Сочинение связи слов в предложении

Обновлено: 05.07.2024

Синтаксическая связь — связь, возникающая между компонентами сложного предложения.

Синтаксическая связь рассматривается как имеющая определённую форму и содержание. Формальная сторона синтаксической связи представлена разнообразными средствами выражения синтаксической связи, содержательную сторону представляют синтаксические отношения.

Общепризнанными типами синтаксической связи является сочинительная связь (сочинение) и подчинительная связь (подчинение).

Сочинение отличается от подчинения, которое определяется как неравноправная связь, односторонняя зависимость одного компонента связи (слова либо предложения) от другого.

В результате рассмотрения многих формальных характеристик (признаков) сложносочиненного предложения большинство лингвистов сходятся во мнении об определяющей роли в его структуре союза, который является основным средством связи и выражения отношений между соединяемыми компонентами.

По значению сочинительная связь подразделяется на следующие виды:

- противительная связь ("а", "да"(в значении "но"),"но","зато","однако","однако же","все же",

- градационная связь ("не только — но и"),

- разделительная связь ("или", "или, или", "либо", "то-то","то ли, то ли","не то, не то").

В простом предложении сочинение выступает в обязательном сочетании с категорией однородности: связывает элементы, находящиеся в одинаковом отношении к какому-либо другому члену предложения (пришли отец и мать; учитель строг, но справедлив; в зале не только взрослые, но и дети; встретимся сегодня или завтра). Сочинение занимает здесь периферийное место и служит целям расширения предложения, увеличения в нем числа однотипных синтаксических позиций.

Подчинение, или подчинительная связь — отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения.

В такой связи один из компонентов (слов либо предложений) выступает как главный, другой — как зависимый.

Для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости. Подчинение характеризуется необратимыми отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Однако этот критерий не считается определяющим.

Существенное отличие подчинительной связи (по С. О. Карцевскому) в том, что она функционально близка к диалогическому единству информативного (вопросо-ответного) типа, во-первых, и преимущественно имеет местоименный характер средств выражения, во-вторых.

Подчинительная связь между простыми предложениями в составе сложного предложения производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Сложное предложение с такой связью называется сложноподчинённым. Независимая часть в нём называется главной частью, а зависимая — придаточной.

Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием.

а) Согласование – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений (в роде, числе, падеже) господствующему слову; бывает полное и неполное согласование.

Примеры: маленький мальчик, летним вечером; наш врач, на озере Байкал.

Иногда выделяют особый вид согласования — корреляцию — такую связь, при которой формы числа и рода зависимого слова скорее являются совпадающими с формами главенствующего слова, нежели обусловленными ими.

Примеры: женщина-космонавт, студент-отличник.

б) Управление – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или его эквивалент) ставится в определённой падежной форме, обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова или смыслом высказывания.

Примеры: писать стихи, вера в победу, довольный ответом. Так, переходность есть грамматическое значение, присущее глаголу-сказуемому, оно вызывает в прямом дополнении-существительном винительный падеж, что не может быть грамматическим свойством глагола. Управление может быть прямым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опосредствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, пошел к собаке и т. п.).

в) Примыкание – вид подчинительной связи, при котором подчинённое слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом (порядком слов, лексически и интонацией).

Примеры: внимательно слушать, весьма интересный, слишком поздно.

При нормальной интонации в предложении. Сильно черный трубочист шатает лестницу наречие сильно, которое не может согласоваться со своим определяемым или быть им управляемым, все-таки понимается как определяющий член в синтагме сильно черный по порядку слов (ср. глухие ученые и ученые глухие).

Не меньшую роль для интонационного примыкания может играть и паузирование: Ходить долго – не мог и Ходить – долго не мог, пауза перед долго и после долго относит его как определяющее то к ходить, то к не мог.

В предложении Мальчики с девочками гуляли может быть пауза перед гуляли, тогда мальчики с девочками – составное подлежащее и предложение нераспространенное без дополнения, если же пауза после мальчики, то с девочками дополнение к гуляли и тем самым – предложение распространенное.

Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции – это конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Вводные слова и сочетания – это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.

Вводные слова и сочетания: не являются членами предложения и грамматически не связаны с членами предложения.

В устной речи они выделяются интонационно, в письменной – пунктуационно: запятыми.

Вводные слова и замечания делятся на группы по выражаемому им значению (Степень достоверности, возможности, уверенности, Эмоции, чувства, оценка, Последовательность изложения, связность речи и др.)

Вводные предложения по своей роли похожи на вводные слова, разные значения.

Примеры:

Я думаю, он приедет завтра.

(я думаю = по-моему)

Вставные конструкции отличаются от вводных слов и предложений рядом черт.

1. Они имеют собственные цели высказывания, которые могут совпадать или отличаться от цели высказывания основного предложения:

Синт. ед-цы. Различные подходы к проблеме их выделения и разграничения.

От целого к части-текст (несет инфу, достижение ком.цели - убедить), высказывание, слова, морфемы.

Смотря какая ф-ция главн, синт.ед-цы классиф.: номинатив. - ком. (слова, с/с) и коммуникативные-номин. (П, текст) - на Мин КСЕ и макс. КСЕ. МинКСЕ дел. на П.(автономно-эксплицитная ед.) и сентенсоид (подобная, но не идентичная П-ю, лишен автон. эксплицитности). П. = монопредикативн. (прост.П), и полипредикат. (слож. П): ядерные (подчинен. предик. ед-цы) и безъядерные (сложносочин. П.) Love is love, fun is fun.

Сентенсоид от типа предикат-сти дел:

1) эксплиц., но не автон. (если погода будет хорошая);

2) частично-эксплиц. (you see anyone else? - есть лицо, но нет модальности и вр.);

3) имплицитный-формально не выраж., мож. быть восстановлена (как много людей?);

4) отражен. предикативность. (yes, no, sure, mm, well - вкраплены в текст, но не могут быть восстан., в них отраж. предикат-сть соседн. П-ий).

Связь между предложениями в тексте

Текст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Способы связи предложений в тексте

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Цепная связь между предложениями в тексте

Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

Параллельная связь

Параллельная связь между предложениями в тексте

При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.

Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:

Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

  1. Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
  2. Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает).

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Сочетание разных способов связи

Связь между предложениями

Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.

Средства связи предложений в тексте

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

  • Лексические,
  • Морфологические,
  • Синтаксические.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

Разные варианты связи между предложениями в тексте

  • Нельзя путать средства связи между отдельными предложениями со связями между частями сложного предложения.
  • Между собой могут быть связаны не только соседние, но и удаленные друг от друга предложения.
  • Все эти типы связи необязательно должны встречаться в каждом тексте. Их применение зависит от формы и содержания произведения, от литературного и авторского стиля. Существительные с не слитно вы найдете ответ по ссылке.

Сочинительная связь — это рав­но­прав­ная син­так­си­че­ская связь меж­ду одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния или про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве сложных.

Что такое сочинительная связь?

Любое выска­зы­ва­ние состо­ит из мини­маль­ных зна­чи­мых син­так­си­че­ских еди­ниц — слов, кото­рые соеди­ня­ют­ся в пред­ло­же­ние, пред­став­ля­ю­щее собой закон­чен­ное выска­зы­ва­ние, с помо­щью двух видов связи:

Виды синтаксической связи, подчинительная связь, сочинительная связь

Рассмотрим, что такое сочи­ни­тель­ная связь.

Сочинительная связь в простом предложении

Этот вид син­так­си­че­ской свя­зи осу­ществ­ля­ет рав­но­прав­ные отно­ше­ния, во-первых, меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния. В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, состав­ля­ю­щие его грам­ма­ти­че­скую осно­ву, и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны могут быть одно­род­ны­ми, например:

Деревья и тра­вы летом и в самом нача­ле осе­ни по-весеннему соч­ны и све­жи (М. Горький).

В этом про­стом пред­ло­же­нии несколь­ко пар одно­род­ных чле­нов предложения:

  • дере­вья и тра­вы — подлежащие
  • соч­ны и све­жи — сказуемые;
  • летом и в нача­ле осе­ни — обстоятельства.

Сочинительная связь выра­жа­ет син­так­си­че­ски рав­но­прав­ные отно­ше­ния меж­ду чле­на­ми про­сто­го пред­ло­же­ния или про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­ных с помо­щью инто­на­ции и сочи­ни­тель­ных союзов.

сочинительная связь это

Сочинительные союзы

Равноправная син­так­си­че­ская связь оформ­ля­ет­ся меж­ду глав­ны­ми и вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов. Перечислим их в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ским значением:

Сочинительные союзы

Сочинительная связь суще­ству­ет не толь­ко меж­ду вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­ны­ми отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и меж­ду одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, выра­жен­ны­ми рас­про­стра­нен­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми, при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, или обсто­я­тель­ства­ми — дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, напри­мер:

Был серый , непри­ят­ный день , с холод­ным пас­мур­ным небом и про­ни­зы­ва­ю­щим вет­ром , коле­бав­шим кое-где сугро­бы сухо­го сне­га и сви­стев­шим в обна­жен­ных при­до­рож­ных кустах и дере­вьях (В. Короленко).

Облако п омча­лось вниз по скло­ну, чудо­вищ­но раз­рас­та­ясь вверх и в сто­ро­ны и пре­вра­ща­ясь быст­ро в лило­во -чер­ную тучу (В. Обручев).

Примеры простых предложений с сочинительной связью

На дво­рах и домах снег лежит полот­ном и от солн­ца бле­стит раз­но­цвет­ным огнем (И. С. Никитин).

Дождь при­ни­мал­ся гудеть широ­ко и ров­но и на дво­ре , и в саду , и в пере­ул­ке , и на пусты­ре ( В. Г. Короленко).

Дом весь был окру­жен эти­ми вида­ми, этим воз­ду­хом , да поля­ми , да сада­ми (И. Гончаров).

Лошадь упи­ра­лась, шла неохот­но. Приходилось не толь­ко пону­кать её лозой, но и тянуть за узду (В. Солоухин).

Кое-где по доро­ге попа­да­ет­ся угрю­мая раки­та или моло­дая берез­ка с мел­ки­ми клей­ки­ми листья­ми (Л. Толстой).

Сочинительная связь в сложносочиненном предложении

Этот вид син­так­си­че­ской свя­зи объ­еди­ня­ет про­стые рав­но­прав­ные пред­ло­же­ния в слож­ное, кото­рое назы­ва­ет­ся слож­но­со­чи­нен­ным.

Но вот солн­це ста­ло опус­кать­ся к запа­ду, и из-за хол­ма неожи­дан­но пока­за­лось седое обла­ко (А. Коптяева).

В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии уже не отдель­ные сло­ва, чле­ны пред­ло­же­ния, а про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­ня­ют­ся в выска­зы­ва­ние, выра­жа­ю­щее закон­чен­ную мысль. Их объ­еди­ня­ет инто­на­ция и те же сочи­ни­тель­ные сою­зы как при­знак син­так­си­че­ско­го рав­но­пра­вия состав­ля­ю­щих ком­по­нен­тов слож­но­го предложения.

От про­сто­го пред­ло­же­ния отли­ча­ем слож­но­со­чи­нен­ное по нали­чию в нём двух и более грам­ма­ти­че­ских основ.

Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми с сочи­ни­тель­ной свя­зью суще­ству­ет зна­че­ние одно­вре­мен­но­сти, после­до­ва­тель­но­сти, чере­до­ва­ния дей­ствия, вза­и­мо­ис­клю­че­ния и пр.

Примеры сложносочиненных предложений

Между тем впе­ре­ди, сквозь дере­вья, сверк­ну­ла вода , и вско­ре дорож­ка при­ве­ла к боль­шо­му озе­ру (В. Солоухин).

День без­вет­рен­ный , но моро­зец креп­кий , январ­ский (А. Бек).

Ни обла­ка на туман­ном бело­ва­том небе, ни малей­ше­го вет­ра на снеж­ных рав­ни­нах (С. Аксаков).

Из-за плет­ней слав­но попа­хи­ва­ет отсы­рев­ши­ми лопу­ха­ми, кра­пи­вой и горь­ко­ва­той полы­нью, а потом набе­жит вете­рок , дох­нет пря­мо в лицо све­жим пече­ным хле­бом (Г. Скребицкий).

Сочинительная связь в сложноподчиненном предложении

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии сочи­ни­тель­ной свя­зью соеди­ня­ют­ся одно­род­ные при­да­точ­ные части одно­го вида с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов, например:

Вода в затоне зады­ми­лась, точ­но её подо­жгли или слов­но над плё­сом под­ня­лась водя­ная пыль (Е. Пермитин).

Примеры сочинительной связи в сложноподчиненных предложениях

А когда листья высох­нут и тра­ва сде­ла­ет­ся похо­жей на моло­дое сено, запах ста­нет эфирно-легким и осо­бен­но души­стым (М. Алексеев).

Бывают осен­ние ночи, оглох­шие и немые, когда без­вет­рие сто­ит над чер­ным леси­стым кра­ем и толь­ко к оло­туш­ка сто­ро­жа доно­сит­ся с дере­вен­ской око­ли­цы (К. Паустовский).

По мере того как под­ни­ма­ет­ся солн­це и разо­гре­ва­ет­ся воз­дух , кап­ли на теле­граф­ной про­во­ло­ке начи­на­ют сли­вать­ся одна с дру­гой и редеть (М. Пришвин).

Только неко­то­рые из окрест­ных жите­лей уме­ли по при­ме­там про­би­рать­ся через это опас­ное место, где ковар­ная зелень мхов обма­ны­ва­ет неопыт­но­го пут­ни­ка и трост­ник скры­ва­ет ямы (М. Лермонтов).


Отдельные предложения связываются в текст на нескольких уровнях – грамматическом и смысловом. Грамматический уровень говорит о том, что связь существует на уровне форм слов (они зависят от форм лексических единиц из соседнего предложения), а смысловой – что они связаны между собой лексически. Данная тема считается достаточно сложной, и поэтому она изучается уже в 5 классе.


Лексические средства связи предложений в тексте

Основных средств связи слов лексического характера несколько. Прежде всего это повторы – одного и того же слова или однокоренных слов: Прочитанный рассказ поразил их. В этом рассказе как будто описывалась жизнь их деревни.

Также к таким средствам относится использование синонимов и антонимов: Противник наставляет. Союзник поддерживает или Лось шел по лесу спокойно. Сохатый не чуял охотников.

Описательные обороты также служат для того, чтобы связь предложений в тексте была крепкой: Дорога убегала вдаль. Стремительная река жизни не позволяла деревням вдоль тракта захиреть.

Особым средством связи слов в предложении выступает синтаксический параллелизм, то есть такой прием, когда в двух предложениях соблюдается совершенно одинаковый порядок членов предложения и частей речи. Например: Умение говорить – искусство. Умение молчать – дар.

Грамматические средства связи слов в предложении

Существуют разные способы для того, чтобы связать слова в предложении грамматически. Прежде всего для этого используются личные местоимения. Например: Я слушаю сейчас пение ручья. Он заливается подобно соловью.

Указательные местоимения также могут выступать в связующей роли и выполнять соответствующую функцию очень эффективно: Соловьи пели где-то вдалеке. Это пение было незабываемым.

Следующий вариант, как можно грамматически связать между собой предложения, – это местоименные наречия. Вот пример их использования: Он знал, что его рассказ поможет матери пережить горе, а значит, нужно просто продолжать говорить. Так он и делал.

Союзы, которые ставятся не между частями предложения, а между двумя предложениями, также служат грамматическим средством их связи: Гремел победоносно июль. И вся природа склонялась перед ним в почтительном уважении.

Вводные слова и конструкции, такие, как одним словом, короче говоря и им подобные – еще один вариант связи предложений в тексте. Наши взаимоотношения улучшились. Короче говоря, мы расстались лучшими друзьями.. Для той же цели можно использовать и частицы: Он пришел в гости с букетом и коробкой пирожных. Неужели просто так?

Неполные предложения – это также хороший способ связать между собой части текста: Ни за что не угадаешь, о чем мы говорили! О фильмах и музыке, которые мы любим!

Глаголы, которые использованы в одной грамматической форме, очень гармонично связывают предложения между собой: Наступила ночь. Появились звезды. Луна прятала от людей свою красоту.

Наконец, для этой же цели используют риторические вопросы: Мы должны вернуться. Можно ли забыть свою малую родину?

Что мы узнали?

Кроме способов связи слов внутри предложения, есть еще те, которые помогают связывать предложения между собой, чтобы в итоге получилось цельное высказывание или текст. Все эти способы делятся на две большие группы – лексические и грамматические. В первую входят и повторы слов, и использование синонимов или антонимов, и описательные обороты. Грамматические способы – это использование неполных предложений, личных и указательных местоимений, союзов, вводных слов (конструкций) и местоименных наречий, которые позволяют создать завершенную мысль.

Сегодня я хочу вернуться к теме связи предложений в единый текст.
Мы уже не раз говорили о том, что такое ТЕКСТ и в чем отличие его от простого набора предложений (загляните на эту страничку и на эту). Так вот, чтобы текст приобрел смысловую законченность, нужно правильно расположить предложения в тексте, связав их между собой.

Расположить предложения в тексте можно двумя способами: параллельно или последовательно (подробнее о способах связи предложений читайте в предыдущей статье).

схема

Но что же позволяет разграничить между собой данные СПОСОБЫ СВЯЗИ предложений?

Ответ: языковые средства, с помощью которых и связываются предложения. Поэтому сегодня наша статья

о СРЕДСТВАХ связи предложений в тексте

Именно средства связи предложений в тексте разграничивают способы связи предложений. Другими словами, используя те или иные средства языка, вы свяжете предложения в единый текст параллельной или последовательной связью.

Существуют лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений:

средства связи предложений

Лексические средства связи:

  1. Слова на одну тему в каждом предложении.
  2. Однокоренные слова.
  3. Повторяющиеся слова и слова-синонимы, в том числе и контекстуальные синонимы.
  4. Антонимы.
  5. Слова-связки, например: поэтому, в заключение, вот почему и т.п.

Морфологические средства связи:

  1. Союзы, союзные слова, частицы в начале предложений.
  2. Личные, указательные и другие местоимения.
  3. Наречия времени и места
  4. Наречия и прилагательные в сравнительной степени сравнения.
  5. Глаголы в одной временной форме, а также глаголы одного вида.

Синтаксические средства связи:

  1. Синтаксический параллелизм.
  2. Неполные предложения.
  3. Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
  4. Прямой и обратный порядок слов.

Как уже говорилось выше, средства связи предложений разграничивают способы связи.

Для параллельной связи предложений, где предложения сопоставляются или противопоставляются между собой, основными средствами связи являются:
слова одной смысловой группы, употребление глаголов одного вида и одинаковых по времени, наречий места и времени. Синтаксический параллелизм. Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.

Теперь разберемся со всем этим подробнее и покажем использование различных средств связи предложений на примерах.

Лексические средства связи

При цепной, или последовательной, связи предложений используйте

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости .

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

Недруг поддакивает. Друг спорит.

При параллельной связи используйте

Морфологические средства связи

При цепной, или последовательной, связи используются

Очень хотелось спать. Но надо было работать.

Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её.

Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.

Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.

При параллельной связи используются

Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

Синтаксические средства связи

При цепной, или последовательной, связи предложений используйте

Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.

При параллельной связи предложений используйте

  • Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений:

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.

Читайте также: