Сочинение сравнительный анализ денисьевского и панаевского циклов

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.1. Образы лирических героев………………………………………

2.1. Строфика и ритмика стихов………………………………………

2.2. Тропы и фигуры речи в цикле……………………………………

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
Своей карающею лирой.

Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он - ненавидя!

Возрождение духовности в современном обществе связано с установлением общечеловеческих нравственных, эстетических, гуманистических и гражданственных ценностей. В этой связи особую значимость приобретают вопросы современного прочтения произведений русской классики и поиск новых эффективных путей их рассмотрения, учитывающих художественную специфику произведений и способствующих духовно-нравственному, интеллектуальному, эмоциональному, литературному развитию социума, повышению эстетической восприимчивости и интереса к русской классике. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна на сегодня в науке и социуме.

Тема любви вечная в мировой литературе, философская, эстетическая, нравственная и социальная одновременно, любовь – тема многогранная, как и само это светлое чувство.

1. Выявить особенности образов лирических героев.

2. Определить ключевые аспекты повести.

3. Проанализировать выразительные средства в контексте проблемы и тематики любви.

База исследования включает таких исследователей, как Межевич В.С., Менцов Ф.Н., Шимкевич, Осьмаков Н.В. и многих других.

Нами были использованы описательный, сравнительный анализ, были проведены полные филологический анализы отдельных стихотворений.

Данная исследовательская работа может быть полезна для студентов и школьников, учителей и любителей филологии.

Структура работы включает: введение, основную часть, заключение и список литературы.

1.1. Образы лирических героев

Врагом видимым и невидимым запрети,

руководствуя мя спасенным путем,

доведи к Тебе, пристанищу моему

Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством
В.Г. Белинский

Лирическая героиня Некрасова выписана более, чем обладательница определенного характера: она – личность, знающая волнения, тревоги, испытывающая необходимость утвердить то, что ей кажется справедливым, умеющая сама найти выход из горестных обстоятельств. Героиня поэзии наделена красотой, обаянием, а главное, незаурядным умом и характером.

Авдотья Яковлевна была интереснейшей женщиной своего времени. Чувства к ней давали Некрасову мысли и образы для написания великих творений.

-бытовые детали, - все это было новаторским и необычным для восприятия.

Некрасов впервые открывает сложный, внутренне надломленный женский характер, с добрым от природы, но ожесточившимся от жизненных невзгод. Это внутренний надлом становится причиной постоянного душевного надрыва и эксцентричных поступков.

Все, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас, -

Мы на один алтарь сложили -

И этот пламень не угас!

Таким образом, лирика этого Некрасова глубоко лирична, психологична, оригинальна. Раскрывая эту поистине вечную тему, поэт привнес в нее свой взгляд на отношения мужчины и женщины, постарался максимально полно и достоверно раскрыть специфику этих отношений, показать значимость любви в жизни человека.

Два величайших лирических героя эпохи второй половины 19 века передали в своих диалогах настроения двух любящих сердец. Темы любви и понимания были раскрыты с помощью культурных архетипов и деталей. Некрасовым были раскрыты образы времени и чувства лирического героя. Детали стихотворения помогли постичь тайны в описании любви, способной одновременно и страдать, и кокетливо улыбаться своим страданиям, любви безграничной, сильной, но драматической.

После почти десятилетнего упадка интереса к поэзии наступил резкий перелом. Некрасов, Тютчев, Полонский, Огарев – вот те имена, которые возродили поэзии из пепла Золотого века.

Но вспышки гнева и тревоги любви не воспринимаются поэтом как случайные эпизоды, омрачающие счастье двух людей. Это – неизбежная сторона любви, знак полноты и силы чувства, немыслимого без ревности и мучений [15, 62]:

Если, мучимый страстью мятежной,
Позабылся ревнивый твой друг
И в душе твоей, кроткой и нежной,
Злое чувство проснулося вдруг –

Все, что вызвано словом ревнивым,
Все, что подняло бурю в груди,
Переполнена гневом правдивым,
Беспощадно ему возврати.

Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором –
Всю до капли досаду излей!

Лирический герой не жаждет прощения, он ищет – понимания и веры, понимания его ревности, вызванной только сильной любовью, и веры, что ревность сильнее всего терзает того, в чье сердце она проникает.

Любовь несет муки и тревоги, обиды и ссоры, но только она дает жизни высокий смысл. Даже не близость любимой, а только ее письма способны внести в душу героя веру в жизнь:

Лирическая героиня Некрасова выписана более, чем обладательница определенного характера: она - личность, знающая волнения, тревоги, испытывающая необходимость утвердить то, что ей кажется справедливым, умеющая сама найти выход из горестных обстоятельств. Некрасов как конкретная личность сам близко знал таких женщин. Одна из них — А.Я.Панаева, наделенная красотой, обаянием, а главное, незаурядным умом и характером!

Все, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас, -

Мы на один алтарь сложили -

И этот пламень не угас!

Вопрос 34. Жанр поэмы в творчестве Н.А.Некрасова (1821-1877/8).

Самые главные поэмы

Признаваясь в любви к детям, противопоставляя деревенского ребенка городскому, Некрасов отнюдь не впадал в идилличность, он оставался верен принципу правдивого изображения народной жизни, отчетливо сознавая, что в условиях крепостничества детство только на время создает для человека иллюзию свободы.

В стилистике поэмы Некрасов искусно разработал сложный эмоционально-ритмический строй, впитавший в себя богатейшую фольклорную традицию, огромный художественно переработанный поток народнопоэтического творчества, приемы народной поэтики.

Вопрос 35. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А.А.ФЕТА.

Основной тон поэзии Фета — светлый, жизнерадостный, основное ее настроение — настроение душевного подъема. Упоение красотой, любовью, природой, искусством, воспоминаниями, грезами, — но всегда упоение, восторг, наслаждение, — основное эмоциональное содержание поэзии Фета. Есть у него, конечно, и грустные, меланхолические стихи; таковы его старческие стихи о грядущей смерти, утрате лучших чувств, печали воспоминаний.

В сферу красоты в понимании Фета включаются традиционные лирические мотивы природы и любви, различные душевные переживания и настроения, далекие от всякой практической деятельности, чуждые социальной жизни.

Именно красота становится "главной героиней" его стихов. Незримо, но она присутствует в них:

Буду ждать успокоенья

("На двойном стекле узоры")

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо.

("Только встречу улыбку твою…")

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист.

Неразрывно связаны у поэта любовь к природе и любовь к женщине. Сложно найти стихи, где была бы любовь, и не было бы природы, была бы природа, и не было бы любви:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

Сияла ночь. Луной был полно сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Вся любовь Фета к любимой женщине выражается образами природы. Любовь так же прекрасна, как и природа, в них обеих есть красота.

Но нельзя думать, что лирика А.А. Фета замыкалась только любовными и природными мотивами. В его стихах звучат и античные мотивы ("Диана", "Влажное ложе покинувши, Феб златокудрый направил. ") и христианские мотивы ("Мадонна", "Ave Maria"). Как и любой другой поэт, Фет пишет и о вечном - жизни и смерти:

Но если жизнь - базар крикливый бога,

То только смерть - его бессмертный край.

Фета одинаково не пугают ни жизнь, ни смерть. К смерти он испытывает холодное безразличие, а жизнь оправдывается лишь творческим "огнем", соизмеримым с "целым мирозданием".


В середине ХIХ века лирика большинства русских поэтов тяготеет к циклизации (Н.Языков, Н.Огарев, А. Григорьев, Н.Некрасов, Ф.Тютчев, А.Фет и др.). Этому способствовала "общественная и историко-литературная ситуация, возникшая в первой трети ХIХ века, когда на смену идее государственности пришла идея личности" [9, 4]. Именно личность заняла главенствующее положение в системе ценностей, а потому она стала не только субъектом, но и объектом творчества.

Некрасовский и тютчевский поэтические циклы выбраны не случайно. Во-первых, оба они по своей природе – романные; во-вторых, их объединяет общая тема – любовь и пафос – страдания лирического героя; в-третьих, этнически совпадает эпоха создания стихотворений: 1846-1877 у Некрасова и 1850-1869 – у Тютчева.

Общность мотивов можно объяснить тем, что оба романа развертывались в какой-то мере в сходных биографических условиях, и оба были "незаконны" с точки зрения общепринятых моральных норм. Так, в 1847 году, формально оставаясь женой И.И. Панаева, Авдотья Яковлевна становится гражданской женой Некрасова, что послужило предметом постоянных разговоров и пересудов. Достаточно шумный скандал произошел вокруг связи Тютчева с Е.А. Денисьевой, когда в 1851 году их тайная связь обнаружилась (напомним, что Тютчев в это время был человеком семейным: с детьми от первого и второго браков, с умной и красивой женой – Э. Ф. Дернберг).

Образ "жестокого общества" с его предрассудками и мнением отразился в обоих циклах, причем оба поэта дают ему одно определение – "толпа":

". Толпыбессмысленному мненью

Ужель и ты покорена.

. Не верь толпе – пустой и лживой. "(1845 г., "панаевский цикл") [1,Ι,134].

". Толпавошла, толпа вломилась

В святилище души твоей.

. Ах, если бы живые крылья,

Души, парящей над толпой,

Ее спасали от насилья

Бессмертной пошлости людской"(1851-52 гг., "денисьевский цикл") [2,150].

". Толпанахлынув, в грязь втоптала,

То, что в душе ее цвело. " (1851 г., "денисьевский цикл") [2, 144].

В борьбу же с общественным мнением выступает "гордая сила", воплощенная в образе молодой женщины. Так, Некрасов и Тютчев создают в интимной лирике не традиционно один, а два характера: лирического героя, отражающего круг переживаний и настроений автора, и образ его возлюбленной. И хотя судьбы героев тесно связаны, основным (центральным) выступает все же женский образ. У Некрасова – это личность, знающая волнение, тревоги, испытывающая необходимость утвердить то, что ей кажется справедливым. Она – спутница, с нею делят не только веселье, но и нужду, горе, утраты. На нее легко опереться в жизненной борьбе, она помогает герою сохранить "святыню убеждений" и нравственную чистоту даже в самых трудных обстоятельствах. Н. Некрасов подтверждает это в стихотворении "Ты всегда хороша несравненно. " (1847 г.):

"С тобой настоящее горе

Я разумно и кротко снесу. " [1, I, 64].

И это не случайно, ведь в лице Авдотьи Яковлевны он нашел не только любимого и близкого человека, но и друга, соратника, готового с увлечением взяться за любую работу. Панаева – женщина эмансипированная, вращавшаяся в литературных кругах Петербурга, среди ее друзей были Белинский, Тургенев, Грановский, она участвовала во всех беседах, впитывала их идеи. В 1848 году Авдотья Яковлевна помогает Некрасову писать для "Современника" роман "Три страны света", а немного позже, размышляя о бесправном положении женщины, и о проблемах семьи и брака, она самостоятельно пишет роман "Семейство Тальниковых".

Несколько по-иному представлен образ возлюбленной у Тютчева. В его стихотворениях женщина не равна мужчине, она намного выше, сильнее, самоотверженнее его. Именно поэтому Тютчев пишет от лица женщины стихотворение "Не говори: меня он, как и прежде любит. " (1851-52 гг), в котором переданы глубокие переживания любящего женского сердца. Задыхаясь от нахлынувших на нее чувств, она горячо высказывает все, что у нее наболело:

"Не говори: меня он, как и прежде любит.

. О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть вижу, нож в руке его дрожит.

. Я стражду, не живу. им, им одним живу я -

Но эта жизнь. О, как горька она. "[2,154].

Внутреннее превосходство героини над лирическим героем ярко вырисовывается и в стихотворении "Не раз ты слышала признанье. ", в котором поэт замечает:

". Перед любовию твоей

Мне больно вспомнить о себе

- Стою, молчу, благоговею

И поклоняюся тебе. " [2, 148].

Тютчев хорошо понимал и осознавал то положение, в котором по его вине оказалась любимая женщина. От нее отказывается отец и запрещает родственникам с ней общаться, тетка – инспектриса Смольного института из-за нее вынуждена оставить институт, "свет" ее не принял и отверг. Елена Александровна в фальшивом положении: мать троих детей, которые всегда будут считаться незаконнорожденными, возлюбленная поэта, незаконная жена. Все это оставило свой отпечаток на характере и здоровье Е.А. Денисьевой. Беззаветная любовь к Тютчеву сделала ее вспыльчивой, экзальтированной, болезненной. Тютчев не раз говорил в стихах о том, что, породив такую любовь, он не способен подняться до ее высоты и силы; вот его поразительные строки об этом:

«Ты любишь искренно и пламенно, а я –

Я на тебя смотрю с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей… без веры я стою-

И самого себя, краснея, сознаю

Эти признания справедливы в одном отношении: поэт не мог расстаться с Эрнестиной Фёдоровной и целиком отдал себя этой любви.

В поэтических циклах Некрасов и Тютчев наделяют своих героинь индивидуальными, ни на кого не похожими чертами. И всё же здесь тоже можно уловить сходство. Обратимся к текстам циклов: «Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой весёлый, насмешливый ум,

Ты хохочешь так бойко и мило…

… То понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь,

Так добра ты, скупая на ласки,

«Ты волна моя морская,

Своенравнаяволна…

… Ты на солнце ли смеёшься,

Отражая неба свод

Иль метёшься и бьешься

В одичалой бездне вод,-

Сладок мне твой тихий шепот,

Полный ласки и любви

Внятен мне и буйный ропот,

«Год не прошёл

Спроси и сведай,

Что уцелело от нея…

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слёзы

«Истерзана, озлоблена борьбой…

Страдалица! Стоишь ты предо мной

«… Давно ни с кем она не знает встречи,

«Тяжёлый крест достался ей на долю;

Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;

Кому и старость, и молодость, и волю-

«Не говори, что дни твои унылы,

Тюремщиком больного не зови:

Передо мной – холодный мрак могилы,

Перед тобой – объятия любви!

Я знаю: ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе…

«О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

«… И медленно опомнилась она,

И начала прислушиваться к шуму…

… И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно она проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

«Один, один! А ту, кем полны

Мои ревнивые мечты,

Умчали роковые волны

"Простить не можешь ты ее -

И не любить ее не можешь. " [1, ΙΙΙ, 128].

Он снова ревнует, вновь мучительно пытается понять, легко ли она решилась на разлуку, и тут же утешает себя мыслью, что "без него нет счастья ей!" Нахлынувшие горькие воспоминания терзают Некрасова, он не понимает "зачем . в душе неистребима Мечта любви, не знающей конца. " и молит: "Усни . умри!"

В стихотворениях Тютчева мы тоже слышим признание о непокидающих душу воспоминаниях: "Нет дня, чтобы душа не ныла,

Не изнывала б о былом. [2, 208].

"Опять стою я над Невой,

И снова как в былые годы. " [2, 213].

Однако, если Некрасов просит чувства "уснуть" и "умереть", то Тютчев, наоборот, страстно молит навсегда сохранить эту острую боль:

"О, господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь по ней. " [2, 201].

Таким образом, сопоставительно-типологический анализ "панаевского" и "денисьевского" циклов, позволяет утверждать, что Некрасов и Тютчев два лирических поэта, у которых в жизни и творчестве много общего.

Оба цикла имеют реальную жизненную основу. Стихотворения в них являются автобиографическими "романами в стихах", все переживания в них в исключительной степени индивидуальны и субъективны. Причиной создания обоих лирических произведений послужила любовь – чувство, от которого ни Некрасов, ни Тютчев никогда не могли освободиться окончательно.

Изучение и осмысление истории создания, структуры, образного мира таких циклов расширяет наше представление о внутреннем мире поэтов и глубинах их психологического переживания. Сравнительно-сопоставительный анализ открывает новые возможности изучения лирики Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова в школе.

1. Некрасов Н.А. Полное собр. соч. и писем. В 15 т. -Л.:Художественная литература, 1981.

2. Тютчев Ф.И. Сочинения. В 2 т, -М.: Художественная литература, 1984.

3. Аксаков И.А. Биография Ф.И.Тютчева. –М:. Просвещение, 1986.

4. Жданов В. Жизнь Некрасова. – М.: Художественная литература, 1981.

5. Кожинов В.В. Ф.И.Тютчев. – М:. Молодая гвардия, 1988.

6. Некрасов Н.А. Русские второстепенные поэты (Ф.И.Тютчев. О вещая душа моя). Вступит. статья, сост. Л.А.Озеров – М. Школа-Пресс, 1995.

7. Озеров Л. А. Поэзия Тютчева. – М.: Художественная литература, 1975.

8. Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева, М.: изд-во АН СССР, 1962, с. 136-138.

9. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика (монография). АДЦ.-Тверь, Твер.гос.унив, 1992.

Основные термины (генерируются автоматически): стихотворение, цикл, III, лирический герой, денисьевский цикл, жизнь, любимая женщина, любовь, близкий человек, двусложный размер.

Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. Эта мысль настолько “громко” и сильно звучит в его стихах, что навевает мысли о чем-то языческом. И тут вспоминается природа Фета, которая тоже любит, любит не просто вместе с человеком, а любит вместо человека, как это происходит в стихотворении "В дымке-невидимке". Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. К тому времени поэт уже прожил достаточно долгую жизнь и превратился в старика, однако в его стихах продолжает жить восторженный горячий юноша. Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как "Нет, я не изменил", "Люби меня! Как только твой покорный" или же "Еще люблю, еще томлюсь".

Силой, способной творить красоту, является любовь. Самым значительным в лирике Ф был цикл стих-й, посвящ-х Марии Лазич. Чувства их были взаимны, но брак невозможен, т.к. Фет женился по расчёту. Этот цикл посвящён уже умершей возлюбленной. Из этих стих-й мы видим, что Ф интересует не индивид характ-ка, не психологич портрет героини, его интересует сам процесс чувствования. Чувство передаётся не в целостности, а в деталях, тонч-х оттенках. Ф передаёт тончайшие иррационал-е переживания человека. Ф очень дорожит мигом. Мир, природа живёт интимной жизнью. Любовь как преодолённое страдание. Концепция любви у Ф сводится к формулам: красота, счастье, страдание =>одновременно. Поэтому часто встреч-ся сочетания слов: мука-блаженство; страдание-блаж-во. Позднее эту концепцию подхватит Блок.

Основное внимание естественно уделить “панаевскому циклу”. Авдотья Алексеевна Панаева — главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических, обратим на это внимание выпускников, так как, хотя цикл и имеет реальную биографическую основу, образы лирических героев нельзя отождествлять с их литературными прототипами. Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. “Панаевский цикл” — пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим. В нём мы почти не найдём социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Что можно сказать об этих двоих? Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Впрочем, о нём мало что известно. В центре “панаевского цикла” — она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать” (Скатов).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с “денисьевским циклом” Тютчева. (Сходство это подробно проанализировано в работах Скатова.) Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, “незаконности” любви, “мятежности” пронизывают оба цикла и тем самым объединяют — в интимной лирике — двух столь разных поэтов.

В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.

Читайте также: