Сочинение стихотворений море и к морю

Обновлено: 02.07.2024

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.
История создания – было написано в 1822 г, когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения – красота и характер моря.

Композиция – Произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий, строки не рифмуются.

Часть первая

История создания

История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблен в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.

Маша Протасова

Василий Андреевич Жуковский был незаконнорожденным ребенком, что впоследствии не позволило вступить в брак с возлюбленной. Ее мать была настолько против мезальянса, что предпочла бы смерть дочери ее союзу с этим человеком. Вот так Маша выглядела в глазах Василия Андреевича — юной, нежной и прекрасной.

Она была и умна, и чувствительна, и глубоко религиозна. Она была настолько поэтична, что в поэзию обращалось все вокруг нее. Мог ли Жуковский не полюбить? Конечно, нет. Мог ли он не страдать, зная, что счастье недостижимо? Конечно, нет. Он дважды сватался к Машеньке, но оба раза получил категорический отказ. Друг советовал жениться на Маше увозом. Но покорность матери и религиозность не позволяли девушке согласиться на такой брак. Они оба глубоко любили друг друга и страдали, но девушка уехала вслед за сестрой в Дерпт. Сейчас это город Тарту. С Василием Андреевичем Машенька поклялась хранить дружбу всю жизнь, которая оказалась короткой. А Василий Андреевич так глубоко и сильно любил свою прекрасную музу, своего прекрасного ангела-хранителя, что никогда не женился.

В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создает статичный и динамичный пейзажи.

Союз моря и неба разрушается черными тучами. Они пытаются отнять высь, но водная стихия не отдает ее без боя. Море бьется, воет, бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но еще долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизма.

Можно предположить, что посредством метафорических образов В. Жуковский рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море – воплощение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.

Средства выразительности

Вступление к сочинению должно быть эмоциональным, оригинальным. Необходимо сказать и о своём первом впечатлении от прочтения сбое произведений, и об общности темы, и о схожести названий.

2. Литературное направление.

Оба произведения принадлежат к романтическому направлению: в обоих чувствуется неудовлетворённость действительностью, порыв к свободе, стремление к идеалу. Мир романтика — мир возвышенный, необычный, внебытовой.

3. Время написания.

Оба произведения написаны в одно и то же время: элегия Жуковского — в 1822 году, стихотворение Пушкина — в 1824. Это эпоха расцвета русского романтизма: эпоха после победы России в Отечественной войне 1812 года, накануне восстания декабристов — эпоха подъема национального самосознания, время надежд, ожидания перемен, связанное с неудовлетворенностью окружающей действительностью, порывом к свободе — личной, общественной.

4. Тематика произведений.

Изобразительные средства языка в создании образа моря.

Оба стихотворения объединены одним кругом тем: море и человек, его душа, любовь, порыв к свободе, стремление к идеалу. Поэтому оба произведения можно отнести и к пейзажно-философской, и к любовной лирике. В основе обоих лирических произведений морской пейзаж. Что общего в образе моря у Жуковского и Пушкина? Какие изобразительные средства используют поэты для создания этого образа?

И Жуковский, и Пушкин используют различные поэтические средства, придающие произведениям эмоциональность, экспрессивность, мелодичность.

Эмоциональность, экспрессивность обоих лирических произведений выражается и множествам вопросительных и восклицательных знаков.

5. Образы лирических героев.

6. Композиционное своеобразие, жанр, идейное содержание.

Свобода, даже в природе, небезгранична, а значит, недосягаема. Так же как недосягаем и идеал, как недосягаемо и небо для моря. Настроения, преобладающие в произведении Жуковского, — это грусть, меланхолия, тоска. Поэтому жанр элегии неслучайно выбран автором: этот жанр подчёркивает основную идею поэта-романтика о недосягаемости идеала в жизни человека.

Сопоставляя стихотворения Жуковского и Пушкина с такими похожими названиями, мы выявляем их общие и различные черты, открыв для себя глубину и своеобразие характера, творческой манеры, системы нравственных ценностей поэтов-современников, поэтов – друзей.

Элегия (от лат. elegia — жалобный напев флейты) — жанр лирической поэзии, стихотворение грустного характера, основными признаками которого являются:

а) философские размышления;

б) уединение на лоне природы;

в) выражение меланхолии, сожаления;

г) мотивы одиночества, разочарования, предчувствия страданий, радости и горя любви;

д) трагическое мироощущение;

е) диссонанс между реальной жизнью и идеалом лирического героя.

Для романтика грусть — высокое чувство, это всегда зов куда-то, это знак вечной неудовлетворённости и жажды перемен. Это основные настроения, соответствующие жанру элегии, излюбленному поэтами-романтиками.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Та катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Тем не менее это стихотворение насыщено романтическими темами, мотивами и образами. По жанру — это элегия, самый любимый романтиками жанр лирики. В нем поэт не только создает прекрасную картину морской стихии, но прежде всего выражает свои самые заветные думы и чувства, наполняя стихотворение глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, свободе и неволе, человеческой судьбе.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Для поэта-романтика свободная стихия прекрасна даже тогда, когда она становится грозной, губительной силой:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей.

Конечно, это воспоминания, которые связывают двух друзей:

Ты ждал, ты звал… я был окован;

Вотще рвалась душа моя:

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я…

Пушкин действительно замышлял бегство из Одессы морем в Европу, но эти замыслы потерпели крушение. Да и бежать, по сути, уже некуда:

О чем жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

Один предмет в твоей пустыне

Мою бы душу поразил…

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Там погружались в хладный сон

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могуч, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.

Вот какие беседы ведет поэт с единственным оставшимся у него в мире другом — морем. Но и с ним ему суждено проститься:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.


ВложениеРазмер
doklad_-_kopiya.doc 119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Научно-практическая конференция молодых исследователей

Автор работы: Протасова Олеся,

Ученица 9 класса

Руководитель: Бурцева М.Н.,

учитель русского языка и литературы

1.2 Биографический комментарий. История создания произведений……………………………………………………………………. 5

2.1 Тематика произведений. Изобразительные средства языка в создании образа моря………………………………………………………………………. 6

2.2 Поэтические средства произведений………………………………………. 8

2.3 Образы лирических героев. Строфика, стихотворный размер, своеобразие рифмы…………………………………………………………………………. 10

2.4 Композиционное своеобразие, жанр, идейное содержание. Образы – символы произведений………………………………………………………….11

Что общего и в чём разница в образе моря у Жуковского и Пушкина?

Эти вопросы обозначают суть проблемы , рассматриваемой нами в данной работе.

Предмет исследования: Круг проблем, поднимаемых авторами, художественно - изобразительные средства двух стихотворений

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи :

  1. Исследовать произведения и выявить в них общие и различные черты в изображении моря
  2. Сопоставить изобразительные и поэтические средства, используемые авторами в создании образа моря
  3. Проанализировать и сравнить особенности композиции, роль ритмики, рифмы, строфики, эвфонии и звукописи в содержании текстов
  4. Проследить - какие человеческие чувства, взаимоотношения раскрываются через образы – символы в этих произведениях.

Тема актуальная, так как море у Жуковского оказалось живописным символом человеческой жизни и окружающего мира , а у опального поэта оно - символ свободы. Эти вопросы , несомненно, волнуют наших современников XXI века.

Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в школьном курсе литературы рассматривается изображения природы в поэтической реч и отдельных авторов. Нами предпринята попытка исследовать произведения признанных поэтов-лириков в сравнении.

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза : стихотворения Жуковского и Пушкина объединены одним кругом проблем.

При проведении исследования применялись следующие методы: аналогии, анализа, синтеза и обобщения, обзорно - аналитический метод исследования литературы по проблемной теме.

Приступая к исследованию, автор, в первую очередь, обратился к истории создания произведений и литературному направлению, к которому принадлежат произведения. Аргументировать это можно тем, что в нашей работе мы придерживаемся следующего аспекта методики исследования текста, который предлагает наука: история создания текста, его семиотическое осуществление (язык данного произведения), работа над изобразительно-выразительными средствами языка. [6] Автор данной работы исследует и сопоставляет два произведения по критериям, предъявляемым к анализу лирики: лирический герой, его внутренний мир (мысли, переживания, чувства); композиция текстов; образы-символы и изобразительные средства их создания (тропы и фигуры); роль ритма, рифмы, размера, звукозаписи и строфы в содержании текста.

В изменчивости, неповторимости, загадочности моря – его притягательность. Как показана эта изменчивость морской стихии у Пушкина? А у Жуковского?

1.2 Биографический комментарий. История создания произведений

Оба произведения написаны в одно и то же время: элегия Жуковского - в 1822 году, стихотворение Пушкина – в 1824. В 1820-1821 годах Жуковский предпринимает путешествие в Германию морем, которое связано с личной драмой поэта – глубоким чувством к Марии Протасовой и несогласием матери его возлюбленной на брак. Попытки добиться согласия были безуспешными и принесли любящим тяжёлые разочарования. Это окрасило в трагические тона и интимную лирику поэта. Замужество Марии в 1817 году, а затем её ранняя смерть в 1823 году стали личной драмой Жуковского. [8]

2.1 Тематика произведений. Изобразительные средства языка в создании образа моря

И Пушкин вспоминает о том, как он любил

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

И Жуковский, и Пушкин одушевляют море. Показать его живым поэтам помогают не только эпитеты, но и другие языковые средства. Так, Жуковский использует олицетворение:

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты

Ты бьёшься, ты воешь,

Ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

2.2 Поэтические средства произведений

И Жуковский, и Пушкин используют различные поэтические средства, придающие произведениям эмоциональность, экспрессивность, мелодичность.

Придёт ли час моей свободы?

Пора, пора – взываю к ней…

По вольному распутью моря

Когда ж начну я вольный бег?

2.3 Образы лирических героев. Строфика, стихотворный размер, своеобразие рифмы

Образы лирических героев заставляют задуматься о различиях двух произведений, названия стихотворений передают характеры героев.

Очень необычна строфика стихотворения: то это четверостишия, то пятистишия; так же изменчива и рифма: это чередование мужской и женской рифм; прихотлив и способ рифмовки – то кольцевая, то перекрёстная рифма. Все эти ритмические особенности помогают уловить ритм плеска волн и в то же время ещё раз ощутить непредсказуемость, своенравие моря. Стихотворный размер – любимый Пушкиным четырёхстопный ямб – передаёт упругость, энергию, мощь свободной стихии.

2.4 Композиционное своеобразие, жанр, идейное содержание. Образы – символы произведений

Все эти черты присущи стихотворению Жуковского. Итак, жанр элегии неслучайно выбран автором: этот жанр подчёркивает основную идею поэта - романтика о недосягаемости идеала в жизни человека. Вот так композиция и жанр связаны с идейным содержанием произведения.

Сопоставляя стихотворения В.А Жуковского и А.С. Пушкина с такими похожими названиями, мы выявляем их общие и различные черты, открыв для себя глубину и своеобразие характера, творческой манеры, системы нравственных ценностей поэтов – современников, друзей.

Читайте также: