Сочинение связи слов в предложении
Обновлено: 05.07.2024
Синтаксическая связь — связь, возникающая между компонентами сложного предложения.
Синтаксическая связь рассматривается как имеющая определённую форму и содержание. Формальная сторона синтаксической связи представлена разнообразными средствами выражения синтаксической связи, содержательную сторону представляют синтаксические отношения.
Общепризнанными типами синтаксической связи является сочинительная связь (сочинение) и подчинительная связь (подчинение).
Сочинение отличается от подчинения, которое определяется как неравноправная связь, односторонняя зависимость одного компонента связи (слова либо предложения) от другого.
В результате рассмотрения многих формальных характеристик (признаков) сложносочиненного предложения большинство лингвистов сходятся во мнении об определяющей роли в его структуре союза, который является основным средством связи и выражения отношений между соединяемыми компонентами.
По значению сочинительная связь подразделяется на следующие виды:
- противительная связь ("а", "да"(в значении "но"),"но","зато","однако","однако же","все же",
- градационная связь ("не только — но и"),
- разделительная связь ("или", "или, или", "либо", "то-то","то ли, то ли","не то, не то").
В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; в зале не только взрослые, но и дети; встретимся сегодня или завтра). Сочинение занимает здесь периферийное место и служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций.
Подчинение, или подчинительная связь — отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения.
В такой связи один из компонентов (слов либо предложений) выступает как главный, другой — как зависимый.
Для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости. Подчинение характеризуется необратимыми отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Однако этот критерий не считается определяющим.
Существенное отличие подчинительной связи (по С. О. Карцевскому) в том, что она функционально близка к диалогическому единству информативного (вопросо-ответного) типа, во-первых, и преимущественно имеет местоименный характер средств выражения, во-вторых.
Подчинительная связь между простыми предложениями в составе сложного предложения производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Сложное предложение с такой связью называется сложноподчинённым. Независимая часть в нём называется главной частью, а зависимая — придаточной.
Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием.
а) Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений (в роде, числе, падеже) господствующему слову; бывает полное и неполное согласование.
Примеры: маленький мальчик, летним вечером; наш врач, на озере Байкал.
Иногда выделяют особый вид согласования — корреляцию — такую связь, при которой формы числа и рода зависимого слова скорее являются совпадающими с формами главенствующего слова, нежели обусловленными ими.
Примеры: женщина-космонавт, студент-отличник.
б) Управление – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или его эквивалент) ставится в определённой падежной форме, обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова или смыслом высказывания.
Примеры: писать стихи, вера в победу, довольный ответом. Так, переходность есть грамматическое значение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом дополнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может быть прямым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опосредствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, пошел к собаке и т. п.).
в) Примыкание – вид подчинительной связи, при котором подчинённое слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом (порядком слов, лексически и интонацией).
Примеры: внимательно слушать, весьма интересный, слишком поздно.
При нормальной интонации в предложении. Сильно черный трубочист шатает лестницу наречие сильно, которое не может согласоваться со своим определяемым или быть им управляемым, все-таки понимается как определяющий член в синтагме сильно черный по порядку слов (ср. глухие ученые и ученые глухие).
Не меньшую роль для интонационного примыкания может играть и паузирование: Ходить долго – не мог и Ходить – долго не мог, пауза перед долго и после долго относит его как определяющее то к ходить, то к не мог.
В предложении Мальчики с девочками гуляли может быть пауза перед гуляли, тогда мальчики с девочками – составное подлежащее и предложение нераспространенное без дополнения, если же пауза после мальчики, то с девочками дополнение к гуляли и тем самым – предложение распространенное.
Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции – это конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.
Вводные слова и сочетания – это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.
Вводные слова и сочетания: не являются членами предложения и грамматически не связаны с членами предложения.
В устной речи они выделяются интонационно, в письменной – пунктуационно: запятыми.
Вводные слова и замечания делятся на группы по выражаемому им значению (Степень достоверности, возможности, уверенности, Эмоции, чувства, оценка, Последовательность изложения, связность речи и др.)
Вводные предложения по своей роли похожи на вводные слова, разные значения.
Примеры:
Я думаю, он приедет завтра.
(я думаю = по-моему)
Вставные конструкции отличаются от вводных слов и предложений рядом черт.
1. Они имеют собственные цели высказывания, которые могут совпадать или отличаться от цели высказывания основного предложения:
Синт. ед-цы. Различные подходы к проблеме их выделения и разграничения.
От целого к части-текст (несет инфу, достижение ком.цели - убедить), высказывание, слова, морфемы.
Смотря какая ф-ция главн, синт.ед-цы классиф.: номинатив. - ком. (слова, с/с) и коммуникативные-номин. (П, текст) - на Мин КСЕ и макс. КСЕ. МинКСЕ дел. на П.(автономно-эксплицитная ед.) и сентенсоид (подобная, но не идентичная П-ю, лишен автон. эксплицитности). П. = монопредикативн. (прост.П), и полипредикат. (слож. П): ядерные (подчинен. предик. ед-цы) и безъядерные (сложносочин. П.) Love is love, fun is fun.
Сентенсоид от типа предикат-сти дел:
1) эксплиц., но не автон. (если погода будет хорошая);
2) частично-эксплиц. (you see anyone else? - есть лицо, но нет модальности и вр.);
3) имплицитный-формально не выраж., мож. быть восстановлена (как много людей?);
4) отражен. предикативность. (yes, no, sure, mm, well - вкраплены в текст, но не могут быть восстан., в них отраж. предикат-сть соседн. П-ий).
Текст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.
Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.
Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.
Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.
Способы связи предложений в тексте
Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.
Цепная связь
Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.
Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:
Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.
Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.
Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:
Параллельная связь
При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:
Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.
Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.
Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:
Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.
Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:
Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.
У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:
- Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
- Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает).
Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.
Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка
Сочетание разных способов связи
Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.
Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:
Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.
Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.
Средства связи предложений в тексте
Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:
- Лексические,
- Морфологические,
- Синтаксические.
Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.
Лексические средства
Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:
1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:
В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.
2. Однокоренные слова:
Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.
3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.
Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.
4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:
И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.
5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:
В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.
6. Слова на одну и ту же тему:
Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.
Морфологические средства
Для создания морфологической связи используются различные части речи:
1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:
Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.
2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:
Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.
3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:
Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.
4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:
Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.
5. Степени сравнения прилагательных и наречий:
Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.
Синтаксические средства
Их тоже можно разделить на пять категорий:
1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:
Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.
2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.
Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.
3. Неполные предложения:
Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!
4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:
Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.
Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!
5. Использование прямого и обратного порядка слов:
Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.
Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:
- Нельзя путать средства связи между отдельными предложениями со связями между частями сложного предложения.
- Между собой могут быть связаны не только соседние, но и удаленные друг от друга предложения.
- Все эти типы связи необязательно должны встречаться в каждом тексте. Их применение зависит от формы и содержания произведения, от литературного и авторского стиля. Существительные с не слитно вы найдете ответ по ссылке.
Сочинительная связь — это равноправная синтаксическая связь между однородными членами предложения или простыми предложениями в составе сложных.
Что такое сочинительная связь?
Любое высказывание состоит из минимальных значимых синтаксических единиц — слов, которые соединяются в предложение, представляющее собой законченное высказывание, с помощью двух видов связи:
Рассмотрим, что такое сочинительная связь.
Сочинительная связь в простом предложении
Этот вид синтаксической связи осуществляет равноправные отношения, во-первых, между членами предложения. В предложении подлежащее и сказуемое, составляющие его грамматическую основу, и второстепенные члены могут быть однородными, например:
Деревья и травы летом и в самом начале осени по-весеннему сочны и свежи (М. Горький).
В этом простом предложении несколько пар однородных членов предложения:
- деревья и травы — подлежащие
- сочны и свежи — сказуемые;
- летом и в начале осени — обстоятельства.
Сочинительная связь выражает синтаксически равноправные отношения между членами простого предложения или простыми предложениями в составе сложных с помощью интонации и сочинительных союзов.
Сочинительные союзы
Равноправная синтаксическая связь оформляется между главными и второстепенными членами предложения с помощью сочинительных союзов. Перечислим их в соответствии с их грамматическим значением:
Сочинительная связь существует не только между второстепенными членами предложения, обозначенными отдельными словами, но и между однородными определениями, выраженными распространенными приложениями, причастными оборотами, или обстоятельствами — деепричастными оборотами, например:
Был серый , неприятный день , с холодным пасмурным небом и пронизывающим ветром , колебавшим кое-где сугробы сухого снега и свистевшим в обнаженных придорожных кустах и деревьях (В. Короленко).
Облако п омчалось вниз по склону, чудовищно разрастаясь вверх и в стороны и превращаясь быстро в лилово -черную тучу (В. Обручев).
Примеры простых предложений с сочинительной связью
На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем (И. С. Никитин).
Дождь принимался гудеть широко и ровно и на дворе , и в саду , и в переулке , и на пустыре ( В. Г. Короленко).
Дом весь был окружен этими видами, этим воздухом , да полями , да садами (И. Гончаров).
Лошадь упиралась, шла неохотно. Приходилось не только понукать её лозой, но и тянуть за узду (В. Солоухин).
Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями (Л. Толстой).
Сочинительная связь в сложносочиненном предложении
Этот вид синтаксической связи объединяет простые равноправные предложения в сложное, которое называется сложносочиненным.
Но вот солнце стало опускаться к западу, и из-за холма неожиданно показалось седое облако (А. Коптяева).
В сложносочиненном предложении уже не отдельные слова, члены предложения, а простые предложения объединяются в высказывание, выражающее законченную мысль. Их объединяет интонация и те же сочинительные союзы как признак синтаксического равноправия составляющих компонентов сложного предложения.
От простого предложения отличаем сложносочиненное по наличию в нём двух и более грамматических основ.
Между простыми предложениями с сочинительной связью существует значение одновременности, последовательности, чередования действия, взаимоисключения и пр.
Примеры сложносочиненных предложений
Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода , и вскоре дорожка привела к большому озеру (В. Солоухин).
День безветренный , но морозец крепкий , январский (А. Бек).
Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах (С. Аксаков).
Из-за плетней славно попахивает отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью, а потом набежит ветерок , дохнет прямо в лицо свежим печеным хлебом (Г. Скребицкий).
Сочинительная связь в сложноподчиненном предложении
В сложноподчиненном предложении сочинительной связью соединяются однородные придаточные части одного вида с помощью сочинительных союзов, например:
Вода в затоне задымилась, точно её подожгли или словно над плёсом поднялась водяная пыль (Е. Пермитин).
Примеры сочинительной связи в сложноподчиненных предложениях
А когда листья высохнут и трава сделается похожей на молодое сено, запах станет эфирно-легким и особенно душистым (М. Алексеев).
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только к олотушка сторожа доносится с деревенской околицы (К. Паустовский).
По мере того как поднимается солнце и разогревается воздух , капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть (М. Пришвин).
Только некоторые из окрестных жителей умели по приметам пробираться через это опасное место, где коварная зелень мхов обманывает неопытного путника и тростник скрывает ямы (М. Лермонтов).
Отдельные предложения связываются в текст на нескольких уровнях – грамматическом и смысловом. Грамматический уровень говорит о том, что связь существует на уровне форм слов (они зависят от форм лексических единиц из соседнего предложения), а смысловой – что они связаны между собой лексически. Данная тема считается достаточно сложной, и поэтому она изучается уже в 5 классе.
Лексические средства связи предложений в тексте
Основных средств связи слов лексического характера несколько. Прежде всего это повторы – одного и того же слова или однокоренных слов: Прочитанный рассказ поразил их. В этом рассказе как будто описывалась жизнь их деревни.
Также к таким средствам относится использование синонимов и антонимов: Противник наставляет. Союзник поддерживает или Лось шел по лесу спокойно. Сохатый не чуял охотников.
Описательные обороты также служат для того, чтобы связь предложений в тексте была крепкой: Дорога убегала вдаль. Стремительная река жизни не позволяла деревням вдоль тракта захиреть.
Особым средством связи слов в предложении выступает синтаксический параллелизм, то есть такой прием, когда в двух предложениях соблюдается совершенно одинаковый порядок членов предложения и частей речи. Например: Умение говорить – искусство. Умение молчать – дар.
Грамматические средства связи слов в предложении
Существуют разные способы для того, чтобы связать слова в предложении грамматически. Прежде всего для этого используются личные местоимения. Например: Я слушаю сейчас пение ручья. Он заливается подобно соловью.
Указательные местоимения также могут выступать в связующей роли и выполнять соответствующую функцию очень эффективно: Соловьи пели где-то вдалеке. Это пение было незабываемым.
Следующий вариант, как можно грамматически связать между собой предложения, – это местоименные наречия. Вот пример их использования: Он знал, что его рассказ поможет матери пережить горе, а значит, нужно просто продолжать говорить. Так он и делал.
Союзы, которые ставятся не между частями предложения, а между двумя предложениями, также служат грамматическим средством их связи: Гремел победоносно июль. И вся природа склонялась перед ним в почтительном уважении.
Вводные слова и конструкции, такие, как одним словом, короче говоря и им подобные – еще один вариант связи предложений в тексте. Наши взаимоотношения улучшились. Короче говоря, мы расстались лучшими друзьями.. Для той же цели можно использовать и частицы: Он пришел в гости с букетом и коробкой пирожных. Неужели просто так?
Неполные предложения – это также хороший способ связать между собой части текста: Ни за что не угадаешь, о чем мы говорили! О фильмах и музыке, которые мы любим!
Глаголы, которые использованы в одной грамматической форме, очень гармонично связывают предложения между собой: Наступила ночь. Появились звезды. Луна прятала от людей свою красоту.
Наконец, для этой же цели используют риторические вопросы: Мы должны вернуться. Можно ли забыть свою малую родину?
Что мы узнали?
Кроме способов связи слов внутри предложения, есть еще те, которые помогают связывать предложения между собой, чтобы в итоге получилось цельное высказывание или текст. Все эти способы делятся на две большие группы – лексические и грамматические. В первую входят и повторы слов, и использование синонимов или антонимов, и описательные обороты. Грамматические способы – это использование неполных предложений, личных и указательных местоимений, союзов, вводных слов (конструкций) и местоименных наречий, которые позволяют создать завершенную мысль.
Сегодня я хочу вернуться к теме связи предложений в единый текст.
Мы уже не раз говорили о том, что такое ТЕКСТ и в чем отличие его от простого набора предложений (загляните на эту страничку и на эту). Так вот, чтобы текст приобрел смысловую законченность, нужно правильно расположить предложения в тексте, связав их между собой.
Расположить предложения в тексте можно двумя способами: параллельно или последовательно (подробнее о способах связи предложений читайте в предыдущей статье).
Но что же позволяет разграничить между собой данные СПОСОБЫ СВЯЗИ предложений?
Ответ: языковые средства, с помощью которых и связываются предложения. Поэтому сегодня наша статья
о СРЕДСТВАХ связи предложений в тексте
Именно средства связи предложений в тексте разграничивают способы связи предложений. Другими словами, используя те или иные средства языка, вы свяжете предложения в единый текст параллельной или последовательной связью.
Существуют лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений:
Лексические средства связи:
- Слова на одну тему в каждом предложении.
- Однокоренные слова.
- Повторяющиеся слова и слова-синонимы, в том числе и контекстуальные синонимы.
- Антонимы.
- Слова-связки, например: поэтому, в заключение, вот почему и т.п.
Морфологические средства связи:
- Союзы, союзные слова, частицы в начале предложений.
- Личные, указательные и другие местоимения.
- Наречия времени и места
- Наречия и прилагательные в сравнительной степени сравнения.
- Глаголы в одной временной форме, а также глаголы одного вида.
Синтаксические средства связи:
- Синтаксический параллелизм.
- Неполные предложения.
- Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
- Прямой и обратный порядок слов.
Как уже говорилось выше, средства связи предложений разграничивают способы связи.
Для параллельной связи предложений, где предложения сопоставляются или противопоставляются между собой, основными средствами связи являются:
слова одной смысловой группы, употребление глаголов одного вида и одинаковых по времени, наречий места и времени. Синтаксический параллелизм. Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
Теперь разберемся со всем этим подробнее и покажем использование различных средств связи предложений на примерах.
Лексические средства связи
При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости .
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся
Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
Недруг поддакивает. Друг спорит.
При параллельной связи используйте
Морфологические средства связи
При цепной, или последовательной, связи используются
Очень хотелось спать. Но надо было работать.
Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её.
Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.
Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.
При параллельной связи используются
Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
Синтаксические средства связи
При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.
При параллельной связи предложений используйте
- Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений:
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.
Читайте также: