты героев Куликовской битвы, то можно посмотреть картины Павла Рыженко.

— А что это за художник?

— Ну-ка, ну-ка! Благодать-то какая на картине! Весна, пасека в яблоневом саду. Деревья цветут — кажется, что запах доносится. Чудо, что за работа! Где её можно посмотреть?

— Полотно хранится в частной коллекции и иногда выставляется для показа. Я скажу вам, как только узнаю о новой выставке.

— Сделайте одолжение, Маргарите Константиновна! Я съезжу обязательно! С душой написано. Ишь, как монах хозяйствует — стволы белит, сухие сучья подрезает и сжигает. Вроде и не устал он, но крепко задумался о чём-то. Опёрся о дерево и замер. Да, хлипким он не выглядит! Руки какие мощные у него, натруженные.

— В монастыре преподобного Сергия иноки сообща вели хозяйство. Тяжкий крестьянский труд был для них и аскетическим усилием, и способом выживания.

— Скорее всего, этот богатырь с детства крестьянствовал.

— А вот и нет. Ослябя родом из бояр. До пострига он был воином, говоря современным языком — офицером.

— Коллега мой! Что ж его в монастырь привело?

— Ослябя родом из Любутска, а эта земля была предметом раздора между князьями Михаилом Тверским и Дмитрием Донским. Можно предположить, что воин участвовал в междоусобных братоубийственных столкновениях и мучился от этого. Вот и пришёл в обитель преподобного Сергия, чтобы сосредоточиться на покаянии и молитве.

— Как же тогда Ослябя согласился вновь надеть доспехи?

— Нужно было встать на защиту Родины и православной веры. К тому же призвание монахов в войско имело не только военное, но и духовное значение. Русские ратники воспринимали присутствие иноков в своих рядах, как благословение от Бога, и это давало им силы.

— Но монахи в буквальном смысле воевали на поле Куликовом или только присутствовали в войске для воодушевления?

— Александр Пересвет первым принял на себя удар. Он вызвал на бой татарского богатыря Челубея, одолел его, но и сам погиб в поединке. Согласно летописям, геройски сражался и Андрей Ослябя.

— На картине монах словно сердцем чует, что ему предстоят испытания. А цветущий сад шепчет ему о победе.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Описание картины

Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.

Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем

Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок перед Куликовской битвой

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Автор вложил эту фразу в уста Пересвета, который еще не думал, что в скором времени придется сделать самый непростой выбор в своей жизни: выбор между жизнью и смертью.

Советское понимание Куликовской битвы

Но тема духовно-нравственного выбора и мировоззрение русских людей того времени, а следовательно, и корень (источник) победы в мультфильме в силу, скорее всего, атеистической политики советского периода, не раскрыта. История победы Русского народа показана как подвиг народа, не только на поле брани, но и как трудовой подвиг. Весьма полезно, но без раскрытия корней урок будет не усвоен.

Духовно – нравственные вопросы Пересвета

О непротивлении злу насилием

Иван Ильин о непротивлении злу насилием
Готовность Пересвета

Образ христианского воина

В итоге, перед нами возникает образ духовно созревшего человека: боримого, но каящегося, смелого, но кроткого. Не такой ли образ идеального христианина? Не это ли есть сильный человек?

Уже упомянутый Иван Ильин писал о сильном человеке:

…сильный человек утверждает свою силу именно тем, что не бежит от конфликта в мнимо-добродетельную пассивность …; сильный человек видит трагичность своего положения и идет ей навстречу, чтобы войти в нее и изжить ее. Он берет на себя неправедность, но не для себя, а во имя Божьего дела. И то что он делает в этой борьбе, является его собственным поступком, его собственною деятельностью, которую он и не думает приписывать Богу. Это есть его человеческий исход, который он сам осознает как духовный компромисс и который есть в то же время его подвиг: ибо это есть великое, предметное напряжение его ведущей борьбу за благо воли.

…Напряжение духа нужно здесь не только для того, чтобы убить злодея, но и для того, чтобы вынести свой поступок и пронести через жизнь совершенное дело, не роняя своего поступка малодушным отречением от его необходимости, но и не идеализируя его нравственного содержания.

Раскрытие мотивов через образ монголов

Как раскрывается образ врага? Кем по сути являются ордынцы? В образе ханского баскака, можно сказать, противоположно отражены христианские добродетели, о которых мы упоминали, говоря о Пересвете.

Дмитрий Донской как образ правильного правителя

Все победоносные войны Руси начинались с молитвы и благословения. Авторы мультфильма этот момент не только продемонстрировали, что уже не мало важно, но и раскрыли образ князя Дмитрия Донского как правителя именно Христианского. Хотели ли Русские пролития крови? Нет. Трижды Князь пытался откупиться щедрыми дарами, тем самым не допустив пролития крови. Но враг, жаждал крови, отмщения и войны, по сути не оставив русичам выбора. Должны ли русские отдать Землю на поругание врагу? Нет.

Несмотря на столетнее пребываниев под игом, русские смогли противостоять ордынцам, хотя сменилось не одно поколение. Уже не помнит земля людей, которые жили не при монголах. Но именно преемственность является залогом победы как сохранение памяти отцов, и, прежде всего, через Веру. Что олицетворяют собой мальчишки в мультфильме, бегущие за войском? Именно преемственность – это будущие воины будущих побед.

Попущением божьим, за грехи наши, по наваждению дьявола поднялся князь восточной страны, по имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан…

Сон Дмитрия Ивановича

Во сне князь Дмитрий видит битву между ангелами и бесами, в котором воины Христовы побеждают, что олицетворяется высвобождением очень яркого света.

Дмитрию этот сон придает уверенности, т.к. войско русское стоит за правду:

Битва Пересвета с Челубеем

Во что верит Челубей? В свою непобедимость, в свои силы. Тем самым, он ограничиает свои силы человеческими возможностями.

В глазах Пересвета смирение и спокойствие. Он понимает, что для Бога возможно все. Поэтому первую победу Александр Пересвет совершил еще до битвы, уповая не на свои силы, а на силы Бога. Вспомним, что перед битвой Пересвет и Ослябя приняли от Сергия Радонежского куколи Великой схимы (пострижены в схимонахи), что стало их судьбой, оружием и доспехами.

Пересвет прощается с дружиной, просит прощения, кается – он готов предстать перед Господом. И молится, – не за себя а за братьев!

Помните слова Пересвета о страхе в глазах как приговоре на смерть? Именно страх после гибели Челубея мы видим в глазах генуэзских наемников Мамая. Проигрыш Челубея – это символ духовного сломления, предвестник проигрыша.

Битва совершается не только на поле сражения, а успех битвы зависит не только в крепости меча. За войско русское молится Сергий Радонежский, совершая свой духовный подвиг.

Гибель Осляби

Вставляя в битву эпизод с мальчишками, показано как человеческие мечты, если они благи по своему содержанию, могут вылиться в настоящий подвиг. Не такие ли мечты были у русского народа чахнувшего под игом и посмевшего восстать против Мамая? Не такие ли мечты должны закладываться у подростающего поколения?

Трусость Мамая

Темник Мамай изображен как трус. Посмотрите как он показан сначала: сидит уверенно, рядом золотой кубок, который усиливает образ правителя который держит все под контролем. И тот же кубок олицетворяет трусость Мамая, когда в кадре присутствует только, собственно, кубок, а Мамай поспешно уплетывает в кибитке.

Русские воины – праведники

Немаловажно, чтобы родители не только фильтровали мультфильмы, которые показывают детям, но и смогли объяснить что несет в себе картина, какой смысл заложен в сценарии, что полезного можно вынести после просмотра.

Во многом для этого и задуман наш сайт – помочь родителям глубже понимать мультпроизведения.

ОТ ВЕЧЕ К ПРЕСТОЛУ…Выставка памяти художника Павла Рыженко


Тихон Рыженко, историк и писатель – сын Павла Рыженко, проводит экскурсии по выставке – ср., чт., пт., сб., вс. в 13 ч. и в 16 ч.

Также проводятся экскурсии для детей и школьников – вт., ср., чт., пт., сб., вс. в 11.30

Запись по тел., – Екатерина

Книга “Пути Империй. Благословенная эпоха” скоро снова появится в продаже ограниченным тиражом, успейте приобрести!

Стоимость входа на выставку – 200 р., льготный – 100 р.

Экскурсии бесплатные _________________________

Рыженко прожил 44 года, скоропостижно умер от инсульта 16 июля 2014 г. Ученик Ильи Глазунова, Павел Викторович продолжил реалистическую линию Сурикова, Васнецова и Нестерова. Он учился и затем работал в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, где продолжают чтить традиционное искусство и традиционные ценности. Эта Академия – единственная скала в бушующем море теперешнего обезумевшего псевдоискусства.




Фотография на память



ПРОЩАНИЕ С КОНВОЕМ

ДРЕВНЯЯ РУСЬ



ПОБЕДА ПЕРЕСВЕТА



ПОЛЕ КУЛИКОВО




НЕВСКАЯ БИТВА



Великокняжеский меч

Читайте также: